» » Презентация на тему неолит. Презентация "Неолит" по истории – проект, доклад

Презентация на тему неолит. Презентация "Неолит" по истории – проект, доклад

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Неолит" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Новые системы координат

В эпоху неолита человек вышел из пещеры и начал осваивать открытые пространства.

Человек стал ощущать себя фиксированной точкой в пространстве.

Появилась привычная нам четырехчленная система координат на плоскости: впереди, позади, направо и налево.

Произошло формирование языка.

Появились абстрактные мышление и понятия.

Просветление

Слайд 3

Новая модель мира

В неолите оформляется «простейшая модель человеческого существования – горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» (Р. Арнхейм).

Точка первотворения содержит в себе бесконечность всего космоса. Круг можно рассматривать как развертку точки в сферическую волну бесконечного радиуса – он так же ограничен (внутренняя площадь) и бесконечен (отсутствие начала и конца внешней границы) как точка.

Солнцегриб

Из серии «Жернова времени»

Слайд 4

В неолите «высшей этической ценностью является целостность, полнота и нерасчлененность вселенской жизни; все, что начинало быть, определялось как «хорошо», небытие подразумевалось как «плохо» (Ж. Джумабаев).

Так кельтский бог Дагда, чье имя означает «хороший бог», «хорош во всем» – всемогущ, всеведущ, обладает котлом, всегда полным еды, и от которого «никто не ушел голодным» (Т. Пауэлл).

Бог Дагда

Образ человека совпадает с пространством мифологического космоса, что зафиксировано в мифах о первочеловеке-великане (Пуруша, Имир, Паньгу), из тела которого творится вселенная. Проецирование человеческой сущности на природу приводит к ее тотальному одушевлению.

Слайд 5

Слово. Миф. Сказка

В эпоху неолита создавалось огромное количество мифов, произведений малых фольклорных форм, сказок. К этому периоду относятся: мифы творения; циклические мифы (солярные, лунарные, аграрные, растительные); мифы борьбы с хтоническими персонажами предыдущей Вселенной. Особенностью первых мифопоэтических текстов является то, что они записаны на языке визуальных знаков и долгое время передавались устно. Самыми древними фольклорными текстами являются заговоры.

Стандартный набор сюжетных ходов сказок включает: запрет; нарушение запрета; кару; путешествие в иной мир; испытание; возвращение с дарами.

Слайд 6

Обряды. Танцы

Постоянные элементы обряда: культ природы (использование символических растений); огня (очистительные действия); еды (совместные трапезы); магия слова и звука (шумное поведение); гадания; ритуальный смех. Так же стандартен сценарий праздников. Все праздники преследуют одну цель – перевести мир из состояния «старого» в «новое», из хаоса в космос и таким образом как бы являются одним и тем же повторяющимся ритуалом.

Танец Солнца

Слайд 7

Дж. Кэтлин. Танец орла в племени чокто. 1837

Роспись из Рока дельс Морос в Когула. Лльейда, Испания

Танец алеутов Танец долганов

Слайд 8

Орнаментальные «тексты»

Искусство неолита дало огромное количество орнаментальных «текстов» на керамике. Керамический сосуд является наглядным примером того, как из хаоса глины и воды при помощи огня формируется тело (тулово) космоса формы. Единая форма сосуда демонстрирует целостность мира, а нанесенный на нее орнамент – принципы мерности этого мира. Примером круговой структуры являются любые композиции плоских сосудов.

Неолитический сосуд с плетенкой. Личина на неолитическом сосуде Вознесеновка, Нижний Амур

Фатьяновская ямочно-гребенчатая керамика. Волго-Окское междуречье

Сосуд эпохи неолита

Фрагменты ямочно-гребенчатой керамики

Дипилонская ваза

Слайд 9

Японская веревочная керамика неолита – дземон

В керамике неолита количественно преобладают знаки с водной символикой, символизирующие изначальную целостность водной стихии – хаоса, из которого возник космос.

Керамика периода трипольской культуры

Слайд 10

На основе архетипа Мирового древа в неолитической орнаментике впервые формируется более сложная ритмическая единица – симметричная геральдическая композиция, которая демонстрирует единство мотива (категория пространства) и ритмико-метрической структуры композиции (категория времени), когда «одно и есть другое» (Л.М. Буткевич).

Мировое дерево

Слайд 11

Мегалитическая архитектура

В мегалитических сооружениях неолита воплощена идея закономерности эволюции космоса – космогенез.

Вертикаль менгира обозначила мировую ось и зафиксировала в самых общих чертах членение пространства на верх и низ.

В искусственных курганах человек воспроизвел природные формы горы.

Курган Нью-Гнейндж Ирландия

Менгир Бретань, Франция

В формах монолитных (Волконский) и составных (Большой Кичмай) дольменов люди неолита смоделировали пещеру, выведя ее из нутра горы.

Дольмен «Большой Кичмай». Краснодарский край

Дольмен «Волконский». Северо-Западный Кавказ

Слайд 12

Курганы и дольмены – это храмы ежегодного рождения света из сокровенной толщи материи земли. Кромлех – наиболее сложная и многозначная модель, которая демонстрируют сам процесс становления бытия из первичной точки алтаря.

Кромлех в Стоунхендже Великобритания

Реконструкция (forums.civ.org.pl)

Слайд 13

Изобразительное искусство: всё во всем

Для изобразительного искусства важны качества полноты и целостности бытия. Рождение вселенной неолита отмечено лавинообразным ростом объектов изображения, количества сюжетов и изобразительных текстов.

Мир в неолитических петроглифах оживает и преисполняется неистовой жизненности. Мощь первичного импульса творения задает динамизм движению фигур и разворачиванию действия на вечном и неподвижном лоне камня.

Петроглифы. Мыс Бесов нос. Карелия, Россия

Слайд 14

Слайд 15

Принцип «всё во всем» нашел воплощение в образе богини-матери. Доминирование этого образа в изобразительных текстах неолита проявляется в большом количестве изображений богини и сюжетов, связанных с ней.

Фигуры богинь-рожениц из Чатал-Хююка. Турция

Статуэтка богинь на троне с острова Гозо. Мальта

Слайд 16

Совпадение пространства вселенной с первочеловеком отражено в магическом приеме покрытия фигуры человека символами природных стихий.

Стела из Керносовки. Украина

Состояние становления космоса проявилось в абстрактности форм неолитических изображений. Все исследователи отмечают при переходе от палеолита к неолиту процессы нарастания условности, «сворачивания» формы до простейших геометрических фигур, обнажение морфологической структуры. Теневые, темные на светлом, фигурки неолита передают не столько изображения феноменов жизни, сколько идеи этих феноменов, праидеи акта творения.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Неоли т (греч. νέος - «новый» + λίθος - «камень») - новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. На Ближнем Востоке неолит начался около 9500 лет до н. э. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства, а окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века.

    Определяющими элементами неолитической культуры являлись глиняная посуда (керамика), лепившаяся от руки, без гончарного круга, каменные топоры, молотки, тёсла, долота, мотыги (при их производстве применялись пиление, шлифовка и сверление камня), кремнёвые кинжалы, ножи, наконечники стрел и копий, серпы (изготовлялись методом отжимной ретуши), микролиты и рубящие орудия, возникшие ещё в мезолите, всевозможные изделия из кости и рога (рыболовные крючки, гарпуны, наконечники мотыг, долота), и из дерева (долблёные челны, вёсла, лыжи, сани, рукоятки разного рода).

    Неолитические поселения располагались, прежде всего, поблизости от мест, обеспечивающих существование людей, - вблизи от рек, где ловили рыбу и охотились на птицу, вблизи от полей, где выращивались злаки, если племена уже занимались земледелием. Скара. Брей

    Распространились кремнёвые мастерские, а в конце неолита - даже шахты для добычи кремня и в связи с этим межплеменной обмен сырьём. Возникли примитивные прядение и ткачество. Характерные проявления неолитического искусства - разнообразный вдавленный и расписной орнамент на керамике, глиняные, костяные, каменные фигурки людей и животных, монументальные расписные, врезанные и выдолбленные Наскальные изображения (писаницы, петроглифы). Погребальный обряд становится более сложным; сооружаются могильники. Захоронения бывают 2 видов: полное погребения, и погребение черепов(головавместилище души). ф

    В эпоху Неолита начинают строиться города. Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. Стали появляться армии и профессиональные воины. Началось социальное расслоение, разделение труда, формирование технологий и т. д. Можно сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций.

    Духовная жизнь Из-за распространения с/х деятельности на первый план выходит женщина, устанавливается матриархат. Распространяются культы растений. Плоды и злаки- суть божества. Земледелиепроцесс творчества. То же- металлургия. Возделывание металлауподобление богам. (У Шумеров- «ан-бар» , «ан» -небо, «бар» -огонь) Появляются идолы, мужчины для перехода во взрослую жизнь проходят обряд инициации.

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      История возникновения оригами. Черно-белая пейзажная живопись. Роспись стен как вид изобразительного искусства. Керамика эпохи неолита. Виды чайной церемонии. Современная японская архитектура. Особенности синтоистских храмов. Техника цветной ксилографии.

      презентация , добавлен 26.08.2015

      Общие черты культуры новокаменного века. Способы обработки камня и кости. Охотничьи племена эпохи неолита. Возникновение земледелия и скотоводства. Развитие родоплеменного строя. Неолитические племена Европы и Средней Азии в V-IV тысячелетиях до н.э.

      презентация , добавлен 23.10.2013

      Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

      презентация , добавлен 10.02.2014

      Азильская культура. Наскальная живопись, пещерное искусство. Древнейшие памятники искусства Северной Европы. Онежские и беломорские петроглифы. Мегалиты. Стоунхендж, его назначение по сей день остается загадкой. Древняя керамика. Статуэтки и фигурки.

      реферат , добавлен 11.01.2009

      Особенности мышления и мифология первобытного общества. Взаимосвязь мифологии с религией. Находки ученых, свидетельствующие о зачатках искусства в Палеолите. Памятники культуры мезолитического населения Европы. Прикладное искусство эпохи неолита.

      реферат , добавлен 18.01.2010

      Происхождение искусства. Игровая теория происхождения первобытного искусства. Теория первостепенной роли труда в возникновении искусства. Хронология каменного века. Нижний (ранний), поздний палеолит, мезолит, неолита. Общекультурное значение творчества.

      контрольная работа , добавлен 14.11.2008

      Характер архитектуры, декоративно-прикладного и ювелирного искусства волжских булгар. Традиции строительства срубных, каркасно-плетневых и глинобитных домов. Политическое значение культовых строений - мечетей. Художественная керамика, обработка кости.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Мезолит

    Мезолит (эпипалеолит, средний каменный век, голоценовый
    палеолит) - эпоха каменного века между палеолитом и
    неолитом. Археологические культуры и памятники мезолита
    относятся к трём климатическим фазам послеледникового
    времени: преобореалу - от 8,3 до 7,5/7 тыс. лет до н. э.,
    бореалу - 7,5/7–6 тыс. лет до н. э. и началу атланического
    периода (атлантикума) - 6–5,5 тыс. лет до н. э.

    Природные условия

    Приблизительно 11 тыс. лет до н. э. начинается глобальное
    послеледниковое потепление. Эпоха плейстоцена сменяется
    эпохой
    голоцена.
    Территория
    Европы
    постепенно
    освобождалась от ледниковых покровов, огромные массы
    воды, образовывавшиеся при таянии ледника, изменяли
    очертания и характер древнего рельефа. Формировались
    близкие к современным очертания морей и русел рек. Этот
    процесс был очень длительным и завершился не ранее V
    тысячелетия до н.э., в эпоху неолита.

    Флора

    В послеледниковое время произошли серьёзные изменения всего
    природного комплекса. Формировались новые природные зоны:
    самые северные области занимали
    тундры, чуть южнее - значительные территории покрылись
    хвойными, а ещё южнее - широколиственными лесами. В пребореале
    (7,5-7 тыс. лет до н.э.) потепление
    было столь стабильным, что произошло сокращение тундр и продвижение к северу берёзовых, сосновых и еловых лесов, которые
    почти повсеместно достигли побережья Ледовитого океана.

    Фауна

    Место вымерших представителей плейстоценовой фауны
    заняли современные виды
    животных: в лесах - благородный олень, лось, бурый
    медведь, волк, кабан, бобр; в
    степной зоне - сайга, дикий
    осел, лошадь, хур. Значительно увеличилось количество
    птиц, особенно водоплавающих, рыбы, морского зверя и
    прибрежных съедобных моллюсков.

    Орудия охоты

    Новые
    условия
    требовали
    новых
    орудий
    охоты
    на
    животных. Такими орудиями в
    мезолите стали лук и стрелы.
    Этому изобретению предшествовал целый ряд метательных
    приспособлений, где использовалась сила руки. Это изобретение играло важную роль
    на протяжении длительного
    периода истории - от мезолита и до появления порохового оружия прошло примерно 10 тыс. лет.
    Мезолитическая техника:
    1 - микролиты;
    2 - вкладышевая техника.

    Орудия и хозяйство

    В районах Передней и ЮгоВосточной Азии и Южной
    Европы возникает земледелие.
    Возрастает роль индивидуальной охоты с собакой, широко
    применяются
    всевозможные
    западни,
    ловушки,
    силки.
    Значительное место в хозяйстве занимает рыболовство.
    Изобретается долблённая из
    дерева
    лодка
    и
    весла.
    Древнейшие остатки лодок и
    весел, известные в Европе,
    относятся к мезолиту.

    Орудия мезолита: 1 - способы крепления каменных наконечников стрел к деревянному;
    2 - типы каменных наконечников стрел древку: а - листовидный, b, с - грани,
    d - с выемкой, e - черешковый; 3 - костяные гарпуны, наконечники стрел;
    4 - использование копьеметалки

    Мезолит Крыма, Кавказа, Средней Азии

    Наиболее ранние мезолитические памятники известны на
    Переднем Востоке, в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии.
    Мезолит здесь сложился раньше, чем на севере Европы, где
    ещё продолжалось таяние ледников. В Крыму известно
    несколько десятков пещер с мезолитическим культурным
    слоем: Шан-Коба, Замиль-Коба, Мурзак-Коба. Мезолитический культурный слой содержат и другие крымские
    пещеры, например Сюрень II и Фатьма-Коба. В этих пещерах
    обнаружены крупные, довольно грубые орудия труда из
    массивных пластин и нуклеусы, очень похожие на
    палеолитические. В эпоху мезолита в Крыму наблюдаются
    признаки перехода к скотоводству.

    Мезолит Сибири и Дальнего Востока

    Мезолитическая эпоха в Сибири развивалась своеобразно.
    Здесь не было единой археологической культуры. Мезолит
    Сибири известен по таким памятникам, как Бирюса на
    Енисее, Верхоленская Гора (2-й горизонт) у Иркутска, УстьБелая на Ангаре, Фофаново в Забайкалье. Более изучены
    мезолитические памятники в лесном Зауралье по Тоболу,
    Туре, Иртышу. Это стоянки - Серый Камень, Юрьино,
    Полуденка I, II, Исток II, III и др. на Туре, Черноозерье в
    бассейне Иртыша. Для них характерны изделия из
    ножевидных пластин, микропластин без ретуши или с
    краевой ретушью, имеются треугольные и трапециевидные
    микропластины.

    Мезолит севера Европейской России:
    1-49 - микропластины; 50-55- мезолитические
    карандашевидные нуклеусы

    Неолит

    Неолит завершает период каменного века, в течение которого
    люди пользовались для изготовления орудий труда лишь
    камнем, костью и деревом. Хронологические рамки неолита в
    различных климатических зонах определяют по-разному. На
    Ближнем Востоке и в Северной Африке, мы можем говорить
    о начале неолитической эпохи уже в VIII-VII тыс. до н.э. В
    Средней Азии, Южной Европе и в Северном Причерноморье
    неолит выделяется с начала или середины VII и длится до IV
    тыс. до н.э. В лесной зоне Евразии, начавшись в основном на
    рубеже VI и V или в V тыс. до н.э., эта эпоха продолжалась до
    рубежа III-II.

    Неолитическая революция

    Неолитическая революция – переход от добывающего к
    производящему хозяйству, происходивший в период с Х по III
    тысячелетия до н. э. Процесс «неолитической революции» был
    длительным
    и
    очень
    неравномерным
    в
    разных
    географических зонах. Начало перехода к производящим
    видам хозяйства относится в ряде регионов к эпохе мезолита,
    а завершается этот процесс иногда только в эпоху железа. В
    некоторых регионах хозяйство до сих пор носит
    присваивающий характер.

    1 - буго-днестровская культура; 2 - днепро-донецкая культура; 3 - нарвско-неманская
    культура; 4 - льяловская культура; 5 - неолит Кольского п-ова; 6 - джейтунская
    культура; 7 - китойская культура; 8 - исаковская и серовская культуры; 9 -ямочногребенчатая культурно-историческая общность

    Каменные орудия неолита:
    1-6 - наконечники стрел;
    7 - нож;
    8 - рубящее орудие;
    9-11 - наконечники;
    12-14 - негеометрические
    микролиты (пластинки с
    ретушью);
    15-18 - геометрические
    микролиты;
    19-21 - скребки;
    22, 23, 27 - шлифованные
    топоры из сланца;
    24 - кремниевый топор;
    25, 26 - нуклеусы

    Неолитические изделия из
    кости и зубов животных:
    1 - гарпун;
    2 - шило;
    3, 4 - наконечники стрел;
    5 - рыболовные крючки;
    6 - подвески из зубов
    животных;
    7 - резные подвески;
    8 - подвеска из клыка
    кабана;
    9 - гребень;
    10 - флейта

    Изображения человека (1-8)
    и животных (9-17) в неолите:
    1, 2, 11, 13, 15, 16 -кость;
    4, 5, 10, 14 - кремень;
    3, 12 - дерево;
    6, 7, 9 - изображения на
    керамических сосудах;
    17 - камень

    Неолит Восточной Европы

    Лесная территория Восточной Европы простирается от Прибалтики до
    Урала и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней
    Волги и Оки. Развитие хозяйства и культуры в неолите здесь
    основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве и шло по пути
    постоянного совершенствования орудий лова и охоты. Наконечники
    стрел из кости и камня, различные по форме гарпуны и остроги
    являются основными. Большое распространение получили крупные
    каменные тесла и топоры, с помощью которых обрабатывалось дерево.
    Только в некоторых местах в конце неолита появляются зачатки
    скотоводства. Основными памятниками этой территории являются
    поселения. Они располагались по берегам рек. Реки были основными
    транспортными путями.

    Неолит Урала и Сибири

    На территории от Урала до Тихого океана в неолите сложилось
    несколько общностей. Обширную неолитическую общность в IV -
    начале III тысячелетия до н. э. представлял Урал и прилегающие к
    нему территории. Неолитическая культура Урала возникла на
    мезолитической основе. На ранних этапах этой культуры сохранялась
    микролитическая, характерная для мезолита, техника обработки
    камня: большинство орудий изготовлено с помощью вставных
    ножевидных пластин. Выделяются две основные области: неолит
    Южного Урала и неолит лесного Среднего и Северного Урала.

    Уральский и западносибирский неолит:
    керамика, каменные наконечники стрел, тесла

    Неолит Прибайкалья: I - исаковская культура; 1 - наконечники стрел; 2 - нож из сланца;
    3-5 - костяные проколки; 6 - костяной кинжал с вкладышами; 7 - топор; 8 - нож из
    нефрита; 9, 10 - керамические сосуды; II - серовская культура: 1 - изображение рыбы;
    2-4 - костяные гарпуны; 5 - каменный нож.

    Неолит Дальнего Востока

    Дальний Восток представляет своеобразную область неолитических
    культур. В бассейне Амура известны четыре неолитические культуры:
    новопетровская, громатухинская, осиноозерская и нижнеамурская.
    Новопетровская культура изучена в результате раскопок поселений у с.
    Константиновка и Новопетровка I, III. Поселения располагались на
    мысовидных выступах надпойменных террас. Жилища были
    полуподземными, прямоугольными в плане. Почти все каменные
    изделия изготавливались из ножевидных пластин. Керамика
    поселений незначительна, вероятно, она только начинала входить в
    быт. Новопетровская культура сохраняет черты, присущие мезолиту. От
    предшествующего времени её отличает умение шлифовать камень и
    делать глиняную посуду. Эта культура самой ранней поры
    дальневосточного неолита и датируется V тысячелетием до н.э.

    Неолит Приморья, зайсановская культура:
    хронология, памятники, археологический инвентарь

    Неолит Камчатки: изделия из халцедона, обсидиана
    и кремния с поселения Авача

    Неолитическое искусство

    Неолитическое искусство - это значительное культурно-историческое
    явление. Оно разнообразно и высокоразвито. Неолитическое искусство
    представлено орнаментом на керамических сосудах, мелкой пластикой
    (фигурки животных, птиц и людей) и наскальными изображениями.
    Наскальные изображения, или петроглифы, обнаружены в самых
    различных местах России и стран СНГ, почти везде, где обитали
    неолитические охотники и рыболовы и где был камень: на Кавказе, в
    Средней Азии, Сибири, на Урале, Крайнем Севере и на Дальнем
    Востоке. В них отразились особенности исторического развития
    больших территориальных общностей Северо-Восточной Европы,
    современной Украины, Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Урала,
    лесной полосы Сибири, Алтая, верховьев Енисея, Восточной Сибири,
    Приамурья и Северо-Восточной Азии.

    Петроглифическое искусство: - изображения на Шишкинских
    скалах; 2-4 - сцена охоты (Залавруга) на Белом море;
    5 - петроглифы Онежского озера

    Неолитическая скульптура Европейского Севера, Урала и Сибири:
    Шигирский торфяник; 2 - Сибирь; 3-6 - север Европейской
    России; 7-Псковщина; 8-11 - Сибирь

    Четкая периодизация, выделение основных особенностей каждого временного периода, изображения памятников культуры относящихся к каждому периоду времени, сопровожденных описаниями, поможет ученикам скорее и легче усвоить материал урока, а учителю более наглядно и структурированно осветить тему "Искусство первобытного общества".

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Искусство первобытного общества Выполнил учитель ИЗО, МХК Школа 2083 СП « Ерино » Попова М.В. Москва 2016

    Искусство первобытного общества 1. Каменный век 1.1 Древнекаменный век – Палеолит. … до 10 тыс. до н.э. 1.2 Среднекаменный век – Мезолит. 10 – 6 тыс. до н.э. 1.3 Новокаменный век – Неолит. С 6 – по 2 тыс. до н.э. 2. Эпоха бронзы. 2 тыс. до н.э. 3. Эпоха железа. 1 тыс. до н.э.

    Палеолит Наскальная роспись (бизоны, олени, охотники и т.п.) - реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика. Первые рельефы «Венеры» (мелкая пластика) - отражают идею материнства и плодородия. (… до 10 тыс. до н.э.)

    Пещера Альтамира. Испания. Поздний Палеолит

    Пещера Фон-де-Гом. Франция Поздний Палеолит. Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций.

    Пещера Нио. Франция Поздний Палеолит. Круглый зал с рисунками. В пещере нет изображений мамонтов и др. животных ледниковой фауны.

    Пещера Ласко. Франция. Поздний Палеолит Называют первобытной Сикстинской капеллой. Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры. Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы. Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).

    Рельеф одной из первых находок, называемых мелкой пластикой, была костяная пластина из грота Шаффо с изображениями двух ланей или оленух Олени, переплывающие реку. Фрагмент. Резьба по кости. Франция. Поздний палеолит

    Венеры "Венера с кубком". Барельеф. Франция. Верхний (поздний) палеолит. « Виллендорфская Венера». Известняк. Виллендорф, Нижняя Австрия. Поздний палеолит. Компактная композиция, нет черт лица. (самым заметным отличительным признаком является преувеличенная "дородность", они изображают женщин с грузными фигурами)

    Мезолит (Среднекаменный век) 10 – 6 тыс. до н.э. После таяния ледников исчезла привычная фауна. Природа становится более податливой для человека. Люди становятся кочевниками. С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Его интересует не отдельный зверь или случайная находка злаков, но активная деятельность людей, благодаря которой они находят и целые стада зверей, и поля или леса богатые плодами. Зарождается искусство многофигурной композиции, в которой уже не зверь, а человек играет главенствующую роль. Задача не в правдоподобном, точном изображении отдельных фигур, а в передаче действия, движения. Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы. Меняется характер изображения – вместо реалистичного и полихромного оно становится схематичным и силуэтным. Используются локальные цвета - красный или черный.

    Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит.

    Кроме наскальной живописи в эпоху мезолита появляются петроглифы. Петроглифы – это выбитые, вырезанные или процарапанные наскальные изображения. При высекании рисунка древние художники сбивали острым орудием верхнюю, более темную часть горной породы, и поэтому изображения заметно выделяются на фоне скалы. Каменная могила. Юг Украины.

    Грот Зараут-Камар (Узбекистан) Здесь группа, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах, без луков и "хвостатые" фигуры с поднятыми и натянутыми луками. Эту сцену можно трактовать как реальную охоту замаскированных охотников, и как некий миф.

    Сцена охоты. Испания. Некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов – как бы воплощение самого движения, доведенного до предела, сконцентрированного в бурном вихре.

    Неолит (Новокаменный век) - последняя стадия каменного века с 6 по 2 тыс. до н.э. переход культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства

    Новые черты общественной жизни людей: - Переход от матриархата к патриархату. - В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) - переход от родового-общинного строя к классовому обществу. - Начинают строиться города. - Некоторые города были хорошо укреплены, что говорит о существовании в то время организованных войн. - Стали появляться армии и профессиональные воины. - Можно вполне сказать, что с эпохой неолита связано начало формирования древних цивилизаций. Началось разделение труда, формирование технологий: -Собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменяются земледелием и скотоводством. -Неолит называют «веком отполированного камня». В эту эпоху каменные орудия не просто обкалывались, но уже выпиливались, шлифовались, сверлились, затачивались. - В число важнейших орудий в неолите входит топор, ранее неизвестный. развиваются прядение и ткачество.

    В оформлении домашней утвари начинают появляться образы животных. Для неолита лесной зоны рыболовство становится одним из ведущих видов хозяйства. Активное рыболовство способствовало созданию определённых запасов, что в сочетании с охотой на зверя давало возможность жить на одном месте круглый год. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению керамики. Появление керамики – один из основных признаков неолитической эпохи. Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм. Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

    Наскальная живопись неолита подобна мезолитической, но сюжет становится более разнообразным. «Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия. Лоси. Томская писаница. Сибирь. Неолит.

    Наскальная живопись бушменов. Неолит. - Острота и точность рисунка, грация и изящество. - Гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображенных с хорошим знанием анатомии. - Стремительность жестов, движений.

    Мелкая пластика неолита обретает, также как и живопись, новые сюжеты. «Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). фины. Схематизм, присущий живописи неолита, который сменил палеолитический реализм, проник и в мелкую пластику. Схематичное изображение женщины. Пещерный рельеф. Круазар. Департамент Марна. Франция.

    Выводы Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда можно провести точную грань. Но это искусство очень отлично от типично палеолитического: - Реалистичность, точно фиксирующая образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется более широким взглядом на мир, изображением многофигурных композиций. - Появляется стремление к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму. - В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия. - В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц). Мелкая пластика: - Появляются новые сюжеты. - Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.

    Бро́нзовый век Бронзовый век сменил медный век и предшествовал железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. Искусство становится более разнообразным, распространяется географически. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

    Мегалитическая архитектура В 3 - 2 тыс. до н.э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб. Эта древнейшая архитектура получила название мегалитической. Термин « мегалит » произошел от греческих слов « мегас » – «большой»; и « литос » – «камень».

    Своим появлением мегалитическая архитектура обязана первобытным верованиям. Мегалитическую архитектуру принято разделять на несколько типов: 1. Менгир – одиночный вертикально стоящий камень, высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейщих обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". 2. Трилит - сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и перекрытых третьим. 3. Дольмен - сооружение, стены которого составлены из огромных каменных плит и перекрыты крышей из такого же монолитного каменного блока. Первоначально дольмены служили для погребений. Трилит можно назвать простейшим дольменом. Многочисленные менгиры, трилиты и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. 4. Кромлех – это группа менгиров и трилитов.

    Трилит. Бретань. Франция. Бронзовый век.

    Дольмен. г. Пшада. Юг России. Неолит.

    Стоунхендж. Кромлех. Англия. Эпоха бронзы. 3 – 2 тыс. до н.э. Его диаметр – 90 м, состоит из каменных глыб, каждая из которых весит ок. 25 т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Состоит из трилитов, расположенных по кругу, внутри подкова из трилитов, в середине – голубые камни, а в самом центре – пяточный камень (в день летнего солнцестояния светило оказывается точно над ним). Предполагается, что Стоунхэндж являлся храмом посвященным солнцу.

    Эпоха железа (Железный век) 1 тыс. до н.э. В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.

    Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж. 35,1х22,5 см. Из кургана в Прикубанье. Рельефная пластина была найдена прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде " большеклювой птицы". Нет ничего случайного, лишнего – законченная, продуманная композиция. Все в фигуре условно и предельно правдиво, реалистично.

    Пантера. Бляха, украшение щита. Из кургана близ станицы Келермесской. Золото. Эрмитаж. Эпоха железа. Служила украшением щиту. Хвост и лапы украшены фигурами свернувшихся хищников.

    Навершие с птицами. Бронза. Эрмитаж. Эпоха железа

    Ножны. Фрагмент. Кон. 5 – нач. 4 в. до н.э. Золото, чеканка. Эрмитаж. Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя. Культурные связи с Древней Грецией, странами древнего Востока и Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразительных средств в художественной культуре племён южной Евразии.

    Гребень. кон. 5 - нач. 4 вв. до н.э. Золото. Выс. 12,3. Курган Солоха. Запорожская обл. Эрмитаж.

    Выводы Скифское искусство – «звериный стиль». Поразительная острота и напряженность изображений. Обобщенность, монументальность. Стилизация и реализм.

    Спасибо за внимание!