» » Ресурсообеспеченность отдельных стран мира. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (тэк)

Ресурсообеспеченность отдельных стран мира. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (тэк)

Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Многие природные ресурсы, разведанные и добытые, становятся сырьем для разнообразных отраслей материального производства. В свою очередь сырьевые материалы, вовлеченные в производство, превращаются уже в экономические ресурсы. Современная промышленность мира потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75%. Это обстоятельство ставит перед многими странами очень острые проблемы обеспечения основными видами сырья.

Размещение природных ресурсов по Земле неравномерно. Это объясняется различиями в климатических и тектонических процессах на планете и различными условиями образования в прошлые геологические эпохи. Далеко не одинаковы и запасы отдельных видов ресурсов, поэтому не только между странами, но и между крупными регионами мира существуют заметные различия в уровне обеспеченности их природными ресурсами.

В нашем мире есть несколько государств, которые в своих недрах содержат практически все известные виды природных ресурсов. Это , и . Такие страны, как , хоть и уступают им по набору богатств, но на фоне других государств являются высокообеспеченными. Некоторые страны обладают большими (мирового значения) залежами одного какого-либо вида ресурсов. Так, выделяется запасами фосфоритов, - и т.д.

Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы природными ресурсами. Даже если их мало, государство не обречено на бедность, так как национальным богатством людей страны являются не только природные, но и , с их опытом, трудолюбием, знаниями, мастерством. Например, имеющая самые скромные природные ресурсы, добилась больших успехов в экономике. Эта страна имеет только запасы серы и пиритов.

Неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию , . Но с другой стороны - порождает определенные экономические трудности у , бедных природными ресурсами.

Ресурсообеспеченность стран зависит не только от бедности или богатства территории природными богатствами. Она зависит также от масштабов их потребления, извлечения. Таким образом, под понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования.

Данную проблему можно рассматривать на разных уровнях. Во второй половине XX века возникла угроза регионального и даже глобального дефицита некоторых природных ресурсов.

Чтобы правильно в огромном разнообразии природных ресурсов и использовать их, ученые разработали определенную классификацию.

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.

В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.

Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.

Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.

Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млрд. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:

Р = З/Д, где

Р - ресурсообеспеченность (в годах),

З - запасы,

Д - добыча;

По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.

Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.

Положение о выполнении практической работы

Практическая работа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, красная строка 1,5 см, выравнивание по ширине, поля 3 – 2 – 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также, как и листы приложения.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги).

Структура работы

    Титульный лист.

    Задание, план.

    Ход работы.

    Список литературы.

Тема: « Оценка ресурсообеспеченности одной стран мира» (страна по выбору учащихся)

Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Задание : Пользуясь планом дать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

План

    Минеральные ресурсы

    Земельные ресурсы

    Водные ресурсы

    Лесные ресурсы

    Ресурсы Мирового океана

    Агроклиматические ресурсы

    Космические ресурсы

    Рекреационные ресурсы

Ход работы:

1. Минеральные ресурсы

1) Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья

Таблица 1.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

(название выбранной страны)

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

2) Сравните ресурсообеспеченность страны, отдельными видами минеральных ресурсов, с другими странами мира и сделайте вывод.

    Земельные ресурсы (типы почв; обрабатывающие земли в%; луга и пастбища в %; ресурсообеспеченность на душу населения).

    Водные ресурсы (названия рек, озёр; запасы водных ресурсов и их использование; ресурсообеспеченность на душу населения).

    Лесные ресурсы (площадь лесов; лесистость; лесной пояс; виды лесов).

    Ресурсы Мирового океана (биологические; минеральные).

    Агроклиматические ресурсы (характеристика по карте атласа стр. 6).

    Космические ресурсы (альтернативные источники энергии).

    Рекреационные ресурсы (природно-рекреационные и культурно-исторические).

а) Какими ресурсами наиболее и наименее обеспечена страна (оформить в виде таблицы)

б) Какие ресурсы отсутствуют, как пополняются или чем заменяются (оформить в виде таблицы)

Таблица 2.

Название ресурсов

Оценка ресурсов

Минеральные

Земельные

Мирового океана

Агроклиматические

Космические

Рекриационные

в) Экологическая политика

Таблица 3

Загрязнение окружающей среды

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа» №143

Практическая работа

Тема: «Оценка ресурсообеспеченности Индии»

Выполнила:

Ученица 10 м класса

Кузминова В. А.

Проверил:

учитель географии

Буркова О. Н.

г. Красноярск 2015 г.

Задание: Определить ресурсообеспеченность отдельных стран мира.

    Минеральные ресурсы.

    Земельные ресурсы.

    Водные ресурсы.

    Лесные ресурсы.

    Ресурсы Мирового океана.

    Агроклиматические ресурсы.

    Рекреационные ресурсы.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд.тонн)

Добыча

(млн.тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные

руды

нефть

уголь

железные

руды

нефть

уголь

железные

руды

Германия

Саудовская

Бразилия

Австралия

Индия по ресурсообеспеченности отдельных видов минеральных ресурсов таких, как нефть, газ и железные руды, уступает некоторым странам.

Таблица 2. География размещения минеральных ресурсов.

Виды минеральных ресурсов

Районы размещения

Природный газ

Ассамский бассейн, Камбейский бассейн, штат Гуджарат и шельф Аравийского моря в районе Бомбея

Каменный уголь

Штат Бихар, Западный Бенгал и штат Мадхья-Прадеш

Марганцевые руды

Штаты Мадхья-Прадеш и Махарашта

Железные руды

Кудремукх, Маюрб-хандж, Дург, Байладила, Гоа, Беллари-Хоспет, Бабабудан, Салем.

Титановые руды

Штаты Керала и Тамилнад, Бихар

Медные руды

Штат Бихар и штат Кхетри

Алюминиевые руды

Штаты Орисса и Андхра-Прадеш, также штаты Бихар, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Тамилнад и Гуджарат

Хромовые руды

Штаты Орисса

Полиметаллические руды

Раджпура-Дариба, Мохия-Магра, Завар, Борам-Магра

Бихарский-слюдоносный, Раджастханский и Неллурский районы

Штат Орисса, Раджастхан, Керала

Магнезит

Район Алморы и штат Тамилнад

Типы почв: красноземы, красные ферраллитные, черные глинистые, латериты. Обрабатываемые почвы – 57,1%(в общем земельном фонде); луга и пастбища – не более 5%. Ресурсообеспеченность – 0,2 га.

Наиболее значительные реки: Ганг, Инд, Брахмапутра, Годавари, Нармада, Маханади, Кришна, Кавери. Самое большое озеро – Вулар в Кашмирской равнине. Запасы водных ресурсов – 1880 км3. Подземные воды для Индии – это важный источник текущего потребления, прежде всего для сельскохозяйственных нужд, большая часть (80%) сточных вод используется для орошения. Ресурсообеспеченность 2.5-5 тыс.м3/на душу населения.

Площадь лесов составляет 78,4 млн. га. Лесистость страны – 24%. Леса Индии подразделяются на две группы – тропические леса в пределах Индостана и леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев на высотах более 1500 м над у.м.

Использование биологических ресурсов мирового океана: добыча рыбы, моллюсков, ракообразных, некоторых видов водорослей. Индия – одна из крупных рыбопромысловых стран мира. Все большее развитие получает искусственное разведение на морских фермах и плантациях некоторых видов моллюсков и водорослей. Минеральные ресурсы добываются на морском дне Индийского океана (нефть, газ, фосфориты, строительные материалы, железомарганцевые конкреции). На побережье Индии распространены золотоносные и платиновые пески.

Агроклиматические условия на большей части Индии благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (тропический пояс 8000 градусов). Обилие тепла в условиях муссонного субтропического и тропического климата позволяет собирать на значительной площади 2-3 урожая в год. На территории Индии присутствуют засушливая (слабозасушливая 0,55-1,0; засушливая 0,33-0,55), влажная (к.у.=более 1,0) и сухая (к.у.=менее 0,33). Также на территории страны теплая зима +15 - +5.

Индия страна слаборазвитая и она вынуждена стимулировать развитие солнечной и ветряной энергетики для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей. Первая частная ветряная электростанция – Pandian Chemicals на химическом заводе в городе Мадурае. Индия начала строительство самой большой в мире солнечной электростанции. Также здесь имеется приливная электростанция. Атомный электростанции: АЭС «Кайга», АЭС «Какрапар», АЭС «Куданкулам», АЭС «Мадрас», АЭС «Нарора», АЭС «Раджастан».

Индия считается наиболее перспективным рекреационно-туристических стран. В целом в Индии можно выделить 4 туристическая области: Северную, Восточную, Западную и Южную. Они различаются всем комплексом рекреационных условий и ресурсов - от естественных до культурно-исторических. Каждая из этих областей привлекательна для туристов по-своему. Также сейчас в Индии развивается медицинский туризм. Индия - родина буддизма. Сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. Но в самой Индии приверженцы буддизма составляют 1% населения. В музеях Индии собраны коллекции народной живописи, древнейшие рукописи на пальмовых листьях, астрологические таблицы, древние манускрипты. Каждая картина переносит в яркий своеобразный мир индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», или в обстановку пышных рад-жпурских приемов, королевских охот, сражений, или открывает сцены из жизни и работы крестьян в давно ушедшие времена. Богаты музеи коллекциями прикладного искусства Индии - резьбой по кости и дереву, ювелирными изделиями из бронзы, серебра и золота. Народы Индии сохранили памятники культового назначения - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты. Сохранившиеся древние мечети - Кутб-Минара в Дели, Накхода с филигранными минаретами в Калькутте; дворец Ветров в Джайпуре (штат Раджастан); мавзолей Тадж-Махал в Агре был построен в 1653 году по приказу султана Шах Джахана в память о его жене Мумтаз Махал. Эта гробница - вечная дань мужчины любимой женщине. Мавзолей Типу Султана в Картанаке - живописное украшение мусульманских мастеров. Индуистские храмы штата Картанаке в Белуре, Халебиде и Сомнаткуре относят к числу жемчужин индийской архитектуры, Шива-итский храм Кандарья Махадео - живое осязаемое воплощение «золотого века» Индии. Индийское искусство в своей основе религиозно. Две тысячи лет назад в Индии был создан трактат о танце. В Индии существует четыре школы классического народного танца, на основе народных традиций создан индийский балет. Блестящим литературным памятником является книга-наставление по вопросам этики, политики и любви «Тирику-рал», автор его - Тируваллувар, живший в IV - V в. Классиком индийской культуры признан писатель-гуманист Рабин-дранат Тагор, его произведения известны всему миру. Он создал в 1901 г. школу, которая с годами стала главным просветительским центром Индии.

Таблица 3. Ресурсообеспеченность.

Название ресурсов

Оценка ресурсов

Пополнение или замена ресурсов

Минеральные

Земельные

Пополнение

Мирового океана

Агроклиматические

Космические

Рекреационные

Таблица 4. Экологическая политика.

Загрязнение окружающей среды

Пути решения экологических проблем

Загрязнение атмосферы

Изгнание из города транспортных средств, работающих на природном газе; строительство метро; усиление выбросов для частных и коммерческих транспортных средств, запретить жечь костры в городе и начать использовать систему оповещения о смоге.

Загрязнение гидросферы

Постоянный мониторинг за качеством воды и состоянием канализационной системы.

Загрязнение литосферы

Использование очистных сооружений.

Цель работы: Оценить ресурсообеспеченность стран и регионов мира по годам

Задание:

4. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;

5. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

6. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Ход работы:

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна Запасы (млрд. тонн) Добыча (млн. тонн) Ресурсообеспеченность (в годах)
нефть уголь железные руды нефть уголь железные руды нефть уголь железные руды
Весь мир 139,7
Россия 6,7 71,0
Германия 0,2 2,9
Китай 3,9 40,0
Саудовская Аравия 35,5
Индия 0,6 19,3
США 3,0 25,4
Канада 0,7 25,3
Бразилия 0,7 49,3
ЮАР 9,4
Австралия 0,2 23,4

География населения мира

Практическая работа № 3.

Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.

Цель работы: Определить страны с различным составом населения и сделать вывод

Задание:

  1. Используя текст учебника, атлас (стр. 2–3 и 12–13), справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу "Типы стран по национальному составу", вписав примеры стран и проживающие в них народы;
  2. сделайте вывод о размещении стран с различным национальным составом по регионам мира.

Ход работы:

1. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.

Типы стран по национальному составу.

Регионы мира Однонациональные страны Двунациональные страны Многонациональные страны
примеры стран крупнейший народ примеры стран основные народы примеры стран крупнейшие народы
СНГ
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия и Океания

НТР и мировое хозяйство

Практическая работа № 4.

Составление картосхемы современных путей миграции населения

И объяснение причин мировых миграционных процессов.

Цель работы: Определить пути миграции населения в мире и сделать вывод

Задание:

  1. Используя текст учебника, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;
  2. Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;
  3. Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;
  4. Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;
  5. Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.

Ход работы

1.На контурной карте выполнить задания 1-3.

2. Выполнить задание 4.

3. Сделать вывод.

География отраслей мирового хозяйства

Практическая работа № 5.

Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии

Цель работы: Определить основные районы энергетики, черной и цветной металлургии, пути их транспортировки и сделать вывод

Вариант 1. Электроэнергетика мира .

6. Используя статистические данные, представленные в учебнике, на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа, угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХ века;

7. Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;

8. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт. ч);

9. Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном сырье и синим цветом – на привозном;

10. Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира.

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-4

2. Сделать вывод (задание 5)

Вариант 2. Чёрная металлургия мира .

  1. Используя атлас (стр. 17), статистические материалы, предоставленные в учебнике, на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи железных руд и производства стали в конце ХХ века;
  2. Стрелками покажите основные пути транспортировки железных руд;
  3. Условными знаками обозначьте крупнейшие мировые центры и районы чёрной металлургии;
  4. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства стали на душу населения (более 100 кг);
  5. Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия развивается на собственном сырье, синим цветом – на привозном и зелёным – на собственном и привозном;
  6. Сделайте вывод о развитии чёрной металлургии по странам и регионам мира.

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-5

2. Сделать вывод (задание 6)

Практическая работа № 6.

Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

Цель работы:Построение картодиаграммы крупнейших производителей зерновых культур, определить крупнейших производителей, сделать вывод

1.Используя текст и рисунки учебника, карты атласа и данные таблицы "Крупнейшие производители основных зерновых культур ", постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса;

  1. Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;
  2. Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран – производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы и риса;
  3. Сделайте вывод о размещении главных производителей основных видов зерновых культур по странам и регионам мира.

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-3

2. Сделать вывод (задание 4)

Практическая работа № 7

Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Цель работы:Определение главных экономических регионов мира и их макрорегионов

Задание

3. Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.

4. В каждом макрорегионе выделите границы, закрасьте различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно).

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-2

Практическая работа № 8.

Влияние природных факторов

на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения

В макрорегионах США.

Цель работы:Выявление факторов, которые влияют на развитие хозяйства и быт населения в макрорегионах США

  1. Используя текст учебника, атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:

а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;

е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.

  1. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйства региона.

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

Вариант 3. Юг США.

Вариант 4. Запад США.

Ход работы:

  1. Используя текст учебника, атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы
  2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта и хозяйства региона.

Практическая работа № 9.

ПОНЯТИЕ О РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами.

Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса (минеральные), либо его запасами из расчета на душу населения (лесные, водные и др.).

Конечно, на показатель ресурсеобеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но поскольку ресурсообеспеченность зависит и от масштабов их извлечения (потребления), это понятие является не природным, а социально-экономическим.

По расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т условного топлива. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более чем на 1000 лет! Однако если учитывать запасы, доступные для извлечения (в том числе с учетом их размещения), а также постоянный рост потребления, такая обеспеченность сократится в несколько раз.

Ясно, что в долговременной перспективе уровень обеспеченности зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной их вид - к исчерпаемым (невозобновимым и возобновимым) или к неисчерпаемым ресурсам.

Далеко не одинаковы запасы отдельных видов природных ресурсов в разных странах мира. Лишь несколько государств обладают практически всеми известными природными ресурсами - территориальными, минеральными, лесными, водными, земельными и т.д. Среди них - Россия, США, Китай. Несколько уступают им, но также высоко обеспечены ресурсами страны Бразилия, Индия, Австралия.

Многие государства мира обладают запасами мирового значения одного или нескольких видов ресурсов. Например, страны Ближнего и Среднего Востока выделяются значительными запасами нефти и газа; Чили, Заир, Замбия - запасами меди, Марокко и Науру славятся фосфоритами и т.д.

Задачи и тесты по теме "Понятие о ресурсообеспеченности"

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Изучение Вселенной - Земля во Вселенной 5 класс

    Уроков: 7 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Рельеф дна океанов - Литосфера - каменная оболочка Земли 5 класс

    Уроков: 5 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Почвы - Общая характеристика природы Земли 7 класс
  • Египет - Африка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: географическая среда - необходимое условие жизни общества, развития и размещения населения и хозяйства, при этом в последнее время снижается влияние ресурсного фактора на уровень экономического развития страны, но возрастает значение рационального использования природных ресурсов и экологического фактора.

Основные понятия: географическая (окружающая) среда, рудные и нерудные полезные ископаемые, рудные пояса, бассейны полезных ископаемых; структура мирового земельного фонда, южный и северный лесные пояса, лесистость; гидроэнергетический потенциал; шельф, альтернативные источники энергии; ресурсообеспеченность, природно-ресурсный потенциал (ПРП), территориальное сочетание природных ресурсов (ТПСР), районы нового освоения, вторичные ресурсы; загрязнение окружающей среды, экологическая политика.

Навыки и умения: уметь давать характеристику природных ресурсов страны (региона) по плану; использовать различные методы экономической оценки природных ресурсов; давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности, сельского хозяйства страны (региона) по плану; давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов, выделять страны "лидеры" и "аутсайдеры" по обеспеченности тем или иным видом природных ресурсов; приводить примеры стран, не обладающих богатыми природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического развития и наоборот; приводить примеры рационального и нерационального использования ресурсов.