» » Знаменитые диалектики. Развитие диалектики в философии

Знаменитые диалектики. Развитие диалектики в философии

Уже две с половиной тысячи лет назад вместе с философией зародилась ранняя диалектика.

Диалектика в философии - это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Согласно ей, все в мире имеет внутренние противоречия, которые и становятся главной движущей силой развития.

Первые философы, еще до того, как сформировалось само понятие, уже использовали диалектику для объяснения природы материи, общества, человеческого духа.

Считается, что первым, кто употребил термин «диалектика», стал . Этим понятием он обозначил умение вести диалог и диспут, при котором обсуждается проблема и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений. Учеником Сократа, Платоном, диалектическое мышление было определено как высшая форма метода познания.

Софистам данная концепция использовалась как способ заработка с помощью своего интеллекта. А в средневековье и позже, вплоть до XVIII века под этим термином понималась обычная логика, которую преподавали в школе.

Не признавал диалектику как часть философии и называл ее иллюзорной за то, что эта доктрина не опиралась на опыт, а была метафизична.

Тема диалектики в ее современном значении впервые была затронута Гегелем в его трудах. Он называл ее навыком, который позволяет находить противоположности в самой реальности. В XX веке последователи марксизма пытались развить свое учение, опираясь на данную теорию.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей . Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия . Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

dialectic) "Д." - обобщающий термин, охватывающий неск. различных значений, причем все они имеют отношение к противоположности, противоречию и двойственности смысла. Д. не ограничивается ни терминологией Сократа, ни терминологией Гегеля и Маркса, поскольку она имеет длинную и запутанную историю, уходящую вглубь веков. Как отмечал Фрейд в работе "Антитетическое значение первобытных слов" (Antithetical meaning of primal words), антропологическое и филологическое изучение таких древних языков, как египетский, показывает, что мн. слова в употреблении имели два диаметрально противоположных значения. Складывается такое впечатление, что "Д. пришла в челов. мышление" через осознание того факта, что нечто одновременно и яв-ся, и не яв-ся чем-то. Значения взаимосвязаны, и во мн. случаях эта связь яв-ся связью противоположностей. Вторым ист. подтверждением значимости диалектического мышления - мышления, осн. на категориях Д., - яв-ся школа диалектического мышления, созданная в Древнем Китае Мо Ди (Mo Ti) (ок. 470- ок. 391 до н. э.). Этот философ был современником Сократа (ок. 470 - ок. 399 до н. э.) - замечательная параллель в истории философии, поскольку ни о каких культурных контактах в то время не могло быть и речи. В то время как восточная философия отнеслась к диалектике благосклонно, о чем свидетельствует проникновение последней в буддизм, ее судьба на Западе сложилась явно неудачно. Диалектические махинации становятся опорой софистских диспутов - вовсе не неизбежное последствие, от к-рого предостерегал Сократ, предлагавший для получения точного знания использовать вместо этого доказательную (demonstrative) форму мышления. Доказательное мышление исходит из "первичных и истинных" предпосылок, т. е. из таких предпосылок, к-рые не подлежат исслед. через диалектическое противопоставление. Доказательное мышление укрепилось в зап. философии, в к-рую оно проникло через английский эмпиризм. Совр. кибернетические или информационные модели познания опираются исключительно на доказательные концепции значения (meaning) и рассуждения (reasoning). Развитие математики в новое время привело к тому, что мат. объяснения оттеснили Д. на задний план. Математика наживает капитал на сингулярности, линейности, однонаправленности и непротиворечивости, предлагаемых доказательным рассуждением. Но даже и в этих условиях философы континентальной Европы, прежде всего в лице Гегеля и особенно Канта, обеспечили условия для выживания диалектических концепций разума. По Канту, чел. способен путем рассуждения прийти к противоположности нек-рых данностей, достигая тем самым трансцендентальной способности и "рефлектирующего" интеллекта, к-рые придают активности действующему организму. В известном смысле, каждый конкретный человек "разрешает" противоречия жизни путем подтверждения одного значения из множества открывающихся перед ним возможных значений. Именно на этот последний тип объяснения и опирались сторонники психоан. при конструировании своих теорий, хотя сам Фрейд не считал себя диалектиком. Юнг, напротив, признавал состоятельность Д. в том, что касается понимания природы чел. Более совр. теории в экзистенциальной традиции, напр. теории Л. Бинсвангера и Р. Д. Лэйнга, тж проникнуты духом Д. Ж. Пиаже в своих поздних работах (напр. "Структурализм") подчеркивал важность Д. в его понятии формальных операций. Ричлак полагает, что совр. психология должна воскресить Д., если хочет создать действительно полную картину челов. опыта. Ригель в значительной степени опирается на диалектические концепции в своих оригинальных теориях развития. Тж отмечается быстрый рост числа эмпирических исслед. социально-исторических аналитических работ, опирающихся на диалектические концепции. Диалектические теории и полученные на их основе данные заставляют психологов задуматься а том, что составляет основу челов. природы. См. также Усвоение понятий и развитие, Эпистемология, Галилеево и аристотелевское мышление, Обработка информации Дж. Ф. Ричлак

ДИАЛЕКТИКА

1. Рассуждение, включающее обширные дедуктивные аргументы, особенно те, которые направлены на разъяснение значения понятий. Древний диалектический подход включал развитие противоречий и их разрешение как способ разъяснения. 2. Философия Георга В.Ф. Гегеля, которая основывалась на теории, что действительность развивается через взаимодействие тезиса, антитезы и синтеза. Для Гегеля каждое действие (тезис) вызывает противодействие (антитезу) и неизбежно сопровождается интеграцией этих противоположностей (синтезом). Принципы Гегеля оказали значительное влияние на диалектический материализм Маркса и Энгельса.

Диалектика

от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г.В.Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии XIX-XX вв. нашла воплощение в учениях В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии XX в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

И изучения, а также большое количество теорий. Одной из самых распространенных является теория диалектики, или, согласно научному определению, теория о развитии всего сущего в мире и философский метод, основанный на ней. При помощи диалектики ученые могут теоретически изучать разные аспекты реальной действительности (материю, дух, сознание и познание), а также их развитие. Диалектика в философии показывает отражение этого процесса через собственные (диалектические) законы, категории и принципы - в отличие от метафизики, которая изучает конкретный предмет в конкретный момент времени и в конкретном состоянии.

Специалисты отмечают, что основную проблему данной теории можно сформулировать так: «Что такое развитие?». Диалектика отвечает - развитием называется один из важнейших признаков материи и общее ее свойство. Причем, и это очень важно, имеется в виду развитие не только механическое (увеличение в размерах), но и интеллектуальное, подразумевающее переход материи на очередную ступень организации. Диалектика в философии также обозначает развитие как своеобразное движение, но при этом уточняет - без этого движения развитие не возможно. Диалектика действует в соответствии с несколькими законами, то есть определенными объективными, от человека и его воли не зависящими, повторяющимися связями между всеми сущностями действительности и внутри этих сущностей. Эти законы общие, необходимые и стабильные, охватывающие все сферы действительности и раскрывающие основы взаимосвязей движения и развития в самой их глубинной сфере. Что касается метафизики, то развитие (как и его законы) она ни в коей мере не затрагивает.

Диалектика в философии руководствуется в первую очередь смысл которого заключается в том, что в реальной действительности все сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся при этом в постоянной борьбе. Самым ярким примером действия диалектического закона является день и ночь, молодость и старость, зима и лето, и означает это не только единство и борьбу данных начал, но и их постоянное внутреннее движение и развитие. Второй закон диалектики - переход в качественные изменения изменений количественных. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие качества означает наличие стабильной системы определенных связей и характеристик предмета, в то время как количество - это определенные параметры предмета, например, его величина и вес, размер и объем. В отличие от метафизики, диалектика в философии утверждает, что в реальной действительности существует возможность изменения качества при количественных изменениях. Примером действия этого закона служит нагревание воды, когда увеличение количественных параметров (температуры) постепенно приводят к изменению качественного параметра воды (она станет горячей). Что касается то его суть заключается в простом определении: все новое, приходящее на место старого, это старое отрицает, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового. Примеры действия этого закона - смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.

Некоторые ученые считают, что диалектика является важной частью, на которой базируются структура и Ее основные принципы - принципы всеобщей связи, системности и причинности, а также принцип историзма. С точки зрения как диалектики, так и философии всеобщая связь - это целостность окружающего мира, внутреннее его единство и взаимосвязанность. Кроме того, это обязательно взаимозависимость всех компонентов окружающего мира и реальной действительности, то есть всех предметов, явлений и процессов. Если говорить о причинности, то данный пункт и для всей философии, и исключительно для диалектики означает наличие связей, единых, переходящих одна в другую, таких, где одна порождает другую и дополняет ее. Можно отметить, что диалектика и являются двумя половинами одного большого процесса исследования.

диалектика

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

диалектика

ж. греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. Диалектический, к диалектике относящийся. Диалектик, ловкий, искусный спорщик, доводчик; иногда софист. Диалект м. говор, наречие, местный, областной язык, говоря.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

диалектика

диалектики, мн. нет, ж. (греч. dialektike).

    Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как процесса накопления внутренних противоречий, как процесса борьбы противоположностей, приводящего к скачкообразному, революционному переходу из одного качества в другое. - Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики. Ленин. Диалектика есть теория познания и логика марксизма. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания.

    Уменье применять логические доводы в споре (устар.).

    Самый процесс такого движения и развития (книжн.). Диалектика событий. Диалектика истории.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

диалектика

    Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Материалистическая д.

    Самый процесс такого движения и развития. Д. истории.

    Искусство вести спор (устар.).

    прил. диалектический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Д. материализм. Д. метод.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

диалектика

    Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу из одного качества в другое.

    Процесс такого движения и развития.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

диалектика

ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор] философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.

Диалектика

[греч. dialektiké (téchnе) ≈ искусство вести беседу, спор, от dialégomai ≈ веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике ≈ такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По характеристике В. И. Ленина, Д. ≈ это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы: стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения; идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д. как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Древневосточная, а также античная философия создали непреходящие образцы диалектических воззрений. Античная Д., основанная на живом чувственном восприятии материального мира, уже начиная с первых представлений греческой философии, формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная Д. движения и покоя. Далее, они понимали всеобщую изменчивость вещей как результат превращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная Д. тождества и различия. Гераклит и др. греческие натурфилософы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей.

Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная Д. у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили Д. до крайнего скептицизма, не исключая и морали. Роль софистов и Сократа в истории Д. велика. Именно они, отойдя от Д. бытия ранней классики, привели в бурное движение человеческую мысль с её вечными противоречиями, с её неустанным исканием истины в атмосфере ожесточённых споров и погоней за всё более тонкими и точными мыслительными понятиями, категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговорной теории Д., внесённый софистами и Сократом, стал пронизывать всю античную философию и свойственную ей Д.

Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон под Д. понимал не только разделение понятий на чётко обособленные роды (как Сократ) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Достигнуть этого он считал возможным только при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее. Замечательные образцы этого рода античной идеалистической Д. содержатся в диалогах Платона. У Платона даётся Д. пяти основных категорий: движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате чего бытие трактуется здесь у Платона в качестве активно самопротиворечащей координированной раздельности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего другого.

══ Аристотель, превративший платоновские идеи в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как и ряд др. аналогичных учений), развил Д. дальше. Аристотель в учении о четырёх причинах ≈ материальной, формальной, движущей и целевой ≈ утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью. Учение Аристотеля о перводвигателе, который мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объектом, есть фрагмент всё той же Д. Называя «диалектикой» учение о вероятных суждениях и умозаключениях или о видимости, Аристотель даёт здесь Д. становления, поскольку сама возможность только и возможна в области становления. Ленин говорит: «Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля ≈ а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит вопрос именно о диалектике) сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 326).

Стоики определяли Д. как «науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном», о вечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п. Сильно выражена тенденция к материалистической Д. у атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар): появление каждой вещи из атомов есть диалектический скачок, поскольку каждая вещь несёт с собой новое качество в сравнении с теми атомами, из которых она возникает.

В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) вполне диалектична основная иерархия бытия: единое, числовая раздельность этого единого; качественная наполненность этих первочисел, или мир идей; переход этих идей в становление и т.д. Важна, например, концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, учение о вечной подвижности космоса, о становлении и др. Диалектические концепции неоплатонизма часто даются в форме мистических рассуждений и схоластической систематики.

Господство монотеистических религий в средние века перенесло Д. в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У Николая Кузанского идеи Д. развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и т.д.

Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противоположностей, и о тождестве минимума и максимума, и о бесконечности Вселенной (трактуя, что её центр находится повсюду, в любой её точке) и т.д.

В философии нового времени учения Р. Декарта о неоднородном пространстве, Б. Спинозы о мышлении и материи или о свободе и необходимости, Г. Лейбница о присутствии каждой монады во всякой др. монаде несомненно содержат в себе диалектические построения.

Классическую для нового времени форму Д. создал немецкий идеализм, начавший с её негативной и субъективистской трактовки у И. Канта и перешедший через И. Фихте и Ф. Шеллинга к объективному идеализму Г. Гегеля. У Канта Д. является разоблачением иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Т. к. научным знанием, по Канту, является только знание, которое опирается на чувственный опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшие понятия разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то Д., по Канту, и обнаруживает те неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, желающий достигнуть абсолютной цельности. Эта чисто негативная трактовка Д. у Канта имела огромное историческое значение, т.к. она обнаружила в человеческом разуме его необходимую противоречивость. А это в дальнейшем привело к поискам путей преодоления противоречий разума, что и легло в основу Д. в позитивном смысле.

У Гегеля Д. охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к сферам природы и духа, и кончая категориальной диалектикой всего исторического процесса. Гегелевская Д. представляет собой систематически развитую науку, в которой дана содержательная картина общих форм движения (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 19). Гегель делит Д. на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры. Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Отсюда рождается категория сущности бытия; диалектический синтез исходной сущности и явления выражается в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может существовать в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это ≈ понятие. Гегель является абсолютным идеалистом, и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает своё понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею.

Домарксистская Д. выступала, т. о., как общее становление материи, природы, общества, духа (греческая натурфилософия); как становление этих областей в виде логических категорий (платонизм, Гегель); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематическое разрушение всех иллюзий человеческого разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистическая (Фихте), объективистическая (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий.

В 19 в. к материалистической Д. подошли русские революционные демократы ≈ В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. В отличие от Гегеля, из идей вечного движения и развития они делали революционные выводы: Д. была для них «алгеброй революции» (см. А. И. Герцен, Собрание соч., т. 9, 1956, с. 23). Буржуазная философия после Гегеля отказывается от тех достижений в области Д., которые имелись в прежней философии. Диалектика Гегеля отвергается рядом философов как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, А. Тренделенбург, Э. Гартман). В неокантианстве марбургской школы (Коген, Наторп) Д. «абстрактных понятий» подменяется «логикой математического понятия о функции», что приводит к отрицанию понятия субстанции и «физическому идеализму». Неогегельянство приходит к так называемой «отрицательной диалектике», утверждая, что противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, «кажимости» их объектов. Единство противоположностей заменяется единством сосуществующих дополнительных элементов ради достижения цельности знания (Ф. Брэдли). Д. выступает также как совмещение противоположностей при помощи чистой интуиции (Б. Кроче, Р. Кронер, И. А. Ильин). У А. Бергсона выдвигается требование иррационалистического и чисто инстинктивного совмещения противоположностей, трактуемого как «чудо». В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж. П. Сартр) Д. релятивистски понимается как более или менее случайная структура сознания. Природа рассматривается как область «позитивистского разума», тогда как общество познаётся «диалектическим разумом», который черпает свои принципы из человеческого сознания и индивидуальной практики человека. Др. экзистенциалисты (Г. Марсель, М. Бубер) теологически трактуют Д. как систему вопросов и ответов между сознанием и бытием. Идеи «негативной» Д., понимаемой как тотальное отрицание действительности, не приводящее к новому синтезу, развивают Т. Адорно и Г. Маркузе.

Последовательно материалистическое истолкование Д. было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом ≈ основоположниками учения диалектического материализма. Критически переработав достижения предшествующей Д., К. Маркс и Ф. Энгельс применили созданное ими учение к переработке философии, политической экономии, истории, к обоснованию политики и тактики рабочего движения. Выдающийся вклад в развитие материалистической Д. принадлежит В. И. Ленину. Классики марксизма-ленинизма рассматривают материалистическую Д. как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Материалистическая Д. выражается в системе категорий и законов. Характеризуя диалектику, Ф. Энгельс писал: «Главные законы: превращение количества и качества ≈ взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, ≈ развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, ≈ спиральная форма развития» («Диалектика природы», 1969, с. 1). Среди всех законов Д. особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, который В. И. Ленин назвал ядром Д.

Принцип всеобщей связи явлений Ленин называл одним из основных принципов Д. Отсюда методологический вывод: чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все стороны, все связи и опосредования. Характеризуя Д. как учение о развитии, Ленин писал: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (⌠отрицание отрицания■), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; ≈ развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; ≈ ⌠перерывы постепенности■; превращение количества в качество; ≈ внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; ≈ взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления..., связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, ≈ таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 26, с. 55).

Диалектическая концепция развития, в противоположность метафизической, понимает его не как увеличение и повторение, а как единство противоположностей, раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношение между ними. Д. видит в противоречии источник самодвижения материального мира (см. там же, т. 29, с. 317). Подчёркивая единство субъективной и объективной Д., диалектический материализм отмечал, что Д. существует в объективной действительности, а субъективная Д. ≈ отражение объективной Д. в человеческом сознании: Д. вещей создаёт Д. идей, а не наоборот. Д. ≈ это учение об относительности бесконечно углубляющегося и расширяющегося человеческого знания. Материалистическая Д. ≈ последовательное критическое и революционное учение, она не терпит застоя, не налагает никаких ограничений на познание и его возможности и показывает исторически преходящий характер всех форм общественной жизни. Неудовлетворённость достигнутым ≈ её стихия, революционная активность ≈ её суть. «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 276).

Сознательное применение Д. даёт возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга. Только диалектико-материалистический подход к анализу явлений природы, общественной жизни и сознания позволяет вскрыть их действительные закономерности и движущие силы развития, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания. Д. не совместима с застойностью мысли и схематизмом. Научный диалектический метод познания является революционным, ибо признание того, что всё изменяется, развивается, ведёт к выводам о необходимости уничтожения всего отжившего, мешающего историческому прогрессу. Подробнее о законах и категориях материалистической Д. см. в ст. Диалектический материализм.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, гл. 3, ╖3; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Копнин П. В., Диалектика как логика, К., 1961; Кедров Б. М., Единство диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Основы марксистско-лениской философии, М., 1971; Cohn J., Theorie der Dialektik, Lpz., 1923; Marck S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Tl 1≈2, Tübingen, 1929≈31; Heiss R., Wesen und Formen der Dialektik, Köln ≈ B., 1959; Goldmann L., Recherches dialectiques, P., 1959; Adorno Th. W., Negative Dialektik, Fr./M., 1966. См. также лит. к ст. Диалектическая логика, Диалектический материализм.

В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:

  • учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
  • искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);
  • метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной сущности вещей (Платон);
  • наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, - общих мест (Аристотель);
  • учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
  • способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
  • всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель);
  • учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм).

Примеры употребления слова диалектика в литературе.

Это не антиномия, а это диалектика единства писания Богочеловечеством.

Это не антиномии, а это диалектика единства Писания Богочеловеческого.

Димка относился к Садовскому с нескрываемой враждой, иногда безосновательно придавая ей политическую окраску: старый большевик теперь был далек от прежних сеансов диалектики , которые когда-то доводили его до логического самоуничтожения, и если вообще разговаривал, то лишь предавался воспоминаниям.

У анархистов отношение обратное: Фейерабенд помещает свободу на место Абсолюта, а Бердяев остается при трагической диалектике Абсолюта и Свободы, что и ведет к эсхатологизму.

Ашвагхоша оказал сильное влияние на Нагарджуну, самого высокоинтеллектуального философа Махаяны, который применил сложную диалектику для доказательства ограниченности возможностей использования всех понятий, которые используются людьми для восприятия и описания реальности.

Борьба его против идей рационализма, исторического оптимизма и диалектики то и дело сосредоточивалась на критике гегелизма, которая быстро приобрела черты личной ненависти.

Диалектический материализм не исходит из данных науки, не ограничен их пределом, не основывается на них, но стремится их изменить и развить, приноравливая их к своим представлениям, исходными для которых являются законы гегельянской диалектики .

Жанр существует, пока длится игра диалектикой видимости и сущности, пока осознается и строго соблюдается двуединство факта и интерпретации.

Ведь, как известно, руководящая роль разума может быть поколеблена и нарушена тремя способами: либо софистическими хитросплетениями, что относится к области диалектики , либо обманчивой двусмыслицей слов, что уже относится к риторике, либо, наконец, насильственным воздействием страстей, что относится к области этики.

Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования необходимости новой научной философии не пошел.

Непонимание диалектики добра и зла в исторических событиях - важнейшая особенность, историзма Джонсона, который не признавал свойственной драмам Шекспира сложной и противоречивой оценки некоторых исторических деятелей прошлого.

Конторский люд вступит в разговор с бабкою Евлампией насчет ранешнего и настоящего, доказывая, что это уж такое обманное свойство человеческой памяти -- все ранешное кажется хорошим, а нонешнее -- плохим, тогда как диалектика и весь ход жизни свидетельствуют об обратном.

Учениками ее могли быть люди всех сословий и возрастов, науки предполагались и гражданские, и духовные: грамматика, пиитика, риторика, диалектика , философия, богословие, языки -- славянский, греческий, латинский и польский.

Голодают богословы, мерзнут физики, терпят посмеяние астрологи, живут в пренебрежении диалектики .

В школе Ансельм преподавал все предметы тривиума, отдавая предпочтения, как считают исследователи, диалектике .

В современной науке есть несколько теорий, которые описывают работу различных систем. И наиболее точно описывающей разнообразные изменения, которые происходят с явлениями и предметами окружающего мира является диалектика. В Древней Греции под этим понятием понимали спор или же диалог. Со временем его стали использовать для обозначения противоречий не только в процессе философского спора, но и в природе, в мире. Целостная концепция диалектики была разработана великим немецким философом Гегелем.

Предыстория диалектики

Иными словами, задумываться о том, что такое диалектика, человек начал еще на заре своей истории, когда впервые устремился к пониманию закономерностей, действующих в окружающем его мире. Люди поняли, что знание данных механизмов может существенно помочь им в повседневной, реальной жизни, являясь способом понимать ее и, по возможности, преобразовывать.

Понятие

Диалектикой в философии сегодня называется способ аргументации (а также одна из форм рефлексивного теоретического мышления), который исследует противоречия, заложенные в содержании мышления. Слово «диалектика» в перевод с древнегреческого языка означает «искусство спорить, вести рассуждение».

Оно стало известным благодаря работам Платона, в частности, его произведения «Диалоги». В них двое или более участников беседы могли вести между собой разговор, и при этом придерживаться разных мнений. Однако они стремились найти истину путем обмена имеющимися у них мнениями. Уже начиная с работ Гегеля направление диалектики, начинает противопоставляться метафизике - учению о неизменности вещей, независимости их друг от друга.

Другие определения

В истории философии можно найти немало других определений того, что такое диалектика.

  • Гераклит считал, что под этим термином необходимо понимать учение о становлении, а также изменчивости бытия;
  • Платон под диалектикой понимал способ расчленения и связывания различных понятий с той целью, чтобы постичь высшую идею, сущность вещей;
  • Аристотель понимал под диалектикой науку, которая касается общих положений, которые могут быть найдены в любом научном исследовании;
  • Джордано Бруно и Николай Кузанский понимали под данным термином учении о совмещении противоположных по своей сути явлений;
  • Кант считал, что диалектика - это метод, позволяющий разрушить иллюзии, свойственные человеческому разуму. Ведь стремясь к познанию истины, он неизбежно запутывается в противоречиях.
  • Гегель, детально описавший принципы и законы диалектики, понимал под данным термином метод познания существующих противоречий, которые являются движущими силами развития.

В марксизме-ленинизме диалектика считалась учением, которое ложится в основу познания реального мира и его революционного преобразования

Диалектические принципы кратко

Было выделено несколько основных принципов диалектики. Кратко можно описать их следующим образом.

  • Вещи в мире находятся в связи между собой. Под этим принципом понимается, что каждый предмет или явление в материальном мире находится в связи с другими вещами. Например, каждый представитель животных включен в биологическую цепочку; предметы окружающего мира связаны с планетой Земля; последняя, в свою очередь, связана с Солнечной системой и так далее.
  • Принцип развития - поступательного движения, перехода от одного состояния к другому. Обычно развитие противопоставляется «творению», «взрыву». Нередко говорят, что оно должно иметь какую-либо цель, однако в диалектике это не всегда так. К примеру, сложно судить о какой-либо цели развития в природном мире. Невозможно предсказать и отдаленные задачи, которые преследует эволюция человеческого общества.
  • Принцип отрицания - каждое новое состояние предмета находится в противопоставлении к предыдущему.

Понятия и категории

Итак, мы разобрали, что такое диалектика. Однако данный метод в философии не исчерпывается только лишь одним определением и теми законами, которые ему свойственны. В этом направлении есть также и ряд диалектических закономерностей, которые выражаются в различных сущностях, или же понятиях.

Одновременно с формулировкой основных принципов диалектики были разработаны и ее основные категории. Они являются наиболее общими понятиями, которые отражают самые существенные связи между явлениями и предметами окружающего мира. Они собраны в определенную систему, в которой и находится само содержание диалектического метода. Чаще всего можно услышать о следующих основных категориях диалектики: субъект и объект познания, материя, сознание, мышление, сущность, явление, единичность, случайность, необходимость.

Понятия о вещах и явлениях

Также существуют и основные категории диалектики, которые относятся к вещам и явлениям окружающего мира. Они отражают различные стороны предметов, а также процессов, которые имеют место в реальности. Это такие понятия, как "вещь в себе", явление, сущее, движение, мир (космос), форма и содержание.

Основные принципы: закон системности

Данное положение является одним из основных. Закон системности формулируется следующим образом: все в мире связано между собой. Нет ни одного предмета или явления, который существовал бы вне зависимости от другого. Система в диалектике является одним из основополагающих понятий. Ее образуют несколько элементов, которые зависят друг от друга. Связи и отношения между различными элементами системы образуют ее структуру.

Познавательное значение этого закона заключается в том, что весь мир (включая также и самих людей) может быть представлен в виде сущности, где достаточно иметь знания о тех элементах, из которых состоит данная система, и об отношениях между ними. Тогда человек, если он, правильно определил ту или иную систему и ее сущность, становится способным познать ее суть.

Закон единства противоположностей

Это одна из наиболее сложных проблем диалектики. Одними из важнейших понятий данного закона являются «тождество» и «одинаковость», «различие» и «неодинаковость», «противоположность». Согласно данному закону, источник развития каждой вещи находится в ней самой. И любой предмет или же явление окружающего мира содержит в себе такие элементы, которые в принципе друг с другом не совместимы.

Единство противоположностей состоит в том, что они, на самом деле, неразрывно между собой связаны, и взаимно друг друга обусловливают. Например, частное можно выделить только лишь на фоне общего, и наоборот. Борьба противоположностей заключается в том, что они стремятся друг друга уничтожить, исключить. Крайней точкой этого противостояния является противоречие. Уход из данной крайней точки - представляет собой снятие противоречий, наступление необратимых изменений.

Данный закон формулируется следующим образом: все предметы и явления окружающего мира существуют по той причине, что они развиваются. Иными словами, их качественные и количественные показатели постоянно меняются. Не может быть ни одной сущности в действительном мире, которую бы не затрагивал этот закон.

В качестве примера действия данного закона в природе можно назвать факт из физики: свет является одновременно волной и частицей, как бы объединяя в себе несовместимые противоположности.

Закон отрицания

Данный принцип является также одним из основополагающих в объективной диалектике. Состоит он в том, что новое состояние объекта всегда отрицает старое, и при этом оно также становится отрицаемым новейшим состоянием. Данный принцип выражает преемственность в диалектике, повторяемость некоторых свойств низшей стадии развития на более высоких этапах.

Смысл данного закона заключается в том, что процесс развития всегда происходит по спирали. Развитие предполагает отрицание предыдущей стадии, однако затем и эта стадия также отрицается, и предшествующая стадия возвращается, однако уже в несколько ином качестве. Таким образом, с помощью этого закона иллюстрируется связь, которая существует между старым состоянием объекта окружающего мира, и новым.

Новое состояние с течением времени неизбежно стареет и исчезает. Например, тем людям, которые заинтересованы в своем развитии, невозможно уйти от отрицания своих старых свойств и приобретения принципиально новых состояний. Под старым понимаются разрушающиеся элементы когда-то существовавшей системы, те связи, которые имелись между ними. Новое же представляет собой элементы и соединяющие их связи, которые способствуют преобразованию системы, изменению ее функциональных возможностей.

Примеры действия данного закона в жизни:

  • Смена различных экономико-политических укладов в обществе;
  • Смена старшего поколения младшим;
  • Отмирание старых клеток в организме и появление новых.

Принцип перехода изменений качественных в количественные

При изучении принципов и законов диалектики необходимо учитывать, что все они взаимосвязаны между собой. Ведь эти закономерности отражают те законы, которые действуют в нашем мире. Даже на уровне простого обывателя можно заметить, что явлениям окружающего мира свойственна повторяемость, упорядоченность.

Основные понятия, применимые к данному закону, следующие:

  • Качество - равная бытию определенность, мера каких-либо характеристик предмета или явления, которая обладает стабильностью.
  • Количество - измеримые параметры предмета или объекта.
  • Мера - единство двух вышеперечисленных категорий. При определенном количестве изменений количество превращается в качество. Изменения в последнем не могут происходить до бесконечности.

Данный закон формулируется следующим образом: развитие объекта происходит путем накапливания количественных изменений, которые рано или поздно переходят в качественные (которые тоже в свою очередь являются условиями для новых изменений количественного плана). Иными словами, качество постепенно накапливается - так постулирует классическая диалектика. Пример в данном случае обычно приводится следующий: почка на дереве постепенно набухает и увеличивается, однако от этого она совершенно не перестает быть почкой.

В качестве еще одного примера можно привести действие нагревания воды. Если постепенно нагревать ее на один градус по Цельсию, то количественные показатели будут накапливаться, и рано или поздно перейдут в качественные - вещество перейдет в состояние пара.

Взгляды Гегеля

Иногда вышеперечисленные принципы называются законами диалектики Гегеля, поскольку в данном виде они были впервые сформулированы немецким философом. В трудах Гегеля есть немало моментов, которые отличают его от предшественников. Например, в отличие от Канта, в его философии нет понятия о феноменах и ноуменах, поскольку категории сознания в действительности принадлежат не только человеческому разуму, но также и свойственны предметам и явлениям окружающего мира. Гегель считал, что любой процесс развития всегда происходит в рамках описанной диалектической триады. Согласно законам диалектики Гегеля, сначала происходит выдвижение тезиса. Затем возникает антитезис. Между ними происходит конфликт, который вызывает синтез противоположностей. Когда достигается эта ступень, процесс повторяется заново.

Особенности диалектики немецкого философа

Гегель, предложив новое понимание того, что такое диалектика и ее теорию развития, выразил свои идеи в двух принципах и трех законах. Последние были описаны выше и известны под названием трех законов диалектики. Первый из них состоит в том, что «все связано со всем». Однако что значит этот принцип, философы до сих пор затрудняются ответить. Например, каким образом может быть связано изучение диалектики Гегеля с проведением карнавалов в Венеции. Второй принцип - «Все в мире находится в процессе развития». Данный принцип, как было указано, невозможно приложить к природе и прогрессу общества.

Диалектика в качестве теории развития

Впервые диалектика как учение о развитии была также интерпретирована Гегелем, установившим, что истина может быть найдена не в готовых научных изысканиях, а в постоянном процессе познания. Различные явления прошлого, те общественные порядки, которые царили раньше, представляли собой те ступени развития, на основе которых происходила своеобразная эволюция от низшей ступени к высшей. Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного.