» » Цитаты из творений Святых Отцов. О воле Божией - Александр

Цитаты из творений Святых Отцов. О воле Божией - Александр


Преподобный Макарий Египетский:

Бог ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему нашей благой от произволения веры и усердия, всякое же преуспеяние производит в нас Сам.

Преподобный Петр Дамаскин:

Нет кратчайшего преуспеяния души, чем отсечение своих хотений и разумений, и нет ничего лучшего, чем повергать себя пред Богом день и ночь и просить Его, да будет во всем воля Его. И ничего нет хуже, чем любить свободу для души или тела.

Никакая иная добродетель не может так постигнуть волю Божию, как смиренномудрие и оставление всякого своего разумения и своей воли.

Если плоть не будет умерщвлена и человек не будет весь водим Духом Божиим, то не может он исполнить воли Божией без понуждения себя. Когда же воцарится в нас благодать Духа, тогда уже не будем иметь своей воли, но все, что ни бывает с нами, приемлем как волю Божию. Тогда имеем мир и можем быть названы сынами Божиими, ибо любим волю Отца, как и Сын Божий и Бог. Но этого невозможно достичь без соблюдения заповедей, которыми подвизающийся отсекает всякие наслаждения, то есть свои пожелания, и терпит всякие огорчения, происходящие от этого.

Преподобный авва Исаия:

Предпочитай волю Божию всякой мудрости человеческой и признавай ее более полезной, чем все человеческие рассуждения.

Святитель Иоанн Златоуст:

Если в делах человеческих мы многого не понимаем, как что делается, и хотя многое нам кажется неуместным, однако же уступаем, то тем более должно так поступать по отношению к воле Божией.

Не будем говорить: для чего это и зачем это? - когда все это исходит от Бога. Не станем требовать от Него отчета - это крайне нечестиво и безумно.

Господь часто промыслительно скрывает от нас Свою волю, зная, что мы и познав ее, не послушались бы и заслужили бы этим большее наказание.

Преподобный авва Дорофей:

Бог хочет, чтобы мы желали Его благой воли... то есть исполнения Его заповедей; чтобы мы любили друг друга, были сострадательны, творили милостыню и тому подобное; вот это - благая воля Божия.

Если ты желаешь предохранить себя от скрытых преград на пути к совершенству, если желаешь успешно утвердиться в благонастроении, чтобы и желать, и делать все только ради того, что этого хочет Бог, только во славу Его, и для благоугождения Ему, и для служения Ему одному, желающему, чтобы в каждом нашем деле и в каждом нашем помышлении Он один был и началом, и концом, то поступай следующим образом. Когда предстоит тебе какое-нибудь дело, согласное с волей Божией или само по себе хорошее, не склоняй тотчас воли своей к нему и не желай его, если прежде не вознесешься умом своим к Богу, чтобы уяснить, что есть прямая воля Божия на то, чтобы желать и совершать такие дела и что они благоугодны Богу. И когда так сложишь в мыслях, что самой волей Божией будет определяться у тебя склонение воли твоей, тогда желай его и совершай ради того, что этого желает Бог, ради одного угождения Ему и лишь во славу Его.

Когда желаешь отклониться от того, что несообразно с волей Божией или нехорошо, не тотчас отвращайся от этого, но прежде прилепи око ума своего к воле Божией и уясни себе, что есть прямая воля Божия, чтобы ты уклонился от этого для благоугождения Богу. Ибо лесть естества нашего крайне тонка и немногими распознается: оно потаенно ищет одного своего, а между тем по видимости так ведет дело, что нам кажется, будто единственная цель у него - благоугождать Богу, чего на самом деле нет.

Подобно тому как каждый имеет свой род деятельности, но не сам от себя принял его, а от всех нас, конечно, ибо мастер всякого дела, какого бы ни пожелал, изготовляет свое орудие и искусно действует им. Поэтому нельзя ни жать нивы лопатой, ни плотничать серпом, ни строить ножом, ни копать пилой, ни шить топором, ни рубить дрова палкой, ни копьем пилить, ни мечом метать, ни луком резать, но каждое орудие приспособлено для определенного дела. Если же ты будешь употреблять их не по назначению, но иначе, то совершенно погибла жизнь твоя и всякое твое действие. Таким же образом, пойми меня, и Бог сотворил нас, чтобы каждый верный совершал в жизни свои дела. Одних Он поставил учить, других учиться, иных начальствовать над многими, других же подчиняться им. И одним Он дал премудрость, другим знание и слово, иным дал пророчествовать, другим говорить языками, иным творить чудеса и производить силы, других показал предстоятелями - все это духовные дарования. Но назовем и иные дарования Творца, которые Он дал людям каждому по достоинству: одного Он сотворил крепким по телу, другого же более красивым, а иного с лучшим голосом, чем у других. И вообще каждому из людей Он даровал по достоинству свой дар и преимущество, как один Он знает - Бог и Творец всех, неизреченным образом, для полезной деятельности в жизни. Поэтому каждый пригоден не к тому ремеслу, какого сам он желает, но для какого он создан и к чему он имеет природную способность и свойства. И ты можешь увидеть пловца, искусно переплывающего морские пучины и радующегося этому гораздо больше, чем всадник, скачущий на быстром коне, и земледельца, режущего плугом борозды земли и пару рабочих волов считающего гораздо лучше четырех коней, впряженных в царскую колесницу, поэтому он и радуется, утешаясь благими надеждами. Воин же, наоборот, себя считает выше всех земледельцев, и мореплавателей, и ремесленников и, как обладающий славою, гордится, идя на заклание и безвременную смерть. Поэтому для него совершенно непереносимо будет ни грести веслом, ни держать заступ, ни стать плотником; ни корабельщиком, ни земледельцем или землепашцем он не пожелает быть. Но каждый, как я сказал, будет действовать в том роде деятельности, который он получил от Бога. Иначе же человек совершенно не может в этой жизни ни сделать что-либо, ни даже пожелать начать дело. Ибо вот, снова говорю я тебе, о чем и раньше сказал, как никогда невозможно, чтобы какое-либо из всех названных орудий само собою пришло в движение для действия или действовало без руки человека, берущего и изготовляющего им что-либо, так и человек без руки Божественной не может помыслить или сделать что-либо доброе. Ибо и меня также Художник - Слово устроило, каковым Само пожелало, и поставило в мире.
Итак, скажи, как я смогу помыслить что-либо, или сделать, или вообще действовать без Божественной силы? Даровавший мне ум, какой, конечно. Он пожелал. Сам дает и мыслить о том, что знает как полезное и подает мне силу действовать, как Ему угодно. Итак, если я сотворю это (последнее), то Он даст, конечно, большее и человеколюбиво подаст мудрствовать и о более совершенном. Если же я пренебрегу и этим самым, немногим, то поистине праведно лишусь вверенного мне от Бога-Подателя и сделаюсь бездейственным и негодным орудием, как не пожелавший исполнить заповеди Творца, но предавшийся лености и нерадению. Потому и отвержен я от рук Владыки, ибо, вкусив непослушания к Нему и непокорности, я изгнан из истинного рая, удален от Бога и от рук святых.
Итак, найдя меня лежащим и предавшимся полному бездействию в добре, лукавый змей хитростью сделал меня непотребным через всякие бесчестные дела, которыми я услаждался, казалось, и радовался. Вместо этого мне должно было бы печалиться, плакать и рыдать, так как я добровольно, несчастный, отступил от того, для чего я создан, и по своей воле предал себя всему противоестественному, впав несчастнейшим образом в скверные руки врага, которым я всецело и держим, и движим, не будучи в состоянии, жалкий, противиться, ему. Ибо как бы я мог противиться, будучи мертвым? Хитро обольщенный, я, несчастный, сделался органом всякого порока, всякого беззакония и искусным орудием злого делания. Ибо, держа меня в руке и сильно влеча, он, змей, осквернил меня злодеяниями и всевозможной нечистотой, ввергнув меня в острые зловония и заставив - о бесчувствие! - увеселяться ими: хищениями, завистью и неправедными убийствами, ругательствами, гневом и, коротко говоря, он нашел меня повинным во всяком пороке, лучше же сказать, сам воспользовался мною, хотя и не хотел я. С тех пор ведь, как я добровольно отвергся руки Бога и святых Его, меня похитил страшный князь-душетлитель и держал меня в руке своей и, несмотря на то что я хотел, не мог более не совершать дел его, но поступал по всем его желаниям. Ибо меч не может противоречить держащему, но где ни пожелает держащий, там и пользуется им.
Сотворивший же меня Бог, призрев свыше и увидев меня держимым в руке тирана, сжалился, и исхитил меня из руки его, и снова ввел в Божественный рай, в Свой виноградник. И предал меня в руки земледельцев-святых, чтобы я совершал божественные дела, возделывал добродетели, хранил заповеди и не двигался без руки святых, чтобы делатель зла, снова найдя меня пребывающим вне святой руки Божией, не похитил и опять не заставил меня совершать дела его. Итак, те добрые и сострадательные земледельцы, приняв меня и взяв в свои руки всю мою волю, повелели мне немедленно упражняться в смирении и покаянии и непрестанно плакать. Ибо хранящие эти три добродетели и пребывающие в добром их делании вскоре, как бы не замечая, возводятся к славе, очищению, бесстрастию и Божественному созерцанию и не бывают более уловляемы руками ненавистника, но получают от Бога прощение всех грехов и согрешений и таким образом становятся сынами Вышнего и богами по благодати и достойными орудиями, совершающими всякое добро, лучше же сказать, божественные земледельцы наставляют и других на деяния поистине благие, на дела спасения.
Поверив им, послушайте все, и сотворив, и в руки этих земледельцев и рабов Божиих по повелению Его всего себя предав, я нашел все это непреложно сбывшимся на мне, и изумился, и кричу всем, громогласно взывая, и увещевая, и говоря, ибо я не могу похоронить этого молчанием: те, кто чувствует, что находится вне рук Божиих и святых Его, бегите, поспешите и прилепитесь к ним нерасторжимо, верою и горячей любовью и всецелым произволением, отбросьте всякое мудрование и свою волю и в руки их предайте души свои, как бездушные орудия, помимо их ничего совершенно не творя, не двигаясь и не действуя. Мудрование же их да будет вашим мудрованием, а также и святая воля их да исполняется вами как воля Божия. И таким образом, пройдя кратким путем и совершенно беспрепятственно, вы будете друзьями Бога Вышнего и в немного дней сделаетесь наследниками Царства Небесного и неизреченных благ. Ибо вместе с тем как взойдете на этот правый путь, вы будете причислены ко всем святым и Он всех вас сделает блаженными.
И обо мне, более всех смертных согрешившем и прошедшем этим жестким, узким, кратким и безопасным путем, изводящим на широту Жизни Вечной, как показавшем вам его, помолитесь все, добровольно пожелавшие шествовать по нему и ревностно следовать по стопам Христа, чтобы и я, и вы оказались непорочно ходящими им до конца жизни; да и те также, которые желают увидеть Христа, чтобы вместе, с радостью оставив тела, пошли мы к нездешнему покою и к райскому простору и явились наследниками той жизни. И неразлучные с Богом и всеми святыми во Христе, Единородном Сыне и Боге Слове с Божественным Духом, мы пребудем со Святой Троицей ныне и всегда и во все веки веков. Аминь.

Преподобный Никодим Святогорец:

Ты должен управлять своей волей так, чтобы не позволять ей склоняться на свои пожелания, а, напротив, вести ее к тому, чтобы она была совершенно единой с волей Божией. При этом хорошо помни, что недостаточно для тебя одного того, чтобы желать и искать всегда благоугодного Богу, надо, чтобы ты желал этого как движимый Самим Богом, и для той единой цели, чтобы Ему угодить от чистого сердца. Чтобы устоять в этом, мы должны выдержать более сильную борьбу со своим естеством... Ибо наше естество так склонно к угождению себе, что во всех делах, даже в самых добрых и духовных, ищет успокоения и услаждения и этим потаенно и незаметно похотливо питается, как пищей. От этого бывает, что когда предстоят нам духовные дела, мы тотчас желаем их и устремляемся на них, однако не как движимые волей Божией или с той одной целью, чтобы угодить Богу, но ради того утешения и обрадования, которое порождается в нас, когда желаем и ищем того, чего хочет от нас Бог. Эта прелесть бывает тем более скрытой, чем выше само по себе и духовнее то, чего мы желаем.

Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все к одной цели - стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Тогда и желания твои будут правы и благочестивы и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, полагаясь на волю Божию.

Берегись себя самого, как злейшего своего врага, и не следуй ни своей воле, ни своему уму, ни своему вкусу и чувству, если не хочешь потеряться. Потому держи всегда наготове оружие против себя самого и, когда твое хотение склонится на что-нибудь, хотя бы святое, положи его одно, обнаженное от всего постороннего, перед Богом и с глубочайшим смирением умоляй Его, да будет в этом Его, а не твоя воля. И сделай это с искренним сердечным преданием себя в волю Божию, без всякой примеси самолюбия, зная, что сам в себе ты ничего не имеешь и сам по себе ничего не можешь сделать для спасения.

Святитель Феофан Затворник:

В притче о двух сынах второй из них поспешно сказал: "Иду... и не пошел" (Мф. 21, 30). Это образ всех скороспелых благих намерений, которые привести в исполнение потом недостает постоянства, воли и терпения. Легкое сердце тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избежать такой несостоятельности перед самим собой и перед другими? А вот как: не начинай ничего, не обдумав и не рассчитав, что на предпринятое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по той же притче Господа, чтобы заранее вооружиться самоотвержением и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть - начинай дело, а если нет, то сначала запасись ими. Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеченному, все перетерпишь и преодолеешь и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что, если дело трудновато,- брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобой никогда, чтобы ты сказал: "Иду", а потом не пошел.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Помни о Кресте, под знаменем которого ты должен жить, ибо уже не ты живешь, но живет в тебе распявшийся за тебя Христос (Гал. 2, 20). Как он висел за нас на Кресте, так и мы, пригвоздив плоть страхом Господним, волю и все наши желания, должны не служить страстям нашим, но постоянно умерщвлять их, чтобы таким образом избежать отвержения Божия: "Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф. 10, 38).

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Кто ради страха Божия отсекает свою волю, тому Бог неведомо для него, так что он и не знает, как это бывает, дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимой в сердце его, открывая при этом очи сердца его, чтобы познал волю Божию, и подавая силу исполнить ее. Творит же это благодать Святого Духа, а без нее ничего не бывает.

Старающийся умертвить свою волю должен творить волю Божию: вместо своей воли вводить в себя волю Божию, насаждать и внедрять ее в сердце своем.

Преподобный Ефрем Сирин:

Тем, что не хотим ради Господа оставить собственную волю, мы сами вредим своей душе.

В какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к преуспеянию. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более наносит себе вреда. Поэтому не желай раболепствовать собственной воле, но лучше будь послушен воле Божией.

Знай, что пока ты легко предаешься своей воле, ты далек от совершенства.

Горе человеку, который полагается на собственную силу, или свой подвиг, или на свои природные дарования, или на свою волю, а не возлагает всей надежды на Бога, потому что от Него Единого крепость и сила.

Святитель Василий Великий:

Кто признает полезным то, что ему угодно, тот ненадежно судит о справедливом - он похож на слепца...

Преподобный авва Исаия:

Во всяком случае отсекай свою волю. Не надейся на свою правду, но всегда имей перед очами свои грехи.

Кто надеется на свою правду и следует своей воле, тот не избежит вражеских козней, не найдет себе покоя, не познает своих недостатков. Трудно ему получить милость Божию в час исхода.

Постоянно понуждай себя отсекать собственную волю, ибо собственная воля губит все добродетели.

Отсечение же собственной воли связывает добродетели союзом мира.

Кто отсекает свою волю перед ближним, тот доказывает этим, что его ум служит добродетели. Обнаруживает неразумие тот, кто настаивает на исполнении своей прихоти, оскорбляя ближнего.

Преподобный Иоанн Лествичник:

Велик благочестиво отвергший свое имение, но свят, кто отвергается своей воли. Первый обогатится сторицей имением или дарованиями, а второй наследует жизнь вечную.

Собственная воля надмевает душу.

Преподобный авва Дорофей:

Видишь ли падшего? Знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего губительнее этого.

Человек только тогда видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии, и, если его наставляют на эти пути,- противится, уничижает их и отрицает.

Диавол любит полагающихся на себя потому, что они помогают ему и сами себе строят козни.

Ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли; поистине от этого человек преуспевает более, чем от всякой другой добродетели.

Отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения этого человек должен потрудиться до смерти...

Святитель Тихон Задонский:

Следовать за Христом - значит отречься от своей воли.

Древний Патерик:

Один брат, приняв иноческий образ, тотчас затворился в келлии, говоря: "Я отшельник". Старцы, услышав об этом, вывели его и заставили обходить келлии монахов, каяться и говорить: "Простите меня! Я не отшельник, а монах новоначальный". Старцы сказали: "Если увидишь юношу по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо это ему полезно.

Преподобный Исаак Сирин:

Кто не покорит своей воли Богу, тот покорится Его противнику.

Преподобный авва Исаия:

Тот становится врагом Богу, кто следует своей воле.

Утверждающийся на собственном разуме и следующий своей воле плодит в себе вражду к другим и чужд того духа, от которого рождается сокрушение.

Кто следует своей воле, тот не имеет мира даже с благочестивыми людьми, ибо в сердце его обитает нетерпение, гнев и раздражительность.

Надеющиеся на свою правду и следующие воле своего падшего существа не смогут избежать демонских козней, не смогут стяжать сердечного безмолвия... а после выхода из тела им будет трудно получить милость от Бога.

Держащийся своей падшей воли не может быть в мире даже с истинными христианами, потому что сердце его малодушно, гневно и раздражительно.

Если Бог хочет помиловать душу, а она упорствует и не повинуется, но поступает по своей поврежденной воле, то Бог попускает ей скорби, которые она не желала бы иметь, чтобы таким образом эта душа взыскала Бога.

Утверждающийся на своем разуме и следующий своей воле становится жилищем злого духа и лишается того Духа, от Которого рождается сокрушение сердца.

Бог не помогает тем, которые хотя и вступили в служение Ему, но одновременно служат и страстям. Бог предоставляет их самим себе, так как они произвольно захотели следовать себе, и предает их в руки их врагов, демонов...

Во всяком вашем действии обращайте главное внимание на смирение, чтобы постоянно терпеть бесчестия и отсекать волю падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и губит этим все свои добродетели.

Святитель Иоанн Златоуст:

Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай то, что тебе угодно, живи как хочешь...

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Тому, кто творит свою волю, пусть даже в малом, невозможно последовать Господу и соблюсти Его заповеди.

Преподобный Марк Подвижник:

Самочинник, шествующий без Евангельского ведения и руководства, часто спотыкается и падает во многие ямы и сети лукавого, часто заблуждается и подвергается великим бедам и не знает, куда наконец придет. Многие проходили большие подвиги... и большие понесли труды и поты ради Бога, но самоволие и нерассудительность... сделали такие их труды небогоприятными и тщетными.

Авва Исидор:

Не так страшны все демоны, как страшно следование собственному сердцу, то есть своим помыслам, а не закону Божию.

Изречения безымянных старцев:

Нет ничего страшнее, чем держаться своей воли и жить не по воле Божией. Пристрастием к своей воле человек может лицемерно выйти из мира сего широкими вратами, но через малые двери, то есть посредством своей воли и своих желаний исполнения он может оказаться опять внутри мира и не сможет получить Царствия Небесного.

Преподобный Симеон Новый Богослов:

Грех совершается и по нашей воле, и не по нашей воле. Ибо грех всегда является перед нами только как некая обманчивая приманка. Но как только душа человека мысленно склонится ко греху, тотчас подскакивает к ней тиран и насильник душ, который всегда стоит позади и зорко смотрит за движениями ее, подскакивает и тащит ее на совершение греха делом, и так очевидно, что грех бывает и по воле человека, и не по воле его: по воле его потому, что ум сам склоняется на грех; не по воле его потому, что когда склоняется он совершить грех делом, то к этому его влечет и принуждает диавол.
Поэтому-то Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, подсекает самые корни и зачатки грехов, когда заповедует в Своем святом Евангелии, чтобы никто не допускал порочных пожеланий и даже очами не смотрел с похотью, потому что когда душа дойдет до вожделения греха, то ей трудно вернуться назад, трудно удержаться от дела, потому что ее подталкивают к нему демоны, совершая это в мгновение ока. Таким образом, душе всячески надо стараться не допускать приближения демонов к себе, а этого достичь она не может никаким другим способом, как только тем, чтобы не склоняться на пожелания греха, при содействии Иисуса Христа, Которому слава вовеки.

Святитель Тихон Задонский:

Признак самолюбия, когда, оставив волю Божию, человек исполняет свою и не делает, того, что хочет воля Божия, и делает то, что воля Божия не хочет, от этого следует разорение всего закона Божия. Самолюбием же это называется потому, что человек любит себя, а не Бога, и угождает себе, а не Богу. А любовь должна угождать любимому, а не себе...

Человек, живущий по своей злой воле, мертв для Бога.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов... Напротив, оно, окруженное соблазнами, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.

Позволившие себе следовать своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились ими, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли навеки.

Нет возможности исполнять одновременно волю свою и волю Божию. От исполнения первой оскверняется исполнение второй...

От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву.

Руководящийся отеческими писаниями монах во всяком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение. Утратит его живущий по своей воле и по своему разуму, хотя бы он жил в глубочайшей пустыне.

Покушающиеся... самовольно вторгнуться в то, что скрыто Богом от нас, признаются искусителями Бога и изгоняются от лица Его во тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий.

Кто не научился побеждать своей воли, никак не сможет погасить ни гнева, ни печали, ни духа любодеяния, не сможет стяжать ни истинного сердечного смирения, ни всегдашнего единения с братиями, ни даже пребыть долго в общежитии.

Не должно самому подвижнику своевольно и дерзко ввергаться в скорби и искушать Господа: в этом безумие, гордыня и падение.

Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. Изречения безымянных старцев

Ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, если сердце твое отречется от греха, отречется от начал, рождающих грех, если ты будешь непрестанно помнить об адских муках, если ощутишь, что Помощник твой всегда рядом с тобой, если ничем не будешь оскорблять Его, если будешь постоянно плакать перед Ним, говоря: "Господи! Избавить меня от греха можешь только Ты. Самому мне без Твоей помощи не избежать врага" Авва Исаия

Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печали покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога Авва Исаия

Если кто позовет тебя на трапезу любви и посадит на последнее место, не оскорбись в помышлении твоем. Скажи себе: я недостоин лучшего. Говорю тебе, что ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят к человеку иначе, как по попущению Божию, на искушение и к исправлению человека или за грехи его. .Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог - праведный Судия. Изречения безымянных старцев

Если естественные силы души не будут очищены от скверн, которыми они погребены из-за грехов, и если не получат затем должного исцеления, преображения и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть излечено и укреплено, чтобы стать пригодным к служению. Преподобный Симеон Новый Богослов

"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли". Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: "Будь верен до смерти" (Апок. 2, 10), и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4). Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: "Да будет воля Твоя". Святитель Тихон Задонский

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).
Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией - всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод
Епископ Феофан Затворник

Господь побуждает к молитве, обещая услышать, как отец слышит прошения своих детей. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы (Лк. 11, 10-13). Если же отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что хлеб и рыба-то, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камнем и змеей,- и не дает просимого. Скажешь: зачем же молиться? Нет, не молиться нельзя. Но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: "если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным". Святой Исаак Сирии и всякую молитву советует сокращать так: "Господи, ты знаешь, что для меня полезно: сотвори же со мною по воле Твоей" Епископ Феофан Затворник

Что - заповеди Божии? Это - воля Божия, объявленная Богом людям для руководств в действиях, зависящих от произвола их. Что - судьбы Божии? Это - действие или попущения Воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния

Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия?.. Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием Божиим... Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: "Да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя", как и утихает волнение сердечное. От этих слов, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются подавляющей власти над человеком Епископ Игнатий (Брянчанинов)

Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие будут попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток, которые получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам Епископ Игнатий (Брянчанинов)

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог - творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.


История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.


Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, - это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

Старушка сказала:

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.

Здравствуйте,Батюшка.Кому нужно мне молиться,чтобы встретить свою половинку?Мне уже 33 и мысль,что я все еще незамужем приводит меня в ужасное отчаяние.А так хочется семьи,детей.Подскажите,что делать и помолитесь обо мне.С уважением раба Божия Виктория.

Здравствуйте Виктория! Мы должны всегда помнить, что все жизненные проблемы посылаются человеку не случайно. Причиной же является грех. Этой, не побоюсь этого слова, общенациональной трагедии является бедственное духовно-нравственное состояние нашего общества – массовое безверие. Процесс этот углубляется. Отец Серафим (Роуз) писал более четверти века назад: «Но не только дети, но и все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристианами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит от одного источника – оно имеет определенный ритм, определенное идейное содержание для нас: эту идею самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире – в различных формах здесь есть одна конкретная вещь, которая навязывается нам. Фактически это обучение безбожию».
Однако человек не находится в фатальной зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают ему достаточно моральной свободы, чтобы жить благочестиво. Человеку, угождающему с Богом и смиренно принимающим Его святую волю, Господь дает не только залог спасения, но и радости в земной жизни. Стремление иметь семью - естественно, дай Бог, чтобы так и произошло. В самом начале жизни человечества семейному союзу дано Божие благословение: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). С глубокой и седой библейской древности люди, достигая определенного возраста, желали иметь семью, детей. Вам необходимо начать духовную жизнь: ходить чаще в храм, вспомнить все свои грехи и исповедовать их перед священником и затем приобщиться Святых Христовых Тайн. Господь благословит ваше благое намерение. Оно доброе и правильное. И слово евангельское неложно о том, что просящему Господь посылает. Храните себя в чистоте своего пути, в исполнении заповедей Божиих. Тогда Господь Вас в Вашей молитве одну не оставит. Что касается того, как молиться – есть в разных молитвословах некие образцы молитв о ниспослании супруга или супруги. Но дело, наверное, не в том, чтобы одну из этих молитв воспроизводить. Вы можете молиться об этом и своими словами, главное - молиться с верой!, неотступно и понимая всю важность этого прошения. Тогда Господь все устроит по Его благой воле. Прежде всего надо молиться Господу и Пресвятой Богородице о том, чтобы они удовлетворили просимое. Молитесь и верьте, что Господь поможет!

Также рекомендую о создании семьи молится, к святым Петру и Февроние, Муромским, память которых совершается 8 июля. Они, у Господа на Небесах отвечают за соединение сердцец! Так-то! Так что, вымаливате у них свою половиночку! Господь Вас не оставит и все управит так, как нужно. Божией Вам помощи!

Воля Божья

Сегодня поговорим о воле Божьей.

Говоря об этом, я разумею два главных вопроса:

1. Что хочет Бог от человека?

Какова воля Божья относительно людей, тебя и самое главное относительно меня самого. Эта воля Божья, она одинакова для всех или разная относительно тебя и меня?

Может быть, я или ты особенные, так что Бог хочет он нас что-то особенное?

2. Как человек должен поступать и жить, чтобы эта жизнь была угодна Христу, нашему Господу?

Вот два очень важных вопроса, которые мы попробуем сегодня разобрать

Говоря о вере, несомненно, вера это самый главный вопрос, того что хочет Бог от человека, но вопрос веры оказывается не такой простой, потому что очень много заблуждений в вопросе веры. Мы видим, сколько в этом мире разновидностей веры – сотни, а может и тысячи. Так ли хочет Бог или у Бога есть только один путь?

Бог от сотворения мира имеет планы относительно человека, и человек не оставлен Господом, и Бог желает, чтобы каждый человек искал и нашел Господа и жил с ним в согласии.

(Деян.17:27)

27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

Для того, чтобы человеку стало возможным познать, кто есть Бог и какова воля Божия по отношению к человеку, Бог проявил себя, заявил о Себе через своих пророков и оставил нам в Священном Писании все необходимые наставления и законы, достаточные для того, чтобы человек узнал кто такой Бог и что Он хочет от человека.

(Втор.30:15-20)

15 Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

16 [Я] заповеди которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его , то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;

17 если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им,

18 то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан.

19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему ; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.

Мы читаем:

Во-первых , Бог для человека не является каким то приложением в его жизни, как бы говоря: «хочешь живи как хочет Бог, а хочешь живи сам по себе». Господь сразу предупредил нас, людей, что дело касается не каких-то малозначительных вопросов, а дело касается жизни и смерти, добра и зла.

Бог сказал, что Я дам тебе, человек, Свои заповеди, законы и наставления. Если ты, человек, будешь исполнять эти заповеди, то Бог благословит тебя и твое потомство. Здесь речь идет не только о земли обетованной, для нас это вопрос вечности.

Если человек не будет исполнять наставления Божии, то Господь говорит: «вы погибнете и не пробудете долго на земле» , таким образом, вопрос послушания Богу не есть вопрос малозначимый или второстепенный, но это есть вопрос жизни и смерти, добра и зла, благословения и проклятия. Это решение человека исполнять или нет волю Божью имеет вечные последствия.

Второй вопрос , какие требования Бога к человеку? Что должен делать человек?

Что на это сказал Господь:

16 …любить Господа Бога твоего,

20 … слушал глас Его и прилеплялся к Нему верить, доверять

Третий вопрос возможно ли исполнить волю Божию, если ты только знаешь закон и стараешься его исполнять?

Мы видим, что это только одно из требований Бога - ходить по путям Его и исполнять заповеди Его , но еще есть два пункта – любить и верить.

Почему фарисеи стали первыми врагами Христа? Ведь они прекрасно знали закон и старались исполнять его. Тогда почему они не могли разуметь и исполнять волю Божью? Потому что не могли исполнить еще два условия, которые установил Господь - любить и верить они не смогли, оставили эти наставления, не искали и не просили этого. Поэтому отвечая на вопрос, можно ли исполнить волю Богу – зная и исполняя закон? Христос ответил.

(Матф.23:23-26)

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Мы с вами должны понять, что Бог желает видеть свое творение похожим на Иисуса Христа, имеющего и душу, и дух, и тело совершенными, не оскверненными. В вопросе исполнения воли Божьей мы должны быть искренние. Мы не можем угодить Богу если будем исполнять какую-то часть Его наставлений. Это не функционирует с Богом, потому что Бога обмануть невозможно.

Когда Христос начал Свое служение, Он сразу заявил о главной Воле Божьей:

(Мар.1:15)

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Брат говорил в предыдущих проповедях, что сама по себе вера есть составляющая личности человека. Бог создал человека по образу Своему и подобию – личностью, и вложил в основу человеческой личности - веру. На вере человека строится все мировоззрение и разум человека, его принципы, нравы, образ мышления и др. составляющие личности. Если у человека отобрать веру, то не будет личности, это будет человек с расстройством сознания и психики, он потеряется. Поэтому становится понятным, когда в разговоре с человеком о вере, как правило, в 90% мы услышим: «Я верю». И эти люди не обманывают, они действительно имеют веру.

Тогда следует задать второй вопрос: «Если ты верующий, то какова воля Божья, относительно твоей жизни? Как ты должен поступать, чтобы угодить Богу?». Т.е. твоя вера – есть вера Божья? Последует ли понятный и четкий ответ такого верующего человека? – как правило, нет.

Потому что если человек не знает Бога, то не знает и волю Божию, и он начинает верить во что угодно: ритуалы, гадание, обряды, традиции, знамения, чудеса, удачу, успех, здоровый образ жизни, вегетарианство, НЛО, пришельцев, гуманоидов, перерождение, реинкарнацию и пр. чепуху. Человек заполняет свою внутреннюю пустоту чем угодно и начинает искренне в это верить. Таким образом, получается такая смесь всяких заблуждений человеческих, что Христос имел возмущение об этом.

(Иоан.5:43,44)

43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.

44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?

Путь спасения один для всех людей через покаяние и веру в Евангелие. Если человек хочет найти другой путь, или он считает себя особенным, что Бог должен сделать для него что-то особенное – то не есть вера Божья. Это не есть путь, на который указал Христос. И путь такого человека, не есть путь исполнения воли Божьей, не есть путь Евангельский, такой человек не исполняет волю Божья, а исполняет какую-то другую волю. Как правило, свою, человеческую, эгоистичную волю, другими словами, похоти свои, и это никак не связано с Христом.

(1Иоан.2:17)

17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Вопрос спасения одинаков для каждого, и путь для всех один, через познания истины, которая есть Христос.

(1Тим.2:4)

4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Есть путь спасения указанный нам в Евангелии, указан нам Христом. Это есть путь исполнения Воли Божьей относительно каждого человека.

В нашей христианской жизни бывают ситуации, когда стоит выбор поступить так или так, и мы не знаем как правильно поступить. Живя в этом мире без Бога, мы как поступали? По своему разумению принимали решение быстро, чтобы как можно скорее решилась проблема, и казалось, мы шли вперед. А оказалось, что шли в никуда, потому что не считались с Богом, с Его волею.

А во Христе мы уже так не поступаем, мы не принимаем поспешно решения, а обращаемся ко Христу, и Он указывает нам путь.

(Иер.29:11-13)

11 Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.

12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;

13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.

(Пс.24:12)

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

В таком случае может возникнуть искушение у тех, кто ищет иные пути, особенные пути, не хотят расставаться со своим «богатством»: грехи, взгляды, мнения, эгоизм. Человек не прошедший путем покаяния и веры не имеет прощения грехов, он грешник:

(Иоан.9:31)

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его , того слушает.

Для человека, не имеющего мир с Богом, чья совесть осуждает, есть один единственный путь соответствующей воли Божьей – путь покаяния и веры во Христа: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Часто бывает так, что человек придумывает себе, что он получил какие-то особые откровения – это, как правило, является обольщением, самомнением, проявлением гордости, и человек попадает в заблуждения и сети.

Для нас с вами примером исполнения воли Божьей есть Христос. Давайте посмотрим Писание, как Иисус поступал, чтобы исполнить волю Божью. Христос пришел именно для того чтобы указать этот путь исполнения воли Божьей, путь спасения. И здесь переходим ко второму вопросу нашей сегодняшней проповеди:

Что должен сделать человек, чтобы исполнить волю Божию?

(Матф.6:9,10)

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Братья, воля Божья – она благая, она хорошая, на добро? На небе воля Бога исполняется, там Его царство, и Он царь и все Его слушают и исполняют Его волю – волю Божию. Христос хочет, чтобы здесь на земле, и я, и ты, и все люди исполняли волю Божью. Христос хочет, чтобы это было в нашем сердце постоянно, чтобы Его воля была в нашей жизни здесь на земле.

(Матф.7:21)

21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Господь четко говорит, что не достаточно только знать и уметь говорить и рассуждать о Боге. То, что ты познал о Боге должно реализоваться в твоей жизни, иначе эти знания будут источником дополнительного осуждения, большей строгости и наказания Богом по отношению к тем, кто знал и не исполнил.

(Иоан.4:31-34)

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

(Иоан.6:38)

38 ибо Я Христос сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

Христос пришел на землю с одной целью – исполнить волю Отца. И это есть для нас пример, как и мы должны жить на этой земле исполняя волю Божью.

(Иоан.7:16-18)

16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня;

17 кто хочет творить волю Его , тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.

18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.

Кто хочет творить волю Божию, тот узнает, что Евангелие, которое возвестил Христос - оно от Бога. Давайте вспомним, когда мы пришли к Христу, как нас убедил Господь – Своею истиною.

Христос указал, что наша жизнь идет не правильно, мы и сами это понимали, но не могли сами изменить свою жизнь и сделать ее правильной. Но когда обратились к Богу, то Христос осветил весь наш мрак и указал нам путь. И мы приняли решение, жить уже не по своей личной человеческой воле, которая разрушала наши жизни, а принять и творить волю Божью, потому что поняли, что Его воля нам во благо. И когда мы приняли волю Божью, вся наша жизнь изменилась, все встало на свои места: отношения с Богом, отношения с окружающими, отношение к самому себе.

Как отличить человеческую волю от Божьей воли? Господь сказал: 18 Говорящий сам от себя ищет славы себе. Человеческая воля всегда, я подчеркиваю всегда, ищет славы себе. Эгоизм есть не что иное как воля человеческая , воля моя которую эгоизм никогда не будет уступать никому, и не даст чести никому кроме самого себя.

А Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. А кто ищет славы Божьей, тот исполнит волю Божью. Как возможно воздать славу Богу? Только при одном условии – если ты преступишь через свое Я, свои желания и интересы, если ты не станешь давать славы себе, и блюсти свою волю, а примешь для себя волю Божию.

(Лук.22:41-42)

41 И Сам отошел от них на вержение камня (некоторое расстояние), и, преклонив колени, молился,

42 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Пример Христа, когда он понимал, что впереди Его ждут страдания, унижения и смерть. Как человек Он испытывал страх, Его плоть боялась и не желала страдать, и его человеческая воля сопротивлялась тому, что его ждет. И самое страшное в том, что Христос знал, что на Него будет излит гнев Божий за все грехи людей, в том числе за мои и твои грехи. На Праведника, который был без греха, и Он понес на себе наказание за все грехи мира – это было самое больное в страданиях Христа.

Поэтому зная о своих страданиях, Иисус сказал: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

Но Христос знал, что Он должен был пройти через это, иначе не свершиться воля Божия, иначе не возможно будет твое и мое спасение, и в итоге не прославиться Бог. И зная это, Христос всю свою волю направил на то, чтобы принять и пойти исполнить волю Божью. И поэтому сказал: «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Христос, не смотря на предстоящие страдания направил Свою волю на то, чтобы исполнить волю Божью.

Куда человек направляет свою волю, та воля и будет им исполняться, потому что у человека всегда, повторяю всегда, есть выбор:

У человека есть выбор сказать нет греху, это находится в воле человека;

У человека есть выбор обратиться к Богу и склонить перед Ним колени;

У человека есть выбор и возможность смирить себя, не желать славы себе, а желать славы Богу.

Выбор человека и определяет чью волю будет исполнять человек: свою человеческую волю и свои желания или волю Божью.

Эти решения человека и определяют чью волю он будет исполнять. Поэтому категорически не принимаются такие заявления человека как:

- «Я жду, что что-то произойдет в моей жизни»

- «может Бог даст мне какие-нибудь откровения и наконец я смогу поверить»

Нет, не в этом дело. Дело в том, что ты еще до сих пор не принял решение отказаться от своей собственной воли, и не принял волю Божию. Христос для тебя уже все сказал: покайтесь и веруйте в Евангелие. Больше нечего говорить – либо ты принимаешь это, либо иди, исполняй волю свою.

(Иоан.6:39,40)

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.

Из этих стихов мы видим: какова забота Бога о нас, какова ответственность и забота о нас Христа. Чтобы ничего не погубить, но всех нас довести до конца, до вечности.

Соответственно, насколько важно и ответственно наше обращение к Иисусу, как мы должны быть благодарны Иисусу, любить Его, исполнять Его волю, хранить себя в святости. Повторяю, это не есть вопрос второстепенный, мы видим какова забота о нас Христа, потому что это вопрос жизни и смерти вечной.

(1Фесс.4:3-7)

3 Ибо воля Божия есть освящение ваше , чтобы вы воздерживались от блуда;

4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,

5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;

6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.

Бог освободил нас от власти греха. Воля Божия в том, чтобы мы, получив в начале нашего пути - прощение грехов, хранили святость. Святость - это незаслуженный дар нам от Христа, который стал возможен, когда Иисус превозмог страх и отвергнул волю человеческую, обратил Свою волю, чтобы исполнить волю Божию.

(Евр.10:36-39)

36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию , получить обещанное;

37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет ; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.

ИТОГИ. Мы сегодня рассмотрели два вопроса:

1. Какова воля Божья относительно человека.

Мы убедились в том, что воля Божья одинакова для всех людей: через покаяние и веру во Христа мы получаем возможность исполнить волю Божию. Чтобы исполнить волю Божью мы должны познать ее целиком, быть искренними по отношению к себе, чтобы не оставлять что-то за собой. Не иметь религиозный подход, который есть лицемерие, который разделяет волю Божию, и допускает не исполнять какую-то часть воли Божьей, что и осудил Христос на примере фарисеев.

С Христом так не функционирует – мы должны полностью исполнить волю Божию.

2.Как человек должен поступить.

Это направить свою волю на путь исполнения воли Божьей, т.е. правильно распорядиться своей свободной человеческой волей. Не исполнять волю свою, эгоистичную, греховную, но исполнять волю Божию, избрать Евангельский путь спасения, который указал нам Христос:

Человек должен искать Бога, обратиться к Слову Божьему;

Человек должен уверовать во Христа;

Через Слово Божие Дух Святой обличает человека, и становиться возможным покаяние;

Человек кается перед Христом в своих грехах, и Бог прощает человека, дает возможность жить новой святой жизнью в общении с живым Богом;