» » Экологический шум. Виды шума

Экологический шум. Виды шума

1. Функции живого вещества в биосфере.

Жизнь как устойчивое планетарное явление возможна лишь в том случае, когда она разнокачественная. Величайшее биологическое разнообразие планеты образуют все виды живых существ, населяющих когда-либо и населяющие биосферу сейчас. Их совокупность по весу, химическому составу и энергии представляет собой живое вещество.

Всю деятельность живых организмов в биосфере можно, с определённой долей условности, свести к нескольким основополагающим функциям:

    энергетическая – запас энергии в процессе фотосинтеза, передачей её по цепям питания, рассеиванием

    газовая – способность измерять и поддерживать определённый газовый состав среды обитания и атмосферы в целом; в частности, включение углерода в фотосинтез → цепи питания, что обусловило аккумуляцию его в биогенном веществе (органических остатках, известняков и др.)

    окислительно-восстановительная – связана с интефикацией под влиянием живого вещества процессов окисления и восстановления – разложение органических веществ без нужного количества О 2 , накопление HS, метана

    концентрационная – избирательное накопление в ходе жизнедеятельности определённых видов вещества:

    • используемых для построения тела организма

      удаляемых из него при метаболизме

Результат залежи горючих ископаемых (известняки и т.д.)

5. деструктивная – разрушение организмами и продуктами их

жизнедеятельности, как самих остатков органического вещества, так и косных веществ; вовлечение образовавшихся веществ в биологический круговорот веществ

6. транспортная – перенос вещества и энергии в результате

активной формы движения организмов

7. средообразующая – интегративная (результат совместного

действия других функций). Преобразование физико-химических параметров среды. Результат данной функции – вся природная среда, она создана живыми организмами, они же и поддерживают в относительно стабильном состоянии её параметры

8. рассеивающая – (противоположная концентрационной), прояв-

ляется через питательную и транспортную деятельность (рассеивание Fe гемоглобина крови при укусе комара)

9. информационная – накопление определённой информации,

закрепление её в наследственных структурах и передача

последующим поколениям.

Классификация функций А.В. Лаппо – 1987 год.

2. Звук и шум как экологические факторы.

Шум – такой же медленный убийца, как и химическое отравление. Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала, он утверждал, что в столице «трудно заснуть: скрип и грохот. Большая часть больных – писал он – умрёт от бессонницы».

Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчёл, разбивает, открыто лежащие яйца птиц в гнёздах. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека – утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.

Любой шум достаточной интенсивности и длительности может привести к снижению слуховой чувствительности. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха и если воздействие шума продолжается, то восстановление не происходит, и временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Нервные клетки внутреннего уха повреждаются, атрофируются, гибнут не восстанавливаясь.

Шумовая музыка так же притупляет слух. У 20% юношей и девушек слух оказался притупленным, как у 85-летних людей. Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон, а это может привести к тяжёлым нервным расстройствам, поэтому сон нужно защищать от шума. Он же оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает устойчивость ясного видения и рефлекторную деятельность. Он способствует увеличению всевозможных заболеваний, действует угнетающе на психику, способствует значительному расходу энергии, вызывает душевное недовольство и протест.

Но неслышимые звуки также опасны. Хотя ультразвук не воспринимается, всё же пассажиры самолёта часто ощущают недомогание и беспокойство. Инфразвуки в промышленных городах проникают сквозь толстые стены домов и вызывают нервные болезни.

Билет №4

1. Функции отдельных царств живой природы в биосфере.

Жизнь в биосфере существует во внеклеточной и клеточной формах.

Внеклеточную форму представляют вирусы, они не способны к самостоятельному существованию и развиваются в клетках других живых организмов. Они выполняют особую функцию: вызывают тяжёлые заболевания, приводящие к гибели ослабленных и выживанию наиболее приспособленных.

Клеточные формы представлены богато:

А. Надцарство Прокариоты (доядерные организмы)

I. Царство Бактерии

II. Царство Архебактерии

В. Надцарство Эукариоты (ядерные организмы)

I. Царство Животных

II. Царство Грибы

III. Царство Растения

К бактериям относятся около 50 видов. Они выполняют 2 основные роли:

    разложение отмерших организмов и возвращение исходных элементов в окружающую среду (значительная часть работы происходит в пищеварительном тракте животных)

    непрерывное вовлечение в круговорот новых порций минеральных веществ.

Архебактерии обитают в крайне неприятных условиях. Цианобактерии (слизистая плёнка оливково цвета на луже) – древнейшие обитатели планеты, экологический феномен, так как их функция: заселение бесплодных прежде субстратов и их подготовка для заселения разнородным живым веществом.

Зелёные растения являются основными фотосинтезирующими организмами и выполняют космическую роль в биосфере, улавливая энергию для всех её обитателей (создатели органических веществ).

Грибы – разрушители органических веществ, замыкающие биотический круговорот, подготавливая питание для автотрофов 14 .

Животные относятся к активно перемещающимся гетеротрофам 15 , которые выполняют в биосфере важнейшую роль, одновременно способствуют перераспределению и переработке органического вещества, регуляции численности, переносу вещества против его стока в горизонтальном направлении , в отличие от растений, перемещающих вещества против направления стока в вертикальном положении, переносу репродуктивного 16 и «чужого» репродуктивного вещества и самоочищению биосферы (падальщики).

2. Биологические потребности человека и его ресурсы.

Потребности человека – нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддерживания нормальной жизни организма, человеческой личности, семьи, отдельной социальной группы или общества в целом.

Потребности могут быть духовными, социальными и биологическими 17 (материальными). Для их удовлетворения человеку требуются биологические ресурсы – животный и растительный мир, которые приобретают всё больше значение как источник пищевых ресурсов.

Пищевые ресурсы в огромном количестве сосредоточены в Мировом океане. В его водах насчитывается 180 тыс. видов животных (≈ 16 тыс. видов рыб; 7,5 тыс. видов раков; 49 тыс. видов моллюсков). В морях насчитывается около 10.000 видов растений. Готовая продукция всего живого в Океане составляет – 606,4 млрд. т. Свыше 80% добываемой рыбы – морской промысел, 5% - проходные рыбы, 11,4% - промысел с пресных водоёмов. Мировой улов рыбы в год составляет 70 млн. т. и постоянно увеличивается.

98% всей суши составляют растения, а животные лишь 2%. Растения изначальный источник удовлетворения потребностей человека. На Земле сейчас 200 тыс. видов грибов, 23 тыс. видов мхов, 640 видов голосеменных, 200 тыс. видов покрытосеменных.

Из 500 тыс. видов растений человек едва использует 23 тыс., в том числе 6000 видов культурных растений.

Человек так же в качестве пищевых ресурсов интенсивно использует животный мир планеты. В нашей стране мясную продукцию дают 5 видов диких животных: северные олени, лоси, косули, сайгаки, кабаны; всего же на территории нашей страны обитает 359 видов млекопитающих, более 700 видов птиц, 138 видов пресмыкающихся, более 800 видов насекомых, 1200 видов рыб. Кроме того, человеком потребляется продукция, производимая растениеводством в сельском хозяйстве и животноводством.

Однако, несмотря на огромное количество пищевых ресурсов, существует продовольственная проблема . Её причинами являются:

    рост народонаселения

    различные агроклиматические условия

    доминирование одного-двух продуктов в питании.

Основные идеи по решению этой проблемы сводятся к следующему:

    «зелёная революция» 18 для развивающихся стран

    «биотехнологическая 19 революция» для развитых стран

Все эти меры нужны на увеличение продукции.

Билет №5

1. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере на примере азота.

Живое вещество является совершенным приемником солнечной энергии. Питание, дыхание и размножение организмов и связанные с ним процессы создания, накопления и распада органического вещества обеспечивают постоянный круговорот веществ и потоки энергии 20 в биосфере.

Круговорот веществ- многократное участие веществ в процессах, происходящих в атмосфере, литосфере и гидросфере. Общий круговорот веществ складывается из отдельных процессов – круговоротов воды, газов, химических элементов, которыми не являются полностью обратимыми, так как происходит рассеивание вещества, изменение его состава.

Проследим это на примере азота. Основная масса азота находится в воздухе (N 2 – 78%). Растения не могут непосредственно усваивать азот, лишь азот в составе ионов аммония (NH 4) или нитрата (NO 3). Оказалось, что некоторые бактерии и цианобактерии способны превращать газообразный азот в ходе азотфиксаций в аммоний.

Бактерии рода Rhisobium живут на корнях бобовых растений и фиксируют азот воздуха. Растения обеспечивают бактериям жилище и пищу, за что получают доступную форму азота, который включается в органические молекулы. По пищевым цепям азот, входящий в молекулы органических веществ, переходит к другим обитателям экосистемы. Белки и другие органические молекулы в процессе дыхания расщепляются, образуя азот в форме аммония, поступающего в окружающую среду. Некоторые бактерии могут переводить аммоний в нитратную форму, они постепенно преобразуются другими бактериями в газообразный азот, часть которого окисляется в воздухе во время грозовых разрядов и поступает в почву с дождевой водой. Таким способом свободного азота фиксируется в 10 раз меньше, чем это происходит с помощью бактерий.ответы на экзаменационные билеты 1. ... и внутренней взаимосвязи. 11 . СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО... являлось единственным образованным классом , поэтому юриспруденция, ... решение проблем экологии . Термин «экология» произошел от...

  • Ответы на билеты по географии

    Шпаргалка >> География

    Ответы на экзаменационные билеты по географии 9 класс Роль географической науки в решении важных... ведется к востоку. Россия расположена в 11 часовых поясах: со второго (в котором... производств. Большое значение приобрел также экологи ческий фактор, так как...

  • Иностранные языки - новые примерные билеты 9 класс 2007г.;

    Шпаргалка >> Иностранный язык

    Биология 11 . ... ответу , даются разъяснения по использованию предложенного экзаменационного материала при разработке экзаменационных билетов ... классов общеобразовательных учреждений в устной форме рекомендуются примерные экзаменационные билеты ... проблемы экологии ; ...

  • В. Нюхтилин Шпаргалки по философии

    Шпаргалка >> Философия

    ... экзаменационных вопросов. Далее, собраны билеты обзорного... понята, то ответы по ней на... с периодичностью примерно в 11 лет, возникновение в... рабочий класс , буржуазия, средний класс и т.д. Классы играют... Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим...

  • Шум как экологический фактор.

    Задачи:

    1. Общеобразовательные

    • Усиление экологической направленности биологических знаний; сообщение учащимся сведений о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека.
    • Приобретение учащимися знаний этического, гуманитарного характера, составляющих основу мировоззрения.
    • Обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний при групповой форме организации познавательной деятельности.
    • Освоение учащимися основ методологии научного познания.

    2. Развивающие

    • Развитие познавательного интереса.
    • Развитие логического мышления (анализ, сравнение, обобщение, определение и объяснение понятий).
    • Разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, стимуляция познавательного интереса, творческих способностей, навыков анализа проблем и путей их решения.
    • Развитие навыков по применению биологических знаний на практике.

    3. Воспитательные задачи

    • Воспитание экологической грамотности, чувства коллективизма, формирование и развитие нравственных качеств школьников.

    Методы обучения

    • Частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований, деловая игра).
    • Словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы).
    • Наглядно-образный (таблицы, иллюстрации, прослушивание записей шумов, отрывков из литературных произведений).
    • Тест.

    Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.

    Оборудование: аудиомагнитофон, аудиокассета с записью произведения Э.Грига «Утро», с шумами природного и антропогенного происхождения; информационные листы для индивидуальной работы учащихся; таблицы, плакаты и рисунки по теме урока; механические часы и линейка.
    Заблаговременно двум ученицам дается задание провести опрос учащихся 8- 9-х классов для выяснения их отношения к природным шумам с вопросом: «Какие чувства вызывают у вас шумы природного происхождения?». Перед началом урока ребята делятся на 4 группы; на столе у каждого школьника находятся информационный лист, механические часы и линейка.

    Ход занятия

    1. Вступительное слово учителя.

    Звучит тихая музыка. Учитель читает отрывки из стихотворений о Земле – планете животных, pacтeний и людей, планете, неотъемлемой частью и главным врагом которой является человек.

    Мы дети малые одной большой природы,
    Мы делим с ней удачи и невзгоды,
    Одна судьба у нас и у нее.

    Моя планета – человечий дом,
    Но как ей жить под дымным колпаком,
    Где сточная канава – океан,
    Где вся природа поймана в капкан?
    Где места нет ни аисту, ни льву.
    Где стонут травы: «Больше не могу!»

    (Беседа с учащимися об актуальности проблемы защиты окружающей среды .)

    О чем идет речь в этих отрывках?

    Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться изучить ее на уроке. Поэтому мы ограничимся ее небольшой частью и ознакомимся с одним из видов загрязнителей окружающей среды. А вот с каким, попытайтесь определить, прослушав отрывок из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». (Прослушивание отрывка на фоне музыки Э.Грига. Ответы учащихся .)

    В средствах массовой информации шуму обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так? Мы это выясним на сегодняшнем занятии. (Озвучивание задач урока, учитель вывешивает соответствующие транспаранты .)

    1. Изучить шум как один из загрязнителей окружающей среды.
    2. Выявить влияние шума на организм человека.
    3. Установить связь между охраной окружающей среды и охраной здоровья.

    Пусть нашим девизом сегодня будут слова писателя Б.Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

    (Девиз написан на доске. Педагог объясняет правила работы с информационным листом. Информационный лист вклеивается в рабочую тетрадь, на нем учащиеся пишут тему урока, основные понятия темы, заполняют таблицу, записывают задания).

    2. Изучение нового материала.

    Виды шумов и их воздействие на чувства человека

    В ходе беседы с учащимися на основе ранее полученных ими знаний из курса физики конкретизируется понятие шума как случайной смеси звуков различной высоты (частоты), дается классификация шумов (природные и антропогенные). При прослушивании шумов и в ходе фронтальной беседы выявляется воздействие шума на организм человека (на психические процессы).

    В ходе работы заполняются графы таблицы рабочей страницы информационного листа.

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

    Тема занятия.

    Новый термин:___________________________

    Область экологии на стыке биоакустики и экологии человека, которая занимается природными и техногенными звуками, воздействующими на психику и здоровье человека, а также состояние и устойчивость экосистем.

    Педагог обобщает полученные данные и подводит класс к выводу о благоприятном, в целом, влиянии природных шумов на организм человека.

    Как вы думаете, из каких звуков складывается шумовой фон в современном городе?

    (Прослушивается аудиозапись городского шума). Идет обсуждение следующих вопросов:

    – понравилась ли вам эта шумовая симфония;
    – как вы объясните свое отношение к этим шумам;
    – каких шумов в записи больше и почему?

    Учитель подводит класс к выводу о том, что шумы по-разному действуют на человека: их действие зависит от происхождения шума, уровня громкости, возраста и состояния здоровья человека, окружающих условий.

    Уровень громкости шума зависит от источника и измеряется в относительных единицах – децибелах: 1 дБ = 10 lg(P1/P2), где под знаком десятичного логарифма стоит отношение акустических мощностей шумов. Шум может иметь громкость от 0 дБ (самый тихий слышимый звук) до более 160 дБ. Звуки громкостью более 120 дБ, т.е. в один триллион раз более громкие, чем самые тихие из слышимых звуков, вызывают болевые ощущения. Восприятие звука зависит также от высоты тона. Наибольший вред органам слуха причиняют (и вызывают наибольший стресс) громкие звуки высокой частоты. В таблице приведены типичные или максимальные громкости шумов от различных источников.

    (С помощью вывешенной на доске таблицы ученики отвечают на следующие вопросы).

    – Почему шепот и перелистывание газет безвредны для человека;
    – Как бы вы оценили уровень шума в течение учебного дня (уроки и перемены) с точки зрения воздействия на организм;
    – Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы?

    Таблица. Уровни громкости звука от разных источников

    Изменения в слуховом аппарате под влиянием громких звуков

    Предлагаю вам ответить на вопрос: «Какой орган реагирует на чрезмерный шум прежде всего?»

    По статистике сегодня 20 из 150 млн. россиян страдают тугоухостью. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков.

    (В группах проводится тест по определению остроты слуха - задание из информационного листа. Учитель предварительно выявляет в результате опроса любителей слушать громкую музыку в наушниках, спокойную музыку, любителей тишины, и у них определяется острота слуха).

    ТЕСТ

    Определение остроты слуха

    Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

    Оборудование: механические часы, линейка.

    Порядок работы

    1. Приближайте к себе часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
    2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
    3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
    4. Если данные не совпадают, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух измерений.

    Оценка результатов теста

    Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10–15 см.

    Цифры записываются на доске, анализируются, после чего ученики отвечают на вопрос: «Какие изменения происходят в слуховом аппарате под влиянием громких звуков?»

    Используя таблицу «Слуховой анализатор», ребята рассказывают о преобразовании звуковых сигналов в электрические, указывают на изменения, происходящие в слуховом аппарате при длительном воздействии громких звуков:

    – при постоянном растяжении барабанной перепонки уменьшается ее эластичность, поэтому требуется большая громкость звука, чтобы она начала колебаться, т.е. снижается чувствительность слухового анализатора;

    – повреждаются слуховые рецепторы.

    Влияние шума на организм человека

    Но только ли органы слуха страдают от шумов?

    Учащимся предлагается это выяснить, ознакомившись со следующими утверждениями видных ученых о шуме.

    1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8–12 лет.

    2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

    3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

    4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.

    5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

    6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

    7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

    Краткий вывод из обсуждения : от чрезмерного шума (выше 80 дБ) страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная и т.д.), нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен начинает преобладать над пластическим, что приводит к преждевременному старению организма.

    Обсуждение данных социологического опроса

    Две ученицы вашего класса провели исследование в виде социологического опроса по выявлению действия длительно действующего шума на психические процессы учащихся девятых классов. Им я и предоставляю слово.

    Первая ученица представляет данные опроса, из которых следует, что длительно действующий шум приводит к жалобам на быструю утомляемость, ослабление памяти, снижение внимания, потерю работоспособности, повышенную раздражительность, нарушение сна, общую слабость. Рассказ сопровождается демонстрацией красочной круговой диаграммы, где все данные представлены в процентах.

    По данным второй ученицы, действие шума может постепенно приводить к психическим заболеваниям. В качестве иллюстрации на доску вывешивается «лестница», свернутая в гармошку, которая в ходе рассказа постепенно разворачивается.

    ДЕЙСТВИЕ ШУМА

    ТРУДНОСТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

    РАССЕИВАНИЕ ВНИМАНИЯ

    СЛАБАЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

    ДОСАДА

    ПОТЕРЯ СНА

    РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ

    СНИЖЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    НЕДОВОЛЬСТВО

    ТРУДНОСТИ В СЕМЬЕ

    ССОРЫ

    ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

    Меры защиты человека от шумового воздействия

    Итак, шум вреден. «Шум – медленный убийца», – так заявляют американские специалисты. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас?

    Работа в группах – разработка проектов защиты человека от шумового воздействия на разных социальных уровнях.

    • I группа. Я – обыватель (памятка обывателю).
    • II группа. Я – мэр города.
    • III группа. Я – архитектор.
    • IV группа. Я – директор крупного завода.

    Группы оформляют проекты на листах ватмана, вывешивают их на доску и защищают.

    3. Заключение

    Мы еще не раз будем говорить и думать о последствиях деятельности человека для природы и самого себя. Хотелось бы надеяться, что сегодняшний разговор не прошел для вас бесследно. Мы почти не затронули проблемы воздействия шума на окружающую среду, а эта проблема так же сложна и многогранна, как и обсуждавшаяся нами проблема воздействия шума на человека. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя.

    Коль суждено дышать нам воздухом одним,
    Давайте же мы все на век объединимся,
    Давайте наши души сохраним,
    Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

    Н.Старшинов

    Какие же выводы вы сделали для себя после сегодняшнего разговора? (Заслушиваются ответы учеников .)

    4. Проверка усвоения нового материала способом самоанализа

    На уроке мы думали сообща, но при этом каждый работал индивидуально. И сейчас вам предстоит оценить свою деятельность на уроке.

    Учитель объясняет, как надо заполнить лист самооценки учащегося, затем включает аудиозапись звуков природы, и ученики оценивают свой труд.

    ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ


    Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться её изучить быстро.

    В средствах массовой информации шуму обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом деле это не так? До сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Это происходит из-за того, что проблемы шумового загрязнения городской среды были на научном уровне осознаны относительно недавно и стали остроактуальными только в последние десятилетия. Пути решения выбрана нами не случайно. В настоящее время проблема здоровья стоит очень остро, стремительный темп жизни приводит не только к росту городов, городских агломераций и мегаполисов, промышленности, но и в связи с нижеперечисленным, к ухудшению экологии, нарушению географической среды обитания человека, и, как правило, ухудшает здоровье населении

    Изучить шум как один из загрязнителей окружающей среды;

    Выявить влияние шума на организм человека;

    Выявить меры защиты человека от шумового воздействия

    1. Виды шумов и их воздействие на чувства человека.

    Что такое шум? На основе ранее полученных знаний из курса физики, учащиеся могут дать

    Шум – случайная смесь звуков различной высоты (частоты). Единица измерения 1 дБ= 10 Lg.

    Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.

    Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

    Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

    В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

    Очень высок уровень промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-100 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

    Таким образом выделяют два вида шума:

    1. Шумы природного происхождения.

    2. Шумы антропогенного происхождения.

    2. Изменения в слуховом аппарате под влиянием громких звуков

    Какой орган реагирует на чрезмерный шум прежде всего? Конечно это орган слуха.

    Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами.

    Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности.

    Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде.

    В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Также ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

    Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

    Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно небольшой интенсивности.

    Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызывать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

    Шум обладает аккумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. Поэтому перед потерей слуха от воздействия шумов возникает функциональное расстройство центральной нервной системы. Особенно вредное влияние оказывает шум на нервно-психологическую деятельность организма.

    Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.

    Таблица. Уровни громкости звука от разных источников

    Источник звука Уровень (дБ)

    Спокойное дыхание не воспринимается

    Шелест листьев в спокойную погоду 17

    Перелистывание газет 20

    Обычный шум в доме 40

    Прибой на берегу 40

    Разговор средней громкости 50

    Громкий разговор 70

    Работающий пылесос 80

    Поезд в метро 80

    Концерт рок-музыки 100

    Раскат грома 110

    Реактивный двигатель 110

    Выстрел из орудия 120

    Болевой порог 120

    Практическая часть

    1. Определение остроты слуха у обучающихся

    Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

    Для того, чтобы определить остроту слуха у обучающихся, мы взяли механические часы и линейку.

    Оборудование:

    Механические часы Линейка

    Порядок работы:

    1. Приближайте к себе часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.

    2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов

    3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.

    4. Если данные не совпадают, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух измерений.

    В эксперименте участвовали (50 учеников) из них:

    1. любители слушать громкую музыку в наушниках;

    2. спокойную музыку;

    3. любителей тишины

    Оценка результатов тестов:

    1. любители слушать громкую музыку в наушниках- 8-9 см;

    2. спокойную музыку-12-13см;

    3. любителей тишины-15-16 см.

    ■ При постоянном растяжении барабанной перепонки уменьшается её эластичность, поэтому требуется большая громкость звука, чтобы она начала колебаться, то есть снижается чувствительность слухового анализатора;

    ■ Повреждаются слуховые рецепторы.

    Социологический опрос по выявлению действия шума на психические процессы учащихся 8-х классов

    Как влияет шум на Вас?

    ■ Быстрая утомляемость;

    ■ Ослабление памяти;

    ■ Снижение внимания;

    ■ Потеря работоспособности;

    ■ Нарушение сна;

    ■ Общая слабость

    Влияние шума на учителей

    (20 человек)

    Как влияет шум на Вас?

    ■ Досада;

    ■ Снижение функциональной деятельности;

    ■ Трудности в семье;

    ■ Потеря работоспособности;

    ■ Повышенная раздражительность;

    ■ Потеря сна;

    Выводы: длительно действующий шум приводит к быстрой утомляемости, ослаблению памяти, снижению внимания, потере работоспособности, повышенной раздражительности, нарушению сна, общей слабости. Действие шума может постепенно привести к психическим заболеваниям.

    Влияние шума, приводящее к психическим заболеваниям

    Действие шума

    Трудности взаимопонимания

    Рассеивание внимания

    Слабая сосредоточенность

    Потеря сна

    Раздражительность

    Снижение функциональной деятельности

    Недовольство

    Трудности в семье

    Психические заболевания

    Заключение

    Меры защиты человека от шумового воздействия.

    Итак, шум вреден. «Шум – медленный убийца», – так заявляют американские специалисты. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас?

    Как и все другие виды антропогенных воздействий, проблема загрязнения среды шумом имеет международный характер. Всемирная организация здравоохранения, учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира.

    В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.

    Защита от шумового воздействия - очень сложная проблема и для ее решения необходим комплекс мер: законодательных, технико-технологических, градостроительных, архитектурно - планировочных, организационных и др. Для защиты населения от вредного влияния шума нормативно - законодательными актами регламентируется его интенсивность, время действия и другие параметры. Госстандартом установлены единые санитарно-гигиенические нормы и правила по ограничению шума на предприятиях, в городах и других населенных пунктах. В основу норм положены такие уровни шумового воздействия, действие которых в течение длительного времени не вызывает неблагоприятных изменений в организме человека, а именно: 40 дБ днем и 30 - ночью. Допустимые уровни транспортного шума установлены в пределах 84- 92 дБ и со временем будут снижаться.

    Технико-технологические меры сводятся к шумозащите, под которой понимают комплексные технические меры по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов станков, звукопоглощение и др.), на транспорте (глушители выбросов, замена колодочных тормозов на дисковые, шумопоглощающий асфальт и др.).

    На градостроительном уровне защита от шумового воздействия может быть достигнута следующими мероприятиями:

    Зонированием с выносом источников шумов за пределы застройки;

    Организацией транспортной сети, исключающей прохождение шумных магистралей через районы жилой застройки;

    Удалением источников шума и устройством защитных зон вокруг и вдоль источников шумового воздействия и организация зеленых насаждений;

    Прокладкой магистралей в туннелях, устройством шу-мозащитных насыпей и других поглощающих шум препятствий на путях распространения шума (экраны, выемки, ковал ьеры);

    Архитектурно-планировочные меры предусматривают создание шумозащитных зданий, т. е. таких зданий, которые обеспечивают помещениям нормальный акустический режим с помощью конструктивных, инженерных и других мер (герметизация окон, двойные двери с тамбуром, облицовка стен звукопоглощающими материалами и др.).

    Определенный вклад в защиту среды от шумового воздей-твия вносит запрещение звуковых сигналов автотранспорта, виаполетов над городом, ограничение (или запрещение) взле-ов и посадок самолетов в ночное время и другие организаци- ннные меры.

    Однако указанные меры вряд ли дадут должный экологический эффект, если не будет понято главное: защита от шумового воздействия - проблема не только техническая, но и социальная. Необходимо воспитывать звуковую культуру и осознанно не допускать действий, которые способствовали бы возрастанию шумового загрязнения среды.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Основные экологические нормативы качества окружающей среды. Определение величины предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания. Характеристика предельно допустимого уровня радиации, шума, вибрации, излучения.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2011

      Параметры, характеризующие шум. Методическое и инструментальное обеспечение проведения шумового контроля. Выбор точек для измерения транспортного шума. Расчет уровней шума транспортных потоков на территории застройки. Влияние шума на организм человека.

      курсовая работа , добавлен 11.10.2014

      Изучение проблемы шумового загрязнения в городах и влияния шума на человека. Анализ шумового загрязнения города Вологды. Составление карты шума улично-дорожной сети. Определение загруженности улиц автотранспортом. Методы защиты от шумового воздействия.

      дипломная работа , добавлен 09.11.2016

      Воздействие анторпогенных факторов на здоровье человека. Природные геохимические аномалии как причина нарушений здоровья населения. Вода как фактор здоровья. Физические факторы риска окружающей среды. Влияние шума, излучений на здоровье человека.

      контрольная работа , добавлен 09.11.2008

      Автомобиль в жизнедеятельности современного города, влияние автомобилей на состояние городской среды. Акустическое воздействие транспорта и нормирование шума автомобилей. Интенсивность движения и звукоизоляция зданий. Влияния шума на организм человека.

      реферат , добавлен 17.12.2014

      Анализ вредных и опасных факторов, возникающих при эксплуатации дизель-генератора мощностью 4800 кВт. Анализ воздействия шума, создаваемого двигателем внутреннего сгорания, на окружающую среду. Пожароопасность и влияние токсичности отработавших газов.

      реферат , добавлен 04.06.2009

      Гибель городской зелени. Электромагнитное излучение в крупных городах. Исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровья семей, проживающих в районах с чрезмерно высоким уровнем шума, с семьями, которые живут в более спокойных местах.

      реферат , добавлен 27.02.2011

      Основные источники загрязнения: промышленные предприятия; автомобильный транспорт; энергетика. Природные и техногенные источники загрязнения воды, почвы. Главные источники загрязнения атмосферы. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе.

      ПОНЯТИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ Шум – это понятие относительное. Любой звук может одновременно нести полезную информацию и, в то же время, являться шумом. Все дело в людях, которые этот звук воспринимают. Человек, слушающий громкую музыку, может наслаждаться ей, но людям, находящимся по соседству, эта музыка, возможно, будет доставлять одни лишь неудобства.

      ВЛИЯНИЕ ШУМА НА РАСТЕНИЯ Растения, как и люди, остро реагируют на различного рода шумы, и воспринимают их как целостный живой организм. После множества исследований ученые бесспорно доказали влияние шума на растительные организмы. Например, растения возле аэродрома, с которого непрерывно стартуют разные реактивные самолеты, растут очень плохо, а отдельные виды даже исчезают. Поэтому не стоит сажать деревья и, особенно, цветы там, где ведется постоянно шумная работа – все равно не вырастут. Существует целый ряд научных работ, которые раскрывают действие шумов на растения табака. У него обнаружили значительное уменьшение интенсивности роста листьев. Это, прежде всего, касается молодых растений.

      Привлекло внимание ученых также и воздействие ритмических звуков на растения. Американская певица и музыкант провела исследования на растениях кукурузы, тыквы, петунии, циннии и календулы которые показали, что на индийские музыкальные мелодии и музыку Баха растения отзываются положительно. Интересно, что их стебли прямо вытягивались в сторону источника звуков. А вот непрерывные барабанные ритмы и рокмузыку зеленые растения не любят. От нее уменьшается размер листьев и корней, снижается масса, и растения отклоняются от источника звуков, как будто хотят уйти от их губительного воздействия.

      ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЖИВОТНЫХ Океан наполнен множеством самых разных звуков. Это, например, плеск воды о коралловые рифы, шум волн, обрушивающихся на берег, капли дождя, стучащие по поверхности воды. Но это природные шумы, к которым водные обитатели давно привыкли. А вот посторонний шум, производимый человеком, вызывает у них массу неудобств. Известно, что у дельфинов и китов – млекопитающих, чья жизнь во многом зависит от звуковых сигналов, шумовое загрязнение приводит к ошибкам в работе системы эхолокации. А некоторые виды рыб вообще погибают от звуков забиваемых при строительстве свай.

      ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЖИВОТНЫХ Крысы после долгого влияния шума дороги и звуков окружающей среды были более уязвимы для гремучих змей, чем те, которые жили в зоне, отделенной от городских шумов. Быки становятся более агрессивными, если их долгое время беспокоят мимо проезжающие машины или пролетающие самолеты. Из-за шумов на дорогах меняется и поведение лесных обитателей. Лисицы, куницы, лоси ведут себя как-то странно. Пытаются перейти трассу с одной стороны на другую. Ученые предполагают, что все это из-за стресса: это сильное напряжение, возникающее при воздействии на организм животного, человека.

      ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушение в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен. Врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

      ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ЧЕЛОВЕКА Специфическое действие шума Влияние шума на слуховой анализатор проявляется в ауральных эффектах, которые, главным образом, заключаются в медленно прогрессирующем понижении слуха по типу неврита слухового нерва (кохлеарный неврит). В этом случае патологические изменения затрагивают в одинаковой степени оба уха. Профессиональная тугоухость развивается при более или менее длительном стаже работы в условиях высоких уровней шума. Сроки появления тугоухости зависят от многих факторов, например от индивидуальной чувствительности слухового анализатора, длительности воздействия шума в течении рабочей смены, интенсивности производственного шума, а также его частотных и временных характеристик.

      ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Неспецифическое действие шума Неспецифическое влияние шума проявляется в виде экстраауральных эффектов. Подвергающиеся шумовому воздействию люди, чаще всего жалуются на головные боли, которые могут иметь разную интенсивность и локализацию, головокружение при перемене положения тела, снижение памяти, повышенную утомляемость, сонливость, нарушения сна, эмоциональную неустойчивость, снижение аппетита, потливость, боли в области сердца. Влияние шума может проявляться в виде нарушения функции сердечно-сосудистой системы, например, широкополосный шум уровнем выше 90 д. БА, в котором преобладают высокие частоты, способен спровоцировать развитие артериальной гипертензии, кроме того, широкополосный шум является причиной значительных изменений в периферическом кровообращении.

      ШУМ В ГОРОДАХ Шум как экологический фактор, является одним из существенных загрязнителей окружающей среды в городах, оказывающих весьма неблагоприятное влияние на здоровье и трудоспособность человека. Источниками шума являются промышленные предприятия, средства наземного и воздушного транспорта, внутриквартальные и коммуникационные коммунально-бытовые источники. Исследования, проведенные в последние годы в ряде городов России, показали, что 25 -40% городского населения уже сейчас проживает на территории, где уровни шума значительно превышает санитарные нормы. Особенно высокие шумовые нагрузки создает воздушный транспорт.

      ШУМ В ГОРОДАХ Низкочастотные звуковые волны способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы еще не раз будем на наших занятиях говорить и думать о последствиях деятельности человека для природы и самого себя. Хотелось бы надеяться, что сегодняшний разговор не прошел для вас бесследно. Только защищая природу от вредных последствий своей деятельности, мы сможем сохранить и самих себя. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все на век объединимся, Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся.