» » Тренинг по сцен речи. Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

Тренинг по сцен речи. Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

Елена Валентиновна Ласкавая – старший преподаватель Театрального института им. Б.Щукина и ВГИК. Генеральный директор «Центра развития культуры речи»

Е. Ласкавая

Сценическая речь: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), - 144 с.

Предисловие

Звук – это плацдарм нашего искусства.

Звуком рисуешь видимое слово,

звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься,

и звуком же рассказываешь о месте действия,

о мире, природе, небе, морях и реках.

И, конечно же, о людях.

В. Яхонтов

Драматический театр – это синтетическое искусство. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ. Однако неоспоримо, что русский театр, развивающий традиции М.Щепкина и К.С.Станиславского, ориентирован, прежде всего, на вербальное творчество, драматургию. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль-действие, раскрываемая посредством слова.

Начиная с А.С.Пушкина, наши классики отбирали из речевого хаоса наиболее точные, яркие слова и создали «великий прекрасный язык». Сохранение языка в его чистоте и красоте – одна из важнейших задач деятелей сцены.

В настоящий момент появился целый ряд разработок по голосоведению. Они содержат много позитивной, заслуживающей внимания информации. Все они, в той или иной степени, направлены на развитие творческих способностей учащихся.

Существует несколько различных школ голосоведения: восточная, европейская и русская. Восточная школа основана на принципе медитаций – духовного сосредоточения. Она рассчитана на очень протяженный во времени процесс. Актеры в театрах Китая, Кореи и Японии, как правило, являются представителями династий и поэтому голосоведению там обучают с самого раннего детства. Это обучение основано на знаниях, хранящихся в глубокой тайне. Восточная школа уже в силу ментальности ее представителей не очень близка нашей культуре, хотя мы с большим вниманием относимся к опыту ее актеров и, безусловно, используем какие-то элементы из их практики в своих речевых тренингах. (Именно этим словом мы будем называть свои практические занятия.)

Западная школа голосоведения, причем как европейская, так и американская, направлена скорее на освобождение индивидуального голоса, чем на воспитание и становление стабильного, профессионального речевого аппарата, который необходим артистам.

Такой подход нам представляется целесообразным и необходимым на самом начальном этапе работы со студентами, поэтому мы учитываем опыт педагогов западной школы и выборочно используем их упражнения в своей программе. Но при этом мы пытаемся конкретизировать предмет и сделать его более результативным.

Самого пристального внимания заслуживают программы сценической речи, основанные на традициях русского театра. Разработанные Е.Ф. Саричевой, Э М. Чарелли, Н.П. Вербовой, О.М. Головиной и О.М. Урновой, А.Н. Петровой, И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой и другими педагогами, развивающими речевые технологии. Они основываются на живом опыте работы в сценическом пространстве. Кроме того, эти педагоги используют на практике новые открытия в близких нашему предмету областях науки – лингвистике, литературоведении, психологии, медицине.

За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика предлагает новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей – ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.

Возвращаясь к сценической природе театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, мастерством актера.

Поговорим сначала о связи голоса и пластики. Пластика – сложнейшая синтетическая дисциплина. Она имеет дело не только с тренировкой тела, но и обращается к интеллекту, эмоциональной сфере человека. О значении пластического образа писали практически все виднейшие деятели театра: К.С. Станиславский, Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, М.Чехов, Г.Крэг, Ж.-Л. Барро и др. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на гармонизацию взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармонизацию его взаимодействия с миром. Здесь следует искать и гармоничный голос человека – звуковой образ, который воздействует ничуть не меньше, а зачастую и больше, чем образ визуальный.

Основной задачей предмета «Сценическое движение» является достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавление от неуверенности и страха. Поскольку человек, как правило, совмещает процесс движения с процессом звучания, то и обучение голосоведению необходимо соединить с движением, которое будет помогать звуку.

Также совершенно очевидна связь предмета «Сценическая речь» и раздела «Ритмика» или «Танец», который учит мгновенному включению, концентрации внимания, вырабатывает навыки коллективного существования.

И наконец, «Сценическая речь» и «Мастерство актера». Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники звучания голоса – действию.

При косвенном воздействии на работу голосообразующих органов мы через все органы чувств (зрение, осязание, обоняние, слух и т.д.) адресуемся к образному воображению студента: «Представь себе, что ты вдыхаешь запах цветка», «Представь, что у тебя болит горло, как бы ты тихо стонал?», «Как бы ты укачивал ребенка, напевая закрытым ртом колыбельную песенку?», «Представь, что ты кладешь звук все выше и выше: на следующую ступеньку, этаж», «А как бы ты, войдя в комнату, окликал мать, не зная, где она: в соседней комнате? на кухне? на балконе? на чердаке? в подвале? в саду?» Воображение, фантазия, ассоциации, видения отвлекают внимание студийца от механики и, таким образом, обеспечивают рефлекторную работу голосообразующих органов.

Говоря о предмете «Сценическая речь», необходимо обратить внимание на те качества, которыми должен обладать педагог-речевик. Само собой разумеется, что педагог обязан досконально знать свой предмет. Он имеет дело с очень тонким механизмом, следовательно руководствоваться должен принципом «не навреди». Неправильно выполненные упражнения неизбежно влекут за собой перегрузку связок, которая чревата образованием узелков, возникновением фарингитов и несмыканием связок. Постоянный контроль со стороны педагога – обязательное условие в работе над голосом и речью.

С первых же уроков надо вырабатывать у студентов острый слух, способный примечать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы они научились отличать органичное, естественное звучание от нарочитого, деланного, воспитали в себе «чувство веры и правды».

Урок должен строиться не только как увлекательная игра, но и как абсолютно свободный творческий процесс, в котором студент ощущает свой потенциал и сознательно стремится к самосовершенствованию не только в области сценической речи, но и в развитии личности.

Cледует обратить внимание на то, что программа сценической речи, наряду с развитием непосредственного речевого аппарата, предусматривает воспитание и многих других качеств, без которых невозможна полноценная деятельность человека в социуме. Это: внимание, дисциплина, ответственность, партнерство, да и вообще умение гармонично существовать в коллективе.

Исходя из этих требований, подбираются педагогические методы, которые приемлемы для всех дисциплин театрального воспитания, а именно:

· Метод беспрерывного процесса формирования речи. Упражнения подбираются комплексами, между которыми существует логическая связь, они вытекают одно из другого, без пауз.

· Метод ступенчатого усложнения. Предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения студентом технологии голосоведения и сценической речи.

· Метод игрового существования. Это очень важный аспект работы. Только апеллируя к воображению обучающегося, можно добиться положительных результатов.

· Метод импровизации. Он дает возможность выявить у студента скрытый творческий потенциал, а также помогает провоцировать студийцев на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.

· Метод партнерского взаимоотношения. Направлен на максимальное внимание к партнерам.

Переходя к описанию технологического процесса, необходимо сделать следующее уточнение: в тренинге мы используем термин «энергия». Восточная школа утверждает, что искусство – это магия. Объясняется магическая сущность искусства наличием энергии, идущей от актера к зрителям. Последние разработки психологов подтверждают, что каждый человек обладает определенной энергетикой. Она может быть и позитивной, т.е. созидательной, и негативной, т.е. разрушительной. Между энергетикой и театром существует прямая связь. Чем больше артист энергетичен, тем более он обладает суггестивными данными (способностью к внушению) и, соответственно, тем более он убедителен в той или иной роли. В русской школе мы находим подтверждение этой теории еще со времен Станиславского. Великий режиссер первым употребил такие слова, как «импульс», «обаяние», «подчинение себе партнера и зрителей», которые, по сути, составляют синонимический ряд термина «энергия».

В рамках данного учебного пособия мы наиболее подробно рассматриваем такие разделы предмета «Сценическая речь», как разогрев тела, дыхательная разминка и рождение звука. Без этого нельзя обойтись, работая с неподготовленными к форсированному звучанию речевыми аппаратами начинающих обучение молодых людей, у которых только что закончился период мутации.

Важный раздел сценической речи составляет орфоэпия. Совершенно очевидно, что литературный язык имеет четко определенные нормы произношения. Соблюдение этих норм – признак культуры речи и обязательно для всех, любящих родной язык. Основой русского литературного произношения принято считать московский говор – один из красивейших по звучанию, вобравший в себя важные составляющие речи, в том числе мягкое звучание согласных, легкость гласных.

Поскольку язык – живой организм, он непрерывно развивается, и однажды установленные нормы время от времени пересматриваются. Появляется вариативность. Так мы наблюдаем двоякое произношение некоторых сочетаний, например: в устной речи все меньше остается слов, в которых сочетание «чн» произноситься как «шн» (горчишный – горчичный, булошная – булочная, прачешная – прачечная). В некоторых словах допустимы два ударения, например в слове «творог» ударение может стоять как на первой, так и на последней гласной.

Орфоэпия – огромный и сложный раздел, который мы не беремся даже кратко изложить в рамках данного пособия. Поэтому необходимо отослать читателя к учебникам Е.Ф. Саричевой «Сценическая речь» и И.П. Козляниновой «Произношение и дикция», Л.Алферовой, Л.Васильевой «Нормативное сценическое произношение», М.Оссовской «Орфоэпия. Теория и практика».

Продолжением курса сценической речи является работа над текстом. Элементы работы над текстом – общение со слушателем, взаимодействие партнеров, логика речи – так или иначе присутствуют в процессе обучения еще на стадии «рождения звука» и «речевого произнесения».

В работе над литературными произведениями нужно уделять большое внимание выбору материала, т.е. педагог должен пробудить интерес студента к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения. Важно, чтобы обучающийся принимал в этом процессе выбора активное участие.

Необходимо подбирать тексты, которые не только обладают высокой художественной ценностью, но и будят фантазию исполнителя, затрагивают его эмоциональную структуру. Проблемы, поднимаемые в тексте, должны быть так же понятны и точно сформулированы, как ответы на вопросы: «Что учащийся хочет сказать слушателю? Ради чего он будет это делать?».

Отобранный текст целесообразно читать не спеша, сначала про себя, а затем вслух. Необходимо осмыслить этот текст, определить событийный ряд, отношение к этим событиям и персонажа и исполнителя, выстроить линию действия и попытаться добиться от учащегося органичной жизни в заданных условиях. Речевая программа – отрывок или монолог – это тоже мини-спектакль. Здесь, как и в развернутом драматическом произведении, действуют все законы «метода физических действий», в том числе и необходимость предлагаемых обстоятельств. Выстраивая действие, мы предполагаем, что исполнитель занимает позицию автора, а его партнером становится слушатель.

Присвоение текста возможно только при личной заинтересованности учащегося, следовательно, недопустимо никакое давление на него. В основе формулировки задачи, поставленной педагогом, обязательно должен быть «действенный глагол», например: «прошу», «угрожаю», «полемизирую», «провоцирую» и т.д. Это важнейший этап в работе над текстом – воздействие им на слушателя. Также необходимо провести беседу о важности темпоритма. Рекомендуем познакомить ребят с учением К.С. Станиславского о темпоритме, приведенным в его книге «Работа актера над собой».

После осмысления текста – определения событийного ряда и разбивки его на куски (каждый кусок – это одно событие) – учащийся должен освоить технику перемены темпоритма от куска к куску, избегая монотонного топтания на месте, т.е. новый кусок, новое событие – смена темпоритма. Чем объемнее и сложнее литературный материал, тем разнообразнее должна быть внутренняя интенсивность жизни актера, т.е. его темп, выраженный внешне через скорость произнесения текста, т.е ритм.

Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до зрителя. В этом поможет логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания, помогут исполнителю точно выявить мысль автора. Подробнее с правилами логики можно ознакомиться в методических разработках А.Д. Егоровой «Логика сценической речи» и Н.И. Калининой «Логично мыслить – логично говорить».

Совершенно очевидно, что в рамках предмета «Сценическая речь» педагог, уделяя достаточное внимание технике речи, должен разбудить фантазию учащегося и направить ее в определенное русло, а также он должен обладать режиссерскими знаниями, владеть методом действенного анализа и педагогическими навыками в том смысле, как их понимал Станиславский. Особенно полезно в этой связи ознакомиться с книгой А.М. Паламишева «Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы».

Как бы мы ни анализировали современный театр и кинематограф, какие бы ни предпринимали экскурсы в историю мирового театра, безусловным остается тот факт, что смысловые нагрузки вскрываются только через текстовую структуру, то есть через действенное слово, через речь. Отсюда вытекает прямая необходимость обучить будущего актера не просто говорить, а говорить грамотно, правильно и красиво.

Мы являемся свидетелями стремительного уничтожения великой русской речи. На каждом шагу мы слышим, как замечательная русская интонация, с ее певучестью, с ее протяжными объемными гласными звуками все больше и больше вытесняется вульгарной речью с рваным, резким, «лающим» звучанием. Кроме того, что в речь вливается бесконечный поток бытового и сленгового обозначения, мы наблюдаем и так называемую «американизацию» языка. Причем, «американизация» выражается не только в замещении русских слов и значений на английские, но и в изменении самой интонации речи.

Ситуация выглядит критической, но остается надежда сохранить русский язык в его значениях благодаря искусству и культуре, которые воздействуя на человека эмоционально, подсознательно направляют его в сторону образования.

Поэтому мы находим чрезвычайно важным тот факт, что за время обучения, за время увеличения культурного багажа и погружения в творческую атмосферу соприкосновения с прекрасными произведениями мировой литературы, у студента формируется чувство речи, вырабатывается навык правильного произношения, развивается логика речи и накапливается огромный арсенал технических приспособлений, позволяющих сделать речь «орудием художественной выразительности».

Целесообразно заметить, что описанная в данном пособии методика была изучена и экспериментально апробирована не только на студентах актерских факультетов театральных вузов (Театральный институт им. Б.Щукина, Международный Славянский университет им. Г.Державина, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А.Герасимова, Государственный Специализированный институт искусств), но и на школьниках («Класс-центр» под руководством С.Казарновского, театр-студия «Дали»), а также на представителях самых разных профессий, требующих публичных выступлений (журналистах, менеджерах, преподавателях, руководителях предприятий и т.п.). Результаты практического применения методики говорят о том, что данное пособие может оказаться полезным широкому кругу читателей, желающих улучшить свою речь. Ведь речь – это сильнейшее средство воздействия на собеседника и от качества речи зависит будущее каждого отдельно взятого человека.

«Культура речи является неотъемлемой частью профессиональной культуры актера. Путь перехода от бытовой, упрощенной речи, свойственной подавляющему большинству поступающих в театральные школы, к выразительному, яркому звучанию чрезвычайно длителен, сложен и индивидуален. На пути этом возникает множество проблем, связанных как с пластической свободой тела, так и с подвижностью, эластичностью дыхательной и голосовой мускулатуры, с уровнем развитости речевого слуха, с разнообразными голосовыми, дикционными, произносительными недостатками, часто незаметными в бытовом общении, но резкими, назойливыми в условиях сценического звучания.

Одна из самых сложных проблем – совершенствование голосовых данных, работа, требующая постепенности, последовательности в создании выразительного звучания актерских голосов» .

Мы не можем не согласиться с точкой зрения Ю.А. Васильева на общепринятое в российских театральных школах понимание проблемы «постановки голоса».

Он обратил внимание на то, что само понятие «постановка голоса» пришло в театральную школу из вокальной педагогики и, соответственно, подразумевает специфические навыки звучания, весьма далекие от естественного звучания. «…Нелегко согласиться с установкой, что речевой голос можно поставить раз и навсегда. Это невозможно хотя бы в силу биологических, физиологических и психических факторов, влияющих на работу голосоречевого аппарата в моменты фонации», – пишет он.

Основная цель, которую мы преследуем при обучении будущих актеров технике речи – это обнаружить, развить и усовершенствовать голосовые данные студентов, свойственные им от природы. Разбудить их индивидуальные голоса и научить легко и свободно пользоваться этими голосами.

В результате работы над высвобождением индивидуальных свободных голосов, профессионально пригодных для работы в кино и на телевидении, следует обратить внимание на следующие качественные характеристики:

Мышечная свобода – это такое состояние мышц, участвующих в дыхательном процессе, фонации и дикции, при котором отсутствует напряжение и физические зажимы.

Звуковысотный диапазон – умение актера использовать максимальный тоновый объем речевого голоса, от самого нижнего до самого верхнего звука.

Динамический диапазон – умение актера пользоваться голосом при различной силе звука, не теряя при этом тембральной окраски голоса.

Нужно заметить, что все эти качественные характеристики голоса не существуют изолированно друг от друга, следовательно, и заниматься развитием их нужно в синтетическом тренинге, где одно упражнение вытекает из другого. Проще говоря, заниматься голосоведением нужно в рамках методологически правильного системного тренинга.

Приступая к занятиям, мы должны быть уверены, что студенты если еще не овладели, то хотя бы стремятся к тому, чтобы делать правильный полный вдох. Мы должны следить за тем, чтобы вдох делался именно носом, так как при ротовом дыхании велика вероятность травмирования холодным воздухом голосовых складок.

Как уже говорилось выше, в практических занятиях по голосоведению нашей целью является выявление и закрепление индивидуального звучания каждого отдельного студента. Поэтому первый этап в работе – диагностика голосов. Педагог должен услышать проблемы каждого отдельного голоса, понять, у кого завышен голос, у кого зажаты челюстные мышцы, у кого голос не выведен в «маску» и т.д. Это необходимо для того, чтобы грамотно распределить нагрузку на различные группы мышц каждого студента. Как правило, проблемы у только что поступивших в институт людей очень похожи, поэтому довольно быстро выстраивается общая для всех система тренинга.

Первое, что бросается в глаза – это то, что практически у всех обучающихся зажата челюсть.

Упражнения, позволяющие снять челюстные зажимы

Вставить вертикально в рот четыре пальца, подержать их в таком положении 5 секунд, контролируя, на какие мышцы приходится максимальная нагрузка. Вынуть пальцы, закрыть рот. Проследить за своими ощущениями. Несколько раз открыть рот на такую же величину, не прибегая к помощи рук.

Максимально зажать, а затем расслабить челюсти. Повторить несколько раз, прислушиваясь к поведению мышц. Запомнить состояние свободы челюсти после зажима.

Во время занятий, мы часто используем понятие «точка свободы».Этот термин используется относительно всех групп мышц, начиная от лицевых и заканчивая мышцами на пальцах ног. Для того чтобы понять, что имеется в виду, нужно крепко сжать обе кисти рук и с силой надавить одним кулаком на другой. Задержать руки в таком положении на 10 секунд, сбросить напряжение, расслабить руки. Мгновенное состояние расслабленности мы и называем «точкой свободы».

На занятиях студенты не всегда умеют контролировать одновременно все группы мышц. Очень часто, занимаясь, например, расслаблением мышц брюшного пресса, они зажимают шейные мышцы и т.п. Задача педагога состоит в том, чтобы не пропускать такие моменты и обращать внимание студентов на эти зажимы. Ученики же, в свою очередь должны еще сильнее зажать уже зажатую группу мышц, а затем резко расслабить ее, после чего вернуть свое внимание на то упражнение, которое они делали до этого. С первого урока, мы приучаем студентов к мысли, что не нужно ждать персонального замечания педагога. Сказано кому-то, расслабить руки, значит, каждый должен проверить, нет ли у него аналогичного зажима.

На выдохе подтянуть мышцы живота и зажать челюсти, на вдохе носом резко расслабить и те и другие.

Вдохнуть носом «в живот» – выдохнуть ртом «ХУ».

Вдохнуть, зажав челюсти – выдохнуть, расслабив.

Вдохнуть с расслабленной челюстью, но с закрытым ртом – выдохнуть.

Вдохнуть носом с расслабленной челюстью и открытым ртом (язык на нижней губе). Потрясти головой, сохраняя такое положение языка. Выдохнуть.

Для освобождения лицевых мышц мы обязательно делаем пальцевой массаж.

Указательными пальцами находим с двух сторон от скул точки крепления верхней и нижней челюстей.

Сначала делаем ввинчивающие движения пальцами при сомкнутых челюстях в одну, а затем в другую стороны.

Повторяем это упражнение при разомкнутых челюстях, а затем – на смыкающихся.

Каждое круговое движение пальцами нужно повторить 16 раз.

После этого находим точки крепления челюстей, приблизительно на середине нижнего края глазницы и повторяем ввинчивающие движения в одну и другую сторону.

Делать массаж нужно каждый день, не зависимо от того, есть занятия по «речи» или нет.

У преимущественного большинства будущих актеров неподвижная небная занавеска. Этот недостаток также очень сильно влияет на качество звука. Наша задача – разработать ее подвижность. Поэтому с первого урока мы предлагаем ребятам очень много зевать. Зевок и полузевок – неотъемлемая часть наших занятий. Часто мы предлагаем сделать восемь зевков подряд. Это упражнение увеличивает кровоснабжение и является прекрасной гимнастикой для всех групп мышц лица и шеи.

Занимаясь звукоизвлечением, мы акцентируем внимание на тактильных ощущениях. Дело в том, что правильный объемный звук обязательно сопровождается вибрациями. На вибрации в области грудной клетки и головы («купола») обращают внимание многие педагоги разных речевых школ. Но во время рождения звука вибрации возникают во всем теле и, в частности, даже в стопах ног. Поэтому основным условием наших занятий стало умение извлекать максимально тихий звук, начиная с самого низкого с дальнейшим повышением. Мы сравниваем голос с многослойным пирогом, снабженным множеством разнообразных начинок. Нижний и самый толстый корж – это нижний регистр. Чем выше очередная прослойка, тем выше поднимаются по телу вибрации. Мы плавно переходим из регистра в регистр.

В специальной литературе встречаются различные определения регистров.Заслуживает внимания определение, данное выдающимся французским педагогом М. Гарсиа – сыном: «Под словом «регистр» мы понимаем ряд последовательных и однородных звуков, производимым действием одного и того же механизма».

Упражнения на тактильные ощущения в процессе

звукоизвлечения

Начинаем этот блок упражненийс позиции лежа на полу, лицом вверх.

Максимально расслабить все мышцы. Для этого можно вообразить, что мы представляем из себя фигуру из влажного песка. Под приятными солнечными лучами влага испаряется, песок высыхает, и наше тело рассыпается, превращаясь в горку сухого теплого песка. Рассыпаться удобно на выдохе.

Еще одно упражнениена максимальное расслабление мышц.

Представляем, что перпендикулярно нашему телу, начиная с пальцев ног, продвигается прозрачная секущая плоская поверхность. По мере ее продвижения от ног до макушки головы, наше тело становится невесомым и исчезает.

Следующее упражнениена свободу тела мы выполняем в парах.

Речь – убранство души.Луций Анней Сенека

Сценическая речь – обязательная дисциплина в программах подготовки ораторов, эстрадных артистов, актеров театра и кино, дикторов, спортивных комментаторов и других специалистов, имеющих отношение к публичным выступлениям. Голос и речь артиста – это гибкий многофункциональный инструмент, который служит ему как в информативных, так и в выразительных целях. Упражнения по сценической речи на дикцию помогают улучшить звучание голоса, сделать его приятным для слушателей.

Минимальные требования к речи артиста:

#1

Речь должна быть громкой, правильной и разборчивой: даже шепот со сцены должен быть услышан и понят на последнем ряду амфитеатра.

#3

Артист должен владеть техникой правильного дыхания, которая позволяет говорить громко и даже кричать, не надрывая связок. Умелые артисты не срывают голос даже при длительных нагрузках.

К сожалению, талантов от Бога в этой сфере не бывает вообще, если не считать талантом приятный тембр голоса. Все остальное достигается ежедневными тренировками и регулярной практикой. Утро большинства артистов начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики, многие из них имеют полезную привычку подолгу читать вслух.

Упражнения для начинающих

Перед теми, кто только собирается сделать первые шаги на пути к освоению сценической речи, стоят две приоритетные задачи:

  1. Укрепление и развитие речевого аппарата.
  2. Оценка недостатков речи и подбор упражнений для их коррекции.

Чтобы понять, какие именно проблемы присущи вашей речи, начитайте небольшой прозаический отрывок на диктофон. Приготовьтесь к тому, что услышанное вас не обрадует. Большинство людей не выносит звучания своего голоса в записи. Кроме того, все недостатки дикции, которые вы привыкли игнорировать в повседневной жизни, слышны и заметны. Очень важно справиться с первым разочарованием: вы начинаете с нуля, несовершенная речь – это нормально. Люди не рождаются с идеальной дикцией, все величайшие артисты и ораторы проходили через процесс постановки речи.

Очень часто неразборчивое произношение отдельных звуков связано со слабостью мышц артикуляционного аппарата и лицевых мышц, т. н. «ленивой» артикуляцией. Безупречная дикция подобна осанке: невозможно сутулиться в быту и быть стройным на балу или на званом вечере. Чтобы быть стройным, нужно каждую минуту следить за собой и не позволять себе расслабляться. То же самое касается и речи: если в повседневном общении вы позволяете себе небрежности, то со временем они неуклонно перерастут в речевые изъяны.

Артикуляционная гимнастика на укрепление и развитие речевого аппарата

  • Вытяните губы трубочкой как можно сильнее и медленно, с напряжением совершайте ими круговые движения в одну, затем в другую сторону.
  • Вытяните губы трубочкой, потянитесь ими к носу, затем к подбородку, к правой щеке и к левой щеке. Тянитесь изо всех сил, не жалейте себя. В процессе упражнений мышцы лица должны уставать до боли.
  • Представьте, что ваше лицо растягивают сначала по горизонтали в широкую улыбку, потом по вертикали в гримасу с открытым ртом и опущенной нижней челюстью.
  • Высуньте язык изо рта и тянитесь им вперед, сколько сможете.
  • Широко откройте рот, высуньте язык как можно дальше изо рта, перемещайте язык от одного угла губ к другому и обратно.
  • По очереди сильно упирайтесь языком в правую и в левую щеку.
  • Совершайте круговые движения языком по внешней поверхности зубов, под губами, в обе стороны.

Занятия для продвинутых

Под словом «продвинутый» подразумевается человек, уже овладевший голосом и дикцией. Следующим этапом для него становится работа с текстовым материалом. Приоритетная задача здесь – сделать речь не только звучной и правильной, но и выразительной. Сюда входит:

  1. Логический анализ текста.
  2. Работа с интонацией.

Логический анализ текста

В жизни мы не задумываемся о логике речи, т. к. по умолчанию строим речь в соответствии с логикой. Иначе просто не может быть, ведь мы выражаем собственные мысли и вкладываем в предложения собственные эмоции. Мы интуитивно выделяем интонацией главные и усиливающие их второстепенные слова, выдерживаем логические паузы, держим нужный ритм и т. д. Это просто, т. к. это – наше. Но текст, который мы собираемся читать перед публикой, не рождается у нас в голове здесь и сейчас, однако именно такое впечатление в идеале должно возникнуть у слушателя. Выход – проанализировать текст, разложить его на логические составляющие и прорабатывать в соответствии с ними. Какими они бывают, эти логические составляющие:

  • логический блок – самодостаточный отрезок текста, несущий собственную законченную мысль, в прозе обычно соответствует абзацу;
  • логическая пауза – бывает нескольких видов, соответствует знакам препинания (паузы после запятой, после точки, после вопросительного знака, после логического блока – разные);
  • ударение – имеется в виду сильное слово, которое акцентируется в тексте, ударения бывают первостепенными, второстепенными и третьестепенными;
  • темпоритм – этот актерский термин означает сочетание скорости внутреннего действия (ритм) и внешнего выражения (темп). Говоря проще, это скорость чтения, оправданная внутренней мотивацией. Если ваша речь – философский монолог скучающего человека о бренности бытия, скорость будет одна. Если внутренняя речь пленника, убегающего от погони, – скорость совсем другая. Если поменять эти две скорости местами, оба монолога прозвучат фальшиво и неубедительно.

Упражнения на интонационную гибкость

Количество интонационных оттенков, которые вы можете использовать в речи, зависит от гибкости голоса и широты его диапазона. Интонационные упражнения и упражнения на расширение диапазона голоса можно совмещать.

  • Протяжно и непрерывно тяните каждый гласный звук из таблицы гласных (и, э, о, у, а, ы) от самой низкой ноты, которую можете взять, до самой высокой и обратно. К этому упражнению добавляйте простое действие, например, возмутиться, удивиться, испугаться, обрадоваться, огорчиться, умилиться и т. д. Каждому из этих глаголов соответствует своя интонация.
  • Выберите слово, словосочетание или небольшое предложение и переберите как можно больше интонаций, соответствующих различным действиям (глагол в неопределенной форме). Придумывайте себе неожиданные действия, находите наилучшие оттенки интонации, меняйте слова, комбинируйте разные действия между собой и т. д.

Упражнения для детей

Для малышей понятия «сценическая речь» пока не существует, а точнее – нет разницы, выполняются ли упражнения на общее развитие речи или упражнения на развитие сценической речи для детей. Речевой аппарат еще хрупок и уязвим, ему легко нанести вред слишком большими нагрузками, а результат этих нагрузок в раннем возрасте будет почти незаметен. Интенсивные занятия на постановку голоса и речи следует начинать тогда, когда голос оформится и окрепнет, т. е. в 16–18 лет как минимум. Сейчас же гораздо важнее придать развитию речи ребенка правильное направление. Первоочередное внимание следует уделить:

  • укреплению мышц языка и лицевых мышц;
  • постановке и правильной артикуляции звуков.

Артикуляционная гимнастика для детей

  1. Губы сомкнуты, ребенок широко улыбается. Положение фиксируется на несколько секунд.
  2. Ребенок широко улыбается, показывая все зубки. Зафиксировать на несколько секунд. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. Ребенок складывает губы трубочкой и вытягивает как можно дальше.

Для мышц языка:

  1. Ребенок открывает рот, высовывает язык, поочередно то поднимает его к верхней губе, то опускает к нижней.
  2. Ребенок высовывает узкий язык как можно дальше изо рта, затем прячет его как можно глубже в рот.
  3. Кончик языка касается верхней губы и, не отрываясь, перемещается по ней из стороны в сторону.

Для подъязычной связки:

  1. Цокаем языком, как бежит лошадка.
  2. Язык нужно с силой прижать к альвеолам и зафиксировать положение. Рот открыт.
  3. Язык прижат к альвеолам, ребенок открывает и закрывает рот. Открывать рот следует как можно шире, язык отрывать нельзя.

Приведенные упражнения по сценической речи для детей помогут укрепить лицевые мышцы, что впоследствии послужит хорошей базой для постановки голоса.

Чтобы получить объективную оценку и рекомендации относительно своего голоса нужны уроки сценической речи с хорошим педагогом. Он научит правильно извлекать звуки, наладит дыхание, улучшит голос и вокальные данные.

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент - это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка - громко, следующая - тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Мероприятие

Важно научить ребенка не просто говорить, а говорить грамотно, четко и понятно. Для этого необходим педагог по сценической речи.

Возможно, многие родители станут задавать вопросы, а для чего мучить ребенка, водя на занятия по сценической речи, если в дальнейшем кроха не планирует поступать в театральное училище? Это абсолютно неверное предположение. Обучение сценической речи позволяет ребенку развивать язык, губы и голос. Сам того не замечая, он начнет контролировать свою речь. Слова, которые он произносит, будут четкими и понятными. Окружающим людям не придется переспрашивать по несколько раз.

Много людей неправильно дышат, и от этого искажается звучание голоса. Прислушайтесь к окружающим, кто-то говорит пискливо, кто-то звонко, а кто-то еле слышно произносит слова. Педагог по сценической речи сможет научить правильно дышать, и от верной подачи и приема воздуха будет формироваться приятный и мелодичный голос. В дальнейшем это повлияет на общение ребенка в любом коллективе, если он всегда сможет грамотно и четко изъясняться. Уверенность в голосе придаст уверенность в его дальнейших действиях.

Попробуйте провести для себя небольшой тест:

  1. Пригласите человека, который обладает тихим и монотонным голосом, и человека с бархатным и твердым.
  2. Послушайте их речь.
  3. Сделайте выводы, кому бы вы доверились больше?

Практика занятий по актерскому мастерству и сценической речи для детей

Занятия обычно проходят в мини группах или индивидуально. Благодаря этому ребенок перестает быть скованным и не боится публики, что очень важно в общении с людьми и раскрытии своего собственного «Я».

Уроки театрального искусства идут вместе с уроками по сценической речи, так как оба этих мастерства связаны между собой в своем функционале. На занятиях ребенок сможет научиться полностью расслабляться, это поможет ему в дальнейшем справляться со стрессами, свободно выражать свои мысли перед аудиторией.

Индивидуальный подход обучения позволяет сконцентрироваться на стремительно развивающемся потенциале ребенка.

К тому же на наших уроках театрального мастерства мы учим пластике. Благодаря пластике развивается грациозность в движениях и гибкость.

Как проходят занятия в мини группах?

Занятия проходят в увлекательной игровой форме. Под руководством педагогов и без родителей. С помощью музыкальных и творческих игр развивают слух, память, чувство ритма. Подвижные игры, ритмика, дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика, логопедические потешки, песенки, стишки, способствующие развитию речи и артикуляционного аппарата. Игры в сказку: детки совместно с педагогом обсуждают всех сказочных героев, распределяют роли и создают маленькую сценку.

А еще пальчиковые краски, песок, тесто, пластилин, глина, бумага, рис, горох, манка, природный материал, конструирование из объемных и плоских фигур, шнуровка, прищепки и многое другое. В нашей жизни ничего не проходит бесследно, это пригодится ребенку в дальнейшем. Ведь всем известно, что чем больше человек знает и умеет, тем выше он ценится окружающими.

Наши дети - это продукт нашего воспитания, поэтому ко всему определенному набору (занятия в школе, дополнительные занятия с репетиторами по математике, танцы, рисование) можно еще прибавить занятия с педагогом по сценической речи и актерскому мастерству. В любом случае, вашему ребенку эта практика никогда не будет лишней!

Специально для Woman’s Day она рассказывает, что за дисциплина «сценическая речь» и кому она полезна.

Этими вопросами задаются многие родители. На самом деле, если даже ваш ребенок занимается спортом, а не творческой деятельностью, это не значит, что ему не нужно развивать коммуникативные навыки.

Сценической речью называют комплекс упражнений, который направлен на достижение четкой, звучной речи. Упражнения разрабатывают артикуляцию ребенка, повышая его навыки красивого и грамотного общения. Но самое главное – при тренировке артикуляционного аппарата наша мыслительная деятельность на рефлекторном уровне начинает работать активнее. Таким образом, уроки «сценической речи» развивают не только дикцию, но и скорость мысли.

Я в равной степени распределяю нагрузку по музыкальной части, танцевальной, актерской и, конечно, сценической речи.

Сделать из ребенка звезду, которая будет отлично петь и танцевать – неправильный посыл. Моя задача как руководителя творческого центра – дать детям ту жизненно необходимую базу профессиональных навыков, которые они впоследствии смогут использовать абсолютно в любой профессии.

Очень многие выпускники «Непосед» впоследствии заняли, как говорится, свое место на небосклоне, но я никогда и никому не говорила: «Вот закончишь нашу школу, непременно станешь известным артистом». Нет! Более того, я всегда подчеркивала, что мы не готовим звезд эстрады.

Все, чему мы учим ребенка с 4 и до 14 лет, – это управлять вниманием аудитории. Нам важно, чтобы человек умел смотреть в глаза слушателям, сколько бы их ни было, чтобы мог донести до зрителя свою мысль в песне ли, в танце, в разговорной речи, но чтобы обязательно умел заставить себя слушать.

Такие люди будут иметь успех где угодно. В любой, абсолютно любой профессии это даст сто очков вперед.

Директор завода должен уметь сделать так, чтобы его послушали и за ним пошли? Должен! Лектор в университете должен уметь удерживать внимание аудитории? Обязательно! Да даже в очереди в магазине иногда полезно уметь обратить на себя внимание.

Чувствовать энергию зрителя или просто собеседника, отдавать свою – бесценный навык. В Древней Греции, к примеру, умение говорить было целым культом, и для нас сегодня умение владеть речью крайне важно, ведь мы живем в век информации и коммуникации.

Моя задача – дать необходимую базу навыков ребенку, максимально его раскрепостить, вселить в него чувство уверенности. И здесь большую роль играет то, как ребенок говорит, насколько хорошо у него развита реакция мысли, насколько качественно он держит внимание собеседника или концертной аудитории.