» » Евангелие от луки 15. Большая христианская библиотека

Евангелие от луки 15. Большая христианская библиотека

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Но Он сказал им следующую притчу:

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Толкование Феофилакта Болгарского

Лк.15:1. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

Лк.15:2. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Господь, допуская к Себе мытарей и грешников, как врач больных, делал то, для чего Он и воплотился. Но фарисеи, поистине грешники, на такое человеколюбие отвечали ропотом. Ибо они считали мытарей отвратительными, хотя сами поедали домы вдовиц и сирот.

Лк.15:3. Но Он сказал им следующую притчу:

Лк.15:4. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

Лк.15:5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

Лк.15:6. и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

Лк.15:7. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Что же Господь? Он был человеколюбив как до мытарей, так и до тех самых, которые поносили Его человеколюбие. Он не отвращается и от сих, как от неисцелимых и ропотников, но с кротостью врачует их, сказывая им притчу об овцах, и от действительного и наглядного убеждая их и обуздывая не досадовать на такое излитие благости. Ибо если об одной овце, неразумной и несозданной по образу Божию, когда ее найдут после потери, бывает столько радости, то сколько же более должно быть радости о человеке разумном, сотворенном по образу Божию? Притча, очевидно, под девяносто девятью овцами разумеет праведников, а под одной овцой - падшего грешника. Некоторые же под сотней овец разумеют все разумные твари, а под одной овцой - человека разумной природы, которую, когда она заблудилась, взыскал добрый пастырь, оставив девяносто девять в пустыне, то есть в вышнем, небесном месте. Ибо небо, отдаленное от мирского треволнения и исполненное всякого мира и тишины, есть пустыня. Господь, найдя эту погибшую овцу, положил ее на Свои плечи. Ибо «Он… понес наши болезни» и грехи (Ис. 53:4), и не тяготясь взял на Себя все наши бремена; Он уплатил все, чем мы должны были, и удобно и без труда спас нас (и довел) до самого дома, то есть до неба. И «созовет друзей и соседей», может быть, Ангелов, которых мы разумели и под овцами, в двояком отношении. Так как, с одной стороны, всякое созданное существо по отношению к Богу есть как бы бессловесное, поэтому Небесные силы могут быть названы овцами. Поскольку же, с другой стороны, они словесны, то есть разумны, и кажутся к Богу ближайшими прочих тварей, поэтому лики ангельских Сил можно разуметь под друзьями и соседями.

Лк.15:8. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

Лк.15:9. а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Лк.15:10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

И под «женщиной» разумей премудрость и силу Бога и Отца, Его Сына, который потерял одну драхму из словесных и по образу Его созданных тварей, то есть человека, и засвечивает светильник - Свою плоть. Ибо как светильник, будучи от земли, светом, который он принимает, освещает покрытое тьмой; так и плоть Господа, земная и подобная нашей, осияла светом Божества которым она воспринята. И «дом выметен», то есть весь мир очистился от греха; ибо Христос взял грех мира на Себя. И «драхма», то есть царское изображение, «нашлась», и настала радость как для Самого Христа, нашедшего ее, так и для Горних Сил, которые суть подруги Его и соседки: «подруги», поскольку творят Его волю; «соседки», поскольку бестелесны. А я спрошу, не суть ли подруги Его - все Горние Силы, а соседки - ближайшие из них, как-то: престолы, херувимы и серафимы? Ибо обрати внимание на выражение: «созывает подруг и соседок». Оно, очевидно, указывает на два предмета, хотя это и может представиться не особенно нужным.

 1 Притчи: о потерянной овце; 8 потерянной драхме; 11 блудном сыне, его отце и брате.

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу:

4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдет её?

5 А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью

6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: «порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу» .

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии .

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет ,

9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: «порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму» .

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся .

11 Ещё сказал: у некоторого человека было два сына ;

12 и сказал младший из них отцу: «отче! дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение .

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно .

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться ;

15 и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней ;

16 и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему .

17 Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода ;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» .

20 Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его .

21 Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» .

22 А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги ;

23 и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться .

25 Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование ;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: «что это такое?»

27 Он сказал ему: «брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым» .

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его .

29 Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими ;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» .

31 Он же сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё ,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашелся» .

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Луки, 15 глава

15:1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
Не было среди аудитории желающих научиться от Христа - тех, кто считал себя праведным: считающие себя праведниками не нуждаются в наставлении от сына плотника. Именно высокомерие и не дало возможности большинству «праведников» 1 века узнать, кто же на самом деле у Бога праведником считается.

15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
Беспокойство фарисеев легко объяснимо, ибо они размышляли всё же над действиями Христа: если он – сын Божий, то и оскверняться от грешников не должен (такие представления о праведности были у них). А он оскверняется. Значит, никакой он не сын Божий.

15:3-7 Притча о потерянной овце
Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

Иисус не осуждает фарисеев, он понимает причину их беспокойства и исправляет их неправильные представления о Божьем взгляде на праведников - на простом наглядном примере: грешник - это овца Бога, только заблудившаяся и отдалившаяся из-за этого от Него.
Ни один хозяин овец не останется равнодушным к потере даже одной своей овцы, но бросит всё стадо «праведников», не отходящих от хозяина, и побежит искать её.
Так почему же фарисеи считают, что мытари и грешники, найденные сыном Божиим и выходящие из своего заблуждения - это скверна?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
Бог радуется каждой нашедшейся Своей овце, а ведь Он - святой. Так почему же фарисеи, гораздо менее святые, позволяют себе считать, что эти овцы Божьи, найденные для Бога - недостойны их внимания?

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, Если грешник не раскаивается в своём заблуждении, то он и к Хозяину своему возвращаться не станет. Но для того, чтобы он мог раскаяться - для начала его нужно Богу отыскать: может, случайно заблудился и не имел возможности вернуться. Бог даёт шанс всем грешникам раскаяться и вернуться к нему через Иисуса Христа. Не захотят - их право, но со Своей стороны Бог, по крайней мере, прилагает все усилия для поиска заблудших овец Своих. Для того и Христа на землю послал, чтобы отыскать их.

нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Те же овцы, которые при хозяине как бы всегда оставались - могут поэтому возомнить себя праведниками и невзлюбить отбившуюся от стада овцу, что и делали книжники с фарисеями, считающие, что всегда при Боге остаются.

Но поскольку положение человека в этом веке - изначально греховное из-за Адама, фарисеи должны были бы понимать, что все овцы Бога - грешны и нуждаются в покаянии, просто то, что одни - в стаде держатся и от Пастыря не удаляются, не даёт им право считать себя намного лучше тех, кто от Пастыря отдаляется по разным причинам.
Фарисеи должны были бы понять из этого наглядного примера, что грешники и мытари, идущие ко Христу с раскаянием - Богу интересны больше, чем «праведные» книжники и фарисеи, не принимающие Христа и не считающие, что им в чём-то нужно каяться пред Богом.

15:8-10 То же самое Иисус показал и на примере потери и поиска ценной монеты:
Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Посмотрим на эти две притчи - ещё с одной стороны:
Иисус не разъясняет, ПОЧЕМУ потерялась для Бога овца - НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ ПРИЧИНА её исчезновения из стада Бога: украли ли её соблазны мира, сама ли взбрыкнула на стадо, на пастухов и на пажить заодно, в яму ли греха нечаянно попала - это неважно.
Единственное, что важно – это её ВОЗВРАЩЕНИЕ к Богу.
Причём, в данном случае овца НЕ САМА решает раскаяться и вернуться, и не сама нашла обратный путь в стадо (как и монетка затерянная сама на глаза не полезет, искать её придётся тому, кто в ней заинтересован), а её ОТЫСКИВАЮТ ПАСТУХИ и возвращают на плечах своих в стадо Бога.

Иисус показывает, что потерявшейся овце трудно САМОЙ вернуться к Богу и нужно совсем не иметь сердца, чтобы не желать отыскивать потерянных овец и не радоваться за отыскавшуюся.
Не ждите, дорогие, чтобы блуждающие вне Бога люди – непременно САМИ сделали первый шаг к Богу: ОТЫСКИВАЙТЕ, увещевайте, вразумляйте всех, кого только возможно.

15:11-32 Эту же грань - и в притче о блудном сыне легко увидеть.
Притча о блудном сыне. Остановимся на некоторых моментах.
Подробно см. на сайте
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Отец не стал противиться желанию сына уйти из семьи отца своего и отделиться. Разделяя имение, он даже условия сыну не выставил, чтобы тратил деньги отца так, как отец желает: предоставил сыну полную свободу выбора в своих действиях.
Так и Бог, Отец всех: предоставляет всему человечеству полную свободу выбора в том, как распоряжаться «имением» от Бога (жизнью и всем, что к ней в этом веке прилагается)

14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Как видим, НЕ САМ сын решил вернуться из-за раскаяния в том, что избрал неправедный путь. Не противен ему был этот образ жизни, похоже, до тех пор, пока не стало у него возможности жить распутно и расточительно. Не раскаялся он во грехах в этот момент, просто голод его утомил, но ДЛЯ НАЧАЛА зарождения желания опомниться и вернуться (раскаяния) - иногда хватает и трудных обстоятельств, вынуждающих задумываться над смыслом своей жизни.

Прийти в себя – означает в здравомыслии проанализировать и взвесить плод своего пути и сравнить его с плодом пути в доме отца. Такой анализ помогает принять естественное решение вернуться туда, где ЛУЧШЕ и ЛЕГЧЕ ему станет жить. Вот и всё.
И такой выбор в пользу поиска пути возвращения к небесному Отцу обязан однажды сделать каждый гомо сапиенс, живущий на земле по своему разумению до поры, до времени.

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему.
Итак,
тяжкие ОБСТОЯТЕЛЬСТВА в данном случае отыскали заблудшую овцу, «посадили её на плечи» и понесли обратно к Отцу. Выходит, всё, происходящее с нами, служит Богу для помощи в отыскивании Своих овец: не только благовестники отыскивают, но и трудные обстоятельства иногда побуждают людей принять разумное решение по поиску пути к небесному Отцу.

недостоин называться сыном твоим - здесь, в дальнейших рассуждениях уже видим начало раскаяния блудного сына, осознавшего, что он виновен пред отцом и не смеет просить возвращения статуса сына, но смиренно согласен быть у него на счету хотя бы наёмным работником: находиться скромно хотя бы на пороге в Доме Отца - лучше роскошного жития в шатрах нечестия. (Пс.83:11)

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
И отец блудника - даже ТАКОЕ его возвращение не отверг: пусть не замучила его совесть, пока он жил распутно, пусть она не застыдила его насмерть за то, что все деньги отца спущены на срам: отцу достаточно, что его сын ОТ ЗДРАВОМЫСЛИЯ сделал со временем правильный вывод, решив вернуться в его дом.
Ведь
выбрать лучше добро и жизнь вместо зла и смерти - небесный Отец изначально предложил человечеству - Второз.30:15. Поэтому, кто, испробовав путь зла на себе, остаётся с этим выбором - того нельзя назвать разумным.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
Сыну стыдно от того, что отец не ругает его, не упрекает, хотя он и достоин самого худшего к себе отношения: сын внутренне раскаивается, и уже не только от осознания своей вины, но и от любящего отношения к себе со стороны отца, которого он не достоин. Любовь отца пробуждает в нём совесть.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Отец же рад самому факту возвращения сына: один битый жизнью здравомыслящий и на себе испытавший трудности ВНЕ отчего дома – может стОить для отца двух небитых.
Ведь неизвестно, как поведёт себя небитый, если его бить случится. А битый уже точно, вкусив однажды ужас от жизни без отца, не полезет второй раз в то же «пекло». Приучивший чувства НАВЫКОМ различать добро и зло на практике и выбравший добро - надёжнее любого праведного теоретика.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Старший сын, всё время остававшийся при отце - это те же праведные овцы, книжники и фарисеи, для которых Иисус и рассказывал эту притчу.
Естественно, он мгновенно проанализировав ситуацию, вычислил, что по его мнению - отец поступает несправедливо:

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
Такая речь не похожа на речь сына. Скорее, она похоже на речь наёмника. Заповеди Божьи для старшего сына не стали своими (ТВОИ приказания ), а жизнь в доме отца своего он рассматривает всего лишь как службу. Этот сын пытается быть праведным НЕ потому, что сам желает быть праведным и полностью разделяет взгляды отца. А исключительно из выгоды, чтобы наследовать имение.

30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка
Поэтому старший сын и не говорит «брат МОЙ», но «сын твой». Ему нет дела до того, какие чувства испытывает его отец или его брат. А не чувствующий боли отца своего - не сын ему по духу. Как и не испытывающий боли брата своего - не брат ему по духу.

Род старших братьев - «праведников» книжников и фарисеев - своим отношением к мытарям и грешникам, идущим к Богу, показал, что не любят они ни Отца небесного, ни своих ближних. А кто не любит ни Бога, ни ближнего своего, тот не может быть праведником в глазах Бога, даже если сам себя праведником считает.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Иногда слышно: «вот, он такой-сякой был!». Но ведь неважно, какой он БЫЛ. Важно, каким он стал. Радоваться надо тому, что мёртвые у Бога способны воскреснуть к жизни, а не сердиться на это.
Как любой нормальный Отец - Бог хочет, чтобы все Его дети, в конце концов, стали хорошими и порядочными людьми, добрыми братьями и сестрами друг другу, которые бы помогали друг другу в беде, научились радоваться друг за друга и не причинять друг другу зла.
Ведь не зря же все примеры Бог - на примерах семьи приводит. А члены нормальной семьи всегда имеют родственные и тёплые чувства друг ко другу.

Фарисеи пока что не считали своими братьями мытарей и грешников, но Иисус даёт им шанс прочувствовать другое отношение к ним, семейное, и вкусить радость от того, что их заблудшие братья, наконец, обнаружились при помощи Иисуса Христа, и Отец этому безмерно рад.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! Дай мне следующую часть имения. И отец разрешил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, и пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашёлся. И начали веселиться! Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, сколько лет служу тебе и никогдане преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями своими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое и блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твоё; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и ожил.

Притча о блудном сыне показывает нам, во-первых, раскаяние и обращение грешника, и, во-вторых, - готовность милосердного Бога опять принять его к себе, как сына

Кого означает блудный сын ? - Грешника.

Какое значение имеет отделённая страна ? - Греховное состояние человека, удалившегося от Бога, Который есть источник блаженства.

Что означает здесь трата имения ? - Означает трату времени, здоровья и всех вообще благ среди порочной жизни.

Что означает здесь голод и лишение ? - Означает как то, что все земные порочные наслаждения пусты и неудовлетворяют бессмертного духа, так ровно и то, что за такими наслаждениями, и нередко, в жизни следуют болезни и бедствия.

Что значит, что блудный сын пришёл в себя? - То, что он одумался, вспомнил прежнюю счастливую жизнь в доме отца и начал скорбеть о ней и раскаиваться в удалении от дома родительского.

Что же он тогда сказал? - Встану, пойду к отцу своему, и прочее.

Чему это нас научает? - Тому, что недостаточно только сожалеть о своей греховной жизни, и нужно с твердою решимостью оставить её.

Что нам показывает привет отца ? - Неизреченную любовь Господа Бога не только к праведникам, но и к грешникам, и Его готовность к прощению их.

Каким образом могут грешники получить прощение от правосудного Бога? - Ради крестных страданий Искупителя нашего, Иисуса Христа.

Что значит перстень, одежда, обувь ? - значит возращение утраченного достоинства, которое грешник посредством исповеди и покаяния опять получает, в силу крестных заслуг Спасителя.

Что показывает нам упомянутое пиршество ? - Величайшую радость, какая бывает у Бога и Ангелов Его о едином кающемся грешнике.

Вообще эта притча убеждает нас неусыпно заботиться об истинном покаянии и, оставив греховную жизнь, обращаться к Богу, как к нежному Отцу, с полным доверием.

15:1 мытари. См. ком. к 3,12.

грешники. Ср. Ин. 7,49.

15:3-32 Раввины не отрицали, что Бог готов принять грешника, если тот покается; следующие же три притчи говорят о том, что Господь Сам ищет спасения каждого грешника.

15:3-10 Основная мысль этих двух притчей - ничтожное в глазах мира сего является драгоценным для Бога.

15:11 у некоторого человека. См. ком. к 14,16.

15:13 расточил, живя распутно. Этот сын олицетворяет тех грешников, за общение с которыми фарисеи упрекали Иисуса.

15:14 голод. Духовный голод.

в той стране. В миру.

начал нуждаться. Т.е. почувствовал, что ему недостает того, чем прежде он владел в изобилии (см. Быт., гл. 2).

15:15 к одному из жителей страны той. Здесь имеется в виду не сатана, поскольку он "князь мира сего", а "один из жителей". Скорее всего, речь идет о какой-то ложной, обманчивой религии, порожденной земными представлениями.

пасти свиней. Т.е. заниматься презренным, рабским служением.

15:16 наполнить чрево рожками, которые ели свиньи. Если Слово Божие сравнивается с хлебом (Ин. 6,35.41), можно только догадываться, что подразумевается под "рожками, которые ели свиньи".

15:17 Придя же в себя. Осознав и раскаявшись.

15:18-20 Младший сын сотворил "плод достойный покаяния".

15:20 когда он был еще далеко. Раскаявшийся грешник еще далек от Бога, однако Отец Небесный Сам спешит навстречу своему блудному сыну.

15:22 лучшую одежду. Оправдание по благодати.

перстень. Знак сыновства.

15:25 Старший сын. Под "старшим сыном" подразумеваются фарисеи и прочие законники.

15:28 Он осердился и не хотел. Т.е. вел себя так же, как и фарисеи.

Отец же его, выйдя, звал его. Как и в случае с младшим братом (ст. 20), инициатором примирения выступает отец. Тема безграничной любви Бога Отца, взыскующего недостойных грешников, даже тех из них, кто не ищет Его (19,10), - центральная в данной притче.

15:29 столько лет служу тебе. Эти слова старшего сына показывают, что он ожидал вознаграждения за примерное поведение. Спасение - не награда человеку за его добрые дела, но милостивый дар Господа (Еф. 2,8.9).

15:31 все мое твое. Отец не отказывал старшему сыну, тот сам не пользовался тем, что было предоставлено ему Отцом.