» » Творчество Высоцкого. Владимир Высоцкий: краткая биография

Творчество Высоцкого. Владимир Высоцкий: краткая биография

Высоцкий - один из представителей "уличного" театра, и поэтому он легко, с какой-то безрассудной свободой шагает на эстраду. Поистине, ему нужен только коврик. Или микрофон, если уж он выдуман современной техникой. И гитара, конечно. Но можно и без нее - он будет читать стихи, изображать Керенского, Гитлера или кого-либо еще. Все это он делает артистично, лихо, с идеальным чувством эстрадной формы, начала и конца номера, с тем блаженством одиночества на подмостках, которое как божий дар дается артистам эстрады. Но лучшее у Высоцкого, конечно, его песни. Кто-то сказал про него, что пол под ним ходит, когда он появляется на сцене. Это верно. Особая пружинистость темперамента составляет суть его обаяния. Но когда он берет в руки гитару, когда успокаиваются его руки и ноги, становятся сосредоточенными обращенные к зрителям глаза - когда актер остается самим собой,- тут начинается самое интересное.

Я не возьмусь пересказывать содержание его песен, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем. Грубоватая "уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная, сочетается с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект. По стилю - это брехтовские зонги, перенесенные на нашу русскую почву.

Исполнительский талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязно обобщать виденное. В любимовских спектаклях всегда ощутимо активнее интеллектуальное начало, оно выносится прямо к публике, обращается к ее разуму. Высоцкий поет также - наступательно, обращаясь не куда-то поверх голов, вообще в зал, а прямо глядя в глаза тех, кто перед ним, завоевывая эти глаза, не отпуская их, подчиняя и убеждая. Агитационная суть театра, который он представляет, сказывается и в этом.

Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его песнях нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Думает так, как сегодня думают и ищут лучшие из его поколения. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит к зрителю результат своих поисков, надеясь, что его поймут.

Высоцкий - дитя стихий, я не видел второго такого же по выносливости. Он неутомим как горная река, как сибирская вьюга, и это не метафора, увы! - он так же беспощаден к себе в работе, как и упомянутые явления природы. Только ему это дороже стоит - жизни и здоровья. Стихия, увлечение, интрига замысла, влюбленность делают его самим собой. Казенный распорядок, будничная суета меняют его облик. Это словно бы другой человек - неширок и нещедр, неузнаваем ни в чем... Но вот его властно призвала страсть, идея, мечта, песня, дружба, роль. Перед вами - Владимир Высоцкий. Он распахнут весь перед людьми, он рискует сгореть, расплавиться на каждом шагу... Он сочинит песню, которую завтра полюбят. Он уедет сниматься в горы, увлечется альпинизмом, и его стихи о дружбе и мужестве, о горах и войне принесут кинофильму успех. Прекрасно сыграв офицера в фильме "Служили два товарища", он наотрез отказался от дублера - сам скакал, сам седлал, сам падал с коня... Дитя стихий..."

1. Краткая биография

В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.

1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.

Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.

В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».

Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.

По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.

С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.

Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).

В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.

В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.

Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».

В июле 1969 года первая клиническая смерть.

Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого

Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.

10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.

1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».

20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

2. На сцене театра

Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах:


- «Сверстницы» (Петя)

- «Карьера Димы Горина» (Софрон)

- «Грешница» (корреспондент)

- «713 просит посадки» (американский моряк)

- «Увольнение на берег» (Петр)

- «Живые и мертвые» (Веселый солдат)

- «Штрафной удар» (Александр Никулин)

- «Наш дом» (механик)

- «На завтрашней улице» (Петр Маркин)

- «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

- «Я родом из детства» (Володя)

- «Вертикаль» (Володя)

- «Короткие встречи» (Максим)

- «Служили два товарища» (Бруснецов)

- «Хозяин тайги» («Рябой»)

- «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)

- «Белый взрыв» (политрук)

- «Эхо далеких снегов» («Серый»)

- «Четвертый» (он)

1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

- «Единственная дорога» (Солодов)

- «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)

- «Единственная» (Борис Ильич)

- «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

- «Маленькие трагедии»

3. Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.

Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа . Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.

Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.

Владимир Высоцкий – советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен (бард). Он является автором более 600 песен самой разной тематики.

Кроме своих гениальных песен, благодаря которым он прославился на весь мир, ему удалось сыграть много знаковых ролей в театре и кино. Согласно недавним опросам, Высоцкий занял 2-е место в списке «русских кумиров 20-го века», уступив лишь .

Предлагаем вашему вниманию биографию Высоцкого. Безусловно, эта биография, как и подавляющее большинство , содержит в себе множество парадоксов. Но обо всем по порядку.

Итак, перед вами краткая биография Владимира Высоцкого. .

Краткая биография Высоцкого

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 г. в . Он жил в большой коммуналке вместе с родителями. Его отец, Семен Владимирович, был актером и бардом, а мать, Нина Максимовна, работала переводчиком-референтом.

Детство и юность


16-летний Высоцкий

Со слов артиста, его первой песней стала «Татуировка», исполненная им в 1961 г. Своим кумиром он считал известного в то время музыканта и актера – .

Более серьезно писать песни Высоцкий начал в 60-е годы. Но вначале его творчество не было оценено по достоинству. Слушателей мало привлекала дворовая тематика, причем в столь необычном исполнении.

Надо сказать, что в то время и сам музыкант относился к своим композициям несерьезно, говоря, что пишет просто для своих друзей и «домашних посиделок».

Высоцкий экспериментировал с разными жанрами, стараясь говорить о серьезных вещах простыми словами. В 1965 г. им была написана известная песня «Подводная лодка», моментально полюбившаяся публике.

С этого момента Владимир Высоцкий неоднократно писал песни для кинофильмов, а также сам принимал участие в съемках.

В 1968 г. была записана дебютная пластинка с его песнями, звучащими в фильме «Вертикаль». Композиция «Песня о друге» сразу же приобрела невероятную популярность в обществе.

В 1975 г. бардом была записана грампластинка «В. Высоцкий. Автопортрет». Данный альбом примечателен тем, что каждая песня сопровождалась комментариями автора.

В 1978 г. в биографии Высоцкого произошло важное событие: ему была присвоена наивысшая категория вокалиста-солиста эстрады. Таким образом, советское Министерство культуры на официальном уровне признало творчество артиста.

Популярность песен Высоцкого росла с каждым днем. Его стихи и манера исполнения настолько впечатлили зарубежных слушателей, что они массово покупали пиратские записи исполнителя.

В 1979 г. Владимира Семеновича пригласили выступить в и . Тогда же он принял участие в создании знаменитого альманаха «Метрополь», который не подвергался влиянию цензуры.

Его удалось выпустить в количестве 12 экземпляров, один из которых был нелегально вывезен в Соединенные Штаты и опубликован там официально.

Высоцкий не прекращал давать концерты в крупных и провинциальных городах. Однажды на гастролях во он познакомился с цыганским музыкантом, вместе с которым записал множество композиций.

Несмотря на то, что в последние годы у Высоцкого были серьезные проблемы со здоровьем, он не прекращал выступать перед публикой, параллельно играя еще и в театре.

Им было написано более 600 песен и порядка 200 стихотворений. Везде где бы ни появлялся музыкант, его ждал ошеломительный успех и любовь публики. Концертные залы всегда были переполнены, поскольку всем хотелось услышать надрывный, хриплый крик Высоцкого: «Спасите наши души».

За период своей творческой биографии он записал 7 собственных альбомов и 11 сборников чужих песен в его исполнении. Однако точное количество его альбомов достоверно неизвестно.

Дело в том, что они издавались в разных странах, часто не допускались к продажам, а также многократно переписывались.

Жизнь в кино

Свою первую актерскую роль Высоцкий сыграл в фильме «Сверстницы». Далее последовали уже более серьезные картины: «Карьера Димы Горина» и «713-й просит посадку». Тем не менее, режиссеры по-прежнему не доверяли ему главных ролей.

Возможно, это было связано с тем, что Высоцкий начал злоупотреблять спиртным. Впоследствии алкоголь стал причиной появления многих проблем в его личной и творческой биографии.

Всенародную любовь и признание Владимиру Семеновичу принесла картина «Вертикаль», к которой он написал все музыкальные композиции. На следующий день после выхода фильма на экраны, Высоцкий стал любимым актером и музыкантом многих советских граждан.

Когда-то в далеком детстве юный Володя исполнял на гитаре композиции популярных авторов, а теперь в каждой дворовой компании молодежь наперебой пела его собственные песни.

Высоцкому очень нравился кинематограф, поэтому он, несмотря на колоссальную загрузку в театре и постоянные бардовские концерты, продолжал сниматься у известных режиссеров.

Ему удалось сыграть в таких популярных картинах, как «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Короткие встречи» и т. д.

Несмотря на признание публики, Высоцкий находился в серьезной конфронтации с властями . Компартия постоянно ставила палки в колеса музыканту, делая все возможное, чтобы препятствовать распространению его песен.

Справедливости ради нужно заметить, что при всем этом многие руководители государственных структур откровенно симпатизировали Высоцкому, помогая улаживать те или иные проблемы.

В связи с постоянными невероятными нагрузками, Владимир Высоцкий начал серьезно пить, из-за чего его неоднократно выгоняли из родного театра на Таганке.

Однако затем ему снова предлагали главные роли, которые он блестяще исполнял на сцене. Именно в это время он сыграл Гамлета, который стал его визитной карточкой.

С какими бы проблемами в жизни бард не сталкивался, он никогда не фальшивил, а полностью отдавался любимому делу.

Впервые на телевидении его показали в эстонской передаче «Парень с Таганки», где зрители могли более подробно узнать о жизни своего кумира. Потом он появился на экранах французского телевидения, где исполнял авторские песни и отвечал на вопросы зрителей.

Несмотря на огромный интерес к Высоцкому со стороны отечественных и зарубежных граждан, при жизни его ни разу не показали по Центральному Телевидению СССР.

Одной из самых знаковых ролей в творческой биографии актера стала работа в сериале «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий настолько мастерски и правдиво сыграл старшего оперуполномоченного Глеба Жеглова, что образ этого героя привязался к нему на всю жизнь.

Многие и из этого фильма вошли в советскую культуру, как ее неотъемлемая часть.

Жены Высоцкого

Официально Высоцкий был женат 3 раза. Однако любимых женщин в его биографии было гораздо больше.

Первая жена

В 1960 г. студент Владимир Высоцкий, в возрасте 22 лет, вступил в брак с Изольдой Жуковой, которая также училась во МХАТе. Однако их семейный союз очень быстро распался, не просуществовав и года.

Вторая жена

В 1962 г. второй женой артиста стала Людмила Абрамова, родившая ему двух сыновей – Аркадия и Никиты. Тем не менее, в 1970 г. состоялся их официальный развод.

Третья жена

Третьей и последней супругой Владимира Высоцкого была Марина Влади. Он влюбился в нее сразу же, как только впервые увидел по телевизору. Музыкант постоянно думал о ней и пересматривал фильмы с ее участием.

Однажды совершенно случайно он встретил Влади в ресторане за обедом. Актер без раздумий направился к ее столику и стал смотреть ей прямо в глаза. Этот взгляд предопределил их дальнейшую судьбу.


Владимир Высоцкий и Марина Влади

В общем-то, не мудрено, что Высоцкому удалось покорить сердце француженки, ведь женщины буквально преследовали знаменитого поэта и музыканта.

В 1970 г. они поженились. В течение 10 лет, вплоть до самой смерти Высоцкого, Марина Влади оставалась рядом с ним, и была для него не только любимой женщиной, но и надежной опорой в жизни.

Однако их брак был далеко не идеальным. Музыканта неоднократно замечали в окружении других девушек, что нередко было причиной семейных ссор.

Роман с Афанасьевой

Достоверно известно, что у Высоцкого был роман с Оксаной Афанасьевой, младшей его на 20 лет. Это была настоящая влюбленность с трепетным ухаживанием и глубокими чувствами.

Законная жена артиста в это время жила в , но при этом прекрасно знала о любовных похождениях мужа.

Вскоре Афанасьева переехала на квартиру к Высоцкому, и стала жить вместе с ним. Спустя немного времени артист стал изменять и ей.

Болезни и зависимости

Несмотря на отличную физическую форму, Владимир никогда не отличался хорошим здоровьем. В принципе, это и не удивительно. Ведь постоянное злоупотребление алкоголем и принятие различных наркотических средств не проходит бесследно.

За день Высоцкий выкуривал минимум пачку сигарет. При этом он уже и сам хотел избавиться от алкогольной и наркотической зависимости, периодически проходя лечение в разных клиниках России и Франции.

Однако все эти попытки не увенчались успехом. Марина Влади присылала ему из Франции дорогие лекарства, но они тоже не помогали.

В 1969 г. с ним произошел первый серьезный приступ, который мог закончиться для него летальным исходом. У него внезапно пошла горлом кровь, в результате чего Влади срочно вызвала скорую помощь.

Удивительно, но сначала доктора не хотели оказывать ему , объясняя это тем, что пациент вот-вот умрет. Ситуацию спасла настойчивость Марины, которая стала угрожать медикам дипломатическим скандалом.

К счастью, врачи успели своевременно доставить его в больницу и провести соответствующую операцию, длившуюся около 18 часов.

Тем не менее все эти тревожные сигналы никак не повлияли на образ жизни великого барда. Он продолжил употреблять алкоголь, вследствие чего его стали серьезно беспокоить почки и сердце.

Позже Высоцкий сам начал принимать некоторые наркотики, думая, что они помогут ему избавиться от зависимости к спиртному. Уже в середине 70-х у него была обнаружена стойкая наркотическая зависимость.

С каждым разом он увеличивал дозы морфия и амфетамина, без которых потом уже не мог прожить и дня.

В биографии Высоцкого есть факты, говорящие о том, что в 1979 г. в Бухаре он пережил клиническую смерть.

Смерть и похороны

25 июля 1980 г. Владимир Семенович Высоцкий умер в возрасте 42 лет. Достоверно известно, что в тот день он предчувствовал собственную кончину и даже предупредил об этом мать.

Перед этим доктор сделал ему инъекцию успокоительного, чтобы тот смог хоть немного поспать. Таким образом, самый великий русский бард так и умер во сне.

Родственники музыканта настояли на том, чтобы не проводить вскрытия, из-за чего точная причина его кончины остается неизвестной. Родные и близкие Высоцкого считают, что его погубили наркотики.

Советское руководство сделало все возможное, чтобы о его смерти узнало как можно меньше людей. Во многом причиной тому была летняя Олимпиада, проходившая в этот год в Москве.

Власти не хотели портить торжественное мероприятие известием о смерти всенародного любимца. Лишь в кассе театра на Таганке было вывешено сообщение о смерти Высоцкого, после чего возле театра в считанные минуты скопилось множество народа.


Похороны Высоцкого

Несмотря на то, что информация о похоронах не распространялась, проститься с великим артистом пришла огромная масса людей. Очередь, двигавшаяся ко входу на «Таганку», растянулась на девять километров.

Согласно сводкам ГУВД Москвы, на Таганской площади и прилегающих к ней территориях собралось в тот день 108 тысяч человек.

Вот некоторые воспоминания сына Высоцкого, 16-летнего Никиты:

«Мы медленно двигались за автобусом и наблюдали, как люди, прорываясь через оцепление, бросают букеты под колеса. Вся траурная колонна ехала по цветам. Я такого не видел ни до, ни после. Словно кто-то срежиссировал эту массовую сцену, как в кино. В тот день я слышал, что цветочные магазины Москвы опустели…».

Директор кладбища был почитателем таланта Владимира Высоцкого, поэтому он позаботился о том, чтобы его похоронили неподалеку от входа. Позже из-за этого он будет уволен.

С момента смерти Высоцкого прошло уже много лет, однако и сегодня его могила остается одной из самых посещаемых на Ваганьковском кладбище.

Последние стихи Высоцкий написал жене Марине Влади:

И снизу лёд и сверху – маюсь между, –
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять надежду,
А там – за дело в ожиданье виз.

Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека – сорок с лишним, –
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Если вам понравилась биография Высоцкого – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности, – подписывайтесь на сайт I nteresnye Fa kty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – ПАРЕНЬ С ТАГАНКИ

Всю масштабность таланта Владимира Высоцкого трудно или даже почти невозможно передать простыми фразами. Значение его личности в истории культуры XX века столь безгранично, насколько глубока была его душа.

Ему повезло, большинство современников Владимира Семеновича понимали его творчество и обожали самого поэта, исполнителя авторской песни и актера. Он кумир ушедшего века, чье искусство живо и актуально.

Из интеллигенции

Родился в Татьянин день – 1938 года в Москве. Его семья не была обычной и среднестатистической. Дедушку по отцу тоже звали Владимиром Семеновичем, хотя при рождении ему дали имя Вольф Шлиомович. Он был родом из Бреста, потом переехал в Киев, получил три высших образования – экономическое, юридическое и химическое. А бабушка – Дебора Бронштейн – работала косметологом и души не чаяла в своем внуке. Она была страстной поклонницей его творчества.

Отец Владимира Высоцкого родился в Киеве, стал военным связистом, воевал в годы Второй Мировой, дослужился до полковника и стал почетным гражданином городов Праги и Кладно. Не менее образованной и интеллигентной была и мать Владимира . Нина Максимовна окончила институт иностранных языков, потом работала переводчиком-референтом немецкого языка. Когда началась война, ее перевели в бюро транскрипции Главного управления геодезии и картографии МВД СССР.

На Большом Каретном

Несколько военных лет Владимир с мамой провел в эвакуации в Оренбургской области, но в школу он уже пошел в Москве, в год победы. К сожалению, так сложилось, что родители Высоцкого развелись. Отец жил в Германии, где его оставили по службе, туда же он забрал и Володю на пару голодных послевоенных лет. У мальчика сложились прекрасные отношения с новой женой отца. Евгению Степановну он называл «мамой Женей». Под ее пристальным вниманием Высоцкий начал учиться играть на фортепиано. В 1949 году Владимир вернулся в Москву и пошел в школу на Большом Каретном переулке, который впоследствии увековечил в своей песне под названием «Большой Каретный».

Тяга к искусству

Театром Высоцкий увлекся в школьные годы, он ходил на занятия драмкружка под руководством артиста МХАТа Владимира Богомолова, но после выпускных экзаменов послушал родителей и поступил в Московский инженерно-строительный институт. Благо, после первого же семестра он понял, что это не его стезя и покинул вуз.

С этим решением связана одна из многочисленных историй, вот только правдивых или вымышленных, уже разобраться трудно. Перед зимней сессией со своим другом Игорем Кохановским готовили необходимые чертежи. Ночью они были завершены, но Владимир вдруг взял тушь и вылил на свои труды, объявив, что теперь попробует поступить в театральный вуз.

Двери перед ним распахнула Школа-студия МХАТ, где он занимался у знаменитых Бориса Вершилова, Павла Массальского и Александра Комиссарова. Уже в 1959 году Высоцкий исполнил свою первую театральную роль в студенческом «Преступлении и наказании», а вскоре последовал и дебют на экране в эпизодической роли в фильме «Сверстницы».

«Блатные» песни Владимира Высоцкого

Получив диплом Школы-студии МХАТ, Владимир пришел служить в московский Театр имени Пушкина, потом всего пару месяцев работал в театре миниатюр, безуспешно пытался устроиться в «Современник», после чего пошел в театр, который навсегда стал для него «своим». Это был только что открывшийся Московский театр драмы и комедии. Когда он пришел наниматься к Юрию Любимову, тот спросил, что он будет читать руководителю театра. Высоцкий без лишней скромности сказал, что недавно написал несколько песен и хотел бы их исполнить. Любимов настроился закончить собеседование за пять минут, но не смог оторваться от творчества Высоцкого полтора часа.

Писать стихи Владимир начал еще в школьные годы. Тогда поводом для первой пробы пера послужила смерть Сталина. Своим поэтическим сочинением юный Высоцкий решил выразить чувство скорби по вождю народов. Первой же его песней принято считать «Татуировку», которую он сочинил летом 1961 года. Она же стала основой цикла «блатной» тематики. Тогда он подписывал их псевдонимом Сергей Кулешов.

Но те, кто серьезно исследовал его творчество, утверждают, что вовсе не «Татуировка» стала первой песней Владимира Высоцкого . За год до этого он написал композицию «49 дней», которую посвятил подвигу солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Известно и отношение автора к этой песне. Высоцкий весьма критично о ней отзывался и называл пособием для начинающих и законченных халтурщиков, намекая на то, что по этому шаблону могут создаваться стихи на любые злободневные темы, заменяя лишь фамилии героев.

Не форма, а содержание

Написал 100 стихов и около 600 песен. Несколько песен он создал специально для фильмов. К сожалению, большинство из этих произведений и по техническим причинам, и по причине бюрократического давления не входили в окончательный вариант кинолент.

Утверждение, конечно, очень спорное, но ценители таланта Высоцкого говорят, что песни – самая яркая грань творчества Владимира Семеновича . Он всегда исполнял их вживую, голос с хрипотцой завораживал зрителей так, что они не могли оторвать глаза от артиста. Однажды кто-то заметил, что сцена как бы пружинит от нервного удара ноги, которой Высоцкий отбивает ритм. Его сосредоточенный взгляд всегда останавливался на одном месте, а публика, затаив дыхание, слушала своего кумира, ведь он пел именно о том, что занимало умы думающих людей.

Песни Высоцкого принято называть бардовскими, хотя и тематика, и манера исполнения этих композиций разнились с творчеством других бардов. Просто в отличие от многих советских исполнителей авторской песни Высоцкий был профессиональным актером и именно поэтому никогда не относил себя к самодеятельности.

Наверное, не было такой темы, которую бы Высоцкий не затронул в своих композициях – балладах, лирических, сатирических или юмористических песнях. Он пел в неподражаемой манере о простой жизни обычных людей, своих современников, чем и заслужил широкую популярность. Зрителям нравилась особая экспрессивность его исполнения, искренность и неподдельность эмоций артиста, даже события из песен о войне казались им собственным опытом Владимира Семеновича . Высоцкий не зацикливался на форме своих песен, гораздо важнее для него было содержание.

Киногерои и несыгранные роли

В своем любимом Театре на Таганке исполнял главные роли в постановках «Гамлет» и «Жизнь Галилея», участвовал в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Вишневый сад», «Пугачев» и «Преступление и наказание». Он сыграл десятки ярких и запоминающихся ролей.

Каждая его творческая сторона была неразрывно связана с другой. Песни Высоцкого являются маленькими монологами от лица разных персонажей. Та же вариативность прослеживается и в созданных им персонажах в театре и кино – Галилеем и Гамлетом он был на сцене, а на экране стал геологом в фильме «Короткие встречи», белогвардейским офицером в «Служили два товарища» и легендарным Глебом Жегловым в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Он участвовал в 30-ти художественных и телефильмах, а первая киноизвестность пришла к Высоцкому после выхода на экраны «Вертикали». Песня «Если друг оказался вдруг» сделала фильм народным.

Но, несмотря на эти образы, талант Владимира Семеновича как киноактера сполна не раскрылся. Многие роли обошли его в силу нескольких причин, главной из которых было нежелание властных структур допускать артиста на экран. Режиссеры шли на разные уловки, чтобы пробить разрешение на съемки Высоцкого в кино. Его имя действовало на чиновников, как дрожащая мулета на быка во время корриды.

Одним из образов, который мог пополнить фильмографию Владимира Семеновича , был Степан в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Одни говорят, что режиссеру спустили запрет из Госкино, другие уверены, что Тарковский не стал работать с актером из-за того, что тот в очередной раз начал сильно пить. В 1964 году Василий Шукшин хотел снимать Высоцкого в фильме «Живет такой парень», однако роль досталась Леониду Куравлеву.

Трагедия Владимира Высоцкого

Невозможно говорить о творчестве такого выдающегося человека, не упомянув о его взаимоотношениях с женщинами. Еще на первом курсе Школы-студии МХАТ он познакомился с Изольдой Жуковой, которая и стала его первой женой в 1960 году. Но уже через год на съемках киноленты «713-й просит посадку» у него завязался роман с Людмилой Абрамовой. Она стала матерью двоих его сыновей – Аркадия и Никиты. Через несколько лет супруги расстались, а официальный развод оформили, когда вся Москва уже шепталась о том, что Высоцкий добился благосклонности французской актрисы с русскими корнями Марины Влади. Их отношения были не идеальными – Владимир Семенович часто уходил в запой, скандалил и проявлял агрессию. Он выкуривал по пачке сигарет в день и не раз лечился от алкогольной зависимости. У него отказывали почки, были серьезные проблемы с сердцем, которые он пытался лечить с помощью наркотиков – морфия и амфетамина. Сначала это были разовые уколы, а потом дозы стали увеличиваться и уже к концу 1977 года это стало регулярным.

Однажды у него случился приступ, в горле лопнул сосуд, началось кровотечение. От смерти его спасла именно Марина. Она вовремя вызвала врачей, которые потом еще 18 часов боролись за его жизнь в Институте скорой помощи.

с Мариной Влади

Марина Влади говорила, что ее попытки избавить мужа от этой зависимости не давали ожидаемых результатов, а во время гастролей летом 1979 года Владимир Семенович пережил клиническую смерть.

Последнее его выступление на публике было 18 июля 1980 года на сцене Театра на Таганке. Через семь дней, Владимира Высоцкого не стало. Это произошло во сне, когда он был в своей квартире. В Москве вовсю гремела Олимпиада, но попрощаться с любимым артистом пришло неимоверное количество людей, хотя о его кончине сообщали лишь в маленькой заметке газеты «Вечерняя Москва». За полтора месяца до этого написал свои последние поэтические строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним».

ФАКТЫ

Над театральной кассой Театра на Таганке повесили объявление о смерти Высоцкого . Вокруг здания сразу же собралась толпа народу и не расходилась несколько дней, заполнив даже крыши ближайших домов. Никто не сдал билеты на спектакль с его участием. Во время похорон Марина Влади сказала, что видела похороны принцев и королей, но такого количества людей даже представить себе не могла.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в роддоме на 3-й Мещанской ул. 61/2. Его отец, Семен Владимирович 1915-1997, был полковником Советской Армии, родом из Киева, а мать Нина Максимовна, урожденная Серегина, 1912-2003 гг. и работала переводчиком немецкого языка. Семья Высоцкого жила в московской коммунальной квартире в тяжелых условиях, и имела серьезные финансовые трудности, когда Владимиру было 10 месяцев, его маме пришлось выйти на работу, чтобы помочь мужу заработать на жизнь.

Театральные наклонности Владимира стали очевидны в раннем возрасте, и их поддерживала его бабушка по отцовской линии Дора Бронштейн, театральный фанат, которую мальчик читал стихи, стоя на стуле и "откидывая волосы назад, как настоящий поэт", часто используя в своих публичных выступлениях выражения, которые он едва ли мог услышать дома

Когда началась ВОВ, Семен Высоцкий, офицер военного резерва, был призван в советскую армию и отправился воевать с нацистами. Нина и Владимир были эвакуированы в село Воронцовка Оренбургской области, где мальчик проводил шесть дней в неделю в детском саду, а его мать работала двенадцать часов в день на химзаводе в 1943 году, они вернулись в свою московскую квартиру на 1-й Мещанской ул., 126. 1 сентября 1945 года, Владимир пошел в 1-му класс 273-й Московской школы.

В декабре 1946 года родители Высоцкого развелись и в 1947-1949 годах Владимир жил с Семеном Владимировичем и его армянской женой, Евгенией Степановной Лихолатовой, которую мальчик назвал "тетей Женей", на военной базе в Эберсвальде в Восточной Германии. "Мы решили, что наш сын останется со мной Владимир приехал, чтобы остаться со мной в январе 1947 года, а моя вторая жена, Евгения, стала второй матерью Владимира на многие годы вперед, у них было много общего и они любили друг друга, что сделало меня по-настоящему счастливым", - вспоминал позднее Семен Высоцкий. В 1949 году Владимир возвращается в Москву и поступает в 5-й класс Московской 128-й школы и поселился в большом Каретном, 15. В 1953 году Владимир Высоцкий, поступает на театральные курсы. В1955 году ему на день рождения дарят первую гитару, а бард и будущий известный советский эстрадный лирик Игорь Кохановский показывает ему первые аккорды. В этом же году Володя переезжает к матери на 1-ю Мещанскую, 76, а также заканчивает школу

Карьера

В 1955 году Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт, но в июне 1956 года бросил учебу после всего одного семестра, чтобы продолжить актерскую карьеру. Он поступает в школу-студию МХАТ и после ее окончания в 1960 году его принимают в московский драматический театру имени А. с. Пушкина под руководством Бориса Равенских, где и проработал с порывами три года.

В 1961 году он записывает свою первую песню «Тату», а уже в 1963 на киностудии имени Горького, записывает часовую кассету своих собственных песен. Копии быстро распространились по всей стране и имя автора стало известно, хотя многие из этих песен часто упоминались как "уличные" или "анонимные" всего несколько месяцев спустя в Риге гроссмейстер Михаил Таль, восхвалял автора "большого Каретного», а Анна Ахматова в разговоре с Иосифом Бродским цитировала отрывок "Я был душой плохой компании". В октябре 1964 года Высоцкий записал 48 собственных песен, которые еще больше увеличили его популярность как новой звезды Московского народного андеграунда

В 1964 году Режиссер Юрий Любимов пригласил Высоцкого присоединиться к «Театру на Таганке» и уже. 19 сентября 1964 года. Высоцкий дебютировал в спектакле по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана» Премьера "Жизни Галилея" состоялась 17 мая 1966 года и была преобразована Любимовым в мощную аллегорию моральных и интеллектуальных дилемм советской интеллигенции.

В 1967 году Высоцкий снимается в фильме Станислава Говорухина и Бориса Дурова- «Вертикаль», эта роль приносит ему всесоюзную славу. На фирме «Мелодия» выходит пластинка с песнями из фильма.

1 декабря 1970 года он женится на Марине Влади, и молодожены отправляются на медовый месяц в Грузию.

В 1971 году алкогольный нервный срыв привел Высоцкого в Московскую клинику психиатрии имени Кащенко, к этому времени он страдал от алкоголизма. Частично восстановившись с помощью Марины Влади, Высоцкий отправляется в концертный тур по Украине и записывает новые песни.

29 ноября 1971 года премьера Гамлета на Таганке, новаторской постановки Любимова с Высоцким в главной роли-одинокого интеллектуального бунтаря, вставшего на борьбу с жестокой государственной машиной

В апреле 1973 года Высоцкий посетил Польшу и Францию предсказуемые проблемы, связанные с официальным разрешением, были быстро разрешены после того, как лидер французской Коммунистической партии Жорж Марше позвонил Леониду Брежневу, который, по воспоминаниям Марины Влади, довольно симпатизировал звездной паре.

В 1974 году "Мелодия" выпустила пластинку на которой были представлены четыре песни о войне. В сентябре того же года Высоцкий получил свою первую государственную награду - Почетный диплом Узбекской ССР по итогам гастролей с другими актерами из театра на Таганке в Узбекистане.

В 1975 году Высоцкий совершил свою третью поездку во Францию, где довольно рисково посетил своего бывшего репетитора, а теперь прославленного диссидента эмигранта Андрея Синявского.

В сентябре 1976 Высоцкий с Таганкой совершает гастрольную поездку в Югославию, где Гамлет завоевал первую премию ежегодного фестиваля BITEF.

В 1977 году здоровье Владимира Семеновича сильно ухудшилось до такой степени, что в апреле он оказался в центре реанимации Московской клиники в состоянии физического и психического коллапса

1978 год начался с серии концертов в Москве и на Украине, а в мае Высоцкий приступил к новому крупному кинопроекту: «Место встречи изменить нельзя».

В январе 1979 года Высоцкий вновь посетил Америку с весьма удачной серией концертов.

В начале 1980 года Высоцкий попросил Любимова о годичном отпуске. 22 января 1980 года, Высоцкий приехал в Останкинский телевизионный центр, чтобы записать его один и единственный студийный концерт для советского телевидения.

Смерть

Хотя несколько теорий о конечной причине смерти певца сохраняются и по сей день, включая несколько довольно зловещих, учитывая то, что сейчас известно о сердечно-сосудистых заболеваниях, кажется вероятным, что ко времени его смерти у Высоцкого было прогрессирующее коронарное состояние, вызванное годами табака, алкоголя и наркомании, а также его изнурительным графиком работы и стрессом. Высоцкий страдал от алкоголизма большую часть своей жизни, а где-то с 1977 года, он начал использовать амфетамины и другие отпускаемые только по рецепту наркотики в попытке противостоять изнурительным похмельям и в конечном итоге избавиться от алкогольной зависимости. 25 июля 1979 года ровно за год до смерти, он перенес клиническую смерть во время концертного тура по Узбекистану

Полностью осознавая опасность своего состояния, Высоцкий предпринял несколько попыток вылечить себя от зависимости. он прошел экспериментальную процедуру очистки крови, предложенную ведущим специалистом по реабилитации от наркотиков в Москве.

Отношения с Мариной Влади ухудшались он разрывался между его преданностью ей и любовью к любовнице Оксане Афанасьевой.

3 июля 1980 года Высоцкий дал спектакль в подмосковном концертном зале, один из сценических менеджеров вспоминает, что он выглядел явно нездоровым.

23 июля Высоцкий пережил очередной коллапс. На следующий день перенес инфаркт. Умер утром 25 июля 1980 года.

Официального объявления о смерти актера сделано не было, только в газете "Вечерняя Москва" появился краткий некролог, но несмотря на это, проститься с любимым артистом пришли десятки тысяч поклонников его таланта. Высоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Владимир Семенович Высоцкий - поэт, автор песен (25.1.1938 Москва — 25.7.1980 там же). Отец — полковник-связист, мать — переводчица технической литературы (с немецкого языка). Владимир Семенович жил в 1947-49 гг. со своими родителями в Эберсвальде под Берлином, с 1956 по 1960 гг. он обучался в школе-студии МХАТ, а затем, после ее окончания, играл на сценах московских театров.

С 1964 года он стал ведущим актером наиболее авангардной московской сцены — Театра на Таганке под руководством Ю. Любимова. Сыгранные здесь роли, в том числе Гамлет, и в 26-ти кинофильмах, где Высоцкий исполнял песни под гитару, вскоре принесли ему необычайную популярность. Владимир Семенович выступал с песнями публично, а также в домашней обстановке, но тексты его песен не публиковались. Они распространялись в СССР на миллионах магнитофонных пленок и кассет. Некоторые из них появились на 25-ти страницах неподцензурного альманаха «Метрополь».

Владимир Высоцкий был женат на французской актрисе русского происхождения Марине Владимировне Поляковой (артистическое имя — Марина Влади). Он мог с ее помощью периодически получать визы для поездок во Францию, а в 1979 году совершил концертное турне по США.

Его ранняя смерть не получила никакого официального резонанса, но откликнулась народной скорбью, стихийной ночной демонстрацией перед театром на Таганке, в которой приняло участие несколько десятков тысяч человек из всех слоев населения (уникальное, почти невообразимое событие на протяжении десятилетий советской власти). К могиле Владимира Семеновича на Ваганьковском кладбище из года в год приходят тысячи почитателей поэта. После его смерти в СССР было разрешено опубликовать сборник "Нерв " (1981), содержащий 130 стихотворений, отобранных Робертом Рождественским. Некоторые известные песни здесь вообще отсутствуют, другие (например, «Баллада о волчьей гибели » и «Очи черные ») сокращены наполовину. Издание в 3-х томах "Песни и стихи " (1981-83), вышедшее в Нью-Йорке, содержит около 600 песен, немного прозы, высказывания Владимира Высоцкого о своем творчестве и литературу о нем. С 1986 года перестройка открыла ему официальный путь к читателю в СССР.

Высоцкий как бард близок Б. Окуджаве и А. Галичу. Он стал кумиром для миллионов советских людей. Этим он обязан таланту глубоко личного восприятия жизни своих соотечественников и современников; их радости и горе, страхи и надежды с полной правдивостью отражены в его песнях, исполнявшихся с такой самоотдачей, какую можно назвать самоотверженностью. Душевная взволнованность Высоцкого без остатка передается его русским слушателям. При этом он способен к воплощению трагедий и судеб, не пережитых им самим, — это касается прежде всего ужасов войны и лагерных истязаний. Его основная позиция — религиозность, пацифизм, готовность помогать; его выразительные средства многообразны: описательность, обвинение, юмор, острота, ирония, заклинание. В его манере исполнения, в пении была грубоватость и хрипота, был пафос и перепады — и всегда в полном соответствии с текстом. «В нем нашла себя нота городских окраин, дворов поспешно заасфальтированной России» (А. Вознесенский, в журнале «Новый мир», 1982, № 11, с. 116). Он пел, «создав как бы синтез поэзии и мусора повседневности, музыки и пошлости советского быта, театра и популярного сипа уличных голосов» (А. Круглый).