» » В чем проявляется ответственность человека перед. Хэмминг

В чем проявляется ответственность человека перед. Хэмминг

Человек – существо, состоящее из души и тела. Поэтому наши обязанности делятся на два вида:
а) обязанности перед телом;
б) обязанности перед душой.
Обязанности перед телом.
1. Питаться правильно. Для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело, необходимо быть внимательным к тому, что ешь и пьешь. Сказано в Священном Коране:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي اْلأرْضِ حَلاَلاً طَيِّبًا
Значение: «О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только чистое и дозволенное Аллахом».468
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Сильный верующий лучше и любимее Аллахом, чем слабый верующий469».
Отсюда ясно, что Пророк, хотел, чтобы мусульмане были сильными не только духовно, но и физически.
2. Беречь здоровье. Мусульманин обязан следить за своим здоровьем, а если заболеет, должен лечиться. Спросил один из арабов: «О, Пророк Аллаха! Разрешено ли лечение?». Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, слуги Аллаха! Излечивайтесь от болезней своих, поистине, Аллах не ниспослал ни одной болезни, не дав от нее исцеления или избавления, за исключением одной». Спросили: «О, Пророк, что это?». Он ответил: «Старость».475
Наша религия запрещает употребление алкоголя и наркотиков, повелевает избегать всякого рода вредных воздействий на организм.
Один из величайших даров Всевышнего Аллаха – это здоровье. Человеку под силу сохранить этот дар. Если нет здоровья, трудно жить полноценной, счастливой жизнью. Человек зачастую не ценит здоровье. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Многие люди обманываются в двух вещах (т.е. не могут оценить две вещи): в здоровье и в свободном времени».471
Для того, чтобы сохранить здоровье, следует прислушиваться к советам врачей, например, делать прививки. Надо избегать нахождения в местах, где можно заразиться. Есть хадис нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где сказано: «Избегайте проказы, как льва».472
Религия Ислам придает большое значение медицине. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) лечился от болезней сам, и советовал другим лечиться в соответствии с возможностями данного времени. Пророк сказал: «Нет из мусульман того, кого в болезни не очистил бы от грехов Аллах, подобно тому, как Он освобождает дерево от тяжести листьев».474
«Все, что посылается правоверному: головная боль, усталость, болезнь или печаль, даже просто грусть — есть искупление его грехов».476
В Исламе известны такие медики, как Абу Бакр Рады и Ибн Сина (Авиценна). По их книгам обучаются в Европе и в наше время. Лечение не противоречит упованию на Всевышнего Аллаха (таваккуль), наоборот, после того, как больной сделает все, что требуется для исцеления, искреннее упование и мольба необходимы.
3. Уделять внимание чистоте. Тело, одежда и жилище мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Чистота – половина веры».477
«Когда один из вас проснется, пусть вымоет руки свои прежде, чем прикасаться к посуде с водой (или другой домашней утвари), ибо неведомо, к чему прикасалась рука во сне».478
«Пять непременных условий естества человека: быть обрезанным, брить волосы в паху, обстригать ногти, брить волосы в подмышках и подстригать усы».479
«Надевайте белые одежды. Подлинно, они чище и приятнее. И заворачивайте в белый саван умерших».480
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал большое значение уходу за зубами. Он говорил: «Используйте мисвак».481
«Намаз, совершенный после использования мисвака, имеет семидесятикратное превосходство».482
«Употребляйте мисвак, ибо он очищает рот — это угодно Всевышнему Аллаху. Ангел Джабраиль столь настойчиво советовал мне пользоваться мисваком, что я испугался, не будет ли это вменено мне и моей общине как фард».484
«Если бы я был уверен, что не отягощу свою общину, я бы приказал использовать мисвак при каждом омовении».485
Мисвак – это зубная щетка, которую изготавливают из дерева арак, растущего в Саудовской Аравии. Для чистки зубов так же можно использовать современные зубные щетки, изготовленные из чистого сырья.
Обязанности перед душой.
1. Защищать душу от ложных убеждений.
2.Поддерживать в душе истинную веру и правильные убеждения.
3. Украшать душу истинными и полезными знаниями.
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) о важности знаний сказал: «Стремление к знаниям — обязанность каждого мусульманина».486
«Кто стремится к знаниям, приобретенные им знания являются искуплением его грехов».487
«Кто совершает путь для получения знаний, тот на пути Аллаха до возвращения».488
«Тому, кто следует по пути получения знаний, Аллах облегчает дорогу, ведущую в Рай».489
«Тот, кто, зная ответ, не ответит на заданный ему вопрос, в Судный День будет обуздан огнем».490
«Кто учится не ради Аллаха и хочет получить знания ради кого-то кроме Аллаха, пусть готовит себе место в Аду».491
4. Избавляться от нелицеприятных, пагубных мыслей и наклонностей.
5. Воспитывать в себе положительные черты характера.
Отрицательные черты характера: враждебность, гневливость, завистливость, лживость, неумение держать обещание, лицемерие, бесстыдство, неуважение к мусульманам, невоспитанность, безжалостность, трусость, лень, скупость, высокомерие, деспотич ность и несправедливость, нетерпеливость, грубость, использование без разрешения того, что дано на хранение, жестокосердие…
Положительные черты характера: дружелюбие, милосердие, правдивость, щедрость, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, человеколюбие, умение держать слово, вежливость, мягкость, благовоспитанность, умение прощать, скромность, умение сдерживать гнев, умение сдерживать язык.
Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «О, сын! Дружи с теми, кто поможет тебе в воспитании нафса. Пребывай на их лекциях. И не дружи с теми, кто помогает тебе следовать за устремлениями нафса. Вначале займись воспитанием своего нафса, и, воспитав его, займись другими. Занимаясь воспитанием других, не забудь воспитать и себя».

КУЛЬТУРА ГОСТЕПРИИМСТВА

1. Приглашать в гости Богобоязненных, добропорядочных, бедных людей, исключая при этом грешников (если же приглашать грешников, то с целью, рассказать им о религии и призвать не совершать запретного).
2. Не приглашать человека, присутствие которого смущает других гостей.
3. Не приглашать к себе только богатых людей.
4. Не засиживаться в гостях долго после приёма пищи.
5. Угощать гостя, не спрашивая, будет, ли он есть или нет.

КУЛЬТУРА ПРИЕМА ПИЩИ

1. Употреблять разрешенные (халяль) продукты. Сказано в Священном Коране: «О, уверовавшие! Вкушайте благую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если Ему вы поклоняетесь».492
В другой суре сказано: «Вкушайте наилучшую (халяль) пищу и вершите добро. Воистину, Я ведаю о том, что вы творите».493
Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал: «О, сын! Пища харам убивает сердца, а халяль – оживляет его. Есть пища, вкушая которую человек занимается только мирским, а есть пища, вкушая которую человек занимается ахырат. Есть пища, способствующая возникновению любви к Аллаху – Создателю обоих миров».
2. Мыть руки до и после еды. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Благословение пищи — в мытье рук перед едой и после».494
Не опаздывать к столу, заставляя других долго ждать.
3. Начинать еду с «Бисмиллях» и заканчивать словами (ду’а) «Альхамдулиллях». Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Если один из вас приступает к еде, пусть скажет «бисмиллях». Если же забудет сказать «бисмиллях», то вспомнив, пусть скажет «бисмилляхи авваляху ва ахираху».495
4. Брать ближний кусок. Есть правой рукой. Сказал Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям): «Скажи «бисмиллях», ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой».496 «Если один из вас ест, пусть ест правой рукой, и если пьет, пусть пьет правой рукой; подлинно, шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой».497
«Ни в коем случае не ешьте и не пейте левой рукой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой».498
5. Брать кусок, который поместится в рот, и глотать его разжевав.
6. Не разговаривать с едой во рту. Не вести пустые разговоры.
7. Не брать следующий кусок, не проглотив предыдущий. Жевать сомкнув губы.
8. Не принимать в пищу не созревшие фрукты.
9. Не дуть на еду для того, чтобы остудить ее. Не вдыхать воздух в стакан во время питья. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда один из вас пьет, пусть не дышит в посуду, из которой пьет воду, и в отхожем месте пусть не прикасается к своей плоти правой рукой».499
Не пить на одном дыхании и с той стороны, где надколото или есть трещина.
Пророк пил в три приема, после каждого глотка вбирал в себя воздух и говорил так: «Бесспорно, это очень полезно, и вода вливается в тело, свободно проходя через горло».500
В другом хадисе Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:«Не выпивайте воду на одном дыхании, уподобляясь верблюду, а выпивайте за два или три приема. Скажите «бисмиллях» перед тем, как начать пить, и скажите «альхамдулиллях», когда вы попьете».501
10. Не совершать за столом неприятных для присутствующих действий.
11. Не допускать расточительства во время еды, не класть себе больше, чем можешь съесть. Сказано в Священном Коране: «Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих».502
12. Желательно доесть все, что в тарелке (куском хлеба следует собрать оставшееся и съесть).
13. Закончив, есть во время трапезы с джама‘атом, не надо уходить раньше других.
14. Первым начинает трапезу человек, старший по возрасту.
15. Нежелательно есть на улице.
16. Закрывать посуду. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Перед заходом солнца не пускайте детей на улицу, потому что в это время шайтаны заполняют все пространство. Спустя немного времени после захода солнца можете их выпускать. Закрой двери с упоминанием Имени Аллаха (например, Бисмиллях), погаси светильник с упоминанием Имени Аллаха, закрой сосуд с водой с упоминанием Имени Аллаха, закрой посуду с едой с упоминанием Имени Аллаха. (А если не найдешь, чем закрыть), положи что-нибудь (сверху). Тогда шайтан не сможет открыть закрытое. Тушите светильники, иначе (их) может задеть мышь, и случится пожар».503
Шейх Мухйиддин Ибн Араби (рахматуллахи алейхи) так объяснил этот хадис: «В году есть одна неизвестная ночь, в которую ниспосылаются все болезни. Эти болезни обязательно попадут в открытый сосуд с водой или едой».

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Так же, как мы внимательны во время еды к тому, что попадает в наш рот, следует следить за тем, что из него выходит, то есть за своими словами. Религия Ислам учит нас следить за своей речью.
Культура речи:
1) задумываться о последствиях сказанного;
2) не говорить слова, в которых нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни;
3) не перебивать речь другого, не говорить слова, которые могут обидеть;
4) разговаривать с людьми в соответствии с их статусом;
5) не хвалить кого-то чрезмерно;
6) не повышать голос, разговаривая со старшими;
7) не говорить много без необходимости;
8) при разговоре не кривить рот, не ставить себя выше других, не искать ошибки в речи собеседника;
9) не привыкать к плохим словам, не лгать, не давать ложную клятву, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не выполнишь;
10) не говорить с насмешкой, не звать человека по кличке.
11) не выдавать чужие секреты.Когда спросили у нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), где путь к спасению, он ответил: «Храни свой язык».504
Сказал Имам Ар-Рифа’ий (рахматуллахи алейхи): «Твой язык подобен льву, если ты охраняешь его, то и он тебя охраняет, а если выпустишь его – он тебя съест».
В хадисах сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говорит доброе или пусть молчит».506
«Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай».507
«Поистине, раб Аллаха может произнести слова, угодные Аллаху, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб Аллаха может произнести (такие) слова, которые вызовут гнев Аллаха чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад».508
«Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выража­ют свою покорность языку, говоря: Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямо­ты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы».509

ДРУГИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Наши глаза, уши, руки и ноги также нуждаются в воспитании и контроле. Для этого необходимо:
1. Руки и ноги удерживать от харама и от нанесения ими вреда другим.
2. Не смотреть с завистью, не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других, никого не беспокоить взглядом.
3. Не слушать ложь, сплетни и то, от чего нет пользы ни для этой, ни для будущей жизни.
4. Не наносить вреда здоровью, чести или имуществу другого человека.

Проблема ответственности

10.06.2015

Снежана Иванова

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают...

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности. Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом. Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения. Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна. Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка. Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача. Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации. Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества. Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях. Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек. Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль. Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема ответственности

Проблема ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену. Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства. Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными. Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий. В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе. Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми. Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям. Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия. Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению. Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче. Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными. Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время. Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях. Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий. Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов идти до конца к победным свершениям. На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности. Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком. Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше. Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете. А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете. Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения. Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно. Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай. Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход. Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку. Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность. Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

1. Раскрой смысл понятия.

Моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает своё моральное отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.

2. Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.
Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек.

Вика поступила правильно, что предложила Наташе не менять планов, та очень хотела отдохнуть и планировала отпуск заранее.

Наташа не виновата в том, что Вика заболела и заслужила отдых. Без подруги, конечно, будет скучнее, но билеты уже куплены.

Какой совет можно дать каждой из подруг? Вике надо быть аккуратнее перед поездкой, а лучше не покупать билеты так задолго.


3. Прочитай текст и выполни задания.

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, это выбор между "можно" и "нельзя". Нарушение запрета, отказ от "нельзя" может привести к изменению судьбы, серьёзнро повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу "всё дозволено", в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Ещё более сложной проблемой является столкновение внутреннего "хочу" и внешнего "надо"...
В зависимости от того, с какой лёгкостью мы выбираем между "хочу" и "надо", можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг - внутренне принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

(Т.В.Мишаткина, современный ученый)

1) Озаглавь текст.

Потому что это полные противоположности действия, но с таким выбором мы сталкиваемся каждый день.

а) отсутствие свободы.
Когда человек получает паспорт, гражданство.
б) внутреннее принуждение.
Когда человек идет в институт.
в) свободный выбор.
Когда человек едет в парк аттракционов.

4. Ответь на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".

1) Как ты думаешь, что такое "свобода"?

Свобода- это когда позволено всё и перед тобой открыт весь мир.

2) Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?

Да, когда человек становится старше у него появляется больше прав и свободы.

3) В чём проявляется ответственность человека

а) перед самим собой: ты ответственный перед последствиями, которые повлияют только на тебя, перед своей совестью.
б) перед семьёй: за последствия, которые повлияют на твою семью.
в) перед обществом: ответственность за взаимопонимание и спокойствие общества, в котором ты живёшь.

5. В апреле 1986г. на Чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа. Многих трагических последствий можно было бы избежать, если бы власти вовремя проинформировали население и провели его эвакуацию. Вместо этого люди подвергались дополнительной опасности, принимая в условиях повышенного радиационного фона участия в торжественных первомайских демонстрациях.
Прокомментируй этот факт, используя понятия "долг", "совесть", "ответственность".

Долг правительства - предупредить людей. Только они знали об опасности и были за это ответственны. Вероятно, у них не было совести.

Я очень ответственный человек. Так считают все. Так считаю я сама. На меня всегда можно положиться и я выполняю все свои обещания. Уверена, я очень редкий и ценный сотрудник (по крайней мере, была таковым в свой карьерно-ориентированный период жизни). Даже сейчас я сделаю все, чтобы выполнить поручение шефа или просьбу друзей. Потому что я ценю их доверие, их веру в мои возможности и уверенность в моей поддержке.

Единственный человек, чьими интересами я пренебрегаю - я сама. С собой любимой я не церемонюсь и всегда могу передоговориться. Ну что изменится, если новая жизнь начнется не сегодня, а завтра? А еще лучше с понедельника. Следующего месяца.

Хотя нет, иногда я бываю непримирима - не завтра - а сейчас! Сию же минуту!! Каждую секунду у нас начинается новая жизнь, и моя уже началась.

Решимость бьет через край, вредные продукты изгоняются из холодильника в мусорное ведро, рабочее место очищается от завалов бумаги, в новом ежедневнике строятся судьбоносные планы изменений и все это венчает бодрая тренировка из любимого журнала Shape. Теперь или никогда грозно заявляю я себе и с улыбкой решимости на устах засыпаю.

Чтобы проснуться не выспавшейся в привычном рутинном дне с пасмурной погодой и ожидающим меня длинным списком запланированных дел, о которых даже думать не хочется не то что выполнять. Но ведь не обязательно выполнять все дела сразу - верно?

Знакомая ситуация? Мы настолько привыкли быть хорошими для всех, что на себя просто не остается времени. В нашем обществе не принято думать о себе - это же эгоизм внушали нам с детства - главное коллектив, умение ладить с окружающими, дружить, в конце-концов.

Нас не научили принимать решения отталкиваясь от своих интересов (а естественный детский эгоцентризм - подавлялся на корню). Мы не умеем ставить себя над ситуацией и рассматривать ее с позиции личной выгоды. Мы всю жизнь стремимся соответствовать ожиданиям окружающих - не дай Бог, кто-то заподозрит нас в эгоизме или черствости. Мы никогда не ставим себя в центр Вселенной и безумно возмущаемся теми, кто осмеливается заявлять о своем превосходстве и избранности. Мы не любим выскочек - мы любим коллектив и общину. Мы живем интересами, навязываемыми нам другими, руководствуемся чужими ценностями и воплощаем чужие мечты (пусть даже это мечты наших родителей).

Смешно, но нам проще поверить в миссию своей фирмы, в идею национального единства или еще какую-нибудь идею, чем разработать свой жизненный кодекс и найти, наконец, свое Предназначение.

Для этого надо думать. О себе. О своих интересах. О своих желаниях. Но главное, надо быть готовыми во всех случаях жизни делать СВОЙ выбор, основанный на СВОИХ интересах и ценностях. Даже если для этого придется пренебречь интересами близкого человека (хотя вряд ли ваши жизненные принципы поставят вас в такую ситуацию).
Надо быть готовым идти до конца. Потому что в этой жизни мы ответственны только перед собой. Самый важный человек в нашей жизни - это мы сами. Давайте попробуем построить новую жизнь, опираясь на этот постулат, и посмотрим, как все переменится. Я в это верю. И готова начать думать по-новому прямо сейчас - а вы?

Никто не думает об ответственности перед самим собой. "Какая глупость", – скажите вы, – "Это же очевидно – я отношусь к себе так, как могу! Главное, что я добиваюсь целей!". Но давайте на несколько минут задумаемся о том, что же заставляет людей меняться? Конечно, боль, болезни, страх одиночества, разрушение личной жизни, кризисы.

Слишком часто тяжелое событие застает многих из нас врасплох, когда никто не готов принять жизнь с темной стороны. Как нападение ночью в переулке! Единственное, что может нас хоть немного подстраховать от ударов судьбы и помочь в кризисных ситуациях – это личная ответственность перед самим собой.
Проблема принятия личной ответственности тесно связана с отношением к себе. Ведь невозможно добиться переживания удовлетворения от жизни и от достигнутого, если в душе живет недовольство собственной личностью. Грубо говоря, если постоянно пренебрегать своими потребностями и одновременно требовать невероятных достижений, то в скором времени получите нервный срыв и поход по врачам.

Перфекционизм – бич нашего времени.

Социальные достижения не будут приносить радости от успеха – в тот момент, когда человек понимает, что заплатил слишком высокую цену. Например, столкнулся с разрушением личной жизни или постоянным напряжением, которое невозможно снять без антидепрессантов, амфитаминов или алкоголя. Возможен и такой вариант – жизнь под гнетом страха потерять достигнутое. Так, сознание человека замыкается в извечный круг между скукой и страданием – нет понимания и удовлетворения потребностей плюс недовольство собой.

Принятие личной ответственности перед собой и за себя

Принятие личной ответственности напрямую связано с заботой о себе, без которой невозможно сохранить высокую мотивацию к жизни и обрести смысл существования. Давайте рассмотрим, что включает в себя это понятие.

Забота о себе, как о целостном живом существе, у которого есть духовные, телесные и эмоциональные потребности, помимо социальных и финансовых. Умение различать эти потребности и своевременно удовлетворять приносит в жизнь гармонию и баланс. Мы вынуждены учиться жить в своем внутреннем мире, в своем теле, с другими людьми. Проще говоря, речь идет о наработке навыков регуляции внутренних процессов, которым никто никого не обучает в обычном жизни.


Забота о теле. Никакой социальный успех не принесет наслаждения, если сидеть перед кабинетом онколога, нарколога или психиатра. Все просто – нет физических ресурсов, нет сил – нет здоровья. Если с утра до вечера пропадать на работе, то начнешь жить ради того, чтобы ходить на работу. Жизнь превратится в строгую циклическую последовательность между "надо" и "срочно". Вряд ли такое положение вещей позитивно отразится на здоровье.

Забота о душевной жизни , которая тоже относится к категории здоровья. Часто люди обращаются к психологу, когда эмоции зашкаливают и они не могут с ними справиться. Некоторые считают, что в состоянии терпеть душевный дискомфорт и у них все в порядке до тех пор, пока не столкнуться с необходимостью серьезного многолетнего лечения. Приходят к специалисту лишь тогда, когда душевные проблемы становятся такими сильными, что начинают разрушительно влиять на работу, здоровье и отношения.


Забота о себе в межличностном пространстве. Человек хочет получать любовь и секс, признание и уважение, поэтому забота о межличностных отношениях остается одной из приоритетных. Если учесть, что любовь купить за деньги нельзя, а секс не спасает от одиночества, то человек без прочной партнерской или дружеской связи остается на "голодном" пайке. К сожалению, полностью автономных личностей не бывает.

"Не хочешь – заставим, не можешь – научим!"

Почему в жизни возникает столько перекосов? Казалось бы, все – умные люди, знают о том, как должно быть, но не получается – то хвост увязнет, то клюв!

Оказывается, что ответственность перед другими людьми усваивается быстро и легко через страх наказания или осуждения, а об ответственности перед собой до сих пор знают лишь единицы и формируется она в помогающем стиле воспитания.

Как было в детстве? Сделал уроки – молодец, иди гуляй! Помыл посуду – герой! С двойкой лучше домой не приходить. Как было в детстве, так и осталось во взрослой жизни. Угроза социального возмездия вызывает страх, который играет роль психологической границы. Страх останавливает, замораживает и призывает быть внимательным.

Самый простой способ отнять у человека возможность жить в согласии с собой – напугать.

Лет тридцать назад редко какой родитель интересовался желаниями ребенка или его склонностями, если они не были ярко выражены. А уж если у ребенка возникали психологические проблемы, то, безусловно, из-за какой-нибудь ерунды. Лень, отсутствие стремлений, "глупость" или "тупость" – вот наиболее частые родительские формулировки.

Ответственность перед другими людьми тесно связана с требованием соответствия. Сначала соответствуешь требованиям родителей и школы. Потом институт, работа. Страх несоответствия – мощный инструмент влияния. Все заботы крутятся вокруг того, чтобы получать больше одобрения и признания. Пока человек занят стремлением соответствовать, он все больше принимает ответственность перед другими на себя.

Внешнее становится важнее внутреннего.

Со временем человек замечает, что здоровья не хватает и близкие отношения не выстраиваются. Потому что в душе многие успешные люди так и остаются напуганными детьми – "хороший" мальчик или "хорошая" девочка, которые "должны" соответствовать. Они оглядываются на партнера и видят чужого человека. Идут к врачу и пугаются еще больше.

Ответственность перед собой – вещь настолько размытая и мало обсуждаемая, что трудно понять, где она начинается и заканчивается. Может ли общество обязать человека быть счастливым? А здоровым? По идее, человек сам выбирает – быть счастливым и здоровым или не быть. Да и само понятие "счастья" – вещь глубоко субъективная. Что значит быть счастливым? Делать любимую работу? Быть с любимым человеком? Собирать марки или забираться на высокую гору?

Однако пресловутая свобода воли – быть или не быть без понимания собственных возможностей, потребностей и желаний не работает также, как в случае с социальной ответственностью: "Не хочешь – заставим, не можешь – научим!". Никто не может обязать быть счастливым и ответственным ради себя и человек отчаянно забивает на свои потребности и желания до поры до времени, потому что боится вызвать неодобрение.

Все читают умные книги про счастье, только почему-то реализовать прекрасные идеи не могут. Все просто на самом-то деле. Хочешь быть счастливым? Прими ответственность за свою жизнь на себя.

Личная ответственность перед собой: "А ты хозяин своей жизни?"

Если мы представим, что у нас есть возможность задать вопрос об ответственности перед собой двум крайне противоположным группам людей, то откроем удивительную вещь. Пусть в одной группе собрались люди с гиперответственностью, перфекционизмом, стремлением к социальному успеху, а в другой – все раздавленные тяготами жизни, инфантильные и безответственные и попросим эти группы оценить свой собственный уровень ответственности перед собой. Что же мы увидим?

Примерные мальчики и девочки, точно так же, как и не примерные, инфантильные и зависимые в равной степени отказываются почему-то быть счастливыми – не воспринимают свою жизнь, личность как самоцель. Чувство пустоты и бессмысленности существования будет сковывать одинаково сильно столь разных людей. Первых, потому что сильно напуганы и заняты стремлением к социальному успеху, а вторых в силу отсутствия веры в возможность каких бы то ни было изменений.

Если говорить про мотивы людей первой и второй группы, то можно обнаружить жертвенный тип поведения. Они приносит себя в жертву или чувствует себя жертвой других людей. К большому сожалению, выбор такого стиля жизни также не является осознаваемым, что приводит к разочарованию и переживанию личной неуспешности, несчастности.


Люди из этих двух групп просто не знают о том, как следовать за собой и понимать свои потребности, разбираться в собственных чувствах, удовлетворять свои подлинные желания – в близости, сопричастности с заботой о себе. Они – жертвы обстоятельств.

Как стать проектом самого себя?

Ответьте прямо сейчас на простой вопрос: "Что делает вас счастливыми?". До тех пор, пока вы не найдете ответ на этот вопрос, чем бы вы не занимались и каким бы ни был ваш статус, вы не почувствуете вкус жизни.

Как бы сказал Жан-Поль Сартр: "Человек есть не что иное, как проект самого себя".

Вспомните пирамиду потребностей Маслоу – человек, достигший высот собственной самореализации счастлив уже тем, что просто есть и способен быть в гармонии с другими и с собой. Способность к творческому обмену с другими людьми делает жизнь яркой и насыщенной.

Как сформировать чувство личной ответственности перед собой и научиться заботиться о персональных нуждах?

Выходить за пределы ограничений, зашоренности и развиваться! Наконец-то осознать, что в погоне за внешними целями, теряется здоровье, которое с каждым годом становится более хрупким, а поддерживать его все тяжелее и дороже. Рушится личная жизнь или вовсе не складывается, потому что требует внимания и участия.

Перестать отрицать очевидные вещи, забивать на них и уделять внимание себе и своим самым важным потребностям! Планировать время на здоровье, личную жизнь и отдых сознательно. Просто брать и ставить в график. Не забывать дарить жене цветы и по приходу домой обнимать и улыбаться, а мужу выражать благодарность и нежность.

Признаться себе в своих страхах, навязчивых мыслях, тревоге, которая мешать спать по ночам, прерывает сон кошмарами, а по утрам будит с петухами. Идти на боль, чтобы разрешить внутренние противоречия, которые мешают радоваться и быть счастливым.

Научиться наконец-то радоваться всем благам, которые заработаны тяжелым трудом!

Личная ответственность перед самим собой подразумевает вполне очевидные вещи:

1. Рассчитывать собственные силы и не брать нагрузки больше, чем сможете вынести. Оставляйте время для восстановления, сна, отдыха и развлечений;
2. Планировать финансы. При возможности разделите заработок на три части. Первую откладывайте на "черный день", вторую оставляйте на ежедневные траты, с третьей возможны эксперименты.
3. Заботиться о здоровье своевременно как телесном, так и психическом, не допуская срывов и не нарушая своей безопасности;
4. Учитывать удовлетворение собственных потребностей в первую очередь – любой дефицит приводит к "перегреву". Чем дольше "перегревается" человек, тем сильнее его эмоциональное напряжение и эмоциональный голод, тем ближе эмоциональный или психический срыв;
5. Не допускать замкнутости на своих проблемах, организовывать "питательные" встречи с людьми, которые щедро делятся поддержкой и позитивными эмоциями;
6. Стремиться к реализации желаний;
7. И, наконец, главное – не оставляйте чувства без внимания. Задавайте себе каждый день вопрос: "Что сегодня я сделаю только для себя?". Не для других, не потому, что "надо", а только для себя самого. Если вы себя бросите, оставите в горе или печали, кто позаботится о том, чтобы вам стало хорошо?

Эрих Фромм написал: "Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность". Если вы идете туда, куда хотите, даже трудности будут преодолеваться быстрее.