» » События русско-японской войны в начальном периоде. Бой у Чемульпо

События русско-японской войны в начальном периоде. Бой у Чемульпо

    Когда в 1891 году наследник российского престола Николай Александрович совершил поездку на Дальний Восток, среди судов сопровождения была канонерская лодка «Кореец», вступившая в строй в 1887 году и причисленная к судам Сибирской флотилии. Ко времени Русско-японской войны «Кореец» уже достаточно послужил и науке, — в его честь были названы бухта на острове Личаншань и пролив у этого острова в Желтом море, — и по своему прямому военному назначению: лодка участвовала в перевозке русского десантного корпуса из Порт-Артура в Дагу при подавлении в 1900 году Ихэтуаньского восстания в Северном Китае. «Варяг», построенный в США в 1899 году, появился на Дальнем Востоке гораздо позже и сразу стал гордостью Тихоокеанской эскадры. Когда 29 июля 1903 года возобновились русскояпонские переговоры относительно раздела сфер влияния в Корее и Маньчжурии, легкий крейсер «Варяг» стоял в Порт-Артуре. 29 декабря 1903 (11 января 1904-го по н. ст.) года «Варяг» прибыл в Чемульпо, имея на борту специальный отряд для охраны российского посольства в Сеуле. Через неделю к нему присоединилась мореходная канонерская лодка «Кореец». Эти корабли сменили легкий крейсер «Боярин» и канонерку «Гиляк», находившихся там в качестве стационеров, и сами остались на дежурстве в этом качестве.

    Чемульпо считался нейтральным портом, так как еще 3 января корейское правительство заявило, что остнется нейтральным в возможном русско-японском конфликте. Кроме русских военных кораблей и парохода «Сунгари», принадлежавшего КВЖД, в порту находились крейсеры третьих стран: британский крейсер «Талбот», французский — «Паскаль», итальянский — «Эльба» и американский авизо «Виксбург».

    Задача атаковать русские корабли была возложена японским командованием на контр-адмирала Уриу. В то время как главные силы японского Соединенного флота под руководством вице-адмирала Того устремились к Порт-Артуру, отряд Уриу шел к Чемульпо. С его транспортов был высажен десант, который в тот же день захватил Сеул, а корабли Уриу ушли в море поджидать «Варяга» и «Корейца». Рано утром 27 января японский консул в Корее передал российскому вице-консулу Зиновию Михайловичу Поляновскому ультиматум, который содержал уведомление о начале военных действий и требование покинуть до полудня портовый рейд, иначе оба российских корабля будут атакованы в 16.00 на якорной стоянке. Одновременно Уриу предупредил об этом своем намерении командиров кораблей, принадлежавших третьим странам, рекомендуя им выйти из порта до указанного времени атаки. Получив требование японцев около половины десятого утра, командир «Варяга» В.Ф. Руднев обратил внимание старшего на рейде Льюиса Бейли на нарушение японцами норм международного права. Бейли созвал совещание командиров находящихся в Чемульпо военных кораблей, на котором Рудневу было предложено покинуть рейд до 14.00. В противном случае иностранные моряки оставляли за собой право увести с рейда свои корабли, чтобы не пострадать самим. «Варягу» и «Корейцу» предстояло только одно — идти сквозь линию японских судов без сопровождения, потому что на предложение Руднева проводить русских до границы корейских нейтральных вод в знак протеста против нарушения международного права англичанин, а под его влиянием и остальные, ответили отказом.


    Двум русским кораблям в этом легендарном бою противостояли шесть японских крейсеров и восемь миноносцев. Морской бой, пожалуй, самый знаменитый в истории российского флота, неоднократно описан в литературе. Так, Ю.В. Дискант в книге «Порт-Артур» приводит следующие подробности: «В 11.20 под звуки оркестра, сопровождаемые громкими приветствиями собравшихся на палубах своих судов французских, английский, итальянских и американских моряков (на крейсерах «Паскаль» и «Эльба» оркестры исполняли российский гимн), оба русских корабля отправились в открытое море... Уриу, заметив выходящие русские корабли, на реях флагманского корабля «Нанива» поднял сигнал: «Предлагаю сдаться без боя». Однако Руднев отказался и в 11.45, когда расстояние между отрядами уменьшилось до 8 300 метров, с японской стороны раздались первые выстрелы. Спустя семь минут вступил в бой «Варяг», шедший в 180 метрах впереди «Корейца», и именно на него японский отряд обрушил всю силу своего огня. Через 55 минут снаряды японской артиллерии серьезно повредили «Варяг»; было выведено из строя около половины всех орудий, размещенных на палубе без бронированного прикрытия, крейсер лишился фок-мачты и третьей трубы, на нем начались пожары». К концу боя среди экипажа считали 22 убитых и 108 человек раненых, из которых 11 впоследствии умерли.

    Повреждения, полученные «Варягом», особенно пробоины ниже ватерлинии, создавшие сильный крен на левый борт, делали продолжение боя бесперспективным, и крейсер, управляясь машинами, повернул в обратно в порт. Теперь «Кореец» прикрывал его, ибо сблизился с японцами до двадцати двух кабельтовых (1 кабельтов = 185,2 метра), а на этом расстоянии смогли уже действовать два его восьмидюймовых орудия (203 мм). Заметного урона японцам русские корабли не нанесли, хотя японцы до сих пор (!) держат в секрете сведения о количестве попаданий в свои корабли со стороны «Варяга» и «Корейца» и о характере повреждений, вызванных этими попаданиями. При этом они ссылаются на утерю контрольных документов — вахтенных журналов и ремонтных ведомостей.

    Варяг после боя

    Перед русскими моряками встал непростой выбор: либо, переместив тяжелые орудия «Корейца» на «Варяг», починиться и попытаться еще раз прорваться в Порт-Артур, либо затопить корабль и сойти на берег или безоружными, имея в виду нейтралитет Кореи, или с оружием, ибо в Чемульпо к этому моменту уже находились японские воинские части численностью около 3 000 человек. Осмотр крейсера выявил непригодность крейсера к бою, и Руднев принял решение взорвать его тут же на рейде, однако Бейли попросил избрать какой-нибудь другой способ, так как взрыв в относительно тесном пространстве рейда мог повредить иностранные корабли. Вместе с тем он заявил, что иностранные суда покинут его до 16.00, потому что в это время адмирал Уриу угрожал возобновить бой уже на самом рейде. Экипажи «Варяга», «Корейца» и парохода «Сунгари» решено было переправить на иностранные корабли, как на нейтральную территорию. Совет офицеров «Корейца» согласился с решением командира «Варяга». Экипаж «Корейца» перевезли на французский крейсер «Паскаль», экипаж «Варяга» — на английский «Талбот» и итальянский «Эльбa». Сеттльментом Чемульпо для оказания первой помощи раненым воюющих держав был сформирован летучий отряд Красного Креста. Паровой катер под флагом этого отряда доставил на «Эльбу» экипаж русского парохода «Сунгари», а в Чемульпо свез 24 тяжелораненых с «Варяга», где двое из них скончались от ран. Японцы согласились считать этих раненых потерпевшими кораблекрушение и поместили в свой госпиталь Красного Креста.

    «Корейца» взорвали в 16.05. На «Варяге» открыли кингстоны, и в 18.00 он погрузился в воду с поднятыми флагом и гюйсом. Контр-адмирал Уриу потребовал от командиров нейтральных крейсеров выдать русских моряков как военнопленных, однако все они, не без нажима со стороны команд, симпатизировавших нашим соотечественникам, решительно ему отказали. Японцам ничего не оставалось делать, как сообщить миру, что оба корабля потоплены в бою вместе с командами. Тем не менее известно, что от имени адмирала Уриу русских раненых в японском госпитале посещал флагманский врач японской эскадры Ямамото Йей и даже передавал им подарки. Японцы согласились выпустить из Чемульпо экипажи «Варяга» и «Корейца» при условии, что все военнослужащие дадут подписку, где обязуются не принимать более участие в боевых действиях против Японии. Такую подписку русские моряки могли дать только по Высочайшему разрешению, которое и было получено от императора Николая. Лишь старший офицер крейсера «Варяг» В.В. Степанов отказался дать подобную подписку.

    Кореец взорван

    Только 28 января Япония объявила войну официально. «Верные своим восточным обычаям, — вспоминал великий князь Александр Михайлович, — японцы сперва нанесли удар, а потом объявили нам войну».

    В 1907 г. контр-адмирал В.Ф. Руднев — будучи в отставке — был награждён японским орденом Восходящего Солнца в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев и первым русским, получившим этот орден.

Первая ночь войны: победа или провал? Внезапная атака японских миноносцев на русские корабли в Порт-Артуре в ночь на 27 января 1904 г. привела к серьезным повреждениям двух русских броненосцев и крейсера. Тем самым, учитывая слабость ремонтной базы крепости и порта, эти единицы надолго выбыли из игры. Успех? Несомненно. Но вдумаемся, какую цель преследовал японский адмирал Того, осуществляя вероломную атаку. Цель была проста - одним ударом покончить с русской эскадрой и разом очистить морские просторы от кораблей противника. Обезопасить транспортные пути, затем спокойно высадить на континент армию и без затруднений возить из Японии необходимые для нее грузы. В случае удачи подобного замысла война заканчивалась быстро. Для Японии такой блицкриг являлся шансом добиться триумфа молниеносно, пока страна не испытала дефицита военных и сырьевых ресурсов, необходимости брать в долг у англичан и американцев. Пока японская армия в Маньчжурии численно превосходила русскую, поскольку последняя остро нуждалась в подкреплениях и дополнительных военных материалах. При ином раскладе держава со скромными ресурсами, каковой являлась Япония, не могла рассчитывать на успех в борьбе с избыточно самообеспечивающейся Россией.

Так добились японцы победы в первую ночь или нет? Ответ однозначен - нет. Вместо уничтожения русской эскадры пришлось довольствоваться скромным результатом временного выхода из строя всего трех кораблей. Морские силы в Порт-Артуре, даже бездействуя, самим фактом своего существования несли серьезную угрозу коммуникациям врага. Японскому флоту пришлось затевать рискованную игру с блокадой главной русской базы. Тогда как при ином исходе атаки эти мероприятия становились излишними.

Адмирал Того перестраховался и направил для решающего удара лишь около 1/3 наличных торпедных сил. В результате добиться господства на море японцы не сумели и война из молниеносной превратилась в затяжную, т.е. пошла по сценарию, выгодному не Японии, но России.

Констатируем: тактическая победа японцев у Порт-Артура влекла за собой непредвиденные стратегические осложнения. Проще: плотный, хотя и хаотичный заградительный огонь русских кораблей в ту ночь спас Россию от настоящей катастрофы. Японский командующий просчитался и обрек свою страну на продолжительный конфликт с едва переносимым напряжением сил.

Бой у Чемульпо: демонстрация возможностей. Второй бой, приключившийся на протяжении тех суток, известен едва ли не каждому, кто мало-мальски знаком с национальной историей. В корейском порту Чемульпо ударная крейсерская эскадра японцев застигла и вопреки международным нормам атаковала русский отряд, состоящий из крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Для большинства этот бой символизирует лишь пример русской воинской доблести. На самом деле он демонстрировал большее. Разберемся. Скрупулезный анализ событий у Чемульпо привел автора к выводу, что его значение выше. Условные коэффициенты силы в том бою имели следующие выражения. При учете возможного максимума факторов, влиявших на боевую обстановку, получается, что соотношение сил выглядело примерно как 8:1, естественно, в пользу японцев. И каков результат?

Расстрел слабо бронированного русского крейсера, с трудом пробиравшегося сложным фарватером к выходу в море, из 58 японских стволов среднего и крупного калибра решающего значения не имел. Топить «Варяг» русским пришлось самим уже после сражения, поскольку противник, вопреки бытовавшим представлениям об огневом бое, с этой задачей не справился. За час с лишним артиллерийской дуэли фатальных повреждений русские корабли не получили. «Кореец», взорванный экипажем во избежание захвата врагом, боевых повреждений не имел вовсе.

Как трактовать случившееся на рейде Чемульпо? Адмирал Уриу, конечно, победил, не допустив прорыва русских на соединение с главными силами. Но выглядела его победа весьма неважно. Несмотря на достойное подражания умение самураев скрывать свои потери, вскоре стало известно, что погибших и раненых у японцев было больше. Минимум 3 японских крейсера после баталии отправились на среднесрочный ремонт. Более того, по сию пору дискутируется судьба японского миноносца, по некоторым данным уничтоженного в ходе боя. Японские источники его гибели не подтверждают, но следует учесть, что на протяжении войны официальная статистика микадо оглашала лишь очевидные для противника факты. Об остальных становилось известно зачастую из сообщений английских и американских газет.

Резюмируя, можно указать, что по итогам боя выявилось не только идеальное моральное состояние русского флота, но также превосходство отряда Руднева в морской тактике, артиллерийском деле, а равно вызывающие уважение качества кораблей, заказанных для флота России. Одним словом, гордиться японцам было нечем, а в России произошедшее правомерно расценили как подвиг или трагедию с поводом для оптимизма.

Потери России в начальный период войны ранее перечисленными не исчерпывались. От навигационных ошибок погибли крейсер «Боярин» и минный заградитель «Енисей», подорвавшиеся на собственных минах. Впрочем, досадная утрата этих единиц, как говорится, погоды не делала. Главная ударная сила флота, его линейное ядро, состоящее из 7 эскадренных броненосцев, сохранялось. Начался ремонт поврежденных в Порт-Артуре кораблей. Шел он не слишком скоро по причине технических трудностей, связанных со слабой оснащенностью портового хозяйства. Тем не менее, необходимые решения были найдены, и дело продвигалось. Период вынужденного бездействия не слишком тяготил русское командование. Критикуемая исследователями пассивность отчасти проистекала от необходимости ввода в строй поврежденных кораблей, отчасти от активных действий отказались в силу специфики стратегического расчета.

«Флот угрожающий». Ослабленный, но дееспособный флот, даже находясь в своей гавани, угрожает противнику уже тем, что может внезапно выбраться из убежища и атаковать в самый неожиданный момент. Противнику приходится считаться с такой возможностью и действовать осторожно и с оглядкой. Японские адмиралы были людьми здравомыслящими. Они знали правило, предписывающее сначала исключить риск появления неприятеля и лишь затем выпускать в море караваны безоружных транспортов с десантом на борту. В противном случае прорыв даже немногих кораблей противника к судам, груженным войсками и снаряжением, чреват катастрофическими последствиями. Оставаясь на базе, русская эскадра эксплуатировала страх японцев перед подобным оборотом событий. Японские войска на континент прибывали, но высаживали их в Корее, откуда им предстоял долгий и тернистый путь до основного театра военных действий. Ландшафт в Корее трудный, дорог на тот момент было мало, вследствие чего снабжение армии было делом сложным. При таком раскладе дефицит снабжения стал обычным явлением. Вести наступательные действия стратегического масштаба японские генералы не решались. Требовалось создать разгрузочные базы в непосредственной близости к маньчжурскому театру, но как раз в этой зоне инициативу японцев связывала потенциальная опасность, исходящая от русской эскадры.

Позиционная война на море. Русское руководство рассуждало следующим образом. Если эскадра в родной гавани способна воздействовать на стратегическую обстановку позитивным образом, пусть там и остается. Во всяком случае, пока не восстановит свои силы. А японцы пусть изобретают методы борьбы с гипотетической опасностью. Обороняться на хорошо укрепленной позиции Порт-Артура проще, чем нападать на нее. Пусть японцы проявляют активность, пусть делают неизбежные при этом ошибки и несут потери. Пусть сполна помучаются. Пусть идет время, которое работает против Японии с ее скудными резервами. Тем временем русские войска в Маньчжурии будут усилены, корабли починены, на Балтике соберут и двинут на помощь дополнительную эскадру. Странно звучит, но определенная логика в этой концепции была. Реализация фактора времени, важного для России по причине удаленности кризисного региона, протекала успешно. Владея добровольно отданной им инициативой, японцы невольно подтверждали стратегическую верность военной идеологии русских. Адмирал Того явно не считал, что господствует на море. Его действия были направлены на исключение любой возможности появления русских кораблей в стратегической акватории. С генеральным десантом японцы медлили. Зато организовали сложную блокадную систему главной базы русских. Затем последовала череда попыток закупорить вход в Порт-Артур с помощью затопления на фарватере судов-брандеров. Все поползновения к этому были с успехом отражены эскадрой и береговыми батареями крепости.

Настойчивость японцев свидетельствовала об их внимании к потенциальной угрозе русского прорыва на коммуникации. Разочаровавшись в возможности закупорить противника, японцы приступили к минированию морских подступов к крепости. Эти меры позволяли если не пресечь, то хотя бы избежать внезапности в случае выдвижения русских кораблей, поскольку теперь выходу предшествовало траление проходов. Но гарантий минирование не давало. Тральщики работали каждодневно, и любая их операция могла предшествовать прорыву.

Если этот термин применим к борьбе на море, у Порт-Артура шла позиционная война. Японцы пытались обстреливать крепость, русские успешно отвечали, срывая эти попытки. В такой форме противоборство могло затянуться на годы, что по понятным причинам не устраивало политиков в Токио.

Владивостокский отряд. Дополнительные неприятности самураям приносили активные действия кораблей русской бригады, дислоцированной во Владивостоке. Едва сошел лед, ставший причиной избрания расположенного южнее Порт-Артура основным опорным пунктом русского флота, группа крейсеров из 4 вымпелов вышла в море. Истребители торговли, специально созданные для этой цели, начали осуществление серии рейдов, разрушающих коммуникации противника. Защищая жизненно важные морские перевозки, японцы были вынуждены выделить изрядные силы для борьбы с Владивостокским отрядом.

Стоит отметить, что ключевой ошибкой русского командования являлась довоенная недооценка возможностей группы, базирующейся во Владивостоке. Стоило добавить к ней несколько крейсеров с двумя специализированными броненосцами «Пересвет» и «Победа», исход войны мог быть иным. В этом случае японский флот был обязан прикрывать собственное судоходство у берегов метрополии. И возможностей для решения других задач у японцев не оставалось. Думается, они просто не решились бы на войну. И русская экспансия в Китае могла протекать спокойно.

Впрочем, и наличных сил Владивостокского отряда хватало для создания перманентной угрозы противнику. Причем лишенный возможности блокировать Владивосток, командир противодействующей японской группировки адмирал Камимура продемонстрировал полную неспособность вести успешные контр-операции. К русским неудачам на этом театре следует отнести тяжелое повреждение крейсера «Богатырь», произошедшее из-за навигационной ошибки. Но корабль оказался ремонтопригодным, тем паче, что во Владивостоке имелись необходимые промышленные мощности.

Русско-японская война 1904 – 1905 годов началась с двух атак японских ВМФ на флот Российской империи. Документ об объявлении войны не был предоставлен российской стороне, а нота о прекращении дипломатических отношений была направлена в Петербург за четыре дня до начала боевых действий. Бой у Чемульпо был вторым инцидентом русско-японской войны, но именно он запомнился русскому обществу благодаря беспримерному мужеству экипажа крейсера «Варяг», принявшего бой с кораблями противника.

К концу января 1904 года японское правительство исчерпало способы дипломатического давления на Россию. Петербург отказывался признавать «исключительные» права Японии на Корейский полуостров и всеми силами препятствовал установлению японского протектората над Японией. Одновременно российская армия наращивала присутствие в Маньчжурии и планировала переброску флота из своих европейских портов в дальневосточные.

В январе 1904 года Императорский тайный совет Японии принял решение ввести войска в Корею и атаковать русскую военную базу в Порт-Артуре. В пользу такого решения были названы такие аргументы:

  • Переговоры по разграничению сфер влияния на Дальнем Востоке вошли в тупик.
  • Японский флот имел значительное преимущество над русским в Жёлтом море. Быстрая ликвидация русского флота и блокада базы в Порт-Артуре могла бы гарантировать Японии стратегическое преимущество в конфликте.
  • Незадолго до войны Япония заключила союз с Британской империей, сильнейшим государством своего времени. Он должен был гарантировать невмешательство третьих сторон в новую войну.
  • Партия войны в японском правительстве жаждала победы над европейским государством, которая послужила бы доказательством превосходства жёлтой расы над белой.

В согласии с избранной стратегией японский генштаб принял решение атаковать русские корабли, дислоцированные в Жёлтом море: на порт-артурском рейде и в бухте Чемульпо.

Задачи «Варяга» в Корее

Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вошли в бухту Чемульпо (ныне Чосон, Южная Корея) в декабре 1903 года. их главнейшей целью было обеспечение безопасности русской дипломатической миссии в соседнем Сеуле. Экипаж «Варяга» насчитывал около 500 человек. Часть команды была готова покинуть борт корабля в случае, если в Сеуле возникнут волнения, угрожающие жизни русских дипломатов. Одновременно в Чемульпо находились корабли Японии, Великобритании, Франции, Италии и США, имевшие сходные цели. Кроме общеизвестного задания, моряки «Варяга» имели секретные предписания. Десант с «Варяга» должен был сойти на берег не только в случае волнений в корейской столице, но и в случае, если в Корее появится японская армия. Фактически экипажи «Варяга» и японского «Чиода» следили друг за другом. 21 января правительство Кореи уведомило Токио и крупнейшие европейские столицы о соблюдении нейтралитета в назревающем русско-японском конфликте. Международное право обязывало обе стороны воздерживаться от агрессивных действий в нейтральной бухте. Тем не менее русские и японские моряки внимательно следили друг за другом, ожидая провокации. После объявления о разрыве дипотношений командир «Варяга» Всеволод Руднев начал разрабатывать план эвакуации русского посольства из Сеула.

Ход битвы в Чемульпо

Утром 26 января (8 февраля) 1904 года сформированная в японском порту Сасебо эскадра из шести крейсеров и трёх миноносцев направилась в Чемульпо с целью высадить там десант. Во второй половине дня японская эскадра встретилась с лодкой «Кореец», которая направлялась из Чемульпо в Порт-Артур. Японский флот затруднил движение «Корейца», и русская лодка открыла огонь, а с крейсера «Чиода» по «Корейцу» была запущена торпеда. Русская канонерская лодка, не получила повреждений, но была вынуждена изменить курс и вернуться в Чемульпо.

Вечером того же дня японская эскадра вошла в Чемульпо. Командир рейда Чемульпо английский капитан Бейли уведомил японскую сторону о недопустимости военных действий на территории нейтрального государства. Однако японский флот получил от своего командования разрешение вести бой как в нейтральных водах, так и на рейде Чемульпо.

В ночь с 26 на 27 января экипажи «Варяга» и «Корейца» подготовились к бою». Утром 27 января вся японская эскадра кроме крейсера «Чиода» вышла из Чемульпо на внешний рейд. «Варяг» получил ультиматум: японское командование требовало от русских кораблей покинуть бухту и принять бой в нейтральных водах. В противном случае японцы угрожали вернуться в Чемульпо и открыть огонь прямо в порту.

Капитан Руднев принял решение идти на прорыв внешнего рейда. Фактически он принял бой. Около полудня «Варяг» и «Кореец» открыли огонь по силам противника, имевшим многократное преимущество. В полуторачасовом бою «Варяг» получил 11 пробоин. Во время боя 23 из 500 членов экипажа были убиты. На судне начался пожар. Офицеры «Варяга» приняли решение покинуть и затопить корабль. Экипаж «Корейца» также эвакуировался и взорвал свою канонерку. Русских моряков эвакуировали корабли западных держав, дислоцированные в Чемульпо.

Это сражение тоже можно назвать первым. Историки даже считают, что оно "первее" сражения у Порт-Артура, однако их надо рассматривать вместе.

6 февраля японский флот разделился на две части. Хейхатиро Того продолжил движение на Порт-Артур, а Сотокити Уриу повернул в сторону Кореи. В его задачу входил захват столицы Кореи города Сеула, в распоряжении был 1 броненосный крейсер, 5 легких крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспорта сопровождения с десантом на борту.
К 7 февраля японцы перерезали телеграфное сообщение между портом Чемульпо и Порт-Артуром, так что стоящие на рейде русские корабли ничего не знали о нападении (ну, правда, учитывая обстановку и почти одновременность боя, вряд ли бы им что-то дало это знание). Их было всего два – канонерская лодка "Кореец" и тот самый знаменитый крейсер "Варяг" (был еще пароход "Сунгари", но его военная сила была практически нулевой). Там же находились японский крейсер "Чиода" и корабли нескольких нейтральных держав: британский крейсер "Talbot", французский крейсер "Pascal", итальянский крейсер "Elba", американская канонерская лодка "Vicksburg", корейский военный пароход "Yang-mu".
Обеспокоенные обрывом связи, русские отправили "Корейца" в Порт-Артур и на выходе из шхер (это такая акватория, где есть много мелких скал, разделенных узкими проливами, обычно встречается в фьордах и само слово норвежское) он встретил японский флот. Японский крейсер "Асама" перегородил путь кораблю, он был вынужден повернуть обратно, после чего миноносцы выпустили по нему три торпеды, все в цель не попавшие. "Кореец" ушел назад, в Чемульпо, так что в результате оба корабля были извещены о событиях.

К 17 вечера на рейд Чемульпо вошли японские транспорты, подошли к берегу и приступили к высадке десанта. Разумеется, не сами по себе, между ними и русскими кораблями стояли японские корабли (по меньшей мере 6 крейсеров и 8 миноносцев). Русские не стали сопротивляться, и к 6 утра 9 февраля десант высадился, а еще через 2 часа, в 9:30 Уриу прислал командиру "Варяга" сообщение о начале военных действий и приказ покинуть рейд до 12 дня. В противном случае в 4 часа дня начнется их атака. (Кстати, другие иностранные суда тоже получили сообщение о начале военных действий).

Я сделаю маленькое пояснение. Война официально еще не объявлена. Все корабли стоят в нейтральных водах, поэтому японцы не могут начать атаку русских, а русские не могут препятствовать появлению транспортных кораблей. После того, как вечером на рейд заходит еще целая группа японских военных кораблей, ситуация мало меняется. Мы по-прежнему не можем открыть огонь по ним, они – по нам, и хотя выгрузка десанта – это нехорошо, но чтобы остановить это надо начать боевые действия с судами, что опять противоречит закону.

Командир "Варяга" Руднев решил прорываться с боем в Порт-Артур (мотивы можно прочитать ниже в его записке), что, разумеется, было практически изначально проигранным сражением. Сравнительную схему сил боя при Чемульпо приводить не буду в виду явного превосходства японцев.
"Варяг" получил 5 подводных пробоин, половина артиллерии вышла из строя (всего он успел выпустить почти тысячу снарядов, которые, со слов японцев, серьезного ущерба не причинили). "Кореец" вообще остался не у дел, по нему не стреляли, и повреждений он не получил. К слову сказать, если бы "Варяг" был в гордом одиночестве, он мог бы и прорваться через японскую эскадру, поскольку обладал большой скоростью и маневренностью, которые не было у "Корейца".

После боя оба судна вернулись на рейд, выслали своих людей на иностранные стационеры, после чего были затоплены.
Фактически это все, дорога на Сеул для Японии была открыта. При всем героизме матросов "Варяга" и "Корейца" потеря этих двух судов была напрасной, поскольку по логике вещей их следовало просто отозвать из Чемульпо.
Надо сказать, что российское командование и не собиралось особенно сражаться за Корею, в Манчжурии находилось довольно мало войск, основная масса была в Забайкалье и Амурской и Приморской областях. Главное сражение предполагалось в районе Ляоян-Мукден, где, кстати, и состоялось. (Дело было на реке Ялу, и при 30 тыс. человек было аж 60 орудий).

Но вернемся к Чемульпо. Вообще-то то, что я излагала – это русская военно-морская история. Японская выглядит несколько иначе, и я попробую привести оба отчета.
Официальный отчёт адмирала Уриу (пер. Александра Вихрова) гласил, что в последний понедельник, в 5 часов вечером, японская эскадра прибыла к Чемульпо, конвоируя транспорты. "Варяг" и "Кореец" только что покинули порт, и обе силы встретились недалеко от острова Роуз. Русские заняли позицию и приготовились к действиям, как если бы они намеревались атаковать транспорты, и открыли огонь по миноносцам, которые выпустили две торпеды, но не попали в цель.
Тогда "Варяг" и "Кореец" отошли в гавань и бросили там якоря. Адмирал Уриу попросил капитана " Варяга" покинуть порт во вторник к двенадцати часам дня, при невыполнении этого он будет вынужден атаковать русских в гавани. Адмирал Уриу затем послал циркуляр всем судам в гавани, прося их поднять якоря и уйти не позднее 16 часов вторника. Подобные сообщения были посланы всем консулам на берегу через японского консула. В полдень русские оставили гавань и были атакованы. После тридцати четырех минут сражения атакуемые корабли отступили, " Кореец " взорвался, а "Варяг" и "Сунгари" затонули. Никто из офицеров или матросов эскадры ранен не был, и никаких повреждений японским кораблям нанесено не было.

При сем представляю Вашему Высокопревосходительству отчет о сражении, бывшем 27 Января с.г. между крейсером I ранга «Варяг», лодкой «Кореец» и японской эскадрой под командой контр-адмирала Уриу, состоявшей из шести крейсеров и 8 миноносцев; также список офицеров, о награждении коих особо ходатайствую за действительно беззаветную храбрость и отличное исполнение обязанностей. Поведение офицеров и команды, их хладнокровие и отвага, выше всякой похвалы.

Капитан I ранга /Руднев/

Описание боя

26 января 1904 года мореходная канонерская лодка «Кореец» отправилась с бумагами от нашего Посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра заставила лодку вернуться обратно тремя выпущенными минами с миноносцев. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошла на рейд для своза войск на берег. Не зная начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер «Talbot» условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений. Командир крейсера, как старший из командиров, създив на старшее японское судно (японский адмирал вернулся за остров lodolmi, не приходя на рейд), заставил японского командира поручиться за свои суда в том, что они не сделают нападения на рейд, - от себя дав такое же уверение за суда всех наций, и объявил, что сам будет стрелять в того, кто первый сделает нападение. Ночь прошла спокойно, хотя на всех судах ожидали ночной атаки, не доверяя словам японцев.

27 Января утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского крейсера «Talbot», французского «Paskal», итальянского «Elba» и американского «Vicksburg» получили извещение (с указанием времени сдачи уведомления) от японского адмирала, что война объявлена и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 часов дня, в противном случае они будут атакованы всей эскадрой на рейд после 4-х часов дня, при чем предложено иностранным судам уйти с рейда на это время для их безопасности. Это сведение было доставлено мне командиром французского крейсера «Pascal», с которым я отправился на заседание командиров. Во время заседания командиров на крейсер «Talbot» мною было получено письмо (в 9 час. 30 минут утра) через русского консула от японского адмирала, извещающее о начал военных действий, с предложением уйти с рейда до 12 час. дня. Командиры решили, что если я останусь на рейде, они уйдут, оставив меня с «Корейцем « и пароходом «Сунгари». Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападения на нейтральном рейде.

Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил им о начале военных действий, при чем было решено прорываться, а в случае неудачи, взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Производство взрыва поручил ревизору мичману Черниловскому-Сокол.

Мотивы были следующие:

1) Бой на рейде не представлял удобства, в виду невозможности свободного маневрирования, за неимением места.

2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты.

Затем была собрана команда, объявлено ей о войне и даны всем сответствующие инструкции.

В 11 час. 20 минут крейсер снялся с якоря с лодкой «Кореец», вступившей в кильватер на расстоянии полутора кабельтова. На иностранных судах были выстроены во фронт команды и офицеры, на итальянском крейсере музыка играла русский гимн, при нашем проходе все кричали «ура».

Японская эскадра, в числе шести судов (сведения о численности и названии судов были получены после боя с английского крейсера) - «Asama»,»Naniva», «Takachiho», «Chiyoda», «Akachi», «Nitaka» и 8 миноносцев под общей командой контр-адмирала Уриу, расположилась в строю пеленга от острова Richy. Миноносцы держались за своими судами.

В 11 час. 45 минут с крейсера «Asama» был сделан первый выстрел из 8 дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь.

Впоследствии и японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала.

Действительно мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой.

После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по «Asama» с расстояния 45 кабельтовов. Один из первых снарядов японцев, попавший в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фокванты, при чем были убиты дальномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции № 1 (по окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, при чем не долетевшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-ти дюймовое орудие № 3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шханцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловскаго-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты: 6 дюймовые орудия - XII (опечатка - должно быть VIII - Ш.Г.), IX; 75 мм. - № 21; 47 мм-№ 27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты орудия № 31 и № 32, а также был произведен пожар в рундуках в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова lodolmi, одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и оставшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов, приказания в румпельное отделение были плохо слышны и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался.

В 12 час. 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова lodolmi, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руля). В это время огонь японцев усилился и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости. Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал, но тем не менее крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским - Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, при чем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6 д. орудия № XII был разрушен кормовой мостик крейсера «Asama» и произведен пожар, при чем «Asama» прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом lodolmi. Расстояние настолько увеличивалось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.

В 1 час дня, став на якорь близ крейсера «Talbot», приступили к осмотру и исправлению повреждений, а также подвели второй пластырь; одновременно с этим, оставшаяся команда была разведена по орудиям, в ожидании нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейд. По осмотр крейсера, кроме перечисленных повреждений, оказались еще следующие: все 47 мм. орудия не годны к стрельбе, еще пять - 6 д. орудий получили различные повреждения и семь - 75 мм. орудий повреждены в накатниках и компрессорах. Разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы, обращены в решето все вентиляторы и шлюпки; пробита верхняя палуба в нескольких местах; разрушено командирское помещение, поврежден фор-марс и еще найдено четыре подводных пробоины различной величины, а также много еще других повреждений. Несмотря на то, что все иностранные суда были готовы к уходу, они все немедленно прислали шлюпки с врачами и санитарами, которые приступили к перевязке раненых.

Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы. Перевозка раненых и команды с крейсера производилась на гребных судах иностранных крейсеров. Командир французского крейсера «Pascal» капитана 2-го ранга V.Senes, прибыв на крейсер, лично много содействовал при перевозке раненых и команды.

В продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены: 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичмана Лобода и Балк) и нижних чинов серьезно - 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся лидитных снарядов; убиты: мичман граф Нирод и нижних чинов - 33.

Когда команда покинула крейсер, старший и трюмный механики совместно с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и отвалили от крейсера. Пришлось остановиться на потоплении крейсера, вследствие заявления иностранных командиров не взрывать крейсер, в виду крайней опасности для них, и тем более, что крейсер уже начал погружаться в воду. Командир со старшим боцманом, удостоверившись еще раз, что никого на судне не осталось, последним покинул крейсер в 3 часа 40 минут, сев на французский катер, который ожидал его у трапа вместе с командиром крейсера «Pascal». Крейсер, постепенно наполняясь водой и продолжая крениться на левый борт, в 6 часов 10 минут дня погрузился в воду. Распределение числа раненых и команды было сделано по взаимному соглашению командиров трех судов: французского крейсера «Pascal», английского крейсера «Talbot» и итальянского крейсера «Elba». Американский авизо «Vicsburg», хотя и прислал своего доктора для перевязки, но принять людей с тонущего крейсера отказался, за не имением разрешения от своего министра. В виду того, что перевозка раненых заняла очень много времени, с перевозкой остальной команды пришлось слишком спешить, вследствие заявления командиров окончить погрузку около 4 часов. Были взяты судовые документы, и команда отправлена с малыми чемоданами; офицеры же, занятые отправкой раненых и исполнением своих обязанностей, не успели захватить ничего из своих вещей.

Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсер «Asama» был виден большой пожар и сбит кормовой мостик; на двухтрубном крейсер между труб был виден взрыв, а также потоплен один миноносец, что впоследствии подтвердилось. По слухам, японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.

Японский посланник, на основании инструкции, полученной от своего правительства удовлетворяется тем, чтобы офицеры и команды судов были отправлены в Шанхай с обязательством не выезжать севернее Шанхая и не принимать участия в военных действиях. Между тем, день спустя, французское правительство уведомило своего представителя непосредственно, что команда, находящаяся на «Pascal», должна быть немедленно отправлена в Сайгон. Английское же правительство решило отправить в Сингапур или Коломбо. Что же касается людей, находящихся на крейсере «Elba», то ко времени ухода «Pascal» из Чемульпо, никакого решения еще получено не было.

Крейсер «Pascal» 3/16 февраля ушел со мною, тремя офицерами и тремя чиновниками крейсера «Варяг», с частью команды крейсера, всею командою лодки «Кореец «, охранною командою (броненосца «Севастополь») и казаками охраны миссии.

Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга - представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер «Asama», который ушел в док. Также пострадал крейсер «Takachicho», получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер «Takachicho» затонул в море. Миноносец затонул во время боя.

Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.

Подписал: Командир крейсера I ранга "Варяг" "Капитан 1 ранга РУДНЕВ"

Крейсер "Варяг"

Канонерка "Кореец"

Напоследок скажу еще об одном интересном факте. Адмирал Уриу потребовал выдачи ему русских матросов и офицеров в качестве военнопленных, однако капитаны всех иностранных судов отказались это делать, дав возможность вернуться последним на родину. Возвращались они через Одессу (поскольку дорога на Владивосток иностранным судам была закрыта, в Порт-Артур тем более). В столице экипажи встречали очень торжественно, Николай II пригласил их в Зимний дворец на торжественный прием, где обратился к ним с речью:
«Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов наших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии». Теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в истории нашего флота, присоединили к ним имена «Варяга» и «Корейца». Они также станут бессмертными.
Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читал о тех подвигах, которые вы явили при Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси.
Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»

За этот бой командир крейсера «Варяг» Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом святого Георгия 4-й степени и произведен во флигель-адъютанты. Однако в 1905 году за «отказ в содействии при аресте матросов» он был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы. Именем Руднева названы гора и бухта в заливе Петра Великого. Боевыми наградами были отмечены и все офицеры. Нижние чины команд «Варяга» и «Корейца» стали Георгиевскими кавалерами. 10 июля 1904 года была учреждена медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо». Ею были награждены все члены команд героических кораблей. Для этой медали была придумана оригинальная лента, представлявшая собой расположенный вертикально Андреевский флаг.

Слава о «Варяге» пошла по России. Подвиг экипажа крейсера был вполне сравним со стойкостью защитников Порт-Артурской крепости. Песня «Наш гордый Варяг» сразу же стала одной из самой любимой на российских просторах:

Наверх, вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают.
Готовые к бою орудия в ряд
На солнце зловеще сверкают.
Свистит и гремит, и грохочет кругом,
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Вкруг грохот и дым, и стенанье,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
«Прощайте, товарищи! С Богом, ура!»
Кипящее море под нами!
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами!
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель «Варяга».

Впоследствии «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и включен в состав императорского флота под названием «Сойя». В 1916 году Россия выкупила крейсер, он был укомплектован командой Гвардейского экипажа и под прежним названием «Варяг» совершил переход из Владивостока на русский Север в Мурманск, для усиления военной флотилии Северного Ледовитого океана.
В марте 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию. После Октябрьской революции и сепаратного выхода России из Первой мировой войны по приказу Адмиралтейства большая честь экипажа вернулась домой. Британское правительство объявило «Варяг» собственностью королевского военно-морского флота Великобритании, арестовало остававшуюся на нем часть команды, приказало разоружить русский крейсер и продать его на слом.
При буксировке корабль во время шторма был выброшен на камни в Ирландском море близ города Лендалфут. Поскольку никаких возможностей снять крейсер с камней не было, то он спустя несколько лет был разобран на металл. В ответ на запрос Советского правительства официальным Лондоном было заявлено, что «Варяг» был торпедирован немецк ой лодкой и затону л в Ирландском море.
В память о героях морского боя при Чемульпо в годы русско-японской войны были установлены памятники во Владивостоке на морском кладбище (туда в 1911 году были перевезены из Кореи останки погибших моряков крейсера «Варяг») и в городе Туле, на родине командира корабля-героя В. Ф. Руднева.

Тут можно схемы смотреть, корабли и т.п..

БОЙ В ЧЕМУЛЬПО

Жизнь - Родине,
Душу - Богу,
Честь - никому
.

Девиз на полях вахтенного журнала "Варяга"

К началу 1904 года отношения России и Японии обострились до предела. Война могла вспыхнуть из-за малейшего пустяка. Поэтому командованию было строжайше запрещено проявлять любую инициативу, дабы не спровоцировать японцев.

Поначалу служба «Варяга» на рейде Чемульпо протекала весьма спокойно. 5 января к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана II ранга Г.П.Беляева. 14 января прервалось телеграфное сообщение с Порт-Артуром. 26 января «Кореец» попытался уйти из Чемульпо, но в море был остановлен японской эскадрой. Не имея приказа вступить в бой, Беляев решил повернуть обратно. А наутро русские моряки узнали о начале русско-японской войны.

Командующий японской эскадрой контр-адмирал С.Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран – английского крейсера «Тэлбот», французского «Паскаля», итальянской «Эльбы» и американской канонерки «Виксбург» – послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными боевыми действиями против «Варяга» и «Корейца». Командиры первых трех кораблей выразили протест, поскольку бой на рейде стал бы вопиющим нарушением формального нейтралитета Кореи, однако было ясно, что это вряд ли остановит японцев.

Ранним утром 27 января 1904 года В.Ф.Руднев принял участие в совещании командиров кораблей, которое проходило на борту «Тэлбота». Несмотря на явное сочувствие со стороны англичан, французов и итальянцев, они не могли оказать русским морякам какой-либо явной поддержки из-за боязни нарушить нейтралитет.

Убедившись в этом, В.Ф.Руднев заявил собравшимся на «Тэлботе» командирам, что он сделает попытку прорваться и примет бой, как бы велики не были силы врага, что сражаться на рейде не будет и сдаваться не намерен.

Вернувшись на крейсер, командир объявил офицерам о начале военных действий. Общее мнение офицеров было - прорываться, а в случае неудачи - взорвать корабль, но ни в коем случае не отдавать его врагу. У всех теплилась, правда, слабая надежда на то, что японцы, предлагая «покинуть порт», позволят кораблю выйти в море, где было больше шансов на успех, чем на узком мелководном рейде или в фарватере, лишавшем всякой свободы маневра.

В 10.45 В.Ф.Руднев обратился с речью к команде, выстроенной на палубе,. Сообщив о японском ультиматуме, командир сказал: «Никаких разговоров о сдаче не может быть - мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать». Моряки «Варяга» поддержали речь командира громовым «ура». С таким же воодушевлением встретила известие о бое команда «Корейца». «С благоговением вспоминаю, - вспоминал позднее врач «Варяга» М.Л.Банщиков, - незабвенную картину общего громадного подъема духа; казалось, нет преграды этим преобразившимся людям».

В 11.20 27 января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» подняли якоря и направились к выходу с рейда. Команды иностранных кораблей, построенные во фронт на палубах своих кораблей, под российский гимн отдавали дань мужеству русских, шедших в безнадежный бой. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», - писал потом в донесении командир французского крейсера «Паскаль» В.Сенэ.

Расстояние между кораблями поддерживалось 1-2 кабельтов, скорость – примерно 6-7 узлов. Погода в тот день выдалась тихой и морозной, на море был полный штиль. В 11.25 капитан I ранга В.Ф.Руднев приказал пробить боевую тревогу и поднять стеньговые флаги. Японская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всего к выходу стояла «Асама» и именно с нее обнаружили шедшие навстречу «Варяг» и «Кореец». Контр-адмирал С.Уриу в это время принимал на борту крейсера «Нанива» офицера с «Тэлбота», доставившего документы совещания командиров. Получив известие с «Асамы», командующий, быстро завершив беседу, приказал расклепать якорные цепи, так как времени на подъем и уборку якорей не было. Корабли начали спешно вытягиваться на плес, на ходу перестраиваясь в боевые колонны, согласно полученной накануне диспозиции.

Первыми дали ход «Асама» и «Чиода», за ними, несколько отстав, двинулись флагманская «Нанива» и крейсер «Нийтака». На траверзе нестреляющего борта «Нанивы» шли миноносцы одного из отрядов. Остальные миноносцы с крейсерами «Акаси» и «Такачихо», развив большой ход, устремились в юго-западном направлении. Авизо «Чихайя» вместе с миноносцем «Касасаги» находились в дозоре на выходе из 30-мильного фарватера. Русские корабли продолжали движение

Японский адмирал предложил сигналом сдаться, но командир "Варяга" не счел нужным отвечать, и тогда, в 11.45, с крейсера "Асама" грянул первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь. "Варяг" в свою очередь, по выходе с нейтрального рейда, произведя пристрелку, открыл огонь бронебойными снарядами с дистанции 45 кабельтов.

"Асама", наблюдая прорывающийся крейсер по левому борту, пошел на сближение, не прекращая огонь. Его активно поддерживали «Нанива» и «Нийтака». В то же время «Чиода» атаковал «Корейца». Русские корабли энергично отвечали из орудий правого борта. Канонерская лодка вначале вела огонь фугасными снарядами из правого 8-дюймового орудия попеременно по головному крейсеру и "Такачихо". Вскоре сокращение дистанции позволило «Корейцу» использовать кормовое 6-дюймовое орудие.

Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик «Варяга» и перебил фок-ванты. При этом погиб мичман граф Алексей Нирод, а все дальномерщики станции № 1 были убиты или ранены.

Последующими выстрелами японцев было подбито 6-дюймовое орудие, вся прислуга орудия и подачи убита или ранена. Одновременно был тяжело ранен в ногу плутонговый командир мичман Губонин, отказавшийся идти на перевязку и продолжавший командовать плутонгом, пока, обессилев, не упал.

Крейсер начал гореть. Вспыхнул пожар на шканцах, быстро потушенный мичманом Черниловским-Сокол. Загорелись патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, при этом были подбито 6 орудий. Другими снарядами был почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты еще несколько орудий, подожжены рундуки броневой палубы.

В 12.12 на уцелевших фалах фок-мачты был поднят сигнал «П» («Покой»), что означало «Поворачиваю вправо». С этого момента последовала цепь трагических событий, ускоривших развязку боя. Сначала один вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы. В результате неуправляемый корабль покатился на циркуляции на камни острова Йодольми. Почти одновременно второй снаряд взорвался между десантным орудием Барановского и фок-мачтой. При этом погиб весь расчет орудия № 35, а также находившийся у рубки квартирмейстер И.Костин. Осколки влетели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста Н.Нагле и барабанщика Д.Корнеева. Командир крейсера отделался лишь легким ранением и контузией. Дальнейшее управление кораблем пришлось перевести в кормовое рулевое отделение.

Внезапно раздался скрежет, и корабль, вздрогнув, остановился. В боевой рубке, мгновенно оценив положение, дали машине самый полный назад, но было поздно. Теперь «Варяг», развернувшийся к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японский командующий, заметив бедственное положение русских, поднял сигнал «Всем повернуть на сближение с противником». Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий.

Положение «Варяга» казалось безнадежным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. В 12.25 снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме № 10, а в 12.30 8-дюймовый снаряд взорвался в угольной яме № 12. Третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень которой подходил к топкам (вода вливалась в кочегарку через открытые двери угольной ямы, из которой брали уголь). Кочегарные квартирмейстеры Жигарев и Журавлев с замечательной самоотверженностью и хладнокровием задраили угольную яму, прекратив доступ воды в кочегарку. В то же время старший офицер капитан 2 ранга Степанов и старший боцман Харьковский под градом осколков стали подводить пластыри под пробоины. И в этот момент крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошел от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

Впрочем, ситуация по-прежнему оставалась тяжелой. Хотя воду откачивали всеми средствами, «Варяг» продолжал крениться на левый борт, а его осыпал град вражеских снарядов. Один из них попал в третью дымовую трубу, убив двоих комендоров из прислуги 75-мм орудия левого борта. На юте пожарный дивизион безуспешно боролся с огнем в провизионном отделении – там горела мука, подожженная взрывом 8-дюймового снаряда (этот пожар был потушен лишь после возвращения крейсера на рейд). Вскоре возник другой очаг возгорания – вспыхнули коечные сетки между первой и второй дымовыми трубами. Но, к удивлению японцев, «Варяг», увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда.

Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера «Асама» и «Чиода». «Варяг» и «Кореец» яростно отстреливались, но из-за острых курсовых углов огонь могли вести только два-три 152-мм орудия. В это время из-за острова Йодольми появился вражеский миноносец и устремился в атаку. Настала очередь мелкокалиберной артиллерии – из уцелевших орудий «Варяг» и «Кореец» открыли плотный заградительный огонь. Миноносец круто развернулся и ушел, не причинив русским кораблям вреда.

Эта неудачная атака помешала японским крейсерам своевременно приблизиться к русским кораблям, и когда «Асама» вновь ринулась в погоню, «Варяг» и «Кореец» уже подходили к якорной стоянке. Японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Крейсеру «Эльба» даже пришлось из-за этого перейти вглубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 152-мм, 470 75-мм и 210 47-мм. Результативность его огня, к сожалению, неизвестна до сих пор. По официальным японским данным, опубликованным еще во время русско-японской войны, попаданий в корабли эскадры Уриу не было, и из их команд никто не пострадал. Однако есть все основания сомневаться в истинности этого утверждения. Так, на крейсере "Асама" был разрушен и загорелся мостик. По-видимому, была повреждена кормовая башня, так как она прекратила стрельбу до конца боя. Крейсер «Такачихо» также получил серьезные повреждения. Крейсер "Чиода" был отправлен на ремонт в док. После боя японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых. Эти сведения были получены из итальянских и английских источников, а также из официального донесения нашего посланника в Корее. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери «Варяга» составили 130 человек – 33 убитых и 97 раненых. "Кореец" не получил никаких повреждений и не имел потерь в экипаже - ясно, что все внимание японцев было обращено на "Варяг", по уничтожении коего предполагали быстро покончить и с лодкой.

Сведения о потерях в личном составе крейсера "Варяг"

Всего в крейсер попало 12-14 крупных фугасных снарядов. Хотя броневая палуба не была разрушена и корабль сохранил ход, следует признать, что к концу боя «Варяг» практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений.

Командир французского крейсера «Паскаль» Виктор Сенэ, взошедший на борт «Варяга» сразу после боя, впоследствии вспоминал: «Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне: палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краски обуглились, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался».

При осмотре крейсера, кроме перечисленных выше повреждений, были также выявлены следующие:

  • все 47-миллиметровые орудия негодны к стрельбе;
  • пять орудий 6-дюймового калибра получили различные серьезные повреждения;
  • у семи 75-миллиметровых орудий полностью выведены из строя накатники, компрессоры и другие детали и механизмы;
  • разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы;
  • уничтожены все вентиляторы и шлюпки;
  • во многих местах пробита верхняя палуба;
  • разрушено командирское помещение;
  • поврежден фор-марс;
  • обнаружено еще четыре пробоины.

Естественно, что все эти повреждения в условиях осажденного порта не могли быть восполнены и исправлены собственными силами.

Руднев на французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва «Варяга» возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13.50 Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав офицеров, он сообщил о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15.15 командир «Варяга» направил на «Кореец» мичмана В.Балка. Г.П.Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры решили: «Предстоящий через полчаса бой – не равен, вызовет напрасное кровопролитие… без нанесения вреда неприятелю, а потому необходимо… взорвать лодку…». Экипаж «Корейца» перешел на французский крейсер «Паскаль». Команда «Варяга» была распределена на «Паскаль», «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба». Впоследствии командиры иностранных судов получили от своих посланников одобрение и благодарность за их действия.

В 15.50 Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убедившись, что на нем никого не осталось, сошел с него вместе с хозяевами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и клапаны затопления. В 16.05 взорвали «Кореец», а в 18.10 «Варяг» лег на левый борт и скрылся под водой. Также командой был уничтожен находившийся в бухте русский пароход «Сунгари».

Экипажи русских кораблей были вывезены иностранными стационерами в Шанхай, а оттуда на нейтральных транспортах отправлены в Россию. Моряков «Варяга» и «Корейца» с триумфом встретили в Одессе. Специальный поезд провез героев по стране, и на каждой станции их ждал восторженный прием.

14 апреля 1904 г. героев Чемульпо торжественно встречали в Москве. На Садовом кольце в районе Спасских казарм была воздвигнута триумфальная арка в честь этого события. Еще через два дня команды «Варяга» и «Корейца» церемониальным маршем проходят по Невскому проспекту от Московского вокзала до Зимнего дворца, где их встречает император. Далее господа офицеры были приглашены на завтрак к Николаю II в Белом зале, а для нижних чинов был устроен обед в Николаевском зале Зимнего дворца.

В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ.
Николай II обратился к героям Чемульпо с речью: «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися. Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на "Азове" и "Меркурии". Теперь и вы прибавили своим подвигом новую страницу в историю нашего флота, присоединили к ним имена "Варяга" и "Корейца". Они также станут бессмертными. Уверен, что каждый из вас до конца своей службы останется достойным той награды, которую я вам дал. Вся Россия и я с любовью и трепетным волнением читали о тех подвигах, которые вы явили под Чемульпо. От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси. Я пью за дальнейшие победы нашего славного флота. За ваше здоровье, братцы!»

Руднев представил отличившихся в бою офицеров и матросов к наградам, а император не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена всем без исключения участникам сражения в Чемульпо.