» » Упражнения. Упражнения Язык катерины является наиболее ярким в галерее

Упражнения. Упражнения Язык катерины является наиболее ярким в галерее

СТРОЙ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях - дадут ряд концертов) 50.1. На предприятии (происходит рост производительности - растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства Одна - одной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку5 2.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди - по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы 6» 5. Ломоносов в юности был (рыбак - рыбаком)Эта река (спокойная – спокойна)Общественность (широко готовится - готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка)55

СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Ряд столов (стоял - стояли) посередине комнатыПять учеников (подошло - подошли) к экзаменационному столу5Двадцать две тетради, проверенные учителем, (лежали – лежало) на столе На совещание (прибыл – прибыли) двадцать один делегатТысяча солдат (бросилось - бросилась - бросились) в атаку Прошло - прошли) два месяцаНа экскурсию (пошло - пошли) всего десять учеников классаПолчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло - прошли) незаметно Пятерка истребителей (бросилась - бросились) на вражеские бомбардировщики Много выпускников нашей школы (пошло - пошли) работать на завод


Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Секретарь (выдал - выдала) нам нужные справки [речь идет о лице женского пола] «Война и мир»(написана - написано - написаны) Недавно у нас (открыта - открыто) кафе-столовая с самообслуживанием 6Никто, даже самые сильные ученики, не (мог - могли) решить эту трудную задачу 70.5. Правление клуба, в том числе председатель и его за-меститель, много (сделало - сделали) для развертывания культурно-массовой работы Народ Франции, как и народы России, не (может - могут) забыть перенесенных бедствий и утрат во время второй мировой войны 70.7. Группа студентов во главе с комсоргом, профоргом и старостой активно (помогала - помогали) колхозникам в уборке картофеля 7Администрация школы, особенно директории завуч, много (сделала - сделали) для организации летнего отдыха детейГороно(подтвердил - подтвердило) свое указание В продаже (имеется - имеются) в большом выборе готовое платье, обувь, трикотажные изделия Брат или сестра (поможет - помогут) мне устроиться на работу Мать с детьми (уехала - уехали) в деревню73.

Упражнение 4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивалМного детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

50. Обороты с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, наряду с и т. п. должны непосредственно управляться глаголом, при котором они выступают в роли дополнений, в противном случае синтаксическая связь оказывается нарушенной. Так, нельзя сказать: «Вместо исправления ошибки ученик настаивал на своем мнении»; «Помимо работы на предприятии молодежь учится на вечерних курсах » . Второе предложение можно так исправить: Молодежь учится на вечерних курсах без отрыва от производства . Или: Работая на предприятии, молодежь одновременно учится на вечерних курсах.

51. Не следует усложнять конструкцию, заменяя глагол-сказуемое сочетанием существительного того же корня с полузнаменательным глаголом, например: вместо снижаются цены - «идет снижение цен» ; вместо растет успеваемость - «происходит рост успеваемости». Вторые варианты носят канцелярский характер.

52. Ошибочно построение предложения, в котором конец дается в ином синтаксическом плане, чем начало, например: «Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, - это вопрос об укреплении дисциплины» , - следует сказать: Один из вопросов... - это вопрос. .. или Одним из вопросов... является вопрос ....

53. Нельзя допускать смешение разнородных понятий («язык» и «действующее лицо»).

54. Именительный падеж существительного или прилагательного при связке был обозначает устойчивый признак предмета: Он был человек практичный; Погода здесь постоянно была ветреная. Для указания на временный признак в этих случаях употребляется творительный падеж : Он был в то время студентом .


55. Полные имена прилагательные в роли именной части составного сказуемого обозначают постоянный признак, вневременное состояние, а краткие прилагательные - временный признак, временное состояние: река спокойная (обычно) - река спокойна (в данное время).

Полные прилагательные обозначают также безотносительный признак, а краткие - признак по отношению к определенным условиям: комната низкая (вообще) - комната низка (для высокой мебели). Кроме того, краткая форма имени прилагательного носит более отвлеченный, категорический характер, чем полная; ср.: он смел - он смелый, она зла - она злая.

56. Неудачный порядок слов: широко готовится отметить ; нужно: готовится широко отметить.

Существенное значение для правильного построения предложения имеет порядок слов в нем. Всякая перестановка слов в предложении влечет за собой или изменение смысла, или подчёркивание, выделение одного из членов. Ср..: а) Даже эта работа трудна для меня (имеется в виду нетрудная работа, но слабый исполнитель); б) Эта работа даже трудна для меня (подчеркивается неожиданность трудности); в) Эта работа трудна даже для меня (речь идет о сильном исполнителе).

Неудачный порядок слов искажает смысл предложения, затрудняет его понимание. Это видно из следующих примеров: «Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, жалуясь на загруженность общественной работой » (следовало сказать: Богданов отказался сдавать зимнюю сессию вместе со всеми студентами...) ", «Глаза его прикрывали стекла очков» (понимание смысла фразы затрудняется из-за неоправданной перестановки подлежащего и прямого дополнения).

57. При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть и т. п .) в сочетании с родительным падежом множественного числа , сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных или если подчеркивается активность действия, и в единственном числе , если подлежащее обозначает предметы неодушевленные. Например: Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены; Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это общее положение усиливается или ослабляется дополнительными условиями контекста.

58. Если подлежащее выражено так называемым счетным оборотом, то есть сочетанием количественного числительного или другого счетного слова (например, несколько ) с существительным в родительном падеже множественного числа, то сказуемое обычно согласуется так же, как с подлежащим - собирательным существительным (см. п. 57). Например: Десять бойцов бросились в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров; Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).

59. При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во множественном числе, например: Три книги лежат на столе; Четыре ученика вошли в класс; Позади их щелкнули два выстрела, просвистели две пули (Л. Т.); Тридцать два человека дышали одним духом (Шол.).

60. При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Школу окончил сорок один ученик.

61. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в единственном числе и согласуется в роде: Получена тысяча книг для школьной библиотеки ; Отпущен миллион рублей на благоустройство поселка; Говорил он так, будто перед его пальцем сидела тысяча Андреев (А. Н. Т.).

62. При существительных лет, месяцев, дней, часов и т. п. Прошло две недели (П.); Пробило десять часов (Т.); Пятнадцать лет так прошло (А. Остр.).

63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).

64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол -, то сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, проведенные в деревне, восстановили здоровье больного.

65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).

66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится...(Пришв.).

67. При имени существительном мужского рода , обозначающем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожатую (в разговорном языке встречается в этих случаях постановка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обстановке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собственного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Агроном Сергеева прочла лекцию .

68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя сказать: «Руслан и Людмила» написаны », поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое.

Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана ».

69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремонтирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение показано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала машина-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-загадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать стояло в углу.

70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конструкций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болезни .

71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обычные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращенного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский государственный университет), гороно разослал инструкцию (городской отдел народного образования).

72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе: Промышленность и сельское хозяйство в СССР неуклонно развиваются", б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.). Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).

73. При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с ) типа брат с сестрой сказуемое ставится во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулаторию .

При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ставится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в деревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтировать станок .

  • Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  • Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  • Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  • Задание 21. Строй простого предложения.

    1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях.

    2. Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства.

    3. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства.

    4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

    5. Язык Катерины является наиболее ярким в галерее по-ложительных женских образов А.Н. Островского.

    6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи.

    7. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет.

    8. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

    9. Ломоносов в юности был рыбак.

    10. Эта река всегда спокойна.

    11. Для этого класса новая доска слишком широкая.

    12. Дежурный по станции бросил папиросу в печку и, нагнувшись, попытался ее потушить, но это ему не удалось.

    13. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и шержала ее там до тех пор, пока она не кончилась.

    Задание 22. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Ряд столов стояли посередине аудитории.

    2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

    3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежали на столе.

    4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

    5. Тысяча человек отправились в массовый поход.

    6. Прошли сто лет.

    7. На экскурсию пошли все десять школьников.

    8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

    9. Пятерка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.

    10. Много выпускников нашей школы пошли работать на завод.

    Задание 23. Согласование определений и приложений. Раскройте скобки, выберете нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

    1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно.

    2. Квартира делилась на две (неравные-неравных) части.

    3. (Первые-первых) два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер.

    4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

    5. И первая и вторая (половина-половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе.

    6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов).

    7. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

    8. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).

    9. В книге описывается разгром первого и второго (похода – походов) Антанты.

    Заданно 24. Некоторые случаи управления. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Докладчик оперировал с непроверенными данными.

    2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

    3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

    4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с нами.

    5. Ответ по заявлению был получен немедленно.

    6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины.

    7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

    8. Посевы производились согласно указаний агронома.

    9. Мой брат недавно вернулся с Крыма.

    10. В выходной день мы с товарищем были в опере.

    Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

    1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

    2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства.

    3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

    4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом.

    6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

    7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени.

    8. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления.

    9. С выходом книги читатели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

    Задание 26. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

    Задание 27. Исправьте грамматико-стилистическе ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

    1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.

    2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее.

    3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.

    4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

    5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.

    7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.

    8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.

    9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

    10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

    Задание 28. Объясните формы согласования сказуемого с подлежащим; укажите возможные стилистические варианты.

    1. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать гор- иичных (Пушк.).

    2. Деревня показалась ему довольно велика: два леса... были у ней справа и слева (Гог.).

    3. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи (Гог.).

    4. В числе друзей Андрея Ивановича... попалось два человека, которые были то, что называется огорченные люди (Гог.).

    5. Сойдется, например, десять англичан, они тотчас заговорят о подводном телеграфе, о налоге на бумагу... (Typг.).

    6. B углу, за карточным столом, сидело трое из генералов:тучный, снисходительный и раздражительный (Тург.).

    7. Обедали шестеро... (Л. Толст.).

    8. ... У дверей моей каморочки стоят шесть человек (Леск.).

    9. Человек десять последовали его примеру и... тоже заработали кулаками (Леск.).

    10. За коляской бежали четыре пса (Чех.).

    11. У околоточного оказалось двое помощников-городовых (Серг.-Ценск.).

    12. Однако его нагоняли тоже быстро шедшие со стороны Графской пристани трое молодых людей (Серг.-Ценск.).

    13. Два старых негра отмахивали от него мух (М.Шаг.).

    14. За лесом полыхало два ярких зарева (Кетл.).

    15. На берегу вертелись на злых лошаденках два молодых киргиза (Пауст.).

    16. За большим с резными ножками столом сидело четверо (Н.Остр.).

    17. В кабинете предгубисполкома, когда вышел чужой человек, над большим столом тесно сгрудились тринадцать (Н.Остр.).

    18. Двадцать один западногерманский деятель культуры опубликовали во Франкфурте-на-Майне заявление об отказе сотрудничать с телевизионной компанией «Дейчланд-Фернзеен» ... («Иностранная литература»).

    19. 13 августа 1950 года сто один делегат из всех партизанских районов страны избрали правительство Лаоса... (из газет).

    20. Пусть больше людей получают свежий воздух: они будут бодрее и здоровее (журн. «Юность»).

    Задание 29. Укажите стилистический характер использования выделенных предлогов; выясните возможность синонимических замен.

    1. Я увидел, что, благодаря болтливости ямщика, меня принимали как придворного временщика (Пушк.).

    2. Она была одета, чтобы ехать в спектакль (Гонч.).

    3. Наконец начало бить фрегат, по причине переменной прибыли и убыли воды, об дно, о свои якоря (Гонч.).

    4. Отец большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами (Акс.).

    5. Марья Степановна занялась распоряжениями касательно убранства гостиной и выгрузки разного хлама, привезенного на четырех подводах из деревни (Герц.).

    6. Я согласен на то, чтобы допустить его переночевать эту ночь в этом доме, ввиду болезненного состояния его (Дост.).

    7. Ерошка рассказывал про старое житье казаков, про своего батюшку (Л. Толст.).

    8. Я готовлюсь в математический факультет (Л. Толст.).

    9. Сын знает, что отец только следствие собственного невежества запрещает ему учиться (Доброл.).

    10. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет (Гар.-Мих.).

    11. Бедный старик очень скучает обо мне и пишет мне пресмешные письма, точно мне тринадцать лет (Мам.-Сиб.).

    12. Он, охотник, будет очень полезен теперь, когда я его крепко держу за горло, благодаря его ошибки с вами (Горьк.).

    13. Близ огня стояла телега с хлебом (А. Толст.).

    14. Но для Ромашова благодаря аресту пропала вся прелесть этого сладкого отдыха (Купр.).

    Упражнение 343. Выберите один из заключенных в скобки

    вариантов в соответствии с нормативным построением просто-

    го предложения.

    1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в кон-

    цертных выступлениях - дадут ряд концертов) 50.1. На

    предприятии (происходит рост производительности -

    растет производительность) труда благодаря примене-

    нию новейших методов производства 51. 3. (Одна - од-

    ной) из задач, которую нам предстоит срочно решить,

    является задача повышения успеваемости по русскому

    языку 52.4. Сложный и оригинальный внутренний облик

    Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом яр-

    ком (среди - по сравнению с языком) всех действующих

    лиц «Грозы»53. 5. Ломоносов в юности был (рыбак - ры-

    баком) 54. 6. Эта река (спокойная - спокойна) 55.

    7. Общественность (широко готовится - готовится ши-

    роко) отметить сорокалетие деятельности писателя ^.

    8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком

    (широкая - широка) 55.

    Упражнение 344. Найдите случаи обратного порядка членов

    предложения. Укажите роль инверсии.

    I. 1. Он смотрел вокруг себя, с волнением неописан-

    ным (Я.). 2. Волнение души моей было тягостное (П.).

    3. Прекрасный человек Иван Иванович! (/.) 4. По полям

    и по деревне бродят только в обилии коровы жующие,

    овцы блеющие и куры кудахтающие (Гонч.). 5. Судьбы

    свершился приговор! (Л.). 6. Досадно было, боя ждали

    (Л.). 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на

    ким и приятным (Т.). 9. Неотразимое впечатление про-

    ка смертельная царила в его доме (Т.). 11. Обеды задавал

    он отличные (Т.). 12. Тут сгорел мой приятель со стыда

    (Т.). 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном

    замесили (С.-Щ.). 14. Я по двору погулять вышла

    (А. Остр.). 15. Я уж и так топиться от вас хочу (А. Остр.).

    16. Развязка же наступила неожиданная (Даст.). 17. Да,

    мы дружны были очень (Л. Т.). 18. Радостной улыбкой

    озарилось лицо Анны (Л. Т.). 19. Руку мне подал на про-

    щание (Ч). 20. Почти целую неделю не спала она (Ч.).

    II. 1. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница

    (Ч.). 2. Как раз над двором плыла полная луна (Ч.).Ъ. Всю

    дорогу мешала говорить тряская езда (Ч.). 4. А хорошая

    сторона - Сибирь! (М. Г.). 5. Ослепительно-яркое выр-

    валось из печи пламя (Гладк.). 6. Власть советская при-

    шла в станицу просто и незаметно (Гладк.). 7. Пустынны

    и печальны Карпаты в осенний сумрачный день (А. Н. Т.).

    8. Бор глухим, сумрачным стал (Сейф.). 9. Волка на паш-

    не видели (Сейф.). 10. Вышел месяц ночью темной, оди-

    ноко глядит из черного облака на поля пустынные, на

    деревни дальние, на деревни ближние (Нее.). 11. В лавку

    вошла, согнувшись в три погибели, старуха (Фед.).

    12. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо (Пан.).

    13. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце (Пан.).

    14. Душа к высокому тянется (Пан.). 15. К базе Уваров и

    Анна подъехали в самое жаркое время дня (Копт.).

    16. Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим су-

    ществом (Н. О.). 17. Книжками сын мой сильно интере-

    суется (Я. О.). 18. По крайнему к степи проулку январс-

    ким вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог

    Задание 1. Исправьте предложения, изменив порядок слов.

    1. В это время года ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие писателя. 3. Обязать торговые сети снабжать продуктами питания лиц, выезжающих на тушение пожаров, согласно установленным нормам. 4. Сейчас эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 5. Двери наружу должны иметь все помещения в корпусе. 6. Лань не догнала стая волков.7. Лето сменяет осень.

    Задание 2. Исправьте предложения:

    1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. 2. Эта река всегда спокойна. 3. Для этого класса новая доска слишком широкая. 4. Каждая из сторон имеет право прекратить действие. 5. Договора, уведомив не менее, чем за 20 рабочих дней, другую сторону в письменном виде. 6. Боясь грозы, ребенок спрятал голову под подушку и держал ее там до тех пор, пока она не кончилась. 7. В свою очередь подрядчик несет материальную ответственность за повреждение энергосистемы, находящейся в ведении заказчика в полном объеме.

    Задание 3. Исправьте предложения:

    1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормы по лыжам. 3. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. 4. Несколько человек наказано плетьми. 5. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 6. Установлено три новых мировых рекорда. 7. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 8. В состязаниях участвовали 121 спортсменов. 9. Тысяча человек отправилось в турне. 10. Говорил он так, будто перед ним сидело миллион людей. 11. Прошли сто лет. 12. До экзаменов остались пять дней. 13. На экскурсию пошли всего десять школьников.

    Задание 4. Найдите ошибки в согласовании некоторых сказуемых с подлежащими:

    1. Операцию проводил молодой хирург Надежда Сергеевна, недавно защитившая диссертацию. 2. Шоссе-магистраль пересекала полотно железной дороги. 3. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка. 4. Его малодушие, вернее, его трусость поразило всех. 5. Печать, в частности стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы. 6. Большинство слушателей поддержали это предложение. 7. Из нашей группы 5 студентов отправилось путешествовать.

    Задание 5. Раскройте скобки и выберите подходящий вариант:

    1. Вероятно, я с братом (уеду – уедем) завтра. 2. Все, кто (знал – знали) его, сожалели о случившемся. 3. Вспоминаю с благодарностью тех, кто (был - были) моими друзьями в трудное для меня время. 4. Больной смутно видел, как кто-то в белом, наверное, медсестра (приблизилась – приблизились) к его постели. 5. В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье и обувь. 6. В деревне (послышался – послышались) топот и крики. 7. Его спокойствие и простота обращения (удивили – удивила – удивило) всех нас.


    Задание 6. Раскройте скобки, выберите форму определения:

    1. Квартира была разделена на две (неравные – неравных) части. 2. Дети просили рассказать о замечательной рыбе-ерше (известном – известной) им по сказкам. 3. Этот мальчик – (такой – такая) задира. 4. Три (огромные - огромных) здания были охвачены пламенем. 5. Город открыт для ветров с северной и восточной (сторон – стороны). 6. Вопрос этот важен как с научной, так и с прикладной (точки зрения – точек зрения). 7. Дожди шли (целых – целые) две недели. 8. Вам следует приобрести орфоэпический и орфографический (словарь – словари). 9. Много перемен произошло в нашей стране в конце ХХ и начале XXI (века – веков).

    Задание 7. Раскройте скобки:

    1. Я приехал из (Болшево). 2. Мы подъехали к реке (Воря). 3. Я живу в городе (Москва). 4. Я живу в городе (Пушкино). 5. Старая церковь находится в селе (Тайнинское). 6. Старое здание МГУ находится на улице (Моховая). 7. Мы говорили о будущем города (Мытищи). 8. Мы плыли по реке (Аргунь). 9. Как красиво на озере (Байкал). 10. Мне бы хотелось побывать в (Переславль-Залесский и Гусь-Хрустальный). 11. Мой дед родом из (Орехово-Зуево).

    Задание 8. Согласуйте определения с определяемым словом, допишите окончания:

    1. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись из деревни. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери. 3. Реставрированн… музей и галерея открыты для посетителей. 4. Языков… краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя. 5. Наш… наука и культура нуждаются в государственной поддержке. 6. Экспонаты были размещены в больш… зале и коридоре. 7. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи. 8. Пушист… верба и черемуха встретили нас на краю деревни. 9. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат… 10. Упорные бои шли на реке Висл… 11. Родом он был из села Крюков… 12. Теплоход приближался к острову Кипр… 13. Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… 14. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… 15. Поезд приближался к станции Тул… 16. Астрономы изучали движение планеты Марс… 17. Много рыболовецких судов было в порту Находк…

    Задание 9. Раскройте скобки, выбрав нужный вариант.

    1. Летайте (на самолетах – самолетами) Аэрофлота! 2. Когда я еду (на поезде – в поезде), я обычно сплю. 3. Эта деревня находится на расстоянии (пяти – пять – в пять) километрах от города. 4. К сожалению, женщинам приходиться много времени проводить (в кухне – на кухне). 5. Соответствующие организации должны осуществлять контроль (выполнения – над выполнением – за выполнением) принятых решений. 6. Дорога проходила между (домов – домами). 7. Я могу выполнить эту работу только (при помощи – с помощью) преподавателя.

    Задание 10. Исправьте, где необходимо, ошибки.

    1. Мы приближаемся к окончанию нашей работы. 2. По окончанию учебы мы разъедемся по разным городам. 3. Вход в университет должен быть по предъявлению пропуска. 4. Согласно приказа ректора курение в корпусах университета запрещено. 5. Я соскучился по своему брату и по вам. 6. Сегодня сын пришел со школы очень поздно. 7. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразию, привлекает туристов. 8. Благодаря старания родителей сын получил прекрасное образование. 9. Артист был удостоен высокой наградой.

    Задание 11.

    1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети 19 века отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. После издания приказа ректора наметились изменения к лучшему в деле нарушения дисциплины. 5. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 6. В воскресенье мы были в опере. 7. Помимо большого экономического эффекта, работы выполнены с высоким качеством. 8. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником много лет. 9. В медпункте будут проводиться прививки против гриппа, кроме освобожденных врачом.

    Задание 12. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 2. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды. 3. Нельзя было смириться с недостатками. 4. Мы наблюдали за солнечным затмением. 5. Мальчик бросил камнем в воду. 6. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 7. Успокойтесь, выпейте воду! 8. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 9. Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков. 10. Кафедра организовала и руководит диалектологической практикой студентов. 11. Исключительное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости.

    Задание 13. Проанализируйте выбор падежных форм при глаголе с отрицанием, укажите ошибки, исправьте их.

    1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результатах эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Никакие журналы я не выписываю. 9. Мы не теряем время зря. 10. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 11. Я не часто получаю писем из дому. 12. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка. 13. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

    Задание 14. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Больному давали фрукты, бульон, какао, апельсины. 2. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся девятых классов. 10. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния. 11. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 12. Работы по ремонту ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.

    Задание 15. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

    1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 3. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 4. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 5. Образована комиссия, которой поручено координировать и руководить всеми проектами. 7. В документе излагается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий граждан.

    Задание 16. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Скоро пройдет премьера спектакля, создающегося силами обновленной труппы театра. 4. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы зимой, могут поплатиться жизнью. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 6. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 7. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 8. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 9. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

    Задание 17. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

    1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую позже стали разрабатывать другие писатели-классики. 4. Море, о котором дети столько слышали и читали, теперь лежало перед ними. 5. Илья входил в избу с важным видом человека, который хорошо поработал. 6. Я читаю книгу, о которой мне так много говорили. 7. Артист драмтеатра, который приедет на гастроли, выступит с интересной программой. 8. От снега, который падает крупными хлопьями, на дорогах становится скользко. 9. Уже виден был город, который окутан легкой дымкой.

    Задание 18.

    1. В соревнования по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Повествование предельно коротко, учитывая время собравшихся. 4. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 5. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 6. Пользуясь калькулятором, расчет производиться быстро и легко. 7. Получив тяжелую травму, боец был спасен врачами. 8. Быстро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 9. Убежав из дома, ребенок вскоре был найден родителями. 10. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках. 11. Идея строительства тоннеля обсуждается давно, не приводя, однако, к конкретным результатам. 12. Спрыгнув с подножки трамвая, у меня упала сумка. 13. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка.

    Задание 19. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

    1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как студенты закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Старик лодочник дремал, наклоняясь над веслами. 6. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол. 7. Не восстановив здоровья, он не сможет серьезно заниматься спортом. 8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. 9. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

    Задание 20. Исправьте предложения, объяснив ошибки.

    1. Докладчик попытался убедить слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным желанием, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 6. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 7. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 8. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 9. Обе стороны выразили желание, чтобы контакты между российскими и чешскими деятелями науки и культуры получили бы свое дальнейшее развитие. 10. На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения. 11. Не принимая критики в свой адрес, Иванов неизменно заявлял, что пусть бы другие лучше не вмешивались в его дела.

    1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н.; Под ред. Н.М. Шанского. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1989.

    2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

    3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

    4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М.: Наука, 1976.

    6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

    7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.