» » Разработанные уроки по биологии тема птицы. Урок по биологии "класс птицы"

Разработанные уроки по биологии тема птицы. Урок по биологии "класс птицы"

Конспект урока биологии для 8 класса

коррекционной школы VIII вида

по теме "Размножение и развитие птиц"

Учитель-дефектолог, олигофренопедагог

Гимаева Ирина Мунировна,

ГБС(К)ОУ «Чистопольская С(К)ОШ № 10 VIII вида»

Предмет : биология.

Класс : 8.

Раздел программы : Птицы.

Тема урока : Размножение и развитие птиц.

Цель урока : сформировать представление о размножение и развитие птиц.

Задачи урока :

Коррекционно-образовательные:

    обобщить знания, полученные на прошлых уроках;

    расширить кругозор и познавательный интерес учащихся.

Коррекционно-развивающие:

    развивать устную монологическую речь учащихся при ответах на вопросы учителя;

    составлять связные высказывания о размножении птиц;

    развивать аналитическое мышление при сравнении птиц с пресмыкающимися;

    развивать произвольное внимание при выполнении заданий с использованием карточек и электронного пособия.

Коррекционно-воспитывающие:

    прививать любовь к природе;

    воспитывать бережное отношению к птицам;

    развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.

Оборудование: мультимедийное оборудование; ноутбук; видеофрагменты: «Образование яиц», «Развитие зародыша в яйце», «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус»; презентация; на каждую пару: сырые яйца, чашка Петри, препаровальные иглы, лупы, пинцеты, карточки для индивидуальной работы.

Тип урока - комбинированный

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий; постановка и решение учебной задачи, практикум.

Методы обучения и методические приемы: проблемно - поисковый , рассказ, беседа, работа с карточками и компьютером.

Формы работы: в парах , индивидуальная.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Слово учителя.

Слушают учителя.

2. Постановка целей и задач урока.

Реализует методический прием» «Знаем - Хотим узнать - Узнали».

Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока

3. Проверка ранее изученного материала.

Знакомит с заданиями. 1. Установите верное соответствие . 2.Индивидуальные задания по карточкам. Проверяет правильность выполнения.

Выполняют фронтально.

Выполняют самостоятельно

4. Изучение нового материала.

1. Рассказывает с применением мультимедийной установки. 2. Показывает видеофрагмент.

Слушают учителя. отвечают на вопросы. Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Определяют, где у птиц образуются яйца.

Задание 1.

Знакомит с целью лабораторной работы. Контролирует выполнение задания. Проверяет на мультимедийном экране.

Знакомятся с инструкцией. Выполняют задание, работаю по карточкам: делают надписи к рисунку и формулируют вывод.

Задание 2.

Сообщение учащегося о гнёздах птиц.

Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа.

Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах.

Даёт задание по карточке. Проверяет усвоение материала.

Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве. Показ видеофрагментов о кукушке и страусе.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы. Ученик читает стишок о правилах поведения в лесу.

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Слушают ученика. Отвечают на вопросы.

Работают с перфокартой. Сравнивают между собой выводковых и гнездовых птенцов.

Слушают сообщение учащегося о кукушке с использованием слайда презентации.

5.Закрепление изученного материала

Задание 3.

Работа с мультимедийной установкой. Проверяет работу.

Выполняют тестовое задание по карточкам.

6. Рефлексия. Итог урока.

Подводит итоги урока. Помогает делать вывод. Реализует методический прием» «Знаем - Хотим узнать - Узнали». Контролирует работу учащихся.

Заполняют анкету. Записывают д/задание.

Ход урока

    Орг. момент

Добрый день, ребята! Сегодня с вами продолжим изучение темы «Птицы» .

Из предложенного перечня выберите, что вы знаете, что хотели бы знать. (Слайд 2).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Внешнее строение птицы.

2. Внутренне строение птицы.

3. Черты приспособления к полету.

4. Строение и виды перьев.

5. Особенности размножения и развития птиц.

После заполнения таблицы дети вместе с учителем формулируют цель урока и задачи урока: (Слайд 3)

    Изучить образование яйца птицы

    Изучить строение яйца птицы

    Рождение и развитие птенцов.

Прежде, чем отправиться в путь за новыми знаниями, проверим, как вы усвоили пройденный материал.

    Повторение пройденного материала.

Цель: проверить учащихся, как усвоили материал по теме: «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» и убедиться, что готовы изучать новый материал.

    Установите верное соответствие. (Слайд 4)

(Фронтальный опрос).

    Индивидуальные задания по карточкам. (Слайд 5)

Проверка правильности выполнения задания.

3. Изучение нового материала.

Цель: углубить свои знания по теме «Птицы». Продолжить выявлять особенности в размножении и развитии птиц.

Внимательно слушайте рассказ.

а) Образование яйца в организме птицы

Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, как у пресмыкающихся, а по одному. Если бы они развивались все одновременно, то самки не могли бы летать.

Яйца птиц различаются по величине и окраске. (Слайд 6).

ассказ учителя с применением мультимедийного экрана, показом видео «Образование яиц ) .

- Для того, чтобы лучше узнать строение яйца, проведём лабораторную работу. (Слайд 7).

- Вспомним правила техники безопасности при проведении лабораторных работ.

Инструктаж:

Требования безопасности перед началом лаб. работы:

    Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

    Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.

    Получить учебное задание у учителя.

Требования безопасности во время лаб. работы:

    Выполнять все действия только по указанию учителя.

    Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части оборудования не направляйте к соседу по парте

    Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

    Соблюдать порядок и дисциплину.

Требования безопасности по окончании занятий

    Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность

- Ознакомимся с порядком проведения лабораторной работы.

(Параллельно чтению инструкции выполняется лабораторная работа.)

Инструктивная карточка.

Тема: Изучение строения куриного яйца.

Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования.

Оборудование: лабораторные инструменты, живой объект.

Ход работы:

1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? (Скорлупой )

2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку Петри.

3. Рассмотрите белок и желток . Найдите в белке плотные шнуры -

канатики . От какой части яйца они отходят?

4. Найдите на желтке беловатое округлое пятнышко - зародышевый диск или зародыш . Где он расположен?

5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? С помощью ручной лупы найдите в скорлупе маленькие отверстия - поры.

6. Надломите пинцетом кусочек скорлупы и потяните вниз. Рассмотрите подскорлуповую оболочку .

7. Найдите под скорлупой тупой части яйца воздушную камеру .

Словарная работа : скорлупа, белок, желток, канатики, зародышевый диск (зародыш), подскорлуповая оболочка, воздушная камера.

Задание 1. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране (Слайд 8).

Задание 2. Работа по карточкам.

. Сформулируйте вывод о строении яйца:

Снаружи яйцо покрыто твёрдой _____________________________ .

Внутри яйца находится _______________ и _____________________ .

Желток находится в середине белка благодаря ________________________.

На поверхности желтка имеется беловатое пятнышко, это - _________ .

Под скорлупой находятся два слоя __________________ ___________.

В тупом конце яйца образуется ___________________ _____________.

Проверка на мультимедийном экране (Слайд 9).

Сообщение учащегося о гнёздах птиц . (Слайд 10).

Весной воздух пронизывается весёлым птичьим шумом и гамом. Возвращаются птицы с зимовки, чтобы заняться самым главным делом - выведением своего потомства.

Перед откладкой яиц большинство птиц строит гнезда. Одни из птиц гнездятся на земле, другие на деревьях и кустарниках или среди камней. Грачи, например, строят гнезда на деревьях. Они таскают прутья, небольшие ветки, складывают их, и получается широкая корзина. Внутри гнездо грачи выстилают перьями, сухими стебельками травы. В отличие от грачей чибисы делают гнездо на земле - углубление в почве выстилают сухими травинками и соломинками.

Беседа о помощи птицам, о поведении в природе.

Некоторые птицы не строят гнёзда, и тогда им на помощь приходят люди. Скворцы, синицы, воробьи, стрижи с удовольствием поселяются в деревянных домиках. (Слайд 11)

Время выведения потомства - особый период для всех животных. В это время запрещена охота на птиц и зверей, в лесу нужно соблюдать определённые правила поведения. Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Слайд 12).

Ученик читает стих о правилах поведения в лесу. (Слайд 13).

Отложенные яйца птицы насиживают, согревают теплом своего тела. Под влиянием тепла внутри яиц развиваются зародыши. Желток и белок служат им источником пищи и воды. Дышат зародыши кислородом воздуха, который поступает через поры в скорлупе яиц. Птенцы развиваются быстро. У грачей, например, они выклёвываются из яиц через 17-18 дней после начала насиживания, у кур - через 21 день. (Слайд 14)

Показ видеофрагмента о развитии зародыша в яйце. Беседа по вопросам:

За счёт чего питается зародыш? - Что служит источником воды для зародыша? - Какие условия необходимы для развития зародыша?

Сообщение учащегося о гнездовых и выводковых птицах. (Слайды 15-17)

У гнездовых птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными (у грачей, воробьев, ласточек, дятлов).

Родители приносят различных насекомых, личинок и суют их в широко раскрытые рты птенцов.

Благодаря заботе родителей птенцы быстро растут и вскоре вылетают из гнезд.

У выводковых птиц (у уток, гусей, кур) птенцы появляются, на свет зрячими, покрытыми густым пухом.

Такие птенцы, едва обсохнув, могут бежать за родителями. Пищу птенцы склевывают сами, а взрослые птицы помогают лишь найти ее.

Задание 3. Работа по карточкам.

Проверка на мультимедийном экране. (Слайд 18)

Сообщение учащегося о заботе птиц о своём потомстве.

Почему кукушка - плохая мать?

    Кукушка сносит 20 яиц с интервалом в 1-3 дня.

    Не имея своего гнезда, яйца она не высиживает - подбрасывает в гнезда других птиц.

    Сначала она, облетая свои владения, находит подходящее гнездо.

    Потом, затаившись, наблюдает за обитателями выбранного ею жилища.

    А улучив подходящий момент, во время отсутствия хозяев, подкидывает свое яйцо.

    Если гнездо прочное, открытое сверху, кукушка прямо в него откладывает яйцо.

    Если же гнездо расположено в дупле, если имеет вход сбоку, то откладывание яйца происходит на земле.

    Потом, взяв яйцо в клюв, кукушка переносит его в гнездо.

Просмотр видео «Кукушонок», «Кормление кукушонка», «Страус» (youtube.com/watch?v=i7QGu4UkGKo).

Вопрос к фильмам: В чём проявляется у птиц забота о потомстве?

4.Проверка изученного материала (Слайд 20).

5. Рефлексия урока. (Слайд 21).

Цель: подведение итогов урока, домашнее задание, оценка знаний.

Заполнение колонки «Узнал» в таблице первого этапа урока. Сравнение колонки «Хочу узнать», «Узнал» и вывод.

Домашнее задание: нарисовать рисунок по охране птиц.

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

Доволен / не доволен

Коротким / длинным

Не устал / устал

Стало лучше / стало хуже

Понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Легким / трудным
интересно / не интересно

Список литературы:

1.Биология. Животные. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида/А.И. Никишов, А.В. Теремов. - 6-е изд., исправленное. - М.: Просвещение, 2008.- 232с.

2.Пименов А.В, Пименова Е.А. Биология: дидактические материалы к разделу «Животные»,7-8 кл.- 2-е изд.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2006.-160с.

Интернет - ресурсы:

1. images.yandex.ru/yandsearch?text

2. yandex.ru/video/search?text

3. youtube.com/watch?v=RaQZoYAgZj0

4. wildportal.ru/ptitsi/581_ptitsi_2.html

5. v.900igr.net/zip/a960a3f4bea06dd04fac0920b07de8da.zip

6. youtube.com/watch?v=zWF6-0t0SJY

7. mirknig.com/2012/03/31/tishe-pticy-na-gnezdah.html

8. dikiymir.ru/catalog-statei/zoo/114-kukushra.html#ixzz2mQyLsvcK

9. yandex.ru/yandsearch?win=90&clid=2008267- 1000&text=не+разоряйте+птичьи+гнезда

https://pandia.ru/text/78/210/images/image002_26.gif" width="522" height="127 src=">Комплексная дидактическая цель: В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны:
1. Знать внешнее и внутреннее строение птиц, процессы их жизнедеятельности.
2. Проанализировать эволюционные изменения систем органов по сравнению с ранее изученными классами позвоночных животных.
3. Изучить особенности строения птиц, связанные с приспособленностью к полету.
4. Получить представление об экологических группах птиц и о систематике птиц.

М №1 - Внешнее строение, скелет и мышцы птиц.
М №2 - Внутреннее строение птиц.
М №3 - Размножение и развитие птиц. Приспособленность к сезонным явлениям природы.
М №4 - Многообразие птиц.
При разработке уроков использованы материалы. 1. , Шарова. Животные. М., «Просвещение», 1995
2. , Белых тетрадь по биологии 7-8 классы (Раздел «Животные»). М.,1995.
3. Сухова по биологии 6-11 класс. М., Дрофа, 1998.
4. Резникова зачеты. Биология 8., м., 1993.
5. , Теремов материал по зоологии. М.,РАУБ, 1997.
Модуль № 1. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ, СКЕЛЕТ И МЫШЦЫ ПТИЦ.

Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить внешнее строение, скелет и мышцы птицы;
б) Найти особенности строения птиц по сравнению с ранее изученными классами.

Учебный элемент –1

Цель: определить исходный уровень знаний о классах земноводных и пресмыкающихся, а также о общебиологических понятиях.
1. Запишите в тетради дату и название темы.
2. Выполните тестовую работу.
3. Проверьте правильность выполнения теста.
4. Определите уровень ваших знаний.
5. Проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 2.

Цель: получить представление об особенностях строения птиц (лекция).

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить особенности строения птиц. Самостоятельная работа.
1. Прочитайте по учебнику § 53.
2. Изучить рисунки к § 53.
3. Выполните работы № 000 и «Проверьте себя». Проверьте правильность их выполнения и проанализируйте ошибки (в группе).
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 53.

Учебный элемент - 4.

1) Цель: найти особенности строения скелета птиц, провести сравнение со строением скелета пресмыкающихся.
1. Прочитайте § 54.
2. Заполните таблицу «Скелет птицы».
3. Изучите рисунки к § 54.
4. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 54.
5. Выполните работу № 000.
Приложение к модулю № 1. 1. Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:

b) более короткие задние ноги

c) грубую кожу, покрытую бугорками

d) два круга кровообращения

2. Координацией движения управляют:

a) спинной мозг

b) продолговатый мозг

c) мозжечок

d) средний мозг

3. Внутреннее оплодотворение характерно для:

b) тритона

c) ящерицы

d) червяги

4. У безногой ящерицы в отличии от змей:

a) подвижные непрозрачные веки

b) тело покрыто чешуей

c) раздвоенный на конце язык

d) покровительственная окраска

4. Головной мозг земноводных снабжается кровью:

a) венозной

b) артериальной

c) смешанной

5. Рефлекс - ответная реакция на раздражение, осуществляемая:

a) мускулатурой

b) пищеварительной системой

c) нервной системой

d) всеми системами органов

6. Безусловные рефлексы –

a) врожденные

b) приобретенные

c) действуют постоянно

d) проявляются у особей одного вида по разному

8. По берегам рек, прудов и озер живет:

а) уж обыкновенный

б) обыкновенная гадюка

г) среднеазиатская черепаха

9. Развитие пресмыкающихся:

а) прямое

б) с полным превращением

в) с неполным превращением

Работа № 000

Рассмотрите чучело птицы по плану, приведенному в лабораторной работе № 7 (стр. 252) и рисунок 232 в учебнике. Заполните таблицу.
Особенности внешнего строения птицы.

Признаки

Особенности строения

Основные отделы тела

Органы головы

Органы туловища

https://pandia.ru/text/78/210/images/image004_14.jpg" width="397" height="251">
Критерии оценки. Тестовая работа:
9 - высокий уровень знаний;
8, 7 - средний;
6 - низкий.
Каждая правильно выполненная работа оценивается в 1 балл, если в работе есть ошибки - 0 баллов. § 53.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради

§ 53, 54, повторить записи в тетради

Модуль № 2.

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ.

Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить внутреннее строение птиц;
б) Проанализировать эволюционные изменения систем органов;
в) Отметить особенности строения, связанные с приспособленностью к полету.

Учебный элемент -1.

Цель: получить представление о внутреннем строении птиц и его особенностях (лекция).

2. Внимательно слушайте лекцию «Внутреннее строение птиц».
3. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 2.

Цель: изучить внутреннее строение птиц.
Самостоятельная работа.
1. Прочитайте § 55 и § 56 «Система органов размножения».
2. Изучите рисунки к § 55, 56.
3. Выполните работу № 000, 123. Проверьте правильность их выполнения, проанализируйте ошибки.
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 55.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить изменения во внутреннем строении птиц, связанные с приспособленностью к полету.
1. Обсудите в группе устные ответы на вопросы к § 55.
2. Выполните работу № 000 и задание «Проверьте себя».
3. Обсудите задание «Проверьте себя» в классе.
4. Составьте в тетради обобщающую таблицу.

Органы птицы

Особенности, связанные с полетом

Внешнее строение

Система органов

5. Обсудите таблицу в группах.
Приложение к модулю № 2.
Работа № 000.


Укажите, какими цифрами на рисунке обозначены органы:

a) пищеварительной системы ___

b) дыхательной системы _______

c) кровеносной системы _______

Работа № 1Укажите, что означают цифры, приведенные на рисунке.

2. Каковы особенности строения головного мозга птицы?
Работа № 000. 1. Укажите, какие изменения, связанные с полетом произошли в таких системах органов птиц, как:

a) пищеварительная;

b) дыхательная;

c) кровеносная.

2. Каким образом обеспечивается высокий уровень обмена веществ в организме птиц?
«Проверьте себя». 1. Укажите приспособления к полету в строении таких органов птиц, как:

a) пищеварительная;

b) дыхательная;

c) кровеносная.

2. Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ пресмыкающихся?
3. В чем усложнения в строении нервной системы птиц, по сравнению с пресмыкающимися?
Критерии оценки. Аналогично модулю №1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради

§ 55, 56 (до строения яйца), повторить записи в тетради

Модуль № 3.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ПТИЦ К СЕЗОННЫМ ЯВЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ.
Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить размножение и развитие птиц и их приспособленность к сезонным явлениям;
б) Отметить поведенческие реакции птиц, связанные с заботой о потомстве и сезонными явлениями;
в) Дать понятие о происхождении птиц

Учебный элемент - 1.

Цель: актуализировать опорные знания по теме «Внешнее и внутреннее строение птиц».
1. Запишите в тетради тему и дату урока.
2. Выполните тестовую работу.
3. Проверьте правильность выполнения, определите уровень ваших знаний, проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 2.

Цель: получить представление о размножении и развитии птиц, их приспособленности к сезонным явлениям и происхождении птиц.
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить размножение и развитие птиц.
1. Прочитайте § 56 (начиная с раздела «Строение яйца»).
2. Изучите рисунки к § 56.
3. Выполните работы № 000, 126. Проверьте правильность выполнения. Проанализируйте ошибки (в группе).
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 56.

Учебный элемент - 4.

Цель: изучить приспособленность к сезонным явлениям.
1. Прочитайте § 57 и изучить рисунки.
2. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 57.
3. Найдите различия между перелетными, кочующими и оседлыми птицами.
4. Выполните работы № 000, 128. Проверьте правильность выполнения, проанализируйте ошибки.
5. Письменно ответьте на задание «Проверьте себя».

Учебный элемент - 5.

Цель: изучить происхождение птиц.
1. Прочитайте § 58.
2. Составьте таблицу на стр. 176.
3. Проверьте таблицу в группе и обсудите допущенные ошибки.
4. Выполните, проверьте и оцените в группах работы № 000, 130.
Приложение к модулю №3.
Тестовая проверочная работа . 1. Кожа птиц

a) покрыта роговыми чешуйками или щитками

b) голая, влажная, имеет много желез

c) покрыта костной чешуей и слизью

d) сухая, покрыта перьями

2. В строении задних конечностей птиц появляется...

3. При полете воздух воздушных мешков у птиц

a) повышает температуру их тела

b) защищает внутренние органы от перегревания

c) предохраняет их органы от охлаждения

d) не влияет

5. Какие отделы головного мозга особенно хорошо развиты у птиц?

a) только продолговатый мозг

b) только мозжечок

c) только передний мозг

d) мозжечок и передний мозг

6. Механическая переработка пищи у птиц происходит в

a) ротовой полости

b) пищеводе

c) желудке

d) кишечнике

7. Какой орган чувств лучше всего развит у птиц?

a) орган слуха

b) орган осязания

c) орган обоняния

d) орган зрения

8. Какие железы развиты в коже птиц?

a) железы, выделяющие слизь

b) потовые

c) копчиковые

d) сальные

9. Среди перечисленных ниже примеров, найдите условный рефлекс.

a) птенец клюет все предметы, попадающие в поле зрения

b) птенец более позднего возраста клюет только съедобные предметы

c) самка высиживает птенцов

d) птицы строят гнезда

Работа № 000. Рассмотрите рисунок, на котором показана схема строения яйца птицы. Укажите, что означают приведенные на этом рисунке цифры.

Работа № 000. Назовите виды птиц, птенцы которых вылупляются из яиц:

a) беспомощные, голые и слепые

b) зрячие, покрытые пухом, способные следовать за родителями

Работа № 000. В следующем перечне названий птиц подчеркните одной чертой названия перелетных птиц; двумя - кочующих и не подчеркивайте название оседлых птиц:

a) лесной конек

b) береговая ласточка

c) тетерев

d) белая куропатка

e) обыкновенная кукушка

f) серая ворона

g) полевой воробей

i) обыкновенный скворец

j) большая синица

Работа № 000. Рассмотрите рисунок 253 в учебнике и ответьте на вопросы:
1. Какое гнездо у лесного конька? Где оно расположено.
2. Что характерно для гнезда иволги?
3. Чем гнездо ласточки отличается от гнезда иволги?
4. Чем похоже гнездо дятла на гнездо береговой ласточки?

«Проверьте себя». 1. Укажите в какие сезоны года у большинства птиц нашей страны бывают такие явления, как:

a) гнездование

d) кочевки

2. Какое значение в жизни птиц нашей страны и раскройте причины перелетов.

Работа № 1Укажите черты сходства птиц с пресмыкающимися в:

a) строении

b) размножении

c) развитии

2. Сделайте вывод на основании черт сходства пресмыкающимися.
Работа № 000. На схеме, приведенной на первом форзаце учебника найдите местоположение птиц и ответьте на вопросы:
1. Когда появились на Земле птицы?
2. С какими животными они имеют наибольшее сходство?
3. О чем свидетельствует это сходство?
Критерии оценки.
А
налогично модулю № 1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради

§ 56, 57, 58, повторить записи в тетради

Модуль № 4.

МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ.
Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель: а) Изучить многообразие экологических групп птиц.
б) Ознакомиться с классификацией птиц и характеристикой основных отрядов.
в) Получить представление о значении птиц и их охране.

Учебный элемент -1.

Цель: получить представление о многообразии птиц (лекция).
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент -2.

Цель: изучить основные экологические группы птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 59.
2. Заполните таблицу.

Местообитание

Особенности строения

3. Обсудите таблицу в группе.
4. Выполните работы № 000, 132. Проверьте правильность их выполнения, проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить основные отряды птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 62.
2. Составьте таблицу и проанализируйте ее в группе.

3. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к §62.

Учебный элемент - 4.

Цель: получить представление о значении птиц и основных способах их охраны и привлечения.
1. Прочитайте по учебнику § 60.
2. Обсудите в группе положительную и отрицательную (если сна есть) роль птиц в природе и жизни человека.
3. Составьте памятку по охране и привлечению птиц.
4. Заполните таблицу из работы № 000.

Учебный элемент - 5.

Цель: получить представление о значении домашних птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 61.
2. Подготовьте устно или обсудите в группе ответы на вопросы к § 57.
3. Выполните работы № 000, 137. Проверьте правильность выполнения.
Проанализируйте ошибки.
Приложение к модулю № 4.
Работа № 000. Найдите в разделе «Промысловые птицы» (§ 60) сведения о практическом значении птиц. Заполните таблицу.

Работа № 000. Домашние птицы произошли от диких птиц. Назовите предков пород:

a) домашних кур

b) домашних уток

c) домашних индеек

Работа № 000. Найдите в разделе «Домашние утки»(§ 61) сведения о разнообразии домашних птиц. Заполните таблицу.

Группа домашних птиц

Практическое значение

Критерии оценки.
Аналогично модулю № 1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Повторить записи в тетради.

§59-62,повторить записи в тетради.

    Конспект урока по биологии по теме

    «Класс Птицы. Размножение и развитие.

    Годовой жизненный цикл »

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока информации о размножении и индивидуальном развитии животных класса птицы.

Задачи: помочь в раскрытии особенностей размножения и развития птиц, приспособленности к сезонным явлениям в природе;

создать условия для развития у детей умения самостоятельно добывать знания. критически, творчески и продуктивно оценивать информацию; учить объяснять, аргументировать;

способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников; развивать умение работы в коллективе;

способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: учебник Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.

Биология: Животные (§47,48), модель «Строение яйца», влажный препарат «Развитие курицы», таблица «Голубь», коллекция гнезд, компьютерная презентация, ПК, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока. Урок изучения нового материала

    Ход урока

Организационный момент.

Ввод в тему.

Слайд 2. Определите тему урока. Учащиеся сами определяют тему урока с помощью иллюстраций слайда.

Слайд 4-5 . Закончите фразы. Учащиеся работают в малых группах (парах).

Принципы работы:

1) Ошибки при поиске – неизбежны.

2) Чужое мнение – уважается

3) Оригинальная мысль – поощряется.

А. У птиц ______________________ оплодотворение.

Б. У птиц функционирует, как правило, ______ яичник.

В. Газообмен между зародышем и окружающей средой происходит через ______________.

Г. Для развития яйца необходима температура около ________

На третьи сутки у развивающегося зародыша в области шеи появляются ____________.


птенцы, называют _________________________ .

Ж. Птиц, которые долго выкармливают своих птенцов, называют _________

З. Птиц, улетающих на зимовку, называют _______________ .

Принимаются все ответы, независимо от того, правильны они или нет. В конце урока мы вернемся к вашим ответам, проверим правы вы были или нет.

Этап осмысления (усвоения) нового материала.

Слайд 6. Для начала познакомимся со строением яйца. Вам предстоит прочитать §47 , с.220-221, и ответить на вопросы:

1. Каковы основные части яйца? (желток, белок, подскорлуповые оболочки, скорлупа)

2. Где расположен зародышевый диск? (наверху желтка)

3. Какое значение имеет желток? (запас питательных веществ для зародыша)

4. Назовите оболочки яйца. Какое значение они имеют в жизни зародыша? (известковая скорлупа – защита, газообмен, образование скелета развивающегося зародыша; надскорлуповая оболочка – защита от микробов; две подскорлуповые оболочки - пропускают газы, но непроницаемы для жидкостей, образуют воздушную камеру, белочная оболочка - источник необходимой для развития зародыша воды и отчасти добавочным резервом энергетических веществ)

Найдите на модели и зарисуйте в тетради основные части куриного яйца.

Обсуждение ответов учащихся.

Как же образуется яйцо в организме птицы? Об этом мы узнаем, прослушав сообщение.

Сообщение учащегося «От яйцеклетки до яйца» Учитель демонстрирует влажный препарат «Развитие курицы»

На 2-3 сутки – закладывается кровеносная и нервная система. В начале развития передние и задние конечности похожи. Есть длинный хвост, жаберные щели.

На 5-6 сутки – зародыш приобретает птичьи черты.

К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.

При вылуплении птенец прорывает подскорлуповую (пергаментную) оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. Затем с помощью яйцевого зуба (бугорка на надклювье) разламывает скорлупу и выбирается наружу.

У птиц развитие яйца возможно только при 37-38°С. Должна быть и определенная влажность. Наседка яйца переворачивает, периодически поднимается, охлаждая кладку, смачивает оперенье и защищает от солнца своей тенью.

Слайд 7. Чем объясняются различия между птенцами, показанными на рисунках? (учащиеся высказывают предположения)

На слайде птенцы различных птиц в одном возрасте:

1 - полевого конька; 2 - орла-могильника; 3 - серой куропатки

Слайд 8. Учащиеся знакомятся с группами птиц по степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления, отвечают на вопрос, почему у большинства птенцовых птиц число яиц в кладке меньше, чем у выводковых? (Выводковые птицы - птенцы покрыты пухом, зрячие, могут передвигаться, самостоятельно находят корм, но в первое время они нуждаются в обогреве и защите от врагов. Птенцовые птицы - птенцы появляются слепыми, глухими, без перьевого покрова или слабоопушенными, не могут передвигаться и остаются в гнезде (от 10-12 дней до 1-2 месяцев), родители выкармливают птенцов, заботятся о них, согревают и защищают от врагов. Величина кладки определяется возможностями родителей выкормить птенцов.)

Слайд 9. Проблемный вопрос: Почему жизнь птиц меняется по сезонам года? (учащиеся высказывают предположение – это связано с сезонными изменениями условий существования)

Задание. Установите последовательность сезонных явлений, характерных для большинства птиц: А) Зимовка; Б) Размножение; В) Подготовка к зиме; Г) Смена оперения; Д) Подготовка к размножению. Учащиеся работают в малых группах (парах).

Ответ: Д) - Б) - Г) - В) - А)

Итак, жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением их обмена веществ, поведения и др.

Показ слайдов компьютерной презентации. Слайды 10-16. Учащиеся знакомятся с сезонными явлениями в жизни птиц:

1) читают по цепочке текст слайдов.

2) выполняют предложенные задания.

Слайд 10. Подготовка к размножению. Образование пар. Чтение по цепочке информации представленной на слайде. А что вы знаете по данному вопросу?

На один сезон у мелких и средних птиц (воробьинообразные)

На много лет (аисты, цапли)

Временные пары (глухари, тетерева)

Слайд 11. Каковы особенности поведения птиц в период подготовки к размножению? Учащиеся составляют схему «Особенности брачного поведения птиц», используя текст учебника.

Особенности

брачного

поведения птиц


Турнирные Брачные танцы

соревнования

Пение самцов Барабанная дробь Токовые полеты

Слайд 12. Гнездостроение.

Прием активизации познавательного интереса «Загадка»:

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (гнездо)

Используя рисунок учебника «Различные типы гнезд» (рис.169 с.224) учащиеся отвечают на вопросы:

Что служит строительным материалом для постройки гнезд птиц? (сухие травинки, ветви кустарников и деревьев, листья, мох, влажная земля)

Какие типы гнезд существуют у птиц? (чашеобразные гнезда на земле, на ветвях деревьев и кустарников; шарообразные постройки, дупла, норы в береговых обрывах и стенках оврагов и др.)

Учитель дополняет ответы учеников, используя школьную коллекцию гнезд.

Обращение к жизненному опыту учащихся (Кто видел гнезда птиц? Как следует себя вести, если вы обнаружили гнездо? Почему?)

Слайд 13. Послегнездовой период.

Смена оперения (происходит смена сезонных и возрастных нарядов, постепенно у большинства птиц, сразу у уток, гусей, лебедей);

Кочевки (в поисках корма)

Миграции (дальние перелеты)

А что вы знаете по данному вопросу?

Слайд 14 . Птицы по дальности перемещений.

Учащиеся работают с учебником (прием создания проблемной ситуации), читают текст учебной статьи, составляют схему «Птицы по дальности перемещений»

«Птицы по дальности перемещений»

Оседлые Кочующие Перелетные

Городской

ласточка


Слайд 15. Причины перелетов. Учитель: Как вы думаете, почему происходят перелеты у птиц? Причины перелетов:

1. Отсутствие привычного корма.

3. Засуха.

4. Ливневые дожди.

5. Фотопериодизм

Слайд 16. Учитель рассказывает о способах изучения перелетов:

Кольцевание

Наблюдение на пролетах

Радиолокация

«Чтобы в обыкновенном увидеть волшебное, надо просто любить свою землю. Только и всего» (И.А.Васильев)

Создание условий воспитания любви к родному краю. В Псковской области проводятся систематические наблюдения за миграцией птиц в районе Псковско-Чудского озера (Село Пнево, Гдовский район)

Этап воспроизведения полученных знаний.

Слайд 17. Возвращение к вопросам слайда 3. Закончите фразы.

А. У птиц внутреннее оплодотворение.

Б. У птиц функционирует, как правило, 1 яичник.

В. Газообмен между зародышем и окружающей средой происходит через поры скорлупы.

Г. Для развития яйца необходима температура около 37-38 о С

На третьи сутки у развивающегося зародыша в области шеи появляются жаберные щели.

Е. Птиц, из яиц которых выводятся зрячие, самостоятельные
птенцы, называют выводковыми.

Ж. Птиц, которые долго выкармливают своих птенцов, называют птенцовыми.

З. Птиц, улетающих на зимовку, называют перелетными.

Что было верно? В чем ошиблись?

Слайд 18. Домашнее задание

1. Составьте и запишите 10 вопросов, которые раскроют суть изученной темы Ответьте сами на поставленные собой вопросы. Что в содержании темы вы не учли при постановке вопросов? На какие вопросы, вас интересующие вы не нашли ответов? Запишите их в надежде получить ответы на следующем уроке. Подготовить вопросы, ответы на них вам поможет § 47,48.

2. § 48,вопрос №1, с230.

3. Найдите в дополнительной литературе, как у птиц проявляется забота о потомстве?

Задание 1 и 2 на выбор. Задание 3 – по желанию

Подведение итогов урока выставление оценок за работу на уроке.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

7 класс

ТЕМА: «КЛАСС ПТИЦЫ»

  • Предмет: биология, урок-изучение нового материала.
  • Тема: Класс Птицы.
  • Продолжительность: 1 урок- 45 минут.
  • Класс: 7
  • Технологии: компьютер, проектор, презентация.

Цели урока: Познакомить учащихся с характеристикой птиц, раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания; познакомить обучающихся с особенностями представителей отряда Пингвины.

Задачи урока:

1.Образовательные.

  • Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.

2.Коррекционно- развивающие

  • Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
  • Корректировать коммуникативные умения (метод работы в малых группах)

3. Воспитательные

  • Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Ход урока.

  1. Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

  1. Актуализация знаний воспитанников

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?

Игра «Что? Где? Когда?»

Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
Ответ. Регенерация.

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг.Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
Ответ . Комодский дракон, полосатый варан.

Самый-самый. Назовите самую большую змею на планете Земля.

Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

Ответ: Это панцирь у черепах.

Слух да зрение – не всегда спасение . Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.

Зов предков . Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

Ответ: Это динозавры.

Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.

Ответ: это крокодил

Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её назва-

Нии.

Ответ: гремучая змея

ИТОГ ИГРЫ. НАГРАЖДЕНИЕ.

3. Переход к изучению нового материала

Слайды № 1,2,3

Постановка проблемы:

Сегодня мы с вами приступаем к изучению класса Птицы – наиболее многочисленной группы наземных позвоночных животных, объединяющей около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.

Слайд №4

На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица?

Обобщение ответов обучающихся

Слайд №5

Верно, птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей.

  1. Изучение новой темы

Слайд №6

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост ) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал ).

К признакам современных птиц, сближающими их с пресмыкающимися можно отнести почти полное отсутствие кожных желез, за исключением копчиковой, наличие хорошо различимых чешуй на задних конечностях, ороговевший покров клюва, острые когти.У птиц выделяют ряд особенностей строения, позволившие им подняться в небо.

Слайд № 7,8

Черты, связанные с полетом:

превращение передних конечностей в крылья;

  • перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;
  • облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;
  • киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;
  • воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете;
  • ряд особенностей скелета.

В народе говорят: «Птицу узнают по перьям» . Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных.

Слайд № 9

Перо – это видоизмененная чешуя, подобная чешуе пресмыкающихся. Перьевой покров состоит из контурных, или кроющих, перьев и пуховых. Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми . Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми . Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела. Ежегодно происходит линька: часть перьев выпадает и заменяется новыми.

Приступаем к выполнению лабораторной работы для того, чтобы лучше познакомиться с видами, строением и значением перьев птиц.

Слайд №10

Лабораторная работа №____. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 10-13

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Тип пера

Рисунок пера

Значение пера

Контурное

Контурные перья выполняют разные функции:

Маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла.

Рулевые образуют плоскость хвоста.

Покровные придают телу обтекаемую форму

(ими одето туловище).

Пуховое

Под контурными перьями лежат пуховые перья –

не имеют бородок(пластинок) второго порядка

(не образуют сомкнутого опахала).

Пух

Пух – пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию.

Итоги лабораторной :

Слайд №9

Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.

Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.

Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек

А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

Слайд № 11

При размножении птицы откладывают яйца, покрытые известковой скорлупой. Одни птицы строят гнезда, другие откладывают их прямо на землю, в траву, в дупла деревьев, на скалы. Некоторые виды кукушек подкладывают их в гнезда другим птицам. После инкубации – содержания яиц при определенной температуре в течение необходимого для развития времени – из яиц вылупляются птенцы.

Слайд № 12

Птенцы вылупляются либо голые, слепые и беспомощные – это птенцы гнездовых птиц, либо опушенные, зрячие, способные сразу или через небольшое время следовать за матерью, - это птенцы выводковых (или птенцовых) птиц.

Слайд № 13

Птицы – животные теплокровные, с постоянной температурой тела, совершенными органами дыхания. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками, что обеспечивает поступление кислорода в кровь при вдохе и выдохе.

Слайд №14

У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови. Хорошо развиты головной мозг и органы чувств.

ОТРЯД ПИНГВИНЫ

Слайды № 15

15-17 видов, появились около 60 млн. лет назад. Пингвины не могут летать: их задние конечности с перепонками, а передние превращены в ласты, которые активно используются при плавании. По земле эти птицы ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, держа при этом тело на задних ногах вертикально. При остановках опираются на жесткое оперение хвоста. По льду и плотному снегу скользят, лежа на брюхе, отталкиваясь всеми конечностями.

Оперение иное, чем у других птиц: перья мелкие, жесткие, плотные, вершинами налегающие друг на друга, как черепица, ежегодно меняющиеся. Пуховых перьев нет. Под кожей всегда накапливается жир толщиной до 3 см. Плавают быстро, со скоростью до 36 км/ч. Из воды на берег выпрыгивают, преодолевая преграды полутораметровой высоты. Питаются рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными.

Однажды образовавшаяся пара пингвинов сохраняется на всю жизнь. Гнезда устраивают на берегу из мелких камней либо в углублениях на земле. В кладке 1-2 яйца, насиживает либо самец, либо оба родителя поочередно, сменяя друг друга. При размножении и насиживании эти птицы образуют большие скопления.

Ролик

  1. Закрепление

Слайд № 16

Выберите правильные утверждения

  1. Все птицы способны к полету.
  2. Киль, как вырост грудины, способствует рассеканию воздуха во время полета.

4. Пух и пуховое перо это одно и тоже.

5. Улетающих птиц больше развиты мышцы, поднимающие крыло.

7. Кожа птиц тонкая, сухая, практически лишенная желез.

8. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.

9. Основное значение воздушных мешков – уменьшение трения между внутренними органами во время полета.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. У всех птиц птенцы появляются слепые и беспомощные.

Слайд №17

ИГРА «УГАДАЙ ПТИЦУ»

Изменив порядок букв, узнайте названия птиц Ростовской области, занесенных в «Красную книгу».

Слайд № 18,19,20,21

ПТИЦЫ КРАСНОЙ КНИГИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд №22 ПТИЦА ГОДА

Домашнее задание

Слайд № 23

Ребята! Перед вами кроссворд. Если вы разгадаете слова по горизонтали, то по вертикали получится ключевое слово этого кроссворда.

Разгадай кроссворд:

1. Часть скелета задней конечности. 2. Скрученное белковое образование в яйце, на котором держится желток. 3. Сросшиеся мелкие кости стопы. 4. Вид желудка. 5. Птицы, живущие весь год на одном месте. 6. Расширение пищевода. 7. Какие могут быть птенцы? 8. Часть клюва. 9. Орган размножения. 10. Высокий гребень на грудине. 11. Орган кровеносной системы.

(Ответы: голень, канатик, цевка, железистый, оседлые, зоб, выводковые, надклювье, яичник, киль, сердце.)

§ 27. Вопросы.