» » Эпоха работорговли. Позорные страницы истории освоения Нового Света: как жилось людям, которые становились рабами

Эпоха работорговли. Позорные страницы истории освоения Нового Света: как жилось людям, которые становились рабами

Африканских рабов на территорию современных Соединенных Штатов Америки начали ввозить в XVII веке. Первое постоянное поселение английских колонистов в Америке — Джемс-таун — было основано в 1607 году. А через двенадцать лет, в 1619 году колонистами была приобретена у португальцев небольшая группа африканцев ангольского происхождения. Хотя формально эти чернокожие не являлись рабами, а имели длительные контракты без права расторжения, именно с этого события принято отсчитывать историю рабовладения в Америке. Вскоре система контрактации была официально заменена более выгодной системой рабства. В 1641 году в Массачусетсе срок службы рабов был превращен в пожизненный, а закон 1661 года в Виргинии сделал рабство матери наследственным для детей. Аналогичные законы, закреплявшие рабство, были приняты в Мэриленде (1663), в Нью-Йорке (1665), в Южной (1682) и Северной Каролине (1715) и т. д.

Ввоз негров и введение рабства явились следствием потребности в рабочей силе на юге Северной Америки, где устраивались крупные земледельческие хозяйства — табачные, рисовые и другие плантации. На Севере, где плантационное хозяйство, в силу особых экономических и климатических условий, было менее распространено, рабство никогда не применялось в таких масштабах, как на Юге.

Ввозимые в Америку черные рабы были в своем большинстве жителями западного побережья Африки, значительно меньшая часть принадлежала к племенам Центральной и Южной Африки, а также Северной Африки и о-ва Мадагаскара. Среди них были негры племен фульбе, волоф, йоруба, ибо, ашанти, фанти, хауса, дагомейцы, банту и др.

До конца XVII века торговля рабами в английских колониях в Америке была монополией Королевской африканской компании, но в 1698 году эта монополия была ликвидирована, и колонии получили право самостоятельно заниматься работорговлей. Торговля рабами приняла еще более широкие размеры после 1713 года, когда Англия добилась права асиенто — исключительного права торговли неграми-рабами.

В Африке было создано агентство работорговцев, которые сгоняли рабов и готовили их к продаже. Эта организация достигла дальних точек Африки, на нее работали много людей, включая вождей племен и деревень. Вожди либо продавали своих соплеменников, либо устраивали нападения на враждебные им племена, брали пленников, а потом их продавали в рабство. Пойманных негров связывали по двое и вели через леса к побережью.

Вдоль западного побережья Африки от Зеленого мыса до экватора выросли фактории, куда партиями сгоняли рабов. Там, в грязных, тесных бараках ожидали они прихода невольничьих кораблей. Когда приходило судно за «живым товаром», агенты начинали договариваться с капитанами. Каждого негра лично показывали. Капитаны заставляли негров двигать пальцами, руками, ногами и всем телом, чтобы удостовериться, что у него не было переломов. Даже зубы проверялись. Если зубов не хватало, то за негра давали меньшую цену. Каждый негр стоил примерно 100 галлонов рома, 100 фунтов пороха или же 18−20 долларов. Женщины до 25 лет, беременные или нет, стоили полную цену, а после 25 лет теряли четверть стоимости.

Когда сделки заканчивались, рабов начинали в лодках перевозить на корабли. Перевозили по 4−6 негров за один раз. На борту корабля негров разделяли на три группы. Мужчин загружали в один отсек. Женщин в другой. Детей оставляли на палубе. Везли рабов на кораблях, специально сконструированных, чтобы «напихать» в трюм побольше живого товара. Небольшие парусники того времени ухитрялись перевозить за один рейс по 200, 300, даже по 500 рабов. А на корабль водоизмещением в 120 тонн грузилось не менее 600 рабов. Как говорили сами работорговцы, «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу».

2 В пути

Суда находились в пути 3−4 месяца. Все это время рабы находились в ужасных условиях. В трюмах было очень тесно, негры были скованы кандалами. Воды и пищи было очень мало. Рабов и не думали выводить для отправления нужды из трюма. В темноте невольничье судно легко было отличить от любого другого — по исходящему от него тяжелому зловонию. Молодые негритянки часто подвергались изнасилованиям со стороны капитана и команды. Неграм коротко подстригали ногти, чтобы они не могли разодрать друг другу кожу. Большое количество драк возникало между мужчинами, когда они пытались разлечься немного поудобней. Тогда в дело шел хлыст надсмотрщика.

Рабы массами гибли во время перевозок. На одного оставшегося в живых негра часто приходилось пять погибших в дороге — задохнувшихся от недостатка воздуха, умерших от болезни, сошедших с ума или просто бросившихся в море, предпочтя смерть рабству.

3 Америка

По прибытию в Америку рабов сначала подкармливали, лечили, а потом уже продавали. Впрочем, некоторые старались купить рабов побыстрее: ведь по мере того, как невольник отдыхал от «путешествия», стоимость повышалась. Цены на рабов менялись со временем. Например, в 1795 году цена составляла 300 долларов, к 1849 году она возросла до 900 долларов, а накануне гражданской войны достигла 1500−2000 долларов за одного раба.

Рабов ввозили главным образом для табачных и хлопковых плантаций южных штатов. Их выгоняли на работу партиями, они работали до 18−19 часов в сутки, подгоняемые бичом надсмотрщика. На ночь рабов запирали и спускали собак. Средняя продолжительность жизни негра-раба на плантациях составляла 10 лет, а в XIX веке — 7 лет. Немного лучше были условия у тех рабов, которые служили прислугой, кухарками, нянями.

Рабы не имели никаких прав и свобод и считались имуществом владельца, с которым хозяин может делать все, что угодно, без какого-либо преследования со стороны закона. Принятый в 1705 году «Кодекс рабов Вирджинии» запрещал рабам покидать плантации без письменного разрешения. Он санкционировал порки, клеймение и нанесение увечий в качестве наказания даже за незначительные прегрешения. Некоторые кодексы запрещали обучать рабов грамоте. В Джорджии это преступление каралось штрафом и/или поркой, если провинившийся был «рабом-негром или цветным свободным человеком». Бежавшему и пойманному рабу отрезали уши, за невыполненную работу отрубали руки и ноги его детям. Рабовладелец мог, при желании, убить своего раба, правда трудоспособных рабов убивали редко.

Рабам запрещали передвигаться группами более чем в 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший негра вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если негр пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. За нахождение вне дома после 9 часов вечера негров в Виргинии подвергали четвертованию.

Негры были сделаны рабами, но они никогда не были рабами покорными. Нередко они поднимали восстания еще на кораблях. Об этом свидетельствует особый вид страхования кораблевладельцев для покрытия убытков специально на случай восстания рабов на корабле. Но и на плантациях, где жили негры, привезенные из разных частей Африки, представители различных племен, говорившие на разных языках, рабы сумели преодолеть межплеменную рознь и объединиться в борьбе против своего общего врага — плантаторов. За период с 1663 по 1863 года было зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров. Восстания негров жестоко подавлялись. Но даже эти разрозненные вспышки отчаяния угнетенных рабов заставляли плантаторов трепетать от страха. Почти каждая плантация имела свой склад оружия, группы плантаторов содержали охранные отряды, рыскавшие ночью по дорогам.

Негритянские рабы выражали свой протест и в других формах, как, например, порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побеги и т. д. Негры бежали в леса, к индейцам, на Север, где к концу XVIII века рабство было упразднено. Не менее 60 тыс. беглецов достигло северных штатов в период с 1830 по 1860 г.

Конечно, условия жизни каждого конкретного раба зависили от его хозяина. В 1936—1938 годах американские писатели, участники так называемого Федерального писательского проекта, по заказу правительства записали интервью с бывшими рабами, которым к тому времени было больше 80 лет. В результате было опубликовано «Собрание рассказов бывших рабов». По этим рассказам очень хорошо видно, что негры жили по-разному, кому-то везло больше, кому-то меньше. Вот рассказ 91-летнего Джорджа Янга (Ливингстон, штат Алабама): «Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не давали. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там мы радовались и кричали, и нас никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок!» А если кто не шел, его били».

А вот воспоминание Найси Пью (85 лет, Мобил, штат Алабама): «Жизнь у негров тогда была счастливой. Мне иногда хочется туда вернуться. Как сейчас вижу тот ледник с маслом, молоком и слив­ками. Как журчит по камням ручей, а над ним ивы. Слышу, как во дворе гого­чут индюки, как бегают и купаются в пыли куры. Вижу заводь рядом с нашим домом и коров, пришедших напиться и остудить ноги в мелкой воде. Я родилась в рабстве, но никогда не была рабыней. Я работала на хороших людей. Разве это называется рабством, белые господа?»


В марте 1857 года Верховным судом США было принято постановление о том, что рабы не в состоянии быть гражданами, поскольку они ― имущество. Кем же они были, североамериканские невольники?

В начале XVI века англичане основали первое поселение в Северной Америке, а уже через какой-то десяток лет корабли массово начали завозить к колонистам рабов. Прибывали сотни тысяч мужчин и женщин. Их привозили по отдельности и целыми семьями с маленькими детьми. Поселенцы нуждались в рабочей силе. Особенно на Юге континента, где было много земледельческих хозяйств.

Работали на плантациях рабы, не имеющие никаких прав. Хозяева могли делать с ними все, что хотели. В случае неподчинения владельцу, какого-либо возмущения, попытки взбунтоваться их жестоко наказывали. Нередко можно было увидеть раба, подвешенного за руки, с подожженными ногами. Или же невольника, получающего удары плеткой. Но это являлось легким покаранием. Особенно жестокие хозяева за любую провинность могли сжечь раба заживо. Обычной практикой было для устрашения выставлять на городской площади отрубленные головы рабов, надев их на колья.

Хотя при слове раб большинство людей представляет чернокожего африканца, нередко среди наказанных рабов были европейцы. Это неудивительно. Рабов завозили не только с Африки.

При короле Джеймсе VI Англия начала выставлять на продажу в Америку ирландских заключенных. В королевской Прокламации от 1625 года прямо указывалось о необходимости высылки политзаключенных за океан с последующей их продажей в рабство. Чарльз I, Кромвель, также продолжали делать из ирландцев рабов.

К середине XVI столетия в Антигуа и Монстеррат среди рабов было больше всего выходцев из Ирландии. Две трети населения Монстеррата в то время ― ирландские рабы.

Англичане не знали никакой жалости. Корабли с трюмами, набитыми ирландцами, отцами, братьями, сыновьями, безостановочно курсировали через Атлантический океан. Жен и детей не разрешалось брать с собой. Их затем продавали отдельно.

В пятидесятые годы XVI века более ста тысяч таких детей в возрасте от 10 до 14 лет были проданы в заморские колонии.

Только с 1641 по 1651 года триста тысяч ирландцев вывезли в рабство, а более полумиллиона англичане убили. За десять лет население Ирландии уменьшилось более, чем вдвое. С полутора миллионов до шестисот тысяч человек.

В некоторых источниках стараются называть ирландцев «законтрактованными работниками», однако это не соответствует истине. В действительности они являлись белыми рабами и отличались от невольников с «черного» континента только цветом кожи.

Даже нередки были случаи, когда с рабами из Африки обращение было лучше, чем с выходцами из Ирландии. Сказывалась религиозная нетерпимость, проявлялась ненависть к католической вере ирландцев. Белые люди издевались над белыми же людьми. Отношение к ним было, как к недорогой собственности.

Африканские рабы и ценились в то время дороже своих европейских товарищей по несчастью. Поэтому их берегли. Ведь ирландец оценивался в сумму меньшую пяти фунтов стерлингов. За африканца надо было заплатить в десять раз больше. Погибнет темнокожий раб, необходимо хорошо потратиться, чтобы возместить потерю. Ирландца можно особо не жалеть, и для устрашения остальных невольников за небольшую провинность засечь до смерти.

Поэтому занимались еще и размножением рабов. Дети, родившиеся от рабыни, автоматически становились невольниками, приумножая богатства хозяина своим трудом. Еще и продать их можно. К тому же привязывали к поместью женщину. Если ирландка каким-то образом сумела получить свободу, она никуда не могла деться. Оставалась дальше служить хозяину. Оставалась рядом с ребенком, который, родившись в неволе, обречен был на рабскую участь.

Позже плантаторы придумали более изощренный способ, как еще большую выгоду получать на этом. Скрещивание африканских рабов с ирландскими женщинами позволяло получить хороший доход, становилось дополнительным источником прибыли. Можно было планировать заранее, какого раба получить. Родившиеся дети вполне заменяли чистокровных африканских рабов, сохраняя деньги предприимчивых колонистов. Ведь это были готовые рабы, доставшиеся почти даром. Их не надо покупать, оплачивать доставку из-за океана.

Скрещивание широко практиковалось до принятия в 1681 г. специального закона, запрещающего такой бизнес. Приняли его не из-за сочувствия к невольникам. О них не думали. Подобное «разведение» рабов приобрело настолько сильный размах, что стало наносить ущерб одной влиятельной компании, занимающейся перевозкой рабов. Терялись сотни тысяч фунтов стерлингов. В угоду работорговцам правительство и издало запрещающий указ.

Более века англичане отправляли ирландцев в рабство. Тысячи, десятки тысяч белокожих рабов продавались на невольничьих рынках Нового Света. На многих островных и материковых плантациях в Северной Америке трудились белые рабы. Чтобы легче отличить таких рабов от свободных белых, в случае, например, побега, ирландцев клеймили. На теле невольника выжигали хозяйские инициалы.

Если мужчины работали в основном на плантациях, занимаясь сельскохозяйственными работами, то женщины, кроме таких работ и услужения хозяевам в поместьях в качестве прислуги, продавались в бордели.

Часто надсмотрщиками над белыми рабами ставили африканских рабов, поощряя их жестокость по отношению к ирландцам.

В 1798 году ирландцы при поддержке французов восстали против ненавистного английского владычества. Однако попытка оказалась неудачной. Повстанцы были разбиты британскими войсками. Это стало причиной очередного всплеска работорговли. Англичане не жалели побежденных противников. За океан, в Австралию и в Америку были отправлены тысячи новых ирландских рабов.

Только в 1839 году цивилизованная Англия перестала заниматься торговлей людьми. Но еще долгие годы после официального запрета работорговлей продолжали заниматься пираты.

Не менялось и отношение к жителям Ирландии. Так, в 1899 году в политическом журнале Harper’s Weekly была напечатана расистская, по отношению к ирландцам, статья. В публикации описывалась теория происхождения, унижающая этот народ, то есть оправдывающая его притеснения.

Тема про торговлю ирландцами, про ужасную участь сотен тысяч белых рабов в Америке редко поднимается, практически никогда не обсуждается. Ведь эти несчастные люди исчезали бесследно. Никто из них не вернулся домой на родину и не рассказал о творившихся в колониях ужасах. Люди умирали, смертность среди ирландцев была высочайшая. К тому же сказывалось и насаждаемое рабовладельцами смешивание с африканскими рабами. История поэтому о них забывает. Нет свидетельств, не помнят и преступлений.

345 лет назад, 27 сентября 1672 года, английский король Карл Второй даровал Королевской Африканской компании монопольное право торговли живым товаром. За последующие 80 лет эта компания перевезла через Атлантику в Новый свет около миллиона африканских "туристов". Шел золотой век работорговли.

Этим достойным бизнесом на протяжении нескольких сот лет занимались почти все страны Европы, имевшие выходы к морю. Обобщенной статистики, естественно, никто не вел, поэтому оценки объемов работорговли весьма расплывчаты. По разным данным, с Африканского на Американский континент было вывезено от 8 до 14 миллионов рабов, из них от двух до четырех миллионов погибли в пути. А остальные очень сильно изменили этническую картину западного полушария и не менее сильно повлияли на его культуру.

Надо заметить, что Россия была одним из немногих европейских государств, чьи купцы не торговали "черным деревом". Более того, с 1845 года морская работорговля в российском Уложении о наказаниях приравнивалась к пиратству и каралась восемью годами каторги. Впрочем, у нас было свое "бревно в глазу", ведь вплоть до 1861 года внутренняя торговля крепостными душами, в принципе мало чем отличавшаяся от работорговли, осуществлялась на вполне законных основаниях.

Скупка рабов на африканском побережье и их отправка на невольничий корабль. Картина французского художника XIX века Франсуа-Огюста Байарда.

Типовая схема размещения рабов на корабле и средства их успокоения.

Схема размещения живого товара на английском работорговом корабле "Брукис". Неудивительно, что при такой компоновке за время рейса через Атлантику умирало в среднем от 10 до 20% "пассажиров".

Разрез голландского работоргового судна XVII века. Негры размещались в пространстве между трюмом и верхней палубой.

Поперечные разрезы английского и голландского работорговых судов. Дощатая стенка, перегораживающая палубу (на "голландце" она с шипами), отделяет территорию команды от площадки, на которой дозволялось гулять невольникам. Эта мера предосторожности была далеко не лишней, поскольку рабы иногда затевали восстания.

Подавление бунта на английском работорговом судне.

Планы палуб французского торгового судна, для которого рабы были одной из разновидностей коммерческого груза.

Небольшой, но хорошо вооруженный работорговый кораблик, в котором "товар" утрамбован особенно плотно. Удивительно, что даже в таких адских условиях большинство невольников, как правило, переживало морское путешествие, которое могло длиться несколько недель.

Основные маршруты вывоза рабов из Центральной Африки в XVII-XIX веках

См.также:

Груз - «черное дерево»

Десяток ружей с боеприпасами, пачка табака и бутылка рома. . Тучному, с кольцами на руках, в ушах и в носу вождю, пыхтящему длинной трубкой, такое вознаграждение за 150 молодых, сильных гвинейцев казалось слишком малым. Он требовал добавки.

Голландец,- капитан шхуны, бросившей на рейде якорь, вытащил в конце концов из кармана дешевые часы. Его торговый партнер долго смотрел на них, не зная, что с ними делать. Однако металлический блеск и тиканье внутри привели его в восторг. Сделка состоялась.

Но не весь груз «черного дерева» дошел до Южных штатов. Закованные в цепи гвинейцы нарушили расчеты работорговцев. Они взбунтовались против своих мучителей. Правда, им не удалось взять верх на палубе, но они забаррикадировались в трюме. Их попытались «выкурить». Тщетно. С тяжелым сердцем - как-никак, это был его бизнес - капитан, "под нажимом своего дрожащего от страха экипажа, решился открыть стрельбу в люки из судовой пушки. . .

Этот инцидент, с потрясающей силой описанный в рассказе Мериме «Таманго», в эпоху торговли черными невольниками вовсе не казался чем-то из ряда вон выходящим. Однако в большинстве случаев беспощадные методы обращения с живым товаром себя оправдывали, и невольничьи транспорты благополучно достигали своей цели. Миллионы африканцев были принудительно перевезены в Америку и эксплуатировались там самым безжалостным образом. Эта самая постыдная глава в истории капиталистических морских держав, начавшаяся еще в первой половине XVI в. в африканских колониях Португалии, завершилась лишь в XIX в.

Черные рабы в течение столетий были самым выгодным товаром. В любое время года шли невольничьи суда маршрутом «мидл пасидж» - от Западной Африки к Центральной Америке. Торговля невольниками, с каждым годом все более рискованная, отразилась даже на судостроении: чтобы уходить от преследования работорговцам понадобились самые быстроходные суда. Стройность и легкость конструкции этих; судов покупалась ценой сокращения объема трюмов, поэтому условия транспортировки становились для несчастных африканцев все более невыносимыми. В качестве помещения для живого груза капитаны использовали даже тесные междупалубные пространства, где пленники могли только лежать. Укладывали их настолько плотно друг к другу, что на площади 30x10 м2 иногда находилось более 300 человек. Понятно, что смертность при таких условиях была колоссальной, тем более, что «черный товар» еще до погрузки на суда был измотан долгой дорогой из внутренних районов Африки к западному побережью.

И еще один, ставший достоянием гласности случай демонстрирует беззастенчивость торговцев людьми. Когда один капитан узнал во время плавания, что среди рабов вспыхнула болезнь, он приказал выбросить в море 132 африканца. Аргументируя свой поступок тем, что он спас таким способом остальной «груз», капитан получил за потерянный «товар» страховую премию, которая не полагалась бы ему, если бы люди просто умерли от болезни.

Несмотря на значительные потери, торговцы все равно срывали огромный куш; каждый из оставшихся в живых приносил прибыль в 4000 долларов. Торговля живым товаром, которая в подобной форме практиковалась несколько столетий, была весьма доходным источником «первоначального накопления» капитала. Правящие классы не находили в этом бизнесе ничего зазорного. Отдельные особенно жестокие и бессовестные работорговцы, которым удалось быстро сколотить богатство, пользовались даже благосклонностью британской короны. На этих джентльменов смотрели как на способных предпринимателей, которые вместо добычи сырья или ведения фабричного производства занимались добычей рабочих рук.

В 1713 г, на основании Утрехтского мирного договора Англия получила исключительное право на торговлю рабами с испанскими владениями в Южной Америке и Вест-Индии. Колоссальные состояния семей, и по сей день составляющих правящую верхушку Англии и Франции, были сколочены в те времена на торговле людьми. Монопольное право на поставку рабов в собственные колонии и заокеанские владения Испании привело к тому, что в английских гаванях образовались целые невольничьи флоты В течение первой половины XV1II! в. один только Бристоль снарядил для перевозки невольников от 80 до 90 судов. С середины века главным центром бизнеса на «черном дереве» стал Ливерпуль. К концу столетия невольничий флот Ливерпуля вырос дб 150 судов. Первый миллионер этого города, банкир и мэр Томас Лейленд, заработал на каждом невольнике в среднем по 43 английских фунта.

Однако к этому времени традиционный рабский труд начал уже себя изживать. Под давлением революционного и национально-освободительного движения буржуазные колониальные державы отменили к началу XIX в. рабство в Европе. Вскоре они оказались вынужденными распространить формально этот запрет и на свои колонии. В США некоторые штаты также запретили всякое рабство, а в соответствии с одним из федеральных законов 1808 г. работорговля с Африкой каралась даже тяжелым наказанием.

Однако в 1793 г. была изобретена хлопкоочистительная машина. За короткий срок в Южных штатах в бешеном темпе выросли огромные хлопковые плантации. Рабский труд снова стал выгодным. Спрос на рабов сразу сильно возрос и работорговцы опять начали получать колоссальные барыши. Свой «товар» они доставляли через Атлантику, сначала в Вест-Индию, а уже оттуда-в штаты, где еще сохранялось рабство.

Если в Соединенных Штатах общественность, казалось, смирилась с подобным положением, то такие великие морские державы, как Англия и Франция, под давлением общественного мнения, а также и из конкурентных соображений, попытались с помощью своих флотов воспрепятствовать торговле «черным деревом». В 1830 г. Англия объявила работорговлю вне закона, а в 1845 г. Джон Буль постановил считать продажу рабов за море пиратством.

Это, конечно, осложнило торговлю невольниками, но уничтожить ее не смогло, ибо потребность в «живом шоколаде» (циничное жаргонное название рабов-негров) была высокой, а цены на него, из-за большого риска - еще выше. В эти времена была сложена «невольничья шанти»:

О, был ли ты, парень, на Конго-реке,

Блоу, бойз, блоу! Где жмет лихорадка людей в кулаке?

Блоу, бойз, блоу! Там янки распарывал штевнем волную

Блоу, бойз, блоу, И мачты его упирались в луну,

Блоу, бойз, блоу! Был Джозеф святой капитаном на нем,

Блоу, бойз, блоу, Все негры его почитали отцом,

Блоу, бойз, блоу! Сто «черных овечек» попались ему,

Блоу, бойз, блоу. Портов сторонился он, словно в чуму,

Блоу, бойз, блоу!

После того, как англичане расставили на «мидл пасидж» свои сторожевые корабли и без долгих слов начали расправляться с капитанами невольничьих судов, янки пустили в игру последний козырь - балтиморские клиперы с гоночными лиселями, которые специально для этой цели, собственно, и были сконструированы.

Однако воспользоваться лучшими мореходными качествами этих клиперов удавалось не всегда, особенно если внезапно наступал штиль. Тогда начинали говорить пушки. Невольничьи суда были великолепно вооружены. Казалось, что снова возродились времена карибского пиратства. С той, однако, разницей, что на сей раз атакующий выступал в роли охранителя порядка.

Обе стороны несли большие потери в людях. Но истинными жертвами оказывались невольники, ибо их жизнь находилась теперь под еще большей угрозой. Спасти их могло только одно - если белые перебьют друг друга в абордажных схватках или в драках, возникавших порой среди трофейных команд после захвата судна. Нередко погоня приводила к преждевременной смерти всего судового «груза»: застигнутые с поличным работорговцы предпочитали лучше выбросить рабов вместе с цепями с непросматриваемой стороны судна за борт, чем угодить самим на пожизненную каторгу.

В такой обстановке перевозка невольников оправдывала себя лишь в том случае, если можно было увеличить численность перевозимых рабов. А это означало, что в стройные корпуса клиперов заталкивали еще большее число несчастных, чем раньше. С купаньем и прогулками по палубе было покончено, равно как и с танцами и песнями. В твиндек невольничьего судна длиной 28 м и шириной 7,6 м втискивали до 650 рабов. И это на рейс в 6000 км при скорости 5-6 узлов и температуре 30°С в тени! Страдания загнанных в эту душегубку людей трудно себе представить. Более половины их не доживали до конца рейса.

Торговля невольниками стала на «мидл пасидж» нерентабельной лишь после того, как в распоряжении сторожевой службы оказалось несколько самых быстроходных клиперов, захваченных в качестве приза. Многих капитанов невольничьих судов сослали на каторгу, а кое-кого даже повесили. Оставшиеся суда превратили в «кули-транспорты», на которых доставляли дешевую индийскую и китайскую рабочую силу на тропические сахарные и хлопковые плантации, То, что многие из этих кули попадали туда далеко не по своей воле, следует хотя бы из того, что именно в те времена возникло слово вашанхаить, что означало - принудительно доставить человека на борт.

Мы подарили королю корабль «Клеопатра». На нем семнадцать пушек, три мачты, семиярусный трюм в каждый ярус можно набить триста рабов. Правда, они не могут стать во весь рост, да это им и не нужно. Двадцать четыре дня просидеть в таком ярусе, а потом попасть на свежий воздух плантаций – не так уж страшно. Мы подарили королю этот корабль. Четыре раза в год черное дерево – королевский товар – перевозится на нем от берегов Либерии на Гваделупу, Мартинику и Гаити. Это верный доход его величества, более верный, чем королевские домены Франции.

(Виноградов. Черный консул).

Корабли, подобные "Клеопатре", описывали огромный треугольник в Атлантике: от берегов Европы к западноафриканскому побережью, оттуда – к американским берегам, и оттуда – снова в Европу. На Африку шли, в основном, загруженные ромом, там, на огромной территории от Гвинейского залива до Белого Нила, приобретали рабов, и везли их на поля хлопчатника и табака в США, плантации сахарного тростника и кофе на Кубе, мексиканские и бразильские рудники. Домой возвращались с «колониальным» товаром – сахар, патока, кофе, рыба, ценные породы деревьев и т. п.

В Восточной Африке работорговлей издавна занимались арабы. Здесь сложилась своя торговая цепочка: Восточная Африка – Индия – страны Ближнего Востока (Персия, Турция, Левант). Веками на Занзибаре, в Софале, Момбасе и Малинди функционировали невольничьи рынки. В XVI в португальцы захватили все восточноафриканские порты и построили свой административный центр – форт Мозамбик. Тем самым в цепи португальских владений был надолго замкнут Индийский океан. Позднее из этого региона их вытеснили голландцы и англичане. Западное же побережье, напротив, было «ничьим». Отсюда торговали и португальцы, и голландцы и англичане, даже датчане и шведы строили свои фактории (а рядом с факторией всегда высился форт). Люди, как ни страшно это звучит, были основной долей экспорта из Африки, и лишь на втором месте значились золото и слоновая кость.

Начиная с середины XVI в рабы с западного побережья «шли» на Америку, где уже (!) остро чувствовалась нехватка индейцев. По самому грубому подсчету, существенно колебавшемуся по годам, с западного побережья увозили по 100 тыс. чел. в год .

Прибыль в 500% считалась нормальной – как и гибель в пути трети рабов в партии. На работорговле наживались судостроители и банкиры, плантаторы и виноделы, страховые компании и суконные фабрики, всевозможные маклеры, перекупщики и посредники. В Африке за рабов охотно брали не только оружие и ром, но и просто железные и медные бруски, даже раковины-каури и стеклянные бусы! Рабов выгружали в Рио, Баие, Пернамбуку, Монтевидео, на английском Барбадосе, голландском Кюрасао, датском Сен-Томе, в нидерландской и британской Гвианах, на побережье Новой Испании, Вирджинии и Каролины, на всех островах Вест и Ост-Индии. Только в Южной Африке шел обратный процесс – европейцы ввозили сюда индийцев из своих восточных колоний для работы на сахарных плантациях. Помимо «законной» торговли существовала и контрабандная, которой занимались сами колонисты на своих кораблях. Если англичане или испанцы перехватывали такой корабль, они не церемонясь вешали каждого третьего в команде и реквизировали судно, а для рабов, запертых внизу, эти события оставались неизвестными и ничего не значащими.

Различали торговлю «в факториях» и торговлю «с корабля». В первом случае пользовались услугами огромного числа прибрежных рынков, работавших 6 дней в неделю, таких как Аккра, Лагос, Лоанго, Луанда, Бенгела, Сеута, Оран, Алжир, Маюмба, Малембо, Кабинда. Особой популярностью пользовались устья таких рек как Бонни и Калабар (Бенинский залив). Но опустошались не только прибрежные районы и речные бассейны, как можно подумать. Даже в самых глубинах континента люди не чувствовали себя в безопасности. Невольников захватывали везде, и невзирая на дальность пути, тащили на побережье – в Анголу, Конго, Видах, на Золотой Берег, Сенегал, Сьерра-Леоне.

При «торговле с корабля» нужно было ждать минимум три месяца, крейсируя вдоль побережья (пока на берегу захватят нужное количество), но и цена была минимальной (если уж человек был захвачен вдали от рынка, продавцу в любом случае надо было его продать). Люди боялись выходить из дому, если поблизости был виден невольничьий корабль. Те, кого захватили, боролись до конца: бежали по суше, нападали на охрану, прыгали с лодок в море, поднимали бунт на увозивших их кораблях. Примечательно, что на судах, как правило, европейцы, находясь в подавляющем меньшинстве, жестоко расправлялись с восставшими, но даже если негры и побеждали, они все равно проигрывали судьбе – управлять кораблем они не умели и погибали в море.

Ливингстон пишет:

"самая страшная из болезней, какую я наблюдал в этой стране, по-видимому, «разбитое сердце», ею заболевают свободные люди, захваченные в плен и обращенные в рабство… Эти негры жаловались только на боль в сердце и правильно указывали его местоположение, кладя на него руку".

Как же немногочисленные команды с европейских судов, имевшие ограниченный запас воды и провизии (нужно было еще рассчитывать прокормить «товар» на обратном пути), с весьма несовершенными по тому времени ружьями, без проводников, без иммунитета к малярии, без языков смогли добраться до самого сердца Африки и обескровить его?

Секрет прост. Им и ненужно было это делать. Всех (или почти всех) невольников приводили сами африканцы. Они знали, что белые отдают свои удивительные товары только за людей или слоновые бивни. Вот и посудите, кого легче поймать – человека или слона.

П равда, человека нужно захватить живым…

Самые воинственные племена без труда справлялись с этим, захватывая на войне “заказанное” число голов. Те, что послабее, отдавали в рабство своих соотечественников. Даже обычаи африканских племен со временем приспособились к требованиям работорговли, и за все проступки виновного ждало одно наказание: продажа в рабство. Единственным исключением было долговое рабство: оно отбывалось внутри племени, во-первых, потому что имело личную направленность, во-вторых, потому что его можно было отработать.

Самое жуткое в истории работорговли, это то, что европейцам удалось сделать ее частью жизни африканцев, притупить в них сознание того, что это не просто страшно, а неприемлемо . Работорговля стала чем-то обыденным, как жизнь и смерть (все стараются избежать смерти, но никто ведь не протестует против нее как таковой). Многие племена жили работорговлей, а такие как ашанти и фанти, дагомейцы и эве жестоко сражались между собой за право быть главным партнером белых в торге людьми. Показательна судьба племен андоне, которые наживались на продаже людей в рабство, а затем, когда торговые точки на побережье переместились, сами стали предметом охоты.

В начале XIX в Британия официально запретила работорговлю. Это было сделано по простой причине: поскольку к этому времени британцы уже активно продавали миру хлопок, им нужно было как-то ослабить конкурирующие с ними (руками рабов) североамериканские соединенные штаты (САСШ). Английский хлопок выделывали поденщики из Индии и, позднее, Египта, в Америке над хлопком трудились чернокожие рабы. Поэтому англичане рьяно поднялись против перевозок негров из Африки за океан.
Заметим, что, во-первых, отмена работорговли еще не означала отмены рабства . Во-вторых, немедленно началась контрабандная работорговля, принявшая тот же, если не больший размах. Особенно рьяно стали вывозить африканских женщин (своя логика в этом была). С большой неохотой к запрету вскоре присоединились некоторые другие страны, в том числе США, Португалия отказалась его признать, а ряд других стран согласился с ним за… выкуп, уплаченный Британией (поистине, вот уж позорные страницы истории человечества).
Английские корабли, согласно международным договорам, получили право обыскивать все иностранные суда на предмет наличия рабов. При появлении патрульных одни работорговцы поднимали чужой флаг (как правило, португальский), другие сбрасывали живые «улики» за борт, третьи уходили за экватор (южнее экватора англичане не имели права преследовать чужие корабли) или даже бросались на абордаж. Невольничьи суда США заранее брали на борт какого-нибудь испанца, который при приближении патруля, поднимал испанский флаг и общался с преследователями по-испански (всё для того, чтобы уйти от ответственности по американским законам, предусматривавшим смертную казнь для занимающихся работорговлей).

Конец работорговле положил, как ни странно, колониальный захват Африки. Рабочие руки стало выгоднее оставлять дома, кто-то должен был работать на захваченных территориях. Это событие совпало с гражданской войной в США, отменой рабства Линкольном и потерей самого большого, североамериканского рынка рабов. Только благодаря этому к концу XIX в работорговля пошла на убыль и затихла.

Но горькая чаша Африки еще не была испита до дна. Теперь белые не забирали африканцев к себе. Теперь они забирали у них землю из-под ног.

Число жертв работорговли, составило около 100 млн. чел. за 4 столетия. Эта цифра выведена с учетом того, что в рабство удавалось увести не более одного из двух, на которых было совершено нападение, а до побережья добирался один из пяти. Большое количество людей погибало в пути, в битком набитых трюмах, умирая от мгновенно распространявшихся болезней или плохой кормежки (но рабов с точки зрения работорговцев было опасно кормить хорошо).