» » Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России. Это группа логоваз Исполнительный секретарь СНГ

Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России. Это группа логоваз Исполнительный секретарь СНГ
Россия : Москва К:Компании, основанные в 1989 году

Автомобильная торговая компания «ЛогоВАЗ» - акционерное общество, занимавшееся свободной продажей автомобилей «ВАЗ», отозванных из зарубежных автосалонов «АвтоВАЗа » (реэкспортных). Основано в 1989 году Борисом Березовским .

История

По данным, приведенным в книге Пола Хлебникова «Крестный отец Кремля», основными акционерами компании «ЛогоВАЗ», перепродававшей продукцию «АвтоВАЗа», были генеральный директор «АвтоВАЗа» Владимир Каданников наряду с финансовым директором «АвтоВАЗа» Николаем Глушковым, коммерческим директором «АвтоВАЗа» Александром Зибаревым и помощником Каданникова по финансовым вопросам Саматом Жабоевым .

В 1991 году АО «ЛогоВАЗ» первой получила статус официального импортёра автомобилей «Мерседес-Бенц» в СССР .

С мая 1992 по май 1994 заместителем генерального директора АО «ЛогоВАЗ» был Бадри Патаркацишвили .

С 1995 года директором АО «ЛогоВАЗ» был Юлий Дубов , позднее обвинённый в мошенничестве и скрывшийся в Великобритании .

Были созданы предприятия, занимающиеся продажей и ремонтом автомобилей «Lada » и «Мерседес-Бенц» на территории России: «ЛогоВАЗ-БЕЛЯЕВО», «ЛогоВАЗ-ДОН», «ЛогоВАЗ-НЕВА», «ЛогоВАЗ-СОЧИ» и другие.

В целом, в структуру «ЛогоВАЗа» входило более 100 коммерческих и общественных организаций .

Напишите отзыв о статье "ЛогоВАЗ"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий ЛогоВАЗ

– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Признался, что когда в 1970-е годы работал в Институте проблем управления, у них с приятелем был один жигуленок на двоих. Зато уже с мая 1989 года у него этих машин стало как грязи — он возглавил автомобильную торговую компанию ЛогоВАЗ, самого крупного дилера АвтоВАЗа. Увы, и сам Борис Березовский, и его предприятие, в которое входило более 100 коммерческих и общественных организаций, остались в истории России символами нечистоплотного ведения бизнеса.

Образ Бориса Березовского приобрел черты демонической личности. Стремительный прорыв скромного завсектором Института проблем управления АН СССР в экономическую элиту России был подобен падению метеорита или извержению вулкана. Это прорыв весьма интересно описал американский журналист Пол Хлебников в своей книге «Крестный отец Кремля…». И, по одной из версий, именно за нее он поплатился жизнью. Одним из символов эпохи Березовского стало скандальное «дело ЛогоВАЗа».

ЛогоВАЗ и Березовский

В конце восьмидесятых годов XX века АвтоВАЗ считался гордостью отечественного автопрома. Пол Хлебников в своей книге назвал его бездарно управляемым автомобильным монстром. Автогигант производил модели 60-х годов, на сборку которых расходовал в 30 раз больше человеко-часов, чем американцы или японцы — на современное авто. При этом собирались жигуленки кое-как, многие детали подгонялись с помощью молотка. В этот момент на АвтоВАЗе и появился начинающий предприниматель Борис Березовский с коммерческим предложением — поставить заводу программное обеспечение. Руководство предприятия подумало и согласилось.

Деятельность Бориса Березовского в России порой отдает мистикой. Создается впечатление, что он, словно настоящий Мефистофель, наловчился скупать души людей оптом и в розницу. Немало высокопоставленных чиновников стали инструментом в руках БАБа по воплощению его коварных замыслов. Руководитель АвтоВАЗа Каданников одним из первых попал под чары Бориса Абрамовича. Действительно, со стороны казалось просто колдовством, что мало кому известный математик удивительным образом пробрался в душу директору автогиганта и заполучил на него такое влияние.

Может быть, Каданникова и следовало бы похвалить за то, что он разглядел в веренице начинающих предпринимателей, обращавшихся в АвтоВАЗ с разнообразными предложениями, человека с необычайно высоким потенциалом. Но вот только потенциал Березовского был направлен исключительно на личное обогащение.

«В мае 1989 года был создан ЛогоВАЗ, — писал Пол Хлебников — В компанию вошли несколько физических лиц, в том числе Березовский и Каданников. Президентом новой компании стал Каданников, генеральным директором — Березовский. Официально задача ЛогоВАЗа заключалась в том, чтобы автоматизировать процесс сборки на АвтоВАЗе, повысить производительность труда на таком важном производственном объекте.

Это соответствовало намерениям Горбачева модернизировать советскую промышленность. Но обновлять промышленные компьютерные системы ЛогоВАЗ не стал — новая фирма
почти сразу же занялась продажей автовазовских автомобилей.

Реэкспортная афера

Вскоре АО «ЛогоВАЗ» превратилось в ведущего дилера российского автомобильного гиганта АвтоВАЗа. И одновременно это стало первой широкомасштабной аферой Березовского. Борису Абрамовичу приписывают авторство идеи отпускать автомобили АвтоВАЗа на консигнацию (т.е. с отсрочкой платежа) и по реэкспорту автомобилей. И та и другая идеи нанесли предприятию убытков на сотни миллионов долларов, а Березовскому — столь же значительные прибыли.

Схема по реэкспорту тольяттинских автомобилей весьма напоминала аферу и выглядела так: АвтоВАЗ отпускал «Жигули» на экспорт ниже их себестоимости. Скажем, в то время, как их изготовление обходилось предприятию в 4600 долларов, Березовский получал их по 3500 долларов, причем без предоплаты, и мог рассчитываться за них в течение года. Разумеется, ни в какую заграницу Березовский «Жигули» не перегонял. Зачем отправлять их за тридевять земель, когда они отлично расходятся в России?!

Борис Абрамович лишь оформлял на бумаге, что автомобили экспортировал, а потом, когда капризные иностранцы отказались их покупать, импортировал обратно в Россию. Схема реэкспорта позволяла ему не только получать сверхприбыли, но и проводить операции с валютой. Чем колоссальнее убытки нес наш отечественный автогигант, тем сильнее богатея
Березовский. Так впервые наглядно проявился один из его экономических принципов: нужно присосаться к наиболее «жирному» предприятию и высосать из него все соки, пока не останутся кожа да кости. Причем для этого ему даже не требовалось получать контроль над предприятием. Березовский сам говорил, что ему нет нужды покупать завод, если можно купить его директора.

Кровавые разборки

Супердоходы Березовского быстро стали объектом пристального внимания бандитских группировок. Все тот же Пол Хлебников писал, как в июле 1993 года на Березовского наехала банда некоего Овчинникова, предложившая ему стать его крышей. Но Борис Абрамович сказал, что крыша у него уже есть в лице чеченцев, и предложил обсудить этот вопрос с ними.
«Славяне» и чеченцы забили стрелку на Ленинском проспекте, около кинотеатра «Казахстан», где находился автосалон ЛогоВАЗа. Переговоры вылились к кровавую перестрелку, итогом которой стали трое убитых (включая Овчинникова) и шестеро раненых.

Но на этом конфликт не закончился. Начались вооруженные нападения на торговые площадки с машинами ЛогоВАЗа. На некоторое время Березовский от греха подальше уехал
в Израиль. А когда вернулся, стал жертвой покушения.

Вечером 7 июня 1994 года Березовский вышел из офиса ЛогоВАЗа в центре Москвы и сел на заднее сиденье своего «Мерседеса». Охранник устроился рядом с водителем. Едва машина тронулась, раздался взрыв, и на воздух взлетел припаркованный рядом «Опель». Его начинили взрывчаткой и взорвали с помощью дистанционного управления, когда мерс Березовского приблизился.

Говорят, что на глазах у Бориса Абрамовича его шоферу оторвало голову, охранник получил тяжелые ранения, но выжил. Березовский тоже пострадал, он самостоятельно выбрался из машины, но сильно обгорел. А потому почти сразу после случившегося отбыл на лечение в Швейцарию. В то время покушений на бизнесменов было много, но именно покушение на Березовского почему-то очень сильно взволновало Президента России Бориса Ельцина. Тезка предпринимателя отдал приказ своей службе безопасности очистить страну от «уголовной грязи».

Куда ушли миллиарды

Уже находясь в эмиграции, Борис Березовский встал в оппозицию к действующей российской власти. И только тогда на свет появилось известное «дело ЛогоВАЗа». В его рамках следствие установило, что в 1994-1995 годах руководители ЛогоВАЗа похитили 2033 автомобиля на сумму 60 миллиардов неденоминированных рублей. Причем, помимо руководства АвтоВАЗа и ЛогоВАЗа, в операциях участвовала администрация Самарской области.

На вырученные от продажи похищенных автомашин деньги были куплены три коттеджа в поселке Кунцево Одинцовского района Московской области для руководителей ЛогоВАЗа. Еще несколько миллиардов было потрачено на приобретение дач и служебных зданий, а 14 миллиардов рублей пошли на приобретение акций АО «ОРТ», компании «ТВ-6» и издательства «Огонек».

Находясь в Англии, Березовский с легкостью проводил операции по выводу своих активов из РФ. Так, 76% контролируемых им акций крупнейшего участника российского автомобильного рынка АО «ЛогоВАЗ» на сумму около 60 миллионов долларов он без труда перевел в фирмы, зарегистрированные в зарубежных офшорах. Причем в процессе перевода стоимость акций усохла до 72 тысяч. Это для того, чтобы налогов поменьше платить.

Наше государство, которое почему-то не могло само арестовать Березовского, пока он жил в России‚ попросило англичан сделать это за него. По запросу Генпрокуратуры РФ английские правоохранительные органы арестовали Березовского и его сподвижника Юлия Дубова, который в 1995 году был назначен директором АО «ЛогоВАЗ». Любопытно, что, еще находясь в России, Юлий Дубов написал книгу «Большая пайка», в которой с гордостью описывал аферы по реэскпорту автомобилей, которые они проворачивали. Кстати, книга имела большой успех и даже номинировалась на «Букер».

Англичане не стали гноить русских бизнесменов в тюрьме. Изучив личности Березовского и Дубова, они выпустили их на волю под залог в 100 тысяч фунтов стерлингов. В России по «делу ЛогоВАЗа» Березовский получил 13 лет лишения свободы в колонии общего режима. Но в связи с внезапной кончиной фигуранта приговор утратил силу.

Известный бизнесмен и политик скончался в своем лондонском доме на 68-м году жизни.
Forbes вспоминает путь Березовского от первого бизнеса до поражения в судебном процессе с Романом Абрамовичем и разорения

Березовский и «ЛогоВаз»

В 1989 году предприниматель затеял свой первый крупный бизнес-проект — «ЛогоВАЗ». Эта компания занималась продажей продукции Волжского автозавода, отозванной из зарубежных салонов АвтоВАЗа, и импортом автомобилей Mercedes-Benz


Березовский и покушение

В июне 1994 года на Новокузнецкой улице в Москве рядом с домом приемов «ЛогоВАЗа» машина Березовского была взорвана. Водитель погиб, сам бизнесмен и его охрана получили ранения. В организации преступления подозревался главарь Ореховской преступной группировки Сергей Тимофеев, позднее также взорванный в своем автомобиле

Бадри Патаркацишвили — многолетний деловой партнер Березовского, участвовавший во всех ключевых проектах бизнесмена. После смерти Патаркацишвили Березовский вел судебные тяжбы за наследство покойного с его семьей

Березовский и «Сибнефть»

В 1996 году Березовский убедил Бориса Ельцина создать частную нефтяную компанию «Сибнефть». Позднее ее формальным владельцем стал Роман Абрамович. В Высоком суде Лондона Березовскому не удалось доказать, что реальным собственником компании являлся он сам, а не его младший деловой партнер

Березовский и дом приемов «ЛогоВАЗа»

Дом приемов «ЛогоВАЗа» на Новокузнецкой улице в Москве в 1990-х превратился не просто в резиденцию бизнесмена Березовского, а в параллельный центр принятия ключевых политических решений

Березовский и ОРТ

В 1995 году бизнесмен выступил одним из учредителей Общественного российского телевидения и вошел в совет его директоров

Березовский и Ельцин

К концу 1990-х годов, после участия в победной кампании Ельцина на выборах 1996 года, Березовский превратился в самого влиятельного олигарха

Березовский и Лондон

После конфликта с Владимиром Путиным Березовский в 2001 году перебрался на постоянное место жительства в британскую столицу. В Лондоне бизнесмену удалось получить статус политического беженца

Березовский и Иван Рыбкин

В 2004 году политик Иван Рыбкин был выдвинут при поддержке Березовского в качестве кандидата на президентских выборах, а накануне дня голосования таинственно исчез и нашелся в Киеве. Шла ли речь о похищении или срежисированном случае, до сих пор достоверно неизвестно

Березовский и Литвиненко

Бывший сотрудник российских спецлужб скончался в результате отравления полонием в Лондоне в 2006 году. В Британии Александр Литвиненко активно сотрудничал в рамках оппозиционных проектов с Березовским

Березовский и Абрамович

«Тяжба века» между бывшими деловыми партнерами в лондонском суде вскрыла множество неприглядных подробностей строительства бизнес-империй Березовского и Абрамовича. Добиться многомиллиардной компенсации за якобы экспроприированные у него Кремлем активы Березовскому так и не удалось

Березовский и Путин

Несмотря на то что Березовский поддержал кандидатуру Путина как преемника Бориса Ельцина на президентском посту, отношения с новым главой государства у бизнесмена испортились очень быстро. В лондонский период предприниматель превратился в одного из главных критиков Путина, в частности, принимал участие в митингах против фальсификаций результатов парламентских выборов 2011 года

Взрыв у «ЛогоВАЗа»

В этой свободной от закона среде Березовский и строил свою империю. Один из крупных бизнесменов, которые впоследствии стали известны как «олигархи», Березовский оказался втянут в войну между чеченскими и славянскими бандами. После того как на его фирму по продаже автомобилей трижды нападали вооруженные преступники, зиму 1993/94 года он предпочел отсидеться за границей. Вернувшись в Москву в бодром состоянии духа, он выяснил, что бандитская война идет полным ходом. Почти сразу же на него организовали покушение: под дверь квартиры подложили гранату. К счастью, она не взорвалась.

Тем временем российским бандам здорово доставалось. 5 апреля 1994 года Отарик вышел из Краснопресненских бань, неподалеку от дома Российского правительства. Он уже был готов сесть в машину, как из дома напротив раздались выстрелы. Снайпер поразил его трижды. Через несколько минут Отарик скончался.

Со своего насеста в Нью-Йорке за бандитскими разборками в России с растущей тревогой наблюдал Япончик. Убили Отарика - одного из его лучших друзей и одного из лидеров войны с чеченцами. Россия превращалась в хаотическое поле битвы, преступные авторитеты отстреливали друг друга, а средства массовой информации выставляли бандитские сообщества в чрезвычайно невыгодном свете. Предположительно, после смерти Отарика Япончик созвал на слет несколько главарей российской мафии - обсудить вопрос о том, кто возглавит борьбу с чеченцами. Встреча состоялась в Вене. Выбор пал на Сильвестра.

Под вечер 7 июня 1994 года Березовский вышел из новой штаб-квартиры «ЛогоВАЗа» в центре Москвы и сел на заднее сиденье своего «мерседеса». Охранник сел рядом с шофером. Как только машина тронулась с места, прогремел взрыв. В узком переулке стоял начиненный взрывчаткой «опель», и когда машина Березовского проезжала мимо, с помощью дистанционного управления «опель» взорвали. На глазах у Березовского его шоферу оторвало голову. Охранник получил тяжелые ранения - в итоге он лишился глаза. Пострадало несколько случайных прохожих. Березовский, пошатываясь, вышел из машины, одежда на нем дымилась; он сильно обгорел, потребовались месяцы лечения в швейцарской клинике. Через несколько дней взрыв раздался и в штаб-квартире «Объединенного» банка Березовского.

Как и прочие громкие заказные убийства тех лет, покушение на Березовского осталось нераскрытым. Сам он говорил, что это дело рук конкурентов-автодилеров. Один из его коллег по ЛогоВАЗу сказал «Коммерсанту», что покушение на Березовского было связано с агрессивной ценовой политикой, которую проводил «ЛогоВАЗ». Несколько месяцев спустя в частных беседах с Ельциным, Коржаковым и другими представителями власти в Кремле Березовский высказал обвинение в адрес телевизионного магната Владимира Гусинского (и его покровителя, мэра Москвы Юрия Лужкова). Когда в конце 1996 года я спросил Березовского, кто же все-таки стоит за этим взрывом, он ответил: «Эта организация действует и сегодня».

А он не боится, что покушение могут повторить?

Расследуя взрыв у «ЛогоВАЗа», московская милиция вышла на Сильвестра. Оказалось, что у него с Березовским были какие-то «непонятные отношения», как сказал за год до этих событий генерал Рушайло. В марте 1994 года возглавляемый Березовским инвестиционный фонд «АВВА» поместил деньги в «Мосторг-банк» и купил два краткосрочных векселя на 500 миллионов рублей каждый. «Мосторг-банк» находился под контролем Сильвестра; банк по своим обязательствам вовремя не расплатился, перечислив средства куда-то за рубеж.

Именно после этого покушения имя Березовского стало известно всей стране. Милиция сообщала, что в том году это был «самый громкий взрыв в Москве». Президент Ельцин отдал приказ своей Службе безопасности очистить страну от «уголовной грязи». Через несколько дней «Мосторг-банк» наконец выплатил (с процентами) «АВВА» долги по векселям. Березовский улетел в Швейцарию, а разбираться с бандитами оставил своего старого соратника по «ЛогоВАЗу» Бадри Патаркацишвили.

Бандитская война продолжалась. В августе славяне нанесли роковой удар одной из самых сильных чеченских банд - «Лазанье». Они подкараулили и убили Геннадия Лобжанидзе. В течение года еще одного из лидеров лазанской группировки арестовала милиция, а третий сбежал в Турцию.

Но победу славяне праздновали недолго. Ранним вечером 13 сентября неподалеку от Тверской прогремел взрыв. Милиция нашла исковерканный шестисотый «мерседес» - бомба была укреплена под днищем машины и приведена в действие дистанционно. Из-под обломков вытащили обгоревший труп. Это был Сильвестр.

Империя Смоленского-Березовского отличается высокой степенью децентрализации, пожалуй, максимальной среди других крупнейших российских ИБГ. Она состоит (и состояла изначально) из трех достаточно независимых частей, у каждой из которых существует своя собственная группа главных собственников и менеджеров, причем они не пересекаются между собой: это группа ЛогоВАЗ; банковская группа СБС-Агро (переименованная в начале 1999 г. в банковскую группу Союз); нефтяная компания Сибнефть.

Интегрирующим механизмом для рассматриваемой ИБГ в целом являются политические и лоббистские услуги, предоставляемые Березовским всем ее основным структурам. Именно он, по общему мнению (и по его собственным заявлениям), пролоббировал создание ряда из них, другим обеспечил эксклюзивный механизм приватизации, для третьих добился специальных мер государственной поддержки. Причем, сопоставимой по разнообразию и эффективности системы политических услуг, не мог, по-видимому, предложить никто другой. Именно это сделало Березовского бесспорным лидером всей ИБГ, при том, что под полным его контролем, как главного собственника и менеджера, находилась и находится лишь группа ЛогоВАЗ.

Развитие до начала 1998 г.

Формирование группы ЛогоВАЗ началось с создания Б. Березовским в начале 90-х годов СП ЛогоВАЗ, которое в течение нескольких лет было одним из крупнейших дилеров ВАЗа. Следующим широко известным шагом было создание компании AWA, заявившей о планах строительства нового автомобильного завода и начавшей сбор средств на эти цели путем широкого размещения акций среди физических лиц. Заявленный проект реализован не был, вместо этого AWA приобрела крупный пакет Авто ВАЗа и в течение нескольких лет осуществляла сборку некоторых его моделей в Финляндии.

ЛогоВАЗ прекратил свою деятельность в качестве крупного автомобильного дилера, как минимум, с 1997 г. О его активной деятельности в других отраслях реального или финансового сектора тоже ничего не известно. Для внешнего наблюдателя он уже долгое время выглядит как представительский и, возможно, управленческий и интеллектуальный центр группы. AWA, по имеющимся данным, в настоящее время тоже не осуществляет никакой активной деятельности. Она, правда, является владельцем более 33% акций АвтоВАЗа, но, с другой стороны, сама принадлежит ему более чем на 75%.

Уже в первой половине 90-х годов группа ЛогоВАЗ становится многоотраслевой, и автомобильная промышленность перестает быть центром ее интересов. (Правда, в течение некоторого времени предпринимались попытки приобретения контрольного пакета АвтоВАЗа, но успехом они не завершились). На момент наивысшего расцвета в начале 1998 г. основными ее составляющими были:

банки: Объединенный банк, Автовазбанк, Автовазбанк-Москва (134-е место), КОПФ (39-е место),

страховые компании: Москва (70-е место по активам и 71-е по капиталу), АСТРАВАЗ, ЛогоВАЗ-Страхование;

авиакомпания Аэрофлот (с контрольным пакетом акций у государства);

телекомпания QPT (с контрольным пакетом акций у государства);

ряд других электронных и печатных СМИ (в частности, Независимая газета, Новые известия, журнал Огонек).

Единство группы ЛогоВАЗа обеспечивалось единой командой высших менеджеров, занимавших ключевые посты во всех ее структурах. Такой механизм управления, опирающийся не на права собственности, а на расстановку лояльных кадров (к тому же получающих, по данным некоторых СМИ, эксклюзивную зарплату), позволяет органично включать в группу предприятия, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Среди менеджеров группы наиболее известны Б. Патаркацишвили (заместитель генерального директора ОРТ и председатель Совета директоров ЛогоВАЗа), Н. Глушков (в недавнем прошлом заместитель генерального директора Аэрофлота), Ю. Дубов (генеральный директор ЛогоВАЗа).

В СМИ и экспертном сообществе считается аксиоматичным что прибыльные компании группы ЛогоВАЗ перераспределяют часть своих доходов (относительно небольшую) в распоряжение лидеров группы для использования в затратных проектах. То же самое, по мнению многих наблюдателей, относится и к Сибнефти. В частности утверждается, что деньги Сибнефти и Аэрофлота шли на финансирование ОРТ и других СМИ.

В течение всего времени существования группы ЛогоВАЗ в СМИ то и дело появляются сведения о том, что та или иная крупная российская компания или бизнесмен близки или контролируются Березовским. Например, в 1998 г. это говорилось о нефтяной компании КомиТЭК, а в 1999 г. о самарском заводе Авиакор (правда, в прошедшем времени). Но никаких серьезных аргументов в пользу этих утверждений обычно не представляется.

Банковская группа СБС-Агро появилась весной 1997 г. после того, как в течение осени-зимы 19961997 гг. Столичный банк сбережений (СБС) по инициативе государства и в результате многоходовой комбинации приобрел контрольный пакет акций Агропромбанка.

Для покупателя (сменившего свое название на СБС-Агро) Агропромбанк был привлекателен двумя моментами. Во-первых, это единственный, кроме Сбербанка РФ, банк в России, обладающий общенациональной филиальной сетью (около 1300 отделений во всех регионах), во-вторых, через него осуществлялось по большей части кредитование сельского хозяйства. Получить доступ к этому потоку денег огромное благо для любого банка (при том, что можно было уверенно прогнозировать сохранение в той или иной форме практики списания просроченной задолженности сельхозпроизводителей за счет государства).

По официальной версии, причина передачи Агропромбанка под контроль СБС нараставшие, как минимум, в течение 1995-1996 гг. финансовые трудности Агропромбанка, а также необходимость модернизации его филиальной сети и расширения спектра оказываемых услуг. Однако нельзя также исключать и того, что Агропромбанк был передан А. Смоленскому в качестве платы за поддержку, оказанную партии власти в президентской предвыборной кампании. Если допустить, что помощь в лоббировании такого решения оказал Б. Березовский, то момент его принятия можно считать временем рождения единой ИБГ Березовского-Смоленского.

Кроме банка СБС-Агро и Агропромбанка членами банковской группы СБС-Агро были на начало 1998 г. еще шесть российских банков (из которых четыре входили в список двухсот крупнейших) и два зарубежных (в Нидерландах и Македонии). Помимо банков в группу входили также процессинговая компания СТБ-Кард, фирмы по установке и обслуживанию банкоматов Глобус, инкассаторская фирма Инкахран, а также страховая компания СТС и туристическая СТБ ТУРС. Контрольные пакеты акций всех банков находились в собственности управляющей компании СБС-агро, она же осуществляла стратегическое руководство их деятельностью. В непосредственном ведении управляющей компании находились также структуры, выполнявшие неспецифические банковские функции охрана, безопасность, связи с общественностью, строительные, обслуживающие и кадровые.

Банковская группа СБС-Агро практически не осуществляла экспансии в промышленность. Имеющиеся немногочисленные примеры связаны с наследством, полученным от некоторых, ставших членами группы, региональных банков. Так, екатеринбургский Золото-Платина Банк является участником официальной ФПГ Драгоценности Урала, а Самараагробанк и родственные ему структуры владеют (или по крайней мере владели до середины 1998 г.) 30% акций АО Завод им. Тарасова ведущего российского производителя автомобильных генераторов и стартеров.

Первым лицом в группе СБС-Агро всегда был А. Смоленский, вторыми Ю. Трушин (бывший председатель правления Агропромбанка) и А. Григорьев.

Банк СБС-Агро один из самых старых и крупных российских банков. Со второй половины 1993 г. не опускался ниже 25-го места по величине активов, а с середины 1996 г. занял место в первой десятке (на 01.01.98 г. и 01.07.98 г. занимал второе место после Сбербанка). До 1998 г. имел хороший общественный имидж (в известных нам исследованиях московских банков выше него по этому показателю постоянно находился только Инкомбанк).

СБС-Агро единственный из крупных частных банков с самого начала своей деятельности объявил о том, что делает основную ставку на работу с индивидуальным вкладчиком (при одновременном использовании всех преимуществ позиции крупного универсального банка). И достиг в этом направлении успеха. Количество вкладчиков в первой половине 1997 г. составляло, по словам Смоленского, 2,5 млн. человек. СБС-Агро был создателем и основным участником самой большой российской системы пластиковых карточек STB-card (в конце апреля 1997 г. была выдана миллионная карточка). Первым из банков он осуществлял в относительно крупных масштабах кредитование частных лиц для покупки и постройки жилья. Зимой 1996-1997 гг. СБС-Агро стал единственным учредителем и одновременно управляющей компанией негосударственного пенсионного фонда Доброе дело. Этот НПФ на тот момент один из самых старых и крупных, работающих с частными вкладчиками банк выкупил у прежних учредителей.

Карточные игры, ассортимент игр широкий.