» » Юному поэту брюсов анализ по плану. Анализ стихотворения В

Юному поэту брюсов анализ по плану. Анализ стихотворения В

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема - назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры - “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным” .

Эпитеты “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” .

Славянизмы (устаревшие слова) “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” .

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов : “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор : “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова , уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 22.

Стихотворение "Юному поэту" - это провозглашение бесценной поэзии, которая призывает беспрекословно поклоняться лишь ей одной.

Для Брюсова искусство - это "изучение мира иными, не сознательными путями". Он собирался возрасти над реальностью в среду благородной цивилизации. Для этого, как он думал, необходимо было отойти от грязи злободневности.

Анализ стихотворения Брюсова "Юному поэту"

Данное произведение было выпущено летом 1896 года. Фабула стиха исполняет роль некоего наставления. Лирический персонаж передает три заповеди поэту-новичку, которым тому нужно следовать. "Юному поэту" Валерия Брюсова весьма сдержанно и внятно представляет художественный проект символистов. Вдобавок, это обращение к будущему поколению. Герой хочет лицезреть в потомках не просто заслуженных приемников, но созидателей безупречных, способных отдать целую жизнь поэзии.

Композиция

Произведение состоит из трех элементов, наставлений, плюс ко всему, есть заключение. Поэтический призыв персонажа обладает властной конфигурацией, иначе говоря, он не оставляет альтернативы, нуждается в абсолютном повиновении, осуществлении. Анализ стихотворения Брюсова "Юному поэту" дает нам понять, что глаголы в «заповедях» использованы в императиве.

В данном произведении поэт осветил собственную символистскую программу. Символ вызывает не последовательную смысловую, а только соединяющую связь. Вследствие этого, его отличием является отсутствие сюжета, неясность. Если мы обратимся к анализу стихотворения Брюсова «Юному поэту», то отметим, что фундамент его - не явление, а душевная динамика.

Средства художественной выразительности

От предмета происходит «подъем» к эмоции, мысли. Валерий Брюсов в "Юном поэте" применяет олицетворение, формирующее образ, знак. Он пытается оставить все незначительное, повседневное; рождаются скрытые символы, возникают замысловатые образы, употребляется аллитерация и созвучие.

Автор использует сложные определения. Он достигает возвышенности звука стиха, избрав дактиль, неспешный и классический. Речь идет равномерным, размеренным ходом без ускорений и задержек. Чувство величественности поддерживается выбором возвышенных, экспрессивных слов: «беспредельно» и «поклоняйся».

Поэт поворачивается к поэтическому обычаю, который, применяя такую же стилистику, использовал другую концепцию: концепцию художественного искусства как штатской работы, как борьбы (оттиском данной традиции может являться лейтмотив «одоленного воина», выражающийся довольно внезапно). Таким образом, Брюсов входит в контакт со своими предками, добиваясь равенства с ними. В заключительных строчках он выражает осмысление бремени стихотворца - быть избранником небес. Это огромная ответственность, груз которой предопределяет трагическую участь поэта и драматизм его места на земле.

Особенность

Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест.

Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его - вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.

Главная мысль

Смыслом жизни для стихотворца обязана быть поэзия. Лишь она - область увлечений в жизни, смысл и стремление. Только во имя творчества нужно созидать, ощущать и думать.

Любопытно, что при анализе стихотворения Брюсова «Юному поэту» становится ясно, что в нем немного художественных тропов. Оно сравнительно сдержанно, кратко. Такой стих отчетливо и понятно высказывает главные положения символизма. Язык произведения подобен публицистическому стилю.

Какой же, по мнению персонажа, этот «будущий поэт»? Автор изображает мечтательный образ героя, у которого был блеск в глазах. Главное, что в конце стиха, вслед за изречением лирических заповедей, образ юноши трансформируется - взор его стеснен. Обязательство, которое герой взваливает на него, делает молодого человека нерешительным и встревоженным. Он ставит под сомнения собственные силы. И вместе с тем он невозмутим, полон собственного достоинства и хочет все поменять, сделать колоссальное, сотворить феноменальное.

Отсюда следует, что это произведение является лирической программой символистов, воспроизведением их позиции о творчестве. И, одновременно, это последняя воля для будущего поколения. И композиционное построение стихотворения, его равномерная картина отображает данное отличие. Произведение полно императивных предложений. В их структуре есть обращения и предложения без союзов. Они добавляют ему последовательность, краткость, четкость. Только одно восклицательное предложение (в завершении) передает, в какой степени имеет значение для персонажа, чтобы его заповеди были постигнуты. Таким образом, отзывы о "Юном поэте" Брюсова весьма противоречивы и неоднозначны.

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа» , где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни .

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Юному поэту»

влиянием классической литературы «золотого» века. Это хорошо заметно в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова.

Он - один из теоретиков русского символизма, стоял у его истоков. Как-то он воскликнул, говоря о символизме как литературном направлении: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя! А этим вождем буду Я! Да, Я!»

этих писателей и поэтов были заложены основы эстетики данного направления. Символизм нашел свое отражение не только в литературе, но и в изобразительном, а также театральном искусстве. Истоки западного символизма исходят из философии Артура Шопенгауэра, немного из философиН Фридриха Ницше и некоторых других философов.

Западные поэты-символисты в своих стихах обращались к средневековому искусству, в них сквозило апокалиптическое восприятие мира. Например, в стихотворении А. Рембо «Пьяный корабль»:

Но я, затерянный в кудрях травы летвйской, я, бурей брошенный в эфир глухонемой, шатун, чьей скорлупы ни парусник ганзейский, ни зоркий Монитор не сыщет под водой, - я, вольный и живой, дымно-лиловым мраком пробивший небеса, кирпичную их высь, где б высмотрел поэт все, до чего он лаком, - лазури лишаи и солнечную слизь...

Символизм как таковой предполагает выдвижение на первый план субъективного начала, отодвигая назад социальное. Существующая действительность находит отражение в двух планах: мистическом (символическом) и реальном. Поэт-символист познает мир через приобретенный духовный опыт. Символ многозначен, он рождает ассоциативную связь, поэтому в стихах поэтов-символистов нет четкого сюжета или же он вообще отсутствует. Западный символизм оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, как, впрочем, и русской. Русский символизм берет свое начало из западною символизма, откуда он перенял многие эстетические программы, но, тем не менее, у русского символизма есть ряд своих особенностей. Во-первых, русский символизм зародился в достаточно неспокойное время, а потому имел еще более апокалиптическое мировосприятие, чем западный, во-вторых, а русский символизм проявлял немалое внимание к личности, ее роли в истории, к сути вселенского процесса. Что касается жанров, то русские поэты-символисты большое внимание уделяли форме, а потому особой популярностью пользовался сонет. По словам Брюсова, символизм предполагает искусством как «постижение мира иными, не рассудочными путями». Сам процесс творчества для поэтов-символистов был подсознательным видением тайных смыслов, а выражением всего тайного мог быть только Я символ. Символ давал поэтам возможность по-разному трактовать его смысл.

Брюсов, как поэт-символист, изложил программу этого литературного течения в стихотворении, которое называется «Юному поэту»:

Третий храни: поклоняйся искусству,

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду Я бойцом побежденным,

Это произведение было написано в 1896 г. - и напечатано в сборнике «Это- я». Оно находится в самом начале поэтической карьеры писателя. Взгляд на сложившиеся облик творческой личности и цель ее деятельности В. Я. Брюсов убежденно выразил в стихотворении «Юному поэту»: Только грядущее - область поэта. Поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Основа стиха не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее. Возможно, поэт хочет найти точки соприкосновения человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы.

«три завета». Автор, имея большой жизненный опыт, обращает внимание молодых поэтов на то, чтобы они преклонялись искусству, любили себя, никому не сочувствовали. Он готов уступить место настоящему великому поэту, пасть «побежденным бойцом» перед его талантом. Основа стиха в поэзии Брюсова - метафора, создающая образ, символ. Автор использует аллитерацию и ассонанс, употребляет эпитеты («горящий», «бледный», «смущенным», «побежденным»). В этом стихотворении присутствует перекрестная рифма: «горящий» - «настоящий», «завета» - «поэта», «беспредельно» - «бесцельно». Все эти приемы придают удивительную музыкальность произведения. Брюсов передает в слове не предмет, а впечатление от него. Размер стиха - ямб.

«Юному поэту» масштабно. Ведь оно принадлежало не обычному человеку, а создателю поэзии, своей силой проникающей в тайны мира. Вот почему поклонение искусству само по себе, по словам автора, «бесцельно». Стихи Валерия Брюсова читаемы до сих пор, они прошли испытание временем. Связано это, прежде всего, с тем, что поэт признавал возможность «другой позиции», не замыкался в рамках формального эксперимента. Однажды он сказал: «Как нашему Брюллову, мне хочется воскликнуть: «Дайте мне свод небесный, я распишу его весь!» Я один написал бы целую литературу, был бы поэтом, математиком, романистом, историком, критиком, драматургом... Дайте мне тысячу рук, чтобы писать. Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в моей душе и мыслях!»

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения.
Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.
Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.
Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.
Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.
Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.
В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».
Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется - взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.
Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.