ПРИМЕРЫ.
МОРФЕМНЫЕ:
1. Суффиксальный (упрямый - упрямец)
2. Приставочный (петь - запеть)
3. Бессуффиксальный (синий - синь)
4. Приставочно - суффиксальный (стакан - подстаканник)
5. Сложение:
1) целых слов: (кафе + бар = кафе-бар)
2) части основы с целым словом: (тур + поход = турпоход)
3) производящих основ с соединительными гласными: (пар + о + ход = пароход)
4) начальных букв слов /аббревиация/ (московская + кольцевая + автомобильная + дорога = МКАД)
5) с одновременным присоединением суффикса (чёрное + море + ец = черноморец).
НЕМОРФЕМНЫЕ :
Переход из одной части речи в другую (конверсия).
Например: столовая, мороженое.
Сращение (слияние).
Например: вечно + зелёный = вечнозелёный.
Переход слов из одной части речи в другую
Из какой части речи перешло и что обозначает |
В какую часть речи перешло и что стало обозначать |
Примеры
|
|
1. Прилагательное (признак) | Существительное (предмет) |
Рабочий инструмент, мороженое мясо |
Рабочий на стройке, вкусное мороженое |
2. Числительное (порядок при счете) | Прилагательное (признак) | Первый год обучения |
Первый (лучший) ученик в классе |
3. Причастие (признак предмета по действию) |
Прилагательное (признак) | Подтянутые резервы | Подтянутый вид |
4. Деепричастие (добавочное действие) |
Наречие (признак действия) | Читал, стоя на сцене | Читать стоя неудобно |
5. Существительное (предмет) | Наречие (признак действия) | Медленным шагом | Ехать шагом |
6. Наречие (признак действия) |
Предлог (выражает зависимость от глагола) |
Командир шел впереди |
Впереди отряда шел барабанщик |
7. Деепричастие (добавочное действие) |
Предлог (выражает зависимость от глагола) |
Ушел, благодаря за помощь |
Благодаря помощи, выполнил работу |
8. Местоимение (указывает на предмет, признак, количество) |
Частица (выражает ограничительное значение) |
Старик приехал один |
Один (только) старик не вышел встречать |
Образование частей речи
Способ образования | Примеры |
1. Имя существительное | |
1. Суффиксальный |
Камень - каменщик, футбол - футболист, красный - краснота, учить - учитель, плавить - плавка |
2. Приставочный | Погода - непогода, группа - подгруппа, город - пригород |
Рукав - безрукавка, служить - сослуживец, море - приморье | |
4. Бессуффиксальный | Заплывать - заплыв, глухой - глушь |
5. Сложение (различные способы) | Железо + бетон = железобетон, луна + ходить = луноход |
6. Переход прилагательных, причастий в существительные (субстантивация) |
Гостиная комната - гостиная, присутствующие на собрании - присутствующие встали |
2. Имя прилагательное | |
1. Суффиксальный | Комната - комнатный, солдат - солдатский |
2. Приставочный | Удалой - разудалый, добрый - предобрый |
3. Приставочно - суффиксальный | За городом - загородный, избежать - неизбежный |
4. Сложение (различные способы) | Русский + немецкий = русско-немецкий, пять + метров = пятиметровый |
5. Слияние (сращение) | Трудно + доступный = труднодоступный, вечно + зелёный = вечнозеленый |
6. Переход слов из других частей речи |
Первый номер (числит.) - первый (лучший) студент, блестящие на солнце (прич.) - блестящие способности |
3. Имя числительное | |
1. Суффиксальный | Три - тридцать, один - одиннадцать |
2. Сложение | Три + сто = триста |
4. Местоимение | |
1. Суффиксальный | Кто - кто-то, какой - какой-либо, чей - чей-нибудь |
2. Приставочный | Кто - никто, какой - кое-какой, сколько - несколько |
5. Глагол | |
1. Суффиксальный | Синий - синеть, умыть - умыться, |
2. Приставочный | Писать - написать, выполнить - перевыполнить |
3. Приставочно - суффиксальный | Столб - застолбить, бежать - разбежаться |
6. Наречие | |
1. Суффиксальный | Зима - зимой, куда - куда-нибудь, ползти - ползком |
2. Приставочный | Смерть - насмерть, долго - недолго, как - кое-как |
3. Приставочно - суффиксальный | Далеко - издалека, новый - по-новому |
4. Переход слов из других частей речи |
ехать шагом |
7. Производные предлоги | |
1. Приставочный | Иметь в виду - ввиду плохой погоды, на счет банка - насчет работы |
2. Переход слов из других частей речи |
Показаться впереди (наречие) - впереди отряда, благодаря за помощь (дееприч.) - благодаря помощи |
Словообразовательные выразительные средства языка
СРЕДСТВО | ПРИМЕРЫ |
1. Суффиксы субъективной оценки: а) уменьшительно - ласкательные |
Лена - Леночка; Боря - Боренька; стол - столик; кровать - кроватка; мама - мамочка; солнце - солнышко; цветок - цветочек |
б) со значением преувеличения, преуменьшения |
Большой - большущий; длинный - длиннейший; маленький - мельчайший; холод - холодина; дом - домишко, домище |
в) со значением пренебрежительности, презрительности, иронии |
Душа - душонка; старик - старикашка; мамаша, маманя |
г) со значением неодобрения и др. |
Лена - Ленка; Боря - Борька; кривляка; ломака; выскочка; белоручка; интриган; слюнтяй; негодяй; прощелыга; забулдыга; деляга |
2. Приставки со значением преувеличения / преуменьшения (пре-, раз-, сверх- и др.) |
Красивый - прекрасивый; скоростной - сверхскоростной; маленький - премаленький; весёлый - развесёлый |
3. Удвоение слов (иногда с добавлением приставки, суффикса) |
Добрый - предобрый; глазастый - преглазастый; белый - белый; зимушка - зима |
Основные типы ошибок словообразования
Словообразование (СО) представляет собой языковой процесс формирования новых словоформ с использованием различных устойчивых моделей. Также словообразование – область научного знания, которая посвящена изучению этого процесса. Рассмотрим способы образования слов в .
Вконтакте
Весь массив словоформ нашего языка классифицируется на первообразные (их значение объяснить нельзя) и производные (их значение объясняется структурой – внутренней формой лексемы). Есть два различных пути формирования слов :
- диахронический (историческое формирование);
- синхронитический (собственно образование новых словоформ).
Как уже было сказано ранее, создание новых базируется на фиксированных словообразовательных моделях. Способы образования , глаголов, существительных весьма разнообразны. СО модель – это некий языковой алгоритм производства новых словоформ или установления внутренней структуры старых.
Цели и функции СО
Зачем же существует процесс формирования новых единиц в нашем языке, какие функции он выполняет? Во-первых, новые лексемы создаются с целью упрощения синтаксических конструкций , которые моделируют тот или иной объект действительности (зажигалка – то, чем зажигают пламя). Во-вторых, словообразование способно фиксировать смыслы в разных синтаксических моделях (стирка – отглагольное существительное, обозначающее целый процесс действий). В-третьих, образование новых слов нацелено на передачу стилистически или эмоционально окрашенных оттенков (дух – душа – душонка).
Кроме того, словообразование выполняет следующие важные функции :
- Номинативная – обозначение, наименование каких-либо объектов и процессов.
- Компрессивная – создание аббревиатур из ряда слов, упрощение языка.
- Конструктивная – изменение слова с целью грамотного построения синтаксиса.
- Экспрессивная – передача субъективного, собственного отношения к чему-либо.
- Стилистическая – выражение стилистической окрашенности словоформы.
Средства образования
Структуру каждого слова можно представить следующим образом: основа (часть, раскрывающая его значение) и флексия/окончание (элемент, находящийся в его абсолютном конце и выражающий грамматические характеристики). Во время образования флексия всегда изменяется, а основа – нет.
Существует два типа основ в СО : производящая и производная. Производящая – более простая по смыслу, она является базовой для формирования производной основы.
Важно! Производная всегда вторична и обоснована смыслом производящей.
Основа состоит из морфем – элементов (корень, префикс, суффикс, ). Морфемы указывают на модели СО. Некоторые из морфем являются словообразующими, именно они выступают средствами создания слов:
- префикс (приставка) – элемент, находящийся перед корнем;
- суффикс – элемент, находящийся после корня словоформы;
- постфикс (-ся) – элемент, находящийся после суффикса и выражающий взаимность/возвратность.
Также в роль средства СО играет комбинация префикса и суффикса – в этом случае они присоединяются одновременно.
Виды словообразования
В нашем языке существует большое количество вариантов формирования словоформ. Перечислим их:
- Префиксальный (приставочный способ образования слов).
- Суффиксальный.
- Префиксально-суффиксальный (приставочно-суффиксальный).
- Постфиксальный.
- Бессуффиксный.
- Сращение (слов или их основ, аббревиация).
- Субстантивация (переход слова в другую часть речи).
- Сложные виды.
Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Префиксальный, или приставочный способ образования слов – вариант формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится префикс (). Префиксальный способ свойствен, как правило, глаголам и глагольным частям речи, но также участвует в образование и остальных слов.
Суффиксальное СО – разновидность формирования словоформы, в котором словообразующей морфемой становится суффикс. Суффиксация – именное свойство, однако используется в формировании многих других частей речи.
Примеры префиксального СО: зеленый – зеленеть, глаз – глазок.
Префиксально-суффиксальное СО – комбинированный процесс, в котором словообразующими морфемами становятся приставка и суффикс. Префиксально-суффиксальный способ характерен, в основном, для существительных, а также наречий.
Примеры префиксально-суффиксального СО: трое – втроем, одеяло – пододеяльник.
Постфиксальное СО – постфикс выступает в качестве словообразовательной морфемы. Постфиксальный способ словообразования характерен для глагольных форм и характеризует их возвратность или взаимность действия.
Примеры постфиксального СО: вернуть – вернуться, толкать – толкаться.
Бессуффиксное СО – усечение морфем слова. Бессуффиксный способ используется для трансформации глаголов и некоторых прилагательных в существительные. Что характерно для данного варианта, основа производящего прилагательного изменяется, а глагола – нет.
Примеры бессуффиксного СО: глухой – глушь, шагать – шаг.
Сращение (сложение) в словообразовании происходит в различных вариациях:
- сращение основ или целых слов с использованием соединительных гласных («о» и «е»);
- аббревиация – формирование сложносокращенных слов путем соединения частей словосочетаний. Данный тип наиболее характерен для имен существительных.
Примеры сращения в СО: природа + ведать = природоведение, генно-модифицированные организмы – ГМО.
Субстантивация – словообразование имен существительных, процесс при котором трансформируются причастия и прилагательные. Также этот процесс называется переходом из одной части речи в другую.
Примеры перехода слова в другую часть речи: рабочий народ – рабочий встает рано.
Сложно-префиксальное и сложно-суффиксальное СО – это комбинированные процессы формирования слов, во время которых префикс или суффикс выступают в роли словообразовательных элементов или же происходит сращение основ.
Примеры сложных разновидностей СО: снег + уборка + -н = снегоуборочный, тепло + ход + -ом = теплоходом.
Важно! Способы СО – это устойчивые модели, которые характерны для конкретных частей речи и применяются по фиксированному алгоритму.
Словообразовательный разбор
СО разбор – процесс расчленения слова на части с установлением внутренних связей. Его проведение нацелено на выяснение того, от какой словоформы и каким образом слово было сформировано , а также какие модели при этом применялись.
СО разбор слова выполняется по следующему алгоритму:
- Поставить рассматриваемое слово в начальную форму.
- Определить лексемы, которые могли бы мотивировать создание исследуемого слова. Они должны быть связаны с ним по смыслу, а также значение разбираемого слова можно через них объяснить.
- Определить производную и производящую основы.
- Указать средство и способ СО в исследуемой лексеме.
- Определить, с какими процессами было связано формирование новой словоформы (усечение основы и т.п.).
Пример словообразовательного разбора:
- Богатство – начальная форма «богатство».
- Богатство (сущ.) – произошло от прилагательного «богатый».
- Богатство (производная) ← богатый (производящая).
- Средство СО – суффикс –ство, способ СО – суффиксация.
- Другие процессы задействованы не были.
Способы словообразования
2 Основные способы образования слов в русском языке
Выводы
Итак, словообразование представляет совокупность языковых процессов и устойчивых алгоритмов формирования словоформ. Существует множество видов словообразования, которые основаны на использовании различных морфем для создания нового слова.
«Корень в родственных словах» - Слово с безударной гласной. К солнцу колосом взойду. Пшеничный колосок. Отдохнём. Хлеб. Будьте здоровы. Правописание корня в родственных словах. Месим тесто. Непроверяемые словарные написания. Угадай. Словарная работа. Умение правильно писать корень. Корень в родственных словах. Четвёртый лишний. Колосочек.
«Словообразование глаголов» - Тема урока: Вывод. Орфограммы частей слова. Словообразование глаголов. Цели урока: Работа над темой урока. Но все же мы не привыкли отступать! Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание безударных окончаний. Глаголы. Расскажи. Глаголы образуются. Динамическая пауза. Орешек знания тверд.
«Образование деепричастий» - Кузька осмотрелся. Глагол. Диадох. Образование деепричастий. Деепричастия с суффиксом. Обернулась Яга. Тест. Скорлупа яичная. Взрослые играть не любят. Ответьте на вопрос. Вышел Кузька. Подберите к рисунку А. Шахгелдяна как можно больше словосочетаний. Какие деепричастия образованы правильно. Деепричастия.
«Образование форм слова» - Формы. Слова, в которых основа остается одной и той же. Солнечный. Формы слова. Урок. Стены комнаты засверкали яркими красками. Волшебный урок. Улыбчивое оранжевое Солнышко. Родители – Солнца работали – они освещали и согревали Землю. Однокоренные слова. Солнышко было совсем маленькое. Солнце – Папа и Мама – Солнце с доброй улыбкой смотрели на проказы Солнышка.
«Словообразовательные средства» - Критерии оценивания. Книжечка. Выпишите слово. Значение суффиксов субъективной оценки. Мышонок в норке. Шапочка. Собеседник. Книжонка. Мышонок. Выборочный диктант. Слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маменька. Выразительные словообразовательные средства.
«Родственные слова» - По отношению к предыдущим слова родственным не является. Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Из Библии. Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Брегет – фирма часов, здесь «часы». Этимология 30. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи.
Всего в теме 24 презентации
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОД свечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение:
-слов или основ - сокращением основ - аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык , знание – языкознание Физ ическая культура – физкультура М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya
Бессуффиксный отличается от других. Это показано наглядно на иллюстрации.
Во многих источниках о нём не говорится ничего, его не выделяют как самостоятельный Однако на ЕГЭ знание его способа требуется. Поэтому знать о нём необходимо. Во всяком случае, находить в тексте слова, бессуффиксным способом образованные, должен уметь каждый выпускник школы. Начать формирование этого умения нужно с отработки навыка словообразовательного разбора.
Словообразовательный разбор
Производится по плану, в ходе которого определяется:
Если произвести разбор слова «тишь», то нужно ответить на данные выше вопросы:
- Лексическое значение слова - «состояние тишины».
- Образовалось от слова «тишина».
- Образовалось с помощью отсечения суффикса.
- Бессуффиксный способ.
Таким образом производим разбор слов из данного на картинке высказывания:
«гладь» - гладкий - гла[д´] - бессуффиксный
«божья» - Бог - бож[й´]а - суффиксальный
«благодать» - благодатный - благода[т´] - бессуффиксный
Как видим, не все слова, у которых не выделяется суффикс, образованы способом отсечения этой морфемы.
Бессуффиксный способ словообразования
Таким способом образуются слова при помощи нулевого суффикса. Что это значит?
Нулевым называется суффикс, никак не выраженный ни в речи, ни на письме, но его отсутствие значимо - оно образует новое слово или форму слова.
Такой суффикс может быть обозначен Ø.
Например, с помощью нулевого суффикса образуются слова - профессионализмы: подклад, обжиг. Очень многие просторечные слова образуются этим способом: отпад, наскок.
Подобные слова в наше время быстро распространяются благодаря средствам СМИ: конструктив, позитив, интим и т. д.
Слова, которые образованы бессуффиксным способом, часто имеют значения лица: экстремал, фанат, театрал, неформал и т. д.
Нельзя путать нулевой с нулевым слообразовательным суффиксом.
Формообразующий нулевой суффикс
Такой суффикс есть только у глаголов и служит он для образования формы глагола:
- мужского рода прошедшего времени: везли - вёз Ø;
- высохла бы - высох Ø бы;
- повелительного наклонения: сядьØ.
Словобразовательный нулевой суффикс
Его имеют слова, образованные бессуффиксным способом. Чаще всего он бывает у существительных, иногда у прилагательных, числительных, наречий.
Обязательно есть два условия, при которых выделяется Ø.
- должен иметь синоним - ненулевой суффикс: глушь - безлюд[йэ];
- имеет произодящее слово: глушь - глухой, например у слова "гам" нет производящего слова, это слово непроизводное, у него нет никакого суффикса, даже нулевого.
Существительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Существительное, образованное бессуффиксным способом, производится от
- глагола и имеет:
- абстрактное значение действия: подскочить - подскокØ, ходить - ходØ, бежать - бегØ;
- предметное значение или значение лица, который производит действие: всходить - всходØы, водить - вождьØ, (лёд колоть) - ледоколØ, (сталь варить) - сталеварØ;
- значение места действия: подорвать - подрывØ, заливать - заливØ, подъезжать - подъездØ, отводить - отводØ;
- значение объекта или результата действия: подливать - подливØ, дарить - дарØ, взрывать - взрывØ;
- прилагательного и имеет:
- отвлечённое значение признака: тихий - тишьØ, гладкий - гладьØ, глубокий - глубьØ;
- значение носителя признака: интеллигентный - интеллигентØ, курильский - КурилØы, корабельный - корабльØ;
- значение человека, выполняющего действие: горе мыкать - горемыкØа, обслуживать - обслугØа.
- существительного и имеет:
- значение существа женского пола: кум - кумØа, лис - лисØа;
- собирательное значение: чёрный - черньØ, поросли - поросльØ;
- Значение существа по месту пребывания: ризничØий.
Прилагательные с нулевыми словообразовательными суффиксами
Слова различных частей речи к которым применяется бессуффиксный способ, примеры даны ниже:
- от существительных:
- с общим значением: будни - буднØий, золото - золотØой;
- со значением отсутствия чего-либо: без хвоста -бесхвостØый, без головы - безголовØ ый;
- со значением принадлежности: отец - отчØий, орёл - орлØий;
- от глаголов со значением признака по действию: заехать - заезжØий;
- от прилагательных и наречий со значением превосходящей степени признака: ниже - низшØий, горше - горшØий.
Числительные с нулевыми словообразовательными суффиксами
К числительным редко применяется бессуффиксный способ поэтому малочисленны: пять - пятØый, шесть - шестØой . Все эти слова образуются по одному и тому же принципу: от образуется качественное.
Наречия с нулевыми словообразовательными суффиксами
Бессуффиксный способ редко применяется и к наречиям:
- нулевой суффикс есть в некоторых наречиях, образованных приставочным способом: плавать - вплавьØ, низ - внизØ;
- нулевой суффикс образует некоторые наречия, со значением состояния: жалеть - жальØ.
Наиболее часто встречающиеся слова, образованные бессуффиксным способом
Из всех слов, образованных при помощи нулевого суффикса, чаще других слов встречаются в русском языке существительные. Именно их используют составители экзаменационных работ для проверки знаний выпускников. Поэтому закончить тему «Бессуффиксный способ» целесообразно алфавитным перечнем существительных, которые встречаются в заданиях ЕГЭ и ГИА чаще всего.
анализировать - анализ.
ввозить - ввоз; вводить - ввод; взглянуть - взгляд; вздохнуть - вздох; взлететь - взлёт; взмахнуть взмах; встречать - встреча; всхлипывать - всхлип; выбросить - выброс; вывихнуть - вывих; выводить - вывод; выговорить - выговор; выдохнуть - выдох; вызызывать - вызов; выкрикнуть - выкрик; выпускать - выпуск; вырезать - вырез; высевать - высев; выстрелить - выстрел; выхлопать - выхлоп; выступать - выступ; вычитать - вычет; выходить - выход.
доводить - довод; договориться - договор; докладывать - доклад; домыслить - домысел; доносить - донос; допускать - допуск; досмотреть - досмотр; дрожать - дрожь.
Ездить - езда.
забегать - забег; забивать - забой; забирать - забор; заботиться - забота; завалить - завал; завесить - завеса; завидовать - зависть; заводить - завод; завозить - завоз; загорать - загар; загибать - загиб; загонять - загон; заезжать - заезд; зажимать - зажим; заказать - заказ; закатиться - заказ; залежаться - залежь; заливать - залив; заложить - залог; замахнуться - замах; замесить - замес; засушить - засуха; звенит - звон.
извиваться - извив, изгибать - изгиб; изломать - излом; изменить - измена; износить - износ; импортировать - импорт; исповедоваться - исповедь; испугать - испуг; исходить - исход;
клевать - клёв; клеветать - клевета; клеить - клей; клеймить - клеймо; конспектировать - конспект.
ловить - ловля; ломать - лом.
махнуть - мах;
набирать - набор; навесить - навес; нагревать - нагрев; наделять - надел; надзирать - надзор; надрывать - надрыв; нажимать - нажим; накатить - накат; накипать - накипь; наклонять - наклон; налететь - налёт; наливать - налив; намекать - намёк; нанести - нанос; наплывать - наплыв; нарастать - нарост; наряжать - наряд.
оборонять - оборона; обрезать - обрез; обрывать - обрыв; обряжать - обряд; обстрелять - обстрел; описать - опись; опираться - опора; оправить - оправа; опрашивать - опрос; ориентироваться - ориентир; осадить - осада; оскалиться - оскал; отвечать - ответ; охранять - охрана.
перебрать - перебор; переломит - перелом; переменить - перемена; переносить - перенос; переломать - перелом; переправиться - переправа; прибиваться - прибой; переносить - перенос; перерасходовать - перерасход; пересказывать - пересказ; пересматривать - перемотр; перехватить - перехват; победить - победа; повторить - повтор; погоняться - погоня; покосить - покос; покрывать - покров; почитать - почёт; пощадить - пощада; преградить - преграда; приветствовать - привет; приговорить - приговор; приезжать - приезд; принимать - приём, приказать - приказ; прикладывать - приклад; примешать - примесь; примечать - примета, пощадить - пощада, прясть - пряжа;.
разбегаться - разбег; разбирать - разбор;
Свистеть - свист; сгибать - сгиб; сговориться - сговор; сдвигать - сдвиг; скосить - скос; скрежетать - скрежет; скрипеть - скрип; скучать - скука; слетаться - слёт; сломать - слом; сменить - смена; смешать - смесь; смотреть - смотр; смыслить - смысл; снарядить - снаряд;
травить - травля; тормозить - тормоз; трепетать - трепет; трещать - треск.
убирать - убор; угореть - угар; уговориться - уговор; ударить - удар; уделить - удел; укладывать - уклад; уколоть - укол; укусить - укус; уличить - улика; уплатить - уплата; упрекать - упрёк; уронить - урон; услужить - услуга, утратить - утрата; уходить - уход.
хвалить - хвала; хохотать - хохот; хрустеть - хруст.
шелестеть - шелест.
Бессуффиксный способ, примеры которого даны выше, является, как видим, довольно распространённым явлением в русском языке.