» » Интересные факты о кремлевских часах. Спасская башня

Интересные факты о кремлевских часах. Спасская башня
Интересные факты о Московском Кремле поведают тайны и историю этого здания. Кремль – древнейшая часть Москвы и главное здание истории, культуры, политики. В данный момент Московский Кремль официальная резиденция российского президента. Чем интересно и примечательно это здание?
  1. Раньше место, на котором сейчас построен Кремль называлось – Боровицкий холм . Археологами были найдены поселения людей живших в то время. Находки датируются II веком до нашей эры. Все это свидетельствует, что место Московского Кремля и раньше было центром жизни у людей. Во время язычества Боровицкий Холм, был – Ведьминой горой. На ней поклонялись богам, проводили различные ритуалы.
  2. Это здания содержит в себе больше тайн, чем думают многие. Помимо основного строения, которое видят все, существует еще и подземелье . Исследования тайных ходов Кремля ведут опытные археологи. Что интересно подземные лабиринты Кремля и Садового кольца связаны между собой. Археологи открыли целую подземную столицу. Из подземелья Кремля, можно попасть на Воробьевы горы.
  3. В XVII веке на территории Кремля размещались висячие сады . Было два больших сада и еще несколько поменьше. На них выращивали фрукты, орехи, и был настоящий водоем. Вода в сады поставлялась из водовозной башни.
  4. Сейчас Кремль все видят в красном цвете . Изначально, когда он только был построен, также был красным. Однако в XVII веке его сделали белым. Один драматург описал Кремль такими словами: «Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимости молодости, зачеркивающую его прошлое». Во время мировой войны, было внесено предложение, перекрасить Кремль, чтобы замаскировать его. На нем рисовали стены домов, дыры окон. Ну а красному цвету его вернули после окончания войны.
  5. На сегодня Московский Кремль занимает лидирующую позицию среди крепостей России . Он считается самым большим, причем не только в России, но и в Европе.
  6. Всегда на курантах Кремля точное время . Ответ на этот вопрос кроется под землей. Кабель от курантов присоединен к контрольным часам, в Московском институте астрономии.
  7. Изначально Кремль украшали двухголовые орлы . Но 1935 году их сменили на рубиновые звезды.
  8. Вес одной звезды составляет тонну . Они способны выдержать сильные ветры и ураганы. Когда в Москве ветряные дни, звезды вращаются, меняя свое положение, поворачиваясь к ветру боком.
  9. Группой «Алхилл», был оценен кремль, его цена составила 50 миллиардов долларов .
  10. В дни царей, на территории Кремля мог побывать любой желающий . Также выдавались билеты на посещение кремлевских дворцов.
  11. Сейчас Кремль центр Москвы, режимный объект . Что интересно до середины прошлого столетия в нем проживали москвичи. В 1955 году вышел закон, о запрете проживания в Кремле. Последние жители Кремля покинули его в 1962.
  12. Музей прикладного искусства был открыт в 1955 году, все желающие могли его посетить . Еще одна грандиозная постройка на территории Кремля – Дворец съездов. Но его не воспринимают в серьез, говорят, на фоне остальных зданий, он как «стекляшка».
  13. Как и все древни сооружения, Кремль полон тайн . В основном все секреты и загадки связаны с подземельем. Точной карты подземелья нет, она утеряна. Многие коридоры археологи до нашего времени не смогли изучить. В подземелье, была библиотека Ивана Грозного. Однако очень многие книги и документы, так и не нашли. Бытует мнение, что она просто сгорела, либо кроется в одном из неизведанных коридоров.
  14. Когда Наполеон Бонапарт наступал на Россию, Кремлю нанесли огромный ущерб . Французские захватчики искали ценности, они разграбили церкви, и места захоронений. А когда Наполеон отступил, он взорвал частично стены и башни. Восстановили Кремль только в XVIII веке. Октябрьская революция тоже внесла разрушения. Кремль подвернули бомбардировке.
  15. В Кремле 20 абсолютно разных башен . У каждой из них своя история, имя. Они отстроены в одинаковом стиле, из них выделяется - Никольская башня. Она выполнена в готическом стиле.

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты о Московском Кремле (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

Вконтакте

Одноклассники


Для современного человека, говорящего по-русски, слово существует только в устойчивом словосочетании — Московского Кремля, мелодичным боем отмечающие каждый час. Бой часов предваряют несколько аккордов, вызванивающих и каждую четверть часа. Прилагательное кремлевские понятно, а что такое, собственно говоря, куранты? В словаре иностранных слов куранты означают бегущие. Пояснение по отношению к часовым механизмам сомнительное: мы говорим часы бегут, когда они показывают неверное время, большее, чем на самом деле. К кремлевским курантам сие неприменимо: это очень точный механизм, по которому вся страна сверяет часы.

Обратимся к истории. Слово куранты — иноязычного происхождения. Однако ни в одном из европейских языков башенные часы с музыкальным боем не называются курантами:
в польском — zegar wygrywajacy melodie («часы, наигрывающие мелодию»);
в немецком — Turmuhr mit Glockenspiel («башенные часы с колокольным перезвоном»);
во французском — horloge a carillon («башенные часы с колокольным перезвоном»);
в итальянском — orologio a cariglione («башенные часы с колокольным перезвоном»).
Часы с музыкальным боем появились в России при Петре I на колокольне старой Исаакиевской церкви, предшественницы нынешнего Исаакиевского собора, а также в Петропавловской крепости. Однако тогда такие часы назывались не куранты, а боевые или колокольные часы. И все же в одном памятнике этой эпохи мы встречаем выражение курантные часы: «…от помянутой молнии загорелась Санкт-Питерскирх, на которой шпиц и часы курантные сгорели» («Походный журнал», 1721).
А было ли существительное куранты и что оно значило?
В «Архиве князя Ф. А. Куракина» (1705) читаем: «В Амстердаме на ратуше часы большие — обычай такой: каждого понедельника сам часовник на тех часах играет полчаса после двенадцати, как бьет разные куранты, руками и ногами, и то вельми трудно, так как я мог видеть одним случаем, что пришел в великий пот».
Здесь куранты означают музыкальные пьесы. Название восходит к танцевальной мелодии, родившейся во Франции: danse courante буквально «бегущий танец» (в противоположность церемониальным танцам с раскланиваниями). Надо полагать, танец считался чрезвычайно модным и популярным, — если его мелодия звучала не только на ратушах, но и на колокольнях. Со временем танец вышел из моды, забылся, но название его еще продолжает встречаться в текстах. Например, в «Арапе Петра Великого» А. С. Пушкина: «Сей заслуженный танцмейстер имел лет 50 отроду, правая нога была у него прострелена под Нарвою, и потому была не весьма способна к менуетам и курантам». В «Господах Головлевых» (1875) М. Е. Салтыкова-Щедрина Арина Петровна говорит сыну: «У меня, голубчик, деньги-то не шальные; я не танцами да курантами приобретала их, а хребтом и пoтом» (гл. «Семейный суд»). Тем не менее слово куранта (женского рода) как название старинного танца включено в семнадцатитомный Словарь современного русского литературного языка (1948-1965), а форма курант (мужского рода) характеризуется как устарелая.
Во второй половине XVIII века слово куранты сохранилось лишь для обозначения несложных мелодий, исполняемых вручную или механически на колоколах башенных часов. В «Российском с немецким и французским переводами словаре, сочиненном Иваном Нордстетом», первый том которого вышел в 1780 году, русское заглавное слово куранты переводится как «ein Glockenspiel, un carillon», то есть «колокольный перезвон». Курантами также назывался набор колоколов (или колокольчиков), на которых исполнялась мелодия: «…послал он в … церковь, приказал, чтоб на находящихся на колокольне курантах начали уже играть умирательную песнь (журнал «Экономический магазин», 1785, т. 21). В «Истории о Японском царстве» (1789) читаем: «Они играют на флейтах, арфах, органах, тромпетах, барабанах, бубнах, на курантах и медных тазах разного рода».
Уже в первой половине XVIII века слово куранты приобрело еще одно значение — механизм музыкального боя в часах (в том числе комнатных). В описи 1741 года упоминаются «часы большие заводные и с курантами, в корпусе деревянном, слесарного дела мастером Степаном Яковлевым в Санкт-Петербурхе [изготовленные]» («Материалы для истории имп. Академии наук», т.4). Такое значение сохранилось и в стихотворении Г. Державина «К портрету Н. А. Дьякова»:

Курант духовный, повсеместный:
Лишь только заведи
И прочь поди,
Играет арии небесны.
Это значение у слова куранты, кажется, и было основным вплоть до середины XIX века. Так, во Французско-русском словаре И. И. Татищева (1827) французский глагол carrillonner переводится как «завести куранты, чтоб они играли».
А. И. Герцен пишет в письме к Н. А. Захарьиной 30 ноября 1836 года: «Вдруг громко начали бить часы с курантами». Это значение и зафиксировано Словарем Академии наук (1847): «Куранты. 1. Музыка в часах. Часы с курантами…».
Если бы традиция такого употребления слова куранты продолжалась доныне, она, естественно, привела бы к тому, что этим словом стали называть музыку в мобильниках. Однако этого не произошло. Часы с музыкальным боем как-то исчезли из быта и сохраняются лишь как антиквариат (или подделка под таковой), а слово куранты прочно срослось со Спасской башней Кремля и приобрело налет торжественной государственности.

(Кандидат филологических наук Н. Арапова)

Просмотры: 6645 ; Комментарии: 0


Кремлевская башня, или Спасская, была построена в 1491 году по проекту Пьетро Антонио Солари, надстроили ее в 1625 году. Появление на башне кремлевских курантов зафиксировано в том же году. Главными часами до настоящего времени по праву считаются кремлевские куранты.

1.Изначально творение итальянца Пьетро Антонио Солари было названо в связи с расположенной рядом церкви Фрола и Лавра. 1658 год был ознаменован изданием специального царского указа, башня была переименована в Спасскую, причиной этого стало размещение над ее воротами иконы Спаса Нерукотворного. Получается, что первые куранты появились не на Спасской, а на Фроловской башне.

2. По утверждению знатоков науки этимологии, куранты своим значением «салонные часы с боем и музыкой», обязаны французскому танцу «куранта», его исполняли в салонах, разумеется, под музыку.

3. Точной даты не зафиксировано, но считается, что часы и раньше украшали Кремлевские башни – начиная с XV века.

4. Часы, установленные «аглицкой земли мастером часового и водяного взвода» Христофором Галовеем в 1624 -1625 годах на Спасской башне, имеют много упоминаний в различных источниках. Зодчим Баженом Огурцовым в виде шатра была надстроена башня, а часы-куранты с боем, то есть «перечасьем», расположенные на ней, мы можем созерцать благодаря Галовею.

5. «Аглицкому мастеру» заплатили за работу серебряным кубком, среди даров был и атлас, и соболь, и куница. Однако в 1626 году пожар стал причиной гибели часов. Галовеем были построены вторые часы, с тем же циферблатом, изображающим небо и звезды, солнце и луну. Причем циферблат был разделен на 17 частей – именно такой была мера времени в том веке.

6. С 9 декабря 1706 года отбивали время часы, изготовленные голландским мастером, которые привез в Россию Петр Первый. Дожить до наших дней не суждено было и этим часам – пожар снова дал себя знать.


7. Привычный для нас вид курантам придали братья-мастера Бутеноп, с тех пор прошло 150 лет. Иоганн и Николай Бутенопы были представителями датского подданства, в Москве им принадлежала фабрика по производству молотилок и веялок, как оказалось, и производство часов они тоже смогли осилить.

8. У циферблата, который имеют нынешние часы, шесть с небольшим метров в диаметре, а размер стрелок составляет примерно два человеческих роста. В 1917 году попадание в часы снаряда стало причиной их нового восстановления.

9. Абсолютная точность времени скрывается под слоем земли, благодаря соединению курантов с кабелем, который прилегает к контрольным часам Московского астрономического института имени Штернберга.

10. В «репертуаре» главных часов государства насчитывается множество песен. В их число входит и немецкая песенка про либер Августина (выдумка немецкого мастера), марш лейб-гвардии Преображенского полка, гимн масонов «Коль славен наш Господь в Сионе». До 1932 года каждый день ровно в 12, часами исполнялся «Интернационал», в полночь же играло «Вы жертвою пали». В правление Ельцина курантами исполнялась музыка Глинки, теперь же – гимн Российской Федерации, написанный Александровым.

К ремлевские куранты - это башенные часы с набором настроенных колоколов, издающих бой в определенной мелодической последовательности, установленные на одной из 20 башен Московского Кремля. Ранее эта башня носила название Фроловской, а сейчас Спасской, названой в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади. Башня выходит на Красную площадь и имеет парадные проездные ворота, которые считались святыми. А в шатровом верхе башни, выстроенном русским мастером Баженом Огурцовым, установлены главные часы Российского государства, знаменитые кремлевские куранты.

История древних Спасских курантов неразрывно связана с историей Кремля и уходит в далекое прошлое. Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Солярио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики. Были ли эти часы первыми или нет точно не известно, но от них ведется отсчет.

По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Часы были непривычного для нас внешнего вида с одной неподвижной стрелкой в виде луча солнца чуть выше циферблата. Под ней вращался циферблат со старославянскими буквами, обозначающими цифры: А- единица, В - двойка и так далее. Обозначений было 17, в соответствии с максимальной продолжительностью дня в летний период.

Механизм часов представлял собой диковинно сплетенные зубчатые колеса, канаты, валы и рычаги. При Спасских часах на службе состояли часовщики, которые следили за механизмом и перенастраивали его. На заре и на закате циферблат поворачивали так, чтобы стрелка приходилась на первый час - А, и счет часов начинался сначала. Для того чтобы знать, какой длины день, а какой - ночь, часовщикам выдавались таблицы - деревянные бирки, в которых все было отмечено. Задачей часовщика-смотрителя была неукоснительно следовать этим таблицам и вовремя переводить циферблат часов на , а так же осуществлять их ремонт в случае неполадок.

Часам на Спасской башне уделялось особое внимание поскольку считали их главными. Но несмотря на это, частые пожары повреждали детали башенных часов, а механизм часов часто выходил из строя. После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством английского механика и часовщика Христафора Галовея, русскими кузнецам-часовщиками семейства Ждан были изготовлены новые, более крупные часы.

Для этих часов были отлиты русским литейщиком Кириллом Самойловым 13 колоколов. Чтоб установить новые часы, башня была надстроена четырьмя ярусами. На древнем четверике Спасской башни, под руководством Бажена Огурцова, был надстроен арочный пояс из кирпича с белокаменными резными деталями и украшениями. А на внутреннем четверике был возведен высокий шатровый верх с арочными звонами, на котором повесили часовые колокола. На 7,8,9 ярусах установили новые главные часы государства. На 10-ом ярусе расположились колокола в количестве 30 штук для перезвона, который был слышен более чем на 10 верст.

Часы имели старорусский счет времени, а механизм состоял из дубовых связей, разборных, скрепленными железными обручами. Благодаря специальному механизму, часы время от времени отзванивали определенную мелодию, они и стали первыми российскими курантами. Диаметр циферблата новых часов составлял около 5 метров, весил 400кг и был собран из тяжелых дубовых досок. Вращался у этих часов циферблат, а неподвижная стрелка была сделана в виде луча солнца. Стрелка размещалась над циферблатом, указывая как ночное, так и дневное течение времени. Внутренний круг циферблата был покрыт голубой лазурью и изображал небесный свод, по которому были разбросаны золотые и серебряные звезды, изображения солнца и луны. Цифры обозначались славянскими буквами, а циферблат назывался «указательный словесный круг» (узнатный круг). Буквы были изготовлены из меди и покрыты золотом. Циферблаты, развернутые в разные стороны, были разделены на 17 делений и размещались в центральной киле видной арки арматурного пояса над древним четвериком. Вверху на стене, по кругу, были написаны слова молитвы и расположены знаки зодиака, вырезанные из железа, остатки которых до сегодняшних дней сохранились под существующими циферблатами часов.

Часы Христафора Галовея были меньше современных приблизительно на метр. Точность хода непосредственно зависела от обслуживающего их часовщика. После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий он распорядился заменить английский механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами, однако, не смотря на все усилия, часы часто ломались и не долго радовали москвичей своим перезвоном. В тот период часы вызванивали «ассамблейные танцы». Там же были устроены и колокола, выбивавшие «пожарную тревогу».

Голландские часы имели 4-е заводных вала: 1-ый для часового механизма; 2-ой для боя часов; 3-ий для боя четвертей часа; 4-ый для исполнения мелодий. Валы приводились в движение гирями. После грандиозного пожара 1737 года Петровские часы были сильно повреждены. Тогда сгорели все деревянные детали Спасской башни, а Вал для курантов был испорчен. Как следствие колокольная музыка более не звучала. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург. Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно.

Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.

Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.

В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание - мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта. Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 компания «Братья Бутеноп», известная установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевкого дворца, взялась за исправление Спасских курантов и поручила изготовление новых часов искусным русским мастерам. По рисункам опытного архитектора Тона были переоборудованы внутренние убранства Спасской башни. В новых часах использовались детали от старых часов и все наработки часового дела того времени.

Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпинсации конструкции Гаррисона.

Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны, для которых были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной стрелка еще на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас.

Также компанией «Братья Бутеноп» был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, часы которых не работали к тому времени (16 с Троицкой и 8 с Боровицкой), доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий. Бой часов достигался при помощи ударов специальных молотков по поверхности нижнего основания колокола. Сам музыкальный механизм состоял из барабана диаметром полтора метра, в середине которого закреплено зубчатое колесо. Параллельно оси музыкального барабана размещена ось для 30 рычагов механизма взвода молотков, обеспечивающих звучание колоколов, расположенных в самом верхнем ярусе Спасской башни. На игральный вал часов, по именному повелению государя императора Николая Павловича, была набраны мелодии гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» (музыка Дмитрия Бортнянского) и марш лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен. Новые куранты вызванивали над Красной площадью каждые три часа, а мелодии имели важное идеологическое значение и звучали вплоть до 1917 года. В 12 и 6 часов марш лейб-гвардии Преображенского Полка, а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш господь в Сионе».

В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Один из снарядов попав в часы перебил стрелку, повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились, и практически год были неисправны.

В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. Поскольку Беренс не смог настроить музыкальное устройство Спасских часов, по указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии. В соответствии с пожеланием Ленина в 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали....»(в честь похороненных на Красной площади). В 1918 году комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию на Красной площади. Первым в 6 утра звучал «Интернационал», а в 9 часов и 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали». Через некоторое время куранты перенастроили. В 12 часов колокола отзванивали «Интернационал», а в 24 часа «Вы жертвою пали».

В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, который впоследствии демонтировали.

В 1944 году был принят новый гимн СССР на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова, и Г.Г. Эль-Регистана. В связи с этим, по указу И.В.Сталина пытались наладить куранты на отзванивание нового гимна, но по неизвестной нам причине этого так и не произошло.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами.

В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли. В полдень и полночь колокола стали исполнять «Патриотическую песню» М.И. Глинки, а каждые 3 и 9 часов утра и вечера мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М.И. Глинки. Выбор песни был не случаен, «Патриотическая песня» с 1993 года по 2000 год была официальным гимном России. Для реализации этого проекта потребовалась научно-исследовательская работа, проведенная специалистами НИИчасопром. В результате работы были прослушаны записи перезвона колоколов на Спасской башне дошедшие до наших времен. В разное время, колоколов было до 48 шт., был выявлен тон каждого из 9 уцелевших колоколов. После чего стало понятно, что их не хватит для нормального звучания выбранных мелодий, необходимы еще 3 колокола. По специальной спектральной записи звучания каждого недостающего колокола, были изготовлены новые.

Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Кремлевские куранты в наше время располагаются в шатровом завершении Спасской башни и занимают 8, 9, 10 ярусы. Основной механизм размещен на 9-ом этаже и находится в специально отведенной комнате. Он состоит их 4 заводных валов, на каждый из которых возложены определенные функции. Один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и еще один - для игры курантов. Каждый механизм приводится в действие тремя гирями весом от 160 до 220 кг, натягивающими тросы. Точность хода часов достигается благодаря маятнику, весом 32 кг. Часовой механизм соединяется с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-ом ярусе звонов, и состоит из 9 четвертных и 1 колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов около 320 кг, часового - 2160кг.

Бой часов достигается при помощи ударов молотка, соединенного с механизмом каждого из колоколов. В начале часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играет 1, 2 и 3 раза. Сам музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, усеянного дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Его вращает гиря весом более 200кг. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. В полдень и полночь исполняется гимн Российской Федерации, а в 3, 9, 15, 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Мелодии между собой сильно отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна, а во втором - две строчки из хора «Славься».

Сегодня мы видим на Спасской башне Красной площади те куранты, что восстановили братья Бутеноп в 1852 году. С момента появления на Спасской башне, часы постоянно реконструировались в связи с развитием прогресса в той или иной области механики, материаловедения и прочих наук. До 1937 года часы дважды в сутки заводили вручную, а потом этот процесс был механизирован, благодаря 3 электродвигателям подъем гирь для завода, производился не прикладывая больших усилий. Для каждого вала из чугунных слитков набираются гири весом до 200кг, а в зимний период этот вес увеличивают. Профилактический осмотр механизма осуществляется каждый день, а раз в месяц - детальный. Ход часов контролируется дежурным часовщиком и специальным прибором. Механизм смазывается 2 раза в неделю, при этом применяют летнюю или зимнюю смазку. Механизм часов исправно работает более 150 лет.

Да и интересных фактов об этом месте гораздо больше, чем десять!

Кратко об истории главной достопримечательности страны

А. Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите», 1921

Первые упоминания о Москве и маленьком деревянном кремле появляются в XII веке. На Руси кремлем называлась часть города или целый город, который был обнесен стенами. В средние века в каждом, даже самом маленьком городке, было по одному или несколько таких «кремлей».

«Авторство» первого деревянного Кремля в Москве приписывают Юрию Долгорукому. Высокая ограда с кольями должна была защищать город от набегов недоброжелателей. В разное время стены Москвы горели, потом отстраивались, пока в XIV веке князь Дмитрий Донской не приказал выстроить кремлевские стены из белого камня.

Впоследствии стены несколько раз перестраивали, так как камень не был предназначен для службы «на века». Однако каждый раз строители в точности воспроизводили изначальную форму стен - треугольник. Это древний сакральный символ защиты, который не имеет ничего общего с христианством, однако все князья следовали этому принципу постройки.

Современный вид Кремля

Современный Кремль далеко не самый древний среди аналогичных построек в России. Однако из-за принадлежности к Москве его принято называть «главным». Строительство Кремля в том виде, в котором мы привыкли его видеть, велось не русскими зодчими, а итальянцами. Именно европейские мастера смогли построить вечную стену.

Строители взяли за основу (центр) Кремля главный духовный символ Москвы - Успенский собор. И с каждой стороны от него на равном расстоянии друг от друга поставили по семь башен из красного кирпича.

Зубцы на стенах выполнены в форме буквы «М», что несколько странно для российской культуры. Эту новинку привнесли в убранство русского Кремля итальянцы, которые полагали, что такая форма стен позволит лучше обороняться в случае необходимости. Князья и обычный люд по-свойски назвали этот элемент «хвост ласточки».

Мало кто знает, но под стенами Кремля есть подземные переходы и убежища. Однако до конца их так и не удалось исследовать.

Сегодня знаменитые стены периодически реставрируются, главная цель каждой работы - восстановить первоначальный внешний вид красного кирпича.

Вся правда о Кремле: 10 интересных фактов


Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», 1801

1. В некоторый период своей истории Кремль был... островом! Да, в XVI веке для обороны города было решено прорыть каналы вокруг кремлевских стен - так проще и удобнее было защищаться от врагов. Однако такая система просуществовала недолго - Москва получала не только стратегическое преимущество, но и множество неудобств при атаках и ведении торговли.

2. Кремль изначально был не просто защитным сооружением. Там располагались монастыри. Например, только в XX веке было разрушено 28 монастырей и церквей, которые находились на территории Кремля.

3. Во время Великой Отечественной войны, чтобы защитить Кремль от авиаударов, власти решили замаскировать его. Так, красные стены были раскрашены разными красками, на стенах нарисовали окна и двери, звезды закрыли фанерой. Вражеским летчикам было сложно увидеть его с воздуха.

Однако это не спасло Кремль от разрушений. Существует легенда, что в годы войны ни одна мина так и не долетела до кремлевских стен, но это не так. В них попали 15 фугасных и 150 зажигательных бомб. Одна крупная бомба разрушила здание Арсенала.

4. Принято считать, что каждая башня в Кремле имеет свое имя. Самая высокая из них называется Троицкой, а самая известная - Спасской (на ней находятся куранты). Однако есть две башни, которые за много веков так и не получили имен. Поэтому сегодня их называют просто - Первая Безымянная и Вторая Безымянная.

5. О призраках Кремля ходит много слухов. Говорят, будто дух Ленина до сих пор бродит по Кремлю. При этом первый свой «выход» призрак совершил еще при жизни вождя: когда Ленин лежал смертельно больной, его дух прогуливался по своему кабинету в Кремле, чем немало напугал охрану. И сегодня сотрудники охраны иногда пугают людей историями о том, что призрак Ленина бродит по ночным коридорам Кремля.

6. Об этом почему-то никогда не пишут в учебниках истории: в XVII веке на территории современного Кремля были построены самые настоящие висячие сады. Здесь выращивались экзотические фрукты, орехи и диковинные цветы. Однако в условиях морозной русской зимы было очень непросто содержать такие сложные висячие конструкции, поэтому сады скоро были закрыты.

7. О кремлевских курантах известно не так уж много легенд. Это главные часы России, которые всегда показывают точное время. Достигнуть этого было непросто: пришлось подсоединять электрический кабель от курантов к контрольным часам Московского института астрономии. Поэтому в любое время можно посмотреть на стрелки курантов и быть уверенным, что главные часы России не отстают ни на секунду.

8. Московский Кремль является самой крупной крепостью во всей Европе. Его площадь составляет порядка 27 гектаров.

9. Знаменитые звезды на башнях Кремля весят чуть больше тонны каждая. Только так удалось создать украшения, которые могут выдержать ураган любой силы. К слову, расположение Москвы на семи холмах способствует постоянным сильным ветрам и ураганам.

10. Группа «Апхилл» провела исследования с целью выявить точную стоимость московского Кремля. Как выяснилось, символ нашей родины был оценен в сумму 50 миллиардов долларов.

Какие еще загадки таит в себе Кремль? На эти вопросы не сможет ответить ни один экскурсовод в мире. Многие исследования относительно тайн и истории Кремля позволили выявить много любопытных фактов, однако подтвердить большинство из них не представляется возможным: фото и исторические документы были утеряны в разные годы.