» » Холодная война в Арктике. Новый полк пво прикроет ядерный полигон россии

Холодная война в Арктике. Новый полк пво прикроет ядерный полигон россии

с 50-х до начала 90-х годов XX века рассматривалась как один из театров военных действий. Кратчайший путь между СССР и США пролегал через Северный полюс. В связи с этим на побережье и островах Северного Ледовитого океана были развёрнуты части войск противовоздушной обороны страны. По уровню освоения Арктики эти войска превосходили все остальные ведомства, занимавшиеся освоением Севера. Но с окончанием «Холодной войны» подавляющее большинство этих частей было выведено из Арктики и расформировано. Однако их опыт может быть интересен как с исторической, так и с практической точки зрения, поскольку в последние годы военное присутствие России в Арктике активно восстанавливается.

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ: ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ В АРКТИКЕ (50-Е - 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)

После II мировой войны, в которой Арктика была одним из театров военных действий, интерес к её военному освоению резко усилился. Арктика была одним из тех регионов мира, где «холодная война» велась очень активно. Существование на островах и побережьях Северного Ледовитого океана оборонительных сооружений в советское время было военной тайной, но в постсоветское время военные объекты здесь были рассекречены, и, в подавляющем большинстве случаев, упразднены. Но воздействие военного освоения на развитие арктического региона было очень значительным, а местами остаётся таким и сейчас. Однако ни история, ни география этого освоения по понятным причинам широкого освещения в открытой печати не нашли. В последнее время СМИ часто стали писать о возвращении наших Вооружённых Сил в Арктику, создании новых аэродромов, радиолокационных станций и восстановлении системы радиолокации над Северным Ледовитым океаном. Здесь можно только вспомнить то, что новое - это хорошо забытое старое, и нынешнее «утверждение» России в Арктике представляет собой лишь частичное восстановление созданной в советское время инфраструктуры.

Самым интересным с географической точки зрения было участие в процессе военного освоения Арктики Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. Иногда в «масс-медиа» эти войска именуются «войсками ПВО СССР», но это неверное название, поскольку к ПВО СССР принадлежала также войсковая ПВО (подразделения противовоздушной обороны, выполнявшие задачи по непосредственной защите частей и подразделений других видов Вооружённых Сил и родов войск, или «ПВО поля боя»). В состав Войск ПВО страны как вида Вооружённых Сил входило три рода войск - радиотехнические войска (РТВ), истребительная авиация (ИА) и зенитно-ракетные войска (ЗРВ).

Радиотехнические войска (РТВ) состоят из относительно небольших по численности частей, разбросанных на больших территориях. Их задача - только видеть, действовать они не могли. Образно выражаясь, РТВ, особенно на дальних рубежах, были «стражами Судного дня». Их боевая задача сводилась, в сущности, к тому, чтобы увидеть на индикаторах РЛС (радиолокационных станций) воздушные армады противника, идущие в боевых порядках, и успеть «передать по связи» «Началось!». Спасение личного состава отдалённых подразделений РТВ планами военных действий не предусматривалось.

А. Шрамченко, командовавший радиотехническими войсками ВВС (после объединения ВВС и ПВО их радиотехнические войска также были объединены), отмечал ещё в 2001 году: «До недавнего времени в РТВ были подразделения, дислоцированные на арктических островах: в частности, на , (о. Грэм-Белл), на северной оконечности Новой Земли (мыс Желания), на острове Визе в Карском море, на островах Северная Земля, Вайгач, Врангеля, Диксон. Просто выжить в таких условиях - уже подвиг, а личный состав нес боевое дежурство и обеспечивал дежурные силы по противовоздушной обороне радиолокационной информацией. Эти страницы истории еще ждут своего описания».

Части истребительной авиации были крупными по численности личного состава, они обладали мощной инфраструктурой, основу которой составляли аэродромы. Аэродромы, на которых базировались истребительные авиационные полки (ИАП), естественно, находились в ведении Министерства обороны, но часто они использовались как аэродромы двойного базирования, т.е. использовались также гражданской авиацией (в советское время - авиацией Министерства гражданской авиации, МГА). Такой аэродром всегда располагался в том или ином населённом пункте или в непосредственной близости от него. Аэродром «обрастал» разнообразной инфраструктурой (транспортной, социальной и т.д.), поскольку в условиях Арктики он неизбежно становился основным транспортным узлом примыкающей к нему территории, зачастую измеряемой десятками и даже сотнями тысяч квадратных километров. Вследствие этого ликвидация таких аэродромов существенно меняла траекторию развития тех населённых пунктов, где они находились - чаще всего эти населённые пункты приходили в запустение, особенно в случае, если ИАП здесь был «градообразующим предприятием». В качестве примера можно привести пос. (Ненецкий АО).

Зенитно-ракетные войска по своему воздействию на окружающие их территории занимали промежуточное положение между ИА и РТВ. Зенитно-ракетные полки (ЗРП) состояли из дивизионов, располагавшихся на существенном расстоянии от тех объектов, которые они прикрывали. Но это расстояние измерялось не сотнями и даже тысячами километров, как в случае РТВ, а в лучшем случае десятками. Но и столь высокого уровня территориальной концентрации, как в случае с ИАП, ЗРП не имели. ЗРВ в Арктике использовались для прикрытия расположенных там же стратегических объектов. Наиболее высокой концентрацией зенитно-ракетных частей в Арктике отличались территории, примыкающие к Кольскому заливу (Мурманск, Североморск, Полярный и др.). В условиях Арктики ЗРП в основном размещались там же, где и части истребительной авиации, поэтому последствия от их ликвидации трудно разделить с последствиями от ликвидации ИАП.

Резкое сокращение Войск ПВО страны в 90-е годы привело к тому, что значительная их часть просто перестала существовать, причём сильнее всего «пострадали» радиотехнические войска. «О сокращении группировок Войск ПВО позволяют судить следующие данные: с 1992 до 1996 года количество зенитных ракетных полков сократилось со 151 до 84, зенитных ракетных бригад - с 56 до 1, истребительных авиаполков - с 67 до 27, радиотехнических полков и центров - с 71 до 16».

Войска ПВО страны начали развёртываться в Арктике в середине 50-х годов. Это было связано в первую очередь с развитием атомного оружия. Основным средством доставки атомного оружия до конца 60-х - начала 70-х годов была стратегическая авиация. Кратчайший путь между двумя тогдашними сверхдержавами, СССР и США, проходик через Северный Ледовитый океан. И если до середины 50-х годов части и соединения ПВО располагались главным образом в крупных городах, на примыкающих к ним территориях и вдоль главных транспортных магистралей СССР, то с этого времени начинается их частичная передислокация на дальние рубежи, в том числе и в Арктику.

С этого же времени складывается просуществовавшая до 90-х годов организационная структура Войск ПВО страны. Части и соединения войск ПВО были построены по «географическому» принципу. Верхний уровень этой структуры составляли Московский округ ПВО и отдельные армии (ОА). Штабы ОА располагались в крупных городах. Север Европейской части СССР прикрывался частями и подразделениями 10-й ОА со штабом в Архангельске. Небо над арктической частью Сибири «закрывала» 14-я ОА (штаб в Новосибирске). Дальневосточная часть Арктики, как и вообще Дальний Восток, защищалась 11-й ОА ПВО (штаб в Хабаровске).

Армии ПВО состояли из дивизий и корпусов. В пределах Арктики к 10-й ОА ПВО относились 21-й корпус (штаб в Североморске) и 4-я дивизия (штаб в Белушьей Губе на Новой Земле). К 14-й ОА принадлежала 22-я дивизия ПВО (штаб в Норильске). К 11-й ОА ПВО - 25-я дивизия (штаб в пос. Угольные Копи, Чукотский АО). В состав дивизий входили радиотехнические бригады (РТБР) и полки (РТП), ИАП и ЗРП.

Наиболее сложную в территориальном отношении структуру имели радиотехнические части. Например, в состав в/ч 03161 (РТП, штаб в пос. Тикси; подчинялся Норильской дивизии) входили «точки» в Нижнеянске, Кигиляхе, Чокурдахе, Темпе (Новосибирские острова), Таймылыре, Джарджане. Западный сосед этого полка стоял на Диксоне (169-я радиотехническая бригада, в/ч 03177) с «точками» по Таймыру и островам в Карском море (например, отдельная радиолокационная рота (орлр) на острове Визе и две «точки» на Северной Земле). К востоку от полка в Тикси стояли подразделения 129-й РТБР, входившей в состав 25-й дивизии ПВО со штабом там же, где и штаб дивизии - в п. Угольные Копи (аэропорт г. Анадырь). «Точки» этой бригады располагались по всему побережью Чукотки и на о-ве Врангеля (Ушаковское).

Небо над севером Западной Сибири делили два радиотехнических полка ПВО - 11-й РТП (штаб в Воркуте, входил в состав 4-й дивизии 10-й ОА ПВО) («точки» на о-вах Колгуев и Белый, побережье Ямала) и 84-й РТП (штаб в Новом Уренгое, входил в состав 22-й дивизии 14-й ОА ПВО). На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа размещался 3-й радиотехнический полк, «прикрывавший» небо над востоком Европейской части Союза и Уралом. Штаб этого полка находился там же, где и штаб 4-й дивизии ПВО, в п. Белушья Губа на Новой Земле, а «точки» располагались на мысе Меньшикова, в губе Чёрная, на мысе Лилье, в п. Рогачёво (единственный аэродром на Новой Земле), п-ове Панькова Земля, мысе Николая, в Русской Гавани, на мысе Желания, а также на и Земля Александры (архипелаг ) и на о-ве Виктория, расположенном между Землёй Франца-Иосифа и Шпицбергеном.

К западу от Новой Земли находились радиотехнические части, входившие в состав 21-го корпуса ПВО со штабом в Североморске. Кольский полуостров - это самая освоенная и насыщенная военными объектами часть Заполярье, поэтому и частей ПВО, прикрывающих эти объекты, здесь было много. Радиотехнические войска здесь были представлены 5-й радиотехнической бригадой со штабом в Североморске. Однако на Кольском полуострове радиотехнические части ПВО «системообразующего» значения не имели, поскольку там буквально «терялись» среди большого количества частей и сил других видов Вооружённых Сил и родов войск. На Кольском полуострове части РТВ, как и других родов войск ПВО, стоят и сейчас, в отличие от всех дивизий и частей, упомянутых ранее. Так, 21-й корпус ПВО к настоящему времени преобразован в 1-й корпус ВКО (Военно-космической обороны). Вследствие этого подробная информация о них в открытом доступе крайне ограничена.

Кольский полуостров наиболее насыщен также и аэродромами, на которых стояли истребительные авиационные полки (ИАП). Одним из таких аэродромов был аэродром Африканда неподалёку от г. Полярные Зори. В 2001 году аэродром ликвидирован, посёлок при нём заброшен и постепенно разрушается. Использовался также аэродром Килп-Явр в 60 км от Мурманска, в настоящее время истребительная авиация оттуда также выведена и переведена на аэродром Бесовец (Республика Карелия). Ещё один аэродром истребительной авиации на Кольском полуострове - Мончегорск, используемый и в настоящее время.

Между Кольским полуостровом и Новой Землёй истребительные авиационные полки располагались к югу от пределов Арктики (Архангельск, Котлас). На Новой Земле на аэродроме Рогачёво (в советское время этот аэропорт был секретным, официальным его названием было и есть «Амдерма-2») стоял 641-й истребительный авиационный полк.

В 1993 г. этот полк был переведён на уже упоминавшийся аэродром Африканда и слит со стоявшим там ИАПом, впоследствии также ликвидированным. В настоящее время аэродром Рогачёво используется для сообщения с Центральным полигоном Российской Федерации, расположенным на Новой Земле. В 2012 году выдвигалась идея о размещении МиГ-31 на аэродроме Рогачёво, но в 2013 году эта идея была отвергнута. Из не очень внятных объяснений руководства Министерства обороны и командования ВВС можно было понять, что основной причиной отказа является плохое состояние инфраструктуры аэродрома. Этот аэродром ныне обслуживается дежурной сменой, приезжающей из расположенного в 13 км посёлка Белушья Губа, поскольку пос. Рогачёво полностью заброшен.

В ноябре 2013 года на проведённом президентом России В.В. Путиным совещании по вопросам военно-воздушных сил командующий ВВС В. Бондарёв следующим образом определил перспективы военного освоения арктических аэродромов, включая Рогачёво: «В арктической зоне мы планируем занять Рогачёво, Нагурское. Рогачёво сейчас работает, единственное, мы планируем расширить его возможности - удлинить полосу ещё на 500 метров. Нагурское - это на . Далее аэродром Темп и на острове Шмидта. Дальше хотим также аэродромы приарктической зоны - , Алыкель, Тикси - довести до нормы годности и использовать их в качестве аэродромов для использования дальней авиацией». Интерес к Нагурской, правда, не совсем понятен - для военных целей её взлётно-посадочная полоса совершенно непригодна. В советское время основным аэродромом Земли Франца-Иосифа был , где вместе с отдельной радиолокационной ротой размещалась авиакомендатура, поддерживавшая этот аэродром в исправном состоянии. На нём могли взлетать и садиться даже тяжёлые самолёты, но сейчас этого аэродрома не существует.

Минобороны РФ планирует усилить контроль за арктической воздушной границей.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения - это газопотребление Франции за 80 лет). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м куб., крупные запасы углеводородов расположены и в Канадском секторе.

Помимо ресурсного потенциала Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПВО и ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.

Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов подчеркнул важность участия российской авиации в охране объектов нефтедобычи на арктическом шельфе. Эксперт отмечает, что претендующие на северную нефть страны вкладывают обширные ресурсы в обеспечение военного присутствия в регионе, в то время как российская инфраструктура находится в запустении.

Сокращение численности военнослужащих и гражданского персонала на Новой Земле начинается в конце 80-х годов. С прекращением испытаний ядерного оружия резко идет на убыль численность персонала, обслуживающего полигон. Начинается сокращение численности военнослужащих на точках ПВО.

В 1990—1993 гг. силы Войск ПВО страны на островах Арктики ликвидируются. Ликвидация начинается с 3-го радиотехнического полка, подразделения которого, как уже говорилось выше, располагались по всему западному побережью Новой Земли и на Земле Франца-Иосифа. Личный состав выводится на Большую землю, материальная часть на отдаленных точках оставляется, с близких точек частично вывозится. Некоторые точки (Мыс Меньшикова, Губа Чёрная) передаются в состав Федеральной пограничной службы, но затем и они расформировываются.



Ликвидируется 406-й зенитно-ракетный полк, штаб которого располагался в Рогачёво. 641-й истребительный авиаполк переводится с Рогачёво на аэродром Африканда (Мурманская область, г. Полярные Зори) и в начале XXI в. расформировывается. Деятельность 4-й (Новоземельской) дивизии ПВО прекращается.

Песцовый воротник на фоне обваливающейся штукатурки — реалии современной «Белушки». В последние годы, правда, в поселке взялись за косметический ремонт: дома обшивают цветным пластиком.

Одновременно с этим упраздняются точки ВМФ, расположенные на западном побережье Новой Земли, а также части РВСН.

Прекращается и существование поселка Рогачёво. Почти все здания и сооружения поселка ныне представляют собой руины. Аэродромобслуживает дежурная смена, которая приезжает из Белушьей Губы. Сейчас, насколько можно судить по открытым источникам, все точки на Новой Земле ликвидированы. Население сосредоточено в поселке Белушья Губа (2,8 тыс. чел.). Кроме этого, поддерживается существование пос. Северный, но численность личного состава здесь незначительна. В целом сейчас можно считать, что Новая Земля «стянулась» до пределов Белушьей Губы.

В 1998 году ПВО Арктики практически ликвидируется и северная граница России открывается для авиации противника.


Если до конца 80-х годов здесь «сосуществовали» разные виды вооруженных сил, то сейчас единственным и полновластным хозяином Новой Земли стал Центральный полигон России. Это название полигон получил 27 февраля 1992 г. согласно президентскому указу № 194 «О полигоне на Новой Земле». Указ оставлял Центральный полигон в ведении Военно-морского флота. В 1998 г. полигон передали в ведение 12-го Главного управления Министерства обороны («Ядерно-техническое обеспечение и безопасность»).

Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

— Радиолокационные станции позволяют постоянно вести наблюдение — как прикрываются наши воздушные рубежи. Кроме того, появятся пункты управления полетами — только не для гражданской, а для боевой авиации. Если для гражданского диспетчера важно выстроить поток по трассе, то задача офицера-наводчика — обнаружить цель и опознать ее. Командный пункт, где видна вся картина всех воздушных границ, находится в Подмосковье, туда поступают все данные радиолокации и радаров предупреждения о ракетном нападении, — рассказал Петр Дейнекин.

Бывший главком ВВС Владимир Михайлов пояснил, что пункты наведения авиации фактически дублируют роль командных пунктов в отдаленных местностях.

— Там нет командных пунктов, используются пункты наведения авиации. Во льдах нет пехоты, сложно ходить кораблям, авиация там необходима, — подчеркнул собеседник.

Сейчас на острове Средний действует погранзастава и имеется единственный аэродром архипелага Северная Земля. На острове Земля Александры действует погранзастава «Нагурская». На побережье Чукотки на мысе Шмидта и на острове Врангеля в 1960-х годах были созданы взлетно-посадочные полосы запасных военных аэродромов. В поселке Рогачево Южного острова архипелага Новая Земля располагается действующий аэродром Амдерма-2 — как сообщалось в 2013 году, там разместится авиагруппа перехватчиков МиГ-31.

Во времена СССР пункты ПВО и управления боевой авиацией располагались по всему северному побережью страны, однако в 1990-е годы они были покинуты военными и заброшены.

Прямые стратегические маршруты ВВС США в Россию проходят через Арктику. Мы к берегам Америки выполнили 340 рейдов. Поэтому вдоль северного побережья располагались наши радиолокационные посты ПВО и истребители — на островах Тикси, Воркута, Греэм-Белл, Земля Александры, Средний, в губе Оленья Кольского полуострова и на мысе Шмидта. После развала СССР всё это было брошено — и мы утратили возможность наблюдать за воздушными целями.

Без авиации арктическое направление мы не прикроем. В 1990-е годы мы ушли из Арктики, бросив аэродромы и радиолокационную сеть. Северное направление стало самым уязвимым. Сейчас мы выходим на шельф, там стоят нефтяные платформы, и их никто не защищает. В то же время США разделили Арктику на зоны ответственности своих военных командований, у них действует многомиллиардная программа создания военной техники для арктических условий. Также существует Арктический совет, куда входят объединенные военные силы Канады, Дании, Норвегии, Англии.




Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

В течение года «Спецстрой» завершит строительство постов ПВО и пунктов наведения боевой авиации на побережье Северного Ледовитого океана. Как отмечает газета, восстановление заброшенной авиационной инфраструктуры обойдется в 6 млрд руб. По данным "Известий", «Спецстрой» завершит восстановление инфраструктуры противовоздушной обороны на островах Арктики к октябрю 2015 года. Такие сведения содержатся в документах исполнителя проекта - ФГУП "Спецстройинжиниринг» при «Спецстрое России».

В Спецстрое подтвердили возведение пяти стационарных объектов радиолокации и пунктов наведения авиации - на острове Средний архипелага Северная Земля, острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, острове Врангеля и мысе Шмидта в Чукотском автономном округе и в поселке Рогачево на Южном острове архипелага Новая Земля. «Спецстрой России» возведет объекты в перечисленных регионах. Также существуют планы строительства аналогичных объектов в других регионах.

В Минобороны также подтвердили планы восстановления системы обеспечения полетов в арктической зоне. Сейчас на острове Средний действует погранзастава и имеется единственный аэродром архипелага Северная Земля. На острове Земля Александры действует погранзастава "Нагурская". На побережье Чукотки на мысе Шмидта и на острове Врангеля в 1960-х годах были созданы взлетно-посадочные полосы запасных военных аэродромов. В поселке Рогачево Южного острова архипелага Новая Земля располагается действующий аэродром Амдерма-2 (как сообщалось в 2013 году, там разместилась авиагруппа перехватчиков МиГ-31).

«Спецстрой» планирует провести восстановление инфраструктуры противовоздушной обороны на островах Арктики к октябрю 2015 года. Такие сведения содержатся в документах исполнителя проекта — ФГУП «Спецстройинжиниринг» при «Спецстрое России». В Спецстрое подтвердили возведение пяти стационарных объектов радиолокации и пунктов наведения авиации — на острове Средний архипелага Северная Земля, острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, острове Врангеля и мысе Шмидта в Чукотском автономном округе и в поселке Рогачева на Южном острове архипелага Новая Земля.

В Минобороны также подтвердили планы восстановления системы обеспечения полетов в арктической зоне. В каждой из пяти указанных точек появятся радар противовоздушной обороны и пункт диспетчера. Информация о движении в воздушном пространстве над побережьем Арктики будет передаваться в командный пункт ПВО в Московской области.

Статьи по теме:

Ещё по теме:

В Арктике Министерство обороны развернуло масштабное строительство, которое не велось со времен Советского Союза. Глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу заявил, что к 2018 году должно быть полностью завершено создание и вооружение всей арктической группировки. Работа, учитывая суровый климат региона, очень непростая. Замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков в ходе комплексной проверки материально-технического обеспечения органов военного управления, соединений и частей Северного флота побывал в ряде гарнизонов и на острове Новая Земля. Вместе с ним с ходом строительства объектов и бытом наших военных в Арктике смог познакомиться и спецкор «Армейского стандарта».Самолет с заместителем министра обороны РФ Дмитрием Булгаковым приземлился на аэродроме «Рогачево», который сейчас реконструируется, чтобы иметь возможность принимать все типы военных воздушных судов. Рядом с аэродромом возводится загоризонтная РЛС, а неподалеку, в бухте Белушья Губа, восстанавливается инфраструктура для полноценной военноморской базы. Замминистра прилетел проинспектировать ход строительства объектов на Новой Земле и оценить готовность удаленных воинских частей к зиме. Новая Земля встретила пронизывающим ветром и противным моросящим дождиком, переходящим в ливень. Для начала ноября погода аномально теплая, признаются встречающие нас офицеры, обычно в это время на острове лежит снег и температура стоит далеко за минус. Первым пунктом стало посещение строящейся на острове радиолокационной станции «Подсолнух». Она должна быть сдана в следующем году.

«Подсолнух» — название загоризонтной РЛС, она способна засекать объекты, как в пределах видимости, так и за линией горизонта. Она предназначена для обнаружения надводных и воздушных целей на расстоянии до 450 километров. Применяется для всепогодного не- прерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Станция позволяет в автоматическом режиме одновременно или последовательно обнаруживать, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных объектов, определять их координаты и выдавать по ним целеуказания корабельным комплексам ПВО и наземным средствам противовоздушной обороны. Замминистра внимательно осмотрел ход работ по строительству РЛС. Рабочие признались «Армейскому стандарту», что строить на Новой Земле очень непросто. «Здесь почва очень сложная, сплошной базальт, на то, чтобы просто котлован вырыть, уходит очень много времени, ковши экскаваторные стираются, что называется, на раз», — рассказал один из строителей. Сделав ряд замечаний по объекту, замминистра отправился на площадку, где развернулись наши системы ПВО. Неподалеку от «Рогачево» в 2015 году заступил на боевое дежурство зенитный ракетный полк 1-й дивизии ПВО 45-й армии ВВС и ПВО Объединенного стратегического командования «Север». На его вооружении находятся ЗРС С-300 «Фаворит». Зенитный ракетный полк стал первой полноценной воинской частью Северного флота, сформированной на островах Северного Ледовитого океана. До этого времени в данных широтах дислоцировались только отдельные подразделения и группы. Вооружение, военная и специальная техника полка доставлялись на архипелаг в течение года. В сжатые сроки были подготовлены позиционные районы и развернуты комплексы, чьи боевые расчеты и заступили на боевое дежурство. Булгакову доложили, что полк полностью готов к выполнению поставленных задач. Для военнослужащих полка, проходящих службу на Новой Земле, предусмотрен ряд льгот и привилегий: увеличенный отпуск и денежное довольствие, обеспечение продовольственным пайком и витаминами, двойное исчисление выслуги, дополнительный коэффициент к пенсии и право на плановую замену по желанию военнослужащего по истечении 3-летнего срока службы на островах Северного Ледовитого океана. В целом замминистра остался доволен увиденным. Положительных примеров действительно много. В качестве доказательств успешной деятельности системы МТО Северного флота можно отметить пуски баллистических ракет в Белом и Баренцевом море, испытание новейшего морского вооружения в ходе стратегической командно- штабной тренировки, ввод в состав ВМФ построенных, отремонтированных и модернизированных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, осуществление северного завоза, ледокольную про- водку отрядов кораблей и судов в Арктической зоне.
После инспекции Дмитрий Булгаков согласился рассказать «Армейскому стандарту» о ходе реконструкции в Арктике и о системе материально-технического обеспечения Северного флота.
— Дмитрий Витальевич, какие работы сейчас выполняются на аэродроме «Рогачево»?— На аэродроме идут работы по расширению и удлинению взлетно-посадочной полосы, созданию рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, площадки противообледенительной обработки авиатехники и других зданий и сооружений. Аэродром будет реконструирован к концу 2017 года. Кроме этого в 2016 году на архипелаге Новая Земля будет построено порядка 15 объектов военной и социальной инфраструктуры для развернутой группировки российских войск. В настоящее время на этапе подготовительных работ находится создание в Арктической зоне постоянно действующих аэродромов, в числе которых «Тикси», «Анадырь», «Воркута», «Темп» на острове Котельный.— Из графика строители не выбиваются?
— Обустройство инфраструктуры Вооруженных сил РФ в поселке Южный на архипелаге Новая Земля идет полным ходом, строительство технических позиций зенитных ракетных частей и авиации, социальной инфраструктуры, а также аэродрома «Рогачево» осуществляется в соответствии с графиком. Сейчас здесь возводятся хранилища для военной техники и инженерных коммуникаций. Для создания необходимой социальной инфраструктуры идет строительство общежития для личного состава на 100 человек и столовой. Кроме того, здесь строят здание дежурной смены, гараж и площадку для построения личного состава. В целом могу сказать, что создание военной инфраструктуры в Арктике является уникальным проектом по организации логистики, доставке материальных средств и грузов, а также проведении строительно-монтажных работ. Впервые в истории современной России в таких масштабах ведутся работы в условиях Крайнего Севера.— Как сейчас в целом обеспечен Северный флот?
— Северный флот, зона ответственности которого охватывает территорию четырех субъектов РФ (Мурманская и Архангельская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ), играет важнейшую роль в обеспечении военной безопасности Арктического региона. Для решения этой задачи флот имеет все возможности — в его оперативный состав входят четыре объединения, 17 соединений, а также комплект воинских частей флотского подчинения. Общая численность группировки войск (сил) составляет около 90 тысяч человек. Их нужды и потребности удовлетворяются созданной на флоте достаточно мощной системой материально- технического обеспечения, деятельность которой с учетом оперативно- стратегических задач, большого пространственного размаха и особых природно-географических условий требует значительных финансовых и материальных затрат, слаженной работы командующих, командиров и штабов всех степеней, а также органов МТО, которые насчитывают порядка 20 тыс. военнослужащих и гражданского персонала.— Что показала проверка Северного флота?— С 27 сентября по 25 октября проверке подверглись до 10 органов военного управления МТО и около 70 соединений, частей и организаций различного подчинения, в том числе Кольская флотилия разнородных сил, Беломорская военно-морская база, 45-я армия ВВС и ПВО, сухопутные и береговые войска, военкоматы и военно-медицинские учреждения, а также части 12-го Главного управления (ядерного) Минобороны РФ, Военно-морского флота и Воздушно- космических сил. Как отмечается в итоговых материалах инспекции, на флоте проделана большая организационная и практическая работа, решаются задачи по накоплению, хранению, содержанию и освежению запасов материальных средств, вооружения и военной техники, продолжает совершенствоваться материально-техническая база служб МТО соединений и воинских частей флота, много внимания уделяется улучшению быта военнослужащих, ведется претензионная работа. Этому во многом способствует стабильное финансово- экономическое положение, которое обеспечило нам государство. Сейчас созданы все необходимые условия, чтобы выйти на новое качество обеспечения боевой подготовки, повседневной деятельности и быта личного состава. Вместе с тем отнесенные к лучшим в материалах инспекции корабли и воинские части находятся в одинаковых условиях с теми, которые не вошли в этот список. Разница лишь в наличии или отсутствии желания, командирской воли в наведении и поддержании твердого уставного порядка по всем видам боевой и повседневной деятельности.
— Как вы оцениваете работу офицеров на Северном флоте?— Во все времена основу любой армии составлял и составляет офицерский корпус. Офицеры, проходящие службу на Северном флоте, в подавляющем своем большинстве обладают высокими профессиональными и волевыми качествами. Однако нужно прямо сказать: далеко не все из них готовы сейчас проводить боевую учебу и организовать быт подчиненных на высоком современном уровне. Таким офицерам нужно обязательно повысить профессиональные знания и свой личный авторитет.

Девять аэродромов будет обустроено в Арктике до 2018 года, сообщил ТАСС в 10 июля 2015 года, руководитель Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Олег Сиразетдинов. Он напомнил, что Спецстрой ведет в арктическом регионе строительство ряда объектов, в том числе — военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов.

«На сегодняшний день мы работаем в рамках заключенных контрактов по строительству трех аэродромов. Но на период до 2018 года стоит задача обустроить (в дополнение) к этим трем еще шесть аэродромов, то есть всего девять», — сказал Сиразетдинов. По его словам, в ряде случаев модернизируются уже существующие аэродромы, в каких-то — строятся новые с учетом возможности обеспечения полетов дальней и транспортной авиации.

«На острове Котельный идет расширение полосы, на мысе Шмидта также проводится ремонт взлетной полосы, в Рогачево строится новый аэродром. Мы стараемся, чтобы те средства, которые выделяются, были использованы эффективно», — добавил руководитель Главка.

Он также сообщил, что военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены до конца 2015 года.

По его словам, Спецстрой России ведет строительство для Минобороны в арктическом регионе — на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа. Ряд объектов сооружается в Мурманской области.

«По разным объектам строительства установлены разные сроки. В частности, мы должны мыс Шмидта и остров Врангеля полностью обустроить всей необходимой инфраструктурой до конца этого года», - сказал руководитель Главка. В конце октября 2014 года на острове Врангеля был введен в эксплуатацию арктический военный городок «Полярная звезда» и заселен жилой блок, а 25 ноября был введен в эксплуатацию такой же блок на мысе Шмидта.

На арктическом архипелаге Новая Земля вот-вот возникнет еще одна крупная российская военно-воздушная база. Расположенный там и спешно реконструированный аэродром Рогачево уже подготовлен к приему истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. Об этом сообщили в командовании Западного военного округа. Военные рассказали, что экипажи самолетов уже отработали посадку в Рогачево. Не сообщив, правда, откуда на далекую от всякой цивилизации Новую Землю прилетят МиГи. Но на определенные размышления наводит тот факт, что ближайшие к тем краям полки таких истребителей-перехватчиков дислоцированы в Перми (Большое Савино) и Мончегорске в Мурманской области. Реконструкция ИВПП аэродрома п. Рогачево была завершена в 2013 году.




Экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ уже отработали посадку на новый аэродром, рассказал 17 сентября 2014 года представитель Западного военного округа Олег Кочетков.




К счастью, тот же аэродром Рогачево не пришлось теперь восстанавливать заново как, скажем, уже упомянутый Темп на острове Котельный. Военные с Новой Земли ни на день никуда не уходили, несмотря на прекращение ядерных испытаний на расположенном здесь полигоне, известном как «Объект 700». И поэтому в Рогачево военно-транспортные самолеты приземлялись и приземляются регулярно.





Рассказывает заместитель командира 1-й дивизии ПВО полковник Сергей ДЕНИСОВ.

— Сергей Владимирович, как изменились спектр решаемых задач и зона ответственности вашего соединения? — После создания 1-й дивизии и вхождения её в ОСК главные изменения на первом этапе произошли в вертикали подчинения. Если раньше нами руководило 1-е командование ВВС и ПВО, дислоцирующееся в Воронеже, то теперь мы - в составе ОСК, главная база которого находится в Североморске, и подчиняемся напрямую командующему Северным флотом. А после формирования в составе ОСК армии ВВС и ПВО, которое должно произойти до конца 2015 года, мы будем замыкаться на неё.


Значительно расширился и спектр наших задач в Арктике, зона ответственности увеличилась в среднем на тысячу километров. На острове Котельный ещё несколько лет назад были развёрнуты наши подразделения. На архипелаге Земля Франца-Иосифа, а точнее на острове Земля Александры, уже созданы радиолокационное отделение и пункты наведения авиации. Также на Новой Земле в посёлке Рогачёво мы развернули радиолокационное отделение.









К концу года такое же подразделение появится на острове Среднем. Хочу отметить, что на Земле Александры и в Рогачёво наши подразделения заступили на боевое дежурство с 1 декабря 2014 года. За прошедшие с тех пор месяцы мы убедились, насколько сейчас высок интерес к Арктике со стороны иностранных государств: в высоких широтах постоянно летают самолёты-разведчики.






— Какие там созданы условия для военнослужащих?

— Сейчас создаются прекрасные условия для службы в Арктике. На Новосибирских островах уже построены жилые и служебные модули. Казармы оснащены зонами отдыха, имеются бильярдные комнаты, баня, сауна. На острове Котельный Новосибирских островов создан военный городок замкнутого цикла Северный клевер с клубом, спортзалом и сауной. Сейчас на Земле Франца-Иосифа полным ходом идёт строительство аналогичных жилых и служебных комплексов. Каждый этап мы контролируем, проверяем работу подрядчиков.




Началось строительство новых комплексов и на Новой Земле в посёлке Рогачёво, где затем разместится зенитный ракетный полк, который сейчас формируется. Уже пробурены скважины под служебные модули. Для военнослужащих контрактной службы будут построены общежития, для срочников — казармы. В Рогачёво уже возводятся такое общежитие на 500 человек и объединённая казарма. Планируется, что новобранцы осеннего призыва, пожелавшие служить в Арктике, первыми опробуют новые условия. Пока же в высокие широты направляем только офицеров, прапорщиков и контрактников. Везде в арктических точках ПВО создаются комфортные условия для службы и жизни, причём в строительстве используются самые передовые технологии. Чувствуется, что в Арктику мы вернулись всерьёз и надолго, так как создаваемая арктическая инфраструктура соответствует самым современным требованиям и стандартам.






— Как настроены военнослужащие на службу в суровых условиях Арктики?

— У нас нет проблем в комплектовании подразделений, дислоцирующихся в Арктической зоне. Военнослужащие идут с желанием, потому что там созданы хорошие условия, льготная выслуга идёт год за два, значительно увеличивается размер денежного довольствия, так как районный коэффициент 2, а не 1,4, как в районах Крайнего Севера. Я считаю, что для молодых защитников Отечества служба в Арктической зоне открывает большие перспективы служебного и личностного роста. Мне нередко звонят бывшие сослуживцы, расспрашивают об Арктике и интересуются, как направить туда своих сыновей.


А в Рогачёво можно и всю семью перевезти. Там налажено медицинское обслуживание населения, имеются детский сад, школа, хороший Дом офицеров. По указанию митрополита всея Руси Кирилла во всех военных пунктах Арктической зоны возведены православные храмы.




Конечно, климатические условия там суровые, постоянно дует ветер, другой температурный режим, но в этом году зима выдалась без сильных морозов. Люди обустраиваются и даже кур разводят, а летом выращивают цветы. Вообще в Арктике необыкновенно красивая природа, которая завораживает своей первозданностью…



— В таких местах, кроме возможности любоваться пейзажами, важно чувствовать себя не оторванным от Большой земли…

— Сообщение с Большой землёй осуществляется Северным морским путём с помощью ледокольного флота и при участии авиации: постоянно летают Ил-76, Ан-26 и Ан-74.







— Какие задачи стоят перед дивизией в этом году?

— Первостепенная задача — сформировать зенитный ракетный полк на Новой Земле в Рогачёво, ввести его в строй, чтобы он уже к концу года заступил на боевое дежурство. Нам предстоит получить новое вооружение: самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного базирования «Панцирь-С1» и радиолокационную технику. Вообще же в этом году технический парк дивизии постепенно будет обновлён на 50 процентов, а до 2020 года — на все 100.

Возможность надежного перехвата средств воздушного нападения противника в ядерном и обычном снаряжении от Баренцева моря до моря Лаптевых — это того стоит. Необходимость размещения военной авиации в «Рогачево» диктуется двумя причинами. Во-первых, МиГ-31 войдут в состав создаваемой в России системы противоракетной обороны и должны будут обеспечивать защиту границ России от воздушного нападения с Севера. Во-вторых, они будут осуществлять прикрытие дислоцированного на Новой Земле ядерного полигона России («Объект 700»).

Стоит отметить командно-штабные учения, что проходили в августе 2014 года. Тогда в небе за Полярным кругом было так же жарко, как и в горячем небе Ашулука. Там отрабатывались задачи по тактике применения оперативно-стратегической авиации ВВС России.


Достаточно сказать, что целая эскадрилья фронтовых бомбардировщиков Су-34 из состава смешанного авиационного полка (г. Бутурлиновка) Западного военного округа впервые совершила полёты по маршруту Северного морского пути (СМП).


Они проходили над акваторией Баренцева и Карского морей. Впервые в ходе полёта над трассой СМП каждый из экипажей выполнил по две дозаправки в воздухе от самолётов-танкеров Ил-78 в составе пар одновременно, преодолев при этом более 5 тыс. километров.


При этом все задействованные воздушные суда заблаговременно перебазировались на оперативные аэродромы. Дозаправка в воздухе была осложнена сильным порывистым ветром, традиционным для этого времени года в северных широтах.

В свою очередь экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ЦВО) на полигоне Лумбовка (Кольский полуостров) нанесли бомбоштурмовой удар по колонне боевой техники условного противника, имитируемой полноразмерными мишенями. Самолёты совершали вылеты с аэродрома Рогачёво на архипелаге Новая Земля. Воздушное пространство им «расчищали» истребители-перехватчики МиГ-31, вылетавшие с оперативного аэродрома в Воркуте (Республика Коми).







Протяжённость маршрута составила около 2 тыс. километров благодаря опять же дозаправке топливом в воздухе. Самолёты МиГ-31 и Су-34 поднялись до 82-й параллели, совершив дальний перехват.


Работа осуществлялась под управлением самолёта А-50.



«Истребительная авиагруппа будет выполнять патрулирование в районе архипелага Земля Франца-Иосифа, за 82 параллелью северной широты. Имитируя противника, в зону дежурства войдут стратегические ракетоносцы Ту-95, которые нужно будет перехватить летчикам ЦВО. Подобные задачи в данном районе будут выполнены впервые», — отметили в пресс-службе Центрального военного округа перед началом учений.



Сопоставимые учения проводятся в районах Заполярья не первый год. Например, в 2012 году проходили вылеты авиации с аэродрома Рогачево на Новой Земле.










Кстати, аэродром «Воркута (Советский)» тоже будет реконструирован. Сейчас создается проект реконструкции аэродрома и определяется (прорабатывается план) финансирование. Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» предусмотрена реконструкция аэропорта федерального значения «Воркута» для расширения списка классов принимаемых воздушных судов и повышения качества обслуживания пассажиров. Генеральным планом предлагается: — сохранение действующих вертолетных площадок: «Квадрат» аэродрома «Воркута», исходя из планируемой потребности в местных воздушных перевозках.


Из схемы границ выполнения инженерно-геологических изысканий, размещенной в документации к тендеру «Выполнение буровых и лабораторных работ по инженерно-геологическим изысканиям по объекту: «Реконструкция аэродрома «Воркута (Советский)», н.п. Советский, г. Воркута, Республика Коми» становится известно какого типа самолеты будут базироваться на данном аэродроме: Техническая позиция подготовки самолётов МиГ-31 — 12 ед. Групповые места стоянки: А-50 — 1 ед., Ил-76 — 2 ед., Ил-78 — 9 ед., Ту-95 — 9 ед.

Повышенное внимание уделяется экологической безопасности региона, устранению негативных последствий предыдущей военной деятельности. Эти вопросы не решались с советского периода. Организована очистка территорий в зоне ответственности Минобороны России. Идет утилизация доставшихся в наследство от прошлого отходов.









На Центральном полигоне РФ (архипелаг Новая Земля) осуществлен авиационный экологический мониторинг на площади 100 квадратных километров с использованием аэросъемки. Подразделения инженерных войск снесли 101 здание, провели частичную рекультивацию участков, где стояли объекты. 14,5 гектара в районах военных городков Белушья Губа и Северный, аэродрома Рогачево очищены от металлолома (более 700 тонн) и строительного мусора.

Ракетный полк ПВО на Новой Земле / Фото: function.mil.ru

На Северном флоте на боевое дежурство по охране государственной границы Российской Федерации в воздушной среде заступил новый зенитный ракетный полк Кольского соединения противовоздушной обороны.

Место его дислокации — архипелаг Новая Земля. На вооружении полка стоят модернизированные зенитные ракетные комплексы , способные гарантированно поразить средства воздушного нападения противника в радиусе нескольких сотен километров.

Зенитный ракетный полк стал первой полноценной воинской частью Северного флота, сформированной на островах Северного Ледовитого океана. До этого времени в данных широтах дислоцировались только отдельные подразделения и группы.

Ракетный полк ПВО на Новой Земле / Фото: function.mil.ru

Вооружение, военная и специальная техника полка доставлялись на архипелаг в течение года. В сжатые сроки были подготовлены позиционные районы и развернуты комплексы, чьи боевые расчеты и заступила на боевое дежурство.

Для военнослужащих полка, проходящих службу на Новой Земле, предусмотрен ряд льгот и привилегий: увеличенный отпуск и денежное довольствие, обеспечение продовольственным пайком и витаминами, двойное исчисление выслуги, дополнительный коэффициент к пенсии и право на плановую замену по желанию военнослужащего по истечении 3-летнего срока службы на островах Северного Ледовитого океана, сообщает пресс-служба Северного флота (г. Североморск).




Техническая справка

В настоящее время зенитный ракетный комплекс средней дальности различных модификаций является основой зенитно-ракетных войск ВВС России.

Фото: Пресс-служба МО РФ

Зенитно-ракетный комплекс С-300 предназначен для прикрытия войсковых группировок и стратегических армейских объектов, стационарных пунктов управления, штабов, военных баз, административных центров и промышленных объектов от ударов баллистических и крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов, стратегической и тактической авиации.

Создание зенитно-ракетной системы, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов. По инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности развернулась разработка унифицированной для трех родов войск — ПВО, сухопутных войск и флота — противосамолётной зенитно-ракетной системы С-500У с дальней границей зоны поражения целей порядка 100 км. В дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым тактико-техническим требованиям максимально унифицированную универсальную (противосамолётную и противоракетную) зенитно-ракетную систему, получившую новое название — С-300, предназначенную для:

  • войск ПВО (С-300П, головной разработчик — ЦКБ «Алмаз»)
  • армии (вариант С-300В, головной разработчик — «НИИ-20″)
  • ВМФ (С-300Ф, головной разработчик — ВНИИ «Альтаир»)

Так как системы разрабатывались в различных КБ и НИИ, то глубокой межвидовой унификации систем под требования, порой весьма противоречивые, достичь так и не удалось. Например, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения.

Ракеты имеют оригинальное боевое снаряжение. Тяжелые осколки и высокая кинетическая энергия взрыва фокусируются в ограниченном телесном угле, что значительно повышает плотность потока энергии осколков и гарантирует полное разрушение цели, в том числе и ее боевой части, независимо от угла встречи ракеты с целью.

Фото: Пресс-служба МО РФ


Технические характеристики

Дальность поражения аэродинамических целей максимальная, км: 200
Дальность поражения аэродинамических целей минимальная, км: 3
Высота поражения аэродинамических целей максимальная, м: Практический потолок боевого применения
Высота поражения аэродинамических целей минимальная, м: 10
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с 2800
Количество одновременно обстреливаемых целей до 36
Количество одновременно наводимых ракет до 72
Время развёртывания (свёртывания) боевых средств системы, мин. 5
Старт ракет вертикальный
Время непрерывной работы (с дозаправкой топливом) не ограничено
температура, °С ±50
влажность при температуре +35°С, % 98
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Юрий Иванов
www.сайт
21