» » Близ простой или составной предлог. Русский язык

Близ простой или составной предлог. Русский язык

Тема: Простые и составные предлоги.

Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с простыми и составными предлогами.

Задачи:

  1. проверить знания учащихся по теме «Предлог»;
  2. продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме;
  3. совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Учебник: М.П.Баранова, Т.А.Ладыженская.

  1. Оргмомент.
  2. Лингвистическая разминка.

Перед изучением новой темы немного разомнёмся.

1) Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.

Ты любишь пирожки с капусты?

Согласна приказа вы приняты на работу.

По истечению срока договора выплачивается зарплата.

Сходи в магазин по хлеб.

2) Кроссворд.

При заполнении кроссворда мы вспомним лексику.

Что такое синонимы, антонимы?

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии .
  2. Антоним предлога вдоль .
  3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на .
  4. Антоним предлога впереди .
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через .
  7. Синоним предлога кругом .

П ри

Попе р ек

Вопр е ки

Поза д и

Пос л е

Скв о зь

Вокру г

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Сейчас мы вспомним, что уже изучили по теме «Предлог» и «Служебные части речи».

Какие служебные части речи вы знаете?

Что такое предлог?

Какие отношения могут выражать предлоги?

Как образуются производные предлоги?

Какие предлоги относятся к непроизводным?

  1. Изучение нового материала.

На доске столбики предлогов:

В В течение

На В продолжение

Благодаря Несмотря на

Чем отличаются предлоги?

В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

А теперь откроем учебники с.139 п.51 (один учащийся читает)

  1. Закрепление изученного.

Сейчас мы потренируемся различать предлоги простые и составные.

Упр.303 (у доски по сл/сч)

Задание на карточках (самостоятельная работа)

Дописать сл/сч. (приложение )

Учащиеся зачитывают некоторые словосочетания.

Немой диктант (работа в парах)

Я выполняю действия. Учащиеся после каждого записывают то, что я показываю с употреблением предлогов (простых и составных). После каждого действия я поднимаю руку и учащиеся начинают записывать. У какой пары получится больше предлогов, у какой разнообразнее.

Я вхожу в кабинет.

Я подхожу к столу.

Отодвигаю от стола стул.

Сажусь на стул.

Подведение итогов.

  1. Занимательная лингвистика.

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении?»

Распечатки у каждого учащегося. (приложение )

  1. Итоги.

Подведём итоги. Какие задания вызывали трудности?

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Приложение.

1.выйти на старт, 2. приехать в пять часов, 3. выглянуть из окна, 4. вернуться через десять минут, 5. папка для документов, 6. пропустить по болезни, 7. заснуть под утро, 8. работать после праздника, 9. достать из сумки, 10. встретиться у школы.

Нет предлога. А.Шибаев.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Допишите словосочетания:

Рассказать по…

Выдать по…

Выиграть по…

Возвратиться по…

Купить по…

Приехать по…

Бежал по…

Горюет по…

Взбираться по…


Предлоги и союзы - это служебные части речи , при написании которых многие люди сталкиваются с трудностями. Они используются для установления связи между словами в предложении и для построения определённых грамматических конструкций: около забора, мимо остановки, напротив здания . И если правописание непроизводных служебных частей речи (у соседа, на столе, в холодильнике ) чаще всего не вызывают затруднений, то при написании производных приходится вспоминать различные правила.

Кроме того, бывает сложно сразу определить, является ли выбранная часть речи , именем существительным или же предлогом. Примерами таких конструкций являются следующие: в течение года, идти навстречу друг др угу (где выделенные слова являются производными предлогами), в течении реки, опоздать на встречу с другом (здесь выделенные слова - это существительные с непроизводными частями речи).

Классификация по происхождению и строению

Как уже было сказано ранее, предлоги принято подразделять на производные и непроизводные. К непроизводным относятся простые предлоги, издавна существующие в русском языке: под потолком, над водой, к ингредиентам.

Какие же предлоги называются производными? К ним относятся те, что изначально являлись другими частями речи. Различают 3 вида:

В упражнениях по русскому языку для 7 класса часто попадаются задания, в которых нужно отличить служебную часть речи от самостоятельной. Следует помнить, что производный предлог часто можно заменить на непроизводный:

  • вследствие сильного ветра - из-за сильного ветра;
  • узнать насчёт заявления - узнать о заявлении;
  • спустя пять минут - через пять минут.

Кроме того, к самостоятельным частям речи, в отличие от служебных, можно задать вопрос. В случае со служебными частями речи вопрос задаётся к существительным или местоимениям, относящимся к ним:

  • огляделся (где?) вокруг - обошёл (где?) вокруг дома;
  • стоит (где?) впереди - бежал (где?) впереди меня.

Многие производные предлоги утрачивают своё прежнее лексическое значение:

  • в течение пяти минут (значение времени);
  • в связи с болезнью и невзгодами (в значении из-за );
  • придумал поздравление вроде прошлогоднего (в значении наподобие ).

Производные от деепричастий конструкции можно отличить следующим образом: для этого нужно помнить, что глагольную форму можно заменить на глагол, немного перестроив предложение. В случае с предлогом это сделать невозможно. Например:

  • Мы вышли из комнаты, благодаря хозяев за радушие. Можно заменить деепричастие на глагол: Мы вышли из комнаты и поблагодарили хозяев за радушие . Здесь благодаря является деепричастием.
  • Благодаря учителям мы смогли поступить в институт. В этом случае замена выделенного слова на глагол изменит смысл фразы и будет некорректна. Следовательно, здесь благодаря - предлог.

Кроме того, принято подразделять предлоги и союзы на простые (состоящие из одного слова: внутри, о, перед), сложные (в состав включено 2 простых: из-за, из-под) и составные (состоящие из 2 и более слов: невзирая на, по мере, в целях).

Правила написания составных предлогов

Все предлоги и союзы, независимо от их происхождения и строения, пишутся отдельно от самостоятельных частей речи. Однако правописание таких конструкций, как несмотря на тяжкие обстоятельства - играл, не смотря на струны , чаще всего вызывает затруднения.

Итак, составные производные служебные части речи чаще всего пишутся слитно, особенно когда речь идёт о наречных или отглагольных . Приведём примеры словосочетаний с ними: сидеть напротив начальника, обойти вокруг площадки, гулять вместе с друзьями. Однако среди отымённых следует выделить ряд производных предлогов (список которых приведён ниже), всегда имеющих раздельное написание:

К этому списку можно также добавить и другие конструкции: в виде, во исполнение, в меру, в продолжение и аналогичные им.

Слитное написание наблюдается в сочетаниях:

  • взял батон вместо хлеба;
  • поинтересовался насчёт новой должности;
  • отменили мероприятие ввиду плохих погодных условий;
  • продолжил работать сверх выполненного плана;
  • купила машину наподобие предыдущей.

Сложные предлоги из-под, из-за и другие пишутся всегда через дефис.

Отымённые предлоги: Е или И на конце

Часто сомнения вызывает написание сочетаний в течение, в заключение, в соответствии. Следует запомнить особые случаи правописания производных предлогов. В таблице показаны наиболее частые в употреблении сочетания.

Особые случаи употребления

Предлоги - это служебные части речи, которые не употребляются отдельно, а только с существительными или заменяющими их местоимениями, находящимися в определённом косвенном (любом, кроме именительного) падеже . В большинстве случаев не вызывает затруднений определение необходимого для согласования падежа:

  • на (на чём? на ком?) окраине - предложный падеж;
  • для (кого? чего?) друзей - родительный падеж;
  • несмотря на (кого? что?) странные обстоятельства - винительный падеж.

Однако следует запомнить исключения, когда существительное должно стоять не в родительном, а в дательном падеже:

  • благодаря (кому? чему?) неожиданному возвращению;
  • согласно (кому? чему?) составленному расписанию.

Ещё одна распространённая ошибка - наличие или отсутствие мягкого знака на конце слов близ и сквозь. Их верное написание также следует запомнить.

Примеры употребления в русском языке

Для начала приведём примеры текстов из художественной литературы:

Я взял её с собою в поездку, несмотря на хрупкий возраст моего ребёнка, я повёз её к моему другу, который жил в Сибири. (Л. Чарская, «Сибирочка»)

…Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись! (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

…Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела… (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

Теперь рассмотрим несколько предложений, где используются предлоги, а в некоторых - омонимичные с ними существительные, наречия или деепричастия.

Он шёл на (…)встречу новому дню, совершенно не (…)смотря на окружающих.

Необходимо определить, будут ли слова или словосочетания писаться слитно или отдельно друг от друга. Попробуем разобраться, для этого определим, с какой частью речи мы имеем дело. Следует запомнить, что перед существительным всегда можно вставить другое слово, а производный отымённый предлог можно заменить другим, аналогичным по смыслу. В случае с на (…)встречу можно выполнить замену: он шёл к новому дню. Следовательно, это слово является предлогом. Поскольку его не было в списке исключений, которые пишутся раздельно, правильное написание - слитное.

Разберёмся со второй орфограммой. Попробуем заменить не (…)смотря на предлог с аналогичным значением вопреки: совершенно вопреки окружающим. Получилась фраза с совершенно иным значением. Делаем вывод, что перед нами деепричастие с частицей НЕ, которая, безусловно, пишется отдельно от слова.

Мужчина быстро шёл в (…)доль длинной аллеи, не (…)смотря на то, что дул пронизывающий ветер.

Рассмотрим первое слово. Если это наречие, то вопрос можно задать к нему от глагола; но когда вдоль - производный или непроизводный предлог, то он будет относиться к существительному, и вопрос к нему не задаётся. В нашем случае вдоль относится к существительному аллеи, следовательно, является предлогом (производным от наречия вдоль ). Написание наречных и глагольных предлогов всегда слитное.

Со вторым словом поступаем так же, как и в первом предложении: попробуем заменить его на другое слово. В этом примере мы получаем вполне похожее по смыслу хотя дул пронизывающий ветер, из чего делаем вывод, что мы имеем дело с глагольным предлогом, который образовался от деепричастия и пишется слитно.

В течени (…) следующего дня магазин не работал.

Чтобы определить, какую букву нужно писать в конце слова, необходимо определить, чем является сочетание в течени (…). Если это существительное (можно вставить прилагательное, относящееся к слову течение: в сильном течении ), то его окончание определяется в соответствии с правилами его склонения. Если речь идёт о предлоге (имеющим временное значение), в конце требуется писать букву Е.

В выбранном предложении сочетание употребляется в значении времени: магазин не работал (когда?) в течение следующего дня, следовательно, была пропущена буква Е.

§1. Общая характеристика предлогов

Предлог - это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
Предлоги - неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

  • временные: приехать под вечер, сдать отчёт к четвергу, позвонить в среду,
  • пространственные: положить в стол, положить на стол, положить под стол,
  • причинные: пропустить занятия из-за болезни,
  • целевые: приехать для участия в конкурсе и другие.
    Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

к кому? к чему?: к другу, к школе - Д.п.;
благодаря кому? чему? благодаря помощи, благодаря отцу - Д.п.;
во что? в пять часов - В.п.;
в чём? в лесу - П.п.

Из примеров видно, что предлоги к и благодаря употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в - с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

§2. Образование предлогов

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через.
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Соответственно различаются наречные, отымённые, отглагольные предлоги.

Непроизводные предлоги чаще употребляются с разными падежами.

Производные предлоги обычно употребляются с одним падежом.

§3. Структура предлогов


С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

§4. Разряды по значению

По значению предлоги делятся на:

  1. Места (пространственные) : на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.
  2. Времени (временные) : в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.
  3. Объекта (объектные) : о книге, про книгу, с книгой и т.д.
  4. Причины (причинные) : вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.
  5. Цели (целевые) : для детей, ради детей, деньги на детей.
  6. Образа действия : работать без вдохновения, работать с вдохновением.
  7. Сравнения : характером в отца, ростом с отца.
  8. Определения : ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

Предлоги могут быть однозначными и многозначными .

  • Однозначные: благодаря, ввиду, из-за и проч.
  • Многозначные: в (в среду - время, в шкафу - пространство, в отца - сравнения, в полоску - определения)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего нужны предлоги?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи простых предложений в составе сложных
    • Для выражения эмоций
  2. Можно ли считать, что каждому падежу соответствует один определённый предлог?

  3. Существуют ли в русском языке однозначные предлоги?

  4. Простые - предлоги, состоящие из одного слова. Например: у , к , вблизи , около .

    Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов. Например: в течение , в связи .

    Найдите в выражениях простые и составные предлоги (Рис. 1).

    Рис. 1. Простые и составные предлоги.

    Морфологический разбор предлога включает в себя выделение признаков:

    · производность/ непроизводность

    · разряд по значению

    · неизменяемость

    · не является членом предложения.

    Образец: Я в продолжение всего лишь нескольких минут был охвачен ужасом.

    І. В продолжение - предлог, употребляется с сущ. в Р.п.

    ІІ. Морфологические признаки:

    1) производный, образован от сущ. с предлогом;

    2) выражает временные отношения;

    3) неизменяемое слово.

    ІІІ. Синтаксическая функция - не является членом предложения.

    Домашнее задание

    Упражнения № 303-305 . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

    Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

    1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн (Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой).

    Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

    Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

    Лекции и электронные учебники. Предлог.

    4. Культура письменной речи ().

    Правописание предлогов.

    Литература

    1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

    Тема урока: «Простые и составные предлоги».

    Тип урока: урок объяснения нового материала.

    Класс: 7

    Цели:

      познавательные:

    а) закрепление полученных знаний о предлоге,

    б ) углубление данных знаний (взаимозаменяемость производных и непроизводных предлогов, связь слов в словосочетании и предложении);

    в) знакомство с простыми и составными предлогами,

    г) формирование умения выполнять морфологический разбор предлога.

      развивающие:

    а) развитие аналитических навыков, мышления;

    б) развитие интеллектуально – речевых навыков, внимания.

      воспитательные :

    а) воспитание внимательного отношения к своей речи,

    б) воспитание интереса к русскому языку, потребности в изучении русского языка.

    Оборудование:

      Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., - М.: Просвещение, 2008.

    Литература:

      Современный русский язык/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова –11-е изд. – М.: 2009.

      Универсальный справочник школьника/ Под ред. А.А. Кузнецова и М.В. Рыжакова. – М.: 2007.

      Русский язык: 5 – 11 кл. / Под ред. Г.Ф. Хлебинской. – М.:2008.

      Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др., - М.: Просвещение, 2008.

    План урока:

      Орг. момент (2 мин).

      Повторение изученного материала (5 мин).

      Объяснение нового материала (3 мин).

    3.1.Слово учителя (3 мин).

    3.2.Работа по учебнику (1 мин).

    З.3. Закрепление нового материала (7 мин).

    3.4. Кроссворд «Предлог»(3 мин).

    3.5. Тестирование по теме «Предлог» (5 мин).

    3.6. Отличие самостоятельной части речи и предлога в предложении (5 мин).

    4. Итоги по теме (3 мин).

    5. Домашнее задание (1 мин).

    6. Итоги по уроку (1 мин).

    Ход урока

      Организационный момент

    Тема нашего урока «Простые и составные предлоги». На предыдущем уроке вы познакомились с темой «Предлог как часть речи».

      Повторение изученного материала

      Что называется предлогом?

      Какие отношения выражают предлоги? (Предлоги выражают различные отношения, например: временные (идти в течение дня), причинные (не пойти из-за непогоды), пространственные (остановиться около дома), целевые (лекарство от головной боли) и др.

      Каких видов бывают предлоги? (Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные).

      Что называется непроизводными предлогами? (Непроизводные предлоги – это предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи, например: без, в, до, для, из, к).

      Что называется производными предлогами? (Производные предлоги образуются путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки. Например, предлог благодаря (справились благодаря помощи товарища) – из деепричастия (уходил, благодаря за оказанную помощь).

      С какими падежами употребляются производные и непроизводные предлоги? (Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами, а производные используются обычно с одним каким – либо падежом. Например, предлог благодаря употребляется только с дательным падежом: благодаря мужеству (дат. п.).

      Объяснение нового материала

    III .1. Слово учителя

    к, у, около, вблизи, дня , в счёт будущего года , в связи с морозами.

    III .2. Работа по учебнику – чтение параграфа 51 стр. 141.

    Для закрепления нового материала прочитайте параграф 51 на стр. 141.

    III .3. Закрепление нового материала письменно (выполнение упр. №303).

    Для закрепления полученных знаний о предлоге выполним упражнение №303.

    Спишите словосочетания сначала с простыми предлогами, потом с составными. Предлоги заключите в прямоугольник. Какие из предлогов чаще употребляются в деловой речи?

    303.

    Останется позади дома, крепнет по мере роста, мчится вдоль по шоссе, собираемся по случаю праздника, сделаем наподобие корзинки, ошибаться вследствие невнимательности, собраться по поводу постановления, утеплить ввиду холодов.

    Назовите словосочетания с простыми предлогами. (Останется позади дома, наподобие корзинки, вследствие невнимательности, утеплить ввиду холодов).

    Назовите словосочетания с составными предлогами. (Крепнет по мере роста, мчится вдоль по шоссе, собираемся по случаю праздника).

    III .4. Решение кроссворда

    Выполним кроссворд. Ваша задача: вписать по горизонтали предлоги. Разгадав кроссворд полностью, в вертикальном столбике вы сможете прочитать название части речи (кроссворд оформлен на доске).

      Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого? Чего?).

      Антоним предлога вдоль.

      С иноним предлогов наперекор (чему?), против (чего?), несмотря на (что?).

      Антоним предлога впереди (кого? чего?).

      Антоним предлога до (со значением времени).

      Синоним предлога через (что?), близкий по значению глагольной приставке про- .

      Синоним слов около, кругом.

    П Р И

    П о п е р е к

    В о п р е к и

    П о з а д и

    П о с л е

    С к в о з ь

    В о к р у г

    Ответы: при, попрек, вопреки, позади, после, сквозь, вокруг.

    III .5. Тестирование по теме «Предлог»

    Выполним с вами тест «Предлог», который поможет нам не только закрепить новый материал, но и вспомнить ранее изученный (читают задания по очереди) .

    1.Предлоги, образованные путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, называются…

    Ответ: производные.

    2. К непроизводным относятся предлоги

    Ответ: не образованные из самостоятельных частей речи.

    3. Укажите производные предлоги:

    А) через полчаса

    Б) ввиду недостатка времени

    В) пришел из школы

    Г) цветок перед окном

    Ответ: через, перед.

    4 . Укажите предлог, имеющий значение причины:

    А) накануне

    Б) вокруг

    В) из-за

    Г) под

    Ответ: из – за.

    5. Укажите предлог, имеющий значение цели:

    А) относительно

    Б) в ходе

    В) из-за

    Г) для

    Ответ: для.

    6. Укажите составной предлог:

    А) по

    Б) за

    В) согласно

    Г) в течение

    Ответ: в течение.

    7. Укажите предлог, образованный от деепричастия:

    А) в течение

    Б) наподобие

    В) мимо

    Г) благодаря

    Ответ: благодаря.

    8. Какой предлог употребляется только с дательным падежом?

    1) несмотря на

    2) вокруг

    3) благодаря

    4) вследствие

    Ответ: благодаря.

    9. В каком предложении употребляется составной предлог?

    1)В счет будущей зарплаты

    2) Около нашей школы

    3) Не пришел из-за болезни

    4) Обойти вокруг озера.

    Ответ: 1.

    10. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

    1)кто(то), (юго)западный, (по)другому живём

    2)(в)третьих, (по)русски, (из)редка

    3)(темно)синий, (по)долгу, чем(либо)

    4) (во)вторых, кто(нибудь), как(будто)

    Ответ: 1.

    11. Как пишутся производные предлоги, образованные на основе наречий?

    1) слитно

    2) раздельно

    3) через дефис

    4) в зависимости от контекста

    Ответ: слитно .

    12. Укажите словосочетание с предлогом.

    а) Распустилась под окном в) не было никого.

    б) Саша и Даша г) так как он пришёл

    Ответ: а.

    13. Укажите словосочетания с производным предлогом.

    а) рос над водой в) демобилизация вследствие ранения.

    б) лежал под столом г) написал на доске

    Ответ: в.

    14. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.

    а) Из(за) в) из(под)

    б) (в)течение г) (на)встречу

    Ответ: а, в.

    15. Составьте из данных пар слов словосочетания, употребив предлоги.

    а) Жить, страна в) положить, полка

    б) гулять, парк г) подарок, мама

    Ответ: жить в стране, гулять по парку, положить на полку, подарок для мамы.

    16. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

    а) Все спрашивали о результатах матча

    б) Вчера я ходил до друга

    в) Из школы Ваня пришел сегодня рано

    г) Я пошла домой

    Ответ: б.

    17. Определите синонимичные предлоги : возле, после, позади, около, ради, за, внутри, из-за потом, для, несмотря на, в.

    Ответ: возле – около; позади – за; ради – для; внутри – в; потом – после; несмотря на – из – за.

    Как отличить производный предлог от другой части речи? (к предлогу нельзя поставить вопрос; у предлога нет самостоятельной роли; к предлогу можно подобрать синоним ) .

    III .6. «Отличие самостоятельной части речи и предлога в предложении»

    Для развития интеллектуально – речевого навыка разграничивать самостоятельную часть речи и служебную, выполним следующее задание. На столах у вас лежат бланки с предложениями. Читаем и комментируем, в каком предложении выделенное слово является предлогом, а в каком самостоятельной частью речи.

      Ехать навстречу (предлог из наречия) товарищу.

      Машина ехала навстречу (нареч.).

      Ехать на встречу (сущ.) с товарищем.

      Ввиду (= по причине) болезни друга я не пошёл не рыбалку.

      Собираясь на рыбалку, нужно иметь в виду (сущ.) погодные условия.

      Вследствие (= по причине) печальных обстоятельств поездка была отменена.

      Он вмешался в следствие (сущ.) по делу Иванова.

      Его пальто вроде (= подобно) моего.

      В роде (сущ.) своем он был старейшим.

      Высилась скала наподобие (= подобно) стены.

      Он смотрел на подобие (сущ.) человека, появившееся внезапно.

      Поговорить насчёт (= О) экзаменов.

      Положить деньги на счёт (сущ.) в банке.

      Иди вместо (предл.) меня.

      Надо отправиться в место (сущ.) назначения.

      Несмотря на (предл.) усталость отряд шел быстро.

      Он шёл не смотря (дееприч.) по сторонам.

      Итоги по теме

    Итак, что называется предлогом? (Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении).

    Какие по составу бывают предлоги? (Предлоги бывают двух видов – простые и составные. Предлоги, состоящие из одного слова, - простые, например: к, у, около, вблизи, а состоящие из двух (реже трёх) слов – составные, например: в течение дня , в счёт будущего года , в связи с морозами.)

      Домашнее задание

    Объяснение домашнего задания.

    Запишите домашнее задание: параграф 51, упр. №304.

      Итоги по уроку