» » Склонение существительных в греческом языке. Склонение существительных в греческом языке Склонение существительных в греческом языке таблица

Склонение существительных в греческом языке. Склонение существительных в греческом языке Склонение существительных в греческом языке таблица

Греческий. Урок 11: Как определить род существительного

Вы уже знаете, что греческие существительные бывают мужского, женского или среднего рода. Хотя род существительного можно определить по его окончанию, артикль остается более надежным средством для определенного рода, так как многие существительные не подчиняются приводящимся ниже основным правилам.

О роде существительного можно догадаться по его окончанию (исключение составляет незначительное количество слов).

Окончания мужского рода

Наиболее обычными окончаниями мужского рода являются –ος, -ης, -ας.

Например, ο δρόμος [о ‘дромос] - дорога, улица, путь; ο άντρας [о’антрас] – мужчина; ο μαθητής [о маcи‘тис] – ученик.

Окончания женского рода

Чаще всего встречаются: -η, -α.

Например, η νίκη [и‘ники] - победа, η ζάχαρη [и ‘захари] – сахар, η γυναίκα [и йн‘нэка] – женщина, η ώρα [и ‘ора] – час.

Окончания среднего рода Самыми обычными окончаниями среднего рода являются: - ο, -ι.

Например, το βουνό [то ву‘но] – гора, το ψωμί [то псо‘ми] – хлеб.

О том, как изменяются существительные в родительном и винительном падеже, а также об особенностях склонения существительных мужского рода мы поговорим в нашем следующем уроке.

Греческий. Урок 12: Склонения существительных

Склонение существительных в греческом языке зависит от того, какого они рода (напомним, что в греческом, как и в русском языке, три рода: мужской, женский и средний).

Тип склонения существительного в немалой степени зависит от окончания и от ударения.

Когда говорят о существительных мужского рода с окончанием – ης, то чаще всего приводят в пример склонение существительных ο φοιτητής (студент) и ο εργάτης (рабочий).

Давайте и мы посмотрим, как они склоняются:

ο φοιτητής (как и все существительные на – ης, имеющие окончание на последнем слоге) склоняется следующим образом:

Единственное число

Именительный падеж ο φοιτητής

Родительный падеж του φοιτητή

Винительный падеж το(ν) φοιτητή

Звательный падеж - φοιτητή

Множественное число

Именительный падеж οι φοιτητές

Родительный падеж των φοιτητών

Винительный падеж τους φοιτητές

Звательный падеж - φοιτητές

ο εργάτης – рабочий (и существительные с ударением на предпоследнем слоге)

Единственное число

Именительный падеж ο εργάτης

Родительный падеж του εργάτη

Винительный падеж τον εργάτη

Звательный падеж - εργάτη

Множественное число

Именительный падеж οι εργάτες

Родительный падеж των εργατών

Винительный падеж τους εργάτες

Звательный падеж - εργάτες

Обратите внимание на то, что окончания в обоих случаях абсолютно одинаковы.

Только в спряжении существительных с ударением на предпоследнем слоге в родительном падеже множественного числа ударение все же падает на последний слог.

И все! Не сложно ведь, правда?

Новые слова и выражения:

Вы говорите (ты говоришь)…

По-русски

По-гречески

Я не говорю…

По-русски

По-гречески

Немного говорю

Я говорю только...

По-русски

По-английски

Где Вы живете?

В Москве

В Киеве

В Никосии

Μιλάτε (μιλάς)...

ελλινικά

(Δε) μιλάω...

ελλινικά

Μιλάω λίγο

Μιλάω μόνω...

Πού μένετε

στη Μόσχα

στό Κιεβο

στη Λευκωσία

[милатэ] [милас]

[элиника]

[зэ милао]

[элиника]

[милао лиго]

[милао моно]

[англика]

[пу мэнэтэ]

[сти мосха]

[сто киево]

[сти левкосиа]

Греческий. Урок 13: Родительный падеж

Родительный падеж употребляется, прежде всего, для выражения обладания, принадлежности.

Например, το αυτοκίνητο του Γιώργου – машина Георгия.

Объяснить образование родительного падежа очень легко, поэтому в сегодняшнем уроке все будет понятно с первого раза. Итак…

Родительный падеж существительных женского рода единственного числа

К существительному просто добавляется - ς в конце слова

Η γυναίκα – της γυναίκας

η εφημερίδα της Ελένης - газета Елены

το γράμμα της μητέρας - письмо матери

Родительный падеж существительных среднего рода единственного числа

Окончанием является –ου. Так, если слово оканчивается на -ο, мы просто добавляем –υ.

Το δέντρο – του δέντρου

Если же слово оканчивается на -ι, как το παιδί, мы добавляем –ου.

το παιδί – του παιδιού

η στάση του λεωφορείου – остановка автобуса

Родительный падеж существительных мужского рода единственного числа

Способ образования формы родительного падежа зависит от окончания слова. Именно поэтому в прошлом уроке мы подробно рассматривали склонение существительных мужского рода. Формы существительных, приведенных в прошлом уроке, я рекомендую заучить наизусть. Вы сможете использовать их в качестве примера.

ПОЛЕЗНЫЕ СЛОВА

Какая сегодня погода! Τί καιρός!

Какой прекрасный день!

Τί όμορφη ημέρα! ти оморфи имэра

Какая ужасная погода!

Τί απαίσιος καιρός! ти апэсиос кэрос

Как холодно/жарко сегодня!

Κάνει τόσο κρύο /τόση ζέστη σήμερα! кани тосо крио/тоси зэсти симэра

Сегодня... Έχει... э’хи

солнечно ήλιο илио

облачно συννεφιά синэфья

Греческий. Урок 14: Притяжательные местоимения

Очень жаль, что сегодня осталось так мало места! На следующей неделе я постараюсь уделить греческому уроку больше времени и сил. Сегодня я увлеклась статьей о памяти. Кстати, просмотрите ее. Там есть над чем подумать.

На прошлой неделе я объяснила Вам образование родительного падежа существительных. И планировала продолжить. Но тема серьезная, и я решила уделить ей достаточно места на следующей неделе. А сегодня мы поговорим о притяжательных местоимениях (Давайте немного отдохнем от спряжения существительных!).

мой/моя/моё μου [му]

наш/наша/наше μας [мас]

твой/твоя/твоё σου [су]

ваш/ваша/ваше σας [сас]

его του [ту] её της [тис]

их τους [тус] (для мужского рода)

τις [тис] (для женского р.)

Обратите внимание, что в греческом языке притяжательные местоимения стоят после определяемого слова (которое в данном случае всегда употребляется с артиклем):

мое имя то ономо му

твоё имя то ономо су

его имя то ономо ту

её друг о филос тис

наша тетя и фиа мас

ваша тётя и фиа сас

их дом то спити тус

Полезные слова и выражения. Разговор по телефону

Алло, это Мария. Εμπρός. Είμαι η Μαρία... эмброс имэ и Мариа

Я хотел(а) бы поговорить с...

θα ήθελα να μίλησα με τον /την ... са исэла но милисо мэ тон/тин

Говорите громче/ помедленнее, пожалуйста. Μιλάτε πιο δυνατά /πιο αργά, παρακαλώ, милатэ пьо дината/ пьо арга паракало

Повторите, пожалуйста.

Μπορείτε να το επαναλάβετε; боритэ нα то эпаналавэтэ

Вы неправильно набрали номер.

Έχετε λάθος νούμερο. эхетэ ласос нумэро

Минутку. Μισό λεπτό, мисо лепто

Подождите, пожалуйста. Περιμένετε, παρακαλώ. пэримэнэтэ паракало

Я перезвоню. θα έρθω σε επαφή. са эрсо сэ эпафи

Греческий. Урок 15: Как изменяются существительные

Склонение существительных, пожалуй, одна из самых объемных тем в греческой грамматике. Мне даже сложно отобрать для вас материал. И одно нужно, и другое. А в итоге получается столько новой информации, что переварить ее чрезвычайно сложно. Давайте по порядку.

Склонение существительного зависит от его рода. Как только мы определились с родом (мужской, женский или средний), нужно подумать и об окончании. Ведь от него зависит, как именно, мы будем склонять. А уж в-третьих, нужно вспомнить исключения из правил. Вдруг слово относится к списку слов-исключений и спрягается по собственным правилам. В конце концов приходишь к выводу, что слова нужно просто заучивать наизусть. А потом, с практикой, употребление слов доходит до автоматизма. И уже не нужно задумываться, какую форму употребить.

Я постараюсь привести сегодня максимальное количество примеров. И если правила выучить тяжело, учите, пожалуйста, целые фразы. Это практично. И полезно.

Обратите внимание, что в греческом только четыре падежа. Т.е. не все совпадает с привычной нам русской грамматикой. Например, для передачи смысла дательного падежа (кому?, чему?) к артиклю существительного в винительном падеже присоединяется начальная буква предлога σε, например, ";Ο πατέρας λέει στο γιο του: Σίμερα δεν διαβάζεις καλά"; - Отец говорит сыну: ";Ты сегодня плохо читаешь";.

В двенадцатом уроке мы рассматривали склонение существительных мужского рода, оканчивающихся на –ης. Сегодня давайте запомним, как изменяются существительные с окончанием ας и oς.

ας

Существительные мужского рода с окончанием –

Обратите внимание на следующие особенности:

1) Если ударение падает на последний слог, то оно остается во всех падежах на последнем слоге;

2) Если ударение падает на предпоследний слог, то оно остается во всех падежах на предпоследнем слоге;

3) Если ударение падает на третий слог от конца, то оно переходит на предпоследний слог в родительном падеже единственного и множественного числа и в винительном падеже множественного числа.

Брат - ο αδελφός

Единственное число

Множественное число

И. п. ο αδελφός

Р. п. του αδελφού

В. п. τον αδελφό

Зв. п. - αδελφέ

οι αδελφοί

των αδελφών

τους αδελφούς

- αδελφοί

Строитель - ο οικοδόμος

Единственное число

Множественное число

И. п. ο οικοδόμος

Р. п. του οικοδόμου

В. п. τον οικοδόμο

Зв. п.- οικοδόμε

οι οικοδόμοι

των οικοδόμων

τους οικοδόμους

- οικοδόμοι

Человек - ο άνθρωπος

Единственное число

Множественное число

И. п. ο άνθρωπος

Р. п. του ανθρώπου

В. п. τον άνθρωπο

Зв. п.- άνθρωπε

οι άνθρωποι

των ανθρώπων

τους ανθρώπους

- άνθρωποι

Разобрались? Теперь о падежах. Я уже упоминала о том, что в греческом языке четыре падежа. Когда в предложении есть подлежащее (кто? что?), то это существительное всегда стоит в именительном падеже. Любое другое существительное, которое вы встретите в том же предложении будет в родительном или винительном падеже. Реже в звательном.

Вот звательный падеж представляет для нас некоторую сложность. Ведь в русском языке мы не заучиваем отдельно форму обращения к человеку. Когда я готовила материал к этому уроку, то узнала кое-что новое. Для себя и, быть может, для вас. В нашем офисе, конечно, есть филологи, и коллеги мне подсказали, что в старорусском языке тоже был звательный падеж. Помните у Пушкина в “Золотой рыбке” - “Чего тебе надобно, старче?”. Вот вам и форма звательного падежа (сравните греческое “филе”, “кумбаре”).

Урок урока : Золотое правило жизни Цели и задачи урока : Когнитивные – раскрыть... культуре. 2 этап. Чтение основного текста от первого правила : «Не судите других... по православной культуре. 3 этап. Чтение основного текста до конца на...

В древнегреческом языке сохранилось меньше падежей, чем было у его предка – общеиндоев-ропейского языка (в которым ученые восстановили 8 падежей: кроме известных в греческом, еще «местный», «удалительный», «инструментальный»). При отмирании одних падежей их функции брали на себя другие. Так складывались изложенные выше правила употребления падежей.

Образование имен существительных в русском языке соответствует греческим традициям. Существительные бывают собственными – имена людей (ἈlέxandroV – Александр) или мифоло-гических персонажей (ἈJhnᾶ – богиня Афина), географические названия (ἈJῆnai –город Афи-ны); нарицательными, как обобщенные названия однородных предметов или явлений (ἀgorά – площадь, ἀrcή – начало, власть), конкретными и отвлеченными, собирательными, одушевленны-ми и неодушевленными, вещественными.

В греческом языке благодаря развитию риторики и философии началось образование от одного корня многочисленных собирательных и отвлеченных понятий с помощью суффиксов, которые нередко были заимствованы в новых языках для формирования специальной или научной лексики. Например, от слова мужчина (ἀνήρ̦ ἀνδρός) образовались существительные храбрость (ἀνδρία), изображение человека (ἀνδριάς), мужская комната (ἀνδρών). Существовали уменьши-тельные формы: мужчинка (ἀνδρίον). Были составные (сложные) слова: ваятель, скульптор (ἀνδριαντοποιός). Составные слова, как и в русском, получают тот род, который выражен их последней частью. При этом понятие храбрость выражалось с помощью разных суффиксов (ἀνδρειότης или ἀνδρότης) или сложным словом, буквально «положительное достоинство муж-чины» (ἀνδραγαϑία). С этим же корнем в греческом появились существительные, означающие доспехи, работорговца, раба, статуэтку, убийство, убийцу, похищение людей, множество, мужес-твенного юношу, губительницу мужей. Не все такие слова становились общеупотребительными, поскольку они создавались с помощью поэтического или литературного воображения, чувства ритма, эстетики языка и его законов. Неудачные опыты остались как примеры громоздкой искусственной лексики отдельных авторов.

Некоторые существительные, как и по-русски (сани, сени) существуют только во множествен-ном числе (Qῆbai – Фивы), другие – только в единственном (EὐjrάthV – река Евфрат).

Много существительных образовано с помощью приставок, что тоже очень типично для рус-ского словообразования (мена – замена – перемена – подмена – отмена – смена – измена и т.п.): dῆmoV (народ, страна, область) – αποδημία (отъезд, путешествие) – ἐπιδημία (пребывание).

У всех имен среднего рода винительный падеж совпадает с именительным. Кроме того, в винительном падеже множественного числа такие имена унаследовали из общеиндоевропейского языка признак собирательного понятия – окончание на альфу.

В словаре имена существительные приводятся в именительном падеже единственного числа, рядом указывается окончание родительного падежа ед. числа, с помощью которого можно увидеть основу слова и понять тип склонения, затем указывается артикль для обозначения рода: ParJenώn, ῶnoV, ὁ Парфенон. Основа слова в чистом виде чаще всего видна в родительном паде-же единственного числа, где к ней присоединяется падежное окончание, как и в остальных косвен-ных падежах (косвенными являются все падежи, кроме именительного, т.е. падежа подлежащего). В именительном же падеже основа по законам словообразования (из-за взаимодействия звуков) может быть скрыта различными изменениями. Более всего это проявляется в III склонении.

Окончания именительного падежа (словарная форма) у этих слов очень разнообразные, по окончанию родительного падежа, данному в словарях, можно понять, что они принадлежат к III склонению.

Падежные окончания

В дательном падеже множественного числа окончание -si(n) примыкает к основе без соеди-нительной гласной.

В словах: patήr (отец), mήthr (мать), Jugάthr (дочь), gastήr (желудок) при склонении происходит выпадение эпсилон и появление этой буквы пo примеру:

Ню перед сигмой выпадает

В некоторых словах ню может в определенных падежах выпадать и между гласными. Вини-тельный падеж единственного числа: Ἀpόllwn - Ἀpόllw < Ἀpόllwna (w + a).

Основы на g, k, c; b, p, j. Взаимодействие согласных основы с сигмой происходит по прави-лам слияния:

Основа на дельту. Взаимодействие согласных основы с сигмой происходит по правилам слия-ния: d + s > s.

Основа на тау. Взаимодействие согласных основы с сигмой происходит по правилам слияния: t + s > s.

Основа на йоту. Йота сохраняется только в именительном и винительном падежах един-ственного числа, в остальных падежах она переходит в эпсилон. Особое окончание у таких слов в родительном падеже единственного числа:

Основа на -eu. Как и у слов на йоту, особое окончание у таких слов в родительном падеже единственного числа. Чистая основа сохраняется только в именительном падеже единственного числа и в дательном падеже множественного числа. В остальных падежах основа оканчивается на эпсилон. Слияние происходит только в именительном падеже множественного числа.

Основа на сигму. Сигма между гласными выпадает, вызывая их слияние. В дательном падеже множественного числа перед окончанием -si(n) сигма тоже выпадает.

Правила слияния

e + e > ei e + o > ou

e + ou > ou e + ei > ei e + w > w e + h > h

o + ei > oi o + o > ou

o + w > w o + h > oi o + ou > ou

Nominativus (именительный)

gέnh (< genesa)

Genitivus (родительный)

genῶn (< geneswn)

(> geneouV > genesoV)

Основы на ню тау. В дательном падеже множественного числа перед окончанием -si(n) выпадает -nt-, вызывая растяжение гласных: o > ou, e > ei, a > h, a.

Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениями

В этом уроке мы рассмотрим 2 важных в плане грамматики и лексики глагола – это глаголы «иметь» и «делать» . В греческом языке на их базе довольно много устойчивых выражений, которые нужны в разговоре, и после этих глаголов нам нужно поставить существительное в правильный падеж с правильным окончанием и артиклем.

Начнем с глагола έχω (иметь)

По-русски мы говорим:

у меня есть брат, у него есть новая подружка, у них есть домик в деревне.

Несмотря на то, что в русском языке мы говорим слово «есть», не стройте такие предложения с глаголом «быть» из 1-го урока:

я (есть ) красивая, он (есть ) умный.

Это распространенная ошибка. Дело в том, что мы все еще стараемся все фразы переводить дословно.

Греки, равно как и все европейцы, будут говорить:

я имею брата, он имеет новую подружку, они имеют домик в деревне.

Все такие предложения всегда строятся с глаголом έχω (иметь) .

Отрицание

Частица δεν перед глаголом.

Δεν έχω προβλήματα. – У меня нет проблем.
Δεν έχω χρόνο. – У меня нет времени. (досл: у меня нет года , ο χρόνος – год )
Δεν έχει λεφτά. – У него нет денег. (τα λεφτά – деньги )

Вопрос – интонация.

Έχετε δουλειά; – У вас есть работа? (η δουλειά – работа )
Έχουν παιδιά; – У них есть дети? (τα παιδιά – дети )
Πότε έχεις χρόνο; – Когда у тебя есть время? (ο χρόνος – год )

Устойчивые выражения

С глаголом «иметь» в греческом языке есть ряд устойчивых выражений, которые, нужно знать и использовать:

Спряжение глагола κάνω (делать)

В греческом языке, как и в испанском, итальянском и французском, есть ряд устойчивых выражений с глаголом κάνω (делать) , поэтому его спряжение лучше выучить раз и навсегда:

Σήμερα δεν κάνω δουλειές στο σπίτι. – Сегодня я не делаю домашнюю работу (по дому). (το σπίτι – дом )
Σήμερα δεν κάνω ασκήσεις για το σπίτι. – Сегодня я не делаю домашнюю работу (для школы). (η άσκηση – упражнения , για – для )
Κάνεις δώρα στους φίλους; – Ты делаешь подарки друзьям? (τα δώρα – подарки , ο φίλος – друг )
Τι κάνεις; – Что ты делаешь? (Как дела?)

Мы не зря написали в скобочках «как дела?» . Дело в том, что когда этот вопрос задается сразу после приветствия, то это «Как дела?» , а если потом, то уже «Что ты делаешь?» .

Устойчивые выражения

κάνω ελληνικά учить греческий язык (дословно: делать греческий язык)
κάνω βόλτα гулять (дословно: делать прогулку)
κάνει ζέστη жарко (дословно: делает жару)
κάνει κρύο холодно (дословно: делает холод)
κάνω μπάνιο купаться / принимать ванну / мыться (дословно: делать ванну)
κάνω σκι кататься на лыжах (дословно: делать лыжи)
κάνω σπορ заниматься спортом (дословно: делать спорт)
κάνω ντους принимать душ (дословно: делать душ)
κάνω πλάκα шутить (дословно: делать шутку)
κάνω ψώνια совершать покупки (дословно: делать покупки)
κάνω ποδήλατο кататься на велосипеде (дословно: делать велосипед)
κάνω παρέα дружить (дословно: делать компанию)
κάνω βλακία совершать глупость (дословно: делать глупость)
κάνω ηλιοθεραπεία загорать (дословно: делать солнечную терапию)
κάνω κέφι быть в настроении (дословно: делать настроение)
κάνω τσιγάρο курить как однократное действие (дословно: делать сигарету)
κάνω υπομονή терпеть (дословно: делать спокойствие)
κάνω στάση останавливаться (дословно: делать остановку)
κάνω οικονομία экономить (дословно: делать экономию)
κάνω δίαιτα быть на диете (дословно: делать диету)
κάνω λάθος ошибаться (дословно: делать ошибку)
πόσο κάνει; сколько стоит?
δεν κάνει не подходит, не идет
κάνω τον κινέζο делать вид, что это не я сделал (дословно: делать китайца)

Τι δουλειά κάνεις ; – Кем ты работаешь? (дословно: что за работу делаешь)
Είμαι δασκάλα. – Я (есть) преподаватель.
Πόσο κάνει ; – Сколько стоит?
Κάνει 35 ευρώ – Стоит 35 евро.
Πάμε βόλτα; – Пойдем гулять?
Δεν κάνει . Έχω δουλειές. – Не получится (не подходит). У меня много дел.

Это мы с вами разобрались с глаголами в греческом языке.

Теперь давайте посмотрим, как ведут себя артикли и существительные в греческом языке после глаголов иметь и делать.

После глаголов έχω (иметь) и κάνω (делать) мы должны поставить артикль и существительное в винительный падеж.

Винительный падеж единственного числа существительных в греческом языке:

Мужской род Женский род Средний род
Именительный падеж
(Кто? Что?)
Винительный падеж
(Кого? Что?)
Именительный падеж
(Кто? Что?)
Винительный падеж
(Кого? Что?)
Именительный падеж
(Кто? Что?)
Винительный падеж
(Кого? Что?)
Ο άνθρωπος
(человек)
Ο φοιτητής
(студент)
Ο άντρας
(мужчина, муж)
Η γυναίκα
(женщина, жена)
Η αυλή
(двор)
Το σχολείο
(школа)
Το παιδί
(ребенок)
Το γράμμα
(письмо)
-ος τον άνθρωπο την γυναίκα -ο το σχολείο
-ης τον φοιτητή την αυλή το παιδί
-ας τον άντρα -μα το γράμμα

Что нужно запомнить из таблички

мужской род – артикль τоν , женский род – артикль την , средний род – артикль το
с существительными же происходят изменения только в мужском роде, убирается

В этом уроке мы введем в наши предложения немного предлогов, которые очень нужны в предложении, если мы хотим сказать что-то типа «на море» , «у друзей» , «за домом» и так далее.

Предлоги σε, από, με, για в греческом языке

Эти 4 предлога самые распространенные и заменяют большинство предлогов русского языка.

И после каждого из этих 4 предлогов мы используем винительный падеж по такой схеме:

предлог + артикль в винительном падеже + слово в винительном падеже

Сегодня мы поработаем с предлогом σε – это самый универсальный предлог.

Он переводится как «в» , «на» , «через» , «по» . Этот предлог пишется слитно с артиклем и в предложении встречается в таком виде:

σε + τον = στον , например: στον κήπο – в саду (ο κήπος – сад , именительный падеж )
σε + την = στην , например: στην αυλή – во дворе (η αυλή – двор , именительный падеж )
σε + το = στο , например: στο τραπέζι – на столе (το τραπέζι – стол , именительный падеж )

Например:

Είμαστε στην Αθήνα, και εσύ είσαι στην Πράγα. – Мы в Афинах, а ты в Праге. (η Αθήνα – Афины , η Πράγα – Прага ).
Τα εισιτήρια είναι στην τσάντα. – Билеты в сумке. (τα εισιτήρια – билеты , η τσάντα – сумка ).
Τα παιδιά είναι στην παραλία. – Дети на пляже. (τα παιδιά – дети , η παραλία – пляж ).
Το ξενοδοχείο είναι στην θάλασσα; – Отель на море? (το ξενοδοχείο – отель , η θάλασσα – море ).
Το τηλέφωνο είναι στο τραπέζι. – Телефон на столе. (το τηλέφωνο – телефон , το τραπέζι – стол ).
Ο φίλος είναι στον Καναδά. – Друг в Канаде. (ο φίλος – друг , ο Καναδάς – Канада ).

Вот и все. Теперь нам осталось все эти закрепить в упражнениях.

Помните о том, что все, что Вы учите, нужно проговаривать вслух, слушая озвучку как самого урока, так и ответов к упражнениям. Не бойтесь, если Вы еще несильны в правилах чтения – просто повторяйте за диктором и возвращайтесь к файлу по правилам чтения .
Произношение же подхватится само в процессе работы с греческим языком.

Прослушайте аудио урок с дополнительными объяснениями

В греческом языке, как и во всех других европейских языках, вы не можете просто сказать:

я красивая, он странный, они дома, вы на работе.

Приучайтесь к тому, что любой иностранец будет говорить:

я есть красивый, она есть странная, они есть дома, вы есть на работе.

Так называемый глагол «быть» – один из самых важных глаголов в любом иностранном языке.

У англичан – to be . У немцев – sein .

У французов – être . У итальянцев – essere .

У греков тоже есть глагол «быть».

Спряжение глагола είμαι (быть)

В настоящем времени глагол είμαι (быть) – это единственный глагол, который изменяется не по правилам. Поэтому его нужно запомнить.

Вместе с глаголом είμαι (быть) мы рассмотрим местоимения, у которых тоже есть свои особенности.

Например:

Αυτός είναι διευθυντής και αυτή είναι γραμματέας. Αυτός είναι πολύ πλούσιος και αυτή είναι πολύ όμορφη.
Он (есть) директор, а она (есть) секретарь. Он (есть) очень богатый, а она (есть) очень красивая.

На что нужно обратить внимание в местоимениях.

Главное это то, что греки достаточно часто не употребляют местоимения, поскольку считают, что по глаголу это и так видно. Это касается любых фраз и предложений. Но знать местоимения все равно нужно.

Особенность местоимения «они» . В греческом языке есть 3 местоимения «они» : αυτοί, αυτές, αυτά.

Αυτοί – это «они» мужского рода. Если в компании есть мужчины, а также мужчины и женщины, даже если это целый гарем, но там есть один мужчина, то используется именно это местоимение. То есть: мужчина + мужчина, мужчина + женщина, мужчина + ребенок (мальчик, девочка) используем местоимение αυτοί .

Αυτές – это «они» женского рода. Если в компании есть женщины или же женщины и дети, которые в греческом языке среднего рода. Итак: женщина + женщина, женщина + ребенок (девочка) αυτές . А вот если женщина + ребенок (мальчик) , то получается местоимение αυτοί .

Αυτά – это «они» среднего рода. Например, дети, мальчики и девочки – все они у нас среднего рода. Дети, мальчик + девочка, а также неодушевленные предметы (предметы мебели, например) – αυτά .

Отрицательная форма глагола είμαι

Перед глаголом просто ставите частицу δεν .

Εγώ δεν είμαι Я не есть
Εσύ δεν είσαι Ты не есть
Αυτός / αυτή / αυτό δεν είναι Он / она / оно не есть
Εμείς δεν είμαστε Мы не есть
Εσείς δεν είσαστε / δεν είστε Вы не есть
Αυτοί / αυτές / αυτά δεν είναι Они не есть

Αυτός δεν είναι διευθυντής και αυτή δεν είναι γραμματέας. Αυτός δεν είναι πολύ πλούσιος και αυτή δεν είναι πολύ όμορφη.
Он не (есть) директор, а она не (есть) секретарь. Он не (есть) очень богатый, а она не (есть) очень красивая.

Вопросительная форма глагола είμαι

Полная аналогия с русским языком. О чем хотим спросить, то и выделяем интонацией. Обратите внимание на не совсем обычный знак вопроса в греческом языке «; ».

Αυτή είναι γραμματέας; – Она секретарь?
Αυτός είναι πολύ πλούσιος; – Он очень богатый?

Устойчивые выражения

На базе глагола быть είμαι в греческом языке есть ряд устойчивых выражений, которые просто достаточно выучить и ввести в свою речь:

είμαι καλά быть хорошо (дела хорошо)
είμαι χάλια быть плохо (дела плохо)
είμαι άρρωστος быть больным
είμαι παντρεμένος быть женатым
είμαι ελεύθερος быть свободным
είμαι απασχολημένος быть занятым
είμαι έτοιμος быть готовым
είμαι σίγουρος (ότι / σε) быть уверенным (что + глагол / в ком-то, в чем-то)
είμαι ευχαριστημένος με… быть довольным (чем-то)
είναι ερωτευμένος быть влюбленным
είμαι κουρασμένος быть уставшим
είμαι στο σπίτι быть дома
είμαι θυμωμένος быть сердитым, сердиться
είμαι στην ώρα быть вовремя
είμαι σύμφωνος με… быть согласным (с кем-то, чем-то)
είμαι απογοητευμένος με (σε) быть разочарованным (в чем-то)
είμαι νευρικός быть нервным, нервничать
είμαι … χρονών быть в возрасте … лет

Согласование

Во многих этих устойчивых выражениях присутствуют прилагательные в греческом языке: быть уставшим, быть влюбленным, довольным, занятым и так далее.

В русском языке мы говорим:

я здоров, я здорова , они здоровы .

я занят, я занята , они заняты .

На что следует обратить внимание – на языке грамматики это называется согласовать прилагательное в роде и в числе. Если же проще, то нужно поставить правильные окончания к этим прилагательным:

Например:

Είμαι κουρασμένος . – Я устал.
Είμαι κουρασμένη . – Я устала.
Είμαι σίγουρος . – Я уверен.
Είμαι σίγουρη .– Я уверена.
Το παιδί είναι σίγουρο . – Ребенок уверен.
Είμαστε σίγουροι . – Мы уверены. (мужского рода)
Είμαστε σίγουρες . – Мы уверены. (женского рода)
Τα παιδιά είναι σίγουρα . – Дети уверены.

Обычно первый урок у нас посвящен только глаголу быть и его устойчивым выражениям.

Поскольку с глаголом είμαι (быть) строятся фразы с оборотом «это есть» (это есть магазин, это есть город в Греции, это есть музыка), то в таких предложениях, кроме глагола, есть и существительное.

Поэтому микротемой к этому уроку мы дадим еще и существительные.

Существительные в греческом языке

Существительные в греческом языке делятся на 3 рода: мужской , женский и средний . Перед существительным обязательно должен стоять артикль, который и показывает на род слова. В этом уроке отвечаем на вопросы «Кто? Что?» в единственном числе:

Обратите внимание на артикли и на характерные окончания для каждого рода: мужской род – артикль о , женский род – артикль η , средний род – артикль το .

Например:

Εγώ είμαι η Τατιάνα. – Я (есть) Татьяна.
Αυτός είναι ο Νίκος. – Он (есть) Никос.
Αυτή είναι η Ελένη. – Она (есть) Елени.
Αυτό είναι το τηλέφωνο . – Это (есть) телефон.
Εμείς είμαστε ο Γιώργος και η Νατάσα. – Мы (есть) Йоргос и Натаса.

Вот и все. Несмотря на объем материала, он весь очень простой и подан в правильной последовательности.

Вас никто не заставляет проработать этот урок за 15 минут и сказать, что в нем слишком много материала, ничего не запомнилось. Ничего и не запомнится, если этот материал не отработать и не ввести в свою речь. Поэтому мы рекомендуем возвращаться к уроку несколько раз, прорабатывая в упражнениях какую-то одну тему: будь то спряжение глагола, устойчивые выражения или существительные.

В упражнениях мы упустили много местоимений. И это выглядит правильно и красиво для греческого языка. Однако если они нужны для грамматики, чтобы вам было легче разобраться, их употребление не является ошибкой, можно почти везде поставить. Просто будет выглядеть более книжно.

Обязательно слушайте озвучку как всего урока, так и упражнений, чтобы слышать греческий язык. Работайте с файлом Правила чтения в греческом языке на протяжении всего курса.