» » Что такое расширенное сознание и как его достичь. Сознание Что такое сознание? Сознание бесконечно

Что такое расширенное сознание и как его достичь. Сознание Что такое сознание? Сознание бесконечно

БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ

(практическое творение):

Выходя из человеческого опыта, погружаясь в сознание, в простое созерцание, осознаёшь, что человеческий опыт всего лишь плёнка, которую мы смотрим глубоко или поверхностно, насыщенно, чувственно, эмоционально или спокойно, легко, игриво…

Но мы понимаем, что каким бы мерзостным или благостным ни был этот опыт, это всего лишь человеческий опыт. А можно фокус сознания перевести с человеческой киноплёнки, времени – пространства, которое проходит сквозь нас, а не наоборот. Перевести куда-то иначе.

Мы знаем, что мы всё знаем, но сейчас мы по привычке слишком сконцентрированы, погружены в человеческий опыт, с его мыслями, эмоциями и творениями. На самом деле, не мы плывём во времени, а время – пространство движется сквозь нас. Мы всего лишь смотрим, хотим созерцать это.

И Мастер – Сознание настойчиво успокаивает благостной заботой человеческое Эго, всё ещё суетливое, испуганное, потерянное, запутанное в неизвестности. Чтобы оно успокоилось наконец, и осознало, что беды нет и не будет, играй себе сколько хочешь, нужно лишь сдаться, не важно перед чем, довериться, отпустить, позволить.

Мастер возвращается в свою полную осознанность. И ему уже не интересно спать в одной иллюзии. Он уходит с одной точки восприятия в многомерность, захватывая с собой всё человеческое, в полном доверии и согласии. И мы становимся другими, менее увязшими в опыте, менее переживающими всё, зная, что это не мы, а фильм, который мы смотрим, позволяя себе свой выбор. Мы смотрим свой опыт намного проще, элегантнее, свободнее.

Сикидвая сказал:

Я понимаю, О мудрый, что в Боге нет ни мира, ни чувства эго. Но как получается, что мир и чувство эго кажутся существующими?

Кумба ответил:

Воистину, это безграничность, безначальная и бесконечная, существует как чистое воспринимающее сознание. Только это является огромной вселенной, которая как бы его тело. Нет другой субстанции, называемой интеллектом, как нет ни внешнего, ни пустоты. Сущность существования есть чистое ощущение, которое есть суть сознания . Как текучесть существует только без отрыва от жидкости, так сознание и несознание существуют только без отрыва друг от друга. Для такого существования нет рационального обоснования, потому что оно есть такое, какое есть.

Поэтому нет ни противоречия, ни разделения в само-очевидном сознании .

Если бесконечное сознание было бы причиной чего-то еще, как его можно было бы считать неописуемым и несравненным? Поэтому Брахман не является ни источником и ни причиной. Что можно тогда считать следствием? Поэтому было бы неверно связывать это творение с Брахманом или связывать инертное с бесконечным сознанием. Если здесь возникает мир или чувство эго, то они оба – пустые слова для забавы.

Сознание невозможно разрушить. Но даже если вообразить такое разрушение, то сознание, воображающее себе это, – свободно от разрушения и от создания. Если такое разрушение можно вообразить – это несомненно один из фокусов сознания. Поэтому существует только сознание, не одно и не множество! Достаточно уже этих дискуссий.

Т.к. нет материального существования, то нет и думания. Нет ни мира, ни чувства эго . Будь постоянно спокоен и умиротворен, свободен от умственных ограничений, будь ты в теле или вне тела. Когда понимается реальность Брахмана, не остается места для тревог и страданий.

Сикидвая сказал:

Святой, молю тебя, объясни мне все так, чтобы у меня не осталось сомнений в том, что разума нет.

Кумба сказал:

О король, воистину нет и никогда не было ничего, называемого разумом. То, что светит здесь и известно как разум, есть бесконечное сознание. Непонимание его истинной природы приводит к возникновению понятия разума, и мира и всего остального. Если даже это – незначительные понятия, то могут ли называться реальными «я» и «ты»? Нет никакого мира, а то, что кажется существующим – не создано. Все это воистину Брахман. Как это может быть познаваемо и кем?



Даже в самом начале этого цикла творения этот мир не был создан. Он был описан мною как создание, чтобы ты понял. В полном отсутствии любых причинных факторов, все это не могло вообще быть создано. Потому и все, что есть – это Брахман и ничего более . Это даже не логично – утверждать, что безымянный и бесформенный Бог создал этот мир! Это неверно. Когда создание этого мира видится как насквозь неверная идея, тогда и разум, в котором возникают понятия о создании, тоже нереален.

Разум есть клубок понятий, которые ограничивают истину. Такое ограничение подразумевает потенциальную делимость истины. Но бесконечное сознание неделимо, в нем нет делений. Может ли тогда разум, который разделяет, быть реальным? Все, что кажется существующим здесь, ощущается в Брахмане, Брахманом и такое ощущение из вежливости называют разумом! Только бесконечное сознание расстелено тут в виде этого мира. Почему мы тогда называем его миром? В пространстве бесконечного сознания каждое мелкое проявление есть только отражение сознания в самом себе – и потому здесь нет ни разума, ни мира . Только по глупости все это видится как «мир». Потому разум нереален.

Таким образом отвергается существование творения, но не того, что существует реально. Реальность такова, что то, что кажется этим миром, на самом деле безначально и никогда не было создано . Тот, кто отвергает заключения мудрых древних текстов и собственные ощущения о появлении и исчезновении субстанций, - дурак и от такого надо держаться подальше. Трансцендентальная реальность вечна, мир не является нереальным (только ограничивающий принцип, разум, нереален). Поэтому все есть неделимое, безграничное, безымянное и бесформенное бесконечное сознание. Это отражение Брахмана в самом себе, который является бесконечными формами, проявляющимися как вселенные со своими циклами появления и разрушения. Это и есть сам Брахман, который знает сам себя на мгновение как вселенную и потому кажется таковым. Никакого разума нет.

Сикидвая сказал:

Мое непонимание кончилось. Благодаря тебе, я стал мудрым. Я свободен от всех сомнений. Я знаю то, что достойно знания. Океан иллюзии остался позади. Я спокоен, как чистое знание, без понятий «я».

Кумба сказал:

Если нет этого мира, есть ли «я» и «ты»? Поэтому, оставаясь спокойным внутри, занимайся спонтанными действиями, как того потребует момент. Все это есть Брахман, который есть мир, «я» и «мир» - слова без смысла. Когда бессмысленность таких выражений понятна, то, что ранее виделось миром, понимается как Брахман.

Создатель Брахма – всего лишь идея или понятие. Также, как и «я». От правильного или неправильного понимания идей зависит свобода и несвобода! Понятие «это я» приводит к оковам, зависимости и саморазрушению. Понимание «это не я» приводит к свободе и очищению. Свобода и рабство – тоже всего лишь понятия. То, что воспринимает эти понятия, - и есть бесконечное сознание, которое единственно реально. Понятие (чувство) «это я» - источник всех страданий и волнений. Отсутствие таких чувств – это совершенство. Пойми, что «я не являюсь моим чувством эго» и будь осознанным.

Когда возникает такое осознание, пропадают все понятия. Остается совершенство. В чистом осознании, совершенстве или Боге нет ни причинности, ни следствий в виде творений или объектов. В отсутствии объектов, нет восприятия и нет последующего чувства эго . Когда нет чувства собственной важности, есть ли рождение и смерть и вся эта самсара? Когда нет самсары (кажущегося мира), остается только чистое существование . В нем вселенная существует как статуя в необработанном куске мрамора. Тот, кто так видит вселенную, без вторжения разума и потому без понятия вселенной, только тот видит истину. Такое видение называется нирваной.

Если слово «волна» лишается своего смысла, остается только океан, и так же существует только Брахман, когда слово «создание» теряет свой смысл. Это создание есть Брахман, только Брахман воспринимает это творение . Когда теряется смысл слова «творение», истинное значение «творения» видится как бесконечный Брахман. Когда исследуется смысл слова «Брахман», понимается ВСЕ. Когда ты так исследуешь слово «творение», понимается Брахман. Это есть сознание, которое является основой и субстратом всех таких понятий, их восприятие обозначается словом «Брахман». Когда эта истина четко понимается и когда двойственность знания и известного (объекта знания) отбрасывается, то, что остается – есть высшее спокойствие, неописуемое и невообразимое.

Сикидвая сказал:

Если высшее существо реально и мир реален, тогда я предполагаю, что высшее существо есть причина, а мир является следствием!

Кумба ответил:

Это только если есть причина, можно подразумевать и следствие. Но если нет причины, может ли от нее возникнуть следствие? Между Брахманом и вселенной нет причинно-следственной связи – все, что есть здесь, - является Брахманом . Если нет даже семени, как может что-нибудь родиться? Брахман безымянен и бесформен, и определенно в нем нет причинности. Поэтому Брахман является не-деятелем, в котором причинность не существует. Поэтому нет никакого следствия, называемого миром.

Ты есть только Брахман и только Брахман существует. Когда этот Брахман воспринимается без мудрости, он ощущается как эта вселенная. Эта вселенная тогда является как бы телом Брахмана. Когда это бесконечное сознание считает себя не тем, чем оно является на самом деле, это называется саморазрушением или опытом восприятия. Это само-разрушение есть разум. Его сущность есть само разрушение самоосознания. Даже если это саморазрушение длится всего лишь миг, оно известно как разум, который длится целый цикл создания и разрушения мира.

Такое понятийное существование прекращается только с восходом верного понимания и прекращения всех понятий. Потому что понятийное существование нереально, оно прекращается само по себе, когда понимается истина. Когда мир существует только как слово, а не как реальная независимая субстанция, можно ли его принять за реальное существование? Это независимое существование подобно воде в мираже. Может ли эта вода быть реальной? Состояние непонимания, в котором нереальность кажется реальной, называется разумом. Непонимание истины есть глупость или разум, верное понимание есть само-осознание или самореализация. Как понимание, что «это не вода» приводит к пониманию миража как миража, понимание, что «это не чистое сознание, а подвижное сознание, называемое разумом» приводит к его разрушению.

Когда понимается несуществование разума, видится, что не существуют и чувство эго и т.д.. Только одно существует – бесконечное сознание. Все понятия прекращаются. Фальшь того, что появилось как разум, прекращается, когда прекращаются понятия. Я не есть, нет другого, ни ты и ни они не существуем, нет ни разума, ни чувств. Есть одно – чистое сознание. Во всех трех мирах ничто никогда не рождалось и не умирало. Существует только бесконечное сознание. Нет ни единства, ни многообразия, ни искаженного восприятия, ни непонимания. Ничего не пропадает и ничего не появляется. Все, даже энергия, проявляющаяся как желание или нежелание, есть твое собственное Я.

Кумба (Кудала) сказал:

Я надеюсь, что ты был внутренне духовно пробужден, и что ты знаешь теперь то, что достойно познания и увидел то, что стоило увидеть.

Сикидвая ответил:

Воистину, благодаря тебе я увидел высшее состояние. Как получилось, что я этого до сих пор не понимал?

Кумба сказал:

Только когда разум совершенно успокоен, когда ты полностью оставил все желания удовольствий и когда чувства лишены способности приукрашать и прикрывать реальность, только тогда слова учителя правильно понимаются . Твои предыдущие усилия не пропали зря, потому что они принесли результат сегодня и нечистота отпала. Когда человек освобождается от психологических обусловленностей и грязь отмыта или очищена, слова учителя проникают прямо в сердце ученика, как стрела входит в стебель лотоса. Ты достиг этого состояния чистоты и потому просветлился от моих слов и твое непонимание пропало.

В нашей компании твои кармы (действия и остаточные последствия) были уничтожены. До этого полудня ты был полон неверных понятий «я» и «мое», - по глупости. Теперь, в свете моих слов, разум оставил твое сердце, ты был полностью пробужден, ведь непонимание длится, только пока разум действует в твоем сердце. Теперь ты просветлен и освобожден. Находись постоянно в бесконечном сознании, свободном от страданий, от желаний и от всех привязанностей.

Сикидвая сказал:

А у просветленных людей разум остается или нет? Как он живет и действует в этом мире без разума?

Кумба ответил:

Воистину, у просветленных не остается разума. Что такое разум? Плотные психологические ограничения, приводящие к перерождению, известны как разум – и это отсутствует у просветленных. Просветленные мудрецы живут с помощью разума, свободного от ограничений и неспособного привести к перерождению. Это не разум вообще, а чистый свет. Просветленные живут и действуют в этом состоянии, а не в разуме. Непонимание и инертный разум – это разум, а просветленный разум называется сатва. Глупцы живут в своем разуме, а просветленные живут в сатве.

Кумба продолжил:

Ты достиг состояния сатвы или просветленного разума из-за своего отказа от всего. Обусловленный разум был полностью отброшен, я в этом уверен. Твой разум стал похож на чистое бесконечное пространство. Ты достиг состояния полного равновесия, что есть состояние совершенства. Это и есть полный отказ от всего безо всякого остатка.

Какого счастья можно достигнуть, умерщвляя плоть? Высшее и бесконечное счастье достигается только в полном равновесии. Какое счастье можно получить на небесах? Тот, кто не достиг само-осознания, пытается ухватить немного удовольствия благодаря выполнению каких-то ритуалов. Тот, у кого нет золота, ценит медь!

О мудрый, ты мог бы очень просто стать мудрым с помощью Кудалы. Почему ты выбрал эти бесполезные и бессмысленные жестокие ритуалы? У них есть начало и конец, а в середине есть кажущееся счастье. Однако твои ритуалы в некотором смысле пригодились для этого духовного пробуждения. Теперь всегда будь тверд в истине.

В этом бесконечном сознании возникают все эти реальности и даже нереальные понятия, и в то же бесконечное сознание они уходят. Даже идеи «это надо сделать» и «этого делать не надо» - капельки этого сознания. Оставь и их и будь не обусловленным. Все эти методы типа ритуалов – непрямые. Почему бы не пойти прямым путем само-осознания?

То, что было описано тут как сатва, должно быть оставлено самой сатвой – т.е. полной свободой от нее или непривязанностью к ней. Все страдания в этих трех мирах, О король, возникают только от умственных желаний. Если ты находишься в состоянии равновесия, в котором и движение и неподвижность мыслей не отличаются друг от друга, ты попадешь в вечное.

Есть только единое бесконечное сознание. Тот Брахман, который есть чистое сознание, сам известен как сатва. Глупец видит это как мир. Движение, как и неподвижность, в этом бесконечном сознании – только понятия в голове наблюдающего: тотальность бесконечного сознания есть сумма всего этого, но лишенная таких понятий. Его реальность вне слов!

Вашишта продолжил:

Сказав это, Кумба пропал из глаз как раз тогда, когда король собирался преподнести ему цветы в знак уважения. Раздумывая над словами Кумбы, Сикидвая погрузился в глубокую медитацию, полностью свободный от желаний и стремлений.

Вашишта продолжил:

Пока Сикидвая сидел в глубокой медитации, полностью освободившись от малейших умственных модификаций или движений в сознании, Кудала оставила свой маскарад, возвратилась во дворец и в своей собственной женской форме продолжала заправлять делами королевства. Она вернулась к месту, где сидел Сикидвая, через три дня и была чрезвычайно довольна, обнаружив, что он до сих пор сидит в медитации. Она подумала: «Я должна заставить его вернуться к осознанию мира, разве он должен сейчас оставить тело? Пусть он опять будет править государством на некоторое время и потом мы оба одновременно оставим тела. Несомненно, то, что я ему сказала, не будет потеряно. Я должна разбудить его путем практикования йоги».

Она зарычала как лев, а потом еще и еще. Он не открывал глаз. Она толкнула его тело, но он оставался погруженным в высшее Я. Она подумала: «Увы, он полностью погружен в себя. Как его вернуть опять к осознаванию тела? С другой стороны, зачем мне все это делать? Пусть он достигает состояния без тела, и я тоже тогда должна оставить свое тело сейчас!»

Пока она готовилась покинуть свое тело, она снова подумала: «Пока я еще не оставила это тело, дай-ка я посмотрю, нет ли где семени скрытых тенденций в его теле? Если есть, его можно разбудить и потом мы оба будем жить, как свободные существа. Если нет, и если он достиг окончательного освобождения, я тоже оставлю это тело». Она осмотрела тело и нашла, что источник индивидуальности все еще присутствовал в нем.

Рама спросил:

О мудрый, когда тело мудреца лежит как бревно, как можно узнать, осталась ли в его теле искра очищенного разума?

Вашишта сказал:

В его сердце, невидимый и тонкий, остался след сатвы, которая является причиной, по которой осознание тела оживает. Это похоже на то, как и цветок, и плод уже потенциально присутствуют в семени. У мудреца, чей ум совершенно свободен от движения мысли, сознание совершенно твердо и стабильно как гора, - его тело находится в состоянии превосходного равновесия и не показывает признаков боли или наслаждения, оно не живет и не умирает, а остается в лучшей гармонии с природой. Тело, как и разум, претерпевает изменения только до тех пор, пока существуют понятия двойственности и единого. Движение мысли проявляется как этот мир. Из-за этого разум ощущает удовольствия, злость и непонимание, которые остаются неуязвимыми. Но когда разум полностью успокоен, такие затруднения в нем не возникают. Такой человек подобен чистому пространству.

Вашишта продолжил:

Когда сатва находится в состоянии полного равновесия, не ощущается никаких физических или психологических проблем. Невозможно оставить сатву, она достигает конца с течением времени. Если в теле нет ни разума, ни даже сатвы, тогда тело растворяется на составляющие его элементы, как снег тает на солнце. Тело Сикидваи было свободно от разума (движения мыслей), но в нем оставалось немного сатвы. Поэтому оно не превратилось в элементы. Заметив это, Кудала решила: «Я войду в чистый вездесущий интеллект и попробую пробудить в нем осознание тела. Если я этого не сделаю, он, конечно, сам проснется через некоторое время, но что же мне - одной быть все это время?»

Кудала оставила свое тело и вошла в чистый разум (сатву) Сикидваи. Она взволновала этот чистый разум и быстро снова вошла в свое тело, которое она мгновенно превратила в тело молодого аскета Кумбы. Кумба начал тихонько напевать гимны из Сама Веды. Слушая их, король начал осознавать тело. Он снова увидел перед собой Кумбу и был счастлив. Он сказал Кумбе: «О счастье, мы снова возникли в твоем сознании, О боже! И ты снова пришел сюда, просто чтобы излить на меня фонтан благословения!»

Кумба сказал:

С того времени, как я покинул тебя, мое сердце было здесь с тобой. Нет никакого желания идти на небеса, хочется побыть рядом с тобой. У меня нет ни родственников, ни друзей, ни ученика кроме тебя в этом мире.

Сикидвая ответил:

Я необычайно благословен что ты, хоть и просветленный и не имеющий привязанностей, хочешь быть со мной. Молю тебя, будь со мной в этом лесу!

Кумба спросил:

Скажи мне – ты некоторое время был в высшем состоянии? Оставил ли ты понятия «это отличается» или «это несчастье» и другие такие? Прекратились ли стремления к удовольствиям?

Сикидвая ответил:

Благодаря тебе, я достиг другого берега этой самсары, кажущегося мира. Я достиг того, чего следовало достичь. Нет ничего, кроме высшего Я – ни уже известного, ни неизвестного, ни достижения, ни того, от чего следует отказаться, ни одного, ни другого, ни даже чистого разума. Как безграничное пространство, я остаюсь в безусловном состоянии.

Вашишта продолжил:

Проведя час в этом месте, король и Кумба пошли в лес, где они бродили восемь дней. Кумба предложил пойти в другой лес, и король согласился. Они соблюдали нормальные правила жизни и выполняли подходящие религиозные ритуалы для удовольствия богов и предков. Неверные понятия типа «это наш дом» или «это не то» не возникали в их сердцах. Иногда на них были роскошные одежды, иногда – лохмотья. Иногда на них была душистое сандаловое масло, иногда – пепел. Через несколько дней король сиял тем же внутренним светом, как Кумба.

Увидев это сияние, Кумба (Кудала) начал думать: «Это мой муж, благородный и сильный. Лес прекрасен. Мы находимся в состоянии, не знающем усталости. Почему тогда в сердце не возникает желания к удовольствиям? Освобожденные мудрецы принимают с удовольствием все то, что приходит к ним само по себе. Если же мудрый пойман в сети конформизма и придерживается ограничений, это приводит опять к глупости. Та, чьи чувства не возбуждаются в присутствии собственного мужа в саду цветов, - не лучше неживого бревна! Что знающий истину или само-осознанный мудрец приобретает, оставляя то, что достигнуто без усилий? Я должна так сделать, чтобы мой муж мог насладиться со мной телесной любовью». Решив так, Кумба сказал Сикидвае: «Сегодня благодатный день, и мне надо отправиться на небеса, чтобы повидать своего отца. Попрощайся со мной до вечера».

Два друга обменялись цветами. Кумба ушел. Скоро Кудала оставила свой костюм, вернулась во дворец и немного поуправляла страной. Она вернулась к Сикидвае опять в виде Кумбы. Заметив изменение в выражении ее лица, король спросил: «О сын богов, почему ты выглядишь несчастным? Святые не позволяют никаким внешним воздействиям влиять на свое равновесие».

Кумба сказал:

Кто, оставаясь в равновесии, не разрешают своим органам действовать натурально, пока тело живо, - упрямые и недалекие люди. Пока есть семя, есть и масло, и пока живо тело, есть разные настроения. Тот, кто восстает против разных состояний, в которые тело приходит естественно, - машет мечом, рубя воздух. Равновесие йоги – для ума, а не для органов действия и их состояний. Пока есть тело, надо разрешить органам действия выполнять их соответствующие функции, а интеллект и чувства должны оставаться в состоянии спокойствия. Таков закон природы, которому подчиняются даже боги.

Кумба продолжил:

Теперь, О король, послушай, какое несчастье приключилось со мной.

Когда рассказываешь другу о несчастье, оно уменьшается, как тяжелая темная туча становится светлой после дождя. Разум тоже становится чистым и мирным, когда друг слушает о твоей судьбе.

Покинув тебя, я отправился на небеса исполнить свои обязанности. По приближении вечера, я покинул небеса, чтобы вернуться к тебе. По пути в пространстве я встретил мудреца Дурвасу, торопливо летящего, чтобы успеть к вечерним молениям. Он был одет в темные облака и украшен молнией. Он был похож на женщину, торопящуюся на встречу с любовником. Я поприветствовал и в шутку сказал ему об этом. Рассердившись на мою дерзость, он проклял меня: «За эту наглость, ты будешь становиться женщиной каждую ночь». Я расстроен от мысли о том, что каждую ночь я должен становиться женщиной. Воистину это трагедия, что божьи дети страдают от последствий оскорбления мудрых. Но почему я должен печалиться, ведь это не затрагивает самое Я.

Сикидвая сказал:

Бесполезно печалиться, сын богов. Пусть будет, что будет, и собственное Я не затрагивается судьбой тела. Перепадающие нам радости и страдания волнуют только тело, а не того, кто в нем обитает . Если даже ты подвержен грусти, что говорить о тех, кто не понимает! Возможно, рассказывая об этом, ты просто используешь подходящие слова и выражения!

Вашишта продолжил:

Так они утешали друг друга, потому что были неразлучными друзьями. Солнце зашло и по земле расползлась темнота ночи. Они выполнили вечерние ритуалы. Скоро тело Кумбы стало понемногу изменяться. Борясь со слезами, прерывающимся голосом он сказал Сикидвае: «Увы мне, я чувствую, как мое тело растворяется и уходит в землю. У меня вырастает грудь. Кости разрастаются, приобретая форму, подобающую женщине. Смотри, платье и украшения вырастают прямо из этого тела. О что мне делать, где спрятаться, ведь я на самом деле стал женщиной!»

Сикидвая ответил: «О мудрый, ты знаешь то, что стоит узнать. Не печалься о неотвратимом. Судьба затрагивает только тело, а не то, что в нем воплощено». Кумба тоже согласился: «Ты прав. Мне больше не грустно. Может ли кто противиться мировому порядку или природе?»

Так разговаривая, они легли в постель. Так Кудала жила со своим мужем, как молодой аскет днем и как женщина ночью.

Вашишта продолжил:

Через несколько дней, Кумба (Кудала) сказал Сикидвае: «О король, выслушай мое признание. Уже некоторое время я становлюсь по ночам женщиной. Я желаю исполнить ночью роль женщины. Я чувствую, что я должен жить, как жена мудрого мужа. Во всех трех мирах нет у меня никого ближе, чем ты. Поэтому я хочу выйти за тебя замуж и наслаждаться супружескими наслаждениями с тобой. Это естественно, приятно и возможно. Разве это плохо? Мы отказались от желаний и ничего не отвергаем и смотрим на все одинаково. Поэтому, давай делать то, что естественно, без желания и отрицания».

Сикидвая ответил: «О мой друг, я в этом не вижу ничего хорошего и ничего плохого. Поэтому, О мудрый, делай так, как хочешь. Мой разум находится в полном равновесии и во всем я вижу только бесконечное сознание. Потому делай, как пожелаешь».

Кумба ответил: «Если ты так чувствуешь, О король, то сегодня самый подходящий день. Небесные светила будут свидетелями на нашей свадьбе».

Они собрали все необходимое для ритуала. Они омыли друг друга святой водой, помолились предкам и богам.

К этому времени наступила ночь. Кумба превратился в красивую женщину. «Он» сказал королю: «Дорогой друг, теперь я женщина. Меня зовут Маданика. Я приветствую тебя, и я – твоя жена». Сикидвая украсил Маданику гирляндами, цветами и драгоценными камнями. Наслаждаясь ее красотой, король сказал: «О Маданика, ты светла как богиня Лакшми. Да будем мы жить вместе, как солнце и тень, Лакшми и Нараяна, Шива и Парвати. Да будет благословенен наш союз».

Они разожгли святой огонь и выполнили ритуалы, в строгом соответствии с указаниями святых текстов. Алтарь был украшен цветами и разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Его четыре угла были украшены кокосами, а также там были горшочки с водой святого Ганга. В центре был святой огонь. Они обошли вокруг этого огня и принесли необходимые подношения ему с соответствующими святыми гимнами. Делая так, король время от времени держал Маданику за руку, показывая свою любовь к ней и радость от события. Они обошли святой огонь три раза, потом удалились в брачную обитель (заранее приготовленную пещеру). Луна светила прохладным светом, брачная постель была покрыта душистыми цветами. Они взошли на ложе и хм... завершили бракосочетание.

Вашишта продолжил:

Когда взошло солнце, Маданика стала Кумбой. Так они и жили – друзья днем и супруги ночью. Однажды, когда Сикидвая спал, Кумба (Кудала) отлучилась во дворец, немного там позанималась своими делами и возвратилась в кровать.

Месяц они жили в пещерах гор Махендра. Потом они бродили по разным лесам и горам. Некоторое время они жили в божественном саду в лесу Парижата на южных склонах горы Майнака.

Через несколько месяцев такой жизни, Кудала подумала: «Я должна испытать возмужалость короля, предложив ему радости и удовольствия рая. Если его это не взволнует, значит, он никогда больше не будет стремиться к удовольствиям».

Так решив, Кудала создала своей магией иллюзию, в которой Сикидвая увидел главного из богов, Индру, в небесном сопровождении. Сохраняя спокойствие при их внезапном появлении, король поприветствовал их должным образом. Потом он спросил Индру: «Молю тебя, скажи мне, что я сделал, чтобы заслужить твой визит ко мне?»

Индра ответил: «О мудрый, мы пришли сюда, привлеченные твоим присутствием. Мы слышали в раю хвалу твоей славе. Пошли скорее в рай – услышав о твоей славе, все небожители сгорают от нетерпения увидеть тебя. Молю тебя, прими эти небесные амулеты, которые дадут тебе возможность путешествовать в пространстве, как делают святые. Несомненно, О мудрый, просветленные существа не отказываются от счастья, которое приходит без усилий. Да очистят небеса твой визит». Сикидвая сказал: «Я знаю, как хорошо в раю, О Индра! Но для меня рай повсюду, а также нигде. Я счастлив там, где я есть, потому что я ничего не желаю. Я не могу попасть в тот рай, который ты описываешь и который ограничен определенным местом! Поэтому я не могу выполнить твою команду». «Но», - сказал Индра, - «мне кажется, это нормально, если просветленные мудрецы желают испытать удовольствия, заслуженные ими». Сикидвая молчал. Индра собрался уходить. Сикидвая сказал: «Я не пойду сейчас с тобой, потому что сейчас еще не время».

Благословя короля и Кумбу, Индра со своим сопровождением пропал.

Вашишта продолжил:

Убрав свою иллюзию, Кудала сказала про себя: «Отлично, короля не привлечешь обещаниями удовольствий. Даже когда Индра пришел и пригласил его на небеса, король остался спокойным и чистым как пространство. Теперь я задам ему другой тест и посмотрю, можно ли его поколебать двойными силами – привлекательности и отталкивания».

В ту же ночь Кудала создала своей магией прекрасный сад и чудесную кровать в нем. Она также создала прекрасного юношу, гораздо красивее и привлекательнее Сикидваи. Казалось, что она сама сидит на кровати в объятиях своего любовника.

Сикидвая закончил свои вечерние медитации и начал искать свою жену Маданику. Через некоторое время он обнаружил место, где пряталась сладкая парочка. Он увидел их полностью увлеченными любовными утехами. Ее волосы рассыпались и она держала в своих руках его лицо. Их губы слились в страстном поцелуе. Совершенно очевидно они выражали огромную любовь и влечение друг к другу. Каждым движением они выражали свою любовь. На их лицах светилось отражение наслаждения их сердец. Они ничего не видели вокруг.

Сикидвая увидел все это, но остался спокоен. Он не пожелал помешать им и повернулся, чтобы уйти. Но его заметили. Он сказал им: «Пожалуйста, не прерывайте своего удовольствия».

Через некоторое время Маданика вышла из сада и встретила Сикидваю. Ей было ужасно стыдно. Но король сказал: «Дорогая, что же ты так быстро ушла? Все существа живут, чтобы наслаждаться счастьем. Трудно найти в этом мире такую гармоничную пару. Меня это никак не взволновало, потому что я хорошо знаю, чего хотят люди в этом мире. Кумба и я – замечательные друзья, а Маданика – результат проклятия Дурвасы!»

Маданика взмолилась: «Такова природа женщин! Они непостоянны. Они в восемь раз чувственнее мужчин. Они слабы и не могут устоять пред похотью в присутствии того, кого желают. Пожалуйста, прости меня и не сердись». Сикидвая ответил: «Я совсем на тебя не сержусь, дорогая. Но будет правильно, если я теперь к тебе буду относиться как к хорошему другу, а не как к жене». Кудале понравились слова короля, которые окончательно доказали, что он выше похоти и злости. Она тут же отбросила свою форму Маданики и предстала в своей изначальной форме как Кудала.

Сикидвая сказал:

Кто ты, прекрасная леди, и как ты здесь оказалась? Сколько времени ты уже здесь? Ты выглядишь почти как моя жена!

Кудала ответила:

Воистину, я и есть Кудала. Я сама приняла форму Кумбы и других с целью пробудить твой дух. Я также сама приняла форму этого небольшого иллюзорного мира со всем этим садом и т.д., который ты только что видел. С того самого дня, когда ты бездумно покинул свое королевство и пришел сюда для выполнения ритуалов, я старалась пробудить твой дух. Это я, приняв форму Кумбы, учила тебя. Формы, которые ты воспринимал, Кумбы и других, – нереальны. И теперь ты полностью пробужден и знаешь все, что стоило узнать.

Вашишта продолжил:

Сикидвая вошел в глубокую медитацию и увидел все, что случилось с того момента, как он покинул дворец. Он обрадовался и его любовь к жене увеличилась многократно. Возвратясь в это сознание, он обнял Кудалу с такой любовью, что трудно описать. С сердцами, переполненными любовью, они оставались некоторое время в особом состоянии.

Сикидвая потом сказал Кудале:

О, любовь дорогой жены слаще нектара! Какие неудобства и боль ты испытала ради меня! Метод, которым ты вытащила меня из этого ужасного океана непонимания, невозможно ни с чем сравнить. Я слышал легенды об исключительных женщинах и образцовых женах, но все это ничто по сравнению с тобой. Ты превосходишь их во всем. Ты боролась за мое просветление. Как мне отблагодарить тебя? Любящая жена может достигнуть большего, чем святые тексты, учителя и мантры – из-за своей любви к мужу. Жена для мужа – все, - друг, брат, доброжелатель, слуга, учитель, компаньон, богатство, счастье, святое писание, раб. Такой жене надо постоянно молиться.

Дорогая Кудала, ты лучшая из всех женщин в этом мире. Иди сюда, снова обними меня.

Вашишта сказал:

Сказав это, Сикидвая снова любяще обнял Кудалу.

Кудала сказала:

Когда я увидела, что ты поглощен выполнением бесполезных ритуалов, мое сердце заболело. Я облегчила эту боль, придя сюда и стараясь пробудить тебя. Это воистину было для моего собственного удовольствия и наслаждения. Я не заслужила похвал за это!

Сикидвая ответил:

Пусть тогда всегда все жены исполняют свои эгоистичные желания и пробуждают дух мужей, как это сделала ты!

Кудала сказала:

Я не вижу у тебя тех мелких желаний, мыслей и чувств, которые мучали тебя несколько лет назад. Молю тебя, расскажи мне, что ты есть сейчас, в каком ты состоянии и что ты видишь.

Сикидвая ответил:

Дорогая, я в том состоянии, к которому ты меня пробудила. У меня нет привязанностей. Я подобен бесконечному неделимому пространству. Я есть спокойствие. Я достиг состояния, в которое трудно попасть даже богам Шиве и Вишну. Я свободен от сомнений и непонимания, и не испытываю ни страданий, ни восторга. Я не могу сказать «это есть» или «то есть». Я свободен от ограничений и наслаждаюсь состоянием внутреннего блаженства. Я есть то, что я есть – это трудно выразить словами! Ты мой учитель, дорогая, и я приветствую и поклоняюсь тебе. Благодаря тебе, любимая, я пересек океан самсары. Больше я не провалюсь в непонимание.

Кудала спросила:

В этом случае, что ты хочешь делать сейчас?

Сикидвая ответил:

Я не знаю запретов или разрешений. Чтобы ты не делала, я считаю верным. Делай то, что считаешь нужным, и я последую за тобой.

Кудала сказала:

Боже, мы оба теперь просветленные. Для нас и желание и его противоположность – одно и то же. Нам не нужны дыхательные упражнения и другие практики. Мы есть то, чем мы были в начале, в середине и в конце, и мы отбрасываем все остальное. Мы были королем и королевой в начале, середине и в конце. То, что надо оставить, - это заблуждение! Поэтому, давай вернемся в королевство и дадим ему мудрого правителя.

Сикидвая спросил:

Почему бы тогда не принять приглашение в рай Индры?

Кудала ответила:

О король, я не желаю ни удовольствий, ни богатства королевства. Я остаюсь в том состоянии, которое мне было дано естественным путем. Когда мысли «это удовольствие» противостоит мысль «это не удовольствие», они оба пропадают. Я остаюсь в этом спокойствии, которое вне и того и другого.

Двое просветленных провели ночь в брачных наслаждениях.

Вашишта продолжил:

На восходе они поднялись и исполнили свои утренние обязанности. Кудала материализовала своей мыслью золотой сосуд со святыми водами семи океанов. Этими водами она омыла короля и возвела его в императоры.

В свою очередь, король снова возвел на престол свою жену Кудалу. Он предложил, чтобы она создала силой мысли армию, и она ее создала.

Следуя за королевской парой на прекрасном слоне, вся армия маршировала по направлению к королевству. По пути Сикидвая показывал Кудале разные места, где он был аскетом. Скоро они достигли пригорода своей столицы, где их приветствовали жители.

В последнее время часто можно услышать про расширенное сознание, однако далеко не каждый способен объяснить, что это такое. Именно для этого и есть данная статья - здесь подробно будет описано понятие сознания, а также его формы и виды. Естественно, больше всего внимания будет уделено такому типу, как расширенное сознание. Вы узнаете не только, что это такое, но и какими методами оно достигается, а также, какие уровни у него имеются. Но для начала стоит разобраться с самим сознанием и базовыми его типами.

Что такое сознание

Прежде чем рассматривать детально расширенное сознание, необходимо в целом разобраться с тем, что такое обычное сознание. Все люди используют это слово, однако если задуматься о том, что на самом деле оно означает, то мало кто сможет дать четкий ответ. Дело в том, что четкого ответа не существует - в целом человеческое сознание можно описать как структуру, благодаря которой человек способен контролировать свои действия. Таким образом, если вы теряете сознание, то есть падаете в обморок, то тут же теряете контроль и над своим телом. Когда вы делаете что-то бессознательно, или на подсознательном уровне, то вам не нужно контролировать эти действия. Вы вдыхаете и выдыхаете воздух без постоянного контроля этих действий, то есть вы делаете это на подсознательном уровне - поэтому, когда человек теряет сознание, он не умирает, так как существуют процессы, которые не требуют вовлечения непосредственно самого сознания. Так что теперь вы имеете представление о том, что такое нормальное человеческое сознание. Но прежде чем изучать расширенное сознание, необходимо немного задержаться на базовом уровне, чтобы получить более широкое представление о том, в каком состоянии вы можете находиться каждый день - это очень важно для дальнейшего понимания тонкостей перехода к расширенному сознанию.

Сознание спящее

Нет смысла описывать нормальное сознание, так как его может представить себе каждый человек. В таком состоянии сознания вы находитесь тогда, когда все вокруг вас и внутри вас находится в порядке, без каких-либо серьезных изменений. Но что означает, например, спящее сознание? Нет, это не то состояние, в котором сознание находится, когда ваше тело отдыхает во время сна. Хотя смело можно сказать, что оно является наиболее приближенным. Дело в том, что спящее сознание наблюдается у тех людей, которые переутомились физически и психологически. Они могут делать различные вещи, разговаривать, но чаще всего это происходит практически бессознательно, то есть нет прямой связи действий с эмоциями. Всем знакомо чувство, когда вы возвращаетесь домой после тяжелейшего дня, падаете на кровать - а на следующий день не помните, как вообще добрались до дома. Это и есть спящее сознание.

Сознание улетающее

Данный тип сознания очень близок к предыдущему, фактически, он является предвестником спящего. Когда ваше сознание переключается в режим улетающего, вам стоит задуматься об отдыхе. Оно характеризуется потерей возможности концентрации. Ресурсы вашего организма еще не исчерпаны, но зачастую мысли, на которых вы хотите сосредоточиться, ускользают от вас.

Сознание прыгающее

Данный вид характерен для психически нестабильных людей, а также для тех, кто находится в серьезном нервном напряжении. В данном состоянии ваше внимание не может остановиться на одной вещи и постоянно переключается с одного объекта на другой, тем самым мешая вам нормально функционировать.

Сознание яркое

Этот пример сознания уже гораздо более знаком всем людям. Многие считают, что именно оно является приближенным к расширенному, но на деле это не так. Яркое сознание характеризуется обостренным восприятием происходящего вокруг. Вызывается оно какими-либо сильными переживаниями, как положительными, так и отрицательными. У большинства людей оно возвращается к нормальному состоянию довольно быстро, когда проходит состояние эйфории.

Сознание спокойное

Если же вас интересует расширенное состояние сознания, то вам стоит обратить внимание именно на этот пункт. Дело в том, что именно этот тип является наиболее близким к расширенному - это своего рода путь к вашей цели. Чтобы постичь расширенное сознание, вам нужно научиться в любой ситуации обретать спокойное сознание. Этот тип характерен для человека, который отдохнул, полон сил, но не спешит их тратить, не отвлекается на какие-то детали, не старается сделать несколько дел сразу. В таком состоянии вы способны размеренно и без спешки подумать о себе, своей жизни, своем окружении, оценить ситуацию и так далее. Именно после этого можно пытаться постичь расширенное состояние сознания.

Что это такое

Однако, что значит расширить сознание, мышление? Как этого можно достичь? Методы стоит оставить на потом - они будут более детально описаны позже. Сейчас стоит сконцентрироваться на понимании того, что представляет собой расширенное сознание. Итак, вы уже знаете, что такое спокойное сознание - а теперь представьте, что вы возноситесь над собой и можете посмотреть на себя со стороны. Если говорить в целом, то именно это и есть расширенное состояние сознания. Вы не просто можете спокойно оценить ситуацию, вы можете сделать это, глядя на нее со стороны, находясь как будто не в своем теле - так вам удастся познать гораздо больше, чем если вы будете просто пытаться что-то оценить в спокойном состоянии сознания. Считается, что это одно из высших состояний сознания, к которому должны стремиться абсолютно все. Но при этом не стоит думать, что вы можете просто вне своего тела - и вы тут же познаете расширенное сознание. Чтобы научиться его обретать, вам понадобятся годы, а то и десятки лет тренировок. Это очень сложный процесс, который дается далеко не всем. Поэтому не расстраивайтесь, если вам сразу же не удастся войти в расширенное сознание - хорошо, если вы сможете сделать это через несколько лет. В данном случае не стоит торопиться - иначе вы не сможете даже обрести спокойное сознание, что уж говорить о расширенном.

Первая методика

Какова же практика, расширяющая сознание? Именно этим вопросом задаются люди, которые хотят постичь данное состояние. На самом деле, методов существует несколько. В данной статье будет рассказано о самых известных, популярных и наиболее эффективных способах. И первый из них - это отключение эмоций. Дело в том, что именно эмоции очень сильно загружают человеческое сознание, перенаправляя его на те темы, которые его не должны волновать. Человек радуется, расстраивается, пугается и так далее. И все это за счет эмоций, которые не позволяют вам найти гармонию со своим внутренним миром и посмотреть на ситуацию со стороны. Вы не сможете добиться расширения сознания, если будете отвлекаться на различные эмоции, поэтому если вас интересует, как расширить сознание человека, то первое, что вам предстоит сделать - это научиться отключать ваши эмоции. Если вам удастся это сделать, то вы снимете невидимое ограничение с ваших возможностей, у вас появится шанс подняться на ступеньку выше над тем уровнем, на котором находятся все среднестатистические люди.

Гармония

Еще один метод, который вам обязательно нужно освоить - это гармонизация состояния тела. Что это значит? Дело в том, что постоянно ваше тело совершает какие-либо мелкие или даже крупные движения. Легкий поворот головы, взгляд в сторону, поднятие руки. Все эти действия происходят благодаря тому, что ваш мозг отдал приказ через нервную систему. Естественно, все эти действия требуют от него концентрации, внимания, а также ресурсов. И все это загружает ваше сознание, поэтому вы можете не надеяться обрести спокойствие, пока не сможете взять все это под контроль. Ваша цель - установить временную гармонию всего вашего тела, чтобы мозгу не приходилось отвлекаться на какие-либо команды. Все процессы, которые должны происходить в вашем теле, будут подсознательными, а ваше сознание будет чистым от всех лишних действий. Опытные специалисты могут достигнуть такого состояния самостоятельно и довольно быстро, однако если вы только начинаете практиковать, то вам может помочь, например, музыка, расширяющая сознание. Она гармонизирует колебания вашего тела, тем самым облегчая вашу задачу.

Мантры

Какие еще есть способы расширить сознание? Если вы действительно хотите добиться в этом успеха, то вам определенно стоит узнать, что такое мантра. Мантра - это специальный текст, который может иметь конкретное значение, а может вообще его не иметь. Суть этого текста заключается в том, чтобы его постоянно повторяли. Зачем это делается? Все довольно просто - когда вы читаете мантру, вы заполняете свое сознание единственной информацией. Когда это происходит, ваше сознание уже не способно воспринимать другие сигналы, которые посылает ему как окружающий мир, так и непосредственно само тело. Результатом становится своеобразная блокировка сознания, которая и позволит вам добиться его расширения. Как видите, можно расширить сознание разными способами, однако лучше всего использовать целый комплекс, благодаря чему вероятность успеха значительно возрастет.

Первый уровень расширенного сознания

Если вы смотрели кино, расширяющее сознание, то, вероятнее всего, слышали о том, что существуют уровни такого сознания. Это действительно так - многие специалисты выделяют три уровня расширенного сознания, каждый из которых необходимо постигнуть, чтобы подняться еще на одну ступеньку вверх. Итак, первый уровень отличается от обычного стандартного сознания не слишком сильно. Однако различия уже довольно заметны, так что вряд ли вы сможете войти в подобное состояние и не обратить на это внимания. Как же узнать подобное состояние сознания? Дело в том, что в стандартном состоянии человек воспринимает мир таким, какой он есть. Это значит, что для него дом - это дом, дерево - это дерево, а стол - это стол. Ничего необычного, все вполне стандартно. Если же вы смогли достигнуть состояния расширенного сознания, то все в мире начинает становиться не статичным, а динамичным. Так стол для вас перестает быть просто столом, он превращается в часть взаимосвязанной постоянно изменяющейся системы.

Второй уровень расширенного сознания

Когда вы сможете полностью постигнуть первый уровень расширенного сознания, вас впереди будет ожидать еще и второй уровень. Что он собой представляет? По сути, это примерно то же самое, что и первый уровень. Только на этот раз ваше сознание перестает быть «наблюдателем». Если на первом уровне вы просто следили за тем, как предметы переплетаются между собой во взаимосвязи, как все становится динамическим, то на втором уровне ваше сознание также становится частью всех этих переплетений. И в результате остается постигнуть только один, самый высокий уровень расширенного сознания.

Третий уровень расширенного сознания

Что вас ждет на третьем уровне? Как вы уже поняли, это последний, самый высокий уровень, к которому стремятся абсолютно все, но достигнуть которого способны лишь единицы. Ваше сознание все еще остается частью всего происходящего вокруг, оно все еще является частью всеобщей сети, но при этом оно встает на ступеньку выше и получает контроль над происходящим. Именно об этом и шла речь изначально - когда вы достигаете такой стадии, вы способны оценить ситуацию целиком, проникнуться ей, понять суть всего происходящего. Проще говоря, ваше сознание одновременно остается и вашим сознанием, и становится чем-то высшим, управляющим всем вокруг.

Человек, достигший высшего сознания, расширяет свои жизненные границы, приобретая действительное ощущение свободы .

Альтруизм и полная свобода достигаются как естественное состояние без напряжения и волевых усилий к этим действиям.


Реальная жизнь - это всегда стресс и борьба, движение вперёд не возможно без преодоления сопротивления, говорил Махариши, "однако ощущения этого стресса, у человека достигшего космического сознания не наносит ему вреда, эти ощущения подобны линии проведённой по воде, они улавливаются, они есть, но они не оставляют шрамов и следов ".

Махариши объяснял, что свободный человек видит все предметы в истинном свете и воспринимает их не искажённо, объяснения через доступные определения осознание своих переживаний.

Похоже на то, как если бы человек жил всю свою жизнь в совершенно тёмной пещере, прикованный цепями и то что он мог бы видеть, и то о чём он мог бы судить - это только тени отражённые от стен этой пещеры. Поскольку человек ничего не знает кроме образа теней он предполагает, что все его переживания напрямую связаны с ними и он находится всецело под их влиянием. Однако когда он выйдет из пещеры на солнечный свет и увидит все предметы в реальном свете, он сначала просто не поверит, что такое возможно.

Миф о пещере Платон

- Странный ты рисуешь образ и странных узников на стене!

- Они подобны нам. Разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?


- Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно ?

В начале медитации, медитирующий также может испытывать переживания не знакомые ему ранее. Возвращаясь к этим переживаниям дважды в день, он постигает мир так, и начинает отличать тень от настоящего предмета.

Открытое космическое сознание даёт человеку возможность видеть реальный мир. Без солнечного света, человек находящийся в неподвижном состоянии в пещере с такими же, как и он, узниками видит только движущиеся тени и строит свои суждения на этой основе.


Махариши писал: " Человек постигший космическое состояние сознания... раскрывает свой духовный потенциал, открывает в себе повышенную чувствительность, достигает высоты развития своих способностей.... по той причине, что он ощущает во всех вещах и явлениях, единую связь, взаимодействия единого высокого уровня. Человек понимает важность и необходимость каждой вещи, его сердце наполняется почтением и ещё большей благодарностью, и это вызывает у него ощущения счастья более высокого уровня. Теперь, он наслаждается вещами, ощущая более глубоко их внутреннюю сущность..., но вещи не захватывают его душу. Человек, открывший космическое сознание, остается в естественном состоянии, в котором добавляется особое ощущение вещей, при этом человек не теряет своей индивидуальности ".


Психологи исследовали множество документов, указывающих на ощущения и переживания большинства взрослых людей.


Чарльз Тарт указывал, что люди " обычно преобразуют опыт ощущений, в абстрактный стереотип сознания и поведения множество людей настолько глубоко погрязли в своей обусловленности, что шанс измениться у них весьма невелик. Они будут жить и умрут как запрограммированные автоматы. И все мы в значительной степени подобны автоматам ".


Люди теряют способность отличать реальное от тех шаблонов и схем которые были однажды выстроены. Такая тенденция восприятия мира - это грубое, линейное восприятие и такой человек обделён настоящими ощущениями.


Эрих Фром очертил схематически, каким образом язык фильтрует информацию, поступающую из внешнего мира, логические схемы, понятия принятые в той или иной культуре, ограничивают видение и понимание, подгоняя эмоциональное выражение ощущений под линейный шаблон, не позволяющий выйти за пределы слов и символов. Часто язык становиться помехой уменьшающей ощущения счастья и ощущения единства жизни. Этот процесс, ограничивающий переживания, можно назвать автоматизмом.

Новые ощущения

Свободное космическое сознание избавляет человека от автоматизма мышления. Люди, открывшие для себя космическое сознание, сообщали, что стали открытыми для новых ощущений и переживаний. Это свежесть, непосредственность, острота новых ощущений во всех сферах жизни.

Люди, занимающиеся много лет медитацией, рассказывал, что ощущали совершенно новые качества в давно знакомых предметах. Как будто у них появилась новая сенсорная способность видения.

Например, восприятие деревьев наполнилось новым ощущением, это было не просто растение, которое раньше не вызывало особого отношения, это было живое существо, чувствующее и разумное, излучающее волны тепла.


Открывались глубинные связи тех или иных событий и явлений, погружение в космическое сознание давало ощущение уравновешенности, счастья, энергии, устойчивости и полноты ощущений.

Избавление от стереотипов

В большинстве случаев, цена которую мы платим за штампы навязанные нам стереотипом культуры и общества, это несостоятельность и не способность воспринимать открыто мир, блок, не дающий нам полноценное общение и полноценное наслаждение от взаимодействия с окружающей средой.

Во время каждой медитации происходит исчезновение прошлых стереотипов мышления и приобретается новый опыт чистого сознания. Настоящий опыт человека приносит умиротворение и бесконечное удовлетворение.

Махариши говорил, что главный результат открытия высшего космического сознания, в том, что человек приобретает защиту в "осознании настоящего счастья".

Он добавлял: " в то время, когда человек открывает своё настоящее "Я", отличное от его интеллекта, мышления, действия или желания, он осознаёт, что уже ощущал ранее нечто подобное в своих далёких мыслях, фантазиях .


Если говорить другими словами, прошлый, отрицательный опыт никуда не исчезает, но он не мешает, не становится барьером к возвышению до высшего сознания, и получению наивысшего удовлетворения.

Постепенно с раскрытием высшего космического сознания, открываются большие способности глубокого понимания вещей, расширяется интеллектуальные способности человека. В то время как человек реализует свои внутренние желания, опыт этих ощущений и получаемое наслаждение, осознание счастья утверждает его настоящее "Я".


Однако, удовлетворение этих желаний, насыщение счастьем не освобождает человека от жизненных проблем.


Махариши считал, что медитация должна сменяться нормальной активной деятельностью, дающей свободу выражения своего внутреннего "чистого Я" и проявлению внешних чувств. Человек должен полностью отдаваться любимому делу, общению с людьми, не пытаясь быть внутренне оторванным от своего занятия.

Только таким образом можно извлечь настоящую пользу от занятий медитацией.

Смысл занятий медитацией

Смысл занятий медитацией не в том, чтобы оторваться от внешних проблем, и уйти в некую иллюзию или в свой внутренний мир, напротив, смысл заключён в том, чтобы изменившись внутренне, изменить отношение к внешнему миру, без ущерба для здоровья и окружения справляться с поставленными жизненными задачами.

Жить в мире освещённом светом, а не в полумраке теней. Источник света находится внутри каждого человека, генерировать энергию для этого источника способен каждый, и когда этот свет зажжён, он не только освещает внешний мир, он сливается со светом этого мира, обнаруживая и открывая его во всём. Ошибка многих практикующих в том, что свет чистого сознания становится целью, но это неверно, поскольку настоящей целью является - жизнь, жизнь освещённая светом чистого сознания.

Не смотря на то, что человек самореализуется на духовной ступени, он остаётся в настоящей реальной жизни, активно действует в ней. У такого человека изменяется качество желаний, его желания намного больше и мощнее желаний человека не реализованного. Силу желания обычного человека можно сравнить по силе с желанием одного человека для самого себя, желание человека с чистым сознанием сравнимо по силе с желанием всего человечества, человек с космическим сознанием имеет желание по силе равное желанию Вселенной.

Естественно, люди, обладающие космическим сознанием, имеют спонтанный устойчивый альтруизм высшей степени. Неограниченное сознание позволяет человеку достигать высшего знания и мудрости, справедливости, гармонии, красоты - эти люди поднимают человечество на новую ступень видения, ведут других за собой, утверждая жизнь.

Вопрос: Что такое сознание?

Шри Чинмой: Сознание - это внутренняя искра или внутренняя связь в нас, золотое связующее звено внутри нас, соединяющее нашу высшую и самую просветленную часть с нашей низшей и самой непросветленной частью. Сознание - это связующее звено между Небесами и землей. А где же Небеса? Они находятся не наверху или где-то далеко. Небеса - в нашем сознании. Но именно божественное сознание соединяет Небеса с землей. Обычное человеческое сознание связывает нас только с чем-то очень-очень ограниченным и в то же время мимолетным. Мы можем сосредоточить свое сознание на другом человеке на секунду, а потом наша концентрация пропадает. Но когда мы имеем дело с внутренним сознанием, безграничным, просветленным, преображенным сознанием, то концентрация может продолжаться, продолжаться и продолжаться.

Не только духовные люди обладают божественным сознанием. У обычных людей оно тоже есть, но в них оно спит. Если бы они должным образом концентрировались, медитировали и созерцали, это сознание проявилось бы, и тогда они обрели бы свободный доступ к душе - воплощению Света, Покоя и Блаженства.

Сознание одно. Оно вмещает в себя и безмолвие, и силу. Когда оно вмещает Безмолвие, оно вмещает свою истинную форму. Когда оно вмещает Силу, оно проявляет свою внутреннюю реальность. Часть бесконечного сознания, которая вошла в грубое физическое, находится во власти самого физического и используется им, называется физическим сознанием, витальным сознанием и ментальным сознанием. В них есть крошечная часть бесконечного сознания, но это не то чистое бесконечное сознание, о котором мы говорим.

Вечная душа и бесконечное сознание всегда существуют вместе. У них есть общий друг, или можно сказать, общий отец, и это жизнь, вечная жизнь. Одно дополняет другое. Душа выражает свою божественность через сознание, а сознание выражает свою всепроникающую силу или безмолвие через душу.

Сознание и душу нельзя разделить, тогда как тело можно отделить от сознания очень легко. То, что мы называем сознанием в своей человеческой жизни, обычно является всего-навсего чувством. Воспринимая нечто тонкое, мы сразу же называем это сознанием, но это вовсе не сознание; это очень тонкое желание. Мы входим в желание и нам сразу же кажется, что это наше сознание. Мы называем сознанием все, что в нас есть тонкого и не определимого словами; но сознание - это нечто совершенно другое.

Знание и сознание - тоже две совершенно разные вещи. Если я разговариваю или общаюсь с кем-то, у моего ума появляется осведомленность о качествах этого человека. Это знание. Но сознание - это не только ментальное знание или понимание. Сознание - это внутреннее откровение или внутреннее состояние существа. Это нечто бесконечно более глубокое и более внутреннее, чем осведомленность, или знание.

Вопрос: В чем разница между человеческим сознанием и божественным сознанием?

Шри Чинмой: Человеческое сознание состоит главным образом из ограниченности, несовершенства, зависимости и невежества. Это сознание хочет пребывать здесь, на земле. Оно испытывает радость от того, что конечно: от семьи, общества, земных занятий. Божественное же сознание состоит из Покоя, Блаженства, божественной Силы и так далее. Ему свойственно постоянно расширяться. Человеческое сознание чувствует, что нет ничего важнее земных удовольствий. Божественное сознание чувствует, что на земле нет ничего важнее и значительнее небесной Радости и Блаженства. Человеческое сознание пытается убедить нас в том, что мы бесконечно далеки от Истины и осуществления. Оно старается заставить нас почувствовать, что Бог где-то там, за миллионы миль от нас. Но божественное сознание дает нам почувствовать, что Бог - прямо здесь, внутри каждого дыхания жизни, внутри каждого биения сердца, внутри всех и всего, что нас окружает.

Человеческое сознание заставляет нас чувствовать, что мы можем существовать и без Бога. Когда человеческое сознание пребывает в глубоком невежестве, оно считает, что нет никакой необходимости в Боге. Мы видим миллионы и миллиарды людей, которые не молятся и не медитируют. Они считают: «Если Бог существует, ну и хорошо; если Он не существует, мы ничего не теряем». Хотя они, возможно, по поводу и без повода бросаются словом «Бог», их не интересует реальность, существование Бога, ни на Небесах, ни в их повседневной земной жизни.

Божественное сознание совершенно другое. Даже ограниченное божественное сознание, которым мы обладаем, дает нам почувствовать, что в каждое мгновение существует высшая необходимость в Боге. Оно дает нам почувствовать, что мы живем на земле именно потому, что существует Он. А когда мы растим в себе божественные мысли, божественное сознание дает нам почувствовать, что именно Он вдохновляет нас взращивать эти божественные идеи. Божественное сознание заставляет нас чувствовать, что во всем есть божественный смысл, божественное предназначение, божественный идеал, божественная цель. У обычного человеческого сознания нет предназначения, нет позитивной цели; это бешеный слон, который несется не разбирая дороги.

В божественном сознании всегда есть цель, и эта цель всегда превосходит себя. Сегодня у нас одна цель, но достигнув порога своей цели, мы сразу же чувствуем вдохновение ее превзойти. Эта цель становится ступенькой к более высокой цели. Так происходит, потому что Бог постоянно превосходит Себя. Бог безграничен и бесконечен, но Он превосходит даже Свою собственную Бесконечность. И поскольку Бог всегда совершает прогресс, мы тоже совершаем прогресс, когда находимся в божественном сознании. В божественном сознании все постоянно расширяется и превращается в более высокий и более осуществляющий Свет.

Вопрос: Не могли бы Вы вкратце рассказать о различных состояниях сознания?

Шри Чинмой: Есть три основных состояния сознания: джагрити, шапна и шушупти . Джагрити - это состояние бодрствования, шапна - состояние сновидения, а шушупти - состояние глубокого сна. Когда мы пребываем в состоянии бодрствования, наше сознание сосредоточено на внешнем, когда мы в состоянии сновидения, наше сознание обращено внутрь, а когда мы в состоянии глубокого сна, наше сознание странствует в Запредельном.