» » Ь на конце существительных урок. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Ь на конце существительных урок. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

— Как вы понимаете её?

— Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

— Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

— Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

— Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

— Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода — не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

— В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

— А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

— Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

— В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

— Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!

Учитель начальных классов: Оспанова Г.С.

Урок русского языка в 4 «А» классе.

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих.

Предмет, класс: Русский язык.
Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
Задачи:
1.Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся.
2.Формировать умения различать слова мужского и женского рода.
3.Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.
4.Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический, исследовательский.
Оборудование: Учебник «Русский язык» 4 класс, интерактивная доска, электронная презентация по теме, индивидуальные карточки, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Мотивационный блок. (Слайд 1,2,3)
1). Психологический настрой учащихся.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Я рада приветствовать вас. (Слайд 4)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг.
(А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк?
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. (Слайд 5)
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок?(Уч-ся выбирают смайлик). Думаю, что с отличным. (Слайд 6)

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека).

2).«Угадай слово». - На доске слово,которое рассыпалось.Собрать все части и прочитать слово.(Чистописание)
(Слайд 7)
3) Оформление тетради. Запись числа.

2. Чистописание. (Слайд 8)
ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж
Полька, долька, пулька, калька,
Колья, перья, обезьянка,
Мягкий знак всегда с вопросом,
Кто не учил – остался с носом.
- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку. Что вы можете сказать о словах на первой и второй строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Как вы понимаете выражение остался с носом? (Не получил того, чего хотел, остаться ни с чем.) Спишите первые две строчки. Допишите по два своих слова к каждой строчке.

3.Актуализация знаний учащихся.
1). Словарно – орфографическая работа.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. (Слайд 9)
-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

Назовите глагол. (Вернуть)

Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель).
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель - мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.) (Слайд 10)
-Запишите слова в три столбика. Придумайте в каждый столбик по два слова. -Проверим правильность выполнения работы. (Слайд 11)

2) Повторение знаний об имени существительном.
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.) (Слайд 12)
-Что ещё знаете о существительном? (Имена существительные изменяются по числам и имеют род). (Слайд 13)

4. Создание проблемной ситуации.
Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
1). Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё не знаем об имени существительном.
-Почему в слове ночь-мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? -Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно? (Слайд 14)

2).Сформулируйте тему урока.
-Давайте сформулируем тему нашего урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих)
3). Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) (Слайд 15)
(Слайд 16)
(Слайд17)
-Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ, рожь. (Слайд 18)
-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)

Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
- В чём различие? (Разный род имён существительных)
- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р.
рожь нож
глушь камыш
ночь врач
вещь плащ)

Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

5. Физминутка.

Потрудились – отдохнём,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
(Слайд 19)
Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
1). Составить предложения из данных слов.
(Работа в группах) (Слайд 20)
а) по, малыш(?), бегал, берегу, реки.
б) на, веселилась, площадке, молодёж(?).

2). Сказка о Мягком Знаке. (Слайд 21)
а). Жила-была в алфавитном саду очень странная буква-буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву-Мягкий знак! Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь, (Слайд 22)
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода
с буквами ч(че), щ(ща), ж(же), ш(ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком.
б). -Назовите слова с шипящими на конце.
-Объясните, почему надо писать - Ь - в этих словах?

(Вы заметили, какого рода эти сущ-е? Правильно, женского, значит Ь мы будем писать.)
Обрадовался - Ь -, побежал к сущ-м мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал: (Слайд 23)
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!
Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера.Они сказали -Ь- :
«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»
-Назовите слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь -Ь-?
в). Отгадайте загадки, напишите отгадки и объясните, почему вы так написали слова. (Слайд 24)

1.Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж).
(Правильно, ёж. Почему слово ёж пишется без -Ь- ?)
2.Драчун и забияка, не знает страха, живёт в воде, носит иглы на спине. (Ёрш)
(Ёрш- есть такая рыба, очень-очень колючая. Почему без -Ь- ?)
3.Умный Ивашка, красная рубашка, где пройдёт-коснётся, там след остаётся. (Карандаш)
(Ёж, ёрш, карандаш написали без Ь. Какого рода эти сущ-е? -Правильно, мужского. Значит Ь не пишем).
(Слайд 25)
Так запомним - род мужской Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род -наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.

г). Замените следующие словосочетания одним словом и объясните, почему в одних словах надо писать- Ь-, а в других нет.
(Слайд 26)
1.Близкий приятель, друг. (Товарищ)
2.Сила, могущество. (Мощь)
3.Часть суток от вечера до утра. (Ночь)
4.Двенадцать часов ночи, середина ночи. (Полночь)
5.Молодые люди. (Молодёжь)
6.Человек, лечащий больных. (Врач)
(Давайте проверим: товарищ (м.р.)- Ь не нужен...)
Помните, ребята, для того,чтобы вспомнить эту орфограмму, стоп-сигнал шипящий звук в конце слова и только тогда мы должны рассуждать, какого рода это существительное.

д). А сейчас самостоятельная работа по карточкам. Допишите -Ь- там, где нужно.

Шалаш_ , чиж_ , мыш_ , ёрш_ , грач_ , вещ_ , плащ_ , нож_ ,
ноч_ , мяч_ , лещ_ , камыш_ , овощ_ .
Проверка.
Вывод: На конце сущ-х женского рода -пишется Ь. На конце сущ-х мужского рода - не пишется Ь!
е). Составьте предложения используя слова на доске: (Слайд 27)

Верный, приходит, помощ..., товарищ..., на, всегда.

3). Работа с учебником. (Слайд 28)
Работа над правилом.
-Где ещё мы можно узнать нужную нам информацию? (В учебнике)
- Прочитайте правило в учебнике (стр. 110). Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

4). Составление памятки.
Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. -Что сначала мы должны сделать? (Обсуждение вместе с детьми)
(Слайд 29)
1.Читаю или произношу слово.
2. Определяю часть речи.
3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.
4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.
6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.
(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). (На партах у учеников карточки с алгоритмом).

(Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака.) (Слайд 30)

5). «Блиц-опрос». Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Футбольное соревнование (Матч)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Добыча охотника. (Дичь)
Середина ночи. (Полночь)

Тихая безветренная погода. (Тишь)
Мелкие деньги. (Мелочь)

7. Закрепление полученных знаний.

1). Самостоятельная работа учащихся. Работа в паре. (Слайд 31)
Сейчас в паре вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти четвёртое лишнее в каждой строке. Где нужно добавьте мягкий знак. Карточка.
Плащ Помощ Лещ
Луч Мяч Грач
Мыш Ёрш Нож
Гараж Стриж Чиж
-Проверьте работу у своего одноклассника и выставите друг другу оценки.
-Какую оценку получил каждый из вас? Почему?(Опрос детей)
Проверка самостоятельной работы. (Слайд 32)

Как выполняли работу?
(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)
2).Разноуровневые задания. Самостоятельная работа на перфокартах (выполнение теста с последующей самооценкой).
-Выберите для себя подходящий уровень и выполните задание.
1 уровень.

2 уровень.
Вставь, где нужно-ь-.
Сторож...,обруч...,лож...,скрипач...,дрож...,уж...,калач...,роскош...,
доч...,Петрович...,силач...,камыш...,плач...,реч...
3 уровень.

Поработайте теперь над новой орфограммой на карточках, используя алгоритм. Оцените результат своей работы. (В помощь каждому ученику предлагается индивидуальная карточка с алгоритмом).
Момент контроля.
- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).
У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему? -Давайте повторим, какова роль мягкого знака (ь) в речи? (Слайд 33)
Самооценка. - Оцените себя, на какую отметку вы работали сегодня? (На полях в тетради ученики ставят отметку).
3). Закрепление нового материала.
- Поиграем в игру. (Рефлексия.)
Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики, если слова мужского рода.
Учитель называет слова: шалаш, калач, глушь, морж, вещь, сторож, ложь, овощ, меч, дочь, печь, монтаж.
-Запишите домашнее задание. (Слайд 34)
4)Тестовые задания по теме урока.

8. Итог урока. Рефлексия.
Цель: Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Проверим ваше нгастроение в конце урока. (Слайд 35)
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось… (Слайд 36)
- Я научился …(писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих).
- Молодцы! Спасибо за урок. (Слайд 37)

8. Домашнее задание.
1уровень: Придумать свою сказку о приключениях Мягкого Знака.
2уровень: Упр.249, стр. 111 Правило!
3уровень: Придумать мальчикам 10 существительных с шипящими на конце мужского рода, а девочкам 10 существительных женского рода с шипящими на конце.
Выучить алгоритм.

«Мягкий знак (ь) на конце имён существительных».

10.02.2016 1388 247 Нурсуитова ЗамзагульАмангельдиновна

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных».
Цель: выявление грамматической функции мягкого знака путём исследовательской работы учащихся.
Задачи: - формировать умения различать слова мужского женского рода;
-способствовать обучению учащихся умению анализировать, группировать, обосновывать логику доказательства;
-воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения, работать индивидуально и коллективно.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, исследовательский.
Ход урока:
Ι.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (учащиеся выбирают смайлик).
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать? (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
ΙΙ.Оформление тетради. Запись числа.
ΙΙΙ.Минутка чистописания.
Буква «Р» перевернулась,
…знаком обернулась.
Эта буква - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж
Полька, долька, пулька, калька,
Колья, перья, обезьянка,
Мягкий знак всегда с вопросом,
Кто не учил остался с носом.
- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку.
-Что вы можете сказать о словах на второй и третьей строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
- Как вы понимаете выражение остался с носом?
ΙѴ. Обобщение знаний о мягком знаке.
Хорошую речь, хорошо и слушать.
Ученье- свет, а неученье - тьма.
-Что общего в этих пословицах?
-А что это за буква мягкий знак? Назовите имена существительные.
-Назовите различия в нахождении ь и его роли заметили? Давайте посмотрим на доску и вспомним всё, что вы знаете о мягком знаке.
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ѵ. Повторение знаний об имени существительном.
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?
ѴΙ. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня мы постараемся выяснить, что мы ещё знаем об имени существительном.
-Почему в слове ночь - мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно.
ѴΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте слова на доске: вещь, марш, ночь, ключ, карандаш, мышь, уж, лещ, дочь, молодёжь.
-Что вы можете сказать об этих словах?
-Что общего в звучании данных слов?
- Почему в написании слов вещь есть ь, а в записи слов ключ ь нет?
-Так в чём проблема?
-Делаем сравнение, находим сходство. В чём различие? Ваши предположения?
- Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужско рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных?
ѴΙΙΙ. Физминутка.
Потрудились - отдохнём,
Нужно, без сомненья.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
ΙX. Сказка о мягком знаке.
Жила- была в алфавитном саду очень странная буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву- Мягкий знак. Со многими буквами Мягкий знак очень дружил, по этому решил, что может занять место и после шипящих. Подошел Мягкий знак к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь,
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода с буквами ч, щ, ж, ш в конце слова и согласились дружить с Мягким знаком.
Обрадовался Мягкий знак побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие буквы и закричал:
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!
Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Мягкому знаку: «Пожалуйста, никогда, слышишь, не приставай к нам!»
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
X. Работа с учебником.
Работа над правилом.
- Где ещё мы можем узнать нужную нам информацию? (в учебнике)
-Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения?
-Какую же ещё работу выполняет ь знак в русском языке?
Стр.63 упр.174
XΙ. Составление памятки.
-Читаю или произношу слово.
-Определяю часть речи.
-Внимательно слушаю звуки на конце слова.
-Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
-Если существительное мужского рода, то ь не пишу.
- Если существительного женского рода, то ь пишу.
- Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу ь.
XΙΙ. Замени одним словом. (устно)
Она бывает устной и письменной…
Он бывает тупой и острый (на кухне)…
Верный преданный друг…
Правда лучше, чем …
Вкусный, свекольный, наваристый…
Чёрная птица, вестник наступающей весны …
Предмет, на котором ездил Емеля …
Маленький ребёнок …
Добыча охотника. ..
Середина ночи …
Горчица оставляет во рту ….
Морской, речной бывает он…
XΙΙΙ. Работа в группах.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-…
2.Вставь подходящие имена существительные с
основой на шипящий.
1) Какова мать, такова и ….2) Здоровому и …. не нужен.3)Какова голова, такова и …. 4)И … в свою норку тащит корку. 5) Когда … поспела, берись за дело.
Слова для справок: доч(?), врач(?), рож(?), реч(?),мыш(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
XΙѴ. Рефлексия.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Проверим ваше настроение в конце урока(учащиеся выбирают смайлик)
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось..
- Я научился…
-Молодцы! Спасибо за урок!
XѴ. Домашнее задание.
1 уровень: придумать свою сказку о приключениях Мягкого знака.
2 уровень: стр. 64 упр. 176
3 уровень: придумать 5 существительных с шипящими на конце мужского рода и 5 существительных с шипящими на конце женского рода.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Урок разработала: Басова Галина Васильевна, учитель начальных классов МОУ Октябрьская СОШ Мантуровского района Костромской области

Урок №16

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных;
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Оборудование: карточки с текстом.

Посмотрите на эпиграф к уроку.

Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих.

О чем пойдет речь на уроке? (правописание мягкого знака после шипящих)

Запишу тему урока на доске.

Правописание мягкого знака после шипящих…

Я не дописываю, вы сделаете это сами.

Минутка чистописания.

На доске написаны слова: тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи.

Прочитайте эти слова. Найдите сходство между ними. (Это словарные слова. Во всех словах пишется мягкий знак. Все слова - имена существительные.)

В чем различие данных слов? (Здесь существительные в единственном числе и во множественном числе. Мягкий знак встречается в середине слова и в конце.)

Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?

Кьвь вькь кьвь

I.Вызов.

1.Индивидуальные задания.

Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.

2.Парные действия.

Обменяйтесь информацией, обсудите.

3.Давайте запишем на доске в таблицу все, что вы знаете по теме.

II.Осмысление.

По всей вашей информации мы с вами составим схему:

Физ. минутка.

III.Размышление.

Проблемный вопрос.

Все ли случаи правописания ь мы записали?

"Чтение с пометками".

У каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация. Вы можете сделать пометки над словами с ь . Знаком "v" - уже знаком, "+" - это для меня новые

Последние цветы. Опять морозная ночь. Утром увидел группу молодых колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик. Шмель остался сидеть. Я стряхнул шмеля. Он упал. Положил его под горячий луч, он ожил и полетел. А на раковой шейке за ночь оцепенела красная стрекоза. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног. И их оживлял солнечный луч.

  • - Над какими словами вы поставили v ?
  • - Что для вас явилось новым?
  • - Вы узнали, что есть еще группа слов, в которых на конце пишется мягкий знак.
  • - А о чем вы хотите узнать? Запишем в таблицу эти слова в графу "Х".
  • - А где мы можем об этом узнать?

Послушайте стихотворение:

Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова - Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач!

Какой мы можем сделать вывод?

Звучат выводы.

Читаем правило на стр. 170-171, выполним устно упр. 450.

Дописываем тему урока.

Вернемся к нашей таблице. Куда поместим существительные женского рода с шипящими на конце?

IV.Рефлексия.

Замените словосочетания одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).

  • 1.близкий приятель, друг
  • 2.человек, лечащий больных
  • 3.мелкие деньги
  • 4.часть суток от вечера до утра
  • 5.молодые люди
  • 6.непромокаемая легкая одежда от дождя

Проверка: назовите существительные с ь . почему вы так написали?

V.Домашнее задание: по выбору - упр.452, 453, 454. Выучить правило.

Сегодня на уроке я узнал…

Самым интересным было…

Тема:

« Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих »

Хохлова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №166 г.Новоалтайска Алтайского края»

Новоалтайск 2010

УМК «Гармония» 3 класс

Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

    Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;

    Формировать умения различать слова мужского и женского рода;

    Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

    Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Литература:

Бакулина г.А. интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.

Соловейчик М.С. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007

Программно- методические материалы. Русский язык. Соловейчик.М.С., Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007

Аннотация:

В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, учащиеся должны прийти к выводу об особенностях употребления мягкого знака в именах существительных после букв шипящих. Дети должны понять, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.

Структура урока

1.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека)

2.Актуализация знаний учащихся.

Словарно – орфографическая работа.

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

На доске записаны слова: в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л….

Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)

Назовите глагол. (Вернуть )

Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель )

Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)

Что ещё знаете о существительном? (Имена существительные изменяются по числам и имеют род)

Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак. )

Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по два слова.

- Проверим правильность выполнения работы.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ

- Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)

Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)

Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)

Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)

Сформулируйте тему урока. (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих )

Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих)

А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)

Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.

Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож )

Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)

В чём различие? (Разный род имён существительных)

Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).

Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р . м.р.

рожь нож

глушь камыш

ночь врач

вещь плащ

Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)

5. Физминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

6. Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).

Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).

Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Обсуждение вместе с детьми)

1.Читаю или произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Внимательно слушаю звуки на конце слова.

4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.

5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

Если существительное женского рода, то Ь пишу.

6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь.

Словарно – логические упражнения:

Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.

    Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)

    Футбольное соревнование (Матч)

    Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)

    Без него не откроешь замок (Ключ)

    Его надевают в дождь (Плащ)

    Маленький ребёнок (Малыш)

    Добыча охотника. ( Дичь )

    Середина ночи. ( Полночь )

    Все предметы для запряжки лошадей. ( Упряжь )

    Тихая безветренная погода. ( Тишь )

    Мелкие деньги. ( Мелочь )

Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

на, веселилась, площадке, молодёж(?).

плащ(?), от, защитил, дождя, меня.

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

7.Итог урока. Рефлексия .

Формирование умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Мы с вами хорошо потрудились.

Понравился ли вам урок?

Что нового узнали сегодня на уроке?

Какие задания вы выполняли с удовольствием?

А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Продолжите мои предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем уроке мы…

Молодцы! Спасибо за урок.