» » Родоначальником австрийской школы является. Австрийская школа

Родоначальником австрийской школы является. Австрийская школа

АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА (венская школа), одно из направлений предельной полезности теории, возникшее в 1870-1880-х годах.

Основатели - К. Менгер и его последователи Э. Бём-Баверк и Ф. Визер. В дальнейшем традиции австрийской школы продолжили Г. Майер, Л. фон Мизес, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, О. Моргенштерн, Ф. Махлуп, И. Кирцнер и другие. Идеи австрийской школы оказали сильное воздействие на таких экономистов, как К. Викселль, Л. Роббинс, Дж. Хикс, Дж. Шэкл, М. Панталеони.

Наибольшим влиянием австрийская школа пользовалась с 1880-х годов по 1930-е годы, а впоследствии в значительной мере растворилась в рамках общего неоклассического направления. Однако с 1970-х годов возрождается интерес к специфическим особенностям австрийской школы (прежде всего к работам Мизеса и Хайека), получает развитие так называемая неоавстрийская школа.

Классическое произведение австрийской школы — труд К. Менгера «Основания политической экономии», в котором изложены основном идеи, развитые впоследствии представителями австрийской школы. Сверхзадачей Менгера было создание единой и всеобъемлющей теории ценности на основаниях, противоположных предпосылкам классической школы. В качестве исходного простейшего явления экономической жизни он выбрал отношение человека к вещи (благу) как средству удовлетворения своих потребностей. Феномен ценности блага выводится из соотношения между его полезностью и редкостью: ценность единицы блага определяется степенью важности наименее существенной потребности, которую можно удовлетворить в рамках имеющегося запаса благ (Ф. Визер назвал эту величину «предельной полезностью»). Таким образом, Менгер, как и другие основоположники теории предельной полезности - У. Джевонс и Л. Вальрас, смог разрешить парадокс, заключающийся в том, что очевидно необходимые, но доступные в больших количествах блага (например, питьевая вода) обычно стоят меньше редких вещей, надобность в которых сомнительна (например, драгоценные камни).

Среди проблем, в исследовании которых австрийская школа имеет либо приоритет, либо особо сильные позиции, можно выделить следующие.

Проблема экономической информации . Австрийская школа придаёт первостепенное значение знаниям экономического субъекта, неопределённости будущего и возможности ошибок в прогнозах (наиболее глубоко эти аспекты разработаны Ф. Хайеком). Особую важность все эти моменты приобретают в случае оценки «благ высших порядков», то есть средств производства, полезность которых реализуется только через посредство полезности произведённых с их помощью потребительских благ и доходит до потребителя через значительные промежутки времени. Именно эта неопределённость служит основанием теории капитала австрийской школы (автор Э. Бём-Баверк) и экономического цикла (Л. фон Мизес, Хайек, Й. Шумпетер).

Отдельная проблема - информационная роль системы цен в рыночной экономике. Отсутствие рыночных цен лишает всякого обоснования экономических расчётов в условиях централизованно управляемого социалистического хозяйства (аргументация Мизеса и Хайека против О. Ланге и А. Лернера).

Проблема монополистического ценообразования . В отличие от У. Джевонса и Л. Вальраса, для К. Менгера и его последователей совершенная конкуренция не исходный пункт анализа, а предельный случай обменных сделок, в которых один или несколько продавцов имеют дело с одним или несколькими покупателями. В этих условиях цена не является единственно возможной, задаваемой извне величиной, как в модели совершенной конкуренции, а может быть предметом торга. Впоследствии эту идею развил О. Моргенштерн - один из основателей теории игр.

Проблема предпринимательства как творческой экономической деятельности по созданию новых благ и рынков (Й. Шумпетер) или координации спроса и предложения (И. Кирцнер). Теория конкуренции как предпринимательского процесса, процедуры открытия (Ф. Хайек).

Проблема денег как блага , обладающего наибольшей «обмениваемостью», и денежно-кредитная теория экономического цикла: инвестиционный бум, вызываемый кредитной экспансией, порождённой отставанием нормы процента от нормы прибыли на капитал, заканчивается, наталкиваясь на ограниченность сбережений (Мизес, Хайек).

Метод исследования австрийской школы характеризуется следующими чертами.

Последовательный субъективизм . Австрийская школа стремится все категории экономической науки вывести только из субъективного отношения индивида к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний. К. Менгер подчёркивал, что сами по себе любые блага лишены каких-либо объективных свойств, и прежде всего ценности. Эти свойства придаёт им лишь соответствующее отношение того или иного субъекта. Так, сущность процента состоит у представителей австрийской школы в различной субъективной оценке настоящих и будущих благ, сущность издержек - в упущенной пользе, которую производительные блага могли бы принести, если бы были употреблены иначе, чем на самом деле.

Методологический индивидуализм . Австрийская школа рассматривает и решает все экономические проблемы общества на микроуровне. Австрийская школа не признаёт специфических макроэкономических явлений, несводимых к индивидуальным предпочтениям и решениям. Это объясняется также склонностью австрийских экономистов к причинно-следственному анализу и недоверию к функциональным зависимостям.

Отсутствие идеи общего равновесия и слабое развитие равновесного инструментария как такового. Мышление в субъективных категориях индивидуального опыта (не исключающего ошибок) несовместимо с надиндивидуальной логикой общего равновесия, описывающей оптимальное состояние экономической системы и всех её участников (теория общего равновесия Л. Вальраса). Анализируя индивидуальные обменные сделки, К. Менгер и другие представители австрийской школы также не предполагали существования единой равновесной цены, а исходили из установления цены в некоторой случайной точке равновесного интервала.

Отказ от равновесного анализа привёл к тому, что австрийская школа, в отличие от других направлений теории предельной полезности, практически не употребляет математического аппарата дифференциального исчисления, кривых спроса и предложения, оптимизационных задач. Неиспользование австрийской школой математического аппарата связано также с тем, что её представители считают предпосылку бесконечной делимости благ искажающей экономическую действительность.

По мнению австрийского экономиста Э. Штрайсслера, для австрийской школы в словосочетании «предельная полезность» важнее существительное, чем прилагательное.

В отличие от других направлений маржинализма метод исследования австрийской школы содержит динамические элементы: учитывается фактор времени при производстве благ, подчёркивается зависимость ценностных суждений людей от того, на какой период они могут реально рассчитать удовлетворение своих потребностей (так называемый период предусмотрительности).

Лит.: Капелюшников Р. Философия рынка Ф. Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12; Хайек Ф. фон. Конкуренция как процедура открытия // Там же; Австрийская школа в политической экономии. М., 1992.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство здравоохранения Республики Беларуси

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Кафедра социально-гуманитарных наук

по экономике на тему:

Австрийская школа экономики

Витебск, 2017

Введение

Вклад Эйгена фон Бём-Баверк

Заключение

Литература

Введение

Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма.

Маржинализм - это экономическая теория, отводящая первостепенное значение (определяющее влияние) во всех процессах производства и обмена товаров (работ или услуг) предельным экономическим величинам (максимальным или минимальным пределам).

Возникновение австрийской школы

Австрийская школа в экономике - это одно из основных направлений маржинализма, созданное в Венском университете (Австрия) в конце XIX - начале XX веков и в последующем распространенное по всему миру. Основной отличительный признак экономического учения австрийской школы - предельно субъективная форма «Теории предельной полезности», сводящая все экономические процессы к субъективным мнениям индивидов.

Начало 70-х годов XIX в. в истории мировой экономической мысли ознаменовалось так называемой маржиналистской революцией. Несмотря на то что еще в 1844 году Г. Г. Госсен сформулировал основные положения теории предельной полезности, начало массового проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относят только к середине 1880-х годов, когда были опубликованы в 1871. г. "Теории политической экономии" У. Ст. Джевонса и "Оснований политической экономии" К. Менгера, а в 1874 г. "Элементов чистой политической экономии" Л. Вальраса.

Основные тезисы теории Менгера

Карла Менгера заслуженно считают основателем Австрийской школы в экономической теории. Основной его работой по экономической теории является «Основания народнохозяйственного учения». Самое главное и самое очевидное в теории Менгера состоит в следующем:

1) Основатель австрийской школы «при анализе всех экономических процессов исходил из определяющей роли субъективных факторов ». Он называл это «атомистическим подходом» (поскольку все сводится к движению отдельных атомов-индивидом) и «экономическим монизмом» (поскольку корни абсолютно всех экономических явлений выискиваются в индивидуальной психике - субъективных мнениях).

2) Менгер делит «все нужное человеку - блага вообще» на «блага, имеющиеся в избытке» и «экономические блага» , к каковым относится только то, чего не хватает на всех. Ценность (стоимость), по его мнению, имеют только экономические блага («когда доступного меньше нужного всем») . Относительной редкостью благ Менгер объяснял и человеческий эгоизм, и возникновение собственности, и иерархию наших потребностей.

3) Первоучитель «австрийской школы» считает, что никакой «объективной ценности благ» не существует, что ценность чисто психологический феномен - субъективная оценка, даваемая на основе сугубо индивидуальных предпочтений.

Более того, оценки разных людей - несоизмеримы , ибо у каждого свои критерии и своя система приоритетов. Потому и говорить об эквивалентности или неэквивалентности обмена некорректно, ведь равенство стоимостей предполагает, что в каждом благе есть нечто общее для всех благ - а именно такую объективность Менгер отвергает категорически. Отвергает он и единую цену товара, заменяя ее двумя принципиально различными: «ценой спроса» и «ценой предложения».

4) Почти все маржиналистические доктрины признают гедонизм (этику удовольствий) - философской основой своей экономической системы. Менгер же последовательно отказывается признавать, что человеку всегда присуще стремление к удовольствиям (избеганию страданий).

Иначе пришлось бы признать, что наши мнения не первичны, а обусловлены неким врожденным качеством, и анализировать не субъективные оценки (свободные по сути своей), а некое объективное свойство человека. Но при этом сам Менгер проповедовал нечто весьма похожее на гедонизм, у него «потребности - это разновидность неудовлетворённых желаний (неприятных ощущений), вызванных отсутствием психофизиологического равновесия»

5) В отличие от многих маржиналистов, интенсивно использующих математику, Менгер считал невозможным выражать числами и, тем более, формулами ценность благ или количество приносимой ими пользы. Этому, по его мнению, препятствуют:

Несопоставимость различных благ по важности и другим качественным характеристикам, да и сами качественные различия цифрами невыразимы;

Эмоциональная неустойчивость человеческих оценок и наша способность ошибаться.

Нужность каждого блага, по мнению Менгера, не имеет абсолютной величины, а выражается лишь условными терминами «больше-меньше» в сравнении с полезностью другого блага. Такой подход привел к тому, что «австрийская школа» до сих пор избегает формул и графиков, а все ее оппоненты попрекают австрийцев за отказ от точных математических методов.

6) Обмен для Менгера - наиболее эффективный (выгодный) способ улучшения жизни людей, поскольку после обмена потребности обоих участников сделки удовлетворены лучше, чем до него.

Впрочем, не все виды обмена одинаково полезны: проанализировав четыре вида обмена («изолированный (случайный)», «монополистический», «в условиях ограниченной конкуренции» и «неограниченно конкурентный») Менгер приходит к весьма либеральному выводу - неограниченная конкуренция делает рыночные отношения максимально выгодными для всех. Однако полная гармония рыночного обмена по Менгеру невозможна, поскольку различия в субъективных оценках людей и изменчивость вкусов порождают колебания рынка, зачастую сильные. К тому же, те, кто лучше других умеет торговаться («наиболее сильные участники рынка» ), нарушают рыночное равновесие в свою пользу.

7) Деньгами, по мнению, Менгера становится товар, наиболее пригодный к сбыту. А после превращения в деньги спрос на такой товар вырастает до «предельного максимума», поскольку всем нужна вещь, легко обмениваемая на другие вещи. Именно этим «Учитель австрийцев» объясняет всеобщую тягу к деньгам. По его мнению, людям нужны не сами деньги, а лишь простая дорога к чему-то более ценному, чем то, что они желают сбыть.

8) Менгер делает только одну уступку общественным отношениям - «рынку в целом». Поскольку на этом рынке почти невозможно продавать один и тот же товар каждому покупателю по особой цене, «Основатель школы» допускает нивелирование (уравнивание) цен, причем на минимально возможном уровне, то есть на уровне цены, по которой этот товар приобретают для «удовлетворения самой маловажной нужды».

Так, например, за доски, предназначенные для изготовления мебели люди склонны платить больше, чем за те же доски, но уже для забора. Однако на общем, открытом для всех рынке все доски, по мнению Менгера, продаются по цене досок для забора, если, конечно, это самая маловажная нужда в досках.

Точно также за первый кусок хлеба голодный заплатил бы больше, а за последний - влекущий пресыщение и ожирение гораздо меньше - но на рынке весь хлеб будет продаваться по цене куска для самых пресыщенных.

Такой метод определения цены обычно формулируется так: «предельная полезность блага равноценна (равна) пользе от последней единицы блага (то есть от единицы приобретаемой в последнюю очередь, когда более острые нужды удовлетворены)».

Кроме того, Менгер признает еще один фактор объективного характера, влияющий на стоимость - это естественная редкость товара. Например, картина Леонардо да Винчи или уникально-крупный алмаз очень дороги, не только потому, что их сильно хотят, но и потому, что они большая редкость (не тиражируемы).

9) Для объяснения «принципа убывающей важности» - то есть снижения ценности благ по мере удовлетворения (насыщения) потребности, а также для наглядной демонстрации «умозрительного процесса сопоставления ценностей различных благ» Менгер придумал таблицу. Сейчас она носит его имя и весьма популярна у многих экономистов.

Рисунок 1. Таблица Менгера

В ней все величины абсолютно условны и для расчетов не предназначены. Просто цифры лучше слов показывают, что больше, а что меньше. Менгер с помощью таких «больше-меньше» показывал, как:

Дополнительная единица одного и того товара снижает его ценность;

Пятая единица особо ценного товара снижает его стоимость до стоимости одной единицы товара пятой степени ценности.

Первый существенный вывод, к которому подталкивает Менгер при анализе своей таблицы таков: на развитом рынке все блага одного качества имеют ценность, равную субъективной оценке той единицы этого блага, которая приобретается для наименее желательного использования. Иными словами, наименее нужная вещь становится критерием оценки всех аналогичных вещей. Что кажется очевидным для всех рынков, где предложение легко превышает спрос. Следующий вывод - при ограниченности ресурсов каждый вынужден думать, как распределить собственные средства так, чтобы удовлетворение всех потребностей было наилучшим (наиболее полным). Наилучшее же распределение, по мнению автора таблицы, таково, при котором все блага начинают казаться равноценными друг другу.

10) Издержки производства, количество затраченного труда и другие объективные факторы, по мнению Менгера, не только не определяют стоимость продукта, но и сами имеют ценность лишь в той мере, в какой результаты производства (труда) кажутся покупателям достойными оплаты. При этом никого и никогда не волнует, сколь сильно издержался производитель или устал трудящийся - покупатель думает лишь о том, сколько он сам готов потратить на приобретение нужного товара.

Ценность благ, используемых для производства, по Менгеру, определяется ценностью произведенной с их помощью продукции. В связи с таким пониманием Менгер полностью отказался от классического деления основных факторов производства на землю, труд и капитал. Ведь такое деление имеет смысл только для тех, кто считает, что указанные факторы влияют на величину стоимости по-разному. У Менгера же ни один из «производственных фактор» не имеет никакого влияния - все определяется мнением потребителя. Но, сведя все ценности к оценкам потребителя, Менгер вынужден выстраивать очень длинные и весьма натянутые доказательство того, что любое стремление человека связано с каким-то потреблением.

Поэтому у него всякий альтруизм и любая благотворительность представлены как обмен менее ценных благ на блага более ценные для филантропа. Точно так же «жажда прибыли», лишающая реального капиталиста многих видов простых человеческих удовольствий, превращается у Менгера в чистейшее стремление к более полному удовлетворению нужд предпринимателя в качестве «потребителя».

Зато, увлекшись доказательством того, что средства производства безразличны для образования стоимости, Менгер привлек пристальное внимание экономистов к тому, что один и тот же продукт может быть создан разными средствами. Что дало толчок поискам наиболее эффективного подбора-сочетания средств производства.

11) Основоположник «австрийской школы» был склонен считать, что стремление к выгоде является движущей силой и обмена, и производства, и человеческой истории в целом, поэтому довольно много рассуждал о «динамике обмена» и «истории развития экономических явлений».

12) Социальную роль экономической теории Менгер видел в том, чтобы научить правительства всех стран не вмешиваться в рыночные процессы, позволять гражданам самостоятельно достигать «предельной полезности» по каждому виду товаров. Это, по мнению Менгера, и приведет к естественной, свободной и ненасильственной гармонизации общественных отношений.

Вклад Эйгена фон Бём-Баверк

австрийский маржинализм экономический менгер

Если Менгер был отцом-основателем австрийской школы экономики, то Бем-Баверк был ее «апостолом Павлом»: он сделал больше, чем кто-либо другой для популяризации и публикации характерного австрийского подхода к экономическим проблемам. Среди его трудов - «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886 г.); «Капитал и процент» (1884-1889 гг.); «Теория Карла Маркса и ее критика» (1896 г.), в которых он развивал концепции «предельной полезности», исследовал периоды обращения капитала, процент.

В «Основах теории ценности хозяйственных благ» им поставлена главная задача - обосновать «закон величины ценности вещи», для решения которой обозначена «простейшая формула» в следующей трактовке: ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи. В соответствии с этой формулой можно, по его мнению, полагать, что величина ценности материального блага определяется важностью конкретной потребности, занимающей последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых имеющимся запасом материальных благ данного рода. Поэтому основой ценности служит наименьшая польза, позволяющая в конкретных хозяйственных условиях употреблять эту вещь рациональным образом.

Первая часть произведения Бем-Баверка «Капитал и процент» содержала подробный исторический обзор и критику предшествующих теорий капитала и процента. Он ясно представлял себе место, которое среди социальных проблем занимают капитал и процент.

Капиталом Бем-Баверк считал одни лишь материальные блага и не включал в состав этого понятия права и невещественные ценности. Он пытался про-«вести различие между капиталом как средствами производства и капиталом как чистым доходом.

В теории Бем-Баверка процент играл более важную роль, чем капитал. Он разработал формальную модель, в которой предполагалось, что средства производства всегда полностью используются, всегда воспроизводятся и непрерывно накапливаются. Установление процента Бем-Баверк рассматривал как вопрос вменения стоимости в процессе ценообразования. Он подразделял различные теории процента на несколько категорий: «производительности», «использования», «воздержания», «трудовую» и «эксплуатацию».

Капитал может быть производительным, однако то, что он создает, не является процентом. Что действительно создает капитал - так это определенные формы и очертания материалов. Процент, будучи стоимостной категорией, может возникнуть только в процессе обращения.

В теории процента Бем-Баверка имеются ссылки на то, что он называл обменом, или ажио. Его теория в основном базировалась на утверждении, что текущие блага ценятся несколько выше, чем будущие блага, и поэтому отказ от текущих благ требует определенного вознаграждения. Сам процент просто служит мерой различия между настоящим и будущим. Бем-Баверк считал процент излишком в том смысле, что стоимость продукции превышает затраты на ее производство.

Центральная идея Э. Бем-Баверка - «теория ожидания» - возникновение прибыли (процента) на капитал. Главный его вклад в мировую науку - идея о том, что постоянно существующая разность между ценностью продукта и определяемых ее величиной полных издержек производства (т. е. прибыль) зависит от продолжительности производственного периода.

Заключение

В последующем научная методика Менгера была значительно детализирована и пополнена его учениками. Сегодня она называется «теорией органического (эволюционного) развития» или «теорией спонтанных порядков» , а также внедряется во всем мире с помощью «интернациональной системы распространения экономически эффективных знаний» .

Маржинализм вообще и австрийскую школу в частности многие ученые рассматривают как теорию, давшую ответы на вопросы, не находившие разрешения в рамках классической политэкономии. И австрийская школа, действительно, дала экономической науке много полезных знаний о человеческих потребностях, а также методику более детального изучении спроса и предложения, анализа иерархии, структуры и динамики предпочтений потребителей.

Литература

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер, М. Экономика, 1992

http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/austrian_school.html

https://plas.by/pol/ey/avstr_shkola.php

http://antisocialist.ru/papers/kellakhan.dzhin.kratkaya.istoriya.avstriyskoy.shkoly.htm

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность переворота, получившего название "субъективной" революции или революции "предельной полезности", в экономической теории. Маржиналистская революция и характерные черты теории предельной полезности. Особенности австрийской школы маржинализма.

    реферат , добавлен 03.03.2010

    Этапы маржинальной революции. К. Менгер как основоположник австрийской школы маржинализма. Экономические воззрения О. Бем-Баверка и Ф. Визера. Место и роль обмена, значение экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Идеологические и объективные причины возникновения маржинализма. Экономические взгляды теоретиков австрийской школы. Идеальная модель государственного хозяйства Тюнена; математические принципы теории богатства Курно; сущность функции спроса Госсена.

    презентация , добавлен 19.08.2013

    История возникновения теории маржинализма. Концепции. Австрийская, Кембриджская, Американская, Лозаннская школы маржинализма. Методология экономического анализа Вальраса. Модель общего экономического равновесия. Развитие учения Лозаннской школы Парето.

    реферат , добавлен 07.07.2008

    Дж.Б. Кларк - основатель американской школы маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в. Универсальные экономические законы. Особенности современной теории предельной и убывающей производительности.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Нетрадиционные направления в экономической науке. Обоснование государственного протекционизма. Влияние на экономику морали, права, обычаев, политики. Возникновение исторической школы в Германии, ее представители, вклад в развитие экономической теории.

    реферат , добавлен 25.04.2012

    Анализ соотношения потребностей и спроса и их влияние на цены как разработка теоретического направления маржинализма, принцип экономического человека. Соотношение спроса-предложения в экономической теории. Значение малого бизнеса в рыночной экономике.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2011

    Общая характеристика роли потребителя в ценообразовании в рамках австрийской школы экономической мысли. Изучение труда Евгения Бем-Баверка " Основы теории ценности хозяйственных ценностей". Анализ современных публикаций экономистов по данной проблеме.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Сравнительная характеристика основных экономических воззрений У. Петти и П. Буагильбера. Развитие идей маржинализма в трудах представителей австрийской школы. Экономические воззрения П.Б. Струве. Объективный анализ экономических процессов и явлений.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2012

    Ознакомление с основными учениями и школами экономики. Рассмотрение меркантилизма, классической экономической школы, школы физиократов, маржинализма. Экономический империализм, распространение неоклассической теории на изучение разных процессов.

Австрийская школа политической экономии – школа, внесшая наиболее весомый вклад в разработку идей маржинализма, теоретическими принципами которой являлись субъективно-психологический подход к анализу экономических явлений и теория предельной полезности.

Австрийская школа возникла в 70-х гг. XIX столетия в стенах Венского университета в Австро-Венгрии. Ее представителями являлись профессора этого университета Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (I85I-I926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1919). В соответствии с их концепцией предметом политической экономии является изучение психологии человека, занятого в сфере экономики. Объектом ее исследования, полагали они, является индивидуальное хозяйство, являющееся первичным элементом капиталистического общества. Общественное производство они рассматривали как простую арифметическую сумму этих элементов. Для изучения законов, свойственных всей общественной экономике, необходимо сначала изучить механизм их действия в пределах одного изолированного хозяйства, а затем распространить полученные результаты на всю совокупность хозяйств.

Экономисты австрийской школы стояли на позициях меновой концепции , ограничивали экономические отношения отношениями обмена, которые якобы определяют отношения, складывающиеся в сфере производства.

Центральное место в концепции австрийской школы занимает теория ”предельной полезности” , согласно которой в основании цены товара лежит не стоимость и даже не потребительная стоимость. Единственной реальностью хозяйственного блага является его ценность, которая определяется субъективной оценкой полезности данного блага продавцом и покупателем. Эта оценка зависит во-первых, от имеющегося запаса блага, т.е. от его редкости или изобилия, во-вторых, от степени насыщения потребности в нем, т.е. от интенсивности потребности. По мере удовлетворения потребности в том или ином благе их ценность падает.
В конечном счете, ценность блага определяется полезностью предельного его экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в нем. Предельная полезность – субъективная оценка человеком полезности последней единицы запаса определенного блага и определяет меновые пропорции, в которых происходит обмен одних благ на другие.

Подобный подход австрийцы положили в основу своей теории цены, которая в их представлении есть результат столкновения на рынке различных субъективных оценок полезности какого-либо блага покупателем и продавцом. При этом покупатель якобы определяет субъективно максимальную границу цены, а продавец – ее минимальную границу. В реальной рыночной практике все обстоит по-иному, вопреки “перевернутой” логике представителей австрийской школы. Попытались австрийцы психологизировать и трактовать как своеобразную полезность и категорию издержек производства. С этой целью они разработали теорию производительных благ. Они разделили все блага на потребительные, удовлетворяющие личные потребности и производительные, к которым отнесли труд и средства производства. Последние не имеют своей полезности, так как не удовлетворяет непосредственно человеческие потребности. Они – потенциальные потребительные блага. А их полезность определяется полезностью тех потребительских благ, которые могут быть созданы с их помощью. Отсюда следовал вывод: ценность благ определяется ценностью издержек производства, а ценность последних – предельной полезностью предельного производительного блага.


Представители австрийской школы попытались создать субъективно-психологическую концепцию распределения, известную под названием "теории вменения". С этой целью они сконструировали такие категории, как "настоящее благо" и "будущее благо". По их утверждению то благо, которым человек пользуется сегодня, более ценно, чем то же благо, но предназначенное для использования в будущем. К настоящим благам относится заработная плата, а труд рабочего -благо будущее. Прибыль австрийцы рассматривали как разницу между оценкой "настоящего" и "будущего" блага. Она является результатом "ожидания" капиталиста, который авансирует капитал и, следовательно, отказывается от "настоящего блага" во имя "будущего блага".

Таким образом, каждому производительному благу "вменяется" соответствующая часть потребительских благ, созданных этими факторами.

При всех недостатках и слабостях учения австрийской школы следует отметить, что затронутые в нем проблемы имеют важное значение для понимания механизма функционирования рынка. Изучение и прогнозирование спроса и предложения, особенностей конкретных рынков, является актуальной задачей, стоящей перед экономической наукой в современных условиях.
В этом отношении использование некоторых положений теории предельной полезности, созданной этой школой, является плодотворным и полезным.

Австрийская экономическая школа, рынок и предпринимательское творчество - все эти вещи невероятно дороги современным либертарианцам и некоторым неолибералам. Сама школа возникла в Вене в конце 19-го и начале 20-го века благодаря работам Карла Менгера, Евгения Бема фон Баверка, Фридриха фон Визера и других. Она была методологической противоположностью прусской исторической школы (в споре, известном как Методистстрит).

Современные экономисты, работающие в этой традиции, живут во многих разных странах, но их школа по-прежнему называется австрийской. Если говорить кратко, австрийской экономической школе мы обязаны такими теоретическими понятиями, как субъективная теория стоимости, маржинализм, теория ценообразования и постановка проблемы экономического расчета. Каждая из этих наработок была принята современной экономической наукой, в то время как все остальные тезисы АЭШ жестко оспариваются в академических кругах.

Критика австрийской экономической школы

С середины 20-го века серьезные экономисты критикуют австрийскую школу и считают, что ее отказ от математического моделирования, эконометрики и макроэкономического анализа выходит за рамки научных методов, принятых в этой дисциплине. Хотя Австрийская школа считается неортодоксальной с конца 1930-х годов, она вызвала новый приток интереса в 1970-х годах, после того как Фридрих Хайек получил Нобелевскую премию 1974 года в области экономических наук, а также после мирового финансового кризиса 2008 года.

Происхождение названия

Австрийская школа обязана своим именем немецким экономистам, которые выступали против австрийцев, критикуя их методологию (конец XIX века). В то время австрийцы отстаивали роль теории в экономике, в отличие от немцев, которые считали ключевым экономическим фактором различные исторические обстоятельства.

В 1883 году Менгер опубликовал «Исследования методов социальных наук с особым обращением к экономике», в которых раскритиковал доминирующую в то время историческую школу. Густав фон Шмоллер, руководитель исторической школы, ответил на эту критику неблагоприятным обзором, в котором и ввел термин «австрийская школа» в попытке охарактеризовать приверженцев Менгера как изгоев и провинциалов. Этикетка выдержала и была принята самими приверженцами.

История

Школа возникла в Вене, столице Австрийской империи. Труд 1871 года «Принципы экономики» обычно считается началом зарождения австрийской экономической школы. Книга выступает одним из первых современных трактатов о продвижении теории предельной полезности.

АЭШ была одним из трех основополагающих течений маржиналистской революции 1870-х годов, а ее основным вкладом было в введение субъективистского подхода в экономику. Хотя маржинализм в то время был влиятельным направлением, впервые в 19-м веке возникла конкретная экономическая школа, которая разделяла маржиналистские взгляды и объединилась вокруг идей Менгера. Со временем она стала известна как психологическая школа, венская школа, или австрийская школа.

Основные представители

Вклад Менгера в экономическую теорию тесно связан с фигурами Евгения Бема фон Баверка и Фридриха фон Визера. Эти три экономиста стали так называемой первой волной австрийской экономической школы. Бем-Баверк написал обширные критические памфлеты на Карла Маркса в 1880-х и 1890-х годах, которые считаются характерным примером традиционных нападок "австрийцев" на гегельянские доктрины исторической школы.

Франк Альберт Феттер (1863-1949) был самым ярким представителем "австрийской мысли" в Соединенных Штатах. Он получил степень доктора философии в 1894 году в Университете Галле, а затем стал профессором политической экономии и финансов в Корнелле в 1901 году. Несколько важных австрийских экономистов прошли обучение в Венском университете в 1920-х годах, а затем участвовали в частных семинарах, проводимых Людвигом фон Мизесом. Среди них были Готфрид Хаберлер, Фриц Махлуп, Карл Менгер-младший (сын вышеупомянутого Карла Менгера), Оскар Моргенштерн, Пол Розенштейн-Родан и Абрахам Вальд.

К середине 1930-х годов большинство экономистов восприняло многие идеи ранних "австрийцев". Фриц Махлуп с гордостью цитировал слова Хайека о том, что «наибольший успех нашей школы состоит в том, что она постепенно перестает существовать, потому что ее фундаментальные идеи стали частью общепринятой экономической мысли».

Когда-то, в середине 20-го века, австрийская экономика игнорировалась или высмеивалась мейнстримными экономистами, поскольку она отвергала построение моделей, математические и статистические методы в изучении экономики. Ученик Мизеса Израиль Кирцнер напомнил, что в 1954 году, когда он писал кандидатскую диссертацию, отдельной австрийской школы не было. Когда Кирцнер решал, какую аспирантуру посещать, Мизес посоветовал ему принять предложение о приеме в Джонс Хопкинс, потому что это был престижный университет, в котором учился его единомышленник Фриц Махлуп.

Дальнейшее развитие

После 1940-х годов Австрийская экономическая школа разделилась на две отдельные школы экономической мысли, а в конце 20-го века и вовсе раскололась. Один лагерь австрийцев, примером которого является Мизес, считает неоклассическую методологию необоснованной ошибкой, в то время как другой лагерь, примером которого является Фридрих Хайек, принимает большую часть неоклассической методологии и, более того, принимает государственное вмешательство в экономику. Генри Хэзлитт написал экономические колонки и редакционные статьи для ряда публикаций, а также множество книг по теме австрийской экономики с 1930-х по 1980-е годы. На мышление Хазлитта повлиял Мизес. Его книга «Экономика в одном уроке» (1946) продана в более чем в миллионе экземпляров, а другой известной работой экономиста является «Неудача новой экономики» (1959) - поэтапная критика общей теории Джона Мейнарда Кейнса.

Репутация Австрийской школы выросла в конце 20-го века, отчасти благодаря работе Израиля Кирцнера и Людвига Лахмана в Нью-Йоркском университете и обновлению осведомленности общественности о работах Хайека после того, как он выиграл Нобелевскую премию в области экономических наук 1974 года. Работа Хайека была влиятельной в возрождении мысли laissez-faire в XX веке.

Критика раскола

Экономист Леланд Йегер обсудил раскол в конце 20-го века и сослался на текстовую эскападу, написанную Мюрреем Ротбардом, Хансом-Германом Хоппе, Джозефом Салерно и другими, в которых они атакуют и унижают Хайека. Йегер заявил: «Попытка вбить клин между Мизесом и Хайеком (роль знаний в экономическом расчете), а особенно унижение второго, несправедлива по отношению к этим двум великим людям».

Связь с либертарианством

В книге 1999 года, опубликованной Институтом Людвига фон Мизеса (Институт Мизеса), Хоппе утверждал, что Ротбард был лидером «господства в австрийской экономике» и противопоставлял Ротбарда лауреату Нобелевской премии Фридриху Хайеку, которого он назвал британским эмпириком и противником мысли Мизеса и Ротбарда. Хоппе признал, что Хайек был самым известным австрийским экономистом в академических кругах, но заявил, что Хайек был противником австрийской традиции, которая шла от Карла Менгера и Бем-Баверка через Мизеса к Ротбарду.

Австрийский экономист Уолтер Блок говорит, что австрийскую школу можно отличить от других школ экономической мысли благодаря двум особенностям - экономической и политической теории. Согласно Блоку, если в целом Хайека и можно считать "австрийским" экономистом, то его взгляды на политическую теорию противоречат либертарианской политической мысли, которую Блок рассматривает как неотъемлемую часть АЭШ. Экономическая теория австрийской школы в некоторых исследованиях отходила на задний план, уступив место политической.

Говоря о том, что либертарианская политическая теория является неотъемлемой частью АЭШ, и полагая, что Хайек не является либертарианцем, Блок невольно исключает из австрийской школы и ее основателя, Карла Менгера, поскольку он, кажется, оправдывает более широкомасштабное государственное вмешательство, чем то, которое подразумевал Хайек. К примеру, Менгер одобрял прогрессивное налогообложение и обширное трудовое законодательство. Таким образом, австрийской экономической школе принадлежат следующие выводы:

  1. Экономическая свобода не может существовать в отрыве от политической.
  2. Государство не должно вмешиваться в экономические процессы.
  3. Правительство должно сокращаться, а налоги - уменьшаться.
  4. Свободные предприниматели являются главной движущей силой рыночных процессов.
  5. Экономика должна саморегулироваться без постороннего вмешательства.

Признание

Многие теории, разработанные австрийскими экономистами «первой волны», давно поглощены мейнстримной экономикой. К ним относятся теории Карла Менгера о предельной полезности, теории Фридриха фон Визера об альтернативных издержках и идеи Евгения Бема фон Баверка о роли времени, а также критика Менгером и Бемом-Баверком марксистской экономической теории.

Бывший председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспен сказал, что основатели австрийской школы «достигли далекого будущего, так как большинство из них оказали глубокий и, на мой взгляд, необратимый эффект на то, как большинство основных экономистов думают в этой стране».

В 1987 году лауреат Нобелевской премии Джеймс М. Бьюкенен сказал интервьюеру: «Я не возражаю против того, чтобы меня называли "австрийцем". Хайек и Мизес могут считать меня "австрийцем", но, наверное, другие с этим не согласятся». Китайский экономист Чжан Вэйин поддерживает некоторые "австрийские" теории, такие как теория реального делового цикла.

Влияние на экономические факультеты и распространение в мире

В настоящее время университеты со значительным "австрийским" влиянием существуют по всему миру: Университет Джорджа Мейсона, Нью-Йоркский университет, Университет Лойолы в Новом Орлеане и Университет Оберн в Соединенных Штатах, Университет короля Хуана Карлоса в Испании и Университет Франциско Маррокина в Гватемале. Но помимо них распространению идей АЭШ также способствуют частные организации, такие как Институт Мизеса и Институт Катона.

Если говорить об опыте австрийской экономической школы для россиян, то можно вспомнить убежденного "австрийца" Павла Усанова, преподающего во ВШЭ, или бывшего российского премьер-министра и министра финансов Егора Гайдара, прослывшего большим поклонником идей Мизеса и Хайека.

Связь с монетаризмом

После изучения истории бизнес-циклов в Соединенных Штатах писал, что, похоже, нет систематической связи между расширением и последующим сокращением циклов и что дальнейший анализ может поставить под сомнение эту теорию "австрийцев". Ссылаясь на критику Фридманом теории бизнес-циклов, "австрийский" экономист Роджер Гарнисон утверждал, что эмпирические выводы Фридмана «в целом согласуются как с монетаристскими, так и с "австрийскими" взглядами», полагая, что хотя модель Фридмана и описывает эффективность экономики на самом высоком уровне агрегации, австрийская теория предлагает проницательный отчет о рыночном процессе, который может лежать в основе этих агрегатов.

Австрийская школа (англ. Austrian School; также Венская школа, Психологическая школа) - теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма , подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Возникновение австрийской школы

Возникла в Австрии в 80-х гг. XIX в. как реакция на появление 1-го т. «Капитала» К. Маркса , распространение марксистского экономии, учения и рост революционного рабочего движения. Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму, системе буржуазной теоретической политэкономии, отвечающую новым задачам буржуазной апологетики. Основателем школы был К. Менгер . В кон. XIX и нач. XX в.в. австрийскую школу возглавляли К. Менгер, Ф. фон Визер , О. Бём-Баверк , Э. Сакс. В 20-е гг. её преемницей стала «молодая австрийская школа», представленна Л. фон Мизесом , Ф. фон Хайеком , Р. Штиглем, О. Моргенштерном, П. Розенштейн-Роданом, Г. Хаберлером, сыгравшими впоследствии видную роль в развитии современной буржуазной политической экономии. Одновременно подобные положения были выдвинуты и развиты У. С. Джевонсом и А. Маршаллом в Англии, Л. Вальрасом в Швейцарии и Дж. Б. Кларком и Э. Селигменом в США.

Методы и взгляды австрийской школы

Методологические принципы австрийской школы были сформулированы в книге К. Менгера «Исследования о методе общественных наук и политической экономии в особенности » (1883) и в памфлете «Ошибки историзма в немецкой политической экономии» (1884). Система теоретических взглядов австрийской школы изложена в книгах К. Менгера «Основания политической экономии» (1871), Э. Бём-Баверка - «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886) и «Капитал и прибыль» (1884-1889), Ф. фон Визера - «О происхождении и основных законах хозяйственной ценности» (1884) и «Естественная ценность» (1889).

Австрийская школа вульгаризировала понятие предмета политической экономии: политэкономия должна изучать не экономические отношения людей, а явления экономической жизни с точки зрения сознания хозяйствующего субъекта. Всё капиталистическое общество, по мнению теоретиков австрийской школы, представляет собой механическую совокупность «хозяйствующих субъектов», связанных только рыночными отношениями. Поэтому задача политэкономии - изучать отношени купли-продажи и на их основе открывать вечные, естественные законы экономического развития общества. Теоретики школы пользовались антинаучным идеалистическим субъективно-психологическим методом.

Австрийская школа разработала теорию предельной полезности благ - субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная теория австрийской школы - предельная полезность - рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению школы, предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники школы утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) австрийская школа выводит «объективную меновую ценность», из неё - рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене - наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни австрийская школа, ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса.

Главная модель предельной полезности - «шкала Менгера» - представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщени потребности в нём. В этой модели различаются абстрактная полезность различных категорий благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т.п.) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (напр., 1-го, 2-го, 3-го и т.д. килограмма хлеба; 1-й, 2-й, 3-й и т.д. пары обуви), причём виды потребностей располагаются в нисходящем порядке - от более важных к менее важным; внутри же каждого вида благ полезности конкретных единиц данного блага тоже располагаются в нисходящем порядке. Эта модель призвана иллюстрировать оптимальный потребительский выбор по принципу уравнения предельных полезностей благ разного рода, но она не отражает истинных процессов, происходящих на капиталистическом рынке.

Неспособность австрийской школы вывести из субъективной ценности рыночную цену как равнодействующую получила своё выражение и в модели ценообразования Бём-Баверка, построенной по принципу образования равнодействующей оценок различных пар продавцов и покупателей и показывающей, что «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами». Модель оставляет открытым основной вопрос - обусловленность субъективных оценок и их различий платёжеспособностью покупателей и издержками производства продавцов, т.е. объективными условиями товарного производства, в которых цена определяется не субъективными оценками, а стоимостью товаров. При этом в рыночной конкуренции, вызывающей отклонения цены от стоимости, участвуют все покупатели и продавцы, вследствие чего цена тяготеет не к оценкам их «предельных пар», а к общественно необходимым затратам труда. Только в том случае, если указанные предельные оценки совпадают с уровнем общественно необходимых затрат, они могут соответствовать действительным рыночным ценам. Как и шкала Менгера, модель Бём-Баверка может иллюстрировать индивидуальные мотивы поведения отдельных агентов рынка, но не причины, вызывающие эти мотивы. Никакого самостоят, значения для теории ценообразования обе эти схемы иметь не могут.

Используя субъективно-психологич. теорию ценности, австрийская школа выдвинула буржуазно-апологетическую теорию процента и прибыли, непосредственно противопоставляемую марксистскому учению о прибавочной стоимости. Источник процента усматривается в разнице, возникающей между более высокой субъективной оценкой потребительских благ как благ настоящего и менее высокой оценкой средств производства как благ будущего («благ отдалённого порядка»). Труд рассматривается как благо будущего и поэтому в каждый данный момент он должен оплачиваться ниже ценности его продукта. Также полностью отрицается наличие капиталистической эксплуатации.

Последующей модификацией теории предельной полезности, получившей развитие в Англии, США и др. странах, явилось учение о предельной производительности факторов производства, отрицающее создание прибавочной стоимости трудом и объясняющее прибыль «предельной производительностью капитала» (см. Маржинализм). На основе предельной полезности выдвигается теория благосостояния.

Австрийская школа положила начало применению теории предельной полезности также в построении буржуазной концепций социалистической экономики и планирования. Ф. фон Визер , Й. Шумпетер , рассматривают предельную полезность как чистую экономическую логику и считая её основой для оптимального распределения ресурсов, пытались использовать её для построения теории социалистического хозяйства. Австрийский профессор А. Шеффле, выработавший схему-центр планирующего органа при социализме, считал невозможным применение в социалистической экономике трудовой теории стоимости. Эти взгляды развивают в 60-е г.г. теоретики немарксистского социализма (Р. Кэмпбелл, А. Лернер и др.), утверждающие, что экономическая наука социалистических стран должна перейти на позиции маржинализма.


Л. Б. Альтер.


Добавить в закладки

Добавить комментарии