» » Евгений шварц - биография, информация, личная жизнь. Евгений шварц - биография, информация, личная жизнь Произведения е шварца для детей

Евгений шварц - биография, информация, личная жизнь. Евгений шварц - биография, информация, личная жизнь Произведения е шварца для детей

Уважаемые друзья! Предлагаем вашему вниманию список произведений великого сказочника советской эпохи Е.Л.Шварца, по которым сняты художественные фильмы и мультфильмы.

Евгений Львович Шварц – знаменитый и всеми любимый «недетский» сказочник, покоривший взрослых читателей и детей, автор более двадцати пьес, а также сценариев к кинофильмам и мультфильму, мыслитель, сумевший в своих пьесах передать трагичность переживаемого времени и одновременно веривший в неизбежность торжества добра. Фильмы, снятые по его произведениям, – это удивительное явление в советской киноиндустрии.

Для детей

  • Шварц, Е. Л. Сказка о потерянном времени / Е. Л. Шварц; худож. Л. Токмакова, В. Юдин. – Москва: Оникс, 2011. – 160 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника)

Фильм «Сказка о потерянном времени» можно посмотреть, перейдя по ссылке

  • Шварц, Е. Л. Сказки / Е. Л. Шварц; худож. Е. Борисов. – Москва: Росмэн-Пресс, 2012. – 80 с. – (Золотая библиотека). – В содерж.: Кот в сапогах
  • Шварц, Е. Л. Сказки / Е. Л. Шварц; худож. А. Борисов. – Москва: Дрофа-Плюс, 2004. – 63 с.: ил. – В содерж.: Два брата
  • Шварц, Е. Л. Золушка: киносценарии / Е. Л. Шварц; вступ. ст. А. Германа; коммент. Е. Грачевой. – Санкт-Петербург: Сеанс: Амфора, 2006. – 446 с. – (Библиотека кинодраматурга)
  • Шварц, Е. Л. Рассеянный волшебник [Текст]: сказки, пьесы / Е. Л. Шварц; худож. Москва: Майофис. - Ленинград: Детская литература, 1989. - 271 с. : ил. – В содерж.: Два клёна
  • Шварц, Е. Л. Золушка [Текст]: киносценарии / Е. Л. Шварц; вступ. ст. А. Германа, коммент. Е. Грачевой. – Санкт- Петербург: Сеанс. - [Б. м.] : Амфора, 2006. - 446, с. : ил. - (Библиотека кинодраматурга). - Комментарии: с.425 - 444. - Фильмограф.: с. 445 - 447. – В содерж.: Доктор Айболит;

Фильм «Доктор Айболит» можно посмотреть, перейдя по ссылке

  • Шварц, Е. Л. Золушка [Текст]: киносценарии / Е. Л. Шварц; вступ. ст. А. Германа, коммент. Е. Грачевой. - Санкт- Петербург: Сеанс. - [Б. м.] : Амфора, 2006. - 446, с. : ил. - (Библиотека кинодраматурга). - Комментарии: с.425 - 444. - Фильмограф.: с. 445 - 447. – В содерж.: Снежная Королева

Фильм «Снежная королева» можно посмотреть, перейдя по ссылке

  • Шварц, Е. Л. Золушка [Текст] : киносценарии / Е. Л. Шварц; вступ. ст. А. Германа, коммент. Е. Грачевой. - Санкт- Петербург: Сеанс. - [Б. м.] : Амфора, 2006. - 446, с. : ил. - (Библиотека кинодраматурга). - Комментарии: с.425 - 444. - Фильмограф.: с. 445 - 447. – В содерж.: Марья-искусница

Обыкновенный волшебник для взрослых

  • Шварц, Е. Л. Дракон: пьесы, сценарии / Е. Л. Шварц. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 201. – 606 с. – (Русская классика)

Фильм «Убить Дракона» можно посмотреть, перейдя по ссылке

  • Шварц, Е. Л. Обыкновенное чудо; Пьесы; Сказки / Е. Л. Шварц. – Москва: ЭКСМО, 2011. – 672 с.: ил. – (Библиотека всемирной литературы)

Фильм «Обыкновенное чудо» можно посмотреть, перейдя по ссылке

  • Шварц, Е. Л. Избранное [Текст] / Е. Л. Шварц; вступ. ст., примеч. Е. Е. Владимировой; сост. Ю. Н. Кушак. – Москва: ЭКСМО, 2004. - 510, с. : ил. - (Антология сатиры и юмора России XX века; т. 4). - Коммент.: с. 509 - 511. – В содерж.:Тень
  • Шварц, Е. Л. Избранное [Текст] / Е. Л. Шварц. - Санкт- Петербург: Кристалл, 1998. - 863 с. - (Библиотека мировой литературы). - В содерж.: Первоклассница

Фильм «Первоклассница» можно посмотреть, перейдя по ссылке

  • Шварц, Е. Л. Золушка [Текст]: киносценарии / Е. Л. Шварц; вступ. ст. А. Германа, коммент. Е. Грачевой. - Санкт- Петербург: Сеанс. - [Б. м.] : Амфора, 2006. - 446, с. : ил. - (Библиотека кинодраматурга). - Комментарии: с.425 - 444. - Фильмограф.: с. 445 - 447. – В содерж.: Дон Кихот

Фильм «Дон Кихот» можно посмотреть, перейдя по ссылке

Экранизации произведений Е.Л.Шварца
1947 – Золушка – режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1963 – Каин XVIII по сказке «Два друга» – режиссеры-постановщики Н.Кошеверова, М.Шапиро; режиссер А.Тубеншляк
1964 – Обыкновенное чудо – авторы сценария и режиссёры Э.Гарин и Х.Локшина
1964 – Сказка о потерянном времени – автор сценария В.Лифшиц, режиссёр А.Птушко
1966 – Снежная королева - режиссёр Г.Казанский
1971 – Тень – авторы сценария Ю.Дунский, В.Фрид, режиссёр Надежда Кошеверова
1978 – Обыкновенное чудо – автор сценария и режиссёр М.Захаров
1978 – Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) – австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1988 – Убить дракона – авторы сценария Григорий Горин, Марк Захаров, режиссёр Марк Захаров
1990 – Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) – режиссёр Д.Генденштейн
1991 – «Тень, или Может быть, все обойдется» по мотивам пьесы «Тень» – автор сценария и режиссер М.Козаков, композитор В.Дашкевич

Мультфильмы
1978 – «Сказка о потерянном времени» – режиссер Кирилл Малянтович
1977 – «Два клёна» – режиссер А.Солин
1977 – «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia») – серия мультипликационного сериала «Анимационные сказки мира» (англ. «Animated Tales of the World»)

Составитель: Н.В.Боталова, главный библиотекарь отдела библиографической деятельности Центральной городской библиотеки

Родители, происхождение, детство

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874-1940), принявший православие еврей, матерью - Мария Фёдоровна Шелкова (1875-1942), из православной русской семьи. Православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получивший при крещении имя Борис (по восприемнику - Лукич).

Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 года в портовом городе Керчь Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день - 14 тейвеса по еврейскому календарю - над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года - в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 году был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

После окончания гимназии Лев Шварц был уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был причислен «к семейству отца своего» в 1883 году) «на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учёбу, Лев Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят «в число студентов Казанского университета на Медицинский факультет».

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой - дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая 1895 году он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику - Васильевич). В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем

Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1898 году Лев Шварц успешно закончил Императорский Казанский университет, прослушав «полный курс наук по медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17) июня 1898 года за подписью университетского инспектора студентов, «за время своего образования в университете поведения был отличного». И это при том, что за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского Университета К. В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на Азовском море, позже - в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам

Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Льва Шварца не отразились. В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. «Я православный, следовательно, русский. Вот и всё», - написал однажды о своём детском мироощущении Евгений Шварц.

Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа».

В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.

Двоюродный брат Е. Л. Шварца - известный чтец-декламатор, заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (1896-1954).

Молодость

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 года находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву. С августа 1917 года юнкер в Москве. 5 октября 1917 года был произведён в прапорщики. После Октябрьской революции поступил в Добровольческую армию. Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова. При штурме Екатеринодара получил контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю оставшуюся жизнь. После контузии был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка» (тогда выходила в г. Артёмовск Донецкой обл, ныне выходит в Горловке), где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором, там в 1923 году, по инициативе Михаила Слонимского, Евгений с Николаем выпустили первый номер журнала «Забой» (ныне «Донбасс»), который стал генератором развития литературного движения Донбасса.

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством С. Я. Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Активно участвовал в создании популярных детских журналов «ЁЖ» и «ЧИЖ».

Евгений Львович Шварц. Родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани - умер 15 января 1958 года в Ленинграде. Русский драматург советского периода, прозаик, сценарист.

Евгений Львович Шварц родился 9 (21 октября) 1896 года в Казани в семье Льва Борисовича (Васильевича) Шварца (1874-1940), крещённого еврея, студента-медика (позже земский врач), из местечковых мещан, и Марии Фёдоровны Шелковой (1875-1942), русской, слушательницы акушерских курсов, дочери рязанского цехового Фёдора Сергеевича(Евгеньевича) Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребёнком рязанского помещика Телепнева).

В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный в православие, считал себя русским, раннее его детство прошло в переездах, связанных со службой отца: Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань и др. Дальнейшие детство и юность прошли в Майкопе.

В 1914 году Шварц поступил на юридический факультет Московского народного университета имени А. Л. Шанявского, позднее перешел на юридический факультет Московского университета. Но театр интересовал его больше профессии юриста.

Осенью 1916 года был призван в армию.

В апреле 1917 года служил рядовым в запасном батальоне в Царицыне, откуда в августе 1917 года, как студент, был переведён в военное училище в Москву и зачислен юнкером.

В начале 1918 года в Екатеринодаре вступил в Добровольческую армию.

Участвовал в «Ледяном походе». При штурме Екатеринодара получил тяжёлую контузию, последствия которой - тремор рук - ощущал всю жизнь.

После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской».

В 1921 году вместе с ростовской труппой приехал в Петроград. Играл в небольших театрах (по мнению Николая Чуковского, не имея «никаких артистических дарований»), работал продавцом в книжном магазине, был секретарём Корнея Чуковского. Быстро стал известен как блестящий рассказчик, импровизатор.

Писать начал в 1923 году, когда уехал на лето в Донбасс, где сотрудничал с газетой «Всероссийская кочегарка», выходившей в городе Бахмуте (Артёмовске). Выпускал литературное приложение к газете - «Забой».

После возвращения с Донбасса появилось первое детское произведение Шварца - «Рассказ старой балалайки», вышедший в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год.


С 1925 года стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», а первый его рассказ вышел отдельной книжкой. Позже были другие книги для детей: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др.

В 1929 году Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца «Ундервуд». Шварц работал много и плодотворно: сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. По сценариям Шварца снят фильм «Золушка», с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, фильм режиссёра Григория Козинцева «Дон Кихот» и др.

Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, отказывался эвакуироваться, но позже был эвакуирован в Киров, где написал пьесы: «Одна ночь» - о защитниках Ленинграда, «Далекий край» - об эвакуированных детях.

Когда в Душанбе был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда. После войны написал ещё несколько пьес, среди них «Обыкновенное чудо» .

Пьесы Евгения Шварца:

«Ундервуд» - пьеса в 3-х действиях - 1928
«Пустяки» - пьеса для кукольного театра - 1932
«Клад» - сказка в 4-х действиях - 1934
«Принцесса и свинопас» - 1934
«Голый король» - сказка в 2-х действиях - 1934
«Похождения Гогенштауфена» - пьеса, 1934
«Красная шапочка» - сказка в 3-х действиях - 1936
«Снежная королева» - сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы - 1939
«Кукольный город» - пьеса для кукольного театра - 1939
«Тень» - сказка в 3-х действиях - 1940
«Сказка о потерянном времени» - «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях - 1940
«Брат и сестра» - 1940
«Наше гостеприимство» - 1941
«Под липами Берлина» (совместно с ) - антифашистская пьеса-памфлет - 1941
«Далекий край» - 1942
«Одна ночь» - пьеса в 3-х действиях - 1943
«Дракон» - сказка в 3-х действиях - 1944
«Сказка о храбром солдате» - пьеса для кукольного театра - 1946
«Сто друзей» - пьеса для кукольного театра - 1948
«Два клёна» - сказка в 3-х действиях - 1953
«Обыкновенное чудо» - сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована)
«Повесть о молодых супругах» / «Первый год» - пьеса в 3-х действиях - 1957

Сценарии Евгения Шварца:

1930 - Настоящие охотники. Автор надписей
1931 - Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
1934 - Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
1936 - Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
1938 - Доктор Айболит
1945 - Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), - мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
1947 - Золушка (сценарий 1945 года)
1948 - Первоклассница
1957 - Дон-Кихот
1959 - Марья-искусница
1963 - Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», - в соавторстве с )
1966 - Снежная королева

Другие произведения Евгения Шварца:

«Рассказ старой балалайки», 1925
«Два брата» (сказка)
«Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
«Первоклассница» (повесть), 1949
«Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
«Рассеянный волшебник» (сказка)
«Сказка о потерянном времени» (сказка)
Стихи (1920-е - 1950-е гг.)
«Чужая девочка» (рассказ)
Мемуары. Париж, 1982
Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Экранизации произведений Евгения Шварца:

1947 - Золушка - режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1959 - Марья-искусница - режиссёр А. А. Роу
1963 - Каин XVIII по сказке «Два друга».
1964 - Обыкновенное чудо - авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина
1964 - Сказка о потерянном времени - автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко
1966 - Снежная королева, режиссёр Геннадий Казанский
1971 - Тень - авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова
1978 - Обыкновенное чудо - автор сценария и режиссёр Марк Захаров
1978 - Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) - австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1988 - Убить дракона - авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров, режиссёр М. А. Захаров
1991 - Тень, или Может быть, все обойдется.
1977 - Два клёна
1990 - Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) - режиссёр Дмитрий Генденштейн
2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia»)
2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).




Все

Евгений Шварц - автор большого количества пьес, среди которых « Сказка о потерянном времени», « Обыкновенное чудо», « Голый король». По многим из его произведений были поставлены спектакли, сняты кинофильмы. В 9 номере журнала « Мурзилка» 1947 опубликован фрагмент сценария Евгения Шварца « Первоклассница». Фильм « Первокласница» был снят в 1948 году. К моменту публикации фрагмента режиссёр Илья Фрэз уже начал работу над картиной.

Возле школы стоит маленькая девочка. Подмышкой у нее свёрток. С глубоким интересом разглядывает девочка школу. Наконец она храбро входит в дверь… Так начинается рассказ о первокласснице Марусе Орловой, написанный для кино писа­телем Евгением Шварцем.

Уже начались по этому рассказу съемки кинофильма. Он так и будет называться - « Первоклассница».

В нём участвует много девочек, целый класс- 30 человек. Чтобы отобрать их для съёмки, режиссёру кинокартины Илье Фрэзу пришлось посмотреть десятки школ, познакомиться с ученицами многих первых классов, пока он не выбрал тех девочек, которые подходят для съёмки.

Шаг за шагом расскажет картина о приключениях Маруси, о её счастливых и неудачных днях, о том, как Маруся получила первую отметку, как первый раз дежурила, как пропала и нашлась.

Здесь вы прочитаете, как она первый раз пришла в школу.

Как Маруся первый раз пришла в школу

Большая пустая комната. Пол закапан известью и краской. Маруся входит и видит: высоко на козлах стоит маляр - старичок в очках. Напевая что-то, он красит оконную раму.

Здравствуйте! - говорит девочка.

Здравствуйте, гражданочка! - отвечает маляр.

Скажите, пожалуйста, что эта школа ещё не готова?

На девяносто девять процентов готова.

На сколько?

На девяносто девять.

Маруся молчит, видимо, что-то соображая.

А это много или мало? - спрашивает она наконец.

Порядочно, - говорит маляр. - А зачем тебе знать, насколько готова школа?

А вдруг она не откроется первого сентября?

Что ты, что ты! - пугается маляр. - Мы своё дело сделаем. Мы понимаем, что это за день - первое сентября!

Вот хорошо! Скажите, а в какой комнате записывают в первый класс? - спрашивает Маруся.

В тридцать восьмой, - отвечает маляр.

А какая она?

Кто она?

Тридцать восьмая комната.

Как тебе сказать… Ну, тридцать восьмая и есть тридцать восьмая. А, понимаю! Ты цифр не знаешь?

Нет, знаю. Знаю ноль. Один. Ещё знаю шесть. Девять помню. А вот тридцать восемь забыла.

Понятно, - говорит маляр. - Ну, тогда пойди ты в коридор и гляди. Из какой комнаты будут выходить маленькие девочки - там и записывают. Поняла?

Маруся входит в очень интересную комнату. Вначале у неё разбегаются глаза.

Прежде всего её внимание привлекает форменное платьице - коричневое с белым воротничком и чёрным передником.

На витрине - учебники для первого класса. Ручка, карандаши, тетради. Всё это нужно принести первокласснику с собой в школу в первый день занятий.

За столом против двери сидит женщина. Наверное, учительница!

Здравствуйте, тётя! - говорит ей Маруся.

Меня зовут Анна Ивановна, - отвечает учительница.

Здравствуйте, Анна Ивановна, - поправляется Маруся. - Вы учительница?

Да. А ты кто?

Я - Маруся Орлова.

Зачем пришла?

В школу записаться.

А почему ты пришла одна, без мамы?

Мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: Подожди до завтра».

А ты ждать не любишь?- спрашивает учительница.

Все девочки нашего двора записались уже, - объясняет Маруся. - а маме всё некогда. Тогда я сама пошла. Я документы принесла.

Маруся кладёт на стол завёрнутый в газету свёрток.

А где ты их взяла? - удивляется учительница.

В комоде, в маленьком ящичке. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно- отнесу домой.

Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы.

Это бабушкин паспорт,- объясняет девочка.- А это квитанции за телефон. А эта, синенькая,- за квартиру. А это - Военный заем. А это - письмо от папы. Он лётчик. Он сейчас улетел в Заполярье. А здесь, в конверте, мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки - мамины. Моя мама - доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это- моя фотография, когда мне было два месяца.

Достаточно. Хорошо,- говорит Анна Ивановна и вновь завёртывает в газету документы.- Tы, значит, очень хочешь учиться?

Очень! - подтверждает девочка с жаром.

Да,- отвечает Маруся.- Вот, глядите.

Маруся наклоняется к газете, в которую завёрнуты документы, и читает водя пальцем:

Вот это - А, Это - О. Вот это - М. Вот это - Р. Вот ещё Я - Верно? Я и писать умею.

А ну-ка, - просит Анна Ивановна, - напиши мне что-нибудь. Садись вот на этот стул. На тебе карандаш. На тебе бумагу.

Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.

Готово, - сообщает девочка.

Учительница смотрит и видит: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: « МАЧУCR»

Верно я написала? - спрашивает девочка.

Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь?

Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы Р и Я.

Правда! - говорит Маруся.- Читаю я их правильно, а пишу почему-то иногда неправильно.

А скажи ты мне. Маруся: ты - послушная девочку?

Очень! - убеждённо отвечает Маруся

Ты, значит, спросила у мамы разрешения притти сегодня в школу?

Маруся молчит, потупившись.

Отвечай. Маруся,- мягко, но настойчиво спрашивает учительница.

Спросила, - бормочет Маруся.

И мама отпустила тебя?

Нет, - вздыхает Маруся.

Значит, ты не послушалась маму?

Не послушалась, - шепчет Маруся.

Я не знаю.

Ну, а всё-таки?

Очень захотелось.

Вот видишь! Значит, ты не такая уж послушная. Мама, наверное, будет очень волноваться, увидев, что ты пропала. Ты об этом не подумала? Ты только о себе думаешь? А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь, если будешь думать только о себе?

Не буду,- уверяет Маруся,- Я буду обо всех думать. Вот увидите!

Увидим,- отвечает Анна Ивановна многозначительно.

Маруся лежит неподвижно, закрыв глаза, но по всему видно - не спит девочка: вздыхает, охает, отдувается.

Наконец открывает она глаза. Приподнимается на постели. Взглядывает на будильник.

Четверть второго. Маруся в ужасе опускается на подушку.

Мама! - зовёт она робко.- А, мама! Я жду. жду, а часы с места не двигаются. С ними случилось что-то … Я час лежала, глаз не открывала, а они показывают, что только пять минут прошло… Мама!.. Бабушка!..

Маруся прислушивается. Ответа нет.

Бабушка! - зовёт Маруся.- Ведь проспим! Уже первое сентября! Давайте чай пить.

Молчание.

Вдруг Маруся слышит отдалённый гул.

Комната озаряется вспышкой синеватого света.

Бабушка! - кричит Маруся громко. - Уже трамваи пошли.

Щёлкает выключатель. Зажигается яркая лампочка под потолком. В комнате становится светло.

Мама стоит на пороге, в халате. Улыбается ласково.

Увидев, что мама не сердится, Маруся зовёт её к себе. Хлопает рукой по кровати рядом с собой.

Мама, сядь! - просит она. - Мамочка, часы испортились. Первые трамваи пошли, мама!

Это не первые, трамваи, а последние, дочка,- объясняет мама. - Часы идут как следует. Успокойся, девочка. Ложись. Всё придёт в своё время. И солнце встанет, и будильник зазво­нит, и ты проснёшься и пойдёшь в школу.

Мама сидит рядом с Марусей и гладит её по голове. Маруся засыпает.

На стуле возле Марусиной кровати уже не юбка с лямочками и белая кофточка, а на их месте - форменное школьное платье, коричневое с чёрным передником.

Маруся спит.

Солнечный луч пробивается через штору, освещает отрывной календарь.

Маруся спит.

Щёлкнув, звонит будильник.

Маруся спит.

Входит бабушка. Открывает штору.

В комнату врывается солнце. Становится совсем светло. Маруся продолжает спать

Маруся! - зовёт бабушка. - Внучка! Пора вставать!

Маруся прячет голову под одеяло.

В школу опоздаешь! Только тогда Маруся открывает глаза.

Разом садится.

Видит – солнце за окном, улыбающуюся бабушку, весёлую маму в дверях и, наконец, форменное платье на спинке стула.

Маруся вскакивает. Всплескивает руками в восторге.

Мама! Бабушка! - кричит Маруся. - Наконец-то я иду в школу!

Чтобы увеличить страничку, щёлкни по ней!