» » Владимир путин обратился с ежегодным посланием к федеральному собранию. Послание президента Федеральному собранию

Владимир путин обратился с ежегодным посланием к федеральному собранию. Послание президента Федеральному собранию

Кремль определился с датой следующего послания президента Федеральному собранию: оно будет оглашено 15 января, сразу по окончании каникул в обеих палатах парламента. Источник “Ъ” в администрации президента такую спешку объясняет необходимостью «начать работу как можно быстрее». Другие собеседники “Ъ” связывают раннее послание с празднованием в 2020 году 75-летия Победы - «это событие не просто праздник с парадом». В Госдуме считают, что Кремль хочет восстановить практику обращений к парламентариям ближе к Новому году, которая была нарушена перед последними выборами президента. По данным “Ъ”, Владимир Путин снова выступит с посланием в московском Манеже.


Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщил в понедельник, что с очередным посланием к Федеральному собранию Владимир Путин обратится 15 января. Президенты России еще никогда не выступали с посланием так рано в начале года. Конституция предусматривает обязанность президента обращаться к парламенту с ежегодными посланиями, но не устанавливает конкретных сроков. В 2019 году президент обратился к парламентариям с ежегодным посланием 20 февраля, в 2018-м - 1 марта, перед президентскими выборами.

Собеседник “Ъ”, близкий к администрации президента, считает, что перенос послания на более ранний срок связан с предстоящим празднованием 75-летия Победы:

« Это событие не просто праздник с парадом, а в том числе и комплекс внешнеполитических и пропагандистских мероприятий (требующих подготовки.- “Ъ” )».

Источник “Ъ” отмечает, что президент «не зря заговорил» о причинах начала Второй мировой войны на неформальном саммите СНГ 20 декабря.

Другой источник, близкий к администрации президента, считает, что логично «задавать тон предстоящему году» в его начале, поскольку, как неоднократно отмечал сам Владимир Путин, «нет времени на раскачку». Во внутриполитическом блоке администрации президента и раньше рассматривали послание как документ и процедуру, которые задают «повестку дня» на год вперед. Так, в прошлом году источники “Ъ” говорили, что послание должно переломить ситуацию с падением рейтингов власти на фоне непопулярных реформ и продемонстрировать адресатам и вообще всем россиянам, что в предстоящем году их ждут позитивные изменения.

Думский старожил, первый заместитель лидера фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов отмечает, что Кремль стремится восстановить президентские послания ближе к Новому году. По его словам, «15 января - это скорее поздно». Господин Емельянов напоминает, что в марте 2018 года президент обращался к парламентариям фактически с посланием за 2017 год, перенос связывали с выборами президента 18 марта. До этого переноса глава государства выступал с посланием в декабре, документ был скорее итоговым. После переноса послания стали более программными. «В этом году послание было в феврале, получается, что и в январе 2020 года послание будет за 2019 год»,- отмечает господин Емельянов.

Напомним, с 2018 года послание проходит в новом формате - с мультимедийными презентациями и большим количеством приглашенных общественных деятелей. Традиционно оно проходило в Георгиевском зале Кремля, но в год президентских выборов его было решено перенести в московский Манеж. В феврале 2019 года президент обратился к Федеральному собранию уже в Гостином дворе. В следующем году, по словам информированного источника “Ъ”, оно снова пройдет в Манеже. В этом году также стало известно, во что обходится новый формат послания. Ранее “Ъ” сообщал , что в бюджете на 2020 год на это мероприятие заложено 72,5 млн руб.; расходы включают, в частности, аренду и обустройство площадей, мультимедийное оборудование и видеоролики. После посланий президента Госдума составляет план законопроектов для его реализации. В этом году, как отчитался спикер Госдумы Вячеслав Володин, палата выполнила послание на 81%.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что предстоящее послание президента «очень ответственное», он ждет «точной оценки происходящего, реальной оценки результатов, нового курса, сильного состава, прежде всего требуется кардинальное обновление финансово-экономического блока».

Политолог Константин Калачев полагает, что, возможно, есть темы международной повестки, требующие ускориться с посланием: угроза новой гонки вооружений, санкции против «Северного потока-2» и ответные меры на них, вопросы создания Союзного государства России и Белоруссии. По его мнению, сенсаций во внутренней политике быть не должно.

Политолог Александр Пожалов отмечает, что к концу года вновь началась стагнация рейтингов власти, которая может усугубиться зимой.

« Послание может дать основание говорить, что власть после непростого периода снижения доверия к ней готова сформулировать новый "социальный контракт"»,- считает политолог.

Среди возможных инициатив господин Пожалов называет отмену НДФЛ для малоимущих, которая может быть преподнесена обществу как вариация «прогрессивного налогообложения». Эксперт также считает, что господин Путин мог бы подвести итоги первого года фактической реализации нацпроектов, в том числе обозначив ответственных за неудачи. В связи с этим может прозвучать и тема развития муниципальной реформы, считает Александр Пожалов. Кроме того, «региональные выборы 2020 года по своей географии обещают быть масштабнее и сложнее кампаний этого года, и мобилизация сторонников действительно важна», заключает эксперт.

Мария Макутина, Андрей Винокуров

22.02.2019

20 февраля 2019 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному собранию РФ.

В 2019 году Послание Президента РФ В.В. Путина было посвящено преимущественно вопросам внутренней политики страны. Глава государства затронул темы демографии, здравоохранения, образования, борьбы с бедностью, поддержки национальной экономики и бизнеса и другие актуальные темы.

По словам Президента, результаты работы должны быть видны в каждом регионе, в каждом селе. «Работать на стратегические цели надо сегодня. Время спрессовано. Времени на раскачку нет», — заявил Владимир Путин.

Поддержка семей с детьми: увеличение выплат, новые льготы и 270 тысяч мест в яслях

По словам Президента, одной из первостепенных задач является укрепление семейных ценностей и решение демографических проблем. «Продолжение рода, уважение к старшим поколениям остаются мощным нравственным каркасом».

Между тем, как отметил Президент, Россия вошла в демографический кризис, в чем виноваты «драматичные годы после развала СССР». «В 2023-2024 годах в планах добиться естественного роста населения». Для реализации этой цели предложены следующие меры поддержки семей:

  1. С 1 января 2020 года поднять планку выплат на первого и второго ребенка до двух прожиточных минимумов. «Сейчас в течение полутора лет после рождения первого ребенка получают выплаты те семьи, чей доход ниже 1,5 прожиточного минимума. Предлагаю обеспечить этими выплатами тех, чей доход ниже двух прожиточных минимумов. Порядка 70% семей с первым и вторым ребенком смогут этим воспользоваться».
  2. Повысить выплаты по уходу за детьми с инвалидностью с 5,5 тысяч до 10 тысяч рублей.
  3. Увеличить федеральную льготу по налогу на недвижимость для семей с детьми. «Дополнительно освободить от налога по 5 кв. м в квартире на каждого ребенка. При наличии земельного участка освободить от налога 6 соток».
  4. Снять ограничения по срокам на льготную ипотеку для семей с детьми. «Особые меры поддержки нужно предусмотреть для семей с детьми. Сейчас первые 3 или 5 лет кредита субсидируется ставка, превышающая 6%. Предлагаю установить для многодетных семей субсидирование ставки на весь срок выплаты ипотеки. Программа может охватить 600 000 семей».
  5. Предусмотреть выплаты из федерального бюджета в 450 тыс. рублей для погашения ипотеки семьям с тремя и более детьми. «Если сложить с материнским капиталом, который тоже можно отправлять на погашение ипотеки, получится более 900 000 руб., что должно дать возможность семьям в регионах приобрести жилье. Запустить эту меру нужно с 1 января 2019 г., то есть пересчитать и предусмотреть средства в бюджете этого года. На это потребуется 26,2 млрд».
  6. Решить проблему с яслями. «90 тысяч мест в яслях должно быть создано я в 2019 году, а за три года - более 270 тысяч. Чтобы родители могли работать и учиться, получать удовольствие от отцовства и материнства. Из бюджетов для этого будет направлено 147 млрд рублей».

Борьба с бедностью и помощь ипотечникам

Говоря о решении проблемы бедности, Президент призвал ввести в практику социальные контракты. По его оценке, ими смогут воспользоваться до 9 млн человек. «Государство должно помочь людям выйти из сложной жизненной ситуации».

Также глава государства предложил ввести ипотечные каникулы для граждан с единственным жильем, которые временно лишились дохода. Помимо этого, он потребовал от ЦБ и правоохранительных органов навести порядок на рынке микрокредитования.

Поддержка пенсионеров: пенсии надо пересчитать

В.В. Путин также затронул тему пенсионного обеспечения, призвав пересчитать пенсии. «В этом году были проиндексированы пенсии. В результате многие лишились социальных доплат, и прибавки к пенсии либо вообще нет, либо она очень маленькая. Необходимо учесть все нюансы, а этого сделано не было. Возникшую несправедливость надо устранить. Государство сначала должно довести пенсию до прожиточного минимума, а уже после этого проводить индексацию. Выплату за первые месяцы текущего года надо пересчитать и доплатить людям те деньги, которые они недополучили».

Здравоохранение: «бережливые поликлиники», земские доктора и доступная медпомощь

По словам В.В. Путина, россиян не устраивает существующее положение дел в здравоохранении. «До конца 2020 года медицинская помощь должна стать доступной во всех без исключения населенных пунктах России».

Российский лидер предложил решить следующие задачи в сфере здравоохранения:

  1. Построить и модернизировать более 1900 врачебных и фельдшерских пунктов в 2019 и 2020 годах.
  2. Внедрить стандарты «бережливых поликлиник», что позволит снизить время ожидания пациентов в очереди в 3-4 раза.
  3. Также В.В. Путин поручил правительству перевести на новые стандарты все детские поликлиники к 2021 году и уделить особое внимание созданию детских реабилитационных центров, отвечающих мировым стандартам.
  4. Снять возрастные ограничения для программы «Земский доктор», чтобы специалисты старше 50 лет могли получить единовременную выплату при переезде в сельскую местность или малый город. «Подъемные для врачей - 1 млн рублей, для фельдшеров - 500 тысяч рублей».
  5. Направить не менее 1 трлн рублей в рамках нацпроекта на борьбу с онкологией.
  6. Принять поправки в законопроект о паллиативной помощи (помощь пациентам с неизлечимыми заболеваниями).

Экология: с проблемными свалками нужно покончить до 2024 года

По словам В.В. Путина, еще одна болезненная тема для России – экологическая безопасность и коммунальные отходы. «Многие мусорные полигоны переполнены, хламом завалены места рядом с жилыми домами».

В.В. Путин дал обещание ликвидировать все проблемные свалки в стране до 2024 года. Он поручил региональным властям навести порядок с отходами. «Но если все сведется к повышению платы за вывоз мусора, то это не работа, а профанация. Удивительно, но мне несколько раз приходилось вмешиваться в это. «Нужно увеличить долю переработки с 8-9% до 60%, чтобы не накапливать горы мусора. Должны быть ликвидированы 30 самых проблемных свалок в разных городах».

Образование и культура: современное оснащение школ, появление «земских учителей» и сельских клубов

В целом, по словам Президента, в сфере образования наблюдаются успехи, однако не все школы в стране переведены на современные условия обучения. «Доля школ с современными условиями обучения выросла с 12% в 2000 г. до 85%. Но порядка 2000 детей все еще ходят в школы, где нет отопления, водопровода и канализации. За два года проблему нужно полностью решить». Также Президент выступил с поручением обеспечить все школы скоростным интернетом к 2021 году.

Кроме того, российский лидер предложил запустить программу «Земский учитель» по аналогии с «Земским доктором». «Единовременную выплату в 1 млн руб. будут получать педагоги, которые готовы переехать на работу в села и малые города».

В.В. Путин также выступил с предложениями, которые касаются развития досуга в малых городах и селах. «В рамках нацпроекта „Культура“ выделим более 17 млрд руб. на строительство сельских клубов и домов культуры. Также предлагаю освободить от налога на прибыль сельские школы, музеи, библиотеки. Это позволит им экономить более 4 млрд руб. ежегодно».

Экономика: поддержка бизнеса и стартапов, создание «зеленого» бренда

Затрагивая тему экономического развития страны, В.В. Путин заявил, что впервые в истории России резервы государства полностью покрыли внешний долг. Между тем, по словам Президента, нужно выходить на более высокие темпы роста экономики, на 3% к 2021 году. «Нужна качественная занятость и свобода для малого предпринимательства, высокие темпы экономического роста. Это ключ к успеху».

В.В. Путин поручил правительству создать комфортные условия для привлечения частных инвестиций в российские цифровые стартапы. «Лучше всегда покупать продукт отечественного производителя. Сейчас время для смелых инициатив, для создания бизнесов и производств».

Кроме того, российский лидер призвал избавиться от всего, что ограничивает свободу предпринимательства. «Бизнес не должен постоянно ходить под статьей и чувствовать риск». Он заявил о необходимости создать электронный реестр проверок бизнеса, который должен избавить предприятия от лишних проверок.

По словам В.В. Путина, преимущество России – в ее природных возможностях. В связи с этим он поручил правительству создать защищенный бренд отечественной чистой «зеленой» продукции. «Он должен подтверждать, что в производстве использовались только безопасные для здоровья человека технологии, служить гарантией высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынке. На внешнем пойдет все влет – там ничего чистого вообще не осталось!».

Внешняя политика: восстановление отношений с ЕС и «зеркальный» ответ США

Завершающая часть послания В.В. Путина Федеральному собранию касалась вопросов внешней политики. «Россия была и будет суверенным, независимым государством».

Президент отметил важность более тесной интеграции в рамках Союзного государства, поиска путей заключения мирного договора с Японией, тесных взаимоотношений с Китаем и Индией, восстановления нормальных политических и экономических отношений с Евросоюзом.

Особое внимание Президент уделил одностороннему выходу США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. По словам российского лидера, США пренебрегли положениями ДРСМД при размещении пусковых установок в Румынии и Польше. «Договор устарел, но США не должны использовать надуманные предлоги и обвинять Россию для выхода из него. Как они действуют на самом деле? Сами все нарушают, а потом ищут оправдание и назначают виновных. А сателлиты США американцам аккуратненько подхрюкивают».

В.В. Путин добавил, что Россия не собирается первой размещать ракеты средней и меньшей дальности в Европе. При этом, как отметил В.В. Путин, если Соединенные Штаты разместят свои ракеты в Европе, России придется предусмотреть зеркальные меры. «В таком случае Россия будет вынуждена создать и развернуть вооружение не только там, где находятся ракеты, но и в отношении территорий, где принимаются решения».

Согласно традиции на оглашении послания присутствуют депутаты обеих палат Федерального Собрания и приглашенные. В Кремль приглашают членов правительства, председателей Конституционного и Верховного судов, генпрокурора, председателя Центризбиркома, главу Счетной палаты, членов Государственного Совета, глав основных конфессий и представителей Общественной палаты России.

Президент России Владимир Путин впервые обратился с посланием Федеральному Собранию 8 июля 2000 года . Он заявил о необходимости превратить Россию в сильное, эффективное государство, четко обозначил основные угрозы российскому обществу: его физическое старение, вымирание и связанное с этим невосполнимое оскудение нации; проблемы экономики, ее все более увеличивающееся отставание от передовых стран Запада; угрозы российскому федеративному устройству, основные из которых – губернский сепаратизм, плохая управляемость на местах, отсутствие в государстве единой, эффективной вертикали власти, взаимодействия различных ее уровней. Также Путин затронул ряд тем , касающихся социальных проблем, власти, партийного строительства, внешней политики.

3 апреля 2001 года президент России Владимир Путин выступил со своим вторым посланием Федеральному Собранию , в котором подвел итоги проделанной работы со времени предыдущего послания, обозначил широкий круг проблем во всех областях жизни российского общества, пути их решения, определил приоритеты развития государства на ближайший год. Основу же послания составила социально-экономическая тематика.

18 апреля 2002 года президент РФ Владимир Путин представил Федеральному Собранию ежегодное послание, основным лейтмотивом которого стало повышение конкурентоспособности России в мире. Основную часть послания президент посвятил экономическим и социальным проблемам государства. Путин еще раз резко раскритиковал правительство за низкий прогноз темпов роста экономики. В послании также говорилось о продолжении военной реформы и переходе к профессиональной армии, завершении военной стадии операции в Чечне, продолжении административно-государственной реформы в России, борьбе с бедностью в стране и путях ее преодоления.

16 мая 2003 года президент РФ Владимир Путин выступил с очередным ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ. Качественно новой задачей глава государства назвал то, что уже в обозримом будущем Россия должна прочно занять место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Указав на несовершенство экономической и политической систем страны, Владимир Путин заявил о необходимости радикального сокращения функций госорганов. Путин также поставил задачу удвоить за 10 лет валовой внутренний продукт и достичь полной конвертируемости рубля. Глава государства пообещал довести до конца процесс политического урегулирования в Чечне. Путин заявил также, что в 2007 году должен быть завершен переход к формированию частей постоянной готовности на профессиональной основе, а с 2008 года срок службы в армии по призыву должен сократиться до одного года .

26 мая 2004 года президент России Владимир Путин в пятый раз обратился с посланием Федеральному Собранию РФ. Президент РФ поставил задачи по развитию страны не только на год или на четыре ближайших года, но и на более отдаленную перспективу. На первое место – и по важности, и по весу – в тексте послания президент вынес доступность жилья. Следующая задача, обозначенная в послании, – модернизация здравоохранения. Третий ключевой раздел документа – развитие образования.

25 апреля 2005 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, президент России Владимир Путин дал оценку новейшей российской истории , а затем высказал свою позицию по многим важным вопросам – от коррупции чиновников до полномочий фискальных органов, от повышения зарплат бюджетников до привлечения инвестиций в экономику России. В качестве основной задачи президент обозначил построение эффективного государства в существующих границах и укрепление Российской Федерации.

10 мая 2006 года впервые на оглашение послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ было приглашено руководство Общественной палаты РФ . Самой острой проблемой в России президент назвал демографическую. Он обозначил пути решения этой проблемы: снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости. В числе главных тем, связанных с безопасностью государства, которые отражены в ежегодном послании, – готовность России противостоять внешней угрозе и терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия и проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию. Говоря о состоянии российского общества, президент отметил низкий уровень доверия людей к власти и крупному бизнесу.

Послание президента РФ Владимира Путина 26 апреля 2007 года было посвящено плану комплексной модернизации России в XXI веке. В нем были четко обозначены национальные приоритеты – рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования. Была поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству. Президент особенно отметил необходимость ужесточения ответственности за экстремистские действия.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев обратился со своим первым посланием к Федеральному Собранию. Глава государства уделил внимание вопросам обороны и безопасности, принятию антикризисных мер, борьбе с коррупцией. Медведев высказался за превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров и провести реформу политической системы России. Президент выступил за увеличение срока полномочий президента и парламента с четырех до шести и пяти лет соответственно, также он , касающихся, в том числе, процедуры назначения губернаторов, формирования Совета Федерации, в который входят представители от регионов, а также полномочий Федерального Собрания и партийной системы страны.

12 ноября 2009 года президент России Дмитрий Медведев обратился со вторым ежегодным посланием Федеральному Собранию, большая часть которого . Главная мысль – структурные реформы дальше откладывать нельзя. Медведев , непосредственно касавшихся судебной системы страны, особое внимание уделил проблеме борьбы с коррупцией и адекватного применения уголовного наказания. Президент ввести регулярные отчеты губернаторов перед местными парламентами, определить критерии численности депутатов в региональных собраниях и навести порядок в досрочном голосовании на местных выборах. Глава государства заявил о возможности сокращения количества часовых поясов в РФ и пересмотре целесообразности перехода России на летнее время. Для ученых Медведев . Второе послание Медведева отличалось от всех предыдущих посланий президентов методом его подготовки. Впервые глава государства .

30 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию отреагировал на самые острые и болезненные для российского общества вопросы, к которым он отнес взяточничество и махинации при госзакупках, волокиту чиновников при предоставлении государственных услуг. Одним из самых важных для бизнеса заявлений стало озвученное Медведевым решение о снижении на два года ставки страховых взносов для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, до 26% вместо установленных 34%. В документе нашли отражение и такие темы как конфликт экологов и строителей по поводу Химкинского леса, бездействие должностных лиц и жесткая расправа в станице Кущевской, бесправность сирот и возросшее количество преступлений против детей, катастрофическая нехватка детских садов и помощь многодетным. В частности, глава государства выступил с идеей .

Президент России политической системы, предложив вернуться к прямым выборам губернаторов и изменить систему парламентских выборов. Он также рассмотреть вопрос о создании в России общественного телевидения.

12 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин выступил с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Для Путина это послание стало девятым – в 2012 году он в третий раз , но впервые на шестилетний срок. В своей речи президент сформулировал принципиальные вопросы движения вперед на долгосрочную перспективу, для настоящего и для будущего страны. Президент заявил, что Россия в течение четырех-пяти лет должна полностью обеспечить свою независимость по основным видам продовольствия, а затем стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Глава государства также призвал в предстоящее десятилетие как минимум удвоить объем дорожного строительства и обеспечить транспортную связанность и единство всей российской территории. Путин парламент поддержать ограничения для чиновников и политиков на собственность, счета и ценные бумаги за рубежом. В послании президент уделил особое внимание проблемам образования, оплаты труда бюджетников и демографии. Также прозвучали задачи расширения среднего класса за счет квалифицированных бюджетников, создания инвестиционной карты России, ограничения массовой неквалифицированной миграции.

В 2013 году ежегодное послание президента Федеральному Собранию было оглашено 12 декабря , в день двадцатилетия Конституции (была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием). В послании Владимир Путин основные направления внутренней и внешней политики страны, подтвердил курс на борьбу с офшоризацией отечественной экономики и , которые, помогут от слов перейти к делу. Президент России затронул также вопросы реформы местного самоуправления, общественного контроля, банковского надзора, образования, межнационального мира и трудовых мигрантов и другие.

4 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, в котором дал оценку международной и внутриполитической обстановки, социальной и экономической сферы. Основными темами президента стали амнистия капитала и облегчение условий работы бизнеса, также президент довольно подробно остановился на вопросах расходования госсредств, на задачах образования, здравоохранения и подготовки кадров, уделил большое внимание агропромышленному сектору , в частности, предложил сделать так, чтобы через пять лет страна могла без импорта обеспечить себя продуктами.

1 декабря 2016 года Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием, в котором затронул актуальные социальные и политические вопросы, отдельно выразив благодарность за единство и сплоченность россиян в сложных условиях. Президент также уделил особое внимание таким темам, как экономический рост, борьба с коррупцией, международные отношения, политика в сфере образования и здравоохранения. Первую часть послания президент в социальной сфере. Вторая часть его выступления была посвящена решению серьезных экономических вызовов, а завершающая – внешней политике страны. Основным лейтмотивом внешнеполитической части послания президента РФ стала со всеми, кто в этом заинтересован. Путин выразил озабоченность возникновением новых разломов и конфликтов в мире, которые возникают на политической и религиозной почве, причем даже в относительно благополучных странах, где открывается дорога авантюристам, переворотам и анархии.

В 2017 году Владимир Путин не выступал с обращением к Федеральному собранию, оно было перенесено на 1 марта 2018 года. Церемония оглашения состоялась в Москве в Центральном выставочном зале "Манеж". Владимир Путин назвал отставание главной угрозой для страны, которую нужно преодолеть, как тяжелую болезнь, а приоритетом власти – благосостояние граждан. Президент обозначил задачи в сфере экономического развития страны, заявив о необходимости обеспечить темпы роста выше мировых и отметив, что низкий уровень инфляции дает дополнительные возможности. В числе возможных проблем в росте экономики Путин назвал "провал" в сфере демографии, призвав ответить на этот вызов.

Значительное внимание глава государства уделил последним разработкам в области вооружений, при этом подчеркнув, что военная мощь России никому не угрожает, а позволяет сохранять стратегическое равновесие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСЛАНИЕ
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

Какую Россию мы строим

Выступление В.В.Путина
при представлении ежегодного Послания
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
8 июля 2000 года,
г.Москва

Уважаемый Егор Семенович!

Уважаемый Геннадий Николаевич!

Уважаемые депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации!

Уважаемые граждане России!

В соответствии с Конституцией представляю Послание Федеральному Собранию России. Речь пойдет о приоритетах в государственной работе. Многое уже начато и делается сообща. Но есть и перспективные задачи, которые потребуют напряженных усилий.

Мы договорились с руководством обеих палат встретиться чуть позже моего выступления и пообсуждать основные параметры Послания, с которым я выступаю перед вами. Очень надеюсь, этот разговор поможет эффективной организации дальнейшей работы.

В этот раз представление Послания происходит не в начале года, а в середине. И причиной тому, вы знаете, объективные обстоятельства, в первую очередь - проведение выборов Президента России. Только действующий глава государства вправе ставить перед органами власти программные задачи, и только у него есть реальная возможность организовать их эффективное выполнение.

Прошедшие полгода показали, что в обществе уже есть достаточно высокий уровень согласия по принципиальным вопросам развития страны. Дан старт конструктивной - хотя и сложной - совместной работе законодательной и исполнительной власти. Вновь сформированное федеральное Правительство доказывает способность к системной и плановой работе. Одобрены в целом программные документы о социально-экономическом развитии страны. Во многом виден государственный подход к делу.

Я признателен и Федеральному Собранию, и Правительству за то, что, не теряя времени, мы сообща начали готовить и проводить в жизнь важные для страны решения. Я хочу поблагодарить всех граждан, всех тех, кто поддержал нас в этих начинаниях. И в дальнейшем рассчитываю на активное участие всех в делах Российского государства.

Крупным событием последних месяцев стало рассмотрение законов, совершенствующих федеративные отношения, меняющих положение дел в социальной и налоговой сферах. Их введение станет точкой отсчета нового времени - и в государственном строительстве, и в правилах поведения в экономике.

В России наступает период, когда власть обретает моральное право требовать соблюдения установленных государством норм. Едва ли не самой острой проблемой последних лет был неразумный уровень налогообложения, одной из самых острых. Об этом много говорилось, однако дело не двигалось. Дискуссия шла по замкнутому кругу, и уже мало кто верил, что положение может измениться. Сегодня сделаны первые шаги. Задаются новые законодательные параметры - тем самым задаются новые правила. Но работа в этой области, и мы только что обсуждали это с Председателем Правительства, идет еще очень и очень трудно.

Введение единой ставки подоходного налога, снижение размеров отчислений в социальные внебюджетные фонды помогут вывести доходы из тени. Ослабление налогового бремени позволит добросовестным предпринимателям уверенно развивать собственное дело в своей собственной стране.

Надо признать: диктату теневой экономики и "серых" схем, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство. Способствовало нечеткостью правил и неоправданными ограничениями.

Долгое время мы выбирали: опереться на чужие советы, помощь и кредиты или - развиваться с опорой на нашу самобытность, на собственные силы. Перед подобным выбором стояли очень многие страны.

Если Россия останется слабой, то нам действительно придется делать такой выбор. И это будет выбор слабого государства. Это будет выбор слабого. Единственным же для России реальным выбором может быть выбор сильной страны. Сильной и уверенной в себе. Сильной - не вопреки мировому сообществу, не против других сильных государств, а вместе с ними.

Сегодня, когда мы идем вперед, важнее не вспоминать прошлое, а смотреть в будущее. Надо добиваться, чтобы все мы - предприниматели, властные структуры, все граждане - глубоко прочувствовали свою ответственность перед страной. Чтобы строгое исполнение закона стало осознанной потребностью всех граждан России.

Политика, построенная на основе открытых и честных отношений государства с обществом, защитит нас от повторения прежних ошибок, явится базовым условием нового "общественного договора".

Уважаемые коллеги!

Прежде чем говорить о приоритетах и ставить задачи, назову самые острые проблемы, стоящие перед страной.

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек.

Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация - одна из тревожных.

Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономическая слабость России. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу вас обратить на это особое внимание.

На первый взгляд экономика страны сейчас выглядит неплохо. Растут валовой внутренний продукт, промышленное производство, инвестиции, сбор налогов. Однако экономический рост, как и в период оживления 97-го года, находится на грани риска. Два года назад видимое благополучие, основанное на масштабных государственных заимствованиях, рухнуло под воздействием мощного финансового кризиса.

Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Хочу это подчеркнуть, только на фоне вчерашних! Но они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются, и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее развиваются, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Отклоняясь от текста, хотел бы вернуть вас к тому, о чем сказал вначале: о налоговой реформе. Я прошу депутатов Государственной Думы внимательно посмотреть на то, что предлагается Правительством в контексте того, что я только что сказал выше.

С таким положением мы не можем мириться. И дело не только в нашей национальной гордости, хотя и это важно. Вопрос стоит гораздо острее и гораздо драматичнее. Сможем ли мы сохраниться как нация, как цивилизация, если наше благополучие вновь и вновь будет зависеть от выдачи международных кредитов и от благосклонности лидеров мировой экономики?

России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика - это главная гарантия и демократического общества, и основа основ сильного и уважаемого в мире государства.

Россия сталкивается и с серьезными внешними проблемами. Наша страна вовлечена во все мировые процессы, включая экономическую глобализацию. Мы не имеем права "проспать" и разворачивающуюся в мире информационную революцию.

Мы не можем и не должны проигрывать стратегически. Именно поэтому недавно утверждена Концепция - внешней политики, обновленная Концепция внешней политики. В ней признано верховенство внутренних целей над внешними.

Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни.

Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия. Это - и попытки ущемления суверенных прав государств под видом "гуманитарных" операций или, как модно сейчас говорить, "гуманитарных" интервенций. И трудности нахождения общего языка в вопросах, представляющих региональную или международную угрозу.

Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перестройке мира.

Наши усилия избавить Россию от этой опасности подчас трактуются необъективно и односторонне, становятся поводом для разного рода спекуляций. В этой связи важным направлением внешнеполитической деятельности должно стать содействие объективному восприятию России. Достоверная информация о событиях в нашей стране - это сегодня вопрос ее и репутации, и национальной безопасности.

Ответ на эти и многие другие вызовы невозможен без укрепления государства. Без этого нельзя решить ни одну общенациональную задачу. И хотя укрепление государства не первый год провозглашается важнейшей целью российской политики, дальше деклараций и пустых разговоров мы никуда не продвинулись за эти годы. Никуда!

Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы - свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Спор о соотношении силы и свободы очень стар, как сам мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма.

Но наша позиция предельно ясна: только сильное, эффективное, если кому-то не нравится слово "сильное", скажем эффективное государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины.



Корни многих наших неудач - в неразвитости гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать. Власть все время бросает в крайности - то она не замечает, то чрезмерно опекает общество.

При этом господствует представление, что все в России зависит от власти. Власть действительно отвечает за все. Но очень многое зависит и от самих российских граждан. Развитие страны во многом определяется степенью их ответственности, зрелостью политических партий, общественных объединений, гражданской позицией средств массовой информации.

За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные перемены - Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Однако буква закона и реальная жизнь подчас далеки друг от друга. В России построен лишь каркас гражданского общества. Сейчас требуется совместная терпеливая работа, чтобы оно стало полноценным партнером государства. Нам пока не всегда удается совместить патриотическую ответственность за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то называл "гражданскими вольностями". Поэтому еще так трудно найти выход из ложного конфликта между ценностями личной свободы и интересами государства.

Между тем сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами.

В демократическом обществе постоянную связь между народом и властью обеспечивают политические партии. Благодаря выборам этот важнейший инструмент получил сегодня наибольшие возможности для развития. Без партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства.

На фоне вековых традиций парламентаризма и многопартийности в других странах особенно заметны недостатки нашей партийной системы. Слабой власти выгодно иметь слабые партии. Ей спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Но сильная власть заинтересована в сильных соперниках. Только в условиях политической конкуренции возможен серьезный диалог о развитии нашего государства.

России необходимы партии, которые пользуются массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. И не нужны очередные чиновничьи партии, прислоняющиеся к власти, тем более - подменяющие ее. Опыт показал, мы знаем это за последние несколько лет, что подобные образования погибают мгновенно, как только попадают из тепличных условий в конкурентную среду.

Сегодня назрела необходимость в подготовке закона о партиях и партийной деятельности, собственно говоря, по-моему, эта тема уже есть в Думе. Мне кажется, нужно над ним поработать активнее. Возможно, и кандидатов на пост главы государства должны выдвигать только общественно-политические объединения. Я понимаю, что это серьезная постановка вопроса, она требует отдельной, широкой дискуссии.

Отдельный разговор - о современном состоянии профсоюзного движения. Тенденции формализма и обюрокрачивания не обошли стороной и эти объединения граждан. В новых условиях профсоюзы не должны "тянуть" на себя государственные функции в социальной сфере. Не надо этого делать. Гражданам России нужны не очередные посредники в распределении социальных благ, а профессиональный контроль за справедливостью трудовых контрактов и соблюдением их условий.

Это значит, что задачи профсоюзов - защита прав наемных работников и в государственном, и в частном секторах, изучение структуры рынка, организация правовой учебы и поиск приоритетов в сфере переподготовки кадров. Поле работы здесь - огромное, одному государству здесь не справиться. И не нужно одному государству здесь работать. Вот здесь и нужно работать вместе с профсоюзами.

В становлении гражданского общества исключительную роль играют средства массовой информации. Так много и так часто мы говорим об этой проблеме. Отстаивая право на свободу, российские журналисты часто рисковали собственной карьерой, что там карьерой - и жизнью рисковали! Многие из них погибли.

Свободная пресса в России тем не менее состоялась. Однако российские средства массовой информации, как и общество в целом, пока еще находятся в стадии становления. Надо сказать об этом прямо. В них, как в зеркале, отражаются все проблемы и "болезни роста" страны. Ведь они работают здесь, у нас в стране, а не наблюдают за событиями с какого-то острова. Какое общество, какая власть - такая у нас и журналистика. Поэтому когда мне часто говорят: "Вы займитесь СМИ, сделайте то и то". Отвечаю: давайте обществом в целом будем заниматься, тогда и средства массовой информации изменятся. Но без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества - не создать.

К сожалению, пока не удалось выработать четкие демократические правила, гарантирующие подлинную независимость "четвертой власти". Хочу это подчеркнуть, подлинную. Журналистская свобода превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борьбы.

Как Президент страны считаю своим долгом обратить внимание общественности на это.

Цензура и вмешательство в деятельность средств массовой информации запрещены законом. Власть строго придерживается этого принципа. Но цензура может быть не только государственной, а вмешательство - не только административным. Ведь экономическая неэффективность значительной части средств массовой информации делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров этих средств массовой информации. Позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда - даже превращать их в средства массовой дезинформации, средства борьбы с государством.

Поэтому мы обязаны гарантировать журналистам реальную, а не показную свободу, создать в стране правовые и экономические условия для цивилизованного информационного бизнеса.

Свобода слова была и останется незыблемой ценностью российской демократии. Это - наша принципиальная позиция.

Хотел бы остановиться еще на одной важной теме.

Убежден, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели.

Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память. И сегодня в нашем искусстве, в театре, в кино вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, - я, во всяком случае, в этом убежден, - начало нового духовного подъема.

Демократическое устройство страны, открытость новой России миру не противоречат нашей самобытности и патриотизму, не мешают находить собственные ответы на вопросы духовности и морали. И не нужно специально искать национальную идею. Она сама уже вызревает в нашем обществе. Главное - понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть.

При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом.

Уважаемые коллеги

Переходя к приоритетам в экономической политике, нужно прежде всего разобраться, чем вызван нынешний экономический рост, устойчив ли он, насколько уязвим для внешних воздействий. Я говорил об этом в самом начале, здесь бы хотел остановиться поподробнее.

С одной стороны, сегодняшние показатели - отчасти результат благоприятной внешнеторговой конъюнктуры. Все в этом зале прекрасно понимают, о чем я говорю. С другой - начинает меняться поведение предприятий, субъектов рынка, они все более ориентируются на платежеспособный спрос, снижают издержки производства. Этого тоже нельзя не замечать, это факт.

В то же время есть опасность, что эти тенденции не смогут закрепиться у нас. Ведь глубинные причины неустойчивости нашего экономического развития остаются прежними, медленно меняются у нас базовые принципы работы экономики. Эти проблемы заключаются в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. Сегодня участие государства излишне в собственности, предпринимательстве, потреблении отчасти. И наоборот, государство остается пассивным в создании единого экономического пространства страны, обязательном исполнении законов, защите прав собственности.

Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса, абсолютно в этом убежден, кризиса, проявления которого хорошо известны.

Очень многие отечественные предприятия остаются неконкурентоспособными. Они выжили в основном благодаря девальвации рубля, заниженным тарифам на энергоносители, неплатежам и бартеру. Сохраняется сырьевая направленность экономики. Доходы бюджета во многом зависят от динамики мировых цен на энергоносители. Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику - экономику знаний и технологий. Значительная часть российской экономики до сих пор в тени.

Одним из проявлений слабости государства, его непоследовательности в проведении необходимых преобразований стало чрезмерное накопление государственного, в особенности внешнего долга. Несмотря на неоднократную реструктуризацию, бремя государственного долга представляет собой угрозу для развития страны. Накопленные долги заставляют нас тратить на их обслуживание и погашение не менее трети доходов бюджета. Проблема в том, что долг не уменьшается. Такая реструктуризация, что он не уменьшается, а только растет.

Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике. Пытались справиться с болезнями с помощью косметических мер, Постоянно откладывали принятие системных, принципиальных, нацеленных на перспективу решений.

Необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике - это, без всяких сомнений, защита экономической свободы. Наша стратегическая линия такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы - свободы производить, торговать, инвестировать.

Суть государственного регулирования в экономике - не в увлечении административными рычагами, не в экспансии государства в отдельные отрасли (это мы уже проходили, это было неэффективно) и не в поддержке избранных предприятий и участников рынка, а в защите частных инициатив и всех форм собственности.

Задача власти - отладить работу государственных институтов, обеспечивающих работу рынка. Нам не добиться устойчивого развития без подлинно независимого суда и действенной системы правоохранительных органов.

Хочу особо подчеркнуть: не будет успеха ни у одной национальной программы, если не обеспечим единого экономического и правового пространства. Для федеративного государства - это аксиома. Но и сегодня ограничения экономической деятельности в стране идут отовсюду - мы это наблюдаем - от федеральной, региональных и местных властей.

Федеральная власть ответственна за единые условия хозяйственной деятельности в стране. Но территориальные органы еще нередко вводят запреты на вывоз зерна, ограничивают торговлю алкогольной продукцией, препятствуют созданию филиалов "чужих" для них банков. Создают барьеры на пути свободного обращения капиталов, товаров и услуг. Безобразие и позор! Кажется, что это выгодно. На самом деле ведет к катастрофе. В Европе столько государств договорились в Риме в 1957 году о свободном движении товаров, людей и услуг. Все действует. У нас в рамках единого государства не можем этого добиться.

Любые действия региональных властей, направленные на ограничение экономической свободы, следует пресекать как неконституционные. Должностные лица, виновные в этом, должны быть наказаны. Регионы должны конкурировать не за полномочия, а за привлечение инвестиций и трудовых ресурсов. Сделать это можно только улучшая, но никак не ухудшая условия хозяйственной деятельности.

Надо признать, что государству не удастся в ближайшее время уйти от участия в развитии некоторых секторов нашей экономики. Я имею в виду прямое участие государства. Не удастся и не нужно уходить. Таких, например, как оборонно-промышленный комплекс. Стратегически важные отрасли будут находиться под постоянным вниманием государства.

Уважаемые депутаты, члены Совета Федерации!

К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги высоки. Механизмы регистрации предприятий сложны, проверки бесконечны. Функции органов государственного управления оказались в ряде случаев смешаны с функциями коммерческих организаций. Такое положение нетерпимо и подлежит изменению. Здесь нужно активнее работать Правительству, председателю Правительства. Мы знаем, что в некоторых центральных ведомствах есть прямое совмещение хозяйственных функций и административных. Никуда не годится. Это противоречит и здравому смыслу, и действующему законодательству.

Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности. Государство будет гарантировать доступ акционеров к информации о деятельности предприятий, ограничивать возможности "размывания" их капитала, увода активов. Должны быть защищены имущественные права граждан, обеспечены гарантии их собственности на жилье, на земельные участки, банковские вклады, на иное движимое и недвижимое имущество. Важно установить легальные основы права частной собственности там, где они до сих пор не утверждены, прежде всего на землю, на недвижимость. Вопросы эти острые. Подходить к ним нужно аккуратно, нужно двигаться в направлении их решения. Эти вопросы - поле для совместной работы Правительства и Федерального Собрания.

Второе направление - обеспечение равенства условий конкуренции. Сегодня одни предприятия ставятся государством в привилегированное положение - для них ниже тарифы на энергоносители, им позволено не платить долги, они пользуются многочисленными льготами. Зато другие предприятия, действуя в формально равных условиях, реально дискриминируются, фактически оплачивают привилегии первых. Поэтому следует отменить все необоснованные льготы и преференции, прямые и косвенные субсидии предприятиям. Чем бы они ни обосновывались. Обоснования всегда будут найдены. Необходимо обеспечить равный подход при распределении государственных средств, лицензий, квот, устранить избирательное применение процедуры банкротства. Это крайне важная и очень болезненная сфера деятельности государства. В некоторых регионах это просто превратилось в орудие сведения счетов с политическими и экономическими конкурентами.

Третье направление - освобождение предпринимателей от административного гнета. Государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес.

Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства и в центре, и на местах угнетают предпринимателей и создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов. А кроме этого, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и так далее. Многие, сидящие здесь в зале, наверное, знают, что это такое, сами занимались или наблюдали за тем, как у нас решаются подобные вопросы.

Четвертое направление - снижение налогового бремени. Сегодня налоговая система способствует массовому уклонению от налогов, уходу экономики "в тень", уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса. Просто падению конкурентоспособности Российского государства. Первый шаг по реформированию налоговой системы сделан. Давайте дальше двигаться по этому пути. Если вы обратили внимание, я третий раз возвращаюсь к этой проблеме.

Действующую таможенную систему также нельзя назвать эффективной. Существует миф, будто манипулируя ставками тарифов, можно защитить отечественного товаропроизводителя. Скажу вам честно: я и сам так думал. Однако при нынешнем уровне таможенного администрирования, хочу это подчеркнуть, при сегодняшнем уровне таможенного администрирования такая система в большой степени защищает и поощряет только коррупцию. Поэтому надо кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов.

Пятое направление - развитие финансовой инфраструктуры. Банковская система должна быть расчищена от нежизнеспособных организаций. Следует обеспечить прозрачность банковской деятельности. Фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные сектора экономики.

Шестое направление - реалистичная социальная политика. Я говорю шестое, его можно было поставить, конечно, на первое место по значимости. Политика всеобщего государственного патернализма сегодня экономически невозможна и политически нецелесообразна. Отказ от нее диктуется как необходимостью наиболее эффективного использования финансовых ресурсов, так и стремлением включить стимулы развития, раскрепостить потенциал человека, сделать его ответственным за себя, за благополучие своих близких.

Социальная политика - это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее человека, в его здоровье, в его профессиональное, культурное, личностное развитие. Именно поэтому мы будем отдавать приоритет развитию сферы здравоохранения, образования, культуры.

Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные социальные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формально бесплатные образование и здравоохранение фактически платны и порой недоступны для малообеспеченных, детские пособия мизерны и не выплачиваются годами, пенсии скудны и не привязаны к реальному трудовому вкладу.

Утвердилась государственная ложь, вот в этом зале, наверное, уместно будет об этом сказать, когда мы все вместе собрались: мы принимаем многочисленные законы, заранее зная, что они не обеспечены реальным финансированием. Просто из политической конъюнктуры продавливаем то или другое решение. У нас нет другого выхода, кроме как сокращать избыточные социальные обязательства и строго исполнять те, которые мы сохраним. Только так можно восстановить доверие народа к государству.

Важнейшей национальной задачей является обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы. Государство обязано предотвратить ее кризис, вызываемый быстрым старением населения России. Для этого необходимо внедрять механизмы накопительного финансирования пенсий. Аккуратно надо переходить к этой системе, поэтапно, но двигаться в этом направлении нужно обязательно.

Социальную политику будем проводить на принципах общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ. А помощь предоставлять прежде всего тем, чьи доходы существенно ниже прожиточного минимума. Дети министров могут обойтись без детского пособия, а жены банкиров - без пособия по безработице.

Уважаемые коллеги!

Мы убедились: нерешительность власти и слабость государства сводят на нет экономические и другие реформы. Власть обязана опираться на закон и сформированную в соответствии с ним единую исполнительную вертикаль.

Мы создали "острова" и отдельные "островки" власти, но не возвели между ними надежных мостов. У нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие между разными уровнями власти. Мы с вами очень много и часто говорили об этом. Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой, соревнуются за полномочия. А за их часто взаимоуничтожающей схваткой наблюдают те, кому выгодны беспорядок и произвол, кто использует отсутствие эффективного государства в собственных целях. И некоторые хотели бы сохранить такое положение на будущее.

Вакуум власти привел к перехвату государственных функций частными корпорациями и кланами. Они обросли собственными теневыми группами, группами влияния, сомнительными службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации.

Между тем государственные функции и государственные институты тем и отличаются от предпринимательских, что не должны быть куплены или проданы, приватизированы или переданы в пользование, в лизинг. На государственной службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием деятельности является закон. Иначе государство открывает дорогу коррупции. И может наступить момент, когда оно просто переродится, перестанет быть демократическим.

Вот почему мы настаиваем на единственной диктатуре - диктатуре Закона. Хотя я знаю, что выражение это многим не нравится. Вот почему так важно указать границы той области, где государство является полноправным и единственным хозяином. Четко сказать, где оно - последний арбитр, и обозначить те сферы, куда оно не должно вмешиваться.

Мотором нашей политики должны стать инициативные и ответственные федеральные органы исполнительной власти. В основе их полномочий - конституционный долг обеспечить прочность исполнительной вертикали, общегосударственный мандат доверия, полученный в результате демократических выборов Президента, единая стратегия внутренней и внешней политики.

Но без согласованной работы с региональными и местными властями федеральные органы власти ничего не добьются. Власть на местах также должна стать действенной. По сути, речь идет о собирании всех ресурсов государства с целью реализации единой стратегии развития страны.

Нужно признать - в России федеративные отношения недостроены и неразвиты. Региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на дезинтеграцию государства. Мы все время говорим о федерации и ее укреплении, годами об этом же говорим. Однако надо признать: у нас еще нет полноценного федеративного государства. Хочу это подчеркнуть: у нас есть, у нас создано децентрализованное государство.

При принятии Конституции России в 1993 году федеративная государственность рассматривалась как достойная цель, на которую придется много и кропотливо работать. В начале 90-х центр многое отдал на откуп регионам. Это была сознательная, хотя отчасти и вынужденная политика. Но она помогла руководству России добиться тогда главного и, думаю, была обоснована, она помогла удержать Федерацию в ее границах. Надо это признать, легче всего критиковать то, что было до нас.

Однако уже скоро власти некоторых субъектов Федерации начали испытывать прочность центральной власти. И ответная реакция не заставила себя ждать. Но хочу обратить ваше внимание. Ответная реакция пришла не из центра, не из Москвы, а из городов и поселков. Органы местного самоуправления также стали перетягивать на себя полномочия, в основном полномочия субъектов Федерации на этот раз. Теперь все уровни власти поражены этой болезнью. Разорвать этот порочный круг - наша общая святая обязанность.

Крайним примером нерешенных федеративных проблем является Чечня. Ситуация в республике осложнилась до такой степени, что ее территория стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Исходной причиной здесь также было отсутствие государственного единства. И Чечня 99-го напомнила о ранее совершенных ошибках. И лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, профессиональные военные помогли сохранить достоинство и целостность государства. Низкий им поклон! Но какой ценой...

Уважаемые члены Совета Федерации!

Депутаты Государственной Думы!

Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этого решения - не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.

Хочу особо подчеркнуть: с созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям.

Общественное мнение приписывает полпредам Президента опасные намерения. Они якобы и "карающий меч", и бюрократы-посредники между центром и регионами. Между тем, сокращая аппараты федеральных служащих на местах, мы хотим добиться их мобильности и работоспособности. Четко очерчивая пределы компетенции федеральных полпредов, делаем их работу прозрачной для региональных администраций и населения территорий. Уходя от дублирования функций, персонифицируем ответственность. Это решение, безусловно, цементирует единство страны.

Полномочные представители, разумеется, будут содействовать эффективному решению проблем своих округов. Но они не вправе вторгаться в сферу компетенции избираемых глав регионов. Опорой полпредам в работе будут только закон и данные им полномочия.

Второй наш шаг определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России.

Сегодня в территориях государственный орган или должностное лицо может уклоняться от исполнения решения суда, признавшего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным или противоречащим федеральному законодательству Может продолжать применять акты, признанные судом недействительными. Ведь это практика нашей жизни, сплошь и рядом. Такое унижение российского суда как одной из федеральных властей, действующих на основе Конституции , нетерпимо. Вот это, собственно говоря, и есть внешнее проявление того, о чем я сказал. У нас государство является не федеративным, а децентрализованным.

Федеральная власть, Президент России должны иметь правовую возможность навести здесь порядок. И руководители регионов должны иметь право влиять на местные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирают свободы граждан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то звено, на которое не может не опираться власть федеральная.

Но подобные институты вмешательства есть во многих федеративных государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четкого исполнения Конституции и федеральных законов. Впрочем, даже сейчас, на стадии обсуждения этой проблемы, российские регионы уже начали наводить порядок. Совершенно очевидные результаты в некоторых территориях мы наблюдаем.

Наш следующий шаг - реформа Совета Федерации. И это - тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности.

Изменение принципов формирования Совета Федерации ставит вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Российской Федерации и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой может стать Государственный совет при Президенте России, идея которого была высказана некоторыми губернаторами, и я как Президент страны готов ее поддержать.

Хотел бы коснуться еще одной проблемы - повсеместно разворачивающейся борьбы мэров и глав муниципальных образований с руководителями регионов. Лишь в редких случаях можно расценивать эту борьбу как отстаивание интересов местного самоуправления как института власти. Еще слишком часто местное самоуправление на мэрах начинается и на них же заканчивается. И потому не стоит путать личные амбиции, перетягивание каната власти с защитой реальных интересов людей.

Повышение ответственности руководителей субъектов Федерации и законодательных собраний должно сопровождаться ростом ответственности глав муниципальных образований. Разумеется, это не отрицает необходимости дальнейшего развития самого местного самоуправления. Оно находится под защитой федеральной Конституции и является одной из фундаментальных основ российского народовластия.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти. Но это - не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач. Главными среди них являются:

совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Эти три задачи будем последовательно решать для укрепления нашей государственности. И для этого уже сегодня мы просто обязаны консолидировать усилия всех уровней и ветвей власти.

Завершая выступление, хочу напомнить, что у каждого, кто находится на службе у государства, есть своя ответственность перед ним, перед этим государством, и перед всем российским обществом. Эта ответственность обозначена мандатом депутата, губернатора, члена Правительства. Несмотря на должностные различия, у всех нас есть общий долг. Это - долг перед народом, долг перед нашей страной.

Сегодня России нельзя просто обещать. Обещания уже многократно даны, все сроки их исполнения вышли. Десятилетия трудной и нестабильной жизни - достаточный период, чтобы требовать реальных изменений к лучшему. Российская власть обязана добиться перемен в ближайшее время.

Мы все хорошо понимаем, как трудно достичь этой цели. Но я уверен - у нас хватит и разума, и воли.

Если так будет, то появится и результат.

И тогда придут стабильность и национальный прогресс.

Придут успех и процветание России.

Спасибо вам большое за внимание.

Текст предоставлен Департаментом
информации и печати МИД РФ

Президент РФ Владимир Путин в четверг, 1 марта, выступил с посланием Федеральному собранию. В этом году мероприятие прошло в расширенном формате - впервые оно было перенесено из Георгиевского зала Кремля в помещение московского Манежа из-за количества приглашенных – и оказалось рекордным по длительности. В ежегодном докладе парламенту лидер государства коснулся широкого круга вопросов, посвященных экономике, социальным аспектам, а также внутренней и внешней политике. Кроме того, во время своего выступления президент представил сразу несколько новейших образцов отечественного вооружения.

Портал сайт собрал ключевые цитаты лидера государства.

О значении послания

«Сегодняшнее послание носит особый, рубежный характер, как и то время, в которое мы живем, когда значимость нашего выбора, значимость каждого шага, поступка исключительно высока».

О главных вызовах

«Изменения в мире носят цивилизационный характер, и масштаб вызова требует от нас такого же сильного ответа. И мы готовы дать этот ответ. Мы готовы к серьезному прорыву. Мы можем это сделать на сплоченности российского общества и на колоссальном потенциале нашего талантливого, творческого народа».

«Отставание - вот наш главный враг. Это как неутомимая болезнь, которая подтачивает организм изнутри. Нам надо обеспечить такую созидательную мощь, чтобы никакие преграды не помешали нам идти вперед. Мы сами должны и будем определять свое будущее».

«Чтобы идти вперед, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причем во всех сферах: укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, суды, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам».

«Устойчивость - это основа, но не гарантия дальнейшего развития. Мы не имеем права допустить, чтобы достигнутая стабильность привела к самоуспокоенности».

«Тот, кто использует технологическую волну, сможет вырваться вперед. Того, кто не сможет ее использовать, она просто захлестнет, утопит».

О повышении МРОТа, пенсиях и зарплатах

«Мы впервые в новейшей истории смогли приравнять минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму. Эта норма начнет действовать с первого мая 2018 года, что позитивно скажется на доходах около 4 млн человек».

«Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие - обеспечить уверенный, долгосрочный рост реальных доходов граждан, за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности».

«Мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию выше темпов инфляции».

«Размер зарплат в бюджетной сфере должен расти и дальше, так же как и качество работы, и уровень подготовки специалистов в здравоохранении, образовании, других областях, которые определяют благополучие людей».

О народе России

«С точки зрения важнейшей задачи обеспечения качества жизни и благосостояния людей мы, конечно, еще не достигли необходимого нам уровня. Но мы должны это сделать и сделаем это. Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв».

Об увеличении ВВП

«К середине следующего десятилетия ВВП на душу населения должен вырасти в 1,5 раза. Это очень сложная задача. Уверен, мы сможем ее решить».

О демографии

«В 2017 году численность населения в трудоспособном возрасте сократилась почти на 1 млн. В ближайшие годы такая тенденция к сокращению сохранится, что может стать серьезным ограничением для экономического роста, трудовых ресурсов просто нет. В предстоящее десятилетие нужно обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России».

«За предстоящие шесть лет на меры демографического развития, на охрану материнства и детства нам нужно будет направить не менее 3,4 трлн рублей».

«К концу следующего десятилетия Россия должна уверенно войти в число стран 80+. Это такие страны как, например, Германия и Франция, где продолжительность жизни превышает 80 лет. Уверен, такая цель достижима».

О развитии городов

«Предлагаю начать масштабную программу пространственного развития России, включая развитие малых городов. И как минимум удвоить расходы на это в ближайшие шесть лет. Понятно, что это предполагает увеличение расходов на здравоохранение и транспорт».

«Предлагаю запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции».

Об ипотеке и жилье

«За предстоящие шесть лет ипотека должна стать доступной для большинства российских семей, для большинства работающих граждан, для большинства молодых специалистов».

«В прошлом году, уважаемые коллеги, выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%. Разумеется, мы это знаем тоже хорошо, в каждом конкретном случае стоимость, другие условия кредита индивидуальны. Но в целом нам нужно и дальше снижать среднюю ставку - до 7–8%»

«В 2017 году 3 млн семей в России улучшили свои жилищные условия. Теперь нам необходимо стабильно, обращаю внимание, впервые в истории современной России, выйти на уровень, когда ежегодно не менее 5 млн семей улучшат свои жилищные условия».

«Предлагаю также вернуться к налогу на имущество физических лиц. Он должен быть справедливым и посильным для граждан. <…> Нужно уточнить механизмы расчета налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости. В любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость».

О занятости населения

«Нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична. Дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя. Создать достойно оплачиваемые рабочие места».

О транспорте

«Арктический флот был и остается, будет самым мощным в мире».

«Через шесть лет половина межрегиональных авиарейсов будет выполняться напрямую».

«В общей сложности в предстоящие 6 лет необходимо практически удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России. Направить на эти цели более 11 трлн рублей из всех источников».

О цифровых технологиях

«К 2024 году мы обеспечим практически повсеместный быстрый доступ в интернет. Будет завершено строительство волоконно-оптических линий связи к большинству населенных пунктов с численностью жителей более 250 человек. А удаленные небольшие населенные пункты крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока получат устойчивый доступ через сеть российских спутников».

«Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных».

О здравоохранении

«В 2019–2024 годах на развитие здравоохранения из всех источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4% ВВП, но стремиться надо, безусловно, к 5%. В абсолютном выражении это будет означать, что общие расходы на здравоохранение должны увеличиться вдвое, при этом надо найти дополнительные возможности для финансирования, которые бы не сдерживали экономический рост».

«России нужна специальная общенациональная программа борьбы с окнологическими заболеваниями».

«За последние годы была проведена оптимизация сети лечебных учреждений. Это делалось для того, чтобы выстроить эффективную систему здравоохранения, но в ряде случаев административными преобразованиями явно увлеклись. <…> Оставили людей практически без медпомощи, ничего не предлагая взамен. Совет один: поезжайте в город, там лечитесь. Это абсолютно недопустимо».

Об экологии

«Сегодня в России органами государственной власти, общественниками выявлено порядка 22 тыс. свалок. Нам нужно решить эту проблему и в первую очередь рекультивировать свалки в черте городов».

«Трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответствует нормам, если выпадает черный снег, как в Красноярске, а жители крупных индустриальных центров из-за смога неделями не видят солнца, как в Челябинске, Череповце, Нижнем Тагиле, Новокузнецке и других городах. Мы ужесточили экологические требования к предприятиям, что, безусловно, снизит промышленные выбросы».

Об образовании

«Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, успешные компании. Я предлагаю со следующего года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее» - возможность попробовать себя в деле у ведущих компаний. Мы выделяем на эту инициативу 1 млрд рублей».

«Мы продолжим укреплять целостную систему творческих способностей и талантов наших детей. Такая система должна охватить всю территорию нашей страны, интегрировать возможности таких площадок, как «Сириус», «Кванториум», дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России».

О развитии экономики

«Доля малого бизнеса в экономике России к 2025 году должна составить 40%».

«Объем несырьевого неэргетического экспорта в РФ к 2024 году должен достичь $250 млрд».

«Нужно четко выстроить приоритеты и повысить эффективность государственных расходов, энергичнее привлекать частные ресурсы для финансирования крупных проектов. Новому правительству предстоит сформировать новые налоговые условия - они должны быть стабильны и зафиксированы на предстоящие годы. Подчеркну, нам нужны такие фискальные решения, которые обеспечат пополнение бюджетов, причем всех уровней, а также исполнение всех социальных обязательств, и при этом будут не сдерживать, а стимулировать экономический рост».

О бизнесе

«Важно поддержать начинающих предпринимателей, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом, проводить обязательные платежи, получать услуги удаленно через интернет».

«Количество разного рода проверок формально вроде бы снижается, но в ходе встреч с бизнесом мы слышим, что коренных изменений пока не происходит. Нужно сделать так, чтобы появление контролеров на предприятиях стало исключением», - сказал президент, отметив, при этом, что, в свою очередь, рассчитывает, что бизнес будет «наращивать свой вклад в прорывное развитие страны».

О реформировании системы госслужбы

«Чиновники всех уровней должны быть заинтересованы в росте своей эффективности, жестко нацелены на получение конкретного результата. <…> Нужно перестроить всю систему государственной службы».

«Нам нужно не только выстроить современные сервисы для бизнеса, но и в целом сделать понятной, удобной, комфортной систему взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином».

О майских указах

«Многое было сделано в ходе реализации «майских указов» 2012 года. Могу сказать, что есть какие-то недовыполнения, но в целом, как бы не были высоко подняты планки этих указов, если бы их не было, то не было бы и результатов, которых мы добились сегодня. Амбициозные задачи нужно ставить всегда».

О выходе США из договора по ПРО

«Мы долго уговаривали американцев не нарушать договор о ПРО, не нарушать стратегического баланса. Всё тщетно. США в одностороннем порядке вышли из этого договора, но даже после этого мы долго пытались наладить с ними конструктивный диалог, предлагали для снятия озабоченности и сохранения атмосферы доверия наладить совместную работу в этой области. В какой-то момент мне показалось, что компромисс может быть найден, но нет - все наши предложения были отклонены».

«Несмотря на наши многочисленные протесты и призывы, американская машина заработала, конвейер пошел, - продолжил президент. - Действует уже система ПРО на Аляске и в Калифорнии. Как результат расширения НАТО на восток появились два района ПРО в Восточной Европе - в Румынии он уже создан, в Польше завершается развертывание».

Про армию и оборону

«Все эти годы после одностороннего выхода США из договора по ПРО мы напряженно работали над перспективной техникой и вооружениями. Это позволило нам сделать стремительный, большой шаг в создании новых образцов стратегического оружия».

«По периметру границ России, и это очень важно, создано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении. После развала СССР в ней появились огромные дырки, сейчас всё восстановлено».

«Новый комплекс «Сармат» не имеет ограничений по дальности и может атаковать противника как через Южный, так и через Северный полюс».

«Россия начала разработку стратегического оружия, неуязвимого для всех существующих систем ПРО и ПВО».

«В конце 2017 года на центральном полигоне Российской Федерации состоялся успешный пуск новейшей российской крылатой ракеты с ядерной энергоустановкой. Проведенный пуск и комплекс наземных испытаний позволяют перейти к созданию принципиального нового типа вооружения - стратегического комплекса ядерного оружия с ракетой, оснащенной ядерной энергетической установкой».

«Ничего подобного новому российскому ракетному вооружению ни у кого в мире нет. Возможно, когда-нибудь появится, но за это время наши ребята еще что-нибудь придумают».

О России как гаранте безопасности в мире

«Особо подчеркну: растущая военная мощь России никому не угрожает, у нас не было и нет планов использования этого потенциала в наступательных, а тем более в агрессивных целях. Мы никому не угрожаем, ни на кого не собираемся нападать, ничего ни у кого, угрожая оружием, не собираемся отнять. <...> Растущая военная мощь России - это надежная гарантия мира на нашей планете, поскольку эта мощь сохраняет и будет сохранять стратегическое равновесие и баланс сил в мире, что, как известно, остается важнейшим фактором международной безопасности после Второй мировой войны и до наших дней».

Об отношениях с западными партнерами

«Мы заинтересованы в нормальном конструктивном взаимодействии с США и Евросоюзом. Рассчитываем, что возобладает здравый смысл и наши партнеры сделают выбор в пользу честного, равноправного сотрудничества».

О будущем

«Шли, идем и будем идти своим уверенным курсом. Были и будем вместе. Вызовы, большие задачи наполняют особым смыслом нашу жизнь. Нам надо быть смелыми, брать на себя инициативу в решениях и поступках. Менять жизнь страны к лучшему. Создавать Россию, о которой мы мечтали».