» » 10 предложений о мигель сервет. Сервет Мигель - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

10 предложений о мигель сервет. Сервет Мигель - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Испанский врач, естествоиспытатель и теолог - критик догмата Троицы.

Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения (до него это сделали арабские учёные).

В 1553 году Мигель Сервет анонимно опубликовал тарактат: Christianismi Restitutio / Восстановление христианства, где отрицал христианский догмат о Троице.

«Тайна троицы» раскрыта у Сервета как тайна всемирной истории, в которой церковь сыграла роковую роль учреждения, исказившего истину и скрывшего ее от людей. Источник критики христианства у Сервета - неоплатонизм.

Бог, согласно Сервету, един - это идеальный разум, которому чужды кем-то придуманные ипостаси-воздушное «божественное дыхание», «архетип» сущего. Суждения о божественной природе учёный выносил на основе изучения Платона , Зороастра , Фалеса , Гермеса Трисмегиста .

Веру в троичного бога - «тритеизм» - Сервет считал логическим недоразумением, порождением несовершенства схоластики. Понятие о «духе святом» оказалось неверным прочтением в Писании термина «жизненное дыхание», формулы «единосущный», «подобосущный» - насилием над разумом, вредной бессмыслицей.

С «отменой» троицы сопряжено перетолкование природы Христа , который у Сервета не богочеловек, а учитель мудрости. К наставнику, хранителю морального совершенства и страдальцу обратился он с последней в своей жизни фразой: «О, Иисус, сын бога вечного, сжалься надо мной!» А престарелый Гийом Фарель, который вёл Сервета на казнь, в это время повторял: «Иисус, вечный сын Бога». Поучая собравшихся, он говорил в адрес Сервета, что сатана ослепил и опутал этого учёного мужа, несмотря на все его знания.

Наступательный, мобилизующий на борьбу характер учения Сервета был обязан своей бунтарской эсхатологии. В приложении к его сочинению «Восстановление христианства» приведено 60 знаков начавшегося в мире царства антихриста, изгнавшего истинную церковь с земли на небеса. […]

Работа над собой, считает Сервет, должна начинаться с двадцатилетнего возраста, приводя к нравственному совершенству и духовному озарению. Смена «ветхого» человека «новым» обозначается принятием крещения в тридцатилетнем возрасте.

При этом не все смогут обрести «божественный» статус, часть несовершенных людей подлежит телесной и духовной смерти. Но христиане приобщаются к бессмертию при жизни: до полного исправления мира их души отправляются в царство теней. Характерна забота о душах язычников, которые не участвуют в небесном царстве, а находятся в особом, не лишенном известных радостей пристанище. […]

Сервету был вынесен смертный приговор за словесное унижение «тайны троицы», за искажение природы Христа и за протест против крещения младенцев. Судьи отмечали (с помощью Кальвина) в универсальной системе философа-гуманиста лишь то, что можно было квалифицировать как подстрекательство к бунту».

Ревуненкова Н.В., Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации, М., «Мысль», 1988 г., с. 154-155.

В 1546 году в Женеве – в том числе по причине по мотивам личной ненависти – Жан Кальвин (ранее они состояли в переписке и Мигель Сервет отрицательно оценил его рукопись) приказал сжечь Мигеля Сервета на костре как еретика.

«В 1553 году по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды испанский богослов, философ и ученый Мигель Сервет . Дело Сервета рассматривается многими историками как «моральный тупик Реформации» - впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие. Публичное сожжение Сервета заставило «перринистов» утихнуть. Вскоре после этого был произведён полный разгром идейной оппозиции. Сторонники Кальвина провели несколько крайне пристрастных религиозно-политических процессов, стоивших жизни многим непримиримым его противникам. К 1555 году оппозиция была окончательно разгромлена».

Истина Н.А., Сто великих мятежников и бунтарей, М., «Вече», 2006 г., с.101.

Мигель Сервет «.. вошёл в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции».

Малая энциклопедия персоналий / Сост.: Золотько А.К., С.А. Кондратюк, Харьков «Торсинг», 2001 г., с. 346.

СЕРВЕТ (Servet ) Мигель (1509 или 1511-53), испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. Из-за критики христианских догматов подвергался преследованиями как со стороны католиков, так и со стороны кальвинистов. По указанию Ж. Кальвина обвинен в ереси и сожжен.

СЕРВЕТ (Servetus, Servet ) Мигель , испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника . Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже - в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев), по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином, которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии.

В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета «Восстановление христианства», излагающий основы его антитринитарной «рациональной теологии» Считая бессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно совершаться уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан- Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.

Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре.

На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554).

Испанский богослов и врач. С 1536 по 1538 гг. изучал медицину на медицинском факультете Парижского университета и начал заниматься медицинской практикой, не оставляя вместе с тем своих богословских занятий. В 1553 году Сервет анонимно издал свой основной труд «Восстановление христианства», в котором изложил целостную картину мира. Решая вопрос о происхождении «живого духа» человека, Сервет в то же время решал и анатомо-физиологические проблемы. Ему принадлежит величайшее открытие – он доказал существование малого круга кровообращения, опроверг мнение Галена о просачивании крови из левой половины сердца в правую через небольшие отверстия, якобы имеющиеся в перегородке между предсердиями, и впервые дал верное представление о путях движения крови по ветвям легочной артерии из правого желудочка сердца в легкое и далее по ветвям легочных вен в левое предсердие. Сервет гениально предугадал физиологическое значение кровообращения по малому кругу и процессов, происходящих в легочной ткани. Он утверждал, что в легких происходит удаление из крови «сажи» и насыщение ее «свежим воздухом», в результате чего образуется «жизненный дух», являющийся источником всех движений организма. Богословские идеи Сервета подрывали основы схоластической картины мира, что не могло не навлечь на него нападок со стороны как католиков, так и протестантов. Сервет был сожжен в 1553 году в Женеве вместе со своей книгой.

Фракасторо джироламо (1478-1553)

Итальянский ученый, врач, писатель, один из представителей Возрождения. Медицинское образование получил в Падуе. Систематизировал и обобщил установленное его предшественниками положение о специфическом и размножающемся заразном начале – «контагии» и дал направление дальнейшему исследованию заразных болезней. Поэтому утверждение, что он является основоположником учения о контагии (заразе), неверно. Крупнейшая медицинская работа «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546) многократно переиздавалась. Обобщив взгляды предшественников, начиная с авторов античной древности до современных ему врачей, а также свой опыт, ученый впервые сделал попытку создать общую теорию эпидемических болезней и дать описание ряда отдельных болезней – оспы, кори, чумы, чахотки, бешенства, проказы и др. Первая книга посвящена общим теоретическим положениям, вторая – описанию отдельных заразных болезней, третья – лечению. По определению Фракасторо, «контагии – это тождественное поражение, переходящее от одного к другому; поражение совершается в мельчайших и недоступных нашим чувствам частицах и начинается с них». Он различал специфические «семена» (т.е. возбудители) определенных болезней и установил три вида их распространения: непосредственным соприкосновением, через предметы и на расстоянии. На родине Фракасторо в Вероне в 1555 г. ему был сооружен памятник.

Паре амбруаз (1510-1590)

Крупный французский хирург и акушер, реформатор хирургии. Врачебного образования не получил, учился хирургическому ремеслу в Париже в больнице Отель-Дье, где числился подмастерьем-цирюльником. С 1536 г. Служил в армии в качестве цирюльника-хирурга, участвовал в ее походах. В 1545 г. Опубликовал свой первый труд по военной хирургии – «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» (переиздан в 1552 г.). вернувшись в Париж, практиковал как хирург и акушер. В 1549 г. Опубликовал труд «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». В 1554 г. Был принят в братство хирургов-практиков. Не имея врачебного звания, он стал хирургом и акушером при дворе короля (1559) и главным хирургом Отель-Дье. Крупнейшей научной заслугой Паре является его вклад в лечение огнестрельных ранений. Он отказался от принятого в средневековой медицине прижигания их раскаленным железом или заливания кипящим раствором («бальзамом») и впервые применил для этого чистую повязку. Он улучшил технику и исходы ампутаций, применив перевязку сосудов вместо их перекручивания, сдавления или прижигания, создал ряд новых инструментов; первым диагностировал перелом шейки бедра; предложил специальные повязки, жестяные корсеты, корригирующую обувь для лечения переломов и вывихов, искривления позвоночника, косолапости, а также сложные ортопедические приборы – искусственные суставы, протезы нижних конечностей и др. Хотя ему не удалось лично осуществлять большинство предложенных им ортопедических усовершенствований, но детальные рисунки Паре сыграли существенную роль в последующем развитии ортопедии. Для улучшения кровообращения он применил массаж. Его обобщающий труд «Регламент оказания помощи раненым» (1594) повторно переиздавался и служил основным врачебным руководством по вопросам военной хирургии. В акушерстве Паре применял и описал поворот плода на ножку (данный прием, как и перевязка сосудов в ране, применялись отдельными врачами в Древней Индии и в эллинистическом Египте, но были забыты в средние века), а также кесарево сечение при смерти роженицы (забытого после Сорана Эфесского). Деятельность Паре сыграла исключительную роль в становлении хирургии как научной дисциплины и превращении хирурга-ремесленника в полноправного врача-специалиста.

(1511-09-29 )

В 1531 году вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев).

После 1532 года Сервет поселился в Лионе . В этот период он написал комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея , в котором, в частности, восстановил забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-1538 годах изучал медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он жил в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 года стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне . Переписка с Кальвином , которую Сервет вёл в течение нескольких лет, выявила полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причислил Сервета к числу злейших врагов христианской религии.

В 1553 году во Вьенне анонимно вышел главный труд Сервета «Восстановление христианства», содержащий основы его антитринитарной «рациональной теологии». Считая обессмысленным крещение младенцев, Сервет полагал, что крещение должно происходить уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 году в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием лёгочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.

Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж её уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорён к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Жаном Кальвином, и по приговору женевской консистории сожжён на костре.

Он вошёл в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.

Память

В 1903 г. в Женеве установлен памятник М. Сервету.

Именем Сервета названа улица в Женеве.

Примечания

Литература

  • Будрин Е. М. Сервет и его время. - Казань, 1878.
  • Михайловский В. Сервет и Кальвин. - М., 1883.
  • Новая философская энциклопедия / Институт философии РАН. - М.: Мысль, 2001.
  • Горбатов Д. Джозеф Бродский и Мигуэль Сервет // Лебедь: независимый альманах . - 2005. - № 452 (20 ноября).
  • Bainton R. H. Hunted Heretic. A life and death of Michael Servetus. - Boston, 1953.
  • Baron Fernandez J. Miguel Servet. Su vida y su obra. - Madrid, 1970.
  • Savonarole. Michel Servet. Les grandes proces d’histoire. - Paris, 1979.
  • Gordon Kinder A. Michael Servetus. - 1989.

Ссылки

  • Сервет Мигель - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  • Сервет - статья из Философской энциклопедии
  • Клот Л. Живьем на медленном огне… . Наша Газета (31 марта 2009). Архивировано из первоисточника 16 августа 2012. Проверено 13 августа 2012.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Арагоне
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 29 сентября
  • Родившиеся в 1511 году
  • Умершие 27 октября
  • Умершие в 1553 году
  • Умершие в Женеве
  • Богословы по алфавиту
  • Богословы Испании
  • Богословы XVI века
  • Выпускники Сорбонны
  • Антитринитарии
  • Медики XVI века
  • Медики Испании
  • Реформация
  • Казнённые учёные
  • Сожжённые на костре

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ефрем Малый
  • Вейер, Иоганн

Смотреть что такое "Сервет, Мигель" в других словарях:

    Сервет Мигель

    Сервет Мигель - (Servet) (1509 или 1511 1553), испанский мыслитель, врач. Первым в Европе высказал идею о существовании лёгочного кровообращения. Из за критики христианских догматов подвергался преследованиям как со стороны католиков, так и со стороны… … Энциклопедический словарь

    Сервет Мигель - Сервет (Servet) Мигель (1509 или 1511‒27.10.1553, Женева), испанский мыслитель, врач, учёный. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже. Изучал математику, географию, право, медицину. Издал с комментариями «Географию» Птолемея. Высказал идею о наличии… … Большая советская энциклопедия

    Сервет, Мигель - СЕРВЕТ (Servet) Мигель (1509 или 1511 1553), испанский мыслитель, врач. Высказал идею о существовании малого круга кровообращения. За критику христианских догматов подвергался преследованиям и католиков, и кальвинистов. Обвинен в ереси и сожжен в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРВЕТ Мигель - (1509 или 1511 l511) мыслитель, ученый и врач, подвергший резкой критике христ. догматику, в части. догмат о троице. В своем осн. труде «Восстановление христианства» выступал за очищение христианства от искажений его католиками и протестантами.… … Атеистический словарь

    СЕРВЕТ Мигель "СЕРВЕТИ-ФЮНУН" - СЕРВЕТ (Servetus Servet) Мигель СЕРВЕТИ ФЮНУН (Serveti funun Богатство наук) турецкий литературный журнал, вокруг которого группировались писатели, создавшие т. н. новую литературу. Выходил в Стамбуле в 1891 1944. Защищал западническую… … Большой Энциклопедический словарь

    Мигель Сервет - (Michael Servetus, 29 сентября 1511 27 октября 1553) испанский врач и богослов. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения.… … Википедия

    Сервет М. - Мигель Сервет Мигель Сервет (Michael Servetus, 29 сентября 1511 27 октября 1553) испанский врач и богослов. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, где изучал математику, географию, астрономию, право, медицину. Мигель Сервет впервые в Европе описал… … Википедия

    Сервет - Сервет, Мигель Мигель Сервет Мигель Сервет (лат. Michael Servetus, исп. Miguel Serveto y Conesa, 29 сентября 1511, Вильянуэва де Сихена 27 о … Википедия

    СЕРВЕТ - (Servet) Мигель (1511 1553) исп. теолог, естествоиспытатель, врач. Учился в ун тах Сарагосы, Тулузы, Парижа, изучал библейские языки, математику, философию, теологию, право, медицину, жил в Германии, Италии, Швейцарии. С. был сторонником т.н.… … Философская энциклопедия

Серве́т (Servetus, Servet) Мигель , испанский мыслитель, богослов-антитринитарий, врач, впервые в Европе описавший малый круг кровообращения. Изучал право в Тулузском университете, затем некоторое время был секретарем Хуана де Кинтаны, исповедника Карла V . Покинул Испанию в 15-летнем возрасте; его дальнейшая жизнь прошла в скитаниях. После смерти Кинтаны жил в Базеле, а позже - в Страсбурге, где познакомился с видными немецкими гуманистами, Буцером и Эколампадием. В эти годы он приходит к отрицанию христианского догмата Троицы. В 1531 выходит в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год - второй трактат «Две книги диалогов о Троице», ставший ответом на полемику в связи с его первой работой. Антитринитарные взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире, и он был вынужден скрываться, приняв имя Михаила Виллановануса (Мишель Вильнев), по имени своего родного города. После 1532 Сервет поселяется в Лионе и в течение 3 лет работает в типографии Трехзелей. В этот период он пишет комментарии к новому изданию «Географии» Птолемея, в котором, в частности, восстанавливает забытый приоритет Колумба в открытии Нового света. В 1535-38 изучает медицину в Парижском университете. Его астрологические занятия вызвали недовольство профессоров университета, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он живет в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 становится личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне. Переписка с Кальвином , которую Сервет ведет в течение нескольких лет, выявляет полное несогласие их во взглядах, и Кальвин причисляет Сервета к числу злейших врагов христианской религии.

В 1553 во Вьенне анонимно выходит главный труд Сервета «Восстановление христианства», излагающий основы его антитринитарной «рациональной теологии» Считая бессмысленным крещение младенцев, Сервет полагает, что крещение должно совершаться уже в зрелом, сознательном возрасте. Рассматривая понятие души, Сервет попытался дать представление о крови как обиталище души, впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Приоритет его в изучении кровообращения считался неоспоримым до тех пор, пока в 1929 в Дамаске не была найдена рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса с описанием легочного кровообращения. Прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн-ан- Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервета с текстом его арабского предшественника.

Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж ее уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорен к смерти. Покинув Францию, Сервет, по-видимому, пытался найти убежище в Неаполе. Его путь лежал через Женеву, где он был узнан Кальвином и по приговору женевской консистории сожжен на костре.

На протяжении всей жизни Сервет не был принят ни католиками, ни протестантами. Он вошел в историю прежде всего как первая жертва протестантского фанатизма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции.