» » Святые отцы о благовещении.

Святые отцы о благовещении.

Святые отцы о Богоматери.

Ты - венец девства, Ты - Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева! (Заключительное слово на III Вселенском Соборе).

От князя века сего сокровенно было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господнятри громкие таинства, которые совершились в тишине Божией.

Мученик Иустин Философ:

Сила Божия, нашедшая на Деву, осенила ее и Деву соделала плодоносящей.

Святитель Григорий Нисский:

Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства.

Сказавшая слова: "Се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38) и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того, как родила, Дева, ибо и пророк возвестил не только, что зачнет Дева, но и что родит Дева (Ис. 7, 14).

Преподобный Иоанн Дамаскин:

Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа - не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его. С самой минуты Его воплощения было обожено Им, и сделалось собственным Божескому Лицу Его. Так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Неепринадлежало собственно Божескому Лицу Его. Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась.

Святитель Иоанн Златоуст:

Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы, не во времени, не из человеческого семени, но одним видом, духовной и святой силой подвигнул Деву к рождению, неизъяснимо исткав в Ней Зародыш, как бы какую ткань для спасения людей.

Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь - чем осуждены, тем и увенчаны.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

От Пренепорочной Матери Своей Господь заимствовал пречистую плоть, а Ей даровал Божество вместо плоти, которую Она дала Ему. О, предивный и пречудный обмен.

Святитель Григорий Палама:

Дева - Матерь является как бы единственной границей между тварным и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее как место Невместимого. И все восхваляющие Бога воспоют и Ее после Бога. Она - причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду и Подательница настоящих, и Ходатаица - вечных. Она - основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она - слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она - начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время Воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего.

Святитель Григорий Нисский:

Говоря о Нерастленной и Неискусобрачной, невозможно в собственном смысле употребить слово "зачатие", потому что слова "девство" и "плотское зачатие" несоединимы в Одной и Той же.

Но как Сын дан нам без отца (земного), так и Отроча рождается без плотского зачатия. Дева как не познала, каким образом в теле Ее составилось богоприемлемое тело, так не ощутила рождения. По свидетельству пророчества без болезней было у Нее рождение: "прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном" (Ис. 66, 7).

Преподобный Ефрем Сирин:

Дева Мария сделалась для нас небом, Божиим престолом, потому что в Нее низошло и вселилось высочайшее Божество, чтобы нас возвеличить... В Ней облеклось Божество в ризу для нас же, чтобы нам доставить ею спасение.

Преподобный Никодим Святогорец:

Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам.

Никифор Каллист:

Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные.

Святитель Амвросий Медиоланский:

Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты.

Никифор Каллист:

В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Она довольствовалась естественным цветом одежд, что и теперь доказывает священный головной покров Ее. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать.

Священномученик Игнатий Богоносец:

У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им, как и чем могла, была наставницей в благочестии и во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество ангельское с человеческим.

Святитель Дионисий Ареопагит:

Когда я был введен пред лице богообразной, светлейшей Девы, меня облистал извне и изнутри великий и безмерный Божественный свет и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь обильных и великих знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого представления.

Святитель Феофан Затворник:

Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых - тех самых, которые, в воплощении, приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня это, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы.


Святитель Димитрий Ростовский:

Кто не удивится тому, что за все время от преступления Адамова до воплощения Слова Божия, пришедшего на землю для спасения рода человеческого в половине шестой тысячи лет, не нашлось на земле ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом? Одна только Она оказалась первой и последней такой Девой, которая по своей чистоте телесной и душевной сделалась достойной быть церковью и храмом Святого Духа. И как тогда, благодаря девственной чистоте своей, взошла и приблизилась к Богу Духу Святому и соединилась в единый дух с Богом,- как сказано в Писании: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Кор. 6, 17), так и в пречестном Успении своем тою же ступенью взошла к нему, на небеса и превыше небес. Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, ибо через смирение стала достойной быть Ему Матерью. Той же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых... Этой же высокой ступенью глубочайшего смирения достигла она превысочайшей чести Богорождения, нетленного материнства, ибо во время смиренных слов Ее: "Се, Раба Господня" (Лк. 1, 38) в Ее пречистой девической утробе "Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин. 1, 14). Смирение есть основание всего, и все прочие добродетели служат как бы надстройкой на этом основании. И в жизни своей Пречистая Дева более всего смирением приблизилась к Богу, Который говорит: "На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом" (Ис. 66, 2). Тем же смирением и в Успении своем Она взошла на небеса и возведена со славою на престол Небесного Царствия, ибо смирение царствует Пречистой Девой там, откуда низвержена гордыня.

К третьему начальнейшему лицу Святой Троицы - Богу Отцу Она взошла третьей высочайшей ступенью - любовью, ибо по апостолу "любовь из них больше" (1 Кор. 13, 13). Через нее Она сделалась Дочерью Отца Небесного. Как возлюбила Пречистая Дева Бога, этого не может изъяснить никакой язык, не может постигнуть никакой ум, ибо любовь есть одна из неведомых тайн сердечных, одному только Богу, и сердцу испытующему, известная.

У людей любовь различается по видам: особым образом любят родителей, иначе друга, иначе сына. Любовь же Пречистой Девы не имела различий, ибо тот Единый, Которого Она любила, был для Нее и Отцом, и единственным Сыном, и Женихом нетленным. Вся Ее всеобъемлющая любовь направлялась к единому Богу, и ради нее Она названа и невестой Святого Духа, и Матерью Бога Сына, и Дочерью не по такому приобщению, каким все становятся верными чадами Божиими, по словам Писания: "Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1, 12), и в другом месте: "И я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6, 17-18). Пречистая Дева сделалась дочерью Бога Отца иным, несравненно высшим, честнейшим и ближайшим усвоением.

Представим себе, что некий человек принял к себе двух юных осиротевших отроковиц, воспитал их, как дочерей, и назвал их обеих своими дочерьми, а затем одну из них сделал невестой своего единокровного сына. Эта отроковица, сочетавшаяся с сыном его, становится по закону естества его ближайшей дочерью, родственной ему в большей степени, чем та отроковица, которая не сочеталась с сыном его. Ибо эта является только названной дочерью его, первая же и по закону естества становится его дочерью, так как становится плотью единой с его сыном, по закону естества - дочерью того же отца. Точно так же можно сказать о Пречистой Богородице. Так тремя этими ступенями (я не упоминаю бесчисленных других) Матерь Божия восходит ныне в горнее: к Богу Духу Святому - девственной чистотой, к Богу Сынусмирением, и к Богу Отцу - любовью. Скажу более: всеми этими ступенями взошла Она к единому в Троице Богу. Ибо тем, чем угодила Богу Духу Святому, тем же угодила и Богу Сыну, и Богу Отцу; чем угодила Богу Сыну, тем же угодила и Богу Отцу, и Богу Духу Святому; чем угодила Богу Отцу, тем угодила Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева. совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама.

Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим.

При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершилось по общему закону человечества, следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Богоматерь исповедует перед всем человечеством в Евангелии... что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества.

Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз сошел на Нее Святой Дух после благовестия, произнесенного Архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, сделал благодатночистой, способной принять в себя Бога Слово и сделаться Его Матерью... Во второй раз сошел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы... Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую ступень христианского совершенства, сделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа.

Божия Матерь не познала борьбы с плотскими пожеланиями: прежде чем могло подействовать в Ней вожделение, сошел на Нее Святой Дух, запечатлел Ее чистоту, даровал Ей духовное наслаждение, к которому прилепилось Ее сердце.

Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что Она была самой постоянной, самой внимательной слышательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком.

Как заменил Господь Адама Собой, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девой, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности... Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцев, приготовила Себя целомудренной и Богоугодной жизнью в сосуд Божий.

Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас", одну Богоматерь она просит: "Спаси нас".

Московский Патерик:

Летом 1395 г. вторгся в русские пределы Тамерлан. Он хвалился тем, что трава не растет на том месте, где ступит его конь. Тамерлан взял уже город Елец, избил много народа и двигался на Москву. Великий князь Василий Димитриевич спешно собрал войско и ждал у Коломны грозного гостя. Белено было перенести из Владимира в Москву прославленную Владимирскую икону. Плач стоял в московских храмах, теплились неисчислимые свечи перед иконами... Жители Москвы с великокняжеской семьей и со всем духовенством вышли на Кучково поле, навстречу иконе, И чудо совершилось. В час встречи иконы в Москве Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору. С горы спускались к нему святители с золотыми жезлами, над ними в воздухе в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла лучезарная Дева. Тьмы Ангелов окружали Деву и в руках держали огненные мечи... Тамерлан в ужасе проснулся и созвал мудрецов. "Эта Дева,- сказали они,- Заступница русских, Мать христианского Бога... Ее сила неодолима". Тамерлан велел своим полчищам повернуть обратно. "Бежал Тамерлан, говорит летописец, гонимый силой Пресвятой Девы".

Троицкий Патерик:

Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий совершал келейное правило и перед иконой Богоматери пел Акафист, что он делал ежедневно... Когда он окончил молитву, его душа ощутила приближение небесного явления и он сказал своему келейнику преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо: мы будем сейчас иметь чудесное посещение". И сразу послышался голос: "Се, Пречистая грядет!" ...Старец встал, вышел в сени, и здесь осиял его свет ярче солнечного. Он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом... Не в силах вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, преподобный Сергий пал ниц. Но благая Матерь прикоснулась к нему и сказала: "Не бойся, избранник Мой. Услышана молитва твоя об учениках твоих. Не скорби больше и об обители твоей. Отныне она будет иметь изобилие во всем - не только при жизни твоей, но и после того, как ты отойдешь к Богу. Я не оставлю этого места и всегда буду хранить его".

Икона Пресвятой Богородицы Успение Киево-Печерская

История этой иконы переносит нас в древние годы, когда пышно расцветала в Киевской Руси весна православия, когда преподобные отцы русского монашества Антоний и Феодосий киево-печерские собирали в темных пещерах благоговейную рать иноков, а Богоматерь, избравшая их монастырь, как Свою земную обитель, великими и несказанными чудесами свидетельствовала о Своем благоволении к этому великому и чудному месту и, утвердив духовно обитель, пожелала воздвигнуть в нем Себе дивный храм.

Храм этот был проречен. Варяжский князь Шимон, пришедший на службу к благоверному князю Ярославу, избавленный силой Богоматери от смерти на поле сражения, рассказывал Антонию и Феодосию, что Христос приказал ему отнести в их обитель и повесить над жертвенником драгоценный венец и пояс, украшавшие раньше распятие, устроенное отцом Шимона. В бурю на море последовало Шимону чудесное явление дивной церкви и послышался голос, что «это - образ церкви, созидаемой преподобными во имя Богоматери, и что церковь эта будет иметь 20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину». Через несколько лет, найдя в Киеве преподобного Антония, Шимон передал им золотой пояс, говоря: «Вот мера основания будущей церкви». Вместе с тем он вручил и венец, прося повесить его над будущим святым жертвенником.

Преподобный Антоний передал эти предметы преподобному Феодосию, предсказав ему, что он будет строить церковь.

Много жертвовал Шимон, в иночестве Симон, на построение церкви и впоследствии часто посещал ее.

В 1075 году пришли из Царьграда четыре очень богатых, искусных церковных зодчих в монастырь к преподобным Антонию и Феодосию Печерским и сказали:

Где хотите начать строить церковь? Преподобные отвечали:

Там, где укажет место Господь.

Чудная вещь, - заметили тогда мастера, - вы предузнали время своей смерти, дали нам столько денег, столько золота на работу, а не избрали еще места для церкви.

Слыша такие непонятные для них речи, преподобные Антоний и Феодосий созвали всю братию и при ней спросили пришельцев:

Откройте нам всю правду, что значат ваши слова.

Мастера сказали следующее:

Однажды, когда мы спали в своих домах, на восходе солнца к каждому из нас пришли благообразные юноши с приглашением: «Зовет вас Царица во Влахерну» - храм в окрестности Константинополя. Мы отправились на зов, взяв с собой друзей и родственников, и все в одно время встретились во Влахерне. Там узнали мы друг от друга, что все слышали одинаковый зов Царицы и были созваны одними и теми же юношами. И там увидали мы Царицу окруженною множеством воинов и воздали Ей поклонение. Царица сказала нам: «Я хочу на «Руси», в Киеве, воздвигнуть Себе церковь; приказываю вам взять с собой золота на три года и идти ее строить». Мы, поклонясь вновь, отвечали ей: «Госпожа Царица! Ты повелеваешь нам идти в дальнюю, чужую сторону, где мы никогда прежде не бывали. К кому мы туда пойдем?» Царица объяснила нам: «Я посылаю с вами предстоящих здесь Антония и Феодосия»; и там мы увидели вас. Затем мы спросили: «На три года вручаешь Ты нам, Владычица, золото; скажи же этим инокам, чтобы они доставляли нам пищу и все нужное, а чем нас наградить - Ты знаешь Сама». На это Царица сказала: «Стоящий здесь Антоний только благословит вас на дело, а сам отойдет в вечный покой, Феодосий же последует за ним на второй год; возьмите же, как Я говорила вам, золота до избытка и идите спокойно в путь. Никто не в силах наградить вас так, как Я. Я дам вам то, что глаз не видел, что ухо не слышало и что не приходит на сердце человеку, и Я Сама приду в церковь и буду жить в ней». Владычица дала нам и мощи мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора и велела положить нам эти мощи в основание будущего храма. Мы, приняв от Нее мощи, золото и все нужное, спросили Ее о величине церкви. Она нам отвечала: «В меру Я послала пояс Сына Моего по Его повелению. Но идите на открытое место, и вы увидите размеры будущего храма». Мы вышли, увидели в воздухе церковь и запомнили ее размеры и очертание; потом, вернувшись, вновь спросили Царицу: «Госпожа, в чье же имя желаешь Ты воздвигнуть храм?» И отвечала Она: «Хочу назвать его в Мое имя». Имени же этого мы не дерзнули спросить. Царица Сама сказала: «Церковь будет Богородичной» и вручила нам вот эту святую икону Успения со словами: «Икона эта да будет наместницей». Мы поклонились Ей еще раз и вернулись домой, неся с собой икону, принятую из рук Царицы.

После этого рассказа все прославили Бога и Матерь Его. Антоний сказал мастерам, что уже давно не выходит с преподобным Феодосием из этого места. Греки с клятвой заверяли:

Из ваших рук мы приняли золото перед многими свидетелями; мы проводили вас до кораблей, видели ваше отбытие и, проведя по вашем отъезде дома один месяц, пустились в путь; и вот теперь уже 10-ый день, как мы вышли из Царьграда.

Тогда преподобный Антоний сказал им:

Чада! Христос сподобил вас великой благодати. Юноши, являвшиеся вам, были пресветлые ангелы, а Царица во Влахерне - это Сама Пречистая Богородица Приснодева Мария, окруженная бесплотными силами ангельскими. Как Она показала вам зрак нашего лица, об этом знает один Бог. Благословен приход ваш и добрая с вами спутница - честная икона Госпожи Богородицы.

Таково чудесное происхождение этого бесценного сокровища Киево-Печерской лавры - чудной иконы Успения Богоматери.

Великие чудеса сопровождали все дело построения Киевской церкви, получившей имя «Великой».

Чтобы узнать место построения ее, преподобные Антоний и Феодосий испросили у Бога знамение: в одно утро все место, где потом была построена церковь, оказалось сухим, тогда как вокруг него была роса; в другую ночь повторилось то же явление, но в обратном порядке, т. е. только на одном святом месте пала роса. По молитвам преподобных на отмеренное Симоновым поясом место для храма, покрытое хворостом, упал огонь с небес, пожег хворост и сделал углубление, подобное рву. В основание стен положили мощи, врученные мастерам во Влахерне Пресвятой Богородицей. Заложив церковь, преподобный Антоний вскоре скончался, как предсказала Владычица, а на второй год по нем, выведя церковь из основания, почил и преподобный Феодосий, и уже третий игумен, блаженный Стефан, построил церковь, которая была освящена при новых великих чудесах.

Чудотворная икона Успения, принесенная греческими зодчими из Константинополя, пребывает доселе в Великой церкви Киево-Печерской лавры. Она утверждена на шелковых шнурах над царскими вратами главного иконостаса и после службы опускается для молящихся на аналой. Икона вставлена в большой сребропозлащенный круг и покрыта ризой из чистого золота, украшенной драгоценными камнями. Имеет она 9 вершков в высоту и 6 1/2 в ширину.

Во всех бедствиях, разражавшихся над Киевом и над лаврой, икона оставалась невредимой. Перед этой заветной святыней Петр Великий, идя под Полтаву, молился о помощи, а возвращаясь, прославлял за помощь Богоматерь. Когда в лавре разразился в 1718 году пожар, то, получив весть об этом, Петр прежде всего спросил:

Цела ли чудотворная икона?

Услышав, что она сохранена, император воскликнул:

Итак, все сохранилось!

В тяжелые и опасные для города дни икону обносили вокруг ограды. Когда в 1677 году турки осаждали Чигирин и опасность грозила Киеву, чудотворную икону 27 августа почти в течение всего дня обносили вокруг города. Точно так же обносили ее вокруг Киева в 1812 году.

Празднование ей совершается 3-го мая и 15-го августа. Всякую среду перед началом литургии отправляется перед ней акафистное пение. По месту своего явления икона называется еще «Влахернской».

Внешность иконы такова: Богоматерь изображена почившей на одре; пред одром стоит Евангелие; около главы и ног Богоматери по 5 апостолов; первоверховный Петр у главы с кадилом, Павел с левой стороны припадает к ногам Богоматери, у середины одра Спаситель принял на руки душу Богоматери, а около главы Спасителя два крылатых ангела.

Благоговейный богомолец, посещавший Киево-Печерскую лавру и читавший сказания о чудотворной иконе, никогда не забудет тех чувств, которые волнуют душу, когда он в толпе богомольцев после литургии подходит к спущенной с иконостаса и лежащей на аналое иконе Успения.

Чьи руки начертали изображение отхода Пречистой на небо? Но Она Сама держала эту икону на руках, вручив ее 4-м зодчим, своими мощами почивающим в той же Киево-Печерской лавре.

Ее приняли на руки преподобные Антоний и Феодосий, ее благоговейно лобызали и ей поклонялись многие святые... И ныне пред ней христиане взывают: «Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая...»

вятой праведный Иоанн Кронштадтский. «Начало спасения». (Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы):

«Таинство, свершившееся в нынешний день, приводит в изумление не только человеческие, но и все ангельские, высокие умы. Недоумевают и они, как Бог безначальный, необъятный, неприступный, нисшёл до образа раба и стал человеком, не перестав быть Богом и нимало не умалив славы Божественной? Как Дева могла вместить в пречистой утробе нестерпимый огонь Божества, и остаться неповреждённою, и пребыть на веки Матерью Бога воплощённого? Так велико, чудно, такой Божественной премудрости исполнено это таинство благовещения Архангелом Пресвятой Деве воплощения Сына Божия от Неё! Радуйтесь, земнородные, радуйтесь, особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом перед величием таинства, как обложенные скверной греха; радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатью Божьей от скверны греха.

Возвеличьте чистыми сердцами и устами Матерь Божью, возвеличенную и превознесённую над всеми тварями, Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом, Творцом всякой твари, и помните, что таинство воплощения и вочеловечения Сына Божия совершилось для нашего спасения от греха, проклятья, праведно на нас изречённого в начале от Бога за грехи, и от смерти временной и вечной. Со страхом и радостью примите Господа, грядущего к нам водворить на земле, в сердцах и душах наших царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, и возненавидьте богоненавистный грех, злобу, нечистоту, невоздержание, гордость, жестокосердие, немилосердие, себялюбие, плотоугодие, всякую неправду. Христос для того на землю сошёл, чтобы нас на небеса возвести».

вятитель Илия Минятий. Слово на Благовещение Богоматери:

«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Ее Святой Дух (см.: Песн. 6, 9). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий. У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой».

вятитель Николай (Велимирович):

«Никогда никакая ключевая вода не была столь чистым зерцалом солнца, как Пречистая Дева Мария была зерцалом чистоты. («О чистота, радость сердцу сотворяющая и душу в небо претворяющая! О чистота, благое стяжание, зверьми не оскверненное! О чистота, в душах кротких и смиренных пребывающая и человеками Божиими сих творящая! О чистота, посреди души и тела как цвет процветаюшая и всю храмину благовония исполняющая!» Прп. Ефрем Сирин. О чистоте.)

И утренняя заря, рождающая солнце, устыдилась бы пред чистотою Девы Марии, рождшей Бессмертное Солнце, Христа Спаса нашего. Кое колено пред Нею не преклонится, кои уста не возопият: «Радуйся, Благодатная! Радуйся, Заря спасения человеческого! Радуйся, Честнейшая херувим и Славнейшая серафим! Слава Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь ».

Православная Церковь отмечает великий христианский праздник - Благовещение Пресвятой Богородицы. Это событие, произошло две тысячи лет назад, когда Архангел Гавриил принес благую весть Пресвятой Деве Марии. О чем говорит эта благая весть нам, живущим в XX веке?

Благая весть, которую Архангел Гавриил принес Деве Марии, была давно ожидаемой не только ветхозаветным человечеством, но и Небом. Это радость для всех, для каждого из нас, ныне живущих.

До Христа люди по смерти не могли войти в райские обители, они были закрыты. И народ ожидал Мессию, подобно тому, как истекающий кровью человек ждет "скорую помощь". Потому "скорая помощь" с красным крестом - это символика христианская.

Господь послал Архангела Гавриила к Деве Марии. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, Она была отдана из

Иерусалимского храма восьмидесятишестилетнему старцу Иосифу, чтобы он хранил Ее девство. Она жила в Назарете, когда к Ней явился Архангел и благовестил, что Она зачнет и родит Сына и даст Ему имя Эммануил - "С нами Бог"! Она спросила:

Как будет это, если Я мужа не знаю?

Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя, - отвечал Архангел.

И Дева Мария сказала смиренно:

Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему. Совершилась воля Божия - Она зачала и стала Матерью Бога.

Человеку даны огромные способности. Господь наш Иисус Христос сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец Мой Небесный. Будьте святы, как Отец Мой свят есть." И Матерь Божия Дева Мария смогла удостоиться такой чести -быть Матерью Бога. Этим Она стала выше небесных Ангелов, Херувимов и Серафимов.

Господь, приняв от земной женщины нашу человеческую природу, прожил на земле тридцать три с половиной года, дал Свой Закон. Народ по злобе, по своей испорченности и гордыне не узнал в Нем ожидаемого Мессию, не принял Его и предал позорной смерти. Сын Божий был распят на Кресте, умер и Своим Воскресением в третий день после смерти воскресил нашу пленную земную плоть для жизни в будущем веке. Господь принял наше человеческое естество, и это естество страдало на Кресте, умерло и воскресло, Теперь же по произволению Божию оно восседает одесную Бога Отца.

Так что каждый из нас имеет величайшую возможность в постоянном духовном совершенствовании приближаться к Богу и после смерти воссоединиться с Ним.

Люди, живя на земле святой жизнью, воскресили свои Души еще при земной жизни, возродили в душах Царство Небесное через таинства крещения, покаяния и причащения. Через молитвы и Святые Дары они постоянно соединялись с Богом и стали гражданами Неба. И такие люди, когда придет Всеобщее Воскресение, воскреснут для вечной радостной жизни с Господом. И в день Страшного Суда они окажутся по правую сторону от Господа, будут под покровом Его благодати. А те, кто жили неправедно, в день Всеобщего Воскресения оживут не для Бога, а для вечных адских мук.

Евангелие означает в переводе "благая весть ", и Благовещение Девы Марии тоже "благая весть ". Как они связаны друг с другом?

Благая весть была явлена Матери Божией о том, что родится от Нее ожидаемый всеми Мессия. А когда Господь родился и дал евангельский Закон, то эта благая весть несла радость о спасении и искуплении рода человеческого.

Христос Своими страданиями искупил весь род человеческий, в том числе и нас. Он оставил нам веру и покаяние, надежду на спасение, потому Евангелие для нас "благая весть".

«Благовещение - это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви - крестной, ласковой, спасающей - и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, - как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся - хотя и глубокой - верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын - естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной - я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой - то есть непостижимым доверием - весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь».

В петербургской студии нашего телеканала - беседа о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы со студентом 4-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии, секретарем редакции научного журнала духовной академии «Христианское чтение» иеромонахом Кириллом (Порубаевым).

Начнем беседу тем, что напомним нашим телезрителям о произошедшем чуть более двух тысяч лет назад событии и о том, почему сегодня все христиане исполнены великой радости.

Да, Вы совершенно правы. Сегодня мы вспоминаем очень важное событие - Благовещение. Этот важный церковный праздник, поскольку именно в этот день Архангел Гавриил пришел к Деве, жившей в Назарете, и благовестил Ей о том, что через Нее родится Мессия, Господь Иисус Христос, Который спасет человеческий род от греха. Сегодня (по старому стилю 25 марта, а по новому - 7 апреля) мы празднуем Благовещение Пресвятой Богородицы. Можно обратиться к евангельскому повествованию,чтобы кратко рассказать об этом событии.

О Благовещении повествует только один евангелист - Лука. В первой главе он рассказывает о том, что к девушке Марии, жившей в Назарете и обрученной старцу Иосифу (подчеркнем: Она была обручена; Священное Писание не называет Ее женой Иосифа), неожиданно для Нее является Архангел Гавриил и приветствует Ее такими словами: «Радуйся, Благодатная, благословенна Ты между женами». Священное Писание говорит, что Мария была очень удивлена и пыталась понять, что означает присутствие необычайного посланника. Но Ангел успокаивает Ее, говоря: «Не бойся, Ты обрела благодать у Господа, и через Тебя придет на землю Мессия, Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус». Она же с удивлением отвечает: «Как же Я могу родить Сына, если Я не замужем?» На что ангел говорит Ей: «Дух Святой на Тебя найдет, и Ты родишь Сына». Далее Пресвятая Богородица Дева Мария произносит слова, которые являются образцом для всех нас, так как они подчеркивают Ее внутреннее состояние, благодаря которому и стало возможно это благовестие: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», то есть: «Пусть со Мной будет так, как ты Мне сказал, потому что Я послушна Господу и верю, что Господь посылает Мне тебя с такой благой вестью».

Нужно осветить еще один важный аспект этого события: почему, собственно, эта весть является для нас благой? Ведь мы так радостно празднуем сегодня Благовещение Пресвятой Богородицы! Обратимся к сотворению человека, а затем его грехопадению. Наверное, вы знаете, что сатана в образе змия искусил женщину, а затем через Еву и Адама, наших прародителей, в мир вошел грех. Люди оказались виноваты в этом грехе, потому что доверились змию, который сказал им, что Господь якобы их обманывает и боится, что они станут такими, как боги. Ева, а затем и Адам поверили сатане и отошли от Господа. Возникло разделение между человеком и Богом.

Конечно, змий обманывал первых людей. Это стало ясно сразу после того, как они совершили акт гордости, подумали, что без Бога смогут быть сильными. Это акт недоверия, в котором они сами себя отделили от Господа. Богослужебные тексты праздника Благовещения подчеркивают, что вначале грех вошел в мир через женщину. Мы твердо верим, что все люди являются потомками Адама и Евы и поэтому мы, так или иначе, несем в себе последствия этого разделения. Мы знаем, что Господь изгнал Адама и Еву из рая, чтобы они не могли, живя в раю вечно и при этом укореняясь во зле, стать такими, какими стали падшие ангелы (демонов мы всегда изображаем в очень неприятном виде, черными, с рогами). Господь спасает человека от участи вечного нахождения во грехе, изгоняя его из рая. С другой стороны, человеку оказывается недоступно вечное блаженство, для которого он был создан и от которого по своей воле отказался. Первая женщина совершила грех, и Господь устраивает таким образом, что через Деву Марию приходит Тот, Который спасет человека от разделения, от греха. Именно это главная причина нашей радости, ведь мы знаем, что Христос, родившийся от Девы, пострадает на Кресте и воскреснет. Тем самым Он покажет, что и мы воскреснем, и откроет врата в Царствие Небесное, закрытые до этого. В этом и есть главная радость, ведь именно в этот момент (а не в Рождество Христово) во чреве Пресвятой Богородицы воплощается Иисус Христос. Именно в этот момент приходит спасение роду человеческому. Наша радость особенно уместна в преддверии Пасхи. Сейчас мы проходим Великий пост, ждем Воскресения Христова, и в то же время радуемся, что Господь воплотился. Вот почему так важен для нас сегодняшний праздник.

То есть мы можем говорить об особом статусе этого праздника среди остальных, и даже тропарь подчеркивает это: «Днесь спасения нашего главизна…»

Да, эти первые слова тропаря могут быть переведены так: сегодня есть начало нашего спасения, самый главный его момент. С него все начинается. Можно отметить еще один очень интересный момент: оказывается, дата 25 марта по старому стилю, или 7 апреля по новому, достаточно древняя. Как ни странно, почти все Православные Церкви празднуют Благовещение именно в этот день. И неспроста. По вере древних христиан, именно сегодня произошли главнейшие события истории всего человеческого рода. Среди них в первую очередь Искупление - распятие Спасителя, а позже распятие заменяется праздником Воскресения Христова. Древние христиане верили, что Христос воскрес именно 25 марта. Также многие христиане верили, что именно в этот день Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Они верили, что в этот центральный для всей человеческой истории день воплотился Господь Иисус Христос. Мы видим, насколько важно было для первых христиан совмещение этих событий. Величайшее событие воплощения Господа не могло произойти в другой день, кроме 25 марта.

- Расскажите о ветхозаветных пророчествах о рождении Мессии от Девы.

Начиная говорить о празднике Благовещения, я уже невольно коснулся Ветхого Завета, поскольку вообще вся история человеческого рода ведет к Воплощению Господа, Его распятию и Воскресению. Господь, изгоняя Адама и Еву из рая, изрекает пророчество и говорит Еве (именно ей): «Я положу вражду между семенем жены и змием. Семя жены будет поражать змия в главу (то есть голову), а змий будет поражать семя жены в пяту (то есть в пятку)». Тем самым Господь указывает, что в далеком будущем, через много тысячелетий (хотя точные сроки не названы), будет жена, у которой будет семя… Такие непонятные в тот момент слова, но любой из вас может открыть первые главы Книги Бытия и прочитать их. Господь говорит, что это семя (указывая на Иисуса Христа) поразит диавола, поскольку змий - образ сатаны, через которого в мир пришел грех. Уже тогда, спустя небольшое время после сотворения человека, Господь дает обетование: Я вас изгоняю, но придет семя жены и дарует вам спасение. Это самое первое ветхозаветное пророчество Господа о том, что придет Мессия - и не просто придет, а родится от жены. При этом фраза «семя жены» показывает, что Он родится без мужа, без отца земного. Теперь же мы знаем, что Он родится от Отца Небесного.

Особенность Ветхого Завета состоит в том, что, когда мы читаем его без оглядки на Новый Завет, многие вещи нам непонятны. Даже фраза «положу вражду между семенем жены и змием» оказывается непонятной, если мы не знакомы с Новым Заветом. Однако, прочитав ее и зная будущие события, мы понимаем, на что она указывала. Таким образом, как говорят святые отцы, Новый Завет (или, иначе говоря, Господь Иисус Христос) сокрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет в Новом раскрывается.

Наверное, нужно обратить внимание на второй, не менее важный фрагмент Ветхого Завета. Обратимся к Книге пророка Исаии, 7-я глава, 14-й стих. Это очень известный стих. Пророк Исаия, обращаясь к иудейскому царю, говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил . Мы, христиане, понимаем эту фразу именно как указание на то, что от Девы (слово, употребленное в тексте, указывает на то, что это именно девушка, а не женщина) родится Тот, Кто спасет человеческий род. Нужно сказать, что не только в 7-й главе, но еще и в 9-й и 11-й главах Книги пророка Исаии говорится, каким и Кем будет этот Мессия. Советую всем открыть Священное Писание и прочесть, это совсем несложно, займет несколько минут, однако вы откроете для себя удивительные тексты. О Мессии говорятся поистине необыкновенные слова: что Он будет править справедливо; когда Он воцарится, волк и ягненок будут лежать вместе и ягненок не будет бояться волка. Пророк Исаия говорит, что это будет поистине царство доброты и любви. Так говорится о Мессии, Иисусе Христе, Который исполнит обещание, данное Еве и ветхозаветным отцам. Нужно сказать, что в Ветхом Завете очень много строк, говорящих о приходе Мессии на землю. Некоторые из них указывают, каким образом Он придет (как в описанных выше моментах). Эти предсказания исполнились в Новом Завете, о чем и повествует евангелист Лука.

- Удивляет то, с каким спокойствием Пресвятая Богородица принимает слова ангела. Почему Она так спокойна?

Пожалуй, нужно сказать, что Она все-таки удивлена. Нельзя сказать, что Она воспринимает это благовестие как должное. Она, как говорится в Священном Писании, спрашивает, размышляет в Себе, что же это за необычное приветствие: «Благословенна Ты между женами». Она не знает, почему благословенна между женами. Далее Она, можно даже сказать, возражает посланнику Божию, хоть и очень смиренно: с удивлением спрашивает, как Она может родить сына, не имея мужа. Митрополит Филарет (Дроздов) в проповеди на праздник Благовещения приводит такое толкование этого фрагмента: тем самым Дева Мария как бы говорит, что согласна, но ведь Она всю жизнь решила провести в девстве, в чистоте, и, если возможно то, о чем говорил Гавриил, при сохранении Ее девственной чистоты, тогда Она согласна. Как видим, Пресвятая Дева не вполне спокойна, она удивлена.

Кстати, нужно отметить, что с самого начала существования человеческого рода Адам и Ева, а потом и их потомки ждали пришествия Мессии. Поэтому бездетность в еврейском обществе считалась наказанием Божиим. Таким образом, путь девства, избранный Богородицей, был чужд обществу того времени. Однако Она решает избрать этот путь по некоторому внутреннему влечению и, конечно, по Божиему внушению, научению. Как говорит митрополит Филарет, Она отвечает ангелу: если возможно сохранение чистоты, Я согласна. Господь избирает именно такой, неожиданный для людей того времени, путь для Своего воплощения.

Нужно сказать еще, почему Мария с таким смирением воспринимает слова Архангела Гавриила. Ева согрешила и создала пропасть, непроходимую стену между человеком и Богом. Это было разделение и между людьми, и внутри самого человека, ведь мы знаем, что иногда разум подсказывает нам одно, а мы совершаем другое. Это разделение и есть грех, внутренняя болезнь. Мы знаем, что есть разделение между человеком и природой. В раю человек был властелином природы, и природа подчинялась ему, он любил природу, все животные любили его. После грехопадения и это единство нарушается. Внутри самой природы также нарушено единство. Грех есть то, что вообще разделяет все в мире, начиная от разделения человека и Бога и кончая разделением внутри природы.

На протяжении жизни человеческого рода Господь вел людей к тому, чтобы на свет появился человек, который смог бы преодолеть по мере своих сил это разделение и стать достойным того, чтобы внутри него воплотился Сам Господь. Пресвятая Дева Богородица - не случайный человек. Она плод внутренних трудов, внутреннего стремления многих поколений людей, живших до Нее, и сама Она является венцом, вершиной долгого, трудного, тысячелетнего восхождения человечества обратно к Господу. Когда же пришел момент и Мария достигла, не побоимся этого слова, святости, к Ней был послан Архангел Гавриил. Но даже тогда он спрашивает Ее согласия, и Она со смирением дает его. Это тоже важно знать. Богородица дает нам пример: если человек действительно стремится к Господу, направляет все свои усилия, сердце, помыслы, любовь, веру к чему-то, что неразрывно связано с Господом, тогда внутри него поселится Сам Господь, как это произошло с Пресвятой Девой Марией.

Возникает вопрос. Пресвятая Дева была готова к тому, чтобы вместить в Своем сердце эти слова, и к тому, чтобы стать Богородицей - Той, через Кого в мир придет Спаситель Христос. Но как нам сегодня, в сумасшедшем ритме жизни, гуле и грохоте больших городов научиться настраивать свое сердце так, чтобы мы смогли услышать этот Божий призыв?

Да, поистине в празднике Благовещения ключевое место занимает Божий призыв.Он звучит очень тихо. Вы наверняка не раз ощущали, что праздники в честь Пресвятой Богородицы очень тихие, мирные. Выходя из храма, с удивлением замечаешь некое внутреннее успокоение, насколько стало светло, радостно, легко на душе. Как будто Она Сама присутствует на это празднике, обо всем заботится, все покрывает Своей материнской любовью, тем самым и нам передает это спокойствие.

Пожалуй, здесь и кроется ответ на Ваш вопрос. Чтобы услышать призыв Божий, нужно для начала научиться молчать, иногда буквально. Ведь иногда оказывается: человек что-то говорит, подчас по ненужному поводу, и не пускает в свое сердце, в сознание мысли о Господе. Когда мы научимся хранить молчание сначала в буквальном смысле, а потом придем к молчанию мыслей, тогда в голове не будет ненужного и лишнего, мы будем способны принять и почувствовать призыв Божий. Пожалуй, молчание - ответ на Ваш вопрос. Это не значит, что мы вообще никогда ничего не должны говорить. Но нужно знать меру. Мы знаем русскую пословицу«Слово - серебро, а молчание - золото», и каждый неоднократно убеждался в этом на своем опыте. Когда мы научимся молчать, то сможем внутри своего сознания и сердца поселить не какую-то болтовню, а молитву. Это может быть совсем простая молитва, например: «Господи, помилуй» или «Господи, помоги мне». Бывает, размышляешь о чем-то серьезном,но потом возвращаешься в мыслях к Богу: «Господи, помоги мне решить этот вопрос». И если мы умеем быть тихими внутри себя, это будет для нас естественно, и в какой-то момент мы увидим, что Господь нам поможет, и будем чувствовать, что Он рядом с нами.

Еще один важный момент. Чтобы услышать призыв Божий, нужно, как это ни привычно звучит, ходить в храм. Из Предания мы знаем, что Пресвятая Дева Богородица с детства воспитывалась в храме. Ее родители пообещали, что если у них родится ребенок, они посвятят его Богу, отдадут на воспитание в храм. Когда Марии исполнилось три года, они так и сделали. С трехлетнего возраста до 13-14 лет Пресвятая Богородица находилась при храме и там воспитывалась. Там Она научилась молчанию, безмолвию и молитве.

Важную роль также играет духовный отец. К сожалению, в современном мире суеты мы почти не знаем, кто это. Духовный отец - очень важный человек в жизни каждого из нас. Это священник, которому мы исповедуемся, доверяем свои переживания, слабости; если он дает нам советы, мы стараемся им следовать. Через советы духовного отца человек также оказывается связан с волей Божией. Если вы имеете духовного отца, то знаете, о чем я говорю; если нет - поймете, когда он у вас появится. Нужно сказать, что отношения между человеком и духовным отцом (кстати, даже священники имеют духовного отца, так как должен быть кто-то, кто подскажет в сложной ситуации) должны быть очень близкими, и их бывает непросто установить. Не нужно думать, что первый священник, которого вы встретите на своем пути, станет для вас духовным отцом. Вы должны выбрать его себе. Может быть, вам понравится, какон говорит проповеди. А может быть, он даст вам однажды такой совет на исповеди, что вы почувствуете: этому священнику вы готовы довериться. Отношения между человеком и духовным отцом - доверительные, добровольные.

С другой стороны, однажды сделав свой выбор, решив быть послушным этому человеку, нужно следовать его советам. Бывает, он советует, а бывает, благословляет или не благословляет. Например, иногда говорят: у меня сложная жизненная ситуация, как бы Вы благословили поступить? Если священник дает благословение, нужно идти и делать так, как он сказал, отложив свою волю. Потому что вы сами к нему пришли и спросили. Через это мы также будем причастны к тихому призыву Божиему. Еще раз повторю: это очень близкие, доверительные отношения, и, может быть, потребуется не один год, чтобы найти «своего» священника. Это не значит, что нельзя исповедоваться у других священников. Но очень важно иметь того, кто будет вас вести, сможет наставить в сложной ситуации. Сегодня мы, к сожалению, очень мало знаем о практике духовничества, а ведь любой человек должен иметь духовника. Возможно, он будет жить далеко, вы редко сможете видеться, но будете чувствовать, что он действительно для вас стал отцом, которому вы готовы доверить свои переживания и немощи. На это нам указывает Пресвятая Богородица, Которая воспитывалась при храме.

- Вопрос от телезрительницы Натальи: «Всегда ли праздник Благовещения приходится на дни Великого поста?»

Праздник Благовещения чаще всего приходится на дни Великого поста. Можно указать конкретные временные рамки. Мы знаем, что этот праздник непереходящий, по новому стилю отмечается 7 апреля (по старому - 25 марта), а Пасха и вместе с ней Великий пост - переходящие даты. Самое раннее возможное празднование Благовещения Пресвятой Богородицы - четверг третьей седмицы Великого поста. Благовещение никогда не может случиться, например, на первой неделе Великого поста или до него. Самое позднее возможное празднование - среда Светлой седмицы. Таким образом, иногда бывают случаи, когда праздник Благовещения выпадает на Пасху. Такое совпадение называется Кириопасха, что значит «Пасха Господственная», то есть «самая настоящая». Такое название возможно ввиду значимости даты 25 марта для христиан: они верили, что именно в этот день Господь воскрес, а также воплотился. Вероятнее всего, именование «Кириопасха» указывает на то, что так это в самом деле и было. Подчеркну: самое раннее празднование Благовещения возможно в четверг третьей седмицы Великого поста, самое позднее - среда Светлой седмицы.

Пресвятая Богородица сумела приготовиться к тому, чтобы услышать слова Господни, и стяжала великий дар смирения. Можем ли мы сегодня, в нашем сложном мире, обрести смирение, подобное смирению Богородицы?

Пожалуй, нам не нужно думать, что мы живем в очень плохое время. В истории человечества были гораздо более плохие периоды. Например, в Священном Писании Ветхого Завета увидим, что во время жизни патриарха Ноя только он один и его семья оказались выбраны Господом для спасения и продолжения человеческого рода, а остальные погибли в водах всемирного потопа. Как говорит Священное Писание, они приняли наказание вполне справедливо: настолько люди развратились. Но даже в таких условиях нашлась семья, сохранившая благочестие. Не нужно думать, что мы живем в особо тяжелых условиях. Совсем недавно, чуть меньше 30 лет назад, христианство в нашей стране преследовалось достаточно жестоко. В то время людям действительно тяжело было быть христианами. Были периоды войн. Мы, жители Петербурга, можем вспомнить блокаду города, но и тогда люди жили, боролись, совершали богослужения, прославляли Господа. А мы, живя в благополучии, когда никто не принуждает нас отказаться от веры Христовой, когда, слава Господу, нет войн, никто не заставляет нас делать зло, находимся на самом деле в очень хорошей ситуации.

Нам просто нужно понять, что борьба со злом прежде всего внутри нас. Мы должны бороться с раздражением,злостью, суетой. Начать можно с совсем, казалось бы, простых вещей. Например, многие из тех, кто водит машину, имеют обыкновение ругаться на других водителей. Казалось бы, мелочь. Но мы, будучи христианами, именно с этого должны начать нашу борьбу со злом. Не нужно думать, что вокруг все плохо. Оказывается, зло внутри нас. Если нам кажется, что вокруг люди творят недобрые дела, то это верный признак того, что причина в нас самих. Внутри нас есть какой-то недостаток, который заставляет видеть в людях зло. Когда мы начнем меняться, увидим, что зла на самом деле нет. Есть известный духовный закон, согласно которому человек видит в других людях то зло, которое есть в нем самом. Если вы видите зло в другом человеке, посмотрите внутрь себя и скажите: Господи, наверное, и во мне это есть, помоги мне это увидеть, а на другого человека я смотреть не буду, вначале разберусь с собой. Поверьте, когда вы разберетесь с собой и посмотрите на другого, окажется, что у него ничего нет, а дело было именно в вас. Борьба со злом внутри себя есть наша прямая обязанность.

Как достичь этого? Так ведь для того мы и живем. Нужно стараться понемногу менять себя, начиная с молчания. Для решения этих вопросов нужно как раз обращаться к духовному отцу, потому что у каждого человека индивидуальный случай. Мы твердо уверены, что именно через помощь духовника можно достичь совершенства. Вообще в Священном Писании Господь, как и Иоанн Предтеча, начинает свою проповедь так: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Далее, в Книге Деяний святых апостолов, когда недавние иудеи и язычники спрашивали апостола Петра, что делать, чтобы следовать за Христом, Петр говорил: покайтесь. Покаяние на греческом - метанойя, что значит «изменение», «перемена ума».Это не самоуничижение. Суть покаяния состоит в том, что мы увидели в себе зло и изменились, решили стараться не делать его. Мы изменились уже потому, что признались сами себе, что это зло, что наши привычки греховны. Иногда это болезненно. А иногда бывает по-другому: сказав на исповеди, что раскаиваемся и больше так делать не будем, мы ощущаем такую необычайную легкость, что не понимаем, как жили до этого. Таинство Исповеди есть верное средство к тому, чтобы начать бороться со злом. Это очень важный момент.

Подведем итог и подумаем: чему мы, христиане XXI века, можем научиться, всматриваясь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы?

Самое главное в этом празднике - Сама Пресвятая Богородица и Ее святость, чистота, приснодевственность (то есть Она была Девой и до Рождества, и в Рождестве, и после Рождества), готовность принять Господа внутрь себя, направленность ко Господу в течение всей жизни (как я уже сказал, Богородица воспитывалась при храме, дала обет Богу не выходить замуж, жила рядом с Господом, после Вознесения находилась среди апостолов; всю Свою жизнь, все сердце, все помышления Она направляла ко Господу). Поэтому оказалось возможно, что Сам Господь вселился в Нее. Мы должны знать, что каждый из нас с Божией помощью и помощью Пресвятой Богородицы может достичь этого.

- Что бы Вы пожелали нашим телезрителям?

Пожалуй, пожелаем тем, кто еще не начал поститься, чтобы он нашел в себе силы, пришел в храм, исповедовался и рассказал то, чем тяготится его совесть. Тем самым мы приблизимся к образу Пресвятой Богородицы, к той чистоте, которой Она обладала, и обретем, пусть пока в маленькой степени, эту чистоту. Сделав так, давайте приложим немного усилий, чтобы достойно встретить праздник Пасхи. Ведь самая главная причина радости Благовещения - то, что через Пресвятую Деву Богородицу в мир пришел Господь Иисус Христос, Который пострадает на Кресте, но воскреснет и пообещает каждому из нас воскресение. Поистине, эта радость, обещанное воскресение, стоит того, чтобы мы немного здесь потрудились и постарались стать чище, подобно Пресвятой Богородице.

Ведущий: Михаил Проходцев
Расшифровка: Маргарита Попова