» » Дошкольникам о профессиях – кондитер: развивающие игры и задания для детей. Занятие по профориентации «Профессия - пекарь Программные задачи занятия

Дошкольникам о профессиях – кондитер: развивающие игры и задания для детей. Занятие по профориентации «Профессия - пекарь Программные задачи занятия

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе "Спор повара и пекаря, чья профессия важнее"

Шаманская Наталья Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» №110 г. Братск.
Предлагаю вам конспект интегрированной деятельности для детей старшей группы по теме «Спор повара и пекаря, чья профессия важнее». Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп.
Конспект данной деятельности направлен на формирование у детей представлений о труде профессий повара и пекаря, развитию навыков сотрудничества и инициативы, воспитанию уважения к труду людей разных профессий.
Интеграция образовательных областей: « Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями повара и пекаря.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать представления детей о профессиях повара и пекаря, их профессиональных действиях, предметах-помощниках необходимых для труда, спецодежде, месте работы, продуктах необходимых для приготовления различных блюд и выпечки, значимости профессии.
Уточнить представления о сходствах и отличиях профессий повара и пекаря.
Развивающие: Упражнять в умении раскатывать прямыми движениями удлинённый цилиндр, соответствующей длины и толщины.
Совершенствовать умения детей скручивать цилиндр по спирали, в перекрёстном соединении концов по центру, плетении.
Развивать умения детей лепить кондитерское изделие в соответствии с предложенной схемой.
Способствовать становлению познавательного общения между детьми, развитию инициативы, навыков сотрудничества, умению договариваться, действовать сообща.
Воспитательные: Воспитывать интерес, уважение и чувство признательности к труду людей различных профессий.
Активизация словаря: Половник, дуршлаг, хлебобулочные изделия, хлебозавод.
Предварительная работа: «Экскурсия на кухню детского сада», «Экскурсия в хлебобулочный отдел магазина», просмотр видеоролика «Ну очень вкусная сказка» (история хлебопечения), экспериментирование с мукой и тестом.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, различных продуктов: яйца, сахар, молоко, курица и др.
Карточки с изображением электробытовой техники и кухонной утвари: скалка, тёрка, нож, разделочная доска, противень, половник, дуршлаг, сито и др.
Микрофон, «волшебная палочка», солёное тесто, различные виды стек, коктейльные трубочки, штампы, печатки для декорирования изделий из теста.
Телевизор или ноутбук, видеоролик «Хлебопекарное производство», фотографии людей профессий повара и пекаря в бумажном и электронном варианте.
Методические приёмы: приёмы социоигровой технологии - работа детей в компаниях.
Ход деятельности:
Привлекаю внимание детей к большому почтовому конверту.
-Сегодня в детский сад приходил почтальон и принёс нам письмо.
-Откроем?
-Посмотрите, здесь две фотографии, как вы думаете, люди каких профессий изображены на них.

Почему вы считаете, что это повар и пекарь?
(они одеты в белые халаты и колпаки, повар готовит разные блюда, пекарь печёт хлеб)
-А где же трудится повар, пекарь?
(в кафе, ресторане, столовой, детском саду; в пекарне, на хлебозаводе)
-Посмотрите, а здесь ещё и письмо. Читаю:
Поспорили повар и пекарь
Кто главнее на свете?
Чей труд нужнее?
Чья профессия важнее?
Повар в белом колпаке
С поварешкою в руке
Он готовит нам обед
Кашу, щи и винегрет
Ну а булочки и плюшки
Вафли, калачи, ватрушки
Хлеб румяный каждый день
Пекарю нам печь не лень
Спор ребята рассудите
Кто нужней из нас решите!
-А как вы думаете, чья же профессия нужнее?
-Да, вижу у вас разные мнения, одни считают, что повар, другие, что пекарь.
-Действительно, очень сложно рассудить.
-А хотите поработать сегодня поварами и пекарями, может это поможет нам понять, чей же труд нужнее.
-И сейчас я предлагаю вспомнить, какие же блюда готовит повар, и какие изделия выпекает пекарь. Поиграем в игру «Кто, что готовит».
Если вы услышите блюдо, которое готовит повар, хлопните, а если услышите название того, что печёт пекарь – топните.
Перечисляю различные блюда и виды выпечки: манная каша, кисель, крендель, ватрушка, борщ, батон, котлеты, хлеб, компот, баранки, пряники, чай, омлет, кексы, запеканки, лаваш, жаркое, печенье, салаты.
-Посмотрите, сколько разных блюд готовит повар, и какое разнообразие изделий выпекает пекарь.
-А как вы думаете, какими качествами должны обладать повар и пекарь, чтобы хорошо выполнять свою работу? (быть внимательными, аккуратными, быстрыми, ловкими).
-Что же произойдет, если повар будет не внимательным?
Проводится физкультминутка «Кастрюля»
Я кастрюля, я пыхчу
И на повара ворчу (дети приседают, ритмично произнося текст)
Пых, пых, пых, пых
Пых, пых, пых, пых
Сейчас каша пригорит
Дно моё уже горит! (Попеременно поднимают ноги)
Повар, повар, не зевай! (Грозят указательным пальцем)
И с плиты меня снимай! (Прыжок вперёд)
Вдохнуть глубоко, и выдохнуть – Пых!
-Да, чтобы приготовить вкусное блюдо, надо быть очень внимательным.
-Люди разных профессий используют в своей работе разные инструменты.
-И сейчас мы поиграем в игру «Кому, что нужно для работы?» и вспомним, какие предметы-помощники используют повар и пекарь.
Предлагаю детям объединиться в две компании, рассчитываясь с помощью слов: повар, пекарь. Компании поваров предлагаю найти карточки с изображением предметов - помощников для труда повара, а пекарям - для труда пекарей. Дети в компаниях подбирают разложенные в разных местах группы картинки и выставляют их на мольберты. Затем компании проверяют правильность выполнения заданий друг у друга.
-Обе компании замечательно справились с заданиями, посмотрите, есть ли одинаковые предметы-помощники, которые используют и повар и пекарь.
-А теперь поиграем в игру: «Кто больше назовёт трудовых действий повара или пекаря». Компания поваров назовёт действия повара, а компания пекарей, действия пекаря.
Дети обсуждают в компаниях, а затем, поочерёдно передавая друг другу «волшебную палочку» компании называют трудовые действия заданных профессий. Повар – режет, чистит, трёт, жарит, варит, солит, перемешивает, сыпет. Пекарь - просеивает, замешивает, взбивает, смазывает, лепит, переворачивает, раскатывает, печёт, украшает.
-Посмотрите, сколько разнообразных действий выполняют повар и пекарь в процессе своей работы.
-А как вы думаете, эти профессии похожи?
Проводится игра «Назови сходства и отличия».
-Сейчас мы с вами играем, а на кухне кипит работа. Чем сейчас занимаются наши повара?
- А хотите им помочь приготовить обед?
А у нас сегодня в группе - интересная игра
Все девчонки – поварихи, а мальчишки - повара!
Дети объединяются в компании по гендерной принадлежности.
-Посовещайтесь, и выберете посыльных, которым я на ушко скажу какое блюдо, вы будете готовить (предлагаю девочкам сварить борщ, а мальчикам компот).
Посмотрите, на столах разложены различные продукты, вам нужно подобрать те, которые необходимы для приготовления вашего блюда.
Дети в компаниях обсуждают, и совместно подбирают необходимый набор продуктов. Затем повара и поварихи проверяют содержание кастрюль друг у друга, и отгадывают название заданного блюда.
-Что же должны приготовить наши повара? (компот)
- А поварихи? (борщ)
-Как вы думаете, что приготовить сложнее, борщ или компот? Почему? (много разных овощей, их надо почистить, порезать).
-Тогда поможем нашим поварихам.
Проводится пальчиковая игра «Варим суп»
-Эй, ребята, эгей-гей!
Чистим овощи скорей! (потирание тыльных сторон ладоней)
Режем мы капусту (поочерёдное поднимание и опускание прямых ладоней «рубят»)
Будет супчик вкусным.
Чистим мы картошку (потирание сжатых кулачков)
Чистим очень ловко
Мы натрём морковку
Красную головку (трение кулачка правой руки об ладонь левой)
А потом, а потом
Мы покрошим помидор (ребром правой ладони, стучим по левой)
И головку лука
И зубок чесночка
Мы посолим супчик (мелкое перебирание пальцами, собранными в щепотку)
Кушай-ка, голубчик!
- Ну, вот и суп у нас готов, и компот сварился. Наши повара на кухне приготовят нам вкусное жаркое на второе.
-Всё ли готово к нашему обеду? А чего же не хватает?
Ну конечно, какой же обед без хлеба!
-А откуда же хлеб появляется в детском саду?
-А кто же печёт нам хлеб? А вы видели, как пекут хлеб?
-А хотите отправиться на хлебозавод?
Просмотр видеоролика «Хлебное производство».
-Как вы думаете, куда отправятся эти румяные булки хлеба? (в магазины, в столовые, в школы, детские сады)
-Когда мы пойдём на прогулку обязательно понаблюдаем, как будут разгружать хлебовозную машину, которая привезёт этот хлеб в наш детский сад.
-Пекари с хлебозавода просят вас помочь им в лепке изделий из теста.

Для лепки изделий из теста мы объединимся в три бригады. На ковре разложены разрезанные картинки плюшки-завитушки, кренделя и плетёной халы, из которых нужно составить целые. Дети находят друг друга, и собирают целые картинки.
-Ну, вот у нас образовались три бригады пекарей.
-Первая бригада будет лепить плюшки - завитушки, вторая - кренделя, а третья плести халы.
Предлагаю детям схемы:
-Сегодня мы с вами будем лепить из солёного теста, вспомните, чем оно отличается от сдобного? (не липнет).
-Ну что можно приступать к лепке булок? Почему нельзя лепить без халата и колпака? Дети надевают колпачки и фартуки. Протирают руки влажными салфетками. Затем в компаниях обсуждают способы лепки, лепят и украшают свои изделия с помощью стек, трубочек, печаток.
-Посмотрите, сколько замечательных хлебобулочных изделий изготовили наши пекари. Скоро наше солёное тесто застынет, и в какую же игру мы отправим наши булочки? (супермаркет), а в какой отдел? (хлебобулочный).
-Славно мы сегодня потрудились, и обед помогли поварам приготовить, и пекарям с выпечкой помогли. Трудно ли вам было? Лёгкие или тяжёлые профессии у повара и пекаря?
-А повар и пекарь ждут вашего ответа, чья же все-таки профессия важнее?
-Ну, конечно же, все профессии важны и необходимы для всех нас.
Повар нам готовит завтраки, обеды
А пекарь вкусный хлеб для нас печёт
Профессии все важные на свете
Повару и пекарю – слава и почёт!

Программные задачи занятия:

Формировать представления детей 5-6 лет о содержании труда пекаря-кондитера, об изобразительных возможностях теста как материала для лепки;

Умение определять взаимосвязь деятельности людей в трудовых процессах;

Обогащать словарь на основе углубления представлений о хлебобулочных изделиях;

Развивать умения комбинировать приёмы и способы лепки, дополнять изделие самостоятельно придуманными деталями.

Материал и оборудование: блюдо, рушник, мяч, тарелки с мукой, зерном, ломтиком хлеба, колосьями, заранее приготовленное тесто из расчёта 80 г на ребёнка, 2 кухонных полотенца, 3 миски объёмом 3 л, сито, ёмкости с мукой, водой, сливочным маслом, сахаром, молоком, солонка с солью, 1 пачка дрожжей, 2 яйца, ложка, противень, влажные салфетки.

Костюм пекаря-кондитера для взрослого, мультимедийная установка, презентация «Хлебозавод», по количеству детей: фартуки, шапочки, подносы, покрытые бумагой для выпечки, крендели.

Предварительная работа: беседы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о хлебе, профессиях, рассматривание колосков зерновых культур, разучивание пословиц о хлебе, труде, отгадывание загадок, знакомство с произведениями: «От зерна до каравая» В. Дацкевича, «Что такое хлеб» И. Токмаковой, «О хлебе» Н. Самковой, «Хлеб - наше богатство» П. Коганова.

Ход проведения занятия

До начала занятия воспитатель дошкольного образования подготавливает демонстрационный стол: 2 кухонных полотенца, 3 миски объёмом 3 л, сито, ёмкости с мукой, водой, сливочным маслом, сахаром, молоком, солонка с солью, 1 пачка дрожжей, 2 яйца, ложка, противень. Накрывает рушником.

Воспитатель (В.).

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный,

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтобы малый колосок

На стол хлебом прийти смог!

С. Богдан (перераб.)

Знаете ли вы, кто печёт хлеб? (Ответы детей.) Профессия человека, который выпекает для людей хлеб, называется Пекарь-кондитер. Хотите узнать, как это происходит?

Демонстрируется мультимедийная презентация «Хлебозавод».

Упражнение «Разложи по порядку»

Воспитанникам предлагают предметы на столе (тарелки с мукой, зерном, ломтиком хлеба, колосьями) разложить по порядку: что было вначале, что потом. Дети выстраивают сериационный ряд: зерно, колос, мука, хлеб.

В. Что можно сделать из муки? (Ответы детей.)

Упражнение «С чем хлеб едят?»

Дети становятся в круг, им поочерёдно бросают мяч, возвращая его, они отвечают на вопрос «С чем хлеб едят?». (С мёдом, маслом, сыром, творогом, рыбой, ветчиной, икрой, колбасой, салом, паштетом, зеленью, огурцом, помидором, редисом.)

В. Будет ли человек здоровым, не кушая хлеб? (Нет.) Ребята, представьте, что хлеб пропал из магазинов, и его нет на обеденном столе. Что же тогда произойдёт? (Ответы детей.) Правильно, хлеб нужен каждому из нас ежедневно, без хлеба трудно обойтись. Ведь он и сытный, и полезный, и мы все его любим. Поэтому хлеб - самое важное блюдо для человека.

Пекарь-кондитер готовит не только хлеб, а ещё и батоны, булочки, пирожки, вкуснейшие торты и пирожные и многие другие изделия.

Упражнение «Хлебобулочные изделия»

Дети, стоящие в кругу, передают друг другу мяч и поочерёдно называют известные им хлебобулочные изделия, стараясь не повторяться. (Каравай, крендель, круассан, коврижка, бисквит, кекс, калач, бублик, кулич, батон, рогалик, булочка, ватрушка, пряник, торт, рулет, пирожное, пышка, пончик, печенье, пирожок, пирог, расстегай.)

Появляется пекарь-кондитер.

Пекарь-кондитер.

Я - Пекарь-кондитер. Могу всё испечь.

Для этого надо хорошую печь.

Чтоб было отличным у всех настроение,

Пеку для народа торты и печенье,

Пеку я ватрушки, блины, кренделя,

Пирожные, сдобу, конечно, не зря -

Чтоб были и сыты, и счастливы люди.

Работа моя всегда нужной им будет.

О. Макарова (перераб.)

Сегодня я предлагаю вам самим стать пекарями.

В. Сначала нам необходимо надеть фартуки, шапочки и размять пальчики.

Дети надевают фартуки, шапочки.

Физкультминутка «Месим тесто»

Воспитанники выполняют движения по тексту потешки, имитируя замешивание теста.

Тесто мы месили,

Мы пирог лепили,

Шмяк, шмяк, шлёп, шлёп,

Слепим мы большой пирог!

Тесто раскатали,

Начинки больше дали,

Пирог наш будет вкусный

С грибами и капустой.

Пекарь-кондитер приглашает воспитанников к демонстрационному столу и показывает процесс изготовления теста, сопровождая действия объяснением.

Пекарь-кондитер. Тесто накрывают полотенцем и убирают, достают заранее приготовленное из расчёта 80 г на ребёнка.

Пекарь-кондитер. Когда тесто постоит, «подышит», можно лепить из него всё, что захотите: пирожки, булочки, ватрушки…

В. Только тесто у нас одно, а ребят много, и все хотят свой пирожок слепить. Как быть? (Ответы детей.)

Пекарь-кондитер. Вот мы сейчас с вами и будем учиться делить его на равные части.

Каждый ребёнок получает кусочек теста, садится за стол. Детям показывают, как можно сделать крендель, предлагают слепить изделие, а затем положить его на поднос, покрытый бумагой для выпечки.

Воспитанники приступают к самостоятельной работе по образцу. Изделия детей пекарь-кондитер перекладывает на противень и уносит на кухню, где их выпекают, а затем приносят в группу на блюде.

Пекарь-кондитер. Ребята, посмотрите, какие красивые и ароматные изделия мы вместе приготовили.

Вот он кренделёк душистый,

Вот он, тёплый, золотистый.

В детский садик к вам на стол

Он пожаловал, пришёл.

С. Погореловский (перераб.)

Игра «Укрась слово»

Детям предлагается «украсить» слово «хлеб» словами-эпитетами (пшеничный, ржаной, заварной, отрубной, душистый, пахучий, ароматный, золотистый, румяный, свежий, мягкий, тёплый, славный, сладковатый, вкусный, хрустящий).

В. Как вы считаете, ребята, легко ли быть пекарем-кондитером? Что нужно, чтобы стать хорошим пекарем-кондитером? (Ответы детей.)

Детям предлагается «украсить» слово «пекарь» словами-эпитетами (умелый, добрый, трудолюбивый, прилежный, весёлый, радостный, талантливый, добросовестный).

В. Давайте поблагодарим нашего гостя за его такой нужный всем нам труд и за то, что сегодня он нам так много интересного рассказал и показал. (Дети благодарят.) Теперь мы с вами знаем, что его профессия - одна из самых важных на земле, потому что жить без хлеба людям невозможно.

1. Паспорт проекта:

Вид проекта : групповой, игровой, комплексный.

Тип проекта: информационно-ориентированный.

Сроки проекта : краткосрочный.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги, повар.

2. Актуальность темы проекта:

"Игра не пустая забава.

Она необходима для

счастья детей, для их

правильного развития"

Д. В. Менджерицкая.

Игра – дело серьёзное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. Игра - вечный спутник детства. Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, отдаться мечте и радости. Игра –явление сложное, многогранное. Не надо каких – то особенных данных, чтобы играть с ребятами. Надо просто жить с детьми в том мире, который им интересен. Дети любят играть во взрослых, а взрослые должны уметь быть рядом с детьми, уметь с ними играть, если хотят стать их друзьями.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Дети очень любят играть. На площадке, на улице, во дворе всегда можно увидеть ребятишек, которые скачут на конях, сделанных из палок, пускают в ручейках бумажные кораблики, пекут пироги из песка или строят крепости. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Штерн сказал: « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования "в пункте 3.1.2. пишется, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечить возможности организации разнообразной игровой деятельности.

Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст.31. «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни». Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденного МО и Н, вступившего в силу с января 2014г. одним из требований к структуре ООП ДО обеспечение деятельности направленной на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.).

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современные дети.

Дети дошкольного возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения.

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста проводится работа по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области труд.

Таким образом, формирование первичных представлений о труде взрослых во 2 младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

Главная задача нас, как воспитателей – вызвать у детей чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь, как например: все съедать за обедом, чтобы порадовать повара. В связи с этим у нас возникла потребность в разработке проектной деятельности по ознакомлению детей с профессией повар. В беседе с детьми мы попытались выяснить знают ли дети:

Кто такой повар, пекарь, кондитер?

Что они делают?

Какими предметами помощниками пользуется?

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, свою педагогическую работу мы строили на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение – объединение в одно «целое» различных элементов или частей.

Интеграция в экологическом воспитании способствовала решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных.

Интегрированная деятельность сделала наш педагогический процесс более интересным и содержательным.

В ФГОС обозначены десять образовательных направлений:

  • физическая культура,
  • здоровье,
  • безопасность,
  • социализация,
  • труд,
  • познание,
  • коммуникация,
  • художественное творчество,
  • музыка.

Обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным видам развития:

  • физическому,
  • социально-личностному,
  • познавательному,
  • речевому,
  • художественно-эстетическому.

В связи с положением ФГОС мы разработали возможные способы интеграции в различных образовательных направлениях.

Образовательная деятельность осуществлялась нами в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение задач экологического воспитания наших воспитанников.

После проведенного мониторинга оказалось, что только 32% детей правильно самостоятельно ответили на предложенные вопросы. 48% ответили на вопросы с помощью воспитателя. 20% совсем не ответили на предложенные вопросы.

Кроме того, в работе с родителями, мы выяснили, что дети мало играют дома в сюжетно-ролевые игры, ввиду сильной занятости родителей, чаще смотрят мультфильмы и гуляют на улице, посещают дополнительные кружки. В соответствии с этим нами на 2016 - 2017 учебный год был разработан календарно – тематический план по теме организации сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе воспитанников нашего детского сада. Разработаны конспекты НОД, сценарии, игровые и проблемные ситуации, а также опыты, наблюдения и различные экологические акции. В ходе нашей работы дети постепенно накапливали определенные знания об окружающих вещах и явлениях, о предметах домашнего обихода, о труде взрослых. Их интересуют не только действия окружающих людей, но и их переживания, заботы, взаимоотношения. Накопленные знания позволяют разнообразить тематику сюжетно-ролевых игр.

Дети не только осмысливают и уточняют свои знания, но и перенимают манеры вежливого обращения и интонации доброжелательности.

Игры наполнены разнообразным содержанием, обязательно затрагивающим чувства и мысли детей, воспроизводят не только действия людей, но и их доброе заботливое отношение друг другу, товарищескую взаимопомощь.

Чтобы обогатить игры новым интересным содержанием, в своей работе используем различные методические приемы: беседы с детьми, флешмобы, акции, тренинги, подбираем иллюстрации, рассматриваем фотографии, картинки, связанные с данной темой. На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек. Интересные постройки делают из песка. Они строят целые города с башнями, мостами и реками. Лепят пирожки, а после стараются всех ими угостить. Они любят играть с водой, налитой в таз или корыто. Палочка – это удочка, листик – рыбка. Тем самым расширяя интерес и пополняя знания.

Постоянно приходится наблюдать за действиями и играми детей, чтобы вовремя заметить момент, когда игра заходит в тупик. В данной ситуации важно оценить состояние данной ситуации и предложить продолжить ее, внеся какие либо изменения и акценты при помощи нового предмета-заместителя; в случае конфликтной ситуации успокоить ребенка и отвлечь его. Помогая детям, не делаем за них то, что они могут сделать сами. Стараемся приучать детей к самостоятельности.

Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности. Часто в утреннее время с небольшой группой детей ведем наблюдения за трудом няни, отмечая, как старательно, ловко она работает, даем детям посильные поручения. Дети с большим желанием выполняют несложные поручения. В игре лучше и глубже, чем в какой- либо другой деятельности, ребёнок проникает сознанием того, что все люди трудятся друг для друга. Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно - воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается, показывает, что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу, характеризующуюся большой стереотипностью, как в содержании, так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка. Здесь, в основном, доминирует жизненное пространство для взрослых, а не для детей. В этой связи закономерным является поиск путей создания такой среды, которая бы способствовала охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности, стимулировала их разнообразную творческую деятельность. Современные педагоги и психологи обращают особое внимание не только на создание в дошкольных образовательных учреждениях развивающей предметной среды, но и ее мобильность.

Поэтому мы считаем важным научить детей использовать знания, полученные в ходе реализации данного проекта не только в игре, но и в социуме.

2.1. Цель проекта:

Формирование целостного представления дошкольников о профессии повара, кондитера, пекаря. Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру.

2.2. Задачи проекта:

1. Дать представление о профессии повара, его трудовыми процессами, с предметами - помощниками. необходимыми для работы.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда взрослых.

2.3. Значение сюжетно-ролевой игры в педагогическом процессе.

Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Через сюжетно-ролевую игру дети пробуют множество ролей. Они могут переодеться и стать теми, кем хотят, подражая речи и манерам лиц, роли которых играют. Возможность выразить негативные чувства, которые ребенок еще не может воплотить в слово и достаточно ясно осознать, помогает ему в дальнейшем совладать с реальными жизненными проблемами. В игре дети ведут себя творчески, актуализируя свое воображение. Они проигрывают жизненный опыт, отбирая и организуя роли и события в соответствии со стремлением сохранить эмоциональное благополучие. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания.

Сюжетно-ролевая игра - занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными

группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».

Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.

Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

2.4. Принципы работы:

Можно выделить и специфические принципы организации сюжетно-ролевых игр в ДОУ.

  • (Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе организации и проведении сюжетно-ролевых игр.
  • Принцип личностной ориентации ориентирует на создание условий индивидуальным особенностям и темпам развития детей. Нацелен на удовлетворение потребностей ребенка (эстетических, познавательных, в самореализации, в общении и др.), создает условия для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания. Приоритет отдается самосовершенствованию ребенка, развитию уровня «Я-концепции», который является показателем достижений в деятельности. Приобретаемые знания совершенствуют образ «Я», умения подавать и исследовать, стимулируют самостоятельность и самонаправленность личности ребенка.
  • Принцип свободы выбора деятельности обусловлен активностью ребенка, ориентацией на освоении новых знаний и умений и направлен на создание для детей широкого поля деятельности для активного познания, двигательной активности, социальных контактов, творчества. Ребенок дошкольного возраста занимает позицию исследователя ш деятеля, этому способствует его природная любознательность, способность к соучастию, сопереживанию, «оживлению» предметов. Позиция «исследователя» характеризуется освоением качеств, свойств; позиция «деятеля» - приобретением способностей творческого преобразования.
  • Принцип постоянного движения личности ребенка п редполагает, что содержание сюжетно-ролевых игр, должно дать детям ощущение роста своих возможностей. Это обеспечивается включением каждого ребенка в технологии успешного решения все более усложняющихся задач. Каждый вид деятельности должен создавать у ребенка чувство уверенности в своих силах, приносить опыт успеха. Это постепенно укрепляет чувство доверия, желание активно включаться в технологии сотрудничества и общения.
  • Принцип обеспечения эмоционально-положительного комфорта направлен на то, чтобы заинтересовать ребёнка. В процессе познания ярко прослеживается игровое начало, допускается условность, фантастичность, ирреальность ситуации. Освоение игровой деятельности разворачивается как процесс, субъективно переживаемый ребенком, как увлекательная, интересная деятельность, в которой находят выход и развитие его задатки и интересы, в которой он получает возможность самоутверждения и признания со стороны окружающих. Педагог поощряет любознательность и фантазии, стимулирует потребность выражать свои чувства и мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживает инициативу, помогает ребенку в его наблюдениях и экспериментах. Отмечаете даже самые маленькие успехи, и не акцентирует внимание на неудачах, чтобы ребенок испытывал только положительные эмоции.

2.5. Этапы работы:

1 этап. Поисковый.

Дать представление детям о профессии повара.

1. Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками.

2. Закрепить знания о столовой посуде.

3.Воспитывать уважение к труду.

2 этап. Аналитический.

Разработка проекта:

1.Создать развивающую среду:

  • пополнить уголок «кухня» - внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты.
  • внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «Варим компот»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Что лишнее?»; «Овощи и фрукты», «Пирожки», «Ждём гостей», «Кому что нужно для работы?».
  • пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
  • оформить альбом «Стихи о поваре».
  • 2. Организовать занятия :
  • Социально – личностное развитие - «Знакомство с профессией повар».
  • Речевое развитие – «Рассматривание картины «Кукла Маша кушает».
  • Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку».
  • 3. Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • экскурсия на кухню,
  • беседа о поваре,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические и настольные игры,
  • пальчиковые игры,
  • разучивание стихотворений о поваре,
  • беседа о овощах,
  • отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах,
  • рассказы детей «Как готовит моя бабушка».

4. Самостоятельная деятельность детей

  • рассматривание картин, иллюстраций,
  • раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».
  • настольные и дидактические игры «Профессии», «Овощи – фрукты», «Варим компот», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Пирожки», «Ждём гостей», «Кому, что нужно для работы?»
  • 5. Взаимодействие с семьёй .
  • совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»;
  • пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами;
  • подборка стихов о профессии повар.

3 этап. Практический.

Формы работы Содержание
1. Занятия. Приложение №1

1. Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Повар». Приложение №2

2. Конспект основной образовательной деятельности «Ознакомление с профессией повара – кондитера»

Приложение №3

3. Социально – личностное развитие. Знакомство с профессией «Пекарь»

Приложение №4

4. Познавательное развитие

Конспект проекта тему: «Кто нас кормит»

Приложение № 5

Ознакомлению с окружающим: Знакомство с профессией «Повар».

Приложение №

3. Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку»

2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах. 1. Дидактические и настольные игры «Профессии», «Варим компот», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?»

Приложение № 6

2. Экскурсия на кухню.

Приложение № 7

3.Разучивание стихотворений о поваре.

4. Рассказ детей «Как готовит моя бабушка».

5. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть?», К. Чуковский «Федорино горе», Б. Заходер «Все работы хороши».

6. Отгадынивае загадок об овощах, фруктов, посуде.

Приложение № 8

Игровая ситуация «Накормим куклу Машу»

Приложение № 9

Сюжетно – ролевая игра «Угощение»

Приложение № 10

Проект организации сюжетно – ролевой игры «Печем пирожки»

7. Пальчиковые игры «Салат», «Компот», «Апельсин» , «Бабушка кисель варила»

3.Самостоятельная деятельность. 1. Раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши».

2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «Варим компот», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Что лишнее?», «Ждём гостей», «Кому что нужно для работы?»Приложение№9

4. Взаимодействие с семьёй. 1.Пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами.

2. Подборка стихов о профессии повар. Приложение № 11

Открытое мероприятие в младшей группе

Знакомство с профессией пекарь. «Хлебозавод»

Приложение № 12

Консультация для родителей «Безопасность в Вашем доме».

4 этап. Презентация проекта.

1. Выставка «Самая красивая тарелка».

2. Представление альбома «Стихи о поваре».

3 Открытое занятие «Знакомство с профессией «Повар»

5 этап. Контрольный.

  • Беседа с детьми о профессии повар.

3. Предполагаемые перспективы и результаты реализации проекта .

1. Знание детьми информации о профессии повар, кондитер, пекарь.

2. Понимание детьми значимости данной профессии.

3. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

5. Пополнение, расширение и активизация словарного запаса.

Работая над развитием сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, мы сделали следующие выводы:

Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.

Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.

Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

4. Работа с родителями и законными представителями.

Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период - через игру. Этим ребенок и занимается практически все время свободное от сна.

Период важный и очень продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться с взрослым миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи.

Как легче объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо»? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре.

Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому, если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он, скорее всего, предпочтет последнее.

Но и для взрослых игра имеет важное значение. Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные, поэтому мы приобщаем родителей и детей как можно больше посвящать время совместным играм! Таким как: «поиграем в доктора», строителя, продавец и покупатель……

  • Познакомить родителей с особенностями игры детей дошкольного возраста;
  • Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
  • Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
  • Вовлечь родителей в игровую деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Родители ознакомлены с особенностями игры детей дошкольного возраста;
  • Дана возможность родителям прикоснуться к самобытному миру их ребёнка;
  • Показано родителям несколько образцов семейных игр;
  • Родители вовлечены в игровую деятельность.

Анкета для родителей

«Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста».

а) ведущее место,

б) второстепенное,

в) отсутствует.

а) играет,

б) смотрит телевизор,

в) ходит за вами следом.

б) не может.

а) тихие и спокойные,

б) шумные и подвижные.

а) по первому требованию,

б) иногда,

в) мне всегда некогда.

б) иногда,

а) рисование,

б) прятки.

8. Любимая игрушка, это…

а) сюжетная игрушка,

б) сюжетно-ролевая игра.

Анализ и результаты анкетирования родителей в начале года.

В проведенном анкетном опросе принимало участие 24 родителей данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:

60 % детей игре отдают ведущее место, с 40 % - второстепенное;

В свободное время 65 % детей играют, 15 % - смотрят телевизор, 20 % просто ходят за родителями;

45 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 55 % - шумные и подвижные;

55 % родителей играют с детьми по первому требованию, 45 % - только иногда;

70 % детей любят фантазировать, у 20 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 10 % детей вообще не используют элементы фантазии в своих играх (по мнению родителей);

К любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 15 % детей, прятки – 30 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -45 %, сюжетно-ролевые игры – 10 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что - не все дети раннего возраста могут использовать игру как ведущий и самостоятельный вид деятельности;

Дети примерно в равной степени выбирают спокойные и подвижные игры;

Родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми (55%), но, однако 45 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придают должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (70%), но 30 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (90 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-ролевые игры (10 %) дети раннего возраста не умеют. Поэтому работа проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Вопрос Ответы родителей, %
а б в
  1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
60 40 -
  1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
65 15 20
  1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
100 - -
  1. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
45 55 -
  1. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
55 45 -
  1. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
70 20 10
  1. Любимая игра моего ребенка, это…
70 30
  1. Любимая игрушка, это …
90 10

Из проведенного анкетирования, мы выяснили, что у многих родителей нет времени на игры с детьми, что они уже самостоятельно могут поиграть, или попросту не знают, как можно поиграть и во что, и для чего это нужно. Так же многие родители заваливают своих детей игрушками не потому, что те в них нуждаются, а потому что им самим интересно в них поиграть. В этом нет ничего страшного - играя с ребенком, мы не только помогаем ему познавать мир, но и сближаемся с ним, создаем более близкие и доверительные отношения.

Несколько советов для родителей как играть со своим ребенком:

Совет первый:

Ежедневно выделять время для игр с ребёнком. Иногда достаточно 15-20 минут, иногда следует поиграть подольше. Место для игр значения не имеет. Главное, чтобы вы играли!

Совет второй:

Игры должны быть повторяющимися. Ребёнок должен видеть, чему он научился, и понимать, чему он ещё только научится.

Совет третий:

В игре обязательно должен быть элемент соперничества. Ребёнок должен бороться. Дети, которые соревновались между собой, как отмечают исследователи, гораздо дружелюбнее. Дело в том, что у ребёнка каждый день накапливается определённый уровень агрессии, а это мощный тормоз в развитии. В игре-соревновании происходит её сброс. Позиция «Слабо!» - как вызов стимулирует деятельность малыша. Важно только соотносить вызов и возможности ребёнка. И ещё нужно помнить о том, что в игре с родителями малыш не должен всё время выигрывать. Ребёнку нужно и проигрывать, но, учитывая специфику детского возраста не часто. Важно научить его правильно относиться к проигрышу, понимать, почему он проиграл.

Совет четвертый:

Не играйте, во что попало, лишь бы поиграть. Пусть ваши игры постепенно усложняются. Например, сначала научите ребёнка играть в детское лото, затем в домино, шашки и т. д.

Совет пятый:

Создайте свою домашнюю систему игр с ребёнком. Распределите игры между домочадцами. В одни пусть играет папа, в другие - мама, бабушка, дедушка. В некоторые игры полезно играть всей семьёй.

Анализ и результаты анкетирования родителей в конце года.

В проведенном анкетном опросе принимало участие те же 24 родителя, что и в начале года данной группы. Результаты анкетирования показали, что в раннем возрасте:

85 % детей игре отдают ведущее место, с 15 % - второстепенное;

В свободное время 90 % детей играют, 5% - смотрят телевизор, 5 % просто ходят за родителями;

100 % детей могут играть самостоятельно, об этом утверждают все родители;

30 % детей предпочитают тихие и спокойные игры, а 70 % - шумные и подвижные;

90 % родителей играют с детьми по первому требованию, 10 % - только иногда;

90 % детей любят фантазировать, у 5 % детей элементы фантазии присутствуют иногда, а 5 % детей вообще не используют элементы фантазии в своих играх (по мнению родителей);

К любимым играм и занятиям можно отнести: рисование – 30 % детей, прятки – 10 % детей,

игры с сюжетными игрушками (машины, куклы, конструкторы) -30 %, сюжетно-ролевые игры – 30 % детей.

Анализ анкетирования родителей показал, что - дети раннего возраста могут использовать игру как ведущий и самостоятельный вид деятельности;

Дети больше предпочитают примерно подвижные игры;

Родители принимают детские игры, в большей степени играют с детьми (80%), но, однако 20 % не достаточно уделяют внимание играм своих детей, возможно не имея достаточных навыков или не придают должного внимания развитию детей в игре.

По мнению родителей, дети раннего возраста уже достаточно могут использовать элементы фантазии в игре (95%), но 5 % детей еще не умеют фантазировать. Рисование, прятки и игры с сюжетными игрушками (95 %) являются любимыми занятиями детей, но играть в сюжетно-ролевые игры (5 %) дети раннего возраста не умеют. Поэтому работа проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Вопрос Ответы родителей, %
а б в
  1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
90 10 -
  1. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
90 5 5
  1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
100 - -
  1. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
30 70 -
  1. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
90 10 -
  1. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
90 5 5
  1. Любимая игра моего ребенка, это…
85 15
  1. Любимая игрушка, это …
50 50

В конце года мы можем увидеть положительную динамику, родители стали проявлять интерес к игре со своими детьми, активно в ней участвовать, помогать детям, направлять их. Активно привлекают детей к совместному труду, обращая это в весёлую, полезную забаву. Погружаются в «детский мир» с головой, что положительно сказывается на взаимоотношениях между детьми и родителями, дети стали активно участвовать в коллективных играх и проявляют инициативу.

Поэтому всегда находите время на игры со своими детьми и старайтесь играть честно. То есть ваша задача также искренне погрузиться в игру, как это делают дети, а не пытаться изображать интерес или специально чему-то учить. Именно поэтому не стоит использовать только развивающие игры. Ребенок учится везде и всегда, даже в самых простых, глупых и примитивных играх, главное чтобы мы в любой ситуации оставались честными и искренними.

5. Заключение.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию. Сюжетно – ролевая игра позволяет посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы.

Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него, смысл существования в обществе смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте, невозможно заменить какой – либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируется социальные позиции. А это, в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и в общении (В.А. Недоспасова).

Дети раннего возраста сначала действуют с предметом, а потом осознают назначение предмета в игре. Одновременно с появлением в играх предметов-заменителей дети начинают изображать действа конкретных взрослых (мамы, воспитателя, няни, врача, парикмахера).

Предпосылки к ролевой игре – переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека, формирование действий, воспроизводящих действие других людей усваиваются ребенком под руководством старших.

6. Список использованных источников.

Концепция государственной политики в области образования // Учитель Казахстана. - 1995.- 35 с.

Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1995.-48с.

Закон Республики Казахстан "Об образовании" - Алматы.:ТОО Баспа, 1999. - 48 с.

Конвенция о правах ребёнка //Учитель Казахстана. - 2004. - 35 с.

Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре - М.: Просвещение, 1982. - 210 с.

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. - М.:Просвещение, 1989. 284 с.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. 109 с.

Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей в 3 -5 лет в игре. - М.: Просвещение, 1984. - 78 с.

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 – 87

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. - С. 81 – 85

Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 79 – 87

Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 90 – 95

Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

Козырская И. Н. Румянцева Л.Е. Методика организации и проведения научных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам. - Караганда, 2006. - 122 с.

Полную версию работы с приложениями, можно .

Конспект НОД
по ознакомлению с трудом взрослых
«Профессия моей мечты»
(старшая группа)
Составила и провела:
воспитатель Силова Е.А.
Цель изучения темы.
Продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Задачи.
Знать обобщающее понятие «Профессии», Знать названия профессий: водитель (шофер, продавец, воспитатель, няня, доктор, швея, пекарь, строитель, портниха, инспектор ДПС, эколог, художник и т. д.
Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: учить, лечить, воспитывать, шить, печь, водить и т. п.
Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
Знать где и кем работают родители.
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация, труд, художественное творчество.
Воспитатель. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Всем вам, ребятки, знакома эта считалочка. У нее продолжение простое: выбирай любую профессию и продолжай игру. Но в жизни все не так просто.
Представьте себе, что вы за одно утро выросли и вам всем не по 5 и 6 лет, а 16. подошло время задуматься над тем, кем быть. Выбрать профессию очень сложно, но еще нужно устроиться на работу. Трудоустройством взрослых людей на работу занимается
специальная служба - «Биржа труда». Вот на «Биржу труда» я вам сейчас и предлагаю отправиться. Посмотрим, какие вакантные места нам могут предложить. Ну что, идем?
(кукла за ширмой)
-Извините, пожалуйста, меня зовут Ксюша, я еще маленькая и не знаю, что это такое-профессия?
Воспитатель. Ребятки, давайте попробуем объяснить маленькой Ксюше, что такое профессия.
(Дети. Профессия- это такое дело, которым взрослые занимаются каждый день и которое полезно для других людей; это название работы, которую выполняют взрослые.)
Воспитатель. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Вот послушай, Ксюша, чем занимаются люди разных профессий.
Игра «Кто чем занимается? »
(Повар - варит еду,
Учитель - учит детей и т. д.)
- Ну что, Ксюша, все поняла?
- Не совсем.
-Ребятки, а давайте Ксюшу с собой на «Биржу труда» возьмем, вы себе выберите
профессию и Ксюше о ней расскажете. Договорились? Тогда вперед!
(Пришли на «Биржу труда», удобно уселись.)
-Ребятки, посмотрите, сколько различных профессий здесь представлено, но на сегодняшний день вакантны лишь эти профессии – выбирайте, пожалуйста,
(На фланелеграфе представлены в виде эмблем следующие профессии: врач, эколог, шофер, фотограф, пекарь, портной, инспектор ДПС, продавец.)
Воспитатель загадывает загадки о профессиях, дети выходят и рассказывают о выбранной ими профессии по схеме
Чем нравится?
Какую профессию выбрал?
Что в ней сложного?
* Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас
От всех болезней? (Врач)
(Рассказ ребенка о профессии врача)
Воспитатель. Мы должны беречь свое здоровье, а врачи нам в этом помогают. Это очень древняя профессия. В старину врачей называли волшебниками. Чтобы стать врачом нужно учиться в медицинском институте и очень хорошо учиться, ведь от врача зависит здоровье и жизнь человека.
Слушайте следующую загадку:
Покупать товары
Он нам помогает.
За товары цены
Точно называет. (Продавец.)
Воспитатель. А какими качествами должен обладать продавец? (Вежливость, порядочность, честность)
(Рассказ ребенка о профессии продавца.)
Целый день
Сегодня шью,
Я одела
Всю семью. (Портной.)
(Рассказ ребенка о профессии портного.)
Воспитатель. Да, действительно, без портного в любом деле не обойтись. Врачу халат нужен? Военному - форма, шоферу? Это очень нужная профессия.
* На заводе мастер
Хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам:
«Ешьте на здоровье! » (Пекарь)
(Рассказ ребенка о профессии пекаря)
* Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз -
И помним вас. (Фотограф.)
(Предложить сфотографироваться на память.)
(Ксюша подает картинки, в которых не может разобраться)
Игра «Что лишнее? »
Загадка про художника:
*Рисовать я буду, Рисовать я буду. Каждому рисунку Радуюсь, как чуду!
Ребята, из вас никто не выбрал эту профессию, так как она не была вакантной. А чтобы поближе с ней познакомиться, я вас приглашаю в мастерскую художника.
Пойдем и ты, Ксюша, с нами.
А отправиться в мастерскую художника я вам предлагаю на автобусе. Но вот беда - нет водителя на месте, но мы с этим справимся, ведь у нас есть свой водитель
(Ребенок рассказывает о профессии шофера)
Воспитатель обращает внимание на светофор. фуражку, жезл.
- Как вы думаете, кому все это принадлежит?
- Инспектору ДПС.
- Да, их мы видим на улице каждый день. У них особенная форма, строгий вид. А чем они занимаются нам расскажет наш уважаемый инспектор ДПС.
(Ребенок рассказывает о профессии инспектора ДПС)
Воспитатель. Ребята, наш водитель очень внимательный и без проблем довез нас. Нам пора выходить.
(Дорога в мастерскую художника ведет через парк - деревья, птицы поют, воздух свежий, _ а под деревом лежит мусор - непорядок)
Дети, мы, взрослые, построили много городов, заводов, фабрик и от этого диким животным и растениям стало тесно.
Существует специальная служба - экологическая.
(Рассказ ребенка о профессии эколога)
Работа с плакатом - схемой «Защитим природу! »
Воспитатель. Нам всем необходимо стать юными экологами: помогать животным и растениям, защищать их, вот тогда на земле будет порядок.
(Пришли в мастерскую художника. Там записка: «Ушел на выставку - выставлять свои картины». Дети рассматривают оставшиеся картины и определяют, к какому жанру живописи они относятся.
Словарная работа: пейзаж -пейзажист.
натюрморт - натюрморист
портрет - портретист)
(Дети рассматривают рабочие инструменты художника - кисти, краски, карандаши, палитра, мольберт)
Рисовать мы все любим, но настоящим художником стать совсем не просто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, тренировать руку, чтобы про водить точные линии кистью, карандашом. Тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета.
Посмотрите, а вот художник начал рисовать новую картину и не закончил. Как вы думаете, что хотел он изобразить?
Дети. Нашу Землю - солнечную, зеленую, цветущую.
Предложить помочь художнику - нетрадиционная техника рисования - пальчиками, мятой бумагой, ватными тампонами - коллективная работа.
Воспитатель. Картина получилась замечательная, вот на такой солнечной, цветущей планете, я думаю, что каждый из вас, дети, в своем будущем, в своем прекрасном далеко, выберет себе достойную и любимую профессию и будет полезным для нашей Родины.
Ну что, Ксюша, поняла теперь, что такое профессия и как много на земле разных профессий, одна другой интереснее. Но чтобы стать мастером своего дела нужно много знать и много учиться.
А еще я хочу пожелать вам, ребятки, стать настоящими людьми - добрыми, честными, справедливыми, жизнерадостными - вот тогда у вас точно все получится!
Литература
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М, «Просвещение», 1991 Виноградова Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг.
Дыбина О. В. Чего на свете не бывает, М, «Сфера», 2001.
Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле, М, «Просвещение», 1987 Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.

Проект

«Знакомство с профессией пекаря-кондитера» в средней груп пе

Вид проекта: познавательный, творческий;

Продолжительность: краткосрочный, коллективный.

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Актуальность проекта: Знакомство детей с трудом взрослых значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Этот проект поможет на примере ближайшего социального окружения познакомить дошкольников с профессией пекаря кондитера.
Проблема: Недостаток знаний детей в сфере профессиональной деятельности взрослых.

Цель проекта:- Формирование у детей чувства сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессией пекаря кондитера.

Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,

Задачи проекта: - закрепить знания детей профессии пекаря,

Развитие творческих способностей.

Поддерживать интерес и любознательность детей к профессиям,

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,

которые выращивают и пекут хлеб.

Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
- пополнение и активизация словарного запаса

Сформировать устойчивый интерес к труду взрослых,

Освоение приемов и способов лепки из соленого теста,

Воспитание бережного отношения к хлебу;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

Деятельность в рамках проекта (его наполнение):

Беседы:, «Как мы можем беречь хлеб? »

«Из чего пекут хлеб? »

Презентация «знакомство с профессией пекарь » (слайды)

Рассматривание: серия сюжетных картин «Как выращивали хлеб наши предки».

Отгадывание загадок по теме «Хлебобулочные изделия».

Лепка «Колобок».

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».

Лепка из соленого теста «Печенье».(с помощью формочек)

Раскрашивание раскрасок пекарь, повар.

Слушание песни «Про пирожки»

Хоровод «Каравай»

Просмотр диафильма “Как делают хлеб”

Чтение сказки Геннадия Цыферова “Лягушонок – пекарь”,

русской народной сказки «Колобок».

Пословицы о хлебе.

Игровая деятельность: Сюжетно- ролевая игра: «Хлебный магазин»

Словесная игра “Назови какой, какая, какое?”, “Доскажи словечко”

Работа с родителями консультация “ Хлебный спас”.

"Знакомство с профессией пекарь".

Предлагается отгадать загадку о пекаре:

Он встаёт, когда вы спите, И муку просеет в сите,

До красна натопит печь, Чтобы хлеб к утру испечь. (пекарь)

Воспитатель: Наша встреча сегодня посвящена профессии пекаря, повара. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят пирожные торты, сухарики, крендельки.

Ребята а вы хотите посмотреть как их делают? Нам покажет и расскажет наша гостья Марина Ивановна.





А пока плюшка печется мы с вами научимся как правильно делать (печенье, рогалик)

Лепка из соленого теста. А у нас сегодня в группе будет новая игра: все девчонки-поварихи, все мальчишки –повара. Надеваем колпаки и фартуки



Тесто белое, мягкое, раскатывается скалкой.

Вот и плюшка испеклась!