» » Характеристика ученика коррекционной школы образец. Готовые примеры (образцы) характеристик на учеников средней школы

Характеристика ученика коррекционной школы образец. Готовые примеры (образцы) характеристик на учеников средней школы

Характеристика

ученика VIII б класса Кувинской специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы – интернат VIII вида

Иванова Дениса Ивановича 12.10.95 года рождения,

проживающего по адресу: г. Кудымкар, ул. Дорожников 15-2

Родители:

Мать: Иванова Наталья Сергеевна

Воспитанием мальчика занимается мама.

В данной школе Денис обучается восемь лет, в классе для детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. Группа здоровья V . Физкультурная группа специальная. Ребёнок-инвалид. По данным медицинской карты зрение, слух, обоняние в норме.

Пропуски занятий по неуважительным причинам отсутствуют.

Основные действия учебной деятельности сформированы. Способности к обучению средние. К учёбе относится заинтересованно. Память образная, внимание относительно устойчиво, в работу включается легко, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Способен к целенаправленной деятельности.

Со сверстниками малоконтактен, предпочитает общаться со старшеклассниками. К взрослым относится уважительно, на замечания реагирует спокойно, старается исправиться. Общая мотивация социальная, основанная на понимании общественной необходимости учения. Учебно-познавательная мотивация развита, переживает за свои неудачи. Двигательные функции сформированы (походка устойчивая, координация движений не нарушена). Мелкая моторика развита средне, ведущая рука левая. Двигательные умения, связанные с самообслуживанием, выработаны хорошо.

Развиты представления об окружающем мире. Учебная деятельность на среднем уровне. Денис знает сведения о себе, понимает родственные связи. Знает домашний адрес, номер телефона. Навыки пространственной ориентировки сформированы.

Преобладает наглядно-образное мышление.

Познавательные интересы сформированы. Денис принимает активное участие в ходе урока. Общий темп деятельности средний. Ситуация успеха вызывает положительные эмоции. Способность к волевому усилию несколько снижена, т.к. иногда не доводит начатое дело до конца.

Отмечается наличие бедного и малодифференцированного словарного запаса, который активизируется с трудом. Денис знает обобщающие понятия, как мебель, птицы и т.д., знает последовательность времен года, порядок дней недели.

Пассивный словарь преобладает над активным.

За время обучения выявились следующие знания:

Чтение: Читает по слогам. При чтении искажает слова, заменяет окончания. Смысл прочитанного понимает. Свои впечатления по прочитанному тексту высказывает. Хорошо работает при выборочном чтении. Стихи заучивать с трудом. В свободное время любит почитать.

Письмо: В тетради пишет письменными буквами, строку соблюдает, видит границы предложений. Списывает практически без ошибок с письменного, а также с печатного текста. Под диктовку пишет с ошибками, т. к. медленно овладевает звукобуквенными аналитическими навыками грамотного письма. Изученные правила знает, старается применять их в своей работе.

Счёт: Считает до 100. Свободно выполняет действия в пределе 100. Знаком с действиями умножения и деления. Самостоятельно решает простые задачи.

Труд: Трудолюбив, с желанием выполняет все задания и поручения учителя.

Уроки логопедии посещает без желания. Утвердился во мнении, что он всё знает и умеет. Наблюдается несформированность фонематических процессов, и навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков. Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.

Навыками самообслуживания владеет. В группе ведёт себя спокойно. Подвластный чужому влиянию. Скрытный, много говорить не любит. На замечания отмалчивается. Требования воспитателя выполняет.

Ольга Малянова
Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаю две примерные психолого-педагогические характеристики на обучающихся С (К)ОШ VIII вида.

Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося

ФИО___ (дата рождения)

Игровая мотивация преобладает над учебной. Учебные принадлежности не всегда использует по назначению (на уроке играет с ручками и т. д.)

Хорошо сформированы навыки самообслуживания и трудовые навыки.

Особенности внимания. Доминирует непроизвольное внимание, а произвольное характеризуется небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью.

Особенности памяти. Запоминание и воспроизведение низкое. Не способна самостоятельно изложить основной смысл содержания, с помощью наводящих вопросов взрослого может передать последовательность событий. В ходе усвоения учебного материала механическое запоминание преобладает над смысловым. С трудом заучивает стихотворения наизусть.

Особенности мышления. Страдают мыслительные операции анализа и синтеза, не выделяет основные и второстепенные части объекта. Несовершенны процессы сравнения: трудности с выделением существенных признаков сходства и различия.

Имеются трудности в усвоении элементарных математических знаний и представлений.

Особенности восприятия. Отмечается узость восприятия – многопредметное окружение воспринимается как малопредметное. Восприятие слабо дифференцированно.

Знает все основные цвета, испытывает трудности в восприятии оттенков цветов. Узнает и правильно называет основные геометрические формы.

Не может контролировать и оценивать свои действия и действия сверстников, находить ошибки и исправлять их.

3. Особенности речи

В речи не наблюдаются ярко-выраженных дефектов звукопроизношения. Словарный запас отличается ограниченностью и стандартностью. Речь лишена абстрактных понятий. В активном словаре ребенка преимущественно преобладают слова конкретного значения («стол», «девочка», «дерево» и т. д., может объяснить их лексическое значение. В речи использует в основном простые предложения, редко – распространённые и не употребляет сложноподчиненные предложения.

Навык чтения находится на формировании первой ступени – овладение звукобуквенными обозначениями (по Егорову Т. Г.)

При списывании переводит текст с печатного на рукописный, но при этом допускает значительное количество ошибок. Под диктовку может написать лишь отдельные буквы.

4. Оценка учебных итогов

На протяжении 2013-2014 учебного года успевает на «удовлетворительно».

Доминирование игровых мотивов. Повышенная утомляемость.

В отношениях с одноклассниками доброжелательна, приветлива. Отношения с учителем строятся на взаимном уважении и доверии. Трудности в усвоении норм поведения не наблюдаются.

7. Уровень притязаний

Наблюдается расхождение между притязаниями и реальными возможностями.

8. Взаимодействие семьи и школы

Между требованиями школы и семьи противоречий нет. Родители ребенка стремятся к сотрудничеству, стараются реализовывать все рекомендации.

Учитель (кл. рук-ль)___О. Р. Малянова Психолог___(ФИО)

Директор ___(ФИО)

Психолого-педагогическая характеристика

ФИО___ (дата рождения)

1. Отношение к учебной деятельности

У ребенка доминирует оценочная мотивация и недостаточно развиты учебно-познавательные и социальные мотивы. При выполнении задания испытывает потребность узнать, правильно ли он это делает – при ответе не столько думает о том, что он говорит, сколько пытается уловить эмоциональные реакцию учителя (одобрение или неодобрение).

Учебные принадлежности использует по назначению.

Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет.

2. Особенности познавательной деятельности

Особенности внимания. Не может длительно сосредоточиться на каком-либо деле, постоянно отвлекается, неусидчив. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Особенности памяти. Способен изложить основной смысл содержания, передавать последовательность событий. Самостоятельно заучивает стихотворения наизусть. Без помощи взрослого хорошо пересказывает текст.

Особенности мышления. Не всегда последователен и логичен в суждениях. В решении математических задач с помощью учителя отграничивает компоненты задачи. Способен самостоятельно решить задачу в одно действие.

Особенности восприятия. Знает все основные цвета и оттенки. Ориентируется во времени, адекватно воспринимает последовательность и длительность событий, их отдаленность и близость. Узнает и правильно называет геометрические формы, сравнивает величины.

3. Особенности речи

В чтении допускает следующие виды ошибок: замена и смешение фонетически близких звуков «лопата - > лобата, девочка - > тевочка, хотела->ходила, только-> долька и т. п.» При этом пытается обойти трудность чтения путем угадывания слов, опираясь на начальную часть слова или на сходство звучания, но не на контекст.

При списывании текста допускает значительное количество ошибок. При записи предложений под диктовку допускает следующие ошибки: пропуски гласных и согласных в стечении «сидит -> сидт, диктант -> диктат», замена гласных «пушистый -> пушистай», замена согласных «барабан -> парапан. Изредка наблюдаются ошибки в добавлении элементов букв «стоит -> стошт, листопад ->листотад».

4. Оценка учебных итогов

На протяжении 2013-2014 учебного года успевает на «удовлетворительно» и «хорошо».

5. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс обучения

Имеются трудности в усвоении норм поведения. Гиперактивность.

6. Особенности социальных контактов

В поведении наблюдаются проявление детского негативизма, причем детский негативизм преобладает над обычным непослушанием.

Стремится к лидерству: при непринятии лидерства сверстниками склонен проявить агрессию.

7. Взаимодействие семьи и школы

Между требованиями школы и семьи противоречий нет. Родители реагируют на замечания, оказывают помощь в воспитании ребенка в условиях школы.

Учитель (кл. рук-ль)___Малянова О. Р.

Психолог___(ФИО)

Учащиеся коррекционной школы находятся под постоянным контролем преподавателей, воспитателей, психологов и социальных педагогов. Результаты их наблюдений находят отражение в психолого-педагогической характеристике, которую готовит классный руководитель с учетом всех замечаний и рекомендаций указанных специалистов. Лишь в этом случае можно получить полную картину о развитии ребенка, имеющихся у него проблемах в обучении и поведении, о положительных изменениях.

Психолого-педагогическая характеристика составляется на текущий момент. Первоначально полная информация подается после первого года обучения в коррекционной школе, а затем дополняется при переходе из одного класса в следующий. Более подробную, развернутую информацию классный руководитель готовит в случае перевода ученика в другую школу либо при дополнительном .

Характеристика исключает озвучивание прямого диагноза, а раскрывает лишь уровень интеллектуального развития учащегося, особенности познавательной деятельности, индивидуально- психологические наблюдения.

Шаблон характеристики на ученика коррекционной школы включает в себя следующие сведения

  • Общие сведения об ученике (год поступления, состав семьи, условия проживания в семье, поведение в домашней среде, отношение семьи к школе).
  • Данные медицинского обследования без указания диагноза (общее физическое развитие, наличие имеющихся дефектов, методы укрепления здоровья, используемые в коррекционной работе).
  • Успеваемость (информация предметников, отношение ученика к учебе, дисциплинированность к выполнению домашних заданий, к занятиям на уроке)
  • Особенности учебно-познавательной деятельности (характеристика внимания, памяти, насколько четко воспроизводит услышанное, мышление, речь).
  • Социальное поведение.
  • Общение со сверстниками, учителями.
  • Заключение (общий результат по итогам проведенной работы, намеченные дальнейшие пути по исправлению недостатков в развитии ребенка).
  • Дата, подписи всех специалистов, задействованных в коррекционной работе.

Обязательно психолого-педагогическая характеристика на ученика коррекционной школы визируется руководителем учебного заведения.

Характеристика на учащегося школы – один из важнейших психолого-педагогических документов, составление которого актуально: как при смене места учебы, так и для предоставления в качестве рекомендации в различные органы.

Иванов Александр учится в ГУ «СШ № 19» г. Свердловска с первого класса. Ученик имеет хорошее физическое и умственное развитие. Ответственный и трудолюбивый. Владеет навыками самостоятельной работы. Умеет сопоставлять, анализировать, четко выражать свою мысль.

На 8-м году обучения Александр перешел в класс математического профиля. Он предпочитает предметы гуманитарного цикла, увлекается историей и правом.

Александр соблюдает режим школы и установленные правила поведения. Не пропускает занятий беспричинно.

Основные черты характера: спокойный, уравновешенный, избегает конфликтов.

Любые поручения выполняет безоговорочно и ответственно. Активно участвует в школьных мероприятиях.

Вредные привычки отсутствуют.

Трудолюбив, владеет необходимыми трудовыми навыками, в работе аккуратен и точен. Самоуверенный, точно оценивает собственные возможности, стремится к успеху, первенству, решительный, настойчивый.

Отличается воспитанностью, скромностью. Тактичный, доброжелательный. С одноклассниками дружит. Очень обязательный, переживает за результат выполняемого поручения. Пользуется авторитетом.

Родители интересуются успехами своего ребёнка. Постоянно общаются с классным руководителем. Оказывают посильную помощь в вопросах жизнедеятельности класса.

Характеристика для военкомата для положительного ученика

Шишкин Игорь учится в ГУ РФ «ПСОШ №17» г. Пскова с 1 класса. В течение всех лет обучения в школе выполняет правила внутреннего распорядка, на уроках дисциплины не нарушает. Учится преимущественно на оценку «4». Имеет математический склад ума.

Интеллектуально развит, начитан, имеет богатый словарный запас. Умеет выстроить материал в логической последовательности, анализировать и делать выводы.

Постоянно совершенствуется, при подготовке к урокам использует дополнительную литературу, расширяя багаж собственных знаний за рамками школьной программы.

Исполнителен, ответственно подходит к выполнению поставленной задачи. Отличается смекалкой, эрудирован, не поддаётся чужому влиянию, самостоятелен.

Имеет задатки лидера, является примером для одноклассников, никогда не отказывает им в помощи. Коммуникабелен, тактичен в общении. Адекватен к критике.

Имеет хороший уровень физической подготовки. Участник многих школьных и внешкольных спортивных соревнований. Вредных привычек нет.

Игорь проживает с отцом, матерью и старшим братом. Положительный микроклимат семьи благоприятно сказывается на мальчике. Родителям небезразлична судьба Игоря, они постоянно интересуются его успехами.

Характеристика дана для предъявления в военкомат.

Образец положительной характеристики на девочку – ученицу школы

Бокова Виктория учится в ГУ «РШ №18» г. Рязани с 1-го класса. За годы учебы проявила себя как деятельная, коммуникабельная ученица, обладающая высоким интеллектуальным уровнем и справляющаяся со всеми учебными дисциплинами. Проявляет интерес к точным наукам и урокам физического развития. Вне школы изучает английский язык, увлекается рисованием.

Виктория обладает широким кругозором, любит читать. Умеет выражать собственное мнение, четко формулирует свои мысли. Всегда сфокусирована на выполняемой деятельности, однако может легко переключиться на решение другой задачи. Отмечена высокая скорость освоения учебной программы и легкость, с которой девочка воспроизводит полученные знания.

Она соблюдает все правила школьного распорядка, уроков беспричинно не пропускает. Занимает пост помощника президента школы, является членом ученического Парламента и Совета школы. Мечтает стать следователем.

На протяжении всего периода обучения активно участвовала в классных и общешкольных мероприятиях.

Виктория инициативна, часто выступает в роли организатора. Отзывчива, трудолюбива, общительна, редко пребывает в плохом расположении духа. Честная, умеет отстаивать свои убеждения, всегда добивается положительного результата. Дружелюбна, имеет лидерские качества, что позволяет ей занимать ведущие роли в ученическом коллективе.

Является действующей спортсменкой в составе танцевального коллектива. Наличие вредных привычек не замечено.

Родители подходят к воспитанию дочери со всей ответственностью. Являются в школу по первому требованию.

Готовая характеристика на ученика со средними способностями

Рябчиков Владислав учится в ГУ «ОСОШ №5» г. Орла с 7-го класса. Отмечены средние способности при освоении им учебной программы.

На уроках малоактивен. Не проявляет должного интереса к обучению, раскрывает свои навыки лишь под постоянным контролем со стороны педагогов.

Задания на дом выполняет периодически. Предпочтение отдаёт изучению истории. Трудно даются предметы естественно-математического цикла. Мало читает, потому обладает недостаточным словарным запасом. Часто отвлекается, неспособен сосредоточится на поставленной перед ним задаче.

Обладает основными трудовыми навыками, но неактивен, а потому редко их применяет. В культурно-массовых мероприятиях практически не принимает участия, ссылаясь на свою занятость.

Не всегда честен. Доверием среди сверстников и взрослых не пользуется. Может подвести.

Физическое развитие Владислава хорошее. Занимается велосипедным спортом. Становился бронзовым призером Чемпионата области. Увлекается футболом.

В диалоге с одноклассниками и педагогами Владислав сдержан и вежлив. Во время спора может быть импульсивным, эмоциональным и проявлять упрямство. Склонен к независимости.

Является дружелюбным мальчиком, а потому поддерживает товарищеские отношения с большинством одноклассников.

Родители Владислава активно воспитывают ребенка и способствуют его развитию, стараясь изменить ситуацию с успеваемостью сына. Всегда идут на контакт с руководителем класса, посещают школу.

На ученика с низким уровнем знаний и успеваемости

Корниловский Никита учится в ГУ «КСОШ №2» г. Кирова с 1-го класса. За все время учёбы в школе проявил такие свои качества как лень и безразличие к образовательному процессу. Не проявляет должного внимания к предлагаемому учебному материалу, отвлекается на посторонние занятия и игнорирует учительские замечания. Больший интерес у него вызывает общение с одноклассниками. Пассивность поведения на уроках ведёт к низким результатам успеваемости. Задания на дом не выполняет, но мастерски умеет списывать.

Занятий беспричинно не пропускает.

Определенный интерес проявляет к гуманитарным предметам, любит поэзию, историю.

Имеет необходимые трудовые навыки, однако недостаточно инициативен для их применения. Больший приоритет отдаёт участию в классных и школьных общественных мероприятиях.

Любит внимание со стороны, требует уважения к себе, к своему мнению. В разговоре может использовать нецензурные слова, считая это нормой поведения.

Обладает значительным уровнем спортивной подготовки, посещает тренажерный зал. Не приемлет вредных привычек.

Живет с отцом, матерью и младшим братом, о котором очень заботится. Родители регулярно появляются в школе и общаются с классным руководителем. Активно пытаются повысить уровень знаний Никиты.

Характеристика на ученика из неблагоприятной семьи с плохим поведением

Ключевский Илья учится в ГУ «ЛСОШ №4» г. Липецка с 1-го класса. Учебный процесс не вызывает у мальчика интереса, но стоит отметить абсолютную посещаемость. Способен осваивать учебный материал в больших объемах, но общая пассивность во время обучения приводит к низкому уровню знаний.

К себе не требовательный. Память можно охарактеризовать как произвольную смешанную. Если удаётся его заинтересовать, то лучше всего проявляет себя в точных науках. Стабильности результатов мешает отсутствие трудолюбия и прилежания. К происходящему в классе безразличен, неактивен. Домашние работы не готовит. Речь развитая.

Имеет все необходимые трудовые навыки, но старается избегать личных поручений и общественных мероприятий.

Имеет хорошую физическую форму. На любительском уровне занимается футболом и большим теннисом.

Во время контактов с одноклассниками и педагогами может проявить агрессивность, упрямство, часто его действия импульсивные и слишком эмоциональные. Недисциплинирован, склонен к независимости, умеет отстоять личную точку зрения. Честен.

Систематически нарушает правила поведения, стоит на учете у социального педагога, неоднократно имел беседы со школьным психологом.

Не имеет должного уважения со стороны одноклассников. Дружит с учащимися, младшими по возрасту, среди них является лидером.

Замечен за курением.

Проживает с матерью и сестрой. Мать не занимается воспитанием детей, ссылаясь на рабочую занятость. Школу не посещает, общения с классным руководителем избегает.

Характеристика трудного подростка в полицию от классного руководителя

Григорьев Андрей учится в 10 классе ГУ «СОШ №13» г. Архангельска с сентября 2018 года. За неполный семестр обучения зарекомендовал себя как злостный прогульщик. Периодически появляется на занятиях, но к самой учебе относится с полным безразличием. Домашних работ не выполняет.

В коллективе подросток общается мало, с трудом контактирует с одноклассниками, доброжелателен к детям младшего возраста. Ввиду отсутствия инициативности и лидерских амбиций не пытается улучшить своё положение.

Разделы: Социальная педагогика , Коррекционная педагогика

Психолого-педагогическая характеристика является аналитическим продуктом деятельности педагога в процессе наблюдения за учащимся в различных сферах его жизни – обучении, общении, социальном поведении.

Психолого-педагогическая характеристика на учащегося составляется с разными целями, исходя из которых, её содержание может меняться. Характеристика может носить текущий характер, когда она составляется впервые после одного учебного года обучения ученика в школе и при переводе его из класса в класс дополняется и изменяется.

Подробные, развёрнутые характеристики требуются при переводе учащегося из одной школы в другую, при необходимости дополнительного обследования на ПМПК, для уточнения или изменения образовательного маршрута.

Составлению характеристики предшествует важный период – наблюдение за учащимся и изучение его познавательной деятельности, личностных качеств, индивидуально-психологических особенностей. Кроме этого, изучается характер усвоения знаний по предметам, причины затруднений в усвоении знаний, особенности отношения учащегося к разным предметам, особенности индивидуального подхода в ходу учебного процесса. За данный раздел ответственным является классный руководитель, однако для наиболее объективной и полной характеристики желательно участие других специалистов, работающих непосредственно с учащимся: воспитателя, учителей-предметников, логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Особенности речевых нарушений даёт логопед.

Участие учителей-предметников в составлении психолого-педагогической характеристики позволяет раскрыть особенности познавательной деятельности.

Воспитатель проводит изучение ученика со стороны его личностных качеств, поведения, отношений в коллективе. Вместе с тем воспитатель собирает материал по отношению учащегося к выполнению домашнего задания, фиксирует встречающиеся трудности при их выполнении.

Значительная роль в составлении психолого-педагогической характеристики отводится психологу и социальному педагогу. Психолог в характеристике отражает результаты диагностик учащегося, даёт описание эмоционально-волевой сферы ученика. Социальный педагог описывает условия, в которых воспитывается ребёнок, характеризует роль родителей в воспитании, раскрывает особенности поведения ученика, его отношений с коллективом учащихся и педагогов, уровень усвоения учащимся общественных норм и правил, наличие вредных привычек, учётов в органах профилактики.

Таким образом, в сборе материала для психолого-педагогической характеристики участвуют все специалисты школы.

Все данные об ученике в течение учебного года фиксируются в дневнике наблюдений, который является основным опорным документом, содержащим данные о конкретном ученике. Кроме дневника наблюдений при составлении характеристики ученика используется его личное дело, где особое внимание уделяется заключению ПМПК, классный журнал, продукты деятельности учащегося – тетради, рисунки и т.п.

Изучение ученика начинается со знакомства с его личным делом: с данными ПМПК, характеристика за прошлые годы обучения, данные об успеваемости.

При изучении ученика коррекционной школы перед педагогом стоят следующие задачи:

  1. Установление склада умственного развития с определением диагноза (лёгкая, средняя или тяжёлая умственная отсталость). Однако необходимо помнить, что обозначение диагноза ребёнка в характеристике является грубейшим нарушением его прав. Таким образом, педагог даёт характеристику интеллектуальному развитию ребёнка без обозначения диагноза.
  2. Определить структуру дефекта (нарушение нейродинамики, патология анализаторов, нарушение личности).
  3. Определение особенностей развития познавательной деятельности и личностных качеств.
  4. Различное отношение к нормам поведения, различия в отношениях со сверстниками и взрослыми.
  5. Определение оптимальных условий обучения и коррекционно-воспитательной работы, а также условий более успешной социально-трудовой адаптации.

При изучении ученика должны соблюдаться следующие принципы: комплексность, объективность, всесторонность, принципы индивидуального и динамического подхода.

Психолого-педагогическая характеристика должна отвечать следующим требованиям:

  1. Быть развёрнутой, полной и подробной.
  2. Содержать анализ полученных данных, выводов, подтверждённых фактами и примерами.
  3. В характеристике должны быть указаны не только отрицательные, но и положительные черты личности ученика и его познавательной деятельности.

План-характеристика ученика коррекционной школы

ХАРАКТЕРИСТИКА
учащегося …. класса
название учреждения
………………….(ФИО) (год рождения)

I. Общие сведения об ученике и его семье

Указывается год поступления в школу. Откуда поступил ученик в коррекционную школу (их какого типа учреждения или семьи). Сколько лет и в каких классах обучался до этого. Состав семьи, материальное положение семьи, социальный статус семьи, культурный уровень семьи, наличие асоциальных и факторов и вредных привычек у родителей. Кто осуществляет воспитание в семье, имеется ли единство требований в воспитании. Поведение школьника дома, его режим дня, трудовые обязанности по дому. В какой форме осуществляется контакт между школой и семьёй.

II. Данные медицинского обследования

В связи с охраной прав ребёнка диагноз ПМПК, а также особенности анамнеза в характеристике не указываются. Если есть необходимость и факты, то в редких случаях допустимо употреблять следующую трактовку “поступил в коррекционную школу по рекомендации ПМПК, за годы обучения в коррекционной школе диагноз ПМПК подтвердился”.

В характеристике необходимо отразить общее физическое развитие ученика, имеющиеся нарушения. Далее раскрываются особенности высшей нервной деятельности и характер поражений центральной нервной системы. Особенности сенсомоторной сферы (зрение, слух, речедвигательный аппарат, моторная скованность, расторможенность, нарушение координации движений, состояние мелкой моторики), наличие сложного дефекта. Также необходимо указать средства укрепления здоровья и методы коррекционной работы.

III. Успеваемость

В данном разделе необходимо отразить успеваемость ученика по предметам. Желательно, чтобы учителя, обучающие данного ученика дали подробную характеристику познавательной активности ребёнка на каждом уроке, а также отношение к учебному предмету, дисциплинированность ученика на уроках и при подготовке домашнего задания.

Как в ходе обучения и подготовки домашнего задания учитываются психофизические особенности ученика, трактуется общая система работы по повышению успеваемости данного ученика.

IV. Особенности внимания и познавательной деятельности

Особенности внимания и познавательной деятельности раскрываются на основе наблюдений за учеником, анализа учебного процесса, бесед с учеником, педагогами, изучения продуктов деятельности и результатов учебного труда.

  1. Особенности внимания, в особенности произвольного, его объём. Легко ли привлекается внимание на уроке и при подготовке домашнего задания. Устойчивость, распределение, переключаемость внимания, отвлекаемость, рассеянность и их причины. Какие средства привлечения внимания наиболее эффективны для данного ученика.
  2. Особенности ощущения и восприятия. Темп, полнота, правильность восприятия, узнавание объектов и явлений. Восприятие времени: знание и понимание мер времени, последовательности событий, их отдалённости или близости. Восприятие формы, величины, положения в пространстве.
  3. Представления: полнота, фрагментарность, искаженность и уподобляемость.
  4. Особенности памяти: запоминание (темп, объём, осознанность, точность). Характер запоминания информации (произвольность и продуктивность). Сохранение материала в памяти. Узнавание известного в новом материале. Характер воспроизведения: полнота, логичность, последовательность, характер ошибок при воспроизведении (повторяемость, привнесения, искажённость и др.). Уровень развития памяти: преобладание механической или словесно-логической памяти. Средства, применяемые для развития памяти и лучшего запоминания материала.
  5. Особенности мышления. Активность или пассивность мышления, стереотипность, тугоподвижность, последовательность рассуждений, критичность. Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать. Выполнение анализа, синтеза, сравнения, обобщений. Особенности усвоения понятий: умение выделить существенные признаки, дать определение. Какой вид мыслительной деятельности развит у ученика (наглядно-образный, понятийный).
  6. Речь: степень развитости речи, способность понимания обращаемой речи. Характеристика словаря: объём словаря, особенности грамматического строя. Темп, выразительность и активность речи. Характер монологической речи: логичность, связность, завершённость. Характер диалогической речи: умение поддержать разговор, задавать вопросы и отвечать на вопросы, характер формулирования ответов. Особенности письменной речи: понимание текста, характер ошибок при письме, умение выразить мысль письменно, точность употребления слов и характер предложений. Затруднения в выполнении письменных работ: при списывании, письме под диктовку, самостоятельной работе. Соотношение устной и письменной речи. Наличие дефектов речи и их характер. Коррекционная работа логопеда.

V. Личность и поведение

  1. Нравственные качества ученика.
  2. Отношение к труду и учёбе: положительное, индифферентное, отрицательное. Заинтересованность, трудолюбие, отношение к педагогам и воспитателям.
  3. Дисциплинированность, отношение к правилам и требованиям, поведение на уроках, при подготовке домашних заданий, в ходе мероприятий, в группе, в свободное время, в общественных местах. Уровень сформированности общественных норм. Мотивы дисциплинированности или нарушения дисциплины. Наличие чувства долга и ответственности.
  4. Проявление волевых качеств. Наличие волевых черт характера, целенаправленность действий и поступков, решительность, умение преодолевать трудности и проявлять волевое усилие. Недостатки в развитии воли: лёгкая внушаемость, ведомость, податливость, своеволие, импульсивность, рассеянность, уход от трудностей и др. Уровень сформированности мотивов и потребностей, наличие дефектов правосознания и ценностно-нормативных ориентаций. Соотношение побудительной и смыслообразующей функции мотивов, уровень опосредованности мотивов.
  5. Навыки культурного поведения: вежливость, предупредительность, чуткость, отзывчивость, опрятность. Степень устойчивости этих навыков.
  6. Интересы к внеклассной работе, заданиям по трудовой деятельности, кружковой работе, спорту, играм и другим видам досуга. Разнообразие интересов, устойчивость, избирательность, направленность, осознанность, формы проявления интересов. Оценка интересов ученика учителем и воспитателем. Средства, применяемые педагогом для поддержания интересов и их развития у данного ребёнка.
  7. Особенности характера. Наличие нравственных черт характера: доброта, искренность, трудолюбие, сдержанность, скромность, честность, самокритичность, уверенность в себе, коллективизм. Наличие трудных черт характера: эгоизм, замкнутость, скрытность, негативизм, завышенные притязания, лень, лживость, капризность, вспыльчивость, агрессивность, драчливость и др.
  8. Характер эмоций и высших чувств: устойчивость настроений, склонность к аффективным вспышкам, длительность и неадекватность переживаний, реакции на успех и неуспех. Уровень развития высших чувств: товарищество, честность, долг, честь, патриотизм, коллективизм и др. Уровень самооценки, наличие самокритичности, оценка других, прогнозирование собственного будущего.
  9. Занимаемое место в коллективе, роль в коллективе (лидер, аутсайдер), уважение товарищей и его товарищами. Изолированность частичная или полная, её причины. Устойчивость отношений с товарищами. Наличие собственного мнения, умения считаться с общественным мнением и подчиняться ему. Наличие близких друзей.
  10. Система взглядов, интерес к общественным событиям нашей страны. Стремление быть полезным коллективу и обществу.
  11. Наличие вредных привычек, учётах в правоохранительных органах, социальных службах, органах системы профилактики. Уровень ориентировки в окружающем мире, уровень самостоятельности действий. Наличие санитарно-гигиенических навыков, уровень их развития и способности применения их на практике.

VI. Заключение

В качестве заключения психолого-педагогической характеристики необходимо отразить общее мнение об учащемся, сделать выводы об основных чертах личности, на которые можно положиться в дальнейшей работе с ним. Определить в чём проявляется апатичность развития личности и основной недостаток. Наметить пути дальнейшей коррекционно-воспитательной работы с учеником. Указать сторону дефекта, работа над которым представляет наибольшую трудность.

В конце характеристики необходимо указать дату её составления, а также специалистов, участвовавших в её составлении. Например, “характеристика составлена по материалам классного руководителя…” с указанием ФИО и должности специалиста. Характеристика заверяется подписью руководителя учреждения. При необходимости с характеристикой знакомят родителей или законных представителей несовершеннолетнего под роспись с датой.

Список использованной литературы:

  1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск, 2001.
  2. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1981.
  3. Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательную школу. – М., 1973.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
  5. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М., 2003.
  6. Основы специальной психологии./Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2002.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2002.