» » Безбрачие. Почему католические священники хранят целибат Что такое целибат в православии

Безбрачие. Почему католические священники хранят целибат Что такое целибат в православии

Возникает вопрос: "Целибат - что это такое?" Речь идет об обязательном для священников Вступление в сан, согласно западной церковной традиции, невозможно, если святой отец не отрекся от всего мирского. Дело даже не в том, женат или нет, хотя это приветствуется в первую очередь. Вопрос в том, что он должен посвятить себя полностью, включая собственные деяния, Богу, служению во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Правда, современный мир несколько по-иному смотрит на вековые обычаи. Связано это прежде всего с тем, что природа католицизма, да и сама Римская церковь несколько изменились за это время. И изменились не в лучшую сторону. Процесс либерализации взглядов коснулся и самых консервативных кругов католических священнослужителей. Они уже не в состоянии контролировать тотальную секуляризацию местных общин, а постоянные скандалы вокруг «безбожного поведения святых отцов» только Становится понятно, в прошлое уходит и сам целибат, что это только дань традиции, и, в принципе, нужно еще немножко времени, чтобы несменяемое правило безбрачия сменилось на боле мягкую формулу, скажем, право на брак.

Однако если говорить более серьезно, то рассуждая: «Целибат - что это: обязанность или необходимость?» - можно прийти к неоднозначным выводам. Во-первых, аскеза не означает полный отказ от всего сущего. Тем более в отношении католического богослужения. Ведь традиционно всегда оставалась центром социальной, публичной, да и экономической жизни региональных общин. И в этом отношении священнослужитель точно не отрекался от всего мирского. Во-вторых, священник, будучи вообще-то фигурой политической, не заботился исключительно о духовном росте вверенных прихожан. В-третьих, первоначально христианство не рассматривало безбрачие в качестве обязательной аскезы. Более того, отказ от семьи и продолжения рода воспринимался воинственно негативно. Более того, согласно логике Павла, семья является лучшим орудием борьбы с грехом.

Однако после долгой борьбы внутрикатолических партий на семья священника как факт истории была С этого момента считалось, что принять целибат - значит, принять служение Богу. И ничто не должно, по новой церковной философии, мешать сему святому делу. Тем самым было продемонстрировано формальное отречение от мира и всех мирских дел. Неформально - церковь оставалась ключевым политическим и силовым инструментом зарождающегося монархизма и оправдания абсолютистской власти монархов. Тем самым католическая церковь вольно или невольно заняла двойственную, взаимоисключающую позицию, которая в общих чертах сохранилась и в наше время.

Ничего удивительного, что с современных позиций, ответом на вопрос «целибат - что это» служит достаточно неофициальное, но уже устоявшееся определение: особый вид физического аскетизма, который, по идее, должен привести к совершенству духовному; обязательный элемент саноположения, характерный только для Католической Церкви как организационной структуры.

Целибат в православии не распространен. Это достаточно редкое явление, и об этом мало кто знает. Вообще, Православная Церковь не очень одобряет безбрачие как явление. Более того, РПЦ даже в некоторой степени стимулирует процесс создания семей среди священнослужителей, утверждая, что на момент рукоположения батюшка должен быть женат. Однако сам целибат как принцип не отрицается. Православный священник может принять обет безбрачия, но только в том случае, если он соглашается на церковную должность, будучи неженатым.

У людей, интересующихся религией, часто возникает вопрос: «Целибат - что это?» В этой статье мы раскроем значение данного термина и подробно расскажем о его роли в жизни церковных служителей.

Целибат - что это?

Для начала выясним значение этого слова. Целибат - это обет безбрачия, который наиболее распространён в католическом духовенстве, но также присутствует и в других религиях. Он был узаконен в 11 столетии Папой Григорием VII. Главным основанием стало отрицательное отношение церкви к передаче собственного имущества от духовенства к наследникам. В 1967 году католический целибат был официально подтверждён Папой Павлом VI. Однако, согласно Библии, обет безбрачия является добровольным выбором каждого человека, и к нему нельзя принуждать. По этому поводу высказывался Христос в беседе с учениками: «Кому дано вместить, пусть вместит…» То есть кто желает принять целибат и остаться холостым, тот пусть это и сделает. Следовательно, принудительный обет безбрачия противоречит библейским канонам, а также может вызвать у человека расстройства сексуального и нервного характера.

«Действия» отцов церкви

Однако половое воздержание вовсе не является нормой жизни для католических церковнослужителей. Причём чем оно длительней, тем более ужасными были последствия. Это подтверждается многочисленными фактами из судебной психиатрии. Наиболее ярким примером стало дело священников-педофилов из Бостонской метрополии. В 2002 году «святые отцы», которые знают ответ на вопрос: «Целибат - что это?», изнасиловали более 500 юношей и девушек.

Также нередки случаи диких и кровавых нарушений обета безбрачия. Например, в Мехико священнослужитель Дагоберто Арриага был приговорён к 55 годам заключения за убийство собственного 16-летнего сына. На этот поступок он решился для сокрытия факта нарушения целибата. Тщательно подготовившись, Арриага похитил сына, отвёз его в другой город и совершил задуманное.

Результаты исследований

Согласно исследованию профессора Мапелли, 60 % католических священников имеют серьёзные сексуальные проблемы, 30 % постоянно нарушают обет безбрачия, и только 10 % неукоснительно его соблюдают. Это говорит о том, что именно из этих 60 % и пополняется армия педофилов и маньяков в рясах. Польский профессор Юзеф Баняк провёл опрос 823 католических священников и выяснил, что целибат самым негативным образом влияет на физическое здоровье и психику человека. Он вызывает стресс, приводит к одиночеству и делает людей озлобленными и замкнутыми.

О сексуальном насилии над детьми со стороны священников-католиков узнали ещё в середине 20 столетия. Сейчас эта проблема настолько распространена, что у католической церкви США появилась своя «служба безопасности». Её глава Терри Маккьернан заявил о 14 тысячах детей, пострадавших от церковнослужителей. В данный момент по судебным искам они получили больше $2,5 миллиардов от священников-извращенцев.

Обет безбрачия в других религиях

Итак, мы узнали ответ на вопрос: «Целибат - что это?» Напоследок расскажем, как относятся к обету безбрачия в других религиях, помимо католицизма.

Восточные учения гласят: «Секс является основной кармической задачей человека, и её необходимо выполнить до конца». Поскольку во время соития происходит выброс и обмен жизненно важной энергией, секс всегда имел для людей первостепенное значение. Если задача не выполняется, то человек может трансформироваться в сексуального вампира. Другими словами, при длительном воздержании гормональный фон может мутировать, и тогда неиспользуемая энергия выплеснется совсем не в том направлении.

Целибат в православии распространяется на получение высших церковных чинов, вроде епископа. Кандидаты выбираются только из безбрачных. Низшие и средние церковные чины вполне могут состоять в браке.

В какой-то мере целибат присущ буддизму и индуизму. Однако в нём нет непредсказуемой извращённости. Всё дело в том, что духовные учения восточных религий предлагают ряд медитаций, нормализующих энергетику человека и позволяющих ему получать удовольствия более высшего порядка, нежели сексуальные. Данные практики не дают сексуальной энергии застаиваться. Если же подобные медитации не используются человеком, то сжатая внутри энергетическая пружина непременно разожмётся, что приведёт к криминальным последствиям. К сожалению, христианских и католических священников не обучают медитациям в духовных семинариях.

Целибат в раннем христианстве

Считается, что обет безбрачия как таковой был популярен в разных церквях Запада и Востока, хотя документов об этом дошло немного. Апостол Павел писал, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше:

«Понеже мы уведали, что в Римской Церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быть удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщаться более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу Апостольскаго благоустройства и порядка , соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимнаго в приличное время соединения . И тако, кто явится достойным рукоположения во иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятсятвием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою ; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законнаго сообщения с женою своею ; дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак . Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф.19:6). И Апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13:4)».

Presbyterorum Ordinis, 16 (цитата)

Совершенное и постоянное воздержание ради Царства Небесного, предлагаемое Христом Господом, на протяжении веков и даже в наши дни добровольно принимаемое и похвально соблюдаемое немалым числом верных Христу, Церковь всегда считала особенно важным для священнической жизни. Оно является знамением пастырской любви и в то же время побуждением к ней, особым источником духовной плодотворности в мире. Конечно, оно не требуется самой природой священства, как это видно из практики древней Церкви и традиции Восточных Церквей, где, кроме тех, кто по дару благодати вместе со всеми Епископами решает соблюдать безбрачие, есть также весьма достойные женатые Пресвитеры. Поэтому, когда Святейший Собор предлагает безбрачие для духовенства, он никоим образом не намеревается менять иную дисциплину, которая законным образом действует в Восточных Церквах. С любовью призывает он всех, кто принял священство, уже состоя в браке, оставаться в своём святом призвании, продолжая со щедрой полнотой посвящать свою жизнь вверенному им стаду.

Однако безбрачие приличествует священству по многим соображениям. Ведь миссия священника целиком посвящена служению новому человечеству, которое Христос, Победитель смерти, пробуждает в этом мире Своим Духом и которое имеет свой источник «ни от крови, ни от хотения плоти, и ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин 1, 13). Соблюдая девственность или безбрачие ради Царства Небесного, Пресвитеры посвящают себя Христу в новом и возвышенном качестве, легче с нераздельным сердцем следуют Ему, свободнее посвящают себя в Нём и через Него на служение Богу и людям, успешнее служат Его Царству и делу благодатного нового рождения и таким образом оказываются способнее к принятию более широкого отцовства во Христе. Этим они свидетельствуют перед людьми, что хотят безраздельно посвятить себя порученному им служению, то есть обручать верных Единому Мужу и представить их Христу чистой девой, напоминая о таинственном брачном союзе, который основан Богом и в грядущие сроки явится во всей полноте - о том союзе, в силу которого Церковь имеет Единого Жениха: Христа. Наконец, они становятся живым знамением грядущего мира, уже присутствующего через веру и любовь, в котором чада воскресения не будут ни жениться, ни выходить замуж.

Этими соображениями, основанными на тайне Христа и Его посланничества, безбрачие, которое прежде лишь рекомендовалось священникам, было впоследствии в Латинской Церкви предписано законом всем, кого возводят в священный сан. Сей Святейший Собор вновь одобряет и подтверждает это законодательство в отношении предназначаемых к Пресвитерату. Уповая на Дух, он верит, что дар безбрачия, столь подобающий священству Нового Завета, щедро даруется Отцом, если те, кто участвует в священстве Христа через таинство рукоположения, а также вся Церковь в целом, будут смиренно и настойчиво просить об этом. Священный Собор призывает также всех Пресвитеров, которые свободно и добровольно, уповая на благодать Божию, приняли святое безбрачие по примеру Христа, к тому, чтобы, всей душой и всем сердцем держась этого состояния и верно в нём пребывая, они признавали его преславным даром, который был дан им Отцом и так явно превозносится Господом, а также памятовать о великих тайнах, знаменуемых и осуществляемых в нём. И чем более в современном мире совершенное воздержание считается многим людьми невозможным, тем с бо́льшим смирением и постоянством Пресвитеры вместе с Церковью будут испрашивать благодать верности, в которой никогда не отказывается просящим о ней, употребляя одновременно сверхъестественные и естественные средства, имеющиеся в распоряжении у всех. Они должны прежде всего следовать тем аскетическим правилам, которые утверждены опытом Церкви и не менее необходимы в современном мире. Итак, сей Святейший Собор призывает не только священников, но и всех верных дорожить этим драгоценным даром безбрачия священников и просить Бога, чтобы Он всегда изобильно наделял этим даром Свою Церковь.

С другой стороны, мем безбрачия (в отличие от гена безбрачия) имеет все шансы на широкое распространение в мемофонде, если допустить, что носитель мема использует для его распространения те ресурсы (время и энергию), которые могли бы быть использованы на ритуалы ухаживания и заботу о потомстве. Предлагается объяснение, что в церковной традиции это обеспечивается институтом миссионерства . В заключение Докинз делает вывод:

Безбрачие - лишь один из второстепенных компонентов большого комплекса взаимно поддерживающих друг друга религиозных мемов.

См. также

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

В католицизме все гораздо сложнее и строже. Обязательное безбрачие пасторов было возведено в ранг закона при Папе Григории (VII век). Целибат был тогда признан абсолютно необходимой мерой. Считается, что только неженатый мужчина не отвлекается на мирские дела и полностью посвящает себя Богу. Он не делит свою любовь между Господом и женщиной.

Целибат - не просто запрет на брачные отношения и рождение детей. Это полный отказ от каких бы то ни было половых контактов. Католический пастор не имеет права заводить романтические отношения или с вожделением смотреть на женщину. Претендент, ранее состоявший в браке, не получит священнического сана.

Вопросам безбрачия полностью посвящен 16-ый пункт Ватиканского Собора, который проходил в 1962-1965 годах. Интересно, что до узаконения целибата малым чинам (диаконам и пр.) католической церкви жениться разрешалось, но практически этого никто не делал, ведь любой такой чин - это всего лишь одна из ступеней на пути посвящения в пасторы. В католицизме значение имеет не только духовное самосовершенствование, но и определенный «карьерный» рост священников.

В XX веке учредили институт так называемых «постоянных диаконов». Те могут заключать брачные узы, но получать сан священника - нет. В очень редких случаях может быть рукоположен женатый пастор, перешедший в католичество из протестантизма. В последние десятилетия вопрос необходимости целибата активно обсуждается, но изменений в законах церкви пока не было.

Учение о целибате послужило одним из поводом для раскола между католицизмом и православием. Однако учение о целибате (от лат. caelebs – неженатый) не стало догматом Католической церкви. Обет безбрачия для всего духовенства ввел папа Григорий VII в конце XI в. для того, чтобы не дробить между наследниками священнослужителей земельную собственность и тем самым сохранить ее для Церкви. Другой его целью было укрепление церковной дисциплины. Григорий VII, суровый аскет и великий реформатор, в пору глубокого обмирщения Церкви хотел, чтобы священнослужители посвящали себя исключительно духовной, пастырской стезе. Но обет целибата приживался среди духовенства с трудом и утвердился только в середине XIII в. Тридентский собор вновь вынужден был вынести специальное постановление о целибате. Впоследствии оно вошло в Кодекс канонического права 1917 г. и закреплено в переработанном папой Иоанном Павлом II Кодексе 1983 г. Бурные споры о целибате на II Ватиканском соборе и даже возникновение движения священников-контестаторов, требовавших отмены этого обета, не поколебало позиции Церкви. Папа Павел VI после Собора в 1967 г., а затем Синод епископов в 1971 г. подтвердили незыблемость целибата как лучшего средства выражения послушания духовенства Христу. Сегодня вновь поднимается вопрос об отмене целибата, но папа Бенедикт XVI решительно пресекает полемику в Церкви по этому вопросу и твердо стоит на его защите.