» » Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина

Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»

Цель урока: показать, что «Анна Снегина» — одно из выдающихся произведений русской литературы.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическое чтение.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Слушаем доклад ученика.

II. Слово учителя

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных ранее. Некоторые исследователи считают, что это определение не совсем точно выражает ее жанровое своеобразие. Вл. Турбин называет «Анну Снегину» «повестью в стихах» и находит в ней сходство с «Евгением Онегиным» (отметим сходство звучания фамилий заглавных героев). А. Квятковский определяет поэму как стихотворную новеллу, то есть повествование с напряженным сюжетом и неожиданной концовкой: «Мы все эти годы любили, / Но, значит, / Любили я нас».

III. Беседа

— Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?

Тема угасания «дворянских гнезд», начатая И. С. Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А. П. Чеховым в «Вишневом саде», получила у Есенина свою интерпретацию, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом советской власти «дворянские гнезда» исчезли.

Комментарий учителя:

Принадлежащая к московской аристократической элите Т. А. Аксакова-Сиверс вспоминала: «Я поражаюсь, с какой красивой легкостью мы — я говорю о дворянстве — расставались с материальными ценностями. Очень тонко подметил это Есенин в поэме «Анна Снегина». Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революционное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, свое изгойство, расставание с Сергеем. В ее душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом ее любви, но и образом Родины. Интимная и патриотическая темы в поэзии Есенина были в таком же органическом согласии, как и в творчестве Блока и Ахматовой».

— Речь какого героя открывает поэму? Какие ассоциации вызывает этот рассказ?

(Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из слов возницы мы узнаем печальные вести о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями — бедными и вороватыми криушанами (отметим значимость названий). Вражда эта привела к скандалу и убийству старосты (вспомним историю Савелия из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и к постепенному разорению Радова:

С тех пор у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.)

(Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в автобиографических подробностях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

— Как высказывается отношение к войне?

(Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает определенную неприязнь, это почти «предатель». Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую явил я отвагу — / Был первый в стране дезертир»?)

— Почему герой самовольно возвращается с войны?

(Воевать за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» — это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» — не геройство. Быть «игрушкой» на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей «на фронт умирать» — тоже не геройство. В этой ситуации «отвагой» действительно было то, что сделал лирический герой, Сергей. Он возвращается с войны летом 1917 года.)

— Каким видится прошлое лирическому герою?

(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: Так мил моим вспыхнувшим взглядам / состарившийся плетень», «разросшийся сад», сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.)

— Каковы настроения земляков поэта?

(Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина — «безвластье. / Прогнали царя...». Мы узнаем про булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало / Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь».)

— Какие вопросы волнуют мужиков?

(Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи: / Отойдут ли крестьянам / Без выкупа пашни господ?» Второй опрос — о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи, / Кто такое Ленин?» Ответ героя на этот вопрос требует комментария: «Я тихо ответил: / «Он — вы».)

— Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при их встрече?

(Диалог герое в двух планах: очевидном и неявном, «подводном» (глава 3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы. Она: «Я даже вздохнула украдкой, / Коснувшись до вас рукой»; «Кого-нибудь любите?». Он: «Я слушал ее и невольно / Оглядывал стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно! / Найдемте другой язык!»; «Но почему-то, не знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да... Да... / Я сейчас вспоминаю...»; «Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль» (Обратим внимание, как эти детали напоминают манеру Ахматовой); «По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Лейтмотив («Мы все в эти годы любили...») звучит уже оптимистично:

Есть что-то прекрасное в лете,

А с летом прекрасное в нас.)

— В чем причина разлада в отношениях героя и героини?

(Прон Оглоблин за думал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал, человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы — жалкий и низкий трусишка. / Он умер... /А вы вот здесь…». Все лето после этого герои не виделись.)

— Как изображается в поэме новая власть?

(Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», ведь «Теперь мы всех р-раз — и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». «Мечта» Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью: «В России теперь Советы / И Ленин — старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы: «Я первый сейчас же коммуну / Устрою в своем селе», — заявляет Прон. Брат Прона, Лабутя, от радостного известия о приходе новой власти «в штаны намочил», сам он «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете. /Живут, не мозоля рук. / И вот он, конечно, в Совете».)

Вспомним, как ответил на вопрос мужиков о Ленине герой. («Он — вы».) Прокомментируем это определение.

— Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места?

(Проходит шесть лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофоны» — играть «коровам тамбовский фокстрот»? «Удел хлебороба гас».

О событиях в Криуше герой узнает из письма мельника: Прон Оглоблин расстрелян деникинцами, Лабутя спасся — «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / За храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон».)

— Как изменяется лейтмотив поэмы в заключительной ее части?

Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме героини ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия:

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.)

Обратим внимание на внутреннее сходство этих строк со словами Татьяны Лариной из ХLVI строфы восьмой главы «Евгения Онегина».

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все «по-прежнему», но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся садом / Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся плетень». Сравним с описанием (почти таким же) из первой главы. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему»; «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».

IV. Заключительное слово учителя

«Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В концовке поэмы изменено всего одно слово, но смысл поменялся значительно:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (обратимся снова к эпиграфу).

Как изображается в поэме «Анна Снегина» новая власть?

творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день.

совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений.

Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота.

Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром».

Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лёт.

И девушка в белой накидке

До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом.

С великим счастьем!

Настал ожидаемый час!

Приветствую с новой властью!

Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду.

Такие всегда на примете.

Живут, не мозоля рук.

И вот он, конечно, в Совете,

Медали запрятал в сундук.

Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства?

Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества.

Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград.

Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин:

На крыльце у Прона

Горластый мужицкий галдеж.

Толкуют о новых законах,

О ценах на скот и рожь.

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте,

Мы губим себя и других?

Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа.

Без всякого выкупа с лета

В России теперь Советы...

Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия.

Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо:

Так часто мне снится ограда,

Но вы мне по-прежнему милы,

Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть.

И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

Великий русский критик В. Г. Белинский считал, что в творчестве любого русского поэта можно Определить его главный пафос - главную внутреннюю движущую силу его поэзии. Такой главной направляющей идеей творчества Сергея Есенина была его огромная, испепеляющая любовь к Родине. Выходец из «самой гущи народной», он подчинил свою поэзию одной страсти, одной мысли о чаяниях народных. Каждое его стихотворение, не говоря о более серьезных вещах, проникнуто болью настоящего и надеждой на лучший завтрашний день. Смутное время, когда жил и творил талантливый русский поэт, смена социального строя, перемены, произошедшие в связи с этим в народных массах, - все подвергалось его пристальному вниманию. Обостренное восприятие совершающихся событий особенно характерно Для Есенина. Его поэзия- результат постоянных и глубоких раздумий над судьбой Родины и существующими Социально-экономическими проблемами. История, революция, народ, город, деревня, личность -только небольшой перечень основных тем его произведений. Одной из самых значительных поэм, написанных уже незадолго до смерти, в 1925 г., является лирико-эпическая поэма «Анна Онегина». Это своеобразный итог его размышлений о противоречивом и смутном времени, размышлений о событиях, связанных с революцией и породивших новые отношения в русской деревне. Эпические, реально происходящие изменения, в корне изменившие древние устои, проходят через восприятие лирического героя, личности автора. В ней отражена глубина его исторического мышления, настроения революции, переворот прежних отношений, расстановка сил в деревне, вызванные событиями Октябрьского переворота. Есенин снова обращается в поэме к родным рязанским местам, хорошо знакомым ему. События, происходящие в одной деревне, осмысленные автором, могли бы случиться и случались в разных уголках России. Именно здесь поэт недвусмысленно дает понять, что он в принципе против любой войны, отстаивает свой взгляд на нормальную жизнь человека. Он не хочет быть игрушкой в руках Керенских и подобных ему, которые ради своих политических целей «все ту же сермяжную рать сгоняли на фронт умирать». И таким образом становится «первым в стране дезертиром». И, твердо простившись с пушками, Решил лишь в стихах воевать. Он отправляется в деревню. Знакомые места вызывают в его памяти воспоминание о девушке, которую он когда-то любил: Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лёт. И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: Нет. До войны эта деревня была богатой: крыши крестьян крыты железом, у каждого свой двор и скот, праздники были хлебосольными, мужики довольны своей жизнью. Разные люди живут здесь. Великий гуманист мельник, противоречивый возница, совершенно разные по своей природе братья-бедняки Лабутя и Прон. Последний, бывший драчун и грубиян, после революции становится лидером мужиков, стремится построить в деревне советскую власть. Его брат, «хвастун и трусишка», понимает революцию как возможность ничего не делать, «жить, не мозоля рук». В этих двух образах воплощен противоречивый характер революции. Смена социального строя вызывает изменения и в характере Прона, он становится более серьезным человеком, сознающим свою ответственность перед народом. Дружище! С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью! Лабутя представляет людей, поверхностно воспринявших революцию, стремящихся из этого события извлечь для себя какую-то выгоду. Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук. И вот он, конечно, в Совете, Медали запрятал в сундук. Как же может идти речь о хорошей жизни деревенских жителей, если такие люди стоят во главе государства? Вскоре радость прихода нового правительства сменилась разочарованием практически у всех. Не у всех получалось самостоятельно вести хозяйство. Жители деревни, которые всегда находились в подчинении помещиков, не смогли приспособиться к новому устройству общества. Печально, что в ходе Гражданской войны гибнет именно Прон, а такие люди, как Лабутя, остаются живыми и требуют себе за это наград. Есенин представляет крестьян совсем не инертной массой. Они живо интересуются, от ли им землю без выкупа, когда кончится война, кто такой Ленин: .. .на крыльце у Прона Горластый мужицкий галдеж. Толкуют о новых законах, О ценах на скот и рожь. Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте, Мы губим себя и других? Именно Прон организует мужиков и идет с ними к помещице Снегиной с требованием отдать добровольно земли без выкупа. Без всякого выкупа с лета Мы пашни берем и леса В России теперь Советы... Образ Анны Снегиной не только связан с образом лирического героя, для которого она является воспоминанием о прежней жизни. Анна тоже поставлена в условия выбора. Приход мужиков в ус окончательно разорвал ее связь не только с милым домом, имением, но и заставил покинуть. Ее жизнь революция растоптала: она лишается мужа, прощается с любимым человеком, теряет вей что имела. Но Анна прекрасно понимает совершающуюся историческую справедливость, ведь не зря на вопрос лирического героя она отвечает молчанием, в котором скрыты и боль, и сознание неизбежности народного возмездия. Она уезжает в Англию. Узнав о возвращении героя в деревню, пишет письмо: Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова... Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. Видимо, и там не находит себе места: что-то гонит ее в порт, она подолгу смотрит на корабли, с тоской глядит на красный флаг, который воплощает для нее утраченную Родину и страшит воспоминаниями о пережитом. Ее драма соотносится с драмой несчастного поколения русских дворян, насильственно отторгнутых от родной страны и разметавшихся по миру. Она судит себя сурово и строя го, понимая, что теперь нельзя вернуться к старому, не повернуть время вспять, даже любовь уже не вернуть. И опять лирический герой вспоминает о «девушке в белой накидке». Это образ связывает прошлое и настоящее, два мира. И содержит в себе оптимизм и надежду на лучшее.

Судьба революции и судьба России в поэме Сергея Есенина «Анна Снегина»

В творчестве Сергея Есенина поэма «Анна Снегина» занимает видное место, отражая как лирические воспоминания поэта, так и его предвидение судеб страны и революции. Поэма, которую Есенин считал лучшей из всего им написанного, имеет во многом автобиографический характер. Главный герой, от лица которого ведется рассказ и которого, как и поэта, зовут Сергей, едет в родное село - Радово в период между двух революций 1917 г. - Февральской и Октябрьской. Он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», намекая, что уже в ту пору было ясно: глава Временного правительства - калиф на час. Возница знакомит Сергея с печальными происшествиями в родном селе. Сначала перед нами предстает картина прежнего благоденствия, столь близкая есенинскому идеалу:

Мыв важные очень не лезем,

Но все же нам счастье дано.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

По праздникам мясо и квас.

Недаром когда-то исправник

Любил погостить у нас.

Радовцы умели ладить и с прежней властью:

Оброки платили мы к сроку,

Но - грозный судья - старшина

Всегда прибавлял к оброку

По мере муки и пшена.

И чтоб избежать напасти,

Излишек нам был без тягот.

Раз - власти,на то они власти,

А мы лишь простой народ.

Однако еще до революции благоденствие жителей Радова было нарушено крестьянами соседней деревни Криуши, где «житье... было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре

заезженных кляч». Вожак криушан Прон Оглоблин в одной из драк убил радовского старшину. По признанию возницы-радовца:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж,то пожар.

Отмечу, что годы несчастий Радова совпадают с годами первой мировой войны. А затем грянула Февральская революция. И вот Сергей приезжает в родные места. Здесь он узнает, что Прон Оглоблин вернулся с каторги и опять стал вожаком криушан. Сергей думает: «Как прекрасна земля и на ней человек». Ему близки чаяния крестьян, требующих «без выкупа пашни господ», хотя Сергей и сохраняет в сердце любовь к местной помещице Анне Снегиной. Они с Проном приезжают к Анне просить отдать землю крестьянам как раз в тот момент, когда она получает известие о гибели на фронте мужа. Хотя Прон довольно грубо говорит матери Снегиной про землю: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!», у него все же хватает совести отстать от нее в эту трагическую минуту, согласившись с доводами Сергея: «Сегодня они не в духе... Поедем-ка, Прон, в кабак...»

Прон - человек довольно бесшабашный. Друг Сергея старый мельник отзывается об Оглоблине без симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но стихийная сила характера привлекает Сергея к Прону. Ведь Оглоблин - человек бескорыстный, болеющий за интересы народа. После большевистского переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». В гражданскую он гибнет от рук белых, и к власти в Криушах приходит его брат Лабутя:

Мужик - что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы,конечно, видали.

Их рок болтовней наградил.

До революции он носил две царские медали и хвалился мнимыми подвигами в войне с Японией. Как очень точно указывает Есенин: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». А после революции Лабутя:

Конечно, в

Совете Медали запрятал в сундук.

Но с тою же важной осанкой,

Как некий седой ветеран,

Хрипел под сивушной банкой

Про Нерчинск и Турухан:

«Да,братец! Мы горе видали,

Но нас не запугивал страх...»

Медали,медали,медали

Звенели в его словах.

В свое время Лабутя поехал первым описывать имение Снегиных:

В захвате всегда есть скорость: -

Даешь! Разберем потом!

Весь хутор забрали в волость

С хозяйками и со скотом.

Когда деникинцы расстреливали Прона, Лабутя благополучно спрятался в соломе. Есенин чувствовал, что в революции и гражданской войне уцелели гораздо чаще такие, как Лабутя, чем такие, как Прон, уцелели трусы, привыкшие только «грабить награбленное», действовать по принципу: «Даешь! Потом разберемся!» Поэта явно беспокоило, что подобные люди играли главную роль не только на местном уровне, но и в руководстве партии и государства. Возможно, не случайно Лабутя говорил о своей мнимой ссылке в Туруханский край, месте, куда в действительности был до революции сослан, Сталин. Есенин понимал, что при господстве лабутьей мечты крестьян о счастье по образцу радовского будут окончательно похоронены. И главная героиня поэмы, олицетворяющая прекрасное, в финале покидает Россию. В последнем письме из Лондона Анна пишет Сергею:

Я часто хожу на пристань

И,то ли на радость,то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь мы достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

Разберёмся во всём,что видели Разберёмся во всём,что видели Что случилось, что сталось в стране, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. По чужой и по нашей вине. С.Есенин С.Есенин Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму. Поэма «Анна Снегина» закончена С.Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: Родина, любовь, «Русь уходящая», «Русь советская». Сам поэт определил своё произведение как лиро-эпическую поэму.


Словарная работа Словарная работа Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лироэпическое произведение – произведение, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В этом произведении стихотворное повествование о поступках и переживаниях героев часто прерывается авторскими отступлениями, иногда уводящими от темы произведения. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема. Лейтмотив – основной повторяющийся мотив, основная тема.


Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Он считал её лучшим произведением из всех, написанных ранее. Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме? Какая традиционная для русской литературы тема развивается в поэме?


Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Тема угасания «дворянских гнёзд», начатая И.С.Тургеневым в «Дворянском гнезде», развитая А.П.Чеховым в «Вишнёвом саде», получила у Есенина иной смысл, можно сказать, он поставил точку в развитии этой темы: с приходом Советской власти «дворянские гнёзда» исчезли. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями. Есенин тонко подметил в поэме, с какой красивой лёгкостью дворяне расставались с материальными ценностями.


Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. Героиня поэмы, аристократка по происхождению, стойко, спокойно переживает революцонное возмездие крестьян, разорение своего хозяйства, но болезненно воспринимает судьбу России, своё изгойство, расставание с Есениным. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины. В её душе нет ненависти, но сохранилось романтическое чувство к герою, который становится не только образом её любви, но и образом Родины.














Физминутка Физминутка 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 1. И.П. стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх, опустить. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 2. И.п. стоя, руки согнуты в локтях. Разведение и сведение рук. 6 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 3. И.п. сидя. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 4. И.п. сидя. Различные похлопывания по коленкам и в ладоши. 10 раз 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза 5. Сосредоточить внимание на сидящем впереди соседе, перевести взгляд на доску (упражнение для глаз и на внимание).3 раза






И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает всё по- прежнему, но всё ему видится уже другим. И опять проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает всё по- прежнему, но всё ему видится уже другим.


Иду я разросшимся садом, Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Погорбившийся плетень. Сравним с описанием (почти таким же) из 1-ой главы. Сравним с описанием (почти таким же) из 1-ой главы. Что изменилось? Что изменилось?


В концовке поэмы изменено всего лишь одно слово, но смысл поменялся значительно: В концовке поэмы изменено всего лишь одно слово, но смысл поменялся значительно: Мы все в эти годы любили, Мы все в эти годы любили, Но, значит, Но, значит, Любили и нас. Любили и нас. Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (прочитайте эпиграф). Это все слова одного ряда: природа, родина, весна, любовь. И прав простивший (прочитайте эпиграф).