» » Сложение и вычитание десятичных дробей первый урок. Тема урока «Сложение десятичных дробей

Сложение и вычитание десятичных дробей первый урок. Тема урока «Сложение десятичных дробей

Тема урока «Сложение десятичных дробей»

Учитель 1 квалификационной категории МБОУСОШ с. Тербуны : Кирикова Марина Александровна

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные :

    Повторить сложение обыкновенных дробей; чтение и запись десятичного числа; сравнение десятичных чисел

    Познакомить с алгоритмом сложения десятичных дробей

    Показать, как применяется этот алгоритм при сложении десятичных дробей

    Научить учащихся складывать десятичные дроби

Развивающие:

    Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь

    Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации

    Расширение знаний учащихся об окружающем мире

    Повышать ИКТ – компетенцию учащихся

    Развивать экологическую культуру

Воспитательная:

    Способствовать развитию интереса к предмету

    Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата

    Умение работать в группах (парах), коллективе

    Содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия

    Воспитывать бережное отношение к природе

    Прививать любовь к малой Родине

Оборудование:

    компьютер, экран, проектор

Ход учебного занятия:

1 этап. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Организация эмоционального настроения учащихся к общению и взаимодействию в процессе использования имеющихся знаний и умений.

2 этап. Мотивация.

Из глубины средневековья пришло такое предание. Немецкий купец спрашивал совета, где учить сына. Ему ответили. Если хотите, чтобы сын знал сложение, вычитание и умножение, этому могут научить и у нас в Германии. Но чтобы он знал также и деление, лучше послать его в Италию. Тамошние профессора хорошо изучили эту операцию.Как видим, даже простые действия арифметики были достаточно сложными. От тех времен у немцев осталась поговорка «in die Bruche kommen» (буквально: «попасть в дроби»). Это значило оказаться в затруднительном положении, в которое попадали, проводя деление. Ныне такие операции на основе иной, арабской системы обозначения чисел и иных алгоритмов стали значительно легче. Сегодня мы будем работать не только с десятичными дробями, изучим и научимся применять один из алгоритмов действия с десятичными дробями, но и поговорим об одной из глобальных проблем современности. Как вы думаете какой? Как вы считаете, актуальны ли проблемы экологии для нашей местности?

3 этап. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

1) Какие числа называются десятичными дробями? Ответ: Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).

2) Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой? Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.

3) Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби? Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей

Устные упражнения.

1.Прочитайте дробь: 1925,2016.

2.а)Округлите до тысячных?(1925,202)

б)Округлите до десятых?(1925,2)

в)Округлите до единиц? (1925)

1925 .Что произошло в этот год?(Дата образования нашей школы).

3.Назовите число между 0.3и 0.4

4.Какое натуральное число содержится между 89.9 и 90.1?(90, столько лет нашей школе)

5. Расположите в порядке возрастания дроби:20,01; 20,001;20,1(20,001; 20,01;20,1). Запишите дату урока-20.01

6. Уравняйте количество цифр после запятой 0,2;0,02; 0,002. Что нужно для этого сделать?(0,200;0,020;0,002)

4. Постановка темы, цели и задач урока.

Проблема загрязнения окружающей среды в нашей области –одна из самых актуальных.

В атмосферу постоянно выбрасываются вредные вещества. В Липецкой области в атмосферу поступило в

2012г. 322,9 тыс.т.;

2013г.353,1 тыс.т.;

2014г. 330тыс.т;

2015г. 330тыс.т. вредных веществ. Увеличивается или уменьшается выброс вредных веществ? Какие меры принимаются для улучшения экологии?

Сколько тонн вредных веществ было выброшено за два последних года? (660.тыс. т) Что сделали с числами? Как сложили натуральные числа?

Можем ли мы узнать, сколько всего тыс. т. поступило в атмосферу за эти годы?

Что нужно знать? (Правило сложения десятичных дробей)

Как мы запишем ему урока? (Сложение десятичных дробей)

Цели урока? (Научиться складывать десятичные дроби, находить значения выражений, решаь задачи)

По какому плану мы будем работать? (Изучим правило. Рассмотрим примеры сложения десятичных дробей. Найдем значение выражения, содержащего сумму десятичных дробей)

5. Изучение нового материала.

Вычислите 24+32=…(56) Как выполняли сложение? (Поразрядно)

А теперь 2,4+3,2=…(2 +3=5=5,6) Удобно ли так складывать десятичные дроби?(Нет)

Как еще можно сложить десятичные дроби? (Поразрядно)

2,4

3,2

.....

5,6

Если же количество цифр после запятой в десятичной дроби различно, то как быть в этом случае? (Уравнять количество цифр после запятой и выполнить сложение поразрядно.

2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4.Поставить в ответе запятую под запятой.

Рассматриваем пример 5, 2 + 1,13

Десятичные дроби сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!

Как удобно записать действие?

Удобно сложение десятичных дробей выполнять столбиком. Самостоятельно прочитать правило стр.195.

6.Первичное закрепление.

705(а,в,д) у доски

705 (г,е) самостоятельно

706(в-1 вариант, г- второй) Кто быстрее? Проверка у доски.

717(Устно).

Физкультминутка

Вернемся к экологической задаче и выясним, сколько тонн вредных веществ поступило в атмосферу за последние 4 года в Липецкой области.

(322,9+353,1+330+330)тыс.т.=1336тыс.т.- вредных веществ

Ответ: 1336тыс.т.

7.Самостоятельная работа(обучающая) Сверка по эталону.

Вычислите и заполните таблицу. Выполнив правильно все задания, вы получите слово «экология» в переводе с греческого

    5,8+22,191

    3,99+0,06

    8,9021+0,68

    2,7+1,35

    0,769+42,389

    129+9,72

4,05-и;43,158-щ;27,991- ж;9,5821-л;138,72-е

Ответ: жилище (дом)

8.Повторение. Включение в систему знаний

Найди ошибку. Что нарушено, какие правила сложения десятичных дробей?

1)0,2+0,15=0,17;

2)1,9+2,7=4,8;

3)5,48+4,52=100

Информация о домашнем задании:П.42;№706(д,е);№717(в.г);№719

9.Рефлексия

1) Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли ее решить?

2)Что нужно сделать еще, чтобы научиться складывать десятичные дроби?

3) Закончите предложение: Мне было… Я на уроке узнал… Я научился…

4) Изображение земного шара вывешено на доске. Каждый должен прикрепить веселый или грустный смайлик, аргументируя, почему именно такой.

5) Мы должны беречь нашу планету? Что нужно для этого делать?

Урок математики в 5 классе по теме

Подготовила: учитель математики

Большакова Е.А

Цели урока: 1) научить складывать и вычитать десятичные дроби;

2) продолжить формирование вычислительных навыков;

3) привить интерес к предмету математики.

Ход урока.

I . Устные упражнения:

1) Угадай, какая дробь!

1. Пять целых две десятых =

а) 5,02 б) 5,2 в) 5,002

2. Ноль целых восемь тысячных =

а) 0,008 б) 0,08 в) 0,8

3. Три целых двадцать пять десятитысячных =

а) 3,25 б) 3,00025 в) 3,025

4. Шестнадцать целых пять сотых =

а) 16,005 б) 16,5 в) 16,05

2
) Выполни действия:



3,07 – 1,06 = 2,01

=


II . Изучение нового материала.

1. Сложение (вычитание) десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.

2. Сложение (вычитание) десятичных дробей «в столбик».

3. Чтение правила сложения и вычитания десятичных дробей.

4. Рассмотреть примеры, выполняя и объясняя каждый этап (см. таблицу).

Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой

Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

+ 9,138

Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+ 9,138

Правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

III . Закрепление.

1. №1186 (б, в, г, д):

б) 16,78 – 5,48 = 11,3

в) 95,381 + 3,219 = 98,600

+ 3,219

г) 8,9021 + 0,68 =9,5821

+ 0,6800

д) 88,252 – 4,69 =83,562

2. Тесты с сигнальными карточками.

3. Устная работа. Игра «Меткий стрелок».

1) 2,31 + (7,65 + 8,69)

2) 14,537 – (2,237 + 5,9)

3) (24,302 + 17,879) – 1,302

4. Решить задачу.

Длина Волги 3,53 тыс. км. Днепр – 2,2 тыс. км, а Амур на 1,36 тыс. км. короче, чем Волга и Днепр вместе. Какова длина Амура?

IV . Итог урока.

Учитель: Ребята, к нам прилетел попугай.Оказывается у него не получается решить пример. Давайте ему поможем и найдём ошибку.

- 6,8 _

- 6,8 _

V . Домашнее задание: п. 32 (до разложения); №1228(а), №1229 (а, б, в), №1240.

Это урок систематизации и закрепления изученного материала. Для всесторонней проверки учебно-познавательных компетенций учащихся используется ИКТ-технология. При отработке навыков сложения и вычитания десятичных дробей используется самостоятельная работа с само- и взаимопроверкой. Преобладающий метод организации учебной деятельности – интерактивный: сопоставление, анализ, наблюдение сопровождаются компьютерной презентацией.

Использование технологии ИКТ позволяет развивать логическое мышление, математическую речь, содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий в нестандартной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 122

Кировского района г.Волгограда

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Подготовила: Саенко Ирина Николаевна,

Учитель математики МОУ ООШ № 122

Конспект урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Класс: 5

Цели и задачи:

Создать условия для развития у учащихся вычислительных навыков, умение

решать задачи.

Задачи: 1. Предметные : Содействовать развитию вычислительных навыков при сложении и вычитании десятичных дробей

Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;

Коммуникативные: формировать умения принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению;

Личностные: продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

Тип урока : урок - практикум (отработка и проверка знаний по теме)

Формы работы : задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

Отработку понимания на слух математической речи;

Взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;

Работа группами по 2 человека.

Виды учебной деятельности:

Слушание (понимание на слух научной речи);

Индивидуальная работа, работа в парах;

Практические задания;

Говорение;

Мыслительный анализ;

Самопроверка;

Взаимопроверка

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь!

2. Постановка цели урока (слайд 2)

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.

(Слайд 3)Тема нашего урока - « Сложение и вычитание десятичных дробей».

Открыли тетради и записали число и тему урока.

Учение о дробях всегда считалось трудным.. У немцев сохранилась пословица: « Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать. Буду рада вашим хорошим ответам.

3. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос)(Слайд 4)

Давайте вспомним:

1. Как сложить десятичные дроби?

Ответ: Чтобы сложить десятичные дроби нужно:



в) выполнить сложение, не обращая внимания на запятую,

2. Как вычесть десятичные дроби?(Слайд 5)

Ответ: Чтобы вычесть десятичные дроби нужно:

а) уровнять в этих дробях количество знаков после запятой,
б) написать их друг под другом так, чтобы запятая была написана под запятой,
в) выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую,
г) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

4. Устный счёт (Слайд 6)

8,7 - 1,8 =

6,3 + 2,4 =

7,2 - 2,9 =

9,1 - 3,6 =

2,5 + 1,8 =

8,3 - 1,2 =

5,6 - 3 =

5 + 2,6 =

Решите уравнения(Слайд 7)

а) 2,5 + х = 7

б) 5 - х = 3,4

в) х - 6,8 = 3,4

г) х + 8,7 = 15

5. Работа с учебником (Слайд 8)

Выполнить задание № 684, № 692

6. Физкультминутка (слайд 9)

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.

7. Устная работа

Известно, какое большое значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, “Казнить нельзя, помиловать” и “Казнить, нельзя помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание: Поставьте запятые так, чтобы равенство было верным(Слайд 10)

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212

736 - 336 = 4

63 - 27 = 603

57 - 4 = 17

8. Самостоятельная работа с самопроверкой в парах и самооценкой .

(Слайд 11)

Учащиеся в паре обмениваются работами и проверяют работу, пользуясь ответами, указанными на доске (слайд 12 ) и выставляют оценки друг другу

Вариант 1 Вариант 2

1.Выполните действия 1.Выполните действия

0,613 + 32,7 = 0,894 + 89,4 =

5,2 + 317,9 = 241,608 + 24,7 =

0,41 - 0,385 = 6,4 - 2,96 =

62,5 - 8,419 = 50,1 - 9,323 =

2. Решите уравнение 2. Решите уравнение

У + 0,83 = 1,1 У + 3.54 =8,2

3,84 - (х + 0,89) = 2,3 (х - 3,48) + 2,15 = 3,9

9. Итог урока

Какую задачу мы ставили на уроке? (уверенно складывать и вычитать десятичные дроби)
- Как вы думаете выполнили мы ее?

10.Домашнее задание (слайд 13)

Дома вы еще потренируетесь уверенно и правильно складывать и вычитать десятичные дроби, выполнив следующие номера:

№ 686, № 694

Спасибо за урок. (слайд 14)