» » Проект «Из чего сделаны предметы? Конспект урока на тему "Из чего состоят все предметы?" Из чего сделаны все предметы.

Проект «Из чего сделаны предметы? Конспект урока на тему "Из чего состоят все предметы?" Из чего сделаны все предметы.

Придумайте свое название. - В науке есть название этому поня­тию. Это - вещества . - Как вы думаете, что мы будем иссле­довать на нашем уроке? - Что мы должны узнать о ве­ществах? Какие вопросы у вас возни­кают? - Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2 класса.

Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

Проведем исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предме­том: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет. 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздем? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый пред­мет со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расческа, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить?

Да, есть металл, древесина, пластмасса.

Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? 1) Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. 2) Молоко, чай, чернила, сок, вода. 3) Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. - Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? - Что же их объединяет в этом случае? - Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблю­дения за веществами? - Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ по плану. 1. Имеет ли вещество постоянную форму? 2. Какое оно на ощупь? (Группам предлагаю взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик)

Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? - Хорошо, продолжаем наблюдение. Попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. - Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лед, снег, пар из чайника.

Разбейте эти предметы на группы (Т - твердые, Ж - жидкие, Г - газо­образные). - Как сформулировать наше наблю­дение.

Первые бывают твердыми, вторые - жидкими, третьи ­газы (газообразными).

Все жидкости, твердые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.

Почему же вода стала твердой или газообразной? - Какой можно сделать вывод?

Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. - На все ли поставленные вопросы мы ответили? - Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

ТЕМА: ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цели : познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с получения сырья в природе и кончая получением готового продукта. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных; учащиеся научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к ним; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: мяч, конверт с вопросами, различные предметы , шерсти, глины, дерева;- цветные карандаши.

Ход урока:

1. Организационый момент.

2. Проверка домашней работы.

Что такое экономика? (хозяйственная деятельность людей)

Какие отрасли экономики вы знаете? (с\х, строительство, торговля, промышленность, строительство и др)

Без экономики и её отраслей вокруг нас не было бы столько предметов, сейчас нас окружающих.

3. Актуализация знаний: Игра: «Назовите предметы одним словом»

Стол, табуретка, шкаф (Мебель)

Шарф, свитер, носки (Одежда)

Ложки, чайник, нож (Посуда)

Что объединяет эти три группы предметов? (Они сделаны человеком)

В чём их различие? (Для разных целей и из различных материалов).

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы? (деревянные, шерстяные, металлические)

Где человек берёт материал для их изготовления? (в природе)

Оглянитесь вокруг! Сколько привычных и в то же время удивительных предметов нас окружает! А знаете ли вы, что каждая вещь имеет свою историю? Лыжи когда-то «росли в лесу», валенки «бегали по горам, по долам», а школьный мел «носился по морским волнам». Всё это и ещё много интересного вы можете узнать, если познакомитесь поближе с теми предметами, которые вас окружают.

4. Самоопределение к деятельности.

Познакомимся с темой и целями нашего урока. Откройте учебник на с. 108 и прочитайте тему урока (Из чего что сделано)

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? А умный Муравьишка нам подскажет (ответы детей)

5. Работа над новым материалом, групповая работа.

Учащиеся распределяются в 3 группы, в каждой группе назначается дежурный, проговариваются правила групповой работы:

Начало работы: соединив руки, сказать «Мы группа, значит, способны действовать»

Не говорить всем сразу.

Всем смотреть на говорящего (учителя или ученика)

Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: «Саша, ты не сказал, что…»

Слушаться сигнала превышения шумового порога.

По окончании работы, все в группе должны соединить и поднять вверх руки.

Детям предлагается рассмотреть группу предметов, назвать их, из чего они сделаны, и выбрать по одному предмету в каждую группу. (шерстяные носки, глиняный кувшин, лист бумаги)

В соответствии с выбранным предметом, группам присваиваются названия (глина, шерсть, древесина).

Работа по учебнику: с.108.

Каждая группа должна найти на рисунках предметы, сделанные из материала, носящего названия группы и накрыть их в учебнике фишками разного цвета. После обсуждения в группе, выполняется правильность выполненной работы, за всю группу ответы представляют дежурные.

6. Знакомство с производством изделий из глины, древесины и шерсти.

Как появился глиняный кувшин

В музеях вы, конечно, видели различные вазы, сосуды, чашки и да, сделанные из специальной глины. Изделия лепят, покрывают красками Затем их обжигают в печах, чтобы они затвердели. Искусство делать вещи называется керамикой. Для изготовления такой продукции, глины, используется песок и измельченные горные породы.

Глина добывается экскаваторами. В сыром виде она очень эластична. Глина смешивается с водой до состояния густой и из которой умелые руки могут вылепить и фигурки, и различные и горшки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. При нагревании до очень высоких температур (около 450 °С) происходят изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании.

Изготовление керамики - одно из самых древних искусств, поскольку глина встречается практически повсеместно. Были обнаружены черепки, сделанные еще в доисторические времена. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не сгниет и не заржавеет.

В давние времена, когда еще не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода в них оставалась долго холодной.

Из шерсти: рассказ учителя.

7 . Физкультминутка

8. Групповая работа по учебнику : детям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картин о производстве изделий из глины, древесины, шерсти.

Группа «Глина»-с.109

Группа «Древесина»-с.110

Группа «Шерсть»-с.111

Представление своих рассказов каждой группой. Выступающего из группы выбирает дежурный.

10. Домашнее задание: уч. с. 108-111.

11. Итог урока.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в при­роде различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не ве чны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное ис­пользование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета ста­нет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Урок № 3.

Тема: Из чего состоят все предметы?

Цели:

научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;

научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;

научить превращать вещество из одного состояния в другое.

Ход урока.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы .

Слайд 2.

Назовите предметы одним словом:

1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.)

2) Платье, рубашка, брюки, юбка. (Это одежда.)

3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.)

Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.)

Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.)

Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.)

Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)

Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны . Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.)

Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?

Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…)

А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.)

Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.)

Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом?

Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? (Нет. Мы не знаем такого слова.)

Что нужно сделать? (Нужно придумать название.)

Какие вопросы у вас возникают?

Слайд 3.

Попробуем составить план урока.

План ( примерный ).

1. Из чего состоят все вещи?

2. Из чего состоят живые существа и неживая природа?

3. Как называется то, из чего состоят все предметы?

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Придумайте своё название.

Слайд 4.

Дети предлагают названия .

Слайд 5, 6, 7.

Подумайте, из чего сделаны эти предметы?

Физкультминутка.

Слайд 9.

В науке есть название этому понятию. Это – вещества .

Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)

Подумайте, из каких веществ состоят эти предметы?

Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)

Да, есть металл, древесина, пластмасса.

Слайд 10.

Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?

Столовые приборы, линейка, посуда.

Молоко, чай, чернила, сок, вода.

Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.

Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)

Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми , вторые – жидкими , третьи – газообразными. )

Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)

Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.

    Имеет ли вещество постоянную форму?

    Какое оно на ощупь?

Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик .

Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.

Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.

Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.

Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)

Слайд 11.

Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.

Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.

Вода, лёд, снег, пар из чайника.

(Все они состоят из воды.)

Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)

Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)

Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)

Слайд 12.

Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)

Основные выводы:

1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.

2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным.

3. Нам известно одно или несколько его состояний в природе.

4. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

Что мы сейчас с вами делали?

Какое умение формировали?

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах.

После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.

Игра «Назови, из чего состоит предмет».

К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?

ΙV . Домашнее задание.

Слайд 13.

2. Выполнить задания в рабочих тетрадях на с. 3 № 1, 2.

V . Итог урока.

Что нового узнали?

Где пригодятся знания?

Какую работу мы сегодня выполняли?

1 4 3 4 3

– Придумайте своё название.

Дети предлагают названия .

– В науке есть название этому понятию. Это – вещества .

– Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)

– Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?)

– Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.

Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.

– Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.

– Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет.

Задание :

Проведи наблюдение за предметом:

1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет?

2. Какого оно цвета?

3. Опиши его поверхность.

4. Имеет ли это вещество запах?

5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет?

6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём?

7. Притягивается ли магнитом?

Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ.

Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?

Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы.

Например:

1-я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко.

2-я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир.

3-я группа получает предметы: мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог.

Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обмениваются результатами.

* Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества.

а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества.

б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества.

в) Молоко, кефир, творог.

г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.

– Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)

– Да, есть металл, древесина, пластмасса.

– Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?

Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка.

Молоко, чай, чернила, сок, вода.

Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.

– Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)

– Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми , вторые – жидкими , третьи – газообразными. )

– Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)

– Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.

1. Имеет ли вещество постоянную форму?

2. Какое оно на ощупь?

Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик .

Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.

Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.

Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.

– Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)

– Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.

– Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.

Вода, лёд, снег, пар из чайника.

(Все они состоят из воды.)

– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)

– Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)

– Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)

– Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)

Основные выводы:

1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.

2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.

3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.

– На все ли поставленные вопросы мы ответили?

– Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?