Бекирова Г.Э.,
Заместитель директора по воспитательной работе
МКОУ «Средняя школа №2»г.Сухиничи
Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
В статье рассматриваются условия формирования предпосылок учебной деятельности, приоритет непрерывного образования –умение учиться.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности.
С 29 декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», который впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того– исходного, базового уровня образовательной системы.
Современная система образования выдвинула в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от с 17 октября 2013 г. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности» .
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.
Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой (1981), составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и т. д.
Анализ психологических и педагогических исследований позволяет определить в науке две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
- в процессе игровой деятельности;
- в процессе специально организованного обучения.
Исследования ученых помогли определить, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться следующие предпосылки учебной деятельности:
Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения;
Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности;
Умение планировать деятельность, ориентируюсь на её результат.
Перечисленные выше предпосылки учебной деятельности схожи с целевыми ориентирами ФГОС, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Отсюда возникает проблема необходимости подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. Для этого в ДОУ существует ряд психолого- педагогические условий, способствующий формированию предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников:
Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей;
Развитие навыков игровой деятельности как важнейшего фактора формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников;
Сбалансированность репродуктивной, исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных форм активности;
Обеспечение развивающего характера предметно- развивающей среды ДОУ;
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, стимулирования самооценки ребенка;
Повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школе.
Эффективность формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в дошкольном образовании возможно, при наличии специальной разработанной модели, которая должна состоять:
1. Подготовки системы игр и игровых упражнений в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, фронтально и по подгруппам, способствующие развитию и формированию универсальных способов действия у дошкольников.
2. Разработка проектно-исследовательской деятельности детей.
3. Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Для решения разработки данной модели можно использовать комплекс теоретических и эмпирических методов:
Тестирование детей;
Наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;
Анкетирование педагогов, беседы с ними;
Изучение педагогической документации, педагогического опыта;
Наблюдение за работой педагогов.
Анализируя теоретические положения и результаты анкетирования детей и педагогов, позволит придти к следующим выводам:
1. Предпосылки учебной деятельности проявляются у детей старшего дошкольного возраста даже при отсутствии специально организованной воспитательно-образовательной работы, но для дальнейшего исследования нужно организовать контрольную группу (специальные условия для развития познавательных предпосылок учебной деятельности не создавать) и экспериментальную группу(где помимо предусмотренных условий будет введена специальная модель эффективности развития познавательных предпосылок учебной деятельности, т.е. познавательной активности детей ).
2. Формирование и развитие предпосылок учебной деятельности, направленных на усвоение ребенком определенной системы знаний, умений и навыков, освоение общих способов действий при решении практических задач, эффективны при создании психолого-педагогических условий.
3. Основанием преемственности от дошкольного к начальному общему образованию может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.
Использованная литература
1.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.,1996.
2.Кудрявцев В.Т. О «неожиданном» в образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта//Дошкольное воспитание.2014.№2 . с.86-90
3.Субботина С.Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности//Дошкольное воспитание.2014.№4. с.108-114.
4.Усова А.П. Игра и организация жизни детей: Методические указания.М.:Просвещение,1976.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от17.10.2013.№1155.
6.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах// Избранные психологические труды/Под редакцией Д.И. Фельдштейна; РАО,Моск.психол.-соц. Ин-г.3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж:МОДЭК,2001.
Предпосылки учебной деятельности. Что это? Для чего формировать их у дошкольников? Как связаны предпосылки учебной деятельности и реализация образовательных стандартов? На эти вопросы можно найти ответы в данном материале. Презентацию можно использовать как консультацию педагогов ДОУ по заданной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Универсальные предпосылки учебной деятельности, их роль в реализации ФГОС» Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №20» Ситникова Н.П. г. Троицк
Приоритетная задача Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование у детей основ умения учиться, и как результат – освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных)
Приоритетные направления образовательной деятельности с детьми 5 - 8 – го года жизни (в соответствии с ФГОС дошкольного образования): Охрана и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни; Обеспечение своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка; Формирование общей культуры детей; Развитие интеллектуальных и личностных качеств детей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Коррекция недостатков в психическом развитии детей (речевые нарушения). Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения детей в школе
Создать целостную образовательную систему, обеспечивающую оптимальные педагогические и психологические условия для детей дошкольного возраста посещающих ДОУ, формирование универсальных предпосылок учебной деятельности; Разработать новую «модель выпускника ДО» в соответствии с ФГОС; Способствовать созданию гибкой модели организации образовательно-воспитательного пространства, направленной на формирование у детей способности к поисково-познавательной, исследовательской деятельности, способствующей развитию любознательности, познавательного интереса, целеполагания. Способствовать формированию благоприятного эмоционально - психологического и нравственного климата в детском коллективе. Создать условия для построения единой взаимосвязанной и согласованной системы методического сопровождения учебно-воспитательного процесса (цели, задачи, средства, формы, методы и приемы организации образовательного процесса) в соответствии с требованиями ФГОС. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросах ДО и подготовки детей к школьному обучению. Основные задачи начального этапа реализации ФГОС:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ С выходом ФГОС начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования (дошкольного и начального общего школьного). Такой подход реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального общего школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.
Универсальные предпосылки учебной деятельности Личностные УПУД: предпосылки Регулятивные УПУД: предпосылки сформированность целеполагания (способности принимать и ставить цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. сформированность познавательных мотивов учебной деятельности, внутренней позиции школьника; моральных норм Познавательные УПУД: предпосылки Умение решать проблемы творческого и поискового характера; использование знаково –символических средств представления информации, владение логическими операциями; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Коммуникативные УПУД: предпосылки Умение слушать и вступать в диалог; умение общаться; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми
ФРАГМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МБДОУ «Детский сад № 20» (в соответствии с ФГОС): Линия развития: Познавательное развитие Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей; Проявляет любознательность, познавательную активность: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту: владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; умеет использовать знаково –символические средства представления информации; применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.
Линия развития: Речевое развитие Речь выпускника: словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; развит фонематический слух; адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.). использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание); способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом; Сформированы элементы учебной деятельности: владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата). Сформирована мотивационная готовность к школе (хочет идти в школу, преобладает познавательный и социальный мотив учения). ФРАГМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МБДОУ «Детский сад № 20»
Линия развития: Социально - коммуникативное развитие Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве; о мире. Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности Умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания; Владеет приемами и навыками межличностного общения (устанавливать дружеские отношения со сверстниками, разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами). Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение ставить общую цель, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия) Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:: имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо); принимает и соблюдает социальные и этические общепринятые нормы и правила поведения; соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах; может давать оценку своему поведению, поведению сверстников. проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру. ФРАГМЕНТ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА МБДОУ «Детский сад № 20»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Общая характеристика учебной деятельности дошкольника .
Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.
Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.
Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.
Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).
Структура учебной деятельности.
Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно
Учебную задачу
Учебные действия
Контроль
Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.
Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.
Становление элементов учебной деятельности.
Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.
Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.
В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:
Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;
Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;
Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)
Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».
Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.
Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.
Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.
Ахременкова И. З. учитель-дефектолог
Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.
Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.
Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:
*она формируется в процессе игровой деятельности;
*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.
Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.
— формирование отдельных элементовучебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;
— дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;
— в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;
— детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;
— дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;
— важно привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.
Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.
лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности . Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.
Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение) .
Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного , каковы условия их развития .
Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей . Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными . Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.
условия , при которых возникает и развивается интерес к учению.
1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку . Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
3. Учебные задания , предлагаемые детям , должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.
4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности , возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.
В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности , например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта .
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых , более сложных знаний.
Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях , в соответствии с которыми они изменяют конкретные
формы его употребления , сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных , но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению , что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия .
Четвертой предпосылкой учебной деятельности , которая
должна быть сформирована у детей , является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.
Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)
показали, что у детей детского возраста стихийно
складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя -
целенаправленно обучать детей действиям контроля .
Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.
Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей , можно назвать основные компоненты учебной деятельности :
Принятие задачи;
Выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;
Контроль, самоконтроль и самопроверка;
Личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью , включая познавательные интересы.
Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей .
Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности , включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности .
Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений , но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования , поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей .
Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности , для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.
Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей . К их числу можно отнести :
Методы исследовательского обучения Савенкова
«Модель трех вопросов»
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?
(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства
«Матрица оценки выдвинутых гипотез»
Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно
методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» - этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.
Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность ! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада , семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка - происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности .
Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования .
Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?» , «Почему сосульки плачут?» , «Почему собака кусается?» , «Одиночка и коллектив» , организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей .
Эффективность социально-значимых проектов («Мы - за пожарную безопасность!» , «Всем нужна вода!» , «Город мастеров» , «Сохраним березку» , «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима : разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик , заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том , что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности . К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи» , «Герб моей семьи» , «Мое родословное древо» , «Мама, папа, я – Анжерская семья» , «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию , активное отношение к окружающей действительности.
Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.