» » Цитаты и высказывания святых отцов. Краткие высказывания святых отцов.В картинках Мудрые высказывания святых отцов о жизни

Цитаты и высказывания святых отцов. Краткие высказывания святых отцов.В картинках Мудрые высказывания святых отцов о жизни

Православныя веры светильницы,
монашества непоколебимии столпи,
земли Российския утешителие,
преподобные старцы Оптинстии,
любовь Христову стяжавши и душу
свою за чада полагавшии…

  • Если кому когда милование какое-нибудь сделаете – за то помилованы будете.

:
  • Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
  • Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу.
  • Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией, без которой ничтоже с нами бысть, еже бысть. И если бы муж ваш действительно был не хорош, то спросите себя по совести пред Богом: «Да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией, будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали.

:
  • Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость, который доволен заменить и прочие.
  • Но никак не дерзать обвинять оскорбляющего нас, хотя бы казалось быть и неправильным оскорбление, а считать его орудием Промысла Божия, посланного нам показать наше устроение.
  • И никто не может нас ни оскорбить, ни досадить, если не попустит Господь быть сему к нашей пользе, или к наказанию, или к испытанию и исправлению.
  • Ежели ты свое собственное сердце умиротворишь к гневающемуся на тебя, то и его сердцу Господь возвестит примириться с тобою.
  • Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия.

:
  • Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви.
  • Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем.
  • Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
  • Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией.
  • Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление.
  • Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

:
  • Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью – она исправляется кротостью.
  • А нам полезно, когда нас толкают. То дерево, которое ветер больше качает, больше корнями укрепляется, а которое в тишине, то так сразу и валится.
  • Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении.
  • Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.
  • Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь да будешь скорбеть, то что толку? – лучше держись середины.
  • Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
  • Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от нее живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
  • Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.

:
  • Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога – хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся.
  • Всё терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение.
  • Сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть.
  • Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть – и составляется так помалу путь спасения.
  • Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим.
  • Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят.
  • Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

:
  • Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать храм Божий.
  • Каждую душу ставит Господь в такое положение, окружает такой обстановкой, которая наиболее способствует ее преуспеянию.
  • Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу, лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случайного в жизни, всё творится по воле Создателя.
  • Нужно помнить, что Господь всех любит и обо всех печется, но если, и по человечески рассуждая, опасно дать нищему миллион, чтобы не погубить его, а 100 рублей легче могут поставить его на ноги, то тем более Всеведущий Господь лучше знает, кому что на пользу.
  • Самое трудное – молитва. Всякая добродетель от прохождения обращается в навык, а в молитве нужно понуждение до самой смерти. Ей противится наш ветхий человек, и враг особенно восстает на молящегося.
  • Мне приходится слышать жалобы на то, что мы переживаем теперь трудные времена, что теперь дана полная свобода всяким еретическим и безбожным учениям, что Церковь со всех сторон подвергается нападкам врагов и страшно за нее становится, что одолеют ее эти мутные волны неверия и ересей. Я всегда отвечаю: «Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – гибель».

:
  • Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Службам надо учиться! Скучен, потому что не заботятся о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма – не был бы он скучен.
  • Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!
  • Главное – остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего».
  • Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы, – каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково.

:
  • Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.
  • Не следует добиваться человеческой правды. Ищи только правды Божией.
  • Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его, впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать тем же недостатком.
  • Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит всё.

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Мы собрали драгоценную коллекцию цитат и высказываний святых отцов Православной Церкви, которые будут полезны любому христианину. Надеемся, и вы найдете в этой духовной сокровищнице что-то полезное для себя.

  • Святые отцы о семье и браке
  • Святые отцы о детях
  • Святые отцы о любви

Высказывания святых отцов о семье

О венчании: «Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему». Святитель Григорий Богослов

О союзе с иноверцами: « Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» Святитель Амвросий Медиоланский

О семейной жизни: «Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила». Святитель Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности». Святитель Григорий Богослов

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Святитель Григорий Богослов

«Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,– созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу». Святитель Григорий Богослов

Об обязанностях мужа: «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами». Святитель Иоанн Златоуст

Об обязанностях супругов: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Святитель Иоанн Златоуст

«Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее) делает супругов любящими, сколько целомудрие (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга». Святитель Иоанн Златоуст

Женам: «Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей». Святитель Иоанн Златоуст

Высказывания святых отцов о детях

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Святитель Василий Великий

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Святитель Иоанн Златоуст

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми». Святитель Тихон Задонский

Свт. Иоанн Златоуст

«Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». Святитель Иоанн Златоуст

«Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием». Святитель Иоанн Златоуст

«Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним». Святитель Иоанн Златоуст

«Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми». Святитель Иоанн Златоус т

Высказывания святых отцов о любви

«Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Святитель Василий Великий

«Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Святитель Иоанн Златоуст

«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения… Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога». Иоанн Кассиан Римлянин

«Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Святитель Тихон Задонский

«Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил». Преподобный Ефрем Сирин

«Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния».

«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога». Преподобный Ефрем Сирин

«Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь». Преподобный Макарий Египетский

«Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь»».Авва Агафон

Что есть любовь?

Священное Писание свидетельствует:

«Бог есть любовь » (1Ин. 4,16).

Святитель Григорий Богослов (память (25.1/7.2/.389):

«Мы чтим любовь. Ибо, по изречению Святого Духа, Бог наш есть любовь (1Ин. 4,8) , и наименование это благоугоднее Богу всякого другого имени ».

(Святитель Григорий Богослов «Творения» т.1, М., 2010, с.286).

Преподобный Симеон Новый Богослов (12/25/.3.1021):

«Любовь есть не имя, но божественная сущность , сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская».

(Преподобный Симеон Новый Богослов «Творения» т.3 «Божественные гимны» изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1993, с.220).

(20.12/2.1/.117)

«Послание к Траллийцам»: «… Утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа ».

(«Писания мужей апостольских. В русском переводе со введениями и примечаниями к ним прот. П. Преображенского» Киев 2001, с.288).

Епископ Антоний (Храповицкий) , позже митрополит, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей †28.7.1936):

«Веровать во Христа значит веровать в «любовь », чрез Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею».

/Еп. Антоний (Храповицкий) «Собрание сочинений» т.2, с.103/ (Цитата по книге: С.М. Зарин «Аскетизм по православно-христианскому учению» М., 1996, с.364).

Немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков, Майстер Экхарт (ок.1260-ок.1328):

«Сегодня читается Послание, в коем св. Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин. 4,16 ). Однако я говорю: «Бог-любовь , и кто в любви, тот в Боге, и Он в нём». Говоря «Бог-любовь», я имею в виду одно целое . Ибо подумайте, если говорят «Бог есть любовь», то может возникнуть вопрос, какая любовь, ведь существует не одна любовь, и тем самым можно отвернуться от единого целого. Но дабы сохранить перед собой это целое, я говорю: «Бог-любовь ».

Бог улавливает Своей любовью все творения, дабы пробудить в них желание любить Его. Если меня спросят, что есть Бог, то я отвечу: Бог есть благо, как таковое Он преследует Своей любовью все творения, и только для того, чтобы направлять их любовь обратно к Себе; какое же счастье дарует Бог; будучи Сам целью их стремлений».

(Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения» СПб., 2008, с.201).

Спаситель :

В ответ на вопрос фарисея:

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждаются весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).

Апостол Павел:

«Более же всего облекитесь в любовь , которая есть совокупность совершенства » (Кол. 3,14).

Преподобный Максим Исповедник (21.1/3.2/.662):

«Или, сказать кратко, любовь есть свершение всяческих благ ; будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей она ведёт и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага.

«…» Собственно говоря, только она одна представляет человека сущим по образу Творца…».

(«Творения преподобного Максима Исповедника книга 1 «Богословские и аскетические трактаты» 1993, с.147) .

Преподобный Иоанн Лествичник (30.3/12.4/.649):

«Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь утверждение Ангелов, вечное преуспеяние».

(«Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА» Jord а nville , N . Y ., 1963, с.250).

Преподобный авва Фелассий (†660):

«ОДНА ЛЮБОВЬ сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслии ».

(«Добротолюбие» т.3, М., 1998, с.313).

Спаситель:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » (Ин. 13,34-35) .

Епископ Кавказский (30.4. /13.5/1867):

«Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего , а во Христе – Бог (Мф. 10,34,35,36 )».

I , М., 1993, с.121) .

Преподобный Силуан Афонский (11.9/24/.1938):

«Блаженна душа, любящая брата своего, ибо БРАТ НАШ ЕСТЬ НАША ЖИЗНЬ /так выделено в цитируемом источнике – составитель /. Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живёт Дух Господень, и даёт ей мир и радость, и она плачет за весь мир».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.335).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (20.12.1908/2.1.1909):

«Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами! Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш – Бог любви; Царство Его – Царство любви; из любви к нам Он не пощадил Сына Своего Единородного и на смерть отдал Его за нас (Ср. Рим. 8,32) . И ты – выражай везде любовь, дома – на домашних (они запечатлены в крещении и миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобой в церкви Вечери любви). В церкви – везде символы любви (Кресты, крестное знамение, святые угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощённая Любовь. На небе и на земле – везде любовь. Она безпредельна как безпределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Ещё ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная».

(Св. прав. Иоанн Кронштадтский «Творения. Дневник. т.2, 1859-1860, М., 2003, с.215).

Апостол Иоанн Богослов :

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь , потому что любим братьев ; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего , есть ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1Ин. 3,14,15) .

Преподобный Ефрем Сирин (28.1/10.2/.373-379):

«Злополучен и жалок, кто далёк от любви. Он проводит дни свои в сонном бреду. И кто не станет плакать о том человеке, который далёк от Бога, лишён света и живёт во тьме? Ибо сказываю вам, братия: в ком нет любви Христовой , ТОТ ВРАГ ХРИСТУ . «…» В ком нет любви, тот ослеплён умом, тот друг диаволу …».

(Святой Ефрем Сирин «Творения» т.1, М., 1993, с.7).

Преподобный Силуан Афонский :

«Дух Святый есть любовь; и любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святый на земле, в душах любящих Бога. «…»

Но хотя я и любил молиться, однако грехов не избежал. Но Господь же не помянул моих грехов и дал мне любить людей, и желает душа моя, чтобы ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ спаслась и была в Царстве Небесном, и видела славу Господню, и наслаждалась любовью Божиею ».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.252) .

О любви к врагам

Спаситель:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ , благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ; да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5,43-45) ;

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ , и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6,31-36).

Богочеловек Иисус Христос не только от Своих последователей требует любви к врагам, но и Сам являет её.

На Кресте:

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

Иисус же говорил: Отче! прости им , ибо не знают, что делают. И делилиодежды Его, бросая жребий.

И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники…» (Лк. 23,33-35) .

Преподобный Авва Исаия (†IY в.) в своём «Седьмом слове» обращает внимание на то, что на тайной вечери Господь Иисус Христос

«как умыл ноги прочих учеников, так умыл ноги и Иуды , не делая различия».

(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jord а nyille , N. Y ., с.238) .

А схиигумен Иоанн (Алексеев; †1958) добавляет:

«После торжественного шествия в Иерусалим Господь на Тайной вечере установил таинство святого причащения, и Иуда был причащён Тела и Крови Спасителя Господа нашего Иисуса Христа».

(Схи-игумен Иоанн «Письма Валаамского старца» М., 1992, с.83).

Святитель Иоанн Златоуст (14/27/.9.407):

«Недовольно для спасения нашего молиться, если при том не будем молиться по тем законам, которые положил для сего Христос. Какие же Он положил законы? Молиться за врагов , хотя бы они много нас опечалили. И если не будем этого исполнять, то погибли мы , как видно из того, что было с фарисеем…».

(Цитата по книге: «Святые Отцы о молитве и трезвение» М., 1992, с.79).

Иеромонах Киево-Печерской Лавры Владимир (Мусатов) :

«Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот когда станет пред Ним и прострёт к Нему руки свои, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей , должен от всего сердца молиться о врагах своих . За сие доброе дело Бог услышит его, если предмет молитвы угоден Ему».

(«Вопросы келейного ученика с ответами на них старца о разных предметах душеспасительных» репринт издания 1855г., М., 1996, с.67).

Священномученик Игнатий Богоносец «Послание к Смирнянам»:

«Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе , которых вам не только не должно принимать к себе, но, если возможно, и не встречаться с ними , а только молиться за них – не раскаются ли они как-нибудь».

(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.135).

Священномученик Поликарп Смирнский (23.2/8.3/.156) «Послание к Филиппийцам»:

«Молитесь так же за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста , чтобы плод вашей веры был явен для всех, а сами вы были совершенны».

(«Ранние Отцы Церкви. Антология: мужи апостольские и апологеты» Брюссель, 1988, с.156) .

Святитель Симеон Фессалоникийский († сентябрь 1429) в «Послании христианам, живущим в мусульманском окружении» пишет:

«Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая за Христа, и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит Апостол: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9) . Нечестивых же жалейте , ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против нас, ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих .

И всякий раз, когда вас они поносят, насмехаясь как могут над нами и всеми кто на земле, больше жалейте их и с дерзновением во Христе отвечайте, что мы больше радуемся о том, и веруем, что мы – рабы Божии, потому что мы гонимы в этом мире, потому что ненавидимы язычниками и страдаем за Христа , – ибо этому Он Сам нас научил, говоря что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мк. 13,13) ».

(Журнал «Альфа и омега» 2004, №3(41), с.122-123).

Преподобный Силуан Афонский :

«Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святаго.

Дух Святый учит любить врагов так, что будет жалеть их душа как родных детей.

Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому что не научились любви Божией от Духа Святаго , ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир .

Ты говоришь, что он злодей и пусть горит в адском огне. Но спрошу тебя: если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?

Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно . Там нужны смирение и любовь Христова, которой ВСЕХ ЖАЛКО. /Подобным образом выделено в цитируемом источнике – составитель /. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией ».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.256) .

(†370):

«Три есть добродетели, которые всегда свет подают уму: не видение лукавства ни в каком человеке, благотворение злотворящим тебе и перенесение всего находящего без смущения».

(«Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.236).

Протоиерей Валериан Кречетов воспоминает о :

«Отец Тихон (Шевкунов) спросил его, чего нужно опасаться более всего, что самое страшное для нас, а батюшка ответил: «Нелюбви ». – «И в Церкви?» – «И в Церкви». «А что посоветуете?» – «Любвеобильности ко всему ».

Святитель Василий Кинешемский (31.7/13/.8.1945):

«Заповедь о любви, остаётся всегда обязательной ко всем разномыслящим без исключения , как бы далеко не ушли они от Христовой истины ».

(Святитель Василий епископ Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка» М., 1996, с.321) .

Преподобный Антоний Великий (17/30/.1.356):

«Забывших добрую и богоугодную жизнь и мудрствующих не по правым и боголюбивым догматам не должно ненавидеть, а более ЖАЛЕТЬ , как оскудевших рассуждением и слепотствующих сердцем и разумом: ибо, принимая зло за добро, они гибнут от неведения».

(«Добротолюбие» т.1, 1963, Jord а nville , N. Y ., с.58) .

Настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (†1947):

«…часто слова, ум и сердце идут разными дорогами и гармония нарушается.

И эту гармонию нужно прежде всего восстановить в самом себе. В противном случае, защищая даже дело истины, трудно будет хранить миролюбивые чувства к враждующим противникам , а без сего – всё не в прок , и внутренняя гармония нарушается и расстраивается.

К ещё большому возмущению приводят душу мысли, что в её расстройстве виновны люди, а не она сама , помрачённая своей. внутренней неурядицей. Ведь люди, даже если они заблуждении, то достойны сожаления, а не презрения и ненависти . Мысли о виновности других людей какой бунт производят в душевной храмине. И наоборот мысли о сожалении и сострадании к ним, хотя бы и заблудшим, какой мир в душе водворяют. Это, полагаю, испытал всякий блюдущий душу свою».

(Журнал «Альфа и омега» 2009, № 1(54), с.277) .

В «Литургии галльской и испано-готфской» читаем о любви Божией:

«…и так как от Тебя всё произошло, то Ты находишься во всём; ибо Ты так высок, что обладаешь горьним, так доступен, что не оставляешь земного, и так любвеобилен , что не лишаешь присутствия Своего и преисподнюю ».

(«Собрание древних литургий Восточных и Западных» Выпуск 4 и 5; репринт с 1877г. изд. Свято-Владимирского Братства, 1999, с.82).

Преподобный Силуан Афонский:

«Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5,44) . Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?

Когда Господь шёл в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришёл погубить, но спасти» (Лк. 9,54-56) . Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается и тогда спасёмся милосердием Божиим».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.341).

Преподобный Исаак Сирин :

«И что есть сердце милующее? …Возгорение сердца у человека о всём творении, о человекаях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них, очи у человека источают слёзы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого сострадания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред /Сирийский вариант: «о причиняющих ей (т.е. истине) вред », «о наносящих ей ущерб» (Цитата по книге: Иеромонах Илларион (Алфеев) «Мир Исаака Сирина» М., 1998, с.47)/, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а так же и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу ».

(«Творения иже во святых отца нашего Исаака Сириянина подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии Слова подвижнические» изд. 3, Сергиев Посад, 1911, с.299).

Преподобный Силуан Афонский :

«Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда жалко даже и бесов , что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.340).

Г-н Дроситис Панатиотис , почётный председатель Апелляционного суда, свидетельствует:

«Любовь Старца была непревзойдённой. Она распространялась на всех людей, на всё творение, даже на бесов . Я видел, как у себя в каливе он принимал неизвестного ему человека, исповедующего иную религию. Он обнимал его с таким теплом и сердечностью, словно это был его любимый брат. Из собственных уст Старца я слышал, что, когда он со слезами молился о том жалком состоянии, в котором находится диавол , тот явился ему и начал его высмеивать. Я видел как он с нежностью и любовью заботился даже о растениях, о муравьях, о пресмыкающихся и о других представителях животного царства».

(Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.530-531).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) , епископ Кавказский:

«Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада , и там я должен почитать его .

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада .

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

(Свт. Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты» т. I , М., 1993, с.125-126).

Геронтисса Гавриилия:

«Не можешь быть христианином и не любить одинаково всех. И православных и инославных. И нашей веры, и иной веры, и иноплеменников . Мы не виноваты за то, где рождаемся».

(Монахиня Гавриилия «Подвиг Любви – Геронтисса Гавриилия 2.10.1897-28.3.1992» изд. Свято-Покровская монашеская община, 2000, с.223) .

Преподобный Силуан Афонский:

«Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведят бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, что бы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то, значит, нет в тебе благодати Святого Духа , но живёт в тебе злой дух, и покамест ты жив ещё, старайся покаянием освободиться от него».

(«Старец Силуан. Жизнь и поучения» М. – Ново-Казачье – Минск, 1991, с.319).

Протоиерей Валериан Кречетов вспоминает о протоиерее Николае (Гурьянове) :

«Батюшка всячески предостерегал от проявлений нелюбви. Когда я рассказывал о перенесении мощей святителя Афанасия Сахарова, о том, как мощи несли по тому пути, по которому владыку водили на допрос в монастырь, то сказал, что теперь святитель Афанасий со славою воцарился и пребывает там, в монастыре, а те, кто его мучили, – в аду. Батюшка заметил мне, что не надо было так говорить».

(«Воспоминания о старце Николае Гурьянове» М., 2003, с.22).

Преподобный авва Исаия Нитрийский (†370):

«Горе нам , что, тогда как отступление держится так много лет и очень многие оставили православную веру , мы ни слезы не проливаем, ни сердцем не болезнуем, ни от страстей своих не воздерживаемся, но прилагаем грехи ко грехам, чтоб и за злые дела свои, и за неверие, зараз получить горькое вечное мучение в геенне!»

(«Добротолюбие» т.1, Нью-Йорк, 1963, с.326).

Житие преподобного Паисия Великого (19.6/2.7/.†Yв):

«… После того, как святой довольно долгое время, так молился и непрестанно умилостивлял щедроты Божии, его мольбами преклонено было милосердие Божие; ибо Спаситель не презирает молитв любящих Его. К святому старцу явился Сам Господь, и Знающий всё спросил его:

– «О ком ты вопиешь ко Мне день и ночь? не об том ли отвергшемся от Меня и теперь перешедшему ко врагам – окаянном муже, который некогда был иноком, а теперь стал евреем ? не об этом ли человеке ты молишься, угодник Мой Паисий?»

Старец на это сказал Господу:

– «О нём я молю Твою благость, человеколюбивый Владыко. Взирая на Твои щедроты, призывающие всех ко спасению и не хотящие смерти грешного, но ожидающие его обращения, – я ради этих щедрот Твоих, дерзнул молить о нём благоутробие Твое: призови, добрый Пастырь, заблудшее овча, призови снова в Твою ограду и будь милостив к нему».

На сию молитву Господь сказал ему:

– «О, угодник Мой! благочестие твоё велико: ибо ты, подражая Моей любви, заботишься о спасении грешных ; посему, не скорби: просимое дастся тебе».

(«Жития Святых святителя Димитрия Ростовского. Июнь» изд. Введенской Оптиной пустыни, 1992, с.442-443).

Преподобный Макарий Великий (19/1.2/.1.390-391).

«В Древнем патерике говорится: «Рассказывали об авве Макарии Великом: однажды, проходя пустынею, нашёл он череп мертвеца, валявшийся на земле. Старец, ударив череп пальмовою палкою, сказал ему: кто ты такой? – отвечай мне. Череп отвечал: я был главным жрецом язычников, живших на этом месте; и когда ты, авва Макарий – духоносец, милосердуя к страждущим в мучениях, помолишься о них , тогда они чувствуют некоторую отраду».

(«Древний патерик, изложенный по главам» М., 1991, с.34-35).

Старец Паисий Святогорец (†12.7.1994):

«Вопрос о том, куда поместит меня Бог после моей кончины, меня не занимает. Самого себя я отбросил в сторону. Я делаю добро не для того, чтобы попасть в Рай .

Для меня предпочтительнее, чтобы хоть немного вкусили Рая те несчастные, которые живут вдали от Бога. Ведь мы, по крайней мере, попробовали, что такое райская радость, тогда как они уже в этой жизни живут в адской муке».

Приведя это высказывание Старца, его жизнеописатель пишет: «Старец просил Бога, чтобы Он освободил одну душу, мучавшуюся в адских мучениях , а его самого послал бы на его место. «Молил бых ся бо сам аз отлучён бытии от Христа по братии моей» /«я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9,3) / – писал святой апостол Павел. Насколько же близко было расположение Старца Паисия к этим апостольским словам».

(Иеромонах Исаак «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом Святая Гора, М., 2006, с.537) .


Иеромонах Дионисий (Игнат):

«Старец отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет - на Святой горе Афон, из них 67 лет - в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира».

«Будем иметь любовь к ближнему, но не любовь лицемерную, то есть когда я выбираю: этот, дескать, лукав, тот еще невесть какой. Я должен любить всех, как самого себя, ибо так повелевает мне Церковь. В этом истина и Православие. То есть чтобы мы любили всех: и турок, и арабов, и людей других религий и народов.

Но Бог не повелевает мне менять свою веру по их вере или наши обычаи в угоду их страстям. Нас не интересует, что будет делать с ними Бог. Всё вокруг – Его творение, и Он будет судить каждого судом, непостижимым для нашего разума»

Для тех, кто это понимает и принимает

Мудрые фразы святых отцов

«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».
Преподобный Серафим Вырицкий

«Счастье - это то, к чему нечего добавить».
Монах Симеон Афонский

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
Патриарх Сербский Павел

«Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего».
Игумен Никон (Воробьев)

«Любовь - это когда вы можете молча рядом быть вместе и вам не нужно говорить, чтобы общаться».
Митрополит Антоний Сурожский

«Не ищи ничего вне души - все в ней. Ищи счастье в собственном твоем сердце: если его там нет, то нигде не найдешь».
Святитель Филарет (Дроздов)

«Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».
Прeподобный Алексий Зосимовский

«Чем дольше человек сидит без дела, тем больше расслабляется, а чем больше работает, тем сильнее становится. Помимо того что работой он отгоняет от себя печаль, ещё и помогает себе духовно».
Старец Паисий Святогорец

«Есть такое великое искусство - умение мириться. Но есть искусство и выше этого - способность не ссориться».
Священник Анатолий Гармаев

«Жизнь - драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим ее, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда, будто бы, должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах».
Священник Александр Ельчанинов

«Одна из характеристик мудрого человека - умение прощать. Мы все несовершенны, и мудрый человек это понимает. А пока человек этого не поймет, у него вся жизнь будет проходить в выяснениях отношений. Надо научиться прощать!»
Профессор, кандидат психологических наук, монахиня Нина Крыгина

«Признак человека, обретшего Бога, - исходящие из него тишина и покой».
Монах Симеон Афонский

«Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается».
Старец Николай Гурьянов

«Случайностей нет в жизни, но каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл, ведет к познанию воли Божией».
Игумения Арсения

«Так дано много! Так легка трата: возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим - ложку. Так уж Всевышний создал: мы - люди не когда дышим, а пока - любим…»
Протоиерей Андрей Логвинов

«Если кто-то раздражён - лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненного, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану».
Старец Паисий Святогорец

«Секрет счастья - это внимание друг к другу. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб.»
Императрица Александра Федоровна Романова

«Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.»
Преподобный Ефрем Сирин

«Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов».
Авва Исарий

«Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости - что угодно можно совершить».
Преподобный Серафим Саровский

«Усталость бывает разной - плохой и хорошей. Плохая - когда понимаешь, что ты вымотан суетой, вымотан делами, которые твоей душе постылы, которые, возможно, и полезны с точки зрения материальной, но сердцу не дают ничего. А хорошая - когда есть уверенность, что все делаемое ради Бога и ради ближнего делается, когда, может и сил никаких в теле не осталось, а на душе мир и покой. Мир с Богом и покой от этого мира.»
Игумен Нектарий (Морозов)

«Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще».

«Если что-то вышло не по твоей воле - радуйся: значит вышло по воле Божией!»
Протоиерей Вячеслав Резников

«Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно».
Преподобный Силуан Афонский

«Найди в ближнем хотя бы одну добрую черту, качество, которого у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его. На остальное не обращай особенного внимания».
Старец эгинский Иероним

«Любите друг друга, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир.»
Игумен Никон (Воробьев)

«Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.»
Преподобный Амвросий Оптинский

«Господи! Дай мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя Всеблагого!»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки».
Старец Паисий Святогорец

«Людям невозможно дать чужие крылья - они должны вырастить их сами»
Монах Симеон Афонский

Не проси земного


Нужно за всё говорить: «Слава Богу!» Мы недостойны получать и то, что нам Господь посылает
(иеросхимонах Аристоклий,
подворье Афонского монастыря в Москве)


Как спастись? Некоторые отвечают, что надо молиться Богу. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасёт его. Единственная цель нашей жизни в том, чтобы искоренить страсти и заменить их добродетелями. Нам присущи все страсти, но одни в большей степени, а другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против неё вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно - задушат. Победив одну страсть, надо переходить к искоренению другой и так далее
(преподобный Варсонофий, Оптина пустынь)

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, но покаяние его неизвестно. Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмём правила для себя: осуждающим не верить, никогда не говорить худо об отсутствующих. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чём кого осудишь - в том и сам побудешь», «Знай себя - и будет с тебя»
(старец Симеон, Псково-Печерский монастырь)

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь так: «Предаю, Господи, себя, детей своих, родных и ближних в Твою святую волю». Особенно сильны молитвы близких, матери, друга - они имеют великую силу
(преподобный Серафим Вырецкий, был духовником Александро-Невской Лавры)

Спасение даётся только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу. А то думают - умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается, земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот всё терпит
(преподобный Феодосий Кавказский)

Не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя). Здесь мы странники, пришельцы, а у странников нет покоя в чужой стране. Они шаг за шагом идут вперёд, чтобы скорее достичь родного отечества - дома Божия, Царствия Небесного. Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти. Никто и не может взять с собою ничего, приобретённого ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера и добрые дела идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет - ни друзья, ни родные
(преподобный старец Севастиан Карагандийский)