» » Что такое приставка и суффикс правило. Доклад на тему: Роль суффиксов и приставок в русском языке

Что такое приставка и суффикс правило. Доклад на тему: Роль суффиксов и приставок в русском языке

.
Цели. 1. Ознакомить учащихся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов.

2. Развивать умения выделять в слове

приставку и суффикс.

3. Формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок и

суффиксов.

4. Развивать умения разбирать слова по составу.

5. Развивать орфографическую зоркость.

6. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.


Оборудование: учебник русского языка 3 кл. Т.Г.Рамзаевой, таблица образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

« Чудо – дерево », таблица « Состав слова », карточки « приставки и суффиксы».


ХОД УРОКА
1.Организация класса.
2. Проверка домашнего задания.
- Начнем с проверки домашнего задания. Открываем учебник и тетрадь.

Цель.- Я проверяю, правильно ли вы определили названия грибов по их признаку.

Читаем первый признак. Какой это гриб?

С какой орфограммой встретились? (парная согласная)

Читаем второй признак. Какой гриб?

Какая орфограмма встречается в этом слове?
Третий и четвертый признак проверяются аналогично.
- Какое еще было задание? (к словам рыжик и подберезовик подобрать однокоренные слова)

Какие слова называются однокоренными?

Какие однокоренные слова подобрали?

А я подобрала слово подберезовики. Правильно ли я выполнила задание?


ИТОГ: - Какие слова называются однокоренными?

Как по-другому их можно назвать?

С домашним заданием справились.
3. Повторение изученного материала.
- Какую большую тему мы начали изучать? (Состав слова).

Цель: - Сегодня на уроке мы продолжим изучать состав слова и узнаем, из каких еще частей может состоять слово. На уроке у нас будет помощник. Кто это? (Ежик, у которого иголки- корень слова, носик- приставка, хвостик- суффикс)


Начнем с работы в тетради.


А) Минутка каллиграфии.

Сегодня берем на контроль соединение еж

Напишем это соединение один раз.

Сравним с образцом. У вас также? Напишите соединение еще три раза.

Открываем учебник с.58 упр. 146.

Читаем задание. От какого слова будем образовывать новые слова? При помощи чего? Какой корень в этих словах ?

Какие слова получились?

Уходить, доходить, подходить, входить, отходить.

- Запишем эти слова в тетрадь. Какие части слова будем выделять? (Корень, приставку).

К какому еще слову нужно образовать одно

коренные слова. (К слову летать)

Какой корень будет в этих словах? (лет-)

Образуйте к слову летать однокоренные слова с помощью тех же приставок. Запиши-

те эти слова в тетрадь.

Проверяем. Что выделяем?

Что мы сейчас делали? (Образовывали слова с помощью приставок.)

Сделайте ВЫВОД: что такое приставка?

(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)


В) Знакомство с суффиксом.

Давайте вернемся в наш словесный сад. Посмотрите, не только перед корнем

появляется новая часть, а где еще, (После корня)

Для чего она понадобилась?

На ежике снимаю табличку « суффикс»

После корня он стоит

Перед окончанием

Его я, если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Это суффикс.

Сделаем ВЫВОД: что такое суффикс?

(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)
Г) Первичное закрепление.
- Сейчас мы потренируемся образовывать новые слова при помощи суффиксов. Упр. 147 с. 58 – читаем задание.

Какие слова у нас получаются?

Запишите в тетрадь только те слова, которые вы образовали с помощью суффикса . Выделите в словах корень и суффикс.

Сравните слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внес суффикс в смысл слов? (Оттенок уменьшения)

Городок – это маленький город, а как мы скажем об огромном городе? (городище)

А о большом дубе? (дубище). О сильном ветре?

Какой суффикс появляется в этих словах?


- Какой оттенок внес этот суффикс в смысл слов? (увеличение)

Мы уже говорили, что каждая морфема в слове имеет смысл. В этом мы еще раз убедились на примере суффиксов.

ИТОГ: - С помощью чего могут образовываться новые слова?

Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах?

ПОСАДКА

ПЕРЕСАДКА

(Они образованы с помощью приставки и суффикса)

Сделаем полный вывод.
5. Закрепление нового материала.

Упр. 150 с. 59 – читаем задание.

Цель: - Закрепим тему сегодняшнего урока. С помощью приставок и суффиксов

образуем от данных слов новые слова. Запишите их самостоятельно.

Проверяем.
6. Итог урока.
- Подведем итог нашего урока. Что мы делали сегодня на уроке? (Познакомились с

новыми частями слова)

Что это за части слова ? (приставка и суффикс)

Какие это части слова? (словообразующие)

Для чего они служат? (для образования новых слов)

Всем спасибо. Урок окончен.


7. Домашнее задание.

В русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка. Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

Автор использует суффикс –ищ- для того чтобы преувеличить размеры таракана. В начала Чуковский пишет «страшный великан», хотя все мы знаем, что таракан маленький, но чтобы преувеличить его размеры и для того чтобы создать ощущения того, что он действительно «великан». И, по моему мнению, у него это получается, ведь все звери «задрожали» , «в обморок упали».

Приставка или префикс.

Приставка – это словообразующий аффикс, осложняющий производящую основу в процессе словопроизводства в препозиции (т. е. в позиции пред производящей основой). Например, автор – со-автор, веселый – раз-веселый, лететь – при-лететь и т. д.

В отличии от суффиксов с помощью приставок можно образовать слова той же части речи , что и у производящего слова. Например, от глагола ходить – только глаголы при-ходить, ис-ходить, e-ходить и т. п., от прилагательного научный – антинаучный и т. д.

Говоря о приставках можно признать, что чаще всего они встречаются в глаголе, где приставка выполняет не только словообразовательные функции, но может быть осложнена формообразовательными функциями, участвуя в видообразовании.

Исконно русские приставки в современном русском языке появляются в существительных, образованных от глаголов.

В современном русском языке происходит активизация приставочного словообразования в именах существительных и прилагательных. При этом наиболее продуктивны присоавки иноязычного происхождения: анти (Анти-мир, анти-герой), де - (де-милитаризация, де-тронизация) и т. п. в прилагательных: анти-военный, супер-модный, супер-современный и т. п.

Особое внимание в русском языке следует обратить на приставку не - . При помощи приставки не-, омонимичной отрицательной частице не, образуются все части речи, в отличие от частицы приставка не - пишется слитно как часть производного слова: не-счестье, нехороший, не-погода, не-надолго, не-сколько, ни-кто и др.

Основные особенности приставки заключаются в следующем:

приставка занимает в производном слове определенную позицию (позицию перед корнем).

Приставка наиболее характерна для словообразовательной системы глагола, в других частях речи она встречается реже.

Префикс не меняет части речи производящего слова, производное всегда относится к той же части речи, что и производящее. Связано это с позицией, которую занимает префикс, он находится перед основой, благодаря этому не влияет не конец слова.

Приставка присоединяется не к основе, а ко всему слову.

По своему происхождению приставки могут быть как исконно русскими, так и иноязычными. Иноязычных приставок вошедших в русский язык вместе с заимствованными словами немного. Эти приставки не играют заметной роли среди морфем современного русского языка. Основную массу приставок составляют исконно русские. В своем большинстве приставки по своему происхождению – слова (прежде всего предлоги и частицы), ставшие морфемами.

Большая часть приставок произошла от предлогов. Почти каждой приставке есть соответствие среди предлогов. В большинстве своем приставки выражают пространственно-временное значение. (Например, Из-, В-)

С помощью приставок образуются Антонимы.

Антонимы (греч. ????- «против» + ????? «имя») - это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать, налить – вылить.

С помощью приставок образуются антонимы . Например, глагол ходить с помощью суффиксов можно образовать антонимы.(Приходить - уходить).

На примере слова шел можно определить значение приставок. При-шел, у-шел, ото-шел, вы-шел, пере-шел, обо-шел, до-шел. На примере этого слова видно, как с помощью присоединения приставок изменяется значение слова. У некоторых слов совсем разное значение. Пара слов при-шел – у-шел, у этих слов совершенно противоположное значение. Приставки изменяют значение слова

Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов? Ответ на поставленный вопрос вы найдете в данной статье. Кроме этого, мы расскажем вам о том, какие еще бывают чем они отличаются друг от друга и приведем несколько конкретных примеров.

Общие сведения

«Образуйте приставочно-суффиксальным способом слово …» - именно такое начало имеет большинство упражнений по представленной тематике. Но прежде чем приступить к выполнению практического задания, требуется изучить теоритическую часть.

Для начала необходимо понять, что такое словообразование. Под данным термином скрывается целый раздел языкознания. В нем изучаются все существующие способы образования слов. Зная их в теории и применяя на практике, можно довольно легко понять, как русский язык все время обогащается.

Способы образования слов

Приставочно-суффиксальным методом является одним из самых сложных. Следует также отметить, что помимо него в русском языке существуют и другие. И прежде чем представить вашему вниманию приставочно-суффиксальный метод, требуется рассказать и о иных способах, которые играют не менее важную роль в словообразовании.

Итак, в русском языке существуют следующие методы, при помощи которых образуются новые слова:


В данной статье мы более подробно расскажем лишь о первых трех. Ведь такие способы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Приставочный метод словообразования

О том, какие особенности скрывает в себе приставочно-суффиксальный метод образования слов, мы расскажем чуть далее. Сейчас же хочется поведать вам о том, как русский язык обогащается благодаря чисто приставочному способу.

Для такого метода характерно прибавление к основе приставки (или так называемого префикса). Приведем несколько примеров:

  • слово «сотоварищ» образовано при помощи приставки со-, добавленной к производящей основе «товарищ»;
  • слово «неприятель» образовано при помощи приставки не-, добавленной к производящей основе «приятель»;
  • слово «сверхранний» образовано при помощи приставки сверх-, добавленной к производящей основе «ранний»;
  • слово «придавать» образовано при помощи приставки при-, добавленной к производящей основе «давать»;
  • слово «раздавать» образовано при помощи приставки раз-, добавленной к производящей основе «давать».

Особенности приставочного метода

При образовании слов таким способом следует знать, что:


Суффиксальный метод словообразования

Чтобы образовать слова приставочно-суффиксальные, следует обязательно знать основные правила суффиксального и приставочного метода. Последний был рассмотрен выше. Что касается суффиксального способа, то, согласно названию, слова в русском языке при помощи него образуются путем добавления к производящей основе того или иного суффикса. Приведем несколько примеров:

  • слово «земляк» образовано путем прибавления суффикса -як- к производящей основе «земл»;
  • слово «березняк» образовано путем прибавления суффикса -няк- к производящей основе «берез»;
  • слово «серость» образовано путем прибавления суффикса -ость- к производящей основе «сер»;
  • слово «работник» образовано путем прибавления суффикса -ник- к производящей основе «работ»;
  • слово «комнатный» образовано путем прибавления суффикса -н- к производящей основе «комнат».

Особенности суффиксального метода

Представленный способ словообразования является одним из самых распространенных. При помощи такого метода в нашем родном языке образуются практически все знаменательные части речи. Следует также отметить, что при суффиксальном способе часть речи нового слова может быть той же, что и у производящего, а может и отличаться. К примеру, имена существительные с суффиксами -ени- и -ани- образуются обычно от глаголов (появиться - появление).

Приставочно-суффиксальный способ

Не зря вашему вниманию были представлены два предыдущих способа словообразования, ведь названный заключается в том, чтобы к производящей основе одновременно присоединить и суффикс, и приставку. Следует особо отметить, что упомянутый метод образования слов является самым сложным.

Метод приставочно-суффиксальный: примеры образования слов

Несмотря на то что такой способ словообразования признан одним из самых сложных, благодаря ему наш язык стал более разнообразным и красивым. Ведь существует невероятное количество комбинаций приставок и суффиксов, которые можно присоединять к практически любой производящей основе. Для того чтобы вы в этом убедились, представим несколько примеров:

  • слово «бездарный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки без-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «подарок» образовано при помощи суффикса -ок- и приставки по-, добавленных к производящей основе «дар»;
  • слово «припевать» образовано при помощи суффикса -а- и приставки при-, добавленных к производящей основе «пев»;
  • слово «впятером» образовано при помощи суффикса -ом- и приставки в-, добавленных к производящей основе «пятер»;
  • слово «подслеповатый» образовано при помощи суффикса -оват- и приставки под-, добавленных к производящей основе «слеп»;
  • слово «неизбежный» образовано при помощи суффикса -н- и приставки не-, добавленных к производящей основе «избеж».

Особенности приставочно-суффиксального метода

Как видите, образовать слово приставочно-суффиксальным способом довольно сложно. И чтобы сделать это правильно, необходимо знать все особенности используемых морфем.

Кстати, при помощи данного метода образуются не только имена существительные и глаголы, но и наречие и прилагательные:

  • стакан - подстаканник;
  • оружи-е - обезоружить;
  • сво-й - по-своему;
  • шеф - подшефный.

При использовании данного метода словообразования следует также обратить свое внимание на следующие нюансы:

1. Значение нового слова, которое было образовано при помощи приставочно-суффиксального метода, довольно часто выводится из сочетания имени существительного, которое стоит в косвенном падеже, и предлога. При этом в производном выражении обычно применяется приставка, омонимичная последнему. Например:

  • подоконник, то есть под окном;
  • подстаканник, то есть под стаканом;
  • безлуние, то есть без луны.

2. Не следует забывать о том, что суффикс -й- может и не выражаться в слове графическим знаком. Например:

  • люд-и - без-людь-[ й ]-е.

3. Все наречия, которые пишутся через дефис, образованы при помощи приставочно-суффиксального метода. Например:

  • от посредством приставки по- и суффиксами -ему-, -ому- (взрослый - по-взросл-ому, волчий - по-волчь-[ й ]-и, хороший - по-хорош-ему, товарищеский - по-товарищески);
  • от порядковых числительных посредством приставок во- и в-, а также суффиксов -их- и -ых- (третий - в-треть-их, первый - во-перв-ых).

4. Как было сказано выше, значение производных слов, которые были образованы приставочно-суффиксальным способом, обычно мотивировано сочетанием имен существительного с предлогом. Более того, в производном прилагательном применяется приставка, которая омонимична предлогу, а также имеется нулевой суффикс. Например:

  • без-рог-0-ий, то есть без рогов;
  • без-ног-0-ий, то есть без ног.

Однако существуют и такие производные имена прилагательные, которые наряду с приставкой имеют и материально выраженный суффикс. Например:

  • без-вред-н-ый (произошло от предлога и существительного «без вреда»);
  • без-билет-н-ый (произошло от предлога и существительного «без билета»).

Закрепление материала

Теперь вам известно о том, как образуются слова при помощи приставочного, суффиксального или приставочно-суффиксального методов. Для того чтобы закрепить данную тему, необходимо выполнить несколько следующих упражнений:

1. Если возможно, то образуйте приставочно-суффиксальным способом имена существительные, прилагательные, глаголы и наречие из следующих основ: меч, село, работа, плакать, читать, вред, рассказ, окно, дверь, глушь, дрожь, вылет, высь, надрез, восход.

2. Определите производящие слова для нижепредставленных безвинный, безграмотный, безбородый, волосатый, безголосый, говорливый, диванный, заполярный, костлявый, междугородний, нынешний, отчий, подсудный, репчатый, сегодняшний, терпимый, усталый, читательский.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).