» » Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться". Семейное образование

Методические советы родителям от учителя русского языка "как помочь ребенку хорошо учиться". Семейное образование

Однажды я разговаривала с мамой одного из наших выпускников. Она сказала: «Да, конечно, читать про себя он стал быстрее. Но вслух продолжает читать также плохо, как и до тренинга». Я удивилась, - «почему для парня 13 лет – так актуально чтение вслух?». И тут выяснилось, что у него проблемы с русским языком, и мама просит его читать вслух, чтобы пополнить словарный запас и получить навык правильного русского языка.
Дальше все пошло, как снежный ком: я узнала, что у многих наших учеников есть проблемы по русскому языку. Более того, к нам едет мама с сыном из другого города, чтобы пройти наш тренинг в ежедневном режиме. Потому что у мальчика – «тройка» по русскому языку, и, пока он не потерял интерес к учебе, мама решила ему помочь.

Действительно, в школу скорочтения родители приводят детей, которые плохо или мало или невнимательно читают. Взрослые думают, что когда дети начнут читать, у них увеличится словарный запас, это позволит ребенку лучше учиться по русскому языку.
Так ли это?

Представьте, что вы собираете пазлы, и у вас нет общей картинки.
Сможете ли вы собрать их в единую систему правильно?
Думаю, что сможете.
Только времени это займет очень много. И труда потребует колоссального.
Потому что, скорее всего, придется много раз переделывать какие-то фрагменты, прежде чем они сложатся в правильном порядке.

Вот и дети, когда изучают русский язык, работают по той же схеме.
Словарный запас, это те же пазлы .
У них есть пазлы (слова)/
У них есть схема небольших фрагментов (правила, которые они последовательно проходят на каждом уроке)/
Но нет общей картины, общей структуры правил, которые они должны использовать, чтобы правильно писать, правильно излагать свои мысли.

Разберем на составляющие, что должен знать и уметь использовать ребенок, когда он пишет.

Неважно, что пишет – диктант, изложение или сочинение, назовем это все одним словом – «произведение».

Во-первых, ребенок действительно должен знать слова, которые служат «кирпичиками» его произведения. Иметь так называемый «словарный запас».
«Словарный запас Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарный запас негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…»

Во-вторых, ребенок должен понимать, что слова состоят из звуков, букв, слогов. Он должен уметь правильно ставить ударения и использовать правильные интонации.
Еще ребенок должен знать, что само слово, как основная единица языка имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Это означает, что оно может, например, быть использовано как в прямом, так и в переносном смысле…

В-третьих, ребенок должен знать правила образования и написания самого слова – правила ОРФОГРАФИИ (правила написания) и МОРФЕМИКИ (правила составления слова), чтобы правильно использовать слова в разных вариациях в своем произведении и писать слова без ошибок.

В-четвертых, ребенок должен понимать, что есть разные варианты одного и того же слова, так называемые ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (синонимы, омонимы,…). Он должен уметь всем этим пользоваться, чтобы более точно передать свою мысль, и сделать свое произведение понятным и интересным.

В-пятых , ребенок должен знать, что такое части речи, понимать, принципы объединения в части речи. Т.е. знать правила МОРФОЛОГИИ, чтобы строить правильные предложения, в которых слова согласованны между собой.

В-шестых, ребенок должен понимать правила построения СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ (словосочетаний и предложений). Предложения бывают простые, сложные, сложноподчиненные, предложения могут передавать чужую речь. Каждый тип предложения должен быть написан в соответствии с правилами СИНТАКСИСА.

В-седьмых, ребенок должен уметь правильно расставлять знаки препинания в своем произведении. Знать правила ПУНКТУАЦИИ.

Помните фразу «казнить нельзя помиловать»?
Как всего только один знак пунктуации меняет результат происходящего!

В-восьмых, ребенок должен понимать, что существуют разные формы языка, например ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ, ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ и уметь использовать именно тот словарный запас, который соответствует стилю, в котором он создает свое произведение.

Например, литературный язык содержит стили:

  • Официальный деловой
  • Публицистический
  • Научный
  • Разговорная речь
Нелитературные формы содержат стили:
  • Просторечье
  • Нецензурные слова и выражения
  • Территориальные диалекты
  • Социальные диалекты
Да, конечно, есть дети, которые умеют «впитывать» русский язык и их мозг правильно «укладывает» эту информацию в памяти. Эти дети правильно пишут, красиво и понятно излагают свои мысли, не прилагая особого труда. Они это умеют делать на уровне подсознания.

Но есть много ребят, у которых «каша» в голове из тех правил, которые они изучили , и они никак не могут понять, как же все это использовать на практике, чтобы получать хорошие оценки по русскому языку.

Как можно помочь этим детям?

Самый очевидный ответ – обратиться к репетитору.

Проблема в том, что не каждый репетитор умеет структурировать информацию и донести эту структуру до ребенка .
Чаще всего они просто чуть подробнее разбирают материал, который дети проходят в школе и помогают делать домашние задания.
В этой статье не буду разбирать, - какой вред наносят ребенку такие репетиторы.
В планах написать отдельную статью на тему «Как не «сливать» деньги на репетиров»
Суть в том, что такие репетиторы, которые смогут помочь ребенку выделить базовую систему знаний по предмету, научиться самостоятельно пополнять эту систему знаний и проверять себя – есть.
Но это очень дорогие специалисты и, самое главное, к ним очень сложно попасть.

Консультация для родителей начальной школы: «Как помочь ребенку добиться успехов по русскому языку»

Цель: оказание помощи родителям в осознании причин трудностей обучения письму и определении способов коррекции.
Продолжительность: 40 мин.
Категория участников: родители учащихся начального звена школы.

Ход консультации:

Чтение и изучение русского языка связаны друг с другом самым тесным образом. Поэтому любовь к чтению, к книгам многие стараются привить своим детям еще в младшем возрасте. Сначала это совместное разглядывание иллюстраций, беседы. У малыша появятся любимые книжки с картинками, чтение которых станет ритуалом, и вскоре он будет цитировать их содержание практически наизусть.

В начальной школе начинается важнейший этап становления лингвистической грамотности. Все крючки, соединения, образцы букв, предложенные учителем, обязательно должны прописываться. Приобретите прописи и поработайте над почерком вместе. К почерку проявляйте требовательность, твердость и последовательность. Выполняйте следующие требования: соблюдение орфографического режима, подчеркивание опасных мест, выделение орфограмм. И, конечно же, выполнение домашних заданий должно быть под контролем. Это отнимает много времени, тяжело, но только так вы войдете в ритм учебной деятельности, приучите ребенка к обязательности и ответственности. Если вы не поработаете над почерком и ведением тетрадок в начальной школе, в дальнейшем будет сложно что-либо изменить. Не упускайте возможности позаниматься и на каникулах, не перегружая ребенка.

Следите за «комплектацией» портфеля и пенала школьника. Все учебники и тетрадки должны быть обернуты, лежать аккуратно, чтобы не измяться. В пенале должна быть запасная ручка, простой карандаш, резинка, точилка. Необходимы также блокнот или тетрадь для черновика. Приучите разборчиво записывать домашнее задание в дневнике. Еженедельно просматривайте дневник и расписывайтесь. Никогда не ругайте ребенка за «двойки», выражайте свою озабоченность, обсуждайте, сочувствуйте, помогайте. Поможет и доля юмора. Так вы сохраните взаимное доверие.

Ходите на родительские собрания. Не стесняйтесь подойти к учителю и спросить об успехах ребенка, получить рекомендации. Если ребенок отстает, например, в скорости письма от всего класса и поэтому пишет неаккуратно и с ошибками, необходимо дополнительно позаниматься дома. Заведите тетрадь по чистописанию. Пусть ребенок в свободное время аккуратно списывает страницы любимой книги, укрепляет руку. Обязательно обсуждайте с ним результат, поощряйте за успехи. Ведение тетради для списываний – отличное упражнение для совершенствования техники чтения.

Ребята со временем не только быстрее пишут, но и лучше читают. Следовательно, повышаются оценки по всем устным предметам. Следите за выполнением заданий по литературному чтению: тексты должны быть прочитаны, стихи выучены, подготовлены ответы на вопросы. Еще раз подчеркну: чтение и письмо связаны теснейшим образом, чтение способствует выработке орфографической зоркости.

Что надо не забыть сделать
1. Напомнить ребёнку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят.
2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения.
3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребёнок может его не делать и не записывать.
4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребёнок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник.
5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребёнок делал уроки в одно и тоже время.
6. Помогать ребёнку делать домашнее задание и проверять то, что ребёнок сделал.
7. Научить ребёнка организовывать свое рабочее место для выполнения работы.
8. Показывать пример организованности и собранности.
9. Принять, что двойки и тройки в процессе учёбы неизбежны, поэтому важно не ругать ребёнка за них, а наоборот, помочь разобраться.
10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребёнок отличник или ударник – мы все разные.
12. Ребёнку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать.
13. Если ругать ребёнка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребёнка. Даже самый умный ребёнок может получить низкую отметку, если он боится, т.к. страх блокирует познавательную деятельность.
14. Не требовать от ребёнка больше, чем он может в данный момент.
15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребёнка только пятёрок или четвёрок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребёнка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы.
16. Важно учить ребёнка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.
17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения.
18. Никогда не сравнивать достижения ребёнка с другими детьми.
19. Ребёнок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.
20. Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребёнком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2».
21. Важно ребёнка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится.

В завершение консультации хотелось бы дать совет: создайте ребенку условия для выполнения уроков. Не мешайте шумом, гостями, музыкой, телевизором, выяснением отношений. Демонстрируйте личный пример уважительного отношения к знаниям, к книге, к русскому языку.

Добрый день, уважаемый студент! Эта статья больше подойдет родителям -иностранцам, которые хотят обучить своих детей русскому языку, ведь на данный момент есть пособия, но они описывают школьную грамматику, в основном, и родителям достаточно тяжело самим её освоить, не говоря уже про маленьких детей. Очень часто я вижу семьи, где ребёнок уже говорит на своём родном языке, но, проживает, например, в России или планирует переехать вместе с родителями.

Первое, что я советую делать, это играть со своим ребёнком в карточки. Для этого не обязательно покупать какие-то материалы, потому что не у всех есть возможность, да и не часто они есть в наличии в магазинах. Можно взять лист бумаги или лучше картон, чтобы карточки не рвались, а оставались подольше в целости. Разделим картон на небольшие квадраты и впишем или впечатаем слова. Если ребёнок маленький, можно на этих карточках нарисовать или взять с интернета небольшие рисунки и наклеить рядом со словом. Например:

Карточка - в неё записываем слово " мама" и рисуем или вклеиваем своё фото.

Первое время ребёнок будет показывать на вас, но вы должны при этом говорить вслух "мама" и стараться повторять до тех пор, пока ребёнок не повторит за вами. В маленьком возрасте- около 3-5 лет, дети очень быстро осваивают слова, поэтому можно еще сделать книжку. Если нет возможности взять рисунки с интернета, можно нарисовать самим, например:

Вы выбираете тему "Погода", выписываете все слова связанные с погодой на русском языке:

Небо и рисуете к каждому слову свою картинку, можно её раскрасить, сделать тучам лицо

Это помогает ребёнку в освоении материала, так ему будет интереснее разглядывать и запоминать. Не забываем проговаривать слова, старайтесь говорить чётко и не спеша, чтобы ребёнок уловил название слова:

Смотри, что это (показываете пальцем на карточку) - это солнце (можно на родном языке ему сказать, что солнце улыбается или машет ручкой, но обязательно проговаривайте слово "солнце" на русском)

Из карточек можно складывать картинку, когда ребёнок подучит слова по какой-то теме, например, по погоде, можно рассказать ему рассказ, употребляя небольшие предложения:

Солнышко светит, цветочки начали расти, бабочки летают над ними. В корзине много фруктов: бананы, яблоки, груши и виноград. Сейчас (назвать имя вашего ребёнка) будет их кушать. Вот такое у нас лето (показать на картинку).

Слова: солнышко, цветочки, бабочки, фрукты, бананы, яблоки, груши и виноград, лето являются ключевыми, их вы должны были с ребёнком выучить, а потом пусть он вам показывает и рассказывает историю, когда ребёнок назовёт слово, например, солнышко и будет ждать от вас помощи, чтобы назвать, например, глагол, вы ему помогите и скажите: "светит" и пусть он повторит.

С детьми постарше можно играть в слова за обедом или ужином, когда вы никуда не спешите, можно подключить еще человека, чтобы был дух соперничества, например:

А давайте поиграем в слова, я вам буду загадывать слова, описывать их, а вы должны угадать это слово.

Он зелёный, мы любим кушать его с разными блюдами, его добавляют в салаты. Что это?

Кто быстрее угадал, тому ставите плюс и поощряете. Повторять эту игру надо периодически.

Чтобы выучить с ребёнком части тела, а дети очень любят эту тему, надо взять куклу или любимую игрушку и показывать на ней части тела, чтобы он повторил. Потом можно поиграть на то, кто быстрее покажет часть тела, вы называете по-русски, например: "уши" или "ушки" и он должен взять себя за уши. Если ребёнок ошибается, вы должны показать ему на уши и объяснить на родном языке. Иногда ребёнок будет говорить на родном языке, делайте вид, что не понимате и повторяйте на русском. Процесс достаточно трудоёмкий, но, чем быстрее вы начнёте учить детей русскому языку, тем лучше.

Родители и учителя иногда просто разводят руками при неудачных попытках научить ребенка правильно писать. Казалось бы, вроде и теоретические правила освоены, и практика постоянная, но никакого прогресса в освоении грамоты не наблюдается. Особенно пугает статистика. Большая часть современных школьников имеет проблемы с орфографией и пунктуацией, не говоря уже об умении правильно строить текст.

Как правильно садиться за парту для письма?

Для достижения желаемого результата важна каждая деталь. Как научить ребенка писать грамотно без ошибок и с чего начинать обучение? Правильно сидеть за своим рабочим местом - первый шаг к освоению грамоты:


Как отличить от дисграфии?

Часто взрослые не могут понять, что у ребенка серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге. Даже опытные педагоги могут ошибочно думать, что тот банально ленится. На самом деле определить дисграфию не так уж и сложно. Следует элементарно более внимательно присмотреться к записям маленького ученика. Обычно ошибки при этом отклонении имеют свои отличительные черты. Следует обратиться к логопеду, если ребенок допускает следующие ошибки:


Кто склонен к дисграфии?

Существуют ли группы риска? Как научить ребенка писать правильно без ошибок желает знать каждый. А вот задумываться о том, как избежать появления проблемы, следует еще с самого маленького возраста. Родителям следует обратить внимание если:


Виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая проблема. Ученик путает звуки, не воспринимает их и не может правильно произносить. Из-за этого он не может правильно написать.
  • Фонетическое восприятие. Ребенок искажает то, что он слышит.
  • Нарушение языкового анализа и синтеза. Пропуск букв и слогов, части слов.
  • Аграматическая. Возникает из-за незнания правил.
  • Оптическая. Ребенок путает похожие по написанию слова.

Как можно помочь?

О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:

  • Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
  • Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
  • Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор - акцентируйте на правильном написании трудных слов.

Самое важное правило - не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.

Как лечить и корректировать дисграфию?

Лечение дисграфии и дисорфорграфии прежде всего должно основываться на устранении причин нарушений, а также содержать в себе правильную и своевременную коррекцию письма. Нужно обязательно проконсультироваться с неврологом и логопедом. При выявлении сопутствующих заболеваний необходимо пройти реабилитационный курс, который может состоять из лечебной физкультуры и физиотерапии. Все нарушения в письме исправляет логопед. Разработанные методики позволяют:

  • развить навыки зрительного различения букв и символов;
  • научить навыкам анализа и синтеза информации, иными словами сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности;
  • развить зрительную и слуховую память;
  • научить основным морфологическим принципам;
  • помочь ребенку выговаривать звуки и понимать фонетические процессы;
  • обогатить словарный запас;
  • формировать связную речь у ребенка.

Как подготовить ребенка к школе?

Как правило, проблемы с правописанием обнаруживаются еще в первом классе. Если вы задумались о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, 2 класс - самое подходящее время для того, чтобы начать работу. Второй класс - это период, когда дети сталкиваются с диктантами. В более старших классах, если ученик не освоит написание, у него будут проблемы с контрольными, а значит, и плохие оценки. Подготовку к этому важному способу проверки правописания следует начинать постепенно, в несколько этапов:

  • повторить уже знакомые правила правописания;
  • постоянно тренироваться писать незнакомые слова;
  • применять на практике правила;
  • записывать под диктовку хотя бы несколько небольших предложений в день;
  • повторять написание слов, в каких были допущены ошибки;
  • во время диктовки обращать внимание на паузы;
  • начинать писать только после того, как предложение было дочитано до конца.

Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать

Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:

  • Объяснить маленькому ученику, что самое главное - не спешить.
  • Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
  • Не списывать.
  • При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
  • Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
  • Несколько раз повторно прочитать свою работу.
  • Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
  • Не ругать за плохие оценки.
  • Хвалить даже за незначительные успехи.
  • Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый - главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
  • Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
  • Следить за внимательностью ребенка - пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
  • Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
  • Попробовать писать зрительные диктанты.
  • Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
  • Не перегружать ребенка.
  • Развивать моторику рук.
  • Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.

Советы родителям: как научить вашего ребенка писать без ошибок

Список советов о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, на самом деле не так сложен для освоения. Терпение и забота о малыше обязательно помогут получить хороший результат.

Как научить ребенка писать диктанты без ошибок, теоретически мы уже выяснили. А вот какие же существуют практические советы и упражнения для развития грамотности у ребенка? У логопеда можно получить индивидуальную коррекционную систему. Как можно научить ребенка писать внимательно без ошибок, рассказывают современные специалисты. Кстати, еще лет десять назад о проблеме дисграфии никто и не говорил.

1. Анализировать слова

Первым дело нужно рассказать ребенку об основных фонетических принципах. Он должен уметь различать мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие. Играйте с ребенком в подбирание слова, которое начиналось бы на указанный звук. Пусть пробует делать и слогов в слове

2. Найти букву

Предложите ребенку текст, в котором следует найти и зачеркнуть, например, все буквы "м". Как только справится - все буквы "л". И так далее. Зафиксируйте время - так вы сможете проследить за динамикой. Со временем можно усложнить: одну и другую буквы выделить разными способами. Например, букву "а" зачеркивать одной линией, букву "л" - двумя.

3. Постоянно проговаривайте слова

Учите ребенка четко говорить. Акцентируйте внимание на том, что не все слова выговариваются и пишутся одинаково. Также научите выделять окончания в словах, ведь такой диссонанс чаще всего встречается именно в этой части.

4. Сколько слов в предложении

Зачитайте ребенку предложение. Пусть он на слух определит, сколько в нем слов. Так ребенок научится определять границы предложений. Затем можно немного усложнить - составить предложение из заданного количества слов. Полезными также будут упражнения на определение количества слогов в отдельных словах.

5. Работа с деформированным текстом

Предложите ребенку разбросанные слова, из которых необходимо составить связный текст. Уровень сложности обязательно должен соответствовать возрасту ребенка. Предложите самостоятельно восстановить текст, в котором отсутствуют необходимые слова. Или же текст, в котором отсутствуют только последние слова. С помощью таких нехитрых упражнений ребенок легко освоит основные правила синтаксиса на практике.

После таких упражнений вопрос о том, как научить ребенка писать без ошибок, уже не кажется таким сложным.

Что такое языковая карта?

Чтобы проследить за успехами и динамикой изменений грамотности, существует специальный метод фиксации результатов. Языковая карта - способ, с помощью которого фиксируют все результаты и изменения. Записывая все, можно всесторонне проследить за тем, как идет процесс и что нужно изменять в способах корректировки. В языковую карту вносят:

  • нарушения в речи устной и письменной;
  • умение выговаривать и различать звуки;
  • анализировать и синтезировать части слова;
  • навыки чтения и письма.

При регулярном заполнении карты отчетливо будет видно, чего вы добились и за какое время достигли результатов в решении вопроса о том, как научить писать ребенка без ошибок.

Существует мнение, что орфографическая грамотность – это врожденная черта. Но на практике оказывается, что языковое чутье свойственно тем, кто с детства много читает. Следовательно, можно сделать вывод, что грамотность – приобретаемое качество, его можно развивать, и проще всего делать это с юного детского возраста. Расскажем, как повысить грамотность по русскому языку у ребенка ко 2-3 классу.

Для того чтобы тренировать правила написания слов, ребенок задействует три центра:
глаза – видеть написанное или напечатанное слово и зрительно его запоминать;
уши – воспринимать слово на слух, произносить его, слушать звучание;
рука – записывать слово и закреплять его в памяти .

Если в доме создана среда, в которой ребенок постоянно использует родной язык и развивает орфографическую зоркость, то переход от детских открыток, подписанных печатными буквами «Мама, паздравляю с празникам!» до школьных диктантов , написанных на «четыре» и «пять», происходит постепенным и непринужденным образом. Помочь в этом могут несколько эффективных способов.

Чтение

Не существует слишком раннего возраста, чтобы начать читать. Слушая стихи и сказки, младенец воспринимает и копирует звуки родной речи. Благодаря азбуке с яркими картинками у детей появляются зрительные ассоциации, на какие буквы начинаются те или иные слова. Начиная читать самостоятельно, ребенок расширяет словарный запас, много раз видит грамотное написание слов и автоматически его запоминает, так что порой в будущем будет достаточно закрыть глаза, и представить себе напечатанное на бумаге слово, чтобы убедиться в правильности его правописания. Поэтому книга по-прежнему должна оставаться одним из лучших подарков для детей .

Решение кроссвордов

Начните с кроссвордов в детских журналах, где вместо словесных заданий нарисованы картинки с номерами. Ничего, если поначалу ребенок будет неправильно вписывать в клеточки безударные гласные. Подарите ему ручку «пиши-стирай» и подсказывайте, как на самом деле пишется нужное слово.

Устные игры в слова

В дороге, в очереди, при любой необходимости ждать игры в слова – интересный способ скоротать время, а также увлекательная речевая тренировка. Примеры таких игр – это:

Рифмы;
слова (по подобию игры в «города»);
назови слово, которое начинается на слог «па», «ло», «ту» и так далее;
составь предложение из слов, начинающихся на одну и ту же букву, например «Лиса ловит лягушку» или «Мяч мешает моряку».

Много общения

Родительская речь для детей – это главный свод правил родного языка, поэтому именно от взрослых в семье зависит, как ребенок будет ставить ударение в словах «звонит» или «торты». Если замечаете, что он допускает одну и ту же речевую ошибку, аккуратно поправляйте ее в ответном предложении.

– Мама, куда ложат вилки?
– Вилки кладут в верхний ящик стола.

Если вы употребляете слова правильно и много общаетесь в семье на различные темы, то даже неизбежные речевые ошибки от окружающих не будут передаваться вашим детям.

Словесные игры на бумаге

Змейка – запишите как можно более длинную цепочку слов, где каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего;
виселица или «Поле чудес»;
путаница – составьте слова из перемешанных карточек с буквами;
составление множества маленьких слов из одного большого.

Развлечения с использованием букв

Вовлекайте слова и буквы в совместные игры с детьми.

Рисуйте небольшие комиксы на тему, которой в данный момент увлечены дети (насекомые, лего, феи): самодельные комиксы часто являются стимулом к самостоятельному чтению;
предложите ребенку вместе придумать и написать книжку с картинками и небольшой историей;
делайте коллажи с вырезанием слов из газетных и журнальных заголовков;
мастерите браслеты из деревянных или пластиковых бусин с буквами;
сделайте украшение для дома со словом, которое описывает вашу семью, – буквы можно написать, например, на красивых морских камнях.

Постеры на стену

В доме, где есть дети, на стене часто висит плакат с азбукой, чтобы малыши обращали на него внимание и учили буквы. Таким же образом можно обеспечить и наглядность написания других слов и терминов. В книжных магазинах представлено разнообразие плакатов различной тематики: цветы и животные, транспорт, виды спорта, геометрические формы и так далее. Соотнося визуальный образ с написанием слова, ребенок с детства запоминает, как оно пишется.

Скраббл

Популярная во всем мире настольная игра «Скраббл», а также ее русская версия – «Эрудит», развивают лингвистическую логику. Среди других известных настольных игр на составление слов – «Боггл» и «Тик Так Бумм».

Мнемоническое запоминание правил

Дети не любят учить правила, а вот поиграть и пошутить им всегда интересно. Мнемоника предлагает облегчить запоминание правил с помощью рифмовки, ассоциаций, создания зрительных и звуковых образов. Известные мнемонические примеры:

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно;
Уж замуж невтерпеж;
Надеваю одежду, одеваю Надежду;
То, кое, либо, нибудь – дефис не позабудь.

Расскажите детям об этих и других примерах, чтобы запоминание некоторых правил и исключений не казалось им скучным и сложным.

Словари

Орфографический словарь – необходимая книга в доме у каждого школьника Но помимо обращения к профессиональным словарям, полезно завести и персональный словарик для слов, которые вызывают затруднения. Набрав по 7-10 таких слов, дети могут:

Писать с ними маленькие диктанты;

Составлять из них кроссворд;
записывать особенно трудное слово всеми цветами радуги;
играть в «найди ошибку» или «вставь пропущенную букву».

Упражнения по списыванию, а также морфологическому и фонетическому разбору будут предложены детям в школе в большом количестве на уроках родного языка. А дома, с родительской стороны, желательно поддерживать благоприятную атмосферу, где чтение, разговоры о литературе и интеллектуальные игры со словами – естественная и любимая часть жизни.