» » Социальная установка. Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности Основные компоненты социальной установки

Социальная установка. Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности Основные компоненты социальной установки

В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и . Они назвали этот феномен аттитюдом.

Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.

Социальная установка выполняет четыре основные функции:

  1. Функция защиты: способствует разрешению .
  2. Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
  3. Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  4. Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.

Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.

Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.

Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.

В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.

Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.

Формирование социальных установок

Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.

Бихевиористский подход

Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:

  • Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
  • Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
  • Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).

Когнитивный подход

Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.

Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.

Мотивационный подход

Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».

Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:

  • Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
  • Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.

Генетический подход

Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:

  • Интеллектуальными способностями
  • Врожденными различиями темперамента
  • Биохимическими реакциями

При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.

Структурный подход

В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.

Структура социальной установки

В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:

  • Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
  • Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
  • Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).

Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.

В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии .

Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».

Можно ли изменить социальные установки?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.

Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.

Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.

Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.

И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:

  • Почему я поступаю именно так, а не иначе?
  • Почему я мыслю именно так, а не иначе?
  • Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?

Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.

Желаем вам удачи!

Одним из главных понятий в психологии является личность, наделённая всеми основными, полезными для социума характеристиками, которые возникают и развиваются при взаимодействии с людьми.

Личностные качества указывают на принадлежность индивида к различным социальным группам, в рамках которых происходит социализация человека и формирование социальных установок.

Понятие социальной установки сложилось и развивается в европейской социальной психологии и социологии. Нередко используют синонимичный термин «аттитюд» — на русский язык его можно перевести как «социальная установка».

Социальная установка личности – это то или иное ментальное переживание человека, опирающееся на приобретённый жизненный опыт и определяющее ценности индивида, его положительное или отрицательное восприятие чего-либо. Установки формируют мотивы поведения личности, то есть раскрывают скрытые намерения человека, подталкивающие его действовать.

В 1918 году этот термин ввели учёные Томас и Знанецкий. В рамках классической психологии аттитюд можно охарактеризовать как психологическое опознавание личностью ценностей, значений, смысла важного для социума объекта или же ментальное отношение индивида к общечеловеческим ценностям.

Исследование аттитюдов является полностью обособленной отраслью в общей психологии. В наши дни изучение аттитюда включает в себя множество небольших теорий и практических исследований.

В обычной жизни социальная установка и реальное поведение зачастую существенно отличаются. Это может происходить из-за воздействия внешних факторов, например когда человека принуждают что-то сделать, или ему стыдно отказать оппоненту, или в экстренных, необычных ситуациях, когда решение приходится принимать не совсем осознанно, например в состоянии , паники, сильного .

Обычно ментальное состояние индивида обусловлено факторами существования потребности и наличия подходящей и адекватной ситуации, в которой принимаются взвешенные и обдуманные решения, основанные на знаниях и опыте человека. Именно в такой ситуации проявляются фиксированные установки, а не ситуативные.

При выборе той или иной модели поведения индивид основывается на имеющихся в его сознании концептах, или стереотипах. — слишком явное обобщение чего-либо, плавно перетекающее в устоявшееся в социуме суждение и активно влияющее на позицию индивида, схемы его поведения, ментальные процессы, формирование оценки.

Образование стереотипов называют стереотипизацией. Вследствие стереотипизации появляется аттитюд – способность личности осознавать что-либо конкретным образом и действовать в соответствии с опытом.

Основные функции

Аттитюды нужны для того, чтобы удовлетворить основные личностные потребности, и чтобы определить, какие именно, выделяют следующие функции социальных установок:

1. Автомативная – эта функция социальной установки делает более простым для сознания управление действиями в знакомых ситуациях, которые уже ранее встречались.

2. Адаптивная – эту функцию иногда называют приспособительной или утилитарной. Она определяет направленность, ориентированность личности на те объекты, которые являются мишенью ее желаний или намерений.

3. Защитная – с помощью этой функции индивид делает всё для разрешения своих внутренних противоречий, которые могут приносить дискомфорт, а порой вызывать депрессию. В связи с наличием внутреннего дискомфорта мы можем наблюдать значительное ухудшение поведения человека и его эффективности при сотрудничестве с другими.

4. Когнитивная – в этой функции установка способствует правильному выбору схемы поведения субъекта по отношению к определённой личности. У человека существует несколько личностей внутри, и изменение социальных установок происходит каждый раз, когда мы контактируем с человеком из другой социальной группы. При взаимодействии с мамой, братом, подругой, боссом наша модель поведения будет меняться в зависимости от ситуации.

5. Регулятивная – иногда эту функцию называют функцией выражения или ценности. В этом случае аттитюд является методом освобождения субъекта от внутреннего дискомфорта или напряжения, личностные проявления варьируются в зависимости от ситуации.

6. Ригидная – из-за этой функции аттитюда человек с трудом приспосабливается к неожиданному положению. Когда происходят какие-либо внеплановые изменения, личность с трудом адаптируется, что может вызвать её не совсем адекватное поведение, поэтому стоит отметить, что установка и поведение напрямую связаны между собой.

7. Стабилизирующая – благодаря этой функции формирование аттитюдов происходит стабильно, последовательно, направлено на результат деятельности в резко меняющемся положении. Личность обладает высокой стрессоустойчивостью и выносливостью, что бы ни происходило.

Все вышеперечисленные социальные функции аттитюд выполняет в силу своей сложной структуры.

Структура

В психологии разработана структура социальной установки. В 20 веке М. Смит обнаружил в структуре аттитюдов три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий.

  • Когнитивный, который содержит информацию, некое знание, предрассудки и впечатление о субъекте социума.
  • Аффективный, который отражает эмоционально-оценочное суждение об объекте социума.
  • Поведенческий, который выражает намерение индивидуума реализовать конкретную схему поведения по отношению к социальному объекту.

По мнению М. Смита, социальные установки представляют собой ментальное отношение к чему-то или намерение действовать эффективно.

Изменение социальной установки в основном связано с одним из компонентов её структуры. Взаимодействие людей строится на суждениях-предрассудках, по конкретным схемам поведения, в разных условиях.

Некоторые учёные называют предрассудки неприязнью, которая основывается на неверном и нелепом мнении. В наше время более всего исследованы межличностные и гендерные предрассудки.

Существующие формы и уровни аттитюдов

Можно перечислить следующие виды социальных установок:

  • Диффузная.
  • Социальная.
  • Моторная.
  • Умственная.
  • Сенсорная.

Социально-психологические установки делятся на:

1. Стандартные — формируют модели поведения на бытовом уровне.

2. Просто социальные установки.

3. Основные аттитюды — показывают оценку человеком главных областей его деятельности (работа, взаимодействие с людьми, хобби).

4. Инструментальные — показывают процесс становления личности в ценностной и нормативной системах в рамках определенной социальной группы.

Психологические установки структурируют действия на нескольких этапах:

  • Смысловой – аттитюды определяют направленность и отношение индивида к каким-либо значимым положениям.
  • Целевой – аттитюды показывают стабильность деятельности, они граничат с определёнными намерениями или устремлением личности довести что-либо до конца.
  • Операциональный – аттитюд помогает воспринять и объяснить происходящее, опираясь на предшествующие знания о похожих ситуациях; формирует адекватную и эффективную схему действий в определённых условиях.

Также существуют этапы формирования социальных установок, по профессору Ж. Годфруа:

  • Аттитюды, которые складываются в возрасте до 12 лет, соотносятся с семейными схемами.
  • Аттитюды принимают отчётливую форму в возрасте с 12 до 20 лет, что связано с социализацией.
  • Далее происходит преображение установок в возрасте от 20 до 30 лет. На их основе образуются многие социальные убеждения, являющиеся устоявшимися психологическими образованиями.
  • В возрасте от 30 лет установки уже более стабильны, зафиксированы, зачастую неизменны.

Чем старше становится индивид, тем неизменнее его социально-психологические установки. Люди меняют что-либо, когда хотят приобрести новый, необычный опыт, познать мир с новой стороны. Также перемены могут произойти неожиданно: болезнь, переезд, рождение ребёнка.

Что-то новое также могут нам навязать друзья, родители, родственники. Информацию можно черпать отовсюду, и тогда наши устоявшиеся стереотипы меняются, мы начинаем замечать новые краски в жизни, но стоит помнить: изменение социальных установок – непростой и продолжительный процесс. Автор: Дарья Сергеева

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социальная установка это — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.

Это определение вполне согласуется с Теорией Психологической Установки разработанной Д.Н. Узнадзе . и выступает в качестве частного случая в отношении мнений и действий, ориентированным на социальные объекты и явления.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен.

Понятие Аттитюд

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта », или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности ».

Аттитюд понимался всеми как определенное состояние сознания, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

  1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
  2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
  4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок происходит социализация .

Выделяют:

  1. Базовые – система убеждений (ядро личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
  2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки :

  1. Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
  2. Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
  3. Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие «установки» было введено впервые в экспериментальной психологии (Л. Ланге, 1888) при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Г. Ол-порт, Ф. Хайдер, С. Аш, Л. Фестингер). Эффекты «установки» непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний. В теории Узнадзе «установка» - центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления. Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого. В социологии понятие СУ. (attitude) используется впервые У. Томасом и Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы. «Определение ситуации» индивидом посредством СУ. и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида. Таким образом, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости). Основной метод измерения СУ. - шкалирование (Р. Ликерт, Л. Терстоун, Л. Гутман, Э. Богар-дус), распространенное в исследованиях массовых информационных процессов. Совокупности установок изображаются в виде иерархии диспозиций (лат. dispositio - расположение): элементарная фиксированная установка (ситуационная, set), социальная фиксированная установка (обобщенная, attitude), общая доминирующая направленность личности. Диспозиционная концепция устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и обще-психологическими подходами.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА" в других словарях:

    Форма установки, автор У. Томас и Ф. Знанецкий (1918 г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним аттитюд.… … Психологический словарь

    социальная установка - Автор. У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г.). Категория. Форма установки. Специфика. Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений.… …

    Социальная установка - – 1. установка, лежащая в основе тенденции вести себя с другими людьми тем или иным образом; 2. определённая модель убеждений, которые являются общими для группы или общества в целом; 3. любое личное убеждение, приобретённое в процессе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - Термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления. 1. Установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими… … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. Понятие У.… … Социология: Энциклопедия

    Социальная установка Словарь-справочник по педагогической психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - отношение человека к людям, соц. событиям, фактам и многому др., что для него значимо … Педагогический словарь

    Социальная установка - устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая человека к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений … Словарь по педагогической психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА - определенное, устойчивое отношение человека к кому либо или к чему либо … Словарь терминов по психологическому консультированию

    установка социальная - см. социальная установка Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • , А. В. Литвинова , Н. С. Ефимова Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Бакалавр Издатель: ЮРАЙТ , Производитель: ЮРАЙТ ,
  • Социальная психология. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ , Ефимова Наталия Сергеевна , В учебнике с учетом современных достижений социально-психологической науки рассматриваются психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы,… Категория: Учебники: основные Серия: Бакалавр. Углубленный курс Издатель:

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.
Социальная установка включает три аспекта:
- когнитивный - осознание объекта;
- аффективный - эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.
+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RRu.ogr;t:l!zxygtuiqo .

Социальные установки общества становятся личными, а личные переходят в общественные. С психологической точки зрения, мыслить социальными установками проще. Социальная установка, состояние психологической готовности личности думать и вести себя определенным образом. Она является осознанной, и основана на основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. С социальными установками думать проще, кроме того, они позволяют определить, что думают по этому же поводу другие члены общества.Они организуют наши внутренние ценности, наши знания о мире, о самих себе, она способствует решению внутренних конфликтов, как правило, в пользу установки. С помощью них мы фильтруем информацию поступающую из внешнего мира.Психологи и социологи говорят, что социальные установки, не исчезают мгновенно, они сходят на нет постепенно, и замещаются другими. И в тоже время сильно влияют на психические процессы личности. Пример действия личной установки, негры хуже, глупее белых, установка, которая была у отдельных индивидов в США стала всеобщей.Но приняли закон, о том, что все равны, и через 35 лет стало возможным получение Оскара Холли Берри, а через 40, чернокожий президент. Установки общества поменялись, даже если отдельные индивиды так не думают, общественные установки превалируют.

Зачем это я все пишу? Для того, чтобы оценить установки, которые существуют у нас в обществе.
Возьмем несколько установок, и проанализируем мысли и поведение людей, и к чему они могут привести. Установка первая, общественное значит ничье.Установка вторая, жизнь человека, мало что значит по сравнению с пользой обществу(а вернее ничего не значит). 3) Интеллигенты вшивые - враги (к их мнению можно не прислушиваться). Четвертая, надо помогать своим(блат, кумовство). И моя любимая, установка: я начальник ты дурак, ты начальник, я дурак.

Возьмем первую общественную установку: общественное значит ничье (государственное, значит ничье)установка, появилась во времена СССР. Стали возможны повальное воровство у государства - не чье же. Постепенно установка в умах некоторых товарищей трансформировалась, и стала не мое значит ничье. Стало возможно воровать и у людей. К чему это привело? Всем известная приватизация, результат действия этой установки. Повальное воровство на заводах, фабриках, увеличение числа преступлений, с воровством, тут еще вмешалась установка, жизнь человека ничего не значит, по сравнению с общественным благом, трансформированная, в жизнь человека ничего не значит, и стали возможны кучи преступления против личности, со стороны государства и других лиц. Такие преступления со стороны государства были и в сталинскую эпоху, но под какой то идеологией, сейчас просто так, для закрепления свое власти.Установка жизнь человека ничего не значит, ясно видна на примере отношения власти к нам, и на пример того, что бугай (тетка с связями) сбил(а) ребенка другого человека) и уехал(а), или не оказала помощь. Жизнь простого человека, ничего не значит! И суды, исходят из таких же мотивов, вынося ему(ей), условный срок, или наказание через 14 лет. Ты начальник, я дурак, явственно видно, из установки, что я скажу, то и будет, и твое мнение не учитывается, это нам показывает власть.Интеллигенция, ее истребили, -враг, привела к тому, что самой интеллигенции практически не стало, исчезла преемственность. И не кому стало критиковать власть. она стала делать, что хотела. И до сих пор это делает! Ее никто не критиковал, а кто критиковал, оказались в тюрьме. В это время, интеллигентов, заменили на людей умственного труда. Более менее, она подняла голову к развалу советского союза, когда уже не было таких репрессий. И ее тут же обвинили в развале СССР. Но у интеллигенции не было реальных рычагов управления. Да и Сахаров умер в 1989, а Солженицына выслали из союза в 1974. Любим мы валить все на мертвых, да на Америку.

Надо помогать своим, установка, существующая в не только в России. Это существует везде, где низкий уровень жизни.Например, в недоразвитых странах Африки. Именно там такая ситуация, как в России, низкий уровень образования (у нас еще не совсем так, но в связи с реформой, думаю ждать не долго), низкий уровень медицины, огромная коррупция, и воровство. И власть, ничего не делает, чтобы это прекратить, поскольку завязана сама. Установка это привела к тому, что на все посты, берут своих.И это не оканчиваться, верховной властью, это повально действует и в организациях.Например на заводах.Приведу пример Завод Лукойл-Волгоград.Еще буквально недавно, на этом заводе был такой расклад.Всего на заводе работает 3000 человек.Из них 500 человек рабочие. 2 500-управляющие, социологи, психологи, менеджеры, и другие.
Рабочие заводу не нужны.Многих рабочих просто перевели в другую организацию(подрядную), делают тоже самое, но получают меньше.Теперь численность работников уменьшилась, но на остальные 2500 это никак не повлияло.Поскольку, работают там дети депутатов, депутаты московские, вышедшие в отставку, дети бывшего мера и губернатора(бывший наш губернатор теперь сенатор), и другие не бесполезные лица. Даже если они ничего не понимают, они там работают, это в принципе для приема на работу, в пристижную организацию, не совсем важно

Жизнь человека ничего не значит, помогла тому, что зарплаты на этом заводе(да и на других тоже), у детектора, больше в 100 раз, и даже более.В Америке, не может быть зарплата больше чем в 50 раз, чем у рабочего.
Все наше общество такое, думаем мы одинаково.Бытие определяет сознание, это говорил еще Маркс. Как живем так и думаем, вбираем в себя, установки нашего общества, и сами становимся такие. И если даже придет к власти другой человек, ничего не измениться, поскольку думать он будет точно так-же, мыслить такими же установками. И еще Маркс, говорил, что изменить формацию, можно только поменяв мировоззрение большей части населения. Именно с этого, и надо начинать, с себя. С того, что надо нормально вести себя самому. А возможно и раньше, и отстаивать свои права. Личные установки становятся общественными, и если начнем с себя, через 40 лет, что-то изменится.