Конспект коррекционного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости
Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».Описание материала: Предлагаю конспект комплексного коррекционного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: внешний вид (развитие речи предметные уроки экскурсии) и различение звуков окружающей действительности (чтение и письмо).
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71. Материал занятия направлен на уточнение представлений детей о домашних и диких животных, о том какой звук для какого животного характерен, формирование связной речи.
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: паровозик; Домовенок.
Цель:
уточнить представления детей о домашних и диких животных, о том какой звук для какого животного характерен, формирование связной речи.
Общеучебные задачи:
- учить детей соотносить звучащее слово с предметом, его характеризующим (или предметной картинкой);
- расширять представления детей о представителях животного мира;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развивать у детей слуховое восприятие, внимание;
- приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование:
макет паровозика; Домовенок; предметные картинки с изображением животных, Учитель:
Дети, посмотрите, к нам опять спешит в гости на занятие Паровозик.
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку.
Учитель:
Кого это он сегодня привез к нам в гости? Давайте разберемся!
Педагог достает из вагонов картинки с изображением животных: собаки, лошади, кошки, лягушки и других животных и раскладывает их на столе.
Учитель:
Ребята, кто может назвать животных, которые приехали к нам на занятие?
Дети поднимают руки и называют животных, если возникают трудности, педагог помогает и называет сам, а дети повторяют
.
Учитель: Ребята, а каких еще животных вы знаете?
Дети называют животных, которые им знакомы, но не представлены на картинках.
Учитель : Молодцы! Ой-ой-ой! Посмотрите, мы не достали из Паровозика еще вот кого.
Педагог показывает предметную картинку с изображением гуся.
Учитель: Ребята, кто это?
Дети: Гусь.
Учитель: Молодцы! А теперь я всем нам предлагаю превратиться на некоторое время в веселых гусей и поиграть. Ну, что готовы?
Дети : Да.
Проводится музыкальная физминутка под детскую песенку «Два веселых гуся». Дети имитируют движения героев песни под руководством педагога. Дети, у которых затруднены двигательные навыки, выполняют движения по мере возможностей сидя на стуле.
Учитель: Вот какие у нас замечательные гуси! Какие все молодцы! Я думаю, что нашим гостям тоже понравилось, но пока мы пели и играли, они немножко загрустили, давайте-ка их развеселим. А сделаем мы это так. Все животные, так же как и люди умеют «говорить», только каждое животное говорит по-своему. Я вам предлагаю сейчас поговорить на языке животных, и сделаем мы это с помощью наших гостей, которые приехали на Паровозике.
Проводится игра «Назови животных и скажи, кто как «говорит».
Материал . Картинки с изображением животных и птицы: собака, лошадка, гусь, кошка, лягушка и др.
Педагог показывает картинку с изображением животного и спрашивает у детей: «Кто это?».
После того как дети назовут животное, педагог просит их показать, как оно «говорит». Так ребята должны узнать собаку и "полаять" (аф-аф), лошадку (и-го-го), лягушку (ква-ква), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку).
В процессе игры необходимо добиться, чтобы дети правильно называли животных, по возможности внятно произносили все звуки в звукоподражаниях. В игре принимают участие и не говорящие дети, так как они вполне могут произносить звуки.
Учитель: Как здорово мы поиграли! Вам понравилось?
Дети : Да!
Учитель: Но я слышу гудок Паровозика, он напоминает нам о том, что пришло время, нашим гостям уезжать.
Педагог вставляет картинки с изображением животных в вагончик поезда, звучит стук колес, имитирующий отъезд Паровоза.
Учитель: Ребята, вам понравились наши гости?
Дети: Да!
Учитель: Смотрите, к нам уже спешит Домовенок, ему не терпится узнать, чем мы занимались на занятии.
Учитель: Давайте расскажем Домовенку, кто же был у нас в гостях?
Дети перечисляют животных, увиденных на картинках.
Учитель: Правильно! А расскажите Домовенку как они «разговаривают»?
Если у детей возникают трудности с название животного и имитацией его голоса, то педагог помогает и напоминает.
Учитель: Ну, вот и хорошо! На этом наше занятие заканчивается, и мы будем ждать с нетерпением Паровозик в гости снова. Правда?
Дети: Да!
Литература
Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом
Автор: Максаков А. И., Тумакова Г. А. Москва: Просвещение, 1983 г.
Разделы: Школьная психологическая служба
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.
Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.
Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества . Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.
Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов : дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.
Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.
Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи:
- Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
- Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
- Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.
Принципы построения занятий:
- системность и последовательность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятий;
- доступность;
- развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей и осуществляется в течение 40 минут.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.
Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в Приложении 1 .
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2 .
Основная частьзанятия
(третья) состоит из
задания изобразительного характера: лепкой,
рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же
проводятся игры и упражнения на развитие
восприятия и ощущений. По времени эта часть
занимает 15-20 минут. В составе этой части
проводятся подвижные игры малой активности, так
как у детей с умственной отсталостью снижена
работоспособность и отмечается низкий уровень
концентрации внимания. Данные игры выступают в
роли физминуток и позволяют развивать общую
моторику, координацию движений, деятельности
зрительного и слухового анализаторов. Здесь же
можно провести пальчиковые игры и упражнения.
Описание изобразительных техник представлено в Приложении 3
,
пальчиковые игры, упражнения – в Приложении
4
. В использованные на занятиях игры
малой подвижности, представлены в Приложении
5
.
Четвертая часть
занятия
– упражнения
на релаксацию (Приложение 6
),
сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и
позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное
и эмоциональное напряжение, развивать
воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием
педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех
занятиях проходят одинаково. Для приветствия
используются упражнения «Комплимент» и «Круг»:
все дети и педагог встают в круг и сначала каждый
участник должен сказать своему соседу что-нибудь
приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное
«Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал
прощания проводится аналогично: сначала слова
благодарности друг другу за работу, общее
рукопожатие и потом произнесение хором
«До-сви-да-ни-я!!!».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 | Хоровод у елочки | 1 |
2 | Я слепил снеговика | 1 |
3 | Сказочные деревья | 1 |
4 | В гости к сказке | 1 |
5 | Цветные автомобили | 1 |
6 | Зимний пейзаж. | 1 |
7 | Необычная вышивка | 1 |
8 | От домика к домику | 1 |
9 | Вини-Пух и все-все-все | 1 |
10 | Кораблики в море | 1 |
11 | Звездное небо | 1 |
Тема 1. Хоровод у ёлочки
Цель:
- Упражнение гимнастики для глаз № 1, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики»
- Разминка: упражнения «Путаница» и «Сложи узор».
- Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша елка в Новый год». Игра малой подвижности «Веселые снежинки».
Тема 2. Я слепил снеговика
Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.
- Упражнение гимнастики для глаз № 2, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», «Фонарики».
- Разминка: упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».
- Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика».
Тема 3. Сказочные деревья.
Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и произвольной регуляции.
- Упражнение гимнастики для глаз № 3, 4. Упражнения для развития мелкой моторики:: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок».
- Разминка: упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».
- Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатками «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Елка, береза, дуб».
- Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».
Тема 4. В гости к сказке.
Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости
- Упражнение гимнастики для глаз № 5, 6. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок» «Гусь – курица – петух».
- Разминка: игра «Колпак мой треугольный», Упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.
- Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки». Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?»
- Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки»
Тема 5. Цветные автомобили.
Цель:
- Упражнение гимнастики для глаз № 6, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка».
- Разминка: упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».
- Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстрый сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».
Тема 6. Зимний пейзаж.
Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально – моторно-кинестетической интеграции.
- Упражнение гимнастики для глаз № 7, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка»,
- Разминка: упражнения «Костер», «Графический диктант».
- Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Зимний лес». Игра малой подвижности «Палочки».
- Упражнение на релаксацию «Радуга».
Тема 7. Необычная вышивка
Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.
- Упражнение гимнастики для глаз № 8, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка».
- Разминка: игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».
- Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности «Конспиратор».
- Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».
Тема 8. От домика к домику
Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).
- Упражнение гимнастики для глаз № 9, 10. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка».
- Разминка: упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».
- Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой подвижности «Рисуем вместе».
- Упражнение на релаксацию «Отдых».
Тема 9. Винни-Пух и все-все-все.
Цель: развитие кинетико-кинестетического и пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.
- Упражнение гимнастики для глаз № 10, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», « Сарай – дом с трубой – пароход».
- Разминка: игра «Кто быстрее и ровнее?», упражнение в перебирании и сортировке крупы.
- Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш веселый Винни-Пух». Игра малой подвижности «Ничего не видно».
- Упражнение на релаксацию «Отдых».
Тема 10. Кораблики в море
Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.
- Упражнение гимнастики для глаз № 9, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», «Сарай – дом с трубой – пароход».
- Разминка: игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».
- Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».
- Упражнение на релаксацию «Отдых на море».
Тема 11. Звездное небо
Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной.
- Упражнение гимнастики для глаз № 8, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», «Сарай – дом с трубой – пароход».
- Разминка: упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звездочки».
- Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звездное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».
- Упражнение на релаксацию «Полет высоко в небе».
Планируемые эффекты от реализации программы
После проведения цикла занятий младшие школьники с умственной отсталостью должны уметь:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- зрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;
- различать основные цвета и их оттенки;
- различать «наложенные» изображения предметов;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и пространстве;
- выполнять действия двумя руками;
- проводить ровные, четкие линии;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, предметные картинки и другое).
- Материалы для изобразительного творчества (гуашь, кисточки, белая и цветная бумага, лоскутки ткани, крупа, природный материал – листья, картофель; пластилин и другое).
Список литературы:
- Белоусова Л.Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика.– 2002. – №2. – С. 38-43.
- Войлокова Е.Ф, Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005 – 304 с.
- Гурова Е.М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. – №5. – С. 61-62.
- Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е.А.–Ярославль: Академия развития, 2007.– 80 с.
- Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
- Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.– 144 с.
- Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 319 с.
- Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму – СПб.: Речь, 2004 – 80 с.
- Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П.Пименова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 221 с.
- Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной.– М.: Академия, 1998. – 160 с.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития – http://www.method.novgorod.ru/.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
- Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41.
Занятие.
Тема: «Тепло семейного очага» (беседа)
Цель: 1. познакомить с понятиями «семейный очаг»;
2. развить умение применять эти понятия на практике (в группе);
3. воспитывать в группе добрые, семейные отношения между детьми и взрослыми.
Ход занятия.
Рассказ – показ.
Знакомство с понятиями «семейный очаг», «тепло семейного очага» (рассуждения детей, ответы на вопросы).
Выполнение работы.
Составление семейного портрета нашей группы (рисование, аппликация)
Результат работы, обсуждение.
О чем говорили?
Что такое «семейный очаг»?
Как вам живется в группе?
Разработала: Овсянко Л.В
Тема: Рисование (Зима пришла).
Цель: 1. Повторить признаки зимы;
2. Учить рисовать зиму;
3. Воспитать чувство прекрасного;
Материалы и оборудование:
Белые листы бумаги, цветные карандаши (мелки восковые, краски, гуашь – по выбору детей).
Организационный момент:
Рассказ – показ:
Рассказать детям о признаках зимы, какие зимние забавы детей
зимой, нарисовать картинку «Зима пришла».
2. Выполнение работы:
а) Выбор рабочего материала (лист бумаги, по выбору детей – краски, карандаши, мелки, гуашь);
б) Выбор цвета, для создания композиции, основного образа (зимние забавы детей, зимний пейзаж);
в) Рисование основного образа;
г) Работа над цветной гаммой;
д) Оформление работы.
3. Просмотр работы, обсуждение.
Тема: Оригами. («Лебедь»)
Цель: Закрепить умение сгибать бумагу в четверо в разных направлениях, хорошо заглаживая сгибы; учить заготовить выкройку и делать из нее игрушку; воспитывать умение аккуратно выполнять все операции.
Материалы и оборудование:
Бумага, картон, карандаши, ножницы, цветные карандаши.
Организационный момент:
1. Рассказ – показ.
Из квадратного листа сделать стрелку.
Отогнуть угол (шея лебедя).
Отогнуть уголок (голова лебедя).
2. Выполнение работы.
а) выбор рабочего материала;
б) выбор цвета для создания основного образа, своей композиции;
в) изготовление основного образа по плану;
г) работа с деталями;
д) оформление работы
3. Просмотр работ, обсуждение.
Тема: Лепка (Два мухамора).
Цель: учить работать с пластелином, развивать мелкую маторику, воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
1. Рассказ – показ:
Раскатать два столбика из белого пластелина, придать форму ножек. Слепить верх из красного пластеина (форма шляпки).
Украсить шляпку белыми пятнами. Посадить грибы в траву;
2. Выполнение работы:
а) выбор рабочего материала (пластелин);
б) выбор цветного для создания композиции (белый, красный, зеленый);
в) лепка основного образа;
г) работа над цветовой гаммой;
д) оформление работы.
3. Просмотр работ, обсуждение.
Занятие №2
Тема: Дикие и домашние животные
Цель: 1) Познакомить с дикими и домашними животными
2) Развивать умение различать животных по классам
3) Воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания
Ход занятий
Рассказ – показ
Виды каких животных вы знаете?
Какие животные относятся к диким животным?
Какие животные относятся к домашним животным?
Где живут дикие животные?
Где живут домашние животные?
2) Выполнение работы
Показ диких животных.
Показ домашних животных.
Их отличия и сходства.
О чем говорили?
Что узнали нового?
С кем познакомились?
Какие виды животных запомнили?
Занятие №1
Тема: Работа на огороде (сбор зрелых плодов и корнеплодов)
Цель: 1) ознакомить с созревшими плодами и корнеплодами;
2) развивать умение видеть зрелые плоды и корнеплоды, умение их собирать;
3) воспитывать умение трудиться помогать друг другу в работе, быть дружными и взаимно – вежливыми;
Ход занятия
Рассказ – показ
Какое время года?
Какой урожай собирают осенью с огорода?
Что мы будем собирать?
2) Выполнение работы
Распределение вида работ
Выбор территории, где будем работать
Начало уборки урожая
Окончание работы на огороде;
3) Результат работы, обсуждение
Как работали?
Кто работал хорошо?
Кто ленился?
Зачем мы выполняли эту работу?
Занятие 13.
Тема: Зимушка – зима (беседа).
Цель: 1) познакомить с приметами зимы;
2) развивать умение определять предметы зимы, развить кругозор;
3) пробудить эстетическое воспитание у детей.
Ход занятия:
Рассказ – показ
Какое время года?
Какие месяцы считают зимними?
2. Выполнение работы
Покажите на картинке зимний пейзаж.
Нарисуйте узоры на окне.
Какие стихи знаете о зиме?
Назовите приметы зимы.
3. Результат работы, обсуждение
О чем говорили?
Что узнали нового?
Назовите приметы зимы.
Разработала: воспитатель 4 гр. Овсянко Л.В
Галина Астапенкова
План-конспект открытого занятия в группе детей с ОВЗ (с легкой умственной отсталостью)
Интегрированное индивидуальное занятие учителя-дефектолога и педагога-психолога.
Образовательная область: познавательное развитие
Развитие сенсорно - перцептивных способностей ребенка на основе зрительного, тактильно-двигательного и слухового восприятия.
Тема : В гости пришла кукла Алена.
Цель: совершенствовать ориентирование в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентированные действия в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать формировать умения различать и соотносить: цвета (красный, синий, желтый, зеленый); геометрические фигуры и их форму (круг, квадрат, треугольник); понятия «один-много», «большой – маленький».
Коррекционно-развивающие : стимулировать развитие зрительного восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности;
совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
активизировать речевую деятельность, умение слушать и слышать речь педагога;
стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.
Коррекционно-воспитательные : развивать умения и навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.
Оборудование: кукла; массажный мяч; сенсорные круги красного, желтого, синего и зеленого цвета с вставками геометрических фигур: круга, квадрата и треугольника; большие и маленькие кубики разного цвета; куб, шар, треугольная призма.
Организационный момент (проводит педагог-психолог ).
Введение ребенка в рабочий процесс, стимулирование интереса к занятию через создание положительной эмоциональной атмосферы.
Ребенок встречается с куклой Аленой, здоровается, называет свое имя. Кукла принесла подарки, которые находятся у учителя-дефектолога.
Из волшебной шкатулки Ксения достает массажный мяч.
Коррекционно – обучающая игра «Мячик-массажист»
для совершенствования координации
движений, пальцевой моторики.
Я мячом круги катаю,
взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
и другой рукой начну.
(Движения соответствуют тексту).
Коррекционно – обучающая игра «Найди цвет и форму в круге» (проводит учитель-дефектолог)
для формирования умения различать
и соотносить цвета, геометрические фигуры
Педагог показывает ребенку сенсорные круги разного цвета: красного, желтого, синего, зеленого с вставками геометрических фигур - круга, квадрата, треугольника. Ребенок рассматривает и называет цвета. Затем выдавливает геометрические фигуры из кружков: круг, квадрат, треугольник. Педагог совместно с ребенком обследуют каждую фигуру, обводя пальчиком по контуру. Ребенку необходимо соотнести цвет и форму (закрыть окошко).
Психогимнастика «Принцесса» (проводит педагог-психолог)
для расслабляющего и успокаивающего перерыва,
закрепления умения различать и соотносить цвета
Педагог-психолог: «Ксения, представь, что ты принцесса. Стой ровно, красиво, выпрями спинку и подними подбородок. Покажи, где находится зеленая дорожка. А теперь, как красивая принцесса, пройди по зеленой дорожке. Молодец, принцесса гуляет по зеленой дорожке.
Куда же мы попали? Мы возле синего-синего озера! Ты видишь его? Наклонись, намочи руки! Помой личико! А теперь поплывем.
Мы оказались у теремка! А к теремку ведет красная дорожка! Наступи на нее ножкой. Красна девица, красавица, идем же скорее домой!»
Ксения: «Не хочу, не буду, не пойду!» (ручками машет, ножками топает )
«Ксения, идем скорее домой! Идем, красавица! Идем, умница! Ура, молодец!»
(переход на следующий этап работы к учителю-дефектологу)
Коррекционно – обучающая игра «Разложи кубики» (проводит учитель-дефектолог )
Для формирования умения различать и соотносить
В коробке лежат большие и маленькие кубики.
Вопросы ребенку: Какие кубики? Сколько кубиков? Какого цвета?
Надо показать большой и маленький кубик. Построить из больших кубиков большую башенку, а из маленьких - маленькую. Собрать в большую коробку большие кубики, в маленькую - маленькие.
Закрепляющая психогимнастика «Ежики» (проводит педагог-психолог)
для релаксационного перерыва,
умения различать и соотносить
понятия «один-много», «большой-маленький»
Педагог-психолог: «Ксения, у нас во дворе поселились ежики! Давай их найдем. Из кустов выходит много маленьких ежиков (ребенок показывает все пальцы на руках, садится на корточки, а за ними идет одна большая ежиха (ребенок встает, показывает один палец, и говорит своим детям ежиха - ребята, куда же вы убежали? Вас много, а я одна, не успеваю вас догнать. И правда – говорят дети – нас много маленьких ежиков, а мама одна большая ежиха, нужно ее слушать. Молодцы – говорит ежиха – послушные ежата! Все пришли домой. И маленькие ежата, и одна большая ежиха.»
Продолжение коррекционно-обучающей деятельности
Коррекционно – обучающая игра «Чудесный мешочек» (проводит учитель-дефектолог)
для развития тактильного восприятия,
соотнесения фигур и их форм
Педагог расставляет перед ребенком геометрические фигуры, предлагает найти в мешочке такие же фигуры, назвать их. Задание выполняет наощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Коррекционно – обучающая игра «Угостим куклу чаем» (проводит учитель-дефектолог)
активизация речевой деятельности
через игровую ситуацию
Заранее приготовлена комната для куклы. Ребенок расставляет на стол чайную посуду, подбирая по цвету чашку к блюдцу: красную, желтую, синюю, зеленую. Угощает куклу чаем.
Расслабляющая психогимнастика «Солнышко» (проводит педагог-психолог)
для расслабления, снятия
психоэмоционального напряжения
Педагог-психолог: «Ксения, посмотри, выглянуло солнышко! Закрой глазки! А теперь открой один глазик, открой второй глазик! Подмигни солнышку. Солнышко думает - какая хорошая Ксения, добрая, ласковая! Солнышко дотрагивается лучиками до твоей головы, плеч, живота, ног. тепло и хорошо.»
Итог. Мы играли с кругами, кубиками, угощали куклу Алену чаем. Возьми куклу и иди с ней гулять на прогулку.
Публикации по теме:
Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом. Конспект открытого занятия по правовому воспитанию для детей с умственной отсталостью. Тема: Право на дом и неприкосновенность жилища. Подготовила.
Цель: продолжать формировать представление об осени, ее признаках; содействовать развитию эмоциональной сферы. Задачи: Образовательные:.
Конспект комплексного занятия у детей с умственной отсталостью I года обучения Тема: «Овощи» Цель: учить детей различать и правильно называть овощи. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять знания детей об.
Локальный акт о специальной индивидуальной образовательной программе для детей с умственной отсталостью Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом (протокол №1 от 29.08.16г). «Утверждаю» Директор школы ___ Л. А. Минькова.
Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.
Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:
- Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
- Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
- Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
- Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
- Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
- Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
- Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.
Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.
Таким образом, главными задачами таких коррекционных занятий является развитие навыков мышления, тренировка памяти, а также социальная адаптации к жизни и ситуациям, которые могут возникнуть в быту и обществе.
Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.
Где они проводятся?
В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.
Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.
В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.
К сожалению, коллективные занятия часто недоступны детям с тяжелой степенью умственной отсталости.
Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.
Можно ли заниматься с ребенком дома?
Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.
Но родители должны полагаться не только на специалиста. Им следует также принимать активное участие в развитии психических способностей ребенка.
Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.
Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.
Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.
Прогноз коррекционных занятий
Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.
К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.
Проведение и прогноз коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью обновлено: Март 21, 2018 автором: admin