» » Построение взаимоотношений. Построение взаимоотношений в общине

Построение взаимоотношений. Построение взаимоотношений в общине

Партнеров на сцене

Работу над элементами построения взаимоотношений между двумя людьми можно начинать после того, как удалось наладить тренаж «тела» и «души», когда будущий актер понял, в чем суть отношений с предметом. Процесс повторения взаимоотношений с живым объектом лучше всего разделить на пять последовательных этапов:

Первый. «Борьба глаз» - накопление отношений к партнеру.

Второй. Рождение жеста в результате накопленного отноше­ния.

Третий. Рождение слова, когда «глаза» и «жеста» недостаточно для достижения цели.

Четвертый. Поиск истоков рождения заданных слов «А» и «Да» на основе накопления взаимоотношений.

Пятый. Живое восприятие партнера и построение борьбы с ним.

Вот как характеризовал Л. А. Волков каждый из этих этапов методики.

«Борьба глаз» - накопление отношения

К партнеру

Процесс воплощения своего желания начинается еще с работы над «телом». Достигнуто будет это желание или нет, главное - стремление к цели, пробуждающее состояние действия, борьбы. Тренируя актерское самочувствие: «Я - прав!», «Я - хочу!», «Я - добьюсь!», снова и снова добивайтесь выполнения своей задачи. Постепенно приходят умение повторять намеренное действие, проверять себя и убеждаться, что оно доведено до конца. Тут очень важны момент восприятия партнера, его мысли, освоение и понимание его желания. Все это - залог жизни на сцене.

Навык выстраивать в процессе борьбы действенный внутренний монолог на реплике партнера, в том числе - ив несогласии с ним, требует большой тренировки. Если студент выстраивает «холодные», «литературные» монологи, лишенные эмоциональности, педагогу надлежит немедленно остановить его, чтобы направить внутреннюю жизнь на подлинную борьбу с партнером. Главное здесь понять, чего хочет партнер и совпадает ли это с собственными намерениями, только тогда борьба будет рождать эмоции. Точный внутренний монолог есть кровь, ритм, биение сердца, наполняющее ответную реплику.



В жизни люди часто несогласны друг с другом, спорят, даже если их мировоззрения, жизненные позиции, взгляды совпадают. Отсюда наполнение внутреннего монолога на сцене обычно содержит отрицание - «нет!». Ибо борьба базируется на несогласии, когда один стремится убедить другого, заставить его мыслить по-своему и, таким образом, утвердить свое «я», свою правоту. «Я прав!» - такая позиция - основа построения взаимоотношений.

В каждом элементе («глаз», «жест», мизансцена, «словесное действие») надо «дожить» до конца, наблюдая, чтобы внутренний монолог ни на минуту не прекращался. Зорко следите и немедленно восстанавливайте его течение, даже когда предложенный текст в направлении борьбы с партнером кончился. Так закладывается умение «думать вперед», что необходимо при работе над любой ролью.

«Думать вперед» на сцене - значит вести за собой героя, который «не знает», что последует за следующей репликой, что он ответит, это зависит от мысли другого персонажа. Актеру известно все, что скажет он сам и что ответит партнер. Таким образом, актер ведет за собой персонаж, наполняя образ собственной «кровью», рождая действенное слово и заставляя партнера выполнить волю своего персонажа. Отсюда вывод: уже на первоначальных этапах обучения закладывайте навык «думать вперед». Ведь актерская природа развивается и тренируется постепенно и в самых различных упражнениях, будь то общение с предметом или живым объектом. Выстраивать логику жизни, сначала по собственному заданию, а в дальнейшем на основе литературного или драматургического материала, на­ходить ей внутреннее оправдание и обоснование, проживая в этой логике, - надежный путь к овладению искусством перевоплощения.

Все сказанное выше имеет прямое отношение к «борьбе глаз» - одному из важнейших элементов взаимоотношений партнеров. «Глаз» приходит на сцену первым и уходит последним. Через него проявляются внутреннее содержание человека, отношение к живому объекту и предметам. Пустой «глаз» - значит внутри пусто, нет внутреннего текста, накопленного го­рячим чувством, активной задачей. А ведь «глаз» тянет за собой и «тело».

Тренировать «глаз» - значит наполнять его содержанием. Старайтесь делать это еще в первоначальных упражнениях, до «предмета-объекта», внимательно следя за тем, чтобы «глаз» первым пришел на сцену (иными словами, в нем должно быть желание: «пойду и сделаю дело») и последним ушел, чтобы «глаз» оценил оставляемую площадку и переключился на сле­дующий объект. Вот тогда это будут приход не из класса, а из жизни и уход не за кулисы, а в жизнь!

Приведем для примера одно из упражнений волковской ме­тодики на «борьбу глаз» - накопление отношения к партнеру.

Пример. Двое должны встретиться на сценической площадке, ограниченной ширмами, - попробовать в процессе борьбы накопить отношение друг к другу до результата. Условие начала упражнения: без лишних движений, сидя на месте, придумать задачу, предлагаемые обстоятельства, т. е. основание, потому что в жизни всегда есть подлин­ные взаимоотношения между людьми. Затем встать, найти «глазом» одного из товарищей и вызвать на сцену побороться глазами, добиваясь от него выполнения своего желания. Найдя «глаз», с которым хотел бы «побороться», глазом же послать ему приказ: «Выходи, посмотрим, кто кого». Если за этим не следует отзыва, значит выбранный объект

высказывает нежелание откликнуться и даже протест: «Не приставай». Тогда первый, оценив сопротивление, усиливает воздействие - прибегает к жесту: «кивком» головы настаивает на своем: «Выходи, не трусь, поборемся». Партнер опять не соглашается, отвечая «глазом» и, может быть, «жестом»: «Отстань!» Тут на помощь «глазу» и «кивку» приходит «рука», которая манит с содержанием: «Иди, а то хуже будет». Партнер, оценив это, может среагировать па движение руки, восприняв ее содержание, и, в свою очередь, навязывает борьбу: «Иду, берегись, пожалеешь, что вызвал».

Встав с места и не теряя «глазом» друг друга, они идут с разных сторон за ширмы и, постояв за ними столько, сколько требуется, чтобы подумать про партнера, выходят на «сцену» (по надобности, когда готовы сражаться) с четкой задачей: к примеру, первый - «извинись», второй - «не придирайся».

Процесс накопления отношений начался еще до выхода на сце­ну с «глаза», увеличился с, «кивком», «рука» переполнила отношения, и оба вышли эмоционально заряженные взаимным неприятием и борьбой. На основании этого «подогретая» «душа» уже на сценической площадке повела за собой «тело». В результате «борьбы глаз» родилось какое-то движение или жест, и на этом упражнение не прекратилось. Оба противника, послав в последний раз «глазом» мысли партнеру, вернулись, за ширму, постояли ровно столько, чтобы оцепить прожитую сцепу, пошли на свои места, не отпуская друг друга «глазом» с мыслью: «В следующий раз подчинишься мне».

Упражнение можно и не прерывать, ибо в результате накопления родились жест, а затем слово, мизансцена и т. д. Но Леонид Андреевич требовал от студентов подробно доделывать каждое действие, исчерпывать его до конца и только после этого начинать следующее. Родившийся жест - новый этап в построении взаимоотношений, содержащий свое воздействие, которое тоже должно быть исчерпано. Важно, говорил он, чтобы студент мог подробно ощутить на собственном опыте процесс накопления отношений через «глаз», чтобы «жест» рождался тогда, когда уже не мог родиться. Рождение «жеста» становилось, таким образом, новым скачком в этом процессе.

Разумеется, в упражнении допустимы любые варианты, подсказанные фантазией, внутренним монологом и основанные на оценке поведения партнера. К примеру, второй студент выходит на «сцену», чтобы просто победить вызвавшего или наказать его, заставив покинуть площадку. Главное, чтобы внутренний монолог и задача были эмоционально насыщены. Движения первого партнера можно разложить на ряд состав­ляющих в разных вариантах и проживать каждое отдельно Предположим, «глаз», «кивок», жест рукой с приглашением не помогли. Дальше не исключена такая, скажем, цепочка последовательных действий: шагнуть к объекту, еще шагнуть вплотную, взять за шиворот, поднять и т. д. Надо ничего из та­кой цепочки не пропускать, каждую часть проживать по линии действия, оценок и развития внутреннего монолога.

Это полезный тренаж рождения внутренних монологов простейшего типа. Тем не менее, монологи строятся подробно с оценкой поведения партнера, собственной задачи, а для того, кто потерпел поражение, и необходимости оправдать свои действия.

В таких упражнениях, советовал Л. А. Волков, обязательно следите за процессом накапливания взаимного протеста, желания каждого партнера добиться от другого выполнения своей воли. Внутренние монологи должны отличаться подлинностью чувств, рождая действие, ни в коем случае нельзя заменять их литературной основой - рассказом. Иначе никогда не удастся разжечь в себе протест против партнера. А для подлинности нужно, чтобы решение своей задачи вы базировали на знании характеров, поступков друг друга, что рождает эмоционально насыщенное взаимное отношение. Все это - - залог будущей успешной работы над ролью, когда придется по крупицам собирать в пьесе, что говорят там о герое и что он сам говорит о всех действующих лицах. Помните: без точного и подробного изучения человеческих качеств партнера успешно построить с ним борьбу невозможно.

Работа над «глазом» продолжается на всех этапах обучения будущего актера, вплоть до завершающих. Приведем в качестве примера репетицию сцены Татьяны и Полины из первого акта «Врагов» М. Горького. Еще до произнесения текста Л. А. Волков дает студентам задание «побороться глазами». Предварительно разбираются образы Татьяны и Полины, определяют их стрем­ления, зерно, характеры, взаимоотношения, т. е. что они думают и говорят друг о друге.

Вот некоторые варианты:

Пример. Татьяна думает о Полине: «Ограниченная, мещанка, читает лекции рабочим и ненавидит их, считает врагами. Завидует мне, ханжа, устраивает спектакли...» Задача по отношению к Полине - высмеять, показать ей самой, какова она есть.

Полина: Ощущает отношение Татьяны, не любит ее, хочет, чтобы она уехала скорее. Задача: во всех встречах унизить Татьяну, ссылаясь на ее бедность: «Хорошо быть спокойной, когда у тебя ничего нет...»

Обеим исполнительницам предлагается «побороться глазами» с учетом содержания сцены и намеченных взаимоотношений, накопить взаимный протест и на следующем этапе работы насыщать этим протестом авторский текст. Любой звук, слово, фраза, мизансцена - все должно быть им пронизано.

В результате такого тренажа, говорил Л. А. Волков, вы осваиваете построение внутреннего монолога и на его базе -действия, познаете суть эмоционального накапливания отно­шения к партнеру, рождение жеста, мизансцены, слова. Самый ответственный момент здесь - восприятие партнера, т. е. умение видеть его глаза, лицо, тело, понять его желания и выстроить с ним борьбу. А это облегчит работу над ролью, в ходе которой очень важно на самом деле разволноваться от «вида» партнера.

Рождение жеста - результат накопления отношений в «борьбе глаз».

Жест возникает в ходе «борьбы глаз» как продолжение внутренне накопленной жизни. Этот момент требовательного выражения внутреннего действия подчеркивает приказание подчиниться воле партнера.

Вот, скажем, двое получают задание пойти на сцену, «побороться глазами» с целью заставить партнера отвернуться. «Борьба глаз» продолжается до тех пор, пока в результате на­копления отношений не появится желание жестом подчинить непокорного партнера и добиться победы над ним. Например, он: «Отвернись!» Она: «Сам отвернись!» - разумеется, опреде­лив, зачем это нужно. Тут важно заострять внимание на том, чтобы во внутреннем монологе не было направления: «Я не хо­чу подчиниться». Это начало пассивное. «Сам отвернись» - начало психологической драки. И когда отношения накопились в такой мере, что невозможно их сдержать, рождается жест с содержанием «Вон!», обоснованный точным желанием и пониманием, во имя чего он делается.

Осознанность жеста предполагает умение сдерживать на­капливаемые желания и отношения до тех пор, пока это стано­вится невозможным. Пусть сознание фиксирует: «Хочу, не сдер­живаюсь, через „глаз" пойми и подчинись». Нарастает внут­ренний конфликт между «Хочу» и «Нет, подожди!». И как в наполненном сосуде последняя капля вызывает поток, так врезультате этого процесса возникает жест: ясный, целесо­образный, содержательный и законченный. Именно в таком смысле мы говорим: «Глаз» ведет за собой «тело». Следите, что­бы и после того, как жест снят, жизнь «внутри» продолжалась, т. е. жизнь в предложенных обстоятельствах.

Стержень такого тренажа - сознание правоты в борьбе и наступлении. Это качество надо развивать и укреплять, да­же играя человека, слабого духом. Не уступать: «Я прав, а не ты!» Благодаря умению «растравлять» свою «душу», становится органичным поведение «тела». Когда внутреннее содержание скудно, холодно, бедно, вяло и не хватает мыслей, чтобы за­полнить молчание, то жест не рождается, а если и возникает движение, то невыразительное, жест выглядит не законченным, случайным, мелким, «пустым». Отсюда ясен смысл положения: «Руки действуют не внешне, а от „нутра"».

Постоянная работа над «телом» требует отучить себя от случайных, безответных жестов и в жизни, разговаривать «без рук» в покое. Воспитание творческого покоя - один из путей к органическому взаимодействию «тела» и «души». Берегите все­гда накопленную энергию, расходуйте ее расчетливо и умело, не по мелким жестам, а сохраняйте для основных, «игровых».

Игровой жест - выражение мировоззрения, характера, всей человеческой сути персонажа, и он не может засоряться невыразительными движениями, выражающими состояние душевного непокоя самого актера. Когда работа над образом в спектакле подходит к концу, надо отобрать два-три, не больше, «игровых» жеста, которые родились в ходе этой работы, а остальные отсечь, что поможет выстроить точную пластику персонажа и сохранить внутреннюю энергию, расходуя ее по на­добности. «Высший пилотаж» актерской техники - это роль, сыгранная без единого жеста. «Глаз» в таком исполнении более действенен, слово звучит выразительнее и содержательнее.

Завершая работу над спектаклем и даже показав его зрителям, Л. А. Волков вновь возвращался к репетиции, тренируя навыки экономного жеста. В частности, успешно использовал следующую методику.

Пример. Студенты располагаются полукругом, чтобы видеть глаза друг друга, положив руки под себя, на стул. Предлагается проиграть спектакль, сидя на месте, без мизансцен и движений. Все внимание – непрерывному восприятию партнеров, построению внутреннего монолога и борьбы на основе вскрытых взаимоотношений, событий, сквозного действия и сверхзадачи .

Такая репетиция, говорил Л. А. Волков студентам, дает возможность видеть и слышать каждого персонажа, даже того, с кем вы не сталкиваетесь в жизни пьесы, вырабатывать «глаз» на него и отношение к происходящему, наступает полная свобода «души» и «тела». К тому же, хочешь не хочешь, но приходится обходиться без жестов, а это тоже очень полезная наука.

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению, другие его затрудняют. На какие качества людей следует обращать внимание в первую очередь для построения эффективного взаимодействия? Приведенный далее анализ поможет вам научиться быстро оценивать людей по базовым критериям и выбирать наиболее оптимальную модель взаимоотношений с ними.

Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Одни из них способствуют успешному общению (экстравертированность, эмпатийность, толерантность, мобильность), другие его затрудняют (интровертированность, властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, ригидность).

1. Экстравертированность - интровертированность

Экстраверсия - интроверсия - характеристика типических различий между людьми, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности человека либо на мир внешних объектов (у экстравертов), либо на собственный субъективный мир (у интровертов). У каждого человека имеются черты как экстравертированного, так и интровертированного типа. Различие же между людьми состоит в соотношении этих черт: у экстраверта преобладают одни, а у интроверта - другие.

Ганс Айзенк (H. Eysenсk, 1967) выдвинул предположение о том, что люди делятся на тех, кто обладает высокой активацией (интроверты), и тех, кто имеет низкую активацию (экстраверты). Первые склонны сохранять имеющийся уровень активации, поэтому избегают социальных контактов, чтобы не допустить его повышения. У вторых, наоборот, имеется стремление повышать свой уровень активации, поэтому им требуется стимуляция извне; они охотно идут на внешние контакты.

Деление людей на типы экстравертов и интровертов осуществляется с учетом таких качеств, как коммуникабельность, разговорчивость, честолюбие, напористость, активность и ряд других.

Интроверты скромны, застенчивы, склонны к уединению. Они сдержанны, сближаются только с немногими, поэтому имеют мало друзей, но преданы им. Экстраверты, наоборот, открыты, обходительны, приветливы, общительны, находчивы в разговоре, имеют много друзей, склонны к вербальному общению. Они коммуникабельны, разговорчивы, честолюбивы, напористы и активны. Даже если экстраверты спорят, они допускают влияние на себя. Экстраверты внушаемы, доступны влиянию других лиц.

Интроверты медленно устанавливают связи и трудно входят в чуждый им мир эмоций других людей. Они с трудом усваивают адекватные поведенческие формы и поэтому часто кажутся «неловкими». Их субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Из-за более тщательного обдумывания своей речи интровертами у них по сравнению с экстравертами речь замедленна, с длительными паузами.

О. П. Санникова (1982) изучала соотношение общительности с эмоциональностью человека. Она показала, что широкий круг общения, большая активность последнего в сочетании с ее недолговременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг и малая активность общения на фоне устойчивости отношений - для лиц, склонных переживать отрицательные эмоции (страх, печаль). Первые более инициативны в общении. Есть основание полагать, что экстраверсия - интроверсия в значительной степени зависит от врожденных особенностей человека, таких как свойства нервной системы. В лаборатории В. С. Мерлина выявлена связь высокой общительности со слабой нервной системой. А. К. Дроздовский (2008) на большой выборке подтвердил это.

2. Эмпатийность

Эмпатия - такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, сопереживает ему.

Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Эмпатия может проявляться в двух формах - сопереживания и сочувствия. Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.). Первое основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие.

Для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии - замкнутость, недоброжелательность. Субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. Такие люди проявляют себя как поленезависимые. У тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность (Miller, Eisenberg, 1988).

Как показано Л. Мерфи (L. Murphy, 1937), проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый или незнакомый), интенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), ее предыдущего опыта. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением его темперамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.

Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Детский плач вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка внимание, успокоить его. Точно так же воспоминание о печальном событии, случившемся с близким человеком, вызывает жалость и сострадание к нему, желание помочь (Б. Мур и др. ). По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины (J. Sidman, 1969).

3. Властность

Акцентуация стремления человека к власти над другими людьми («мотив власти») приводит к такой личностной особенности, как властолюбие. Впервые потребность во властвовании стала изучаться неофрейдистами (А. Адлер, 1922). Стремление к превосходству, социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих комплекс неполноценности. Стремление к власти выражается в склонности управлять социальным окружением, в возможности награждать и наказывать людей, принуждать к совершению определенных действий вопреки их желанию, контролировать их действия (не случайно Д. Верофф (J. Veroff, 1957) определил мотивацию власти как стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми, от возможности судить, устанавливать законы, нормы и правила поведения и т. п.). Если контроль или власть над людьми теряется, это вызывает у властолюбца сильные эмоциональные переживания. В то же время он сам не желает подчиняться другим людям, активно стремится к независимости.

Как бы он ни расценивал вас, положительно или отрицательно, он особенно остро схватывает те приметы вашего облика, из которых можно заключить: поддадитесь или не поддадитесь вы его влиянию. А он настроен непременно повлиять: если он силен физически - вызвать у вас робость, если умен - оставить впечатление превосходящего ума… Это у него получается непроизвольно, однако такую его настроенность вы, разумеется, отлично чувствуете по его осанке, мимике, взгляду.

Ему очень нелегко признать свою неправоту, даже если она очевидна. И он говорит: «Что ж… Это надо как следует обдумать…» Он решителен. Ему легко свернуть разговор на полуслове. Если надо, он проявит при этом изысканную вежливость, но вы хорошо почувствуете: точка поставлена…

Констатация «этот человек доминантен» не должна содержать заведомо отрицательной оценки. Конечно, неумный и самовлюбленный «доминант» подчас невыносим. Но при известных оговорках люди данного склада весьма ценны: они умеют принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. Если же они наделены благородством и великодушием, то становятся любимцами в своей среде.

Как строить общение с доминантным человеком? Ему надо дать возможность выявления своей доминантности. Спокойно держитесь независимой точки зрения, но избегайте пресекать или высмеивать используемые им «силовые приемы». И тогда он постепенно умерит свой непроизвольный натиск. Если же вы активно осаживаете его, беседа переходит в ссору.

Проявление «мотива власти» как личностной диспозиции заключается также в склонности обращать на себя внимание других, выделяться, привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию властолюбца и признающих его своим лидером. Такие люди стремятся занимать руководящие посты, но неважно чувствуют себя в групповой деятельности, когда вынуждены следовать одинаковым для всех правилам поведения и тем более подчиняться другим.

4. Конфликтность и агрессивность

Конфликтность является сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.

Вспыльчивость (гневливость) имеет несколько характеристик:

  • гневливый человек склонен воспринимать широкий спектр ситуаций как провоцирующие;
  • гневливость как реакция характеризуется диапазоном от средневыраженного раздражения или досады до ярости и бешенства;
  • это черта темперамента, которая проявляется и без связи с провоцирующей ситуацией.

С. В. Афиногеновой (2007) показано, что вспыльчивость и обидчивость больше выражены у лиц женского пола и у фемининных по сравнению с андрогинными и маскулинными независимо от их биологического пола. Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, в среднем выше у фемининных лиц мужского и женского пола, чем у андрогинных и маскулинных. Положительная связь обидчивости с фемининностью выявлена у женщин и Н. Ю. Жарновецкой (2007).

5. Толерантность

В психологии толерантность - это терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. Это установка на уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

В. В. Бойко (1996) выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:

  • ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.;
  • типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя);
  • профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания - к клиентам и т. д.);
  • общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

Толерантность формируется путем воспитания.

6. Застенчивость

По Ф. Зимбардо, застенчивость - это черта человека, связанная со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов (Рh. Zimbardo, A. Weber, 1997). Такое определение не совсем точно отражает суть данной черты. Ведь то же самое можно сказать и про интроверта. В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова она характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении.

Застенчивость - явление распространенное. Согласно Ф. Зимбардо, 80% опрошенных им американцев ответили, что в какой-либо период своей жизни были застенчивыми. Примерно четверть респондентов назвала себя хронически застенчивыми. Как полагает В. Н. Куницына (1995), значительная часть взрослого населения нашей страны попадает в категорию застенчивых (30% женщин и 23% мужчин).

Раймонд Кэттелл (R. Cattell, 1946) рассматривал застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. По мнению автора, застенчивые люди (черта Н) обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и потому особенно уязвимы для социального стресса. У робких имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

У застенчивых людей часто бывает самосознание, сконцентрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Р. Pilkonis, Рh. Zimbardo, 1979) нашли, что застенчивые люди обладают меньшей экстравертированностью, слабее контролируют свое поведение в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими, чем не испытывающие застенчивости. У мужчин такая личностная особенность, по данным авторов, коррелирует с нейротизмом. Среди застенчивых женщин подобная связь отмечается только у тех, кто склонен к самокопанию. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов.

В группе людей застенчивый человек обычно держится обособленно, редко вступает в разговор, еще реже начинает его сам. В беседе ведет себя неловко, пытается уйти из центра внимания, меньше и тише говорит. Такой человек всегда скорее слушает, чем говорит сам, не решается задавать лишние вопросы, спорить, свое мнение обычно высказывает робко и нерешительно. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может вызвать неврозы.

7. Ригидность - мобильность

Это свойство характеризует быстроту приспособления человека к изменяющейся ситуации. Оно обозначает инертность, консервативность установок, неподатливость изменениям, вводимым новациям, слабую переключаемость с одного вида работы на другой.Считается, что разные виды ригидности не связаны между собой единым фактором, так как нет корреляций между степенями их выраженности. Это означает, что, будучи ригидным по одному проявлению, человек оказывается пластичным по другому. Однако общим для всех видов ригидности компонентом может быть инертность нервных процессов. Связь ригидности с этой типологической особенностью была выявлена в исследовании Н. Е. Высотской (1975).

Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами, даже если он вполне решительный, уверенный в себе человек. Дело в том, что он основателен, и если непосредственно перед контактом думал о чем-то, то должен как бы поставить отметину - где остановился в своих размышлениях. Но и после этого он не сразу погружается в стихию обсуждения: глядит на вас изучающе и, подобно тяжелому маховику, «раскручивается» постепенно. Зато, «раскрутившись», основателен в общении, как и во всем, что он делает.

Если вы слишком спешите с развитием мысли, отвлекаетесь на побочные темы, выдвигаете и тут же сами отменяете приблизительные версии, он морщится: вы кажетесь ему несерьезным человеком. Когда, по-вашему, главное уже обсуждено и совместные выводы сделаны, он продолжает вдаваться в детали.

В исследовании Г. В. Залевского (1976) обнаружена положительная и статистически значимая связь ригидности с внушаемостью, а П. Лич (P. Leach, 1967) выявил негативную связь ригидности с творческим потенциалом личности. Люди, у которых он высокий, отличаются гибкостью мышления, независимостью в суждениях, отрицанием социальных стереотипов и склонностью к сложным формам выражения своих эстетических предпочтений.

8. Психологический портрет субъекта затрудненного общения

Как отмечает В. А. Лабунская (2003), субъект затрудненного общения - это многовариантный феномен. Действительно, разными исследователями выделяются разные характеристики человека, затрудняющие процесс общения.

Так, на основе параметров субъективности - объективности трудностей общения В. Н. Куницына (1991, 1995) выделила три вида затруднений в общении (трудности, барьеры и нарушения).

В одном случае человек стремится к общению, имеет такую возможность, но не умеет это делать, так как он невоспитан, беззастенчив, проявляет эгоцентризм, и это приводит к его отвержению. В другом случае субъектом затрудненного общения выступает человек, который умеет общаться, имеет такую возможность, но не хочет этого вследствие своей глубокой интровертированности, самодостаточности, отсутствия потребности в общении. Человек, создающий барьеры в общении, имеет другой набор характеристик: предубежденность, ригидность восприятия другого, следование предрассудкам и стереотипам. Субъект затрудненного общения, привносящий нарушения в процесс общения, отличается подозрительностью, завистливостью, эгоцентризмом, тщеславностью, себялюбием, ревностью, высоким уровнем фрустрации межличностных потребностей.

Нарушения общения связывают с установкой человека на унижение другого, ущемление его интересов, подавление и властвование над ним. У такого субъекта затрудненного общения проявляется агрессивно-обесценивающий стиль общения, выражающийся в запугивании и покорении другого, в бесконечной насильственной конкуренции с ним по типу «ты или я».

Соотнесение субъективных показателей затрудненного общения со структурными компонентами общения представлено в табл. 1.

Таблица 1. Затруднения в реализации структурных компонентов общения

Компонент общения Затруднения в общении
Перцептивный Неумение вникать в процессы и состояния окружающих. Невозможность видеть мир глазами другого человека. Неадекватность воссоздания представлений и содержания воздействий. Стереотипизация восприятия окружающих и искажение качеств личности партнера общения, «эскалация атрибуции». Преобладание в понимании другого человека оценочного компонента, недифференцированность оценок
Эмоциональный Преобладание эгоцентрической направленности эмоционального отклика. Свернутость сочувствия и содействия. Неадекватность восприятия эмоционального состояния других. Неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим. Стремление получать в процессе общения только положительные эмоции
Коммуникативный Неумение выбрать адекватную форму сообщения. Невыразительность и длительность пауз в речи. Застывшая поза и несоответствие экспрессии речевому поведению. Низкий потенциал коммуникативного воздействия. Использование свернутых форм обращения
Интерактивный Неумение поддерживать контакт и выходить из него. Стремление больше говорить, чем слушать. Навязывание собственной точки зрения, слепое доказывание своей правоты. Неумение аргументировать свои замечания. Симулирование несогласия в целях дезинформации партнера

Евгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гeрцeнa, заслуженный деятель науки РФ.

  • Психология: личность и бизнес


В чем главное отличие пар, которые состоят в любовных отношениях и остаются вместе в течение длительного времени (а то и всю жизнь) от тех, которые быстро распадаются?

Ты можешь сказать, что первым банально везет встретить родную душу. Но я думаю, что дело совсем не в удаче. Дело в так называемой “интимности”.


Я впервые так активно акцентирую внимание на этом понятии. Что же оно на самом деле значит для мужчин?

Интимность как основа крепких любовных отношений

Интимная близость не означает только секс. Иллюзия думать, что каждый секс с женщиной для мужчины несет в себе “интимность”.

Истинная близость простирается далеко за пределами сексуальных отношений. Она основывается на глубокой личностной связи между двумя людьми.


Длительная близость включает в себя способность понимания своего партнера, принятия его со всеми недостатками и странностями. Проще говоря, если ты выбрала этого мужчину, значит он чем-то привлек тебя, и ты это в нем приняла.


Когда пары говорят, что причиной их расставания было отсутствие “искры” в отношениях, как правило, им не хватало именно ее – настоящей близости, за которой стоит доверие, принятие, восхищение и умение увидеть лучшее друг в друге.


Да, эти простые слова оказываются фундаментом этой “интимности” между мужчиной и женщиной. Если хочешь, чтобы твои любовные отношения были крепкими и долгосрочными, придется потрудиться над ее формированием.


Итак, как думаешь, что обычно мешает появлению глубокой близости в паре? Как начать разрушать стены своей раковины, из-за которой любовные отношения держатся на расстоянии вытянутой руки?


Чтобы тебе не пришлось ломать голову над этими вопросами, я подготовил несколько советов, основанных на опыте проведения сотен личных консультаций.


Итак, счастливые пары, которые создают близость в своих любовных отношениях , добиваются этого благодаря следующим 9 правилам.

  1. Полностью раскрываться перед своим партнером


Открыться или часто неправильно понимается как слабость. На самом деле все не так.


Да, в этот момент ты будешь чувствовать себя уязвимой. Но когда ты показываешь партнеру свою уязвимость, это воспринимается им как проявление доверия к нему. Так ты негласно говоришь мужчине, что открыта для него. И в этом случае ты поступаешь как женщина.


Если рядом с тобой действительно именно «тот самый», он примет тебя такой, какая ты есть, и будет оказывать всяческую поддержку. Даже больше, он поблагодарит тебя за такую откровенность.


Таким образом, любовные отношения поднимаются на новый уровень, на котором присутствует доверие, уважение и понимание.


Уязвимость – это готовность первой сказать: «Я люблю тебя», не надеясь при этом на аналогичный ответ. Это решение полностью всем сердцем вложиться в отношения, где нет никаких гарантий. Где тебя могут легко ранить.


Уязвимость – это просить о помощи, рассказывать о своих потребностях и переживаниях, вместо того, чтобы держать все в себе. Это быть нежной, слабой, быть девочкой, женщиной.

  1. Играться, как дети


Любовные отношения , в которых присутствуют игровые элементы, имеют свойство быть счастливыми, крепкими и долговечными.

«Серьезные» отношения, на которые накладывают отпечаток 40-часовая рабочая неделя, кредиты, налоги и прочие «взрослые» проблемы, более подвержены распаду.


Почему игривость удерживает пары вместе? Может, потому, что игра возвращает нас к тому беззаботному времени – к детству, в котором не было никаких проблем. Игра позволяет расслабиться и перестать напрягать друг друга.


Как ни странно звучит, но когда мы позволяем себе быть расслабленными, мы становимся «настоящими». Мы полностью сосредотачиваемся на радостных моментах. И это нас сближает. Делает любовные отношения более тесными, интимными.


Неважно в какие игры ты играешь со своим возлюбленным: настольные, с мячом на природе, в теннис, ролевые игры в спальне. Важно, что в этот момент ты раскрываешься перед ним. А он перед тобой.


Этот момент откровения – это некое таинство, ваш «секрет на двоих», который усиливает и, главное, продлевает ваши любовные отношения .

  1. Быть щедрым


Щедрость в любовных отношениях показывает готовность отдавать просто так, а не ради того, чтобы получить что-то взамен. Чтобы доставлять удовольствие и счастье своему партнеру. Поверь, мужчину радует твое принятие его щедрости.


Щедрость также выражается в готовности прощать его, когда он тебя обижает, и искренне просить прощения, когда обижаешь ты.


Будь щедрой в своих любовных отношениях . Давай ему свое признание, восхищение, улыбку, радость. И твой мужчина непременно отблагодарит тебя за это.

  1. Удивлять друг друга


Сюрпризы способны вдохнуть жизнь даже в самые «увядшие» отношения . Они могут создавать по-настоящему волшебные моменты, которые становятся глотком свежего воздуха для тех, кто погряз в быту и уже начал забывать, зачем живет со своим партнером.


В самом начале любовных отношений все свидания, разговоры и игры в спальне полны удивления. С каждым днем ты узнаешь о своем партнере все новые вещи.


Но со временем этот огонек имеет свойство угасать, если преднамеренно не позаботиться о «подбрасывании дров» в него.

Им все еще доставляет удовольствие видеть радость и восхищение в глазах любимого человека. И это является одним из факторов, которые удерживают их вместе.


Иногда вполне достаточно маленьких радостей. Например, изысканного ужина (приготовленного тобой!) при свечах, вечеринки-сюрприза на день его рождения или покупки билетов на футбольный матч.


Добавь в свой еженедельный чек-лист задание удивлять любимого и ты поразишься, насколько это будет сближать вас с каждым разом.

  1. Выделять время, чтобы побыть вместе


Работа, бытовые вопросы, воспитание детей, книги, сериалы, социальные сети – все это забирает достаточно много времени. Это распыляет внимание партнеров, особенно тех, которые давно вместе.


Если ты вся в работе, делах и не можешь пока от них отказаться, старайся выделять максимальное количество времени и внимания своему мужчине. Иначе .


Можешь писать ему приятные смс-ки, когда ты на работе. Отправлять свои красивые фотографии. А когда вы остаетесь рядом, навсегда забыть о делах на работе, подружках и коллегах мужского пола или знакомых мужчинах.

  1. Устанавливать физический контакт


Прикосновения имеют способность изменять настроение, выражать чувства, дарить наслаждение. Тебе сегодня плохо? Ляг на колени своему возлюбленному, расскажи о своих переживаниях или просто помолчи в то время, когда он будет гладить тебя по голове.


Он крайне возбужденным вернулся с работы, недовольный требованиями своего начальника? Помоги ему успокоиться. Например, сделай массаж ног. Объятия. Поцелуи.


Цепочка подобных действий способна пробудить в тебе и твоем партнере вполне естественное желание заняться сексом. Страсть, которая пробуждается во время секса, разрушает стены непонимания.


  1. Ценить свою любовь к мужчине


В жизни происходит много всякой неразберихи, которая может оказывать влияние на любовные отношения внутри пары.


Представь, что о тебе или твоем возлюбленном кто-то злонамеренно может распускать слухи. Например, подружки активно сплетничают, что у него служебный роман на работе. Верить этому или нет?


Тут уж каждый решает сам для себя. Но подумай, кому ты доверяешься больше? Стоит ли твое сомнение риска, которому ты можешь подвергнуть ваши отношения ? Является ли это достаточно веским поводом для их разрушения? За свое счастье нужно бороться. Точнее, его нужно ценить.


Причем не всегда имеются враги, которые пытаются помешать твоему счастливому будущему. Иногда приходится работать над собой.

  1. Общая мечта


Цель, которой хотят достигнуть оба партнера, объединяет, поскольку требует наличия взаимопонимания и взаимной поддержки.


В результате перестают существовать «ты» и «он». Формируется «Мы», которое является выражением вашего общего мнения, ваших любовных отношений .


Я не утверждаю, что у вас обязательно должны быть дальновидные планы (например, накопить денег и построить дачу). Это может быть что-то совершенно незначительное (желание совместно провести выходные, попробовать что-то впервые вдвоем, совместное хобби).


Важно, чтобы этого хотели оба партнера. И это однозначно сблизит вас и укрепит отношения .

  1. Чтить свои любовные отношения


Я говорю не об уважении к чувствам друг друга (об этом уже было немного выше), а о том, чтобы фактически возвести отношения с партнером на пьедестал. Еще более точно, признать своего мужчину номером 1.


И запомни: все, что происходит между тобой и твоим мужчиной, касается только вас двоих. Не стоит в подробностях рассказывать обо всем своим родственникам, друзьям и знакомым. Обычно, это может лишь повредить твоим отношениям.


Рассказывая, ты нарушаешь принцип взаимного доверия, который необходим для поддержания близости с возлюбленным. Твой партнер будет тебе безмерно благодарен, если все, что тебя беспокоит в ваших отношениях, ты будешь обсуждать только с ним.

Подведем итоги


Любые отношения, даже идеальные (как иногда кажется со стороны), нуждаются в том, чтобы оба партнера прикладывали определенные усилия к их укреплению и сохранению. И этот процесс не может идти по намеченному плану. Правила, которые я перечислил, являются лишь рекомендациями.


Именно ты в ответе за свою жизнь и любовные отношения . Ты можешь прислушиваться к моим советам, но важные решения придется принимать самостоятельно.


Да, вы часто будете ранить друг друга. Вы оба будете делать ошибки, о которых придется сожалеть. Но ведь на ошибках учатся. Только так ты сможешь .

С верой в тебя,

Ярослав Самойлов

Самые интересные статьи Ярослава Самойлова:

В общине

Чтобы быть хорошим служителем Господа ты должен знать, что в служении:

«Все начинается с взаимоотношений, все держится на взаимоотношениях и все заканчивается из-за взаимоотношений»

Три вещи, которые нужно всегда помнить.

1. Община начинается с взаимоотношений.
2. Без хороших взаимоотношений община не сможет расти и быть здоровой.
3. Община начинает болеть и разваливаться из-за плохих взаимоотношений.

Писание нам дает стандарт, по которому можно будет обнаружить истинных «учеников Господа» и соответственно церковь Господа.

Иоан.13:34-35 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Именно любовь между христианами и является показателем того что они Христовы. Доказательством не являются размер общины, ее дела, сила или дары. Иисус не сказал им, что Его учеников узнают по тому, что они будут делать, но узнают по тому, какие между ними будут отношения.

«Хороший служитель всегда будет держать в фокусе отношения, а не служение, и это поможет ему построить крепкое служение».

Не многие знают, что сфера отношений достаточно обширна и есть по меньшей мене пять направлений, где служителям нужно будет строить, и поддерживать отношения.





Давайте рассмотрим каждое из этих пяти направлений подробно.

1. Взаимоотношения с «внешними».

Перед тем как стать лидером, служителем, пастором или начать публичное служение, нужно начинать с устройства «внешних» отношений.

1Тим.3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Некоторые считают, что все требования в 1Тимофея 3 главе только для епископов и диаконов. Это не так. Это написано для тех, кто желает стать епископом или диаконом (1Тим.3:1). Человек кто не хочет быть только воскресным прихожанином, но желает служить, расти, и продвигаться дальше, должен прийти к этим стандартам. « - О, это трудное задание, это сложно …» скажут многие. Да это сложно, но это возможно.

«Эти стандарты не для того, чтобы сделать путь к служению трудным, но чтобы сделать путь в служении легче и безопаснее для нас».

Бог не ограничивает нас, но обеспечивает безопасность нам и нашему служению в будущем. Есть причина, почему нам нужно иметь доброе свидетельство от внешних.

1. «…чтобы не впасть в нарекание»

2. «…и сеть диавольскую»

Нам нельзя игнорировать наши отношения с внешними, (кто вне церкви), потому что для нас лично и нашего служения это может создать проблемы в будущем.

Например, если по вашей вине у вас неправильные отношения с родственниками, друзьями и знакомыми, то поверьте, не пройдет много времени, как это дойдет до церкви, после чего вы и ваше служение будет в нарекании. Как бы вы не скрывали «тайные вещи» они все равно «всплывут на поверхность» рано или поздно.

Мар.4:22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

Из-за нарекания «внешних», можно угодить в сети дьявола и неизвестно, чем это закончится для вас и вашего служения. Зачем вам лишние враги и лишние проблемы?

«Сделайте все, что от вас зависит, чтобы исправить свои ошибки в отношении внешних, чтобы никто не имел против вас ничего».

2. Взаимоотношения с членами церкви.

Независимо от вида вашего служения вы будете пересекаться с членами поместной общины, в которой вы находитесь. Служителя должны знать основную задачу их служения - это «совершенствование святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».

Еф.4:11-12 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению [совершенствованию] святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.

Служителя должны помочь святым найти свое место в церкви, чтобы те служили для созидания церкви Христовой. Всего этого невозможно достичь без живых отношений между служителями и остальными членами церкви.

Как служителю построить хорошие взаимоотношения с членами общины?

Рим.15:1-2 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 7 ст. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

1. Сносить слабости «слабых» в общине.

Рим.15:1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.

    сносить [вастАдзин] - поднимать, носить, переносить, уносить, брать.

Сносить не означает терпеть. Служитель должен думать, как помочь слабым, пройти трудные для них времена - поднять и пронести вместе с ними их бремя. Так служитель исполняет заповедь о любви и строит близкие взаимоотношения с другими членами общины.

2. Угождать ближнему во благо к назиданию.

Рим.15:2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

    угождать [арЭско] - примирять с собой, располагать к себе, быть приятным, угождать, сообразоваться, приноравливаться.

Это слово не означает, угождать всем «прихотям» человека, но угодить человеку.

Служитель должен угодить (приспособиться) к человеку со всеми его слабостями и «причудами», чтобы помочь этому человеку избавиться от тех слабостей и «причуд».

Служитель должен найти ключ к сердцу слабого (в вере) человека, чтобы сохранить взаимоотношения и тем самым помочь ему.

3. Принимать друг друга, как и Христос принял нас.

Рим.15:7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Отношения в общине портятся, когда люди начинают разделать друг друга на «чины» и «классы» и разделяются на сообщества. Мы должны принимать друг друга не по мудрости и зрелости, а по родству в Иисусе Христе, как братья и сестры (Гал.3:26-28).

«Служитель всегда должен помнить, «кем он был» и «откуда он пришел», это поможет ему принимать «слабых» без ропота и осуждения».

Когда люди чувствуют, что служитель не превозносится над ними, но принимает их такими, какие они есть, они будут любить такого служителя и между ними будут настоящие здоровые отношения.

4. Исправлять согрешающих в духе кротости.

Гал.6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

    исправляйте [катартИдзо] - вновь приводить в порядок, восстанавливать, исправлять, чинить, привести все в прежнее состояние.

Служитель должен научиться не только обличать согрешающих, но помочь им восстановиться и прийти в прежнее, нормальное состояние. Это не исправление типа «исправительная колония» но практическая «помощь» в духе кротости.

3. Взаимоотношения со служителями церкви.

Распространенные ошибки, разрушающие отношения среди служителей церкви.

Ошибка №1 «Соперничество»

Мар.9:33-35 Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше [старший, более важный, более значительный]. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

Чтобы не возгордиться и не разрушить отношения с другими служителями, нужно оставаться в смирении и не самовозвышать себя, но быть всем слугою.

«Смирение поднимет любого служителя, но гордость смирит и опустит любого служителя».

Ошибка №2 «Иные учения»

1Тим.1:3-4 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

О чем здесь идет речь? Споры возникали из-за иного учения, которое некоторые служителя принесли в церковь. Это было учение гностиков. Гностики создавали родословную, и устанавливали ее место и важность на цепи между Богом и человеком. Они очень увлекались этими "бесконечными родословными" (1 Тим. 1,4), "отвращали слух от истины к басням" (2 Тим. 4,4). Они создавали мифы и басни, подобные иудейским (Тит. 1,14).

Ошибка №3 «Непочтение»

1Фесс.5:12-13 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

Служитель должен почитать других служителей не из-за их звания, но из-за их труда. Так как они равно трудятся на благо и созидание общины, учат, вразумляют и помогают нам вырасти, они заслуживают уважения и почета. Уважение и почет среди служителей должен быть не только в сердцах, но и на деле - в словах и поступках.

Неуважение и непочтение трудящихся в церкви не только разрушают отношения, но и лишают тех, кто проявляют это непочтение.

4. Взаимоотношения с пасторами церкви.

Распространенные ошибки, разрушающие отношения между служителем и пастором.

Ошибка №1 «Я с вами, но я не с вами»

1Кор.1:11-13 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры [распря, ссора, раздор]. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

Названные благочестивые личности - Павел, Киф и Аполлос - не имели никакого отношения к расколу и раздорам в церкви. Между ними не было ни противоречий, ни раскола. Их имена были присвоены отдельными группами людей без их ведома и согласия. Эти отдельные группы спорили между собой относительно понимания некоторых истин. Одна группа была не просто в раздоре с другой группой, но и с благочестивым человеком, именем которого другая группа прикрывалась. Таким образом, внутри Коринфянской церкви, было три или четыре течения, которые вели между собой распри и споры и хуже всего этим несли разделение в церкви.

«Чтобы не разделять церковь и не разрушать отношения между ее членами, служитель должен быть в послушании тому, кто поставлен над этой церковью».

Например, если какой-то пастор харизмат и ученик Кеннета Хейгена, значит и служитель должен поддерживать это направление и ведение церкви.

Ошибка №2 «Непокорность и непочтительность»

Рим.13:1-2 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Рим.13:7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

К тем, кто поставлен над церковью, у нас должен быть почет, иначе мы становимся в противление Божьему установлению и будем наказаны за непокорность.

«На непокорности и непочтении не построить отношения».

Служитель должен быть покорен пасторской власти, которая над ним установлена и почитать его в своем сердце, а также пред другими через слова и дела.

Ошибка №3 «Неблагочестивые разговоры»

3Иоан.1:9-10 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

Пастор находятся в контакте с большим количеством человек и это всегда повод для большого количества разговоров. Пастора выполняют самую неблагодарную работу, они пытаются помочь людям избавиться от грехов и проблем и за это пожинают чаще всего неблагодарность, сплетни, обвинения и другие неблагочестивые разговоры.

«Служитель должен помнить, что враг будет использовать тех, кто вокруг пастора, чтобы наносить ему удары и разрушать его служение».

Служитель должен следить за тем, чтобы вокруг пасторского служения и его имени не было неблагочестивых разговоров. Нужно смело останавливать подобные вещи и напоминать людям о Божьем порядке. Если кто-то, что-то не понял, или имеет против пастора, то должен подойти лично и разобраться в этом вопросе. Нет ничего лучшего для построения отношений, как быть поддержкой и защитой в нелегком труде.

5. Взаимоотношения с другими церквями.

Каждый служитель, так или иначе, будет в контакте с другими церквями и служениями, и ему нужно будет учиться строить правильные отношения с ними.

Как построить хорошие взаимоотношения с другими церквями?

1. Служитель не имеет права вмешиваться в жизнь другой церкви, если его не просил об этом старший пастор той церкви. Нельзя без разрешения исправлять и направлять членов другой церкви в вопросах видения той церкви, учения и др. Пастора церкви поставлены ее блюстителями и несут ответственность перед Богом. Они пасут церковь и им решать, когда и куда нужно будет вести овец.

Деян.20:28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

1Пет.5:5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Служитель не выше пастора и он не имеет власти в другой церкви, если ему не дал ее старший пастор. Служитель, который почитает власть в церкви и приходит помочь в том, в чем его просят, всегда будет желанным гостем и другом той церкви.

2. Служитель должен созидать другую церковь.

Еф.4:11-12 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова

Если служителя одной церкви переманивают людей в свою церковь, то это не только портит отношения между церквями, но и приносит разделение в тело Христово.

Служитель должен думать не только о своей церкви, но и обо всей церкви Иисуса, поэтому все должно служить к миру и единству. Это очень объединяет церкви, когда служителя другой церкви ободряют членов другой церкви быть верными и послушными своей церкви и не оставлять ее. Есть разные учения и церкви, но не дело служителей решать, кто в какую церковь должен ходить - это дело Бога (1Кор.12:18).

Закрепление материала и выводы

1. Ты должен знать, что в служении все начинается с взаимоотношений, все держится на взаимоотношениях и все заканчивается из-за взаимоотношений.
А). Община начинается с взаимоотношений.
Б). Без хороших взаимоотношений община не сможет расти и быть здоровой.
В). Община начинает болеть и разваливаться из-за плохих взаимоотношений.

2. Хороший служитель всегда будет держать в фокусе отношения, а не служение, и это поможет ему построить крепкое служение.

3. Перед тем как стать лидером, служителем, пастором или начать публичное служение, нужно начинать с устройства «внешних» отношений.

    Сделайте все, что от вас зависит, чтобы исправить свои ошибки в отношении внешних, чтобы никто не имел против вас ничего.

4. Служителю нужно построить хорошие взаимоотношения с членами общины.

    Сносить слабости «слабых» в общине. Служитель должен не только думать о себе, но помочь слабым, пройти трудные для них времена - поднять и пронести вместе с ними их бремя. Угождать ближнему во благо к назиданию. Служитель должен найти ключ к сердцу слабого (в вере) человека, чтобы сохранить взаимоотношения и тем самым помочь ему.
      Служитель должен угодить (приспособиться) к человеку со всеми его слабостями и «причудами», чтобы помочь этому человеку избавиться от тех слабостей и «причуд».
    Принимать друг друга, как и Христос принял нас. Когда люди чувствуют, что служитель не превозносится над ними, но принимает их такими, какие они есть, они будут любить такого служителя и между ними будут настоящие здоровые отношения
      Служитель всегда должен помнить, «кем он был» и «откуда он пришел», это поможет ему принимать «слабых» без ропота и осуждения.
    Исправлять согрешающих в духе кротости. Служитель должен научиться не только обличать согрешающих, но помочь им восстановиться и прийти в прежнее, нормальное состояние.

5. Служителю нужно построить хорошие взаимоотношения с другими служителями.

    Служитель, который ведет себя скромно и не «выпячивается», всегда симпатизирует другим, и наоборот, те, кто возвышаются и превозносятся, не имеют нормальных отношений с другими.
      Смирение поднимет любого служителя, но гордость смирит и опустит любого служителя.
    Служитель, который хочет сохранить доброе имя и отношения не должен вносить в церковь иные учения (мирские вещи, философию, психологию, спорные учения и т. п.) Иные учения всегда приведут к конфликтам в церкви и разрыву отношений. Служитель должен почитать других служителей не из-за их звания, но из-за их труда. Неуважение и непочтение трудящихся в церкви не только разрушают отношения, но и лишают благословений тех, кто проявляют это непочтение.

6. Служителю нужно построить хорошие взаимоотношения с пасторами.

    Чтобы не разделять церковь и не разрушать отношения между ее членами, служитель должен быть в послушании тому, кто поставлен над этой церковью. К тем, кто поставлен над церковью, у нас должен быть почет, в противном случае мы становимся в противление Божьему установлению и будем наказаны за непокорность. Служитель должен быть покорен пасторской власти, которая над ним установлена и почитать его в своем сердце, а также пред другими через слова и дела.
      На непокорности и непочтении не построить отношения.
    Служитель должен помнить, что враг будет использовать тех, кто вокруг пастора, чтобы наносить ему удары и разрушать его служение. Служитель должен следить за тем, чтобы вокруг пасторского служения и его имени не было неблагочестивых разговоров.

7. Служителю нужно построить хорошие взаимоотношения с другими церквями.

    Служитель не имеет права вмешиваться в жизнь другой церкви, если его не просил об этом старший пастор той церкви. Служитель должен созидать другую церковь. Если служителя одной церкви переманивают людей в свою церковь, это не только портит отношения между церквями, но и приносит разделение в тело Христово.