» » Сообщение дворец халифа что там было. Дворец халифа

Сообщение дворец халифа что там было. Дворец халифа

По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

План дворца, составленный чикагскими археологами

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно — Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса — Большой Зал, — бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» — так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

Арабский халифат. Столицей халифата с 661 по 750 годы являлся город Дамаск, а с 762 года, при Аббасидах стал г.Багдад. Расцвет этого государства был связан с легендарным халифом Харун-ар-Рашидом (766-809 гг.).

Система управления Арабским халифатом:

Особенности феодального строя арабов: Собственник всей земли – государство и его глава – халиф. Халиф – заместитель, преемник пророка. Налог с земли поступает в казну халифа. Налог с земли поступает в казну халифа. Религиозный характер государства (теократия, жизнь по законам шариата).

Причины высокого уровня культуры арабов: В состав Арабского халифата входили древнейшие цивилизации Африки и Азии, а также античного мира. Арабы усваивали достижения покоренных народов и способствовали их распространению. Подъему культуры способствовал хозяйственный подъем.

Открытия и изобретения арабских ремесленников открытие дамасской стали; в изготовлении из стали зеркал; в изготовлении бумаги; в производстве шелка, шерсти, парчи; в производстве кожи; в производстве сахарного тростника и риса; в развитии садового искусства.

Образование в учебных заведениях халифата велось на арабском языке. Оно высоко ценилось и было необходимо для получения государственных должностей. Начальные школы были частными и государственными (бесплатные). При мечетях в больших городах создавались высшие мусульманские школы – медресе.> При дворцах халифов и эмиров жили и работали писатели и ученые. В городах создавались большие библиотеки, например: Дом мудрости в Багдаде содержал около 400 тысяч томов. « Байтул-хикма » (« Дом мудрости ») – академия наук.

Основные открытия и достижения арабских ученых в области науки: Математика: арабские цифры, понятие «ноль» (заимствовали у ученых Древней Индии и способствовали проникновению этих знаний в Европу); знали труды Пифагора, Евклида, Архимеда; создали алгебру – Аль-Хорезми; могли вычислить длину окружности; знали число «пи».

Астрономия: наличие обсерваторий в крупных городах; вычисляли затмения, движение планет; приблизительно вычислили окружность земли; описали расположение видимых звезд, дали им названия; Аль-Бируни (конец Х – начало ХI вв.) – Земля вращается вокруг Солнца. Персидская рукопись с чертежом Аль-Бируни, поясняющим фазы затмения

Памятник Аль-Бируни в парке Лалех в Тегеране.

География: Масуди – создал карты известных арабам стран; сочинения для купцов, для поиска выгодных рынков; описание стран, входящих в состав Арабского халифата; делили всю землю на 5 климатических поясов, описывали влияние климата на культурное развитие. карта мира Аль-Масуди.

Ботаника: создали первую классификацию растений. Физика: знали законы оптики. Химия: умели получать спирт и серную кислоту. Страница из арабского трактата по алхимии. XIII в.

Медицина: Ибн-Сина (Авиценна) (конец Х – начало ХI вв.) – создал 100 трудов, основной из которых - «Медицинский канон». человек заражается через воду и воздух; описал признаки многих болезней; лекарственные настои на травах и их использование при различных заболеваниях; Захравий – хирург – перевел с греческого Гиппократа, его работы легли в основу европейской хирургии.

Философия: Ибн-Рушду (Аверроэс) – научные открытия могут быть неверными с точки зрения религии, но и религиозные догматы могут быть отвергнуты научными открытиями. Учение о «двойственной истине». История: прославляла завоевания арабов; в кратком виде излагали историю римских, византийских и арабских правителей.

В литературе Арабского халифата можно выдели следующие основные жанры:

Из народных сказок наибольшую популярность получил сборник «Тысяча и одна ночь».

Фирдоуси – поэма « Шах-наме » («Книга царей») – о борьбе иранского народа с завоевателями, содержала призыв к объединению и прекращению междоусобных войн. Автор использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, реальные события и легенды, связанные с пребыванием в Иране Александра Македонского. Он работал над своей поэмой 35 лет и закончил ее в 1011 году.

В IХ веке большой известностью в Багдаде, а затем в Кордовском эмирате пользовался певец, музыкант, современник Харун-ар-Рашида – Зирийаб, который основал консерваторию в Кордове и оказал огромное влияние на образ жизни испанских мусульман: ввел правило носить разную одежду в разные сезоны; убедил, что тонкая стеклянная посуда изящней золотой и серебряной; установил строгую последовательность подачи блюд на пирах: супы, мясные блюда, птица, десерт; любовь к купанию в банях. В банях массажисты, лекари, цирюльники; изысканность и утонченность дворцовой культуры, свели воедино античные, византийские и персидские традиции; музыка при дворе (слова «лютня», «гитара», «литавр» имеют арабское происхождение).

Особенности развития архитектуры Востока: мечети – мусульманские храмы. квадратные здания с прямой крышей или куполом; украшены не рисунками людей и сюжетами, а орнаментами – арабески; Коран запрещал в мечети изображать людей, Мухаммеда; Колонны не вдоль движения молящихся, а поперек, их много, это серия арок; Нет четкого центра, взгляд перемещается в разных направлениях, создается настроение созерцательности; Нет икон и фресок, святое место – михраб – ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Это место богато украшено резьбой; Рядом с мечетью башни – минареты.

Мечеть в Кордове (VIII в.) имеет 900 колонн

Мечеть в Кайруане (Тунис) Кайруан - мусульманская святыня в Африке.

Название Альгамбра (в переводе с арабского - «красный замок») произошло от цвета высушенной солнцем глины или кирпичей, из которых сделаны стены замка.

Вклад арабов в мировую культуру: Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний (цифры, карты, глобус, медицинские знания и др.). Влияние арабской поэзии на поэтов юга Франции. Отдельные элементы средневековой архитектуры Европы заимствованы от арабов; Арабы – посредники между Западом и Востоком, Античностью и Средневековьем.

Причины распада Арабского халифата: огромная территория, множество народов, культур, языков – трудно удержать власть; восстания покоренных народов; стремление эмиров к самостоятельности; наемное войско, которое по своей воле возводило и свергало халифов, что приводило к политической нестабильности; раскол ислама на два течения: шииты и сунниты.


По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца и элементы явных излишеств и арабской Dolce Vita того времени.

Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.

Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.

«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.

Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.

Самый низкорасположенный, а также древнейший в мире из постоянно населенных городов, Иерихон ныне является частью Палестинской автономии. Не раз упомянутый в Библии, он хранит немало загадок и тайн. Ощущение причастности к неизведанному охватывает туристов, своими глазами увидевших жемчужину исламской архитектуры, уникальный Дворец Хишама , находящийся примерно в трех километрах от Старого города. В 2010 году он был включен ЮНЕСКО в список 12 памятников, находящихся под угрозой исчезновения.

Этот дворец, представляющий собой большое двухэтажное квадратное здание, украшенное великолепными мозаичными узорами, был построен в VIII веке и планировался для использования в качестве зимней резиденции Хишама , представителя омейядов (мусульманской династии халифов). До недавнего времени считалось, что здание никогда не использовалось по назначению, поскольку в конце строительства было разрушено землетрясением и не восстанавливалось. Исследователи говорят о том, что руку к созданию дворца и связанного с ним комплекса построек приложили те же зодчие, что подарили миру Золотой купол скалы в Иерусалиме, а руководил процессом племянник халифа, Валид ибн Язид .

Архитектурный ансамбль включает в себя баню, двор, бассейн с фонтаном, мечеть, подземные залы, комнаты для приема гостей, а также множество хозяйственных построек. Его площадь достигает 60 гектаров. Далеко не все найденные здесь ценности можно увидеть на месте: многие из них находятся в музее Рокфеллера , а на территории исторического объекта заменены репликами. Многие сооружения на радость туристам не слишком сильно затронуты временем. Впечатляют восстановленные ворота дворца и решетка фонтана, украшенные красивейшей резьбой по камню. В дворцовом комплексе как будто соединены достижения архитектуры Запада и Востока.

Огромную культурную ценность представляет замечательно сохранившаяся мозаика в комнате, прилегающей к бане. Ее назвали «Древо жизни»: в тени ветвей раскидистого дерева с одной стороны на ней изображен лев, пожирающий оленя, а с другой - спокойно пасущиеся серны. Мозаике присваивают символическое значение непримиримости ислама к врагам и спокойствия и дружбы внутри мусульманского мира. На полу хамама расположена еще одна прекрасная мозаика, скрытая от разрушения слоями песка: узор площадью в 850 квадратных метров, являющийся одним из самых больших аналогичных произведений искусства в мире. Проект ее сохранения и восстановления поручен именитому швейцарскому архитектору Петеру Цумтору .

Впервые развалины обнаружили в 1873 году, а раскопки были начаты в 30-х годах ХХ века, но у археологов всего мира до сих пор возникает к этому месту множество вопросов. Несколько лет назад здесь были найдены предметы керамики и другие артефакты, а также следы разветвленной системы подземной канализации, складов и мастерских, вселяющие уверенность, что комплекс являлся обитаемым поселением вплоть до XIII века. Удивителен факт, что в здешней архитектуре присутствуют полуобнаженные фигуры женщин, изображения животных, статуи людей, что противоречит канонам мусульманского искусства. Большинство исследователей объясняют это тем, что Валид был не слишком благочестив и не придавал значения условностям, однако самые смелые из них утверждают, что большинство построек имеют отношение вовсе не к мусульманскому миру. Они же обращают внимание на то, что на напольной мозаике, ныне почти скрытой от людских глаз, видны славяно-арийские символы.

После посещения музея Рокфеллера мы решили, что надо непременно посетить дворец Хишама.


потому что вот образцы раннего исламского искусства на каждом шагу не встречаются.

Ещё в конце девятнадцатого века учёные мужи из британского Фонда Исследований Палестины обращали внимание на руины именем Хирбет аль-Мафджар (что-то вроде "место, где течёт вода") к северу от Иерихона, на восточном берегу Вади Нуэйма. В 1935-48 развалины начал изучать арабский археолог Димитри Барамки (на каком-то этапе к нему присоединился начальник мандатного управления древностей Роберт Гамильтон) и обнаружил раннеисламский дворец со скульптурами, шедевр времен Омейядского халифата

Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).

Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг. В пользу этой версии говорит небывалая роскошь дворца. Про Хишама же известно, что он, мол, донашивал свою "дохалифскую" одежду, умел печь хлеб и доить коз...А вот племянник его уже увлекался охотой да поэзией, на него больше похоже.

вот тут где-то вот это все и стояло...


но кое-что достойное осталось...




символ дворца Хишама (и мы с ним)


(видимо. это было настенное украшение)предполагается, что выглядел дворец как-то так


сейчас его пытаются "отстроить заново"


видимо, из-за строительства мы не смогли увидеть эти прекрасные мозаики, увы

Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.


P.S.В 2014-м геофизическое исследование выявило под дворцом следы более раннего комплекса, ориентированного "по диагонали" по отношению к дворцу. Исследователи подозревают римский форт.