» » Филиппийцам 3. Послание к Филиппийцам

Филиппийцам 3. Послание к Филиппийцам

Послание к Филиппийцам книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общиной в Европе. Она была… … Википедия

Последний герой Фил слово произошло от древнеггреческого книга Нового Завета. Входит в число посланий апостола Павла. История Община македонского города Филиппы (неподалёку от современного греческого города Кавала) была первой христианской общин … Википедия

Послание к Филиппийцам - Христиане в Филиппах были очень преданы Павлу и оказывали ему любовь, посылая денежную помощь в то время, когда он работал для других общин (Фил. 4: 15 и дал.; 2 Кор. 11:9). Узнав о его заключении в Риме, они послали Епафродита, одного из своих… … Словарь библейских имен

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1) в самом начале П.кФ. названо имя его АВТОРА: Павел (Флп 1:1). В послании содержатся сведения о жизни апостола (Флп 1:7,12 14; 2:19 25) и выражено его отношение к адресату (Флп 1:12; 4:10 20). Все это столь однозначно указывает … Библейская энциклопедия Брокгауза

Приветствие святым в Филиппах. Молитва Павла и благодарность за них. Его узы расширили благовестие; он желает со всем дерзновением возвеличить Христа. «Живите достойно благовествования Христова» …

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 1Фес.5:23 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. Мат.5:16 Иоан.15:8 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, Деян.21:11 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Еф.3:13 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Послание к филиппийцам Радость в Господе , . Привычки меняются очень медленно, даже когда человек усыновлен Богом. Как теперь жить в этой новой семье? Можем ли мы рассчитывать на то, что другие верующие, как и Бог, окружат нас любовью и…
  • Беседа 84. Послание к Филиппийцам. Введение , Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Автор цикла бесед – один из признанных не только в нашей стране, но и за рубежом выдающихся знатоков Священного Писания, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной…

Предостережение против тех, кто надеется на свою праведность

1 Наконец, братья, радуйтесь в Господе! Мне не трудно писать об этом еще и еще раз, потому что для вас это будет надежней.

2 Берегитесь псов, берегитесь людей, делающих зло, берегитесь «членовредителей» # 3:2 Это были лжеучители, которые проповедовали, что для спасения необходимо быть обрезанным. . 3 Истинно обрезанные – это мы с вами, поклоняющиеся под руководством Духа Божьего, хвалящиеся Иисусом Христом и не полагающиеся на внешнее, 4 хотя я и могу полагаться на это. Если у кого-то и есть основания полагаться на внешнее, то тем более у меня. 5 Я был обрезан на восьмой день от рождения , происхожу из израильского народа, из рода Вениамина. Я чистокровный еврей # 3:5 Букв.: «Я еврей из евреев». , и по отношению к Закону – фарисей. 6 Я ревностно преследовал Церковь, и с точки зрения законнической праведности – беспорочен.

7 Но все, что я считал приобретением тогда, сейчас ради Христа считаю потерей. 8 И не только это, но и все прочее я считаю потерей в сравнении с бесценным познанием моего Господа Иисуса Христа. Ради Него все остальное в мире я стал почитать за сор, и я все отбросил прочь ради приобретения Христа, 9 ради того, чтобы быть с Ним не со своей уже праведностью по Закону, но с праведностью по вере во Христа, праведностью, приходящей от Бога через веру. 10 Я хочу познать Христа и ту силу, что воскресила Его, я хочу разделить с Ним Его страдания и стать как Он в Его смерти. 11 Тогда, надеюсь, я достигну и воскресения из мертвых.

12 Не то, чтобы я уже приобрел это или уже стал совершенным, но я стремлюсь приобрести, потому что меня приобрел Христос Иисус. 13 Братья, я не считаю, что я уже достиг этого, а лишь забывая все, что осталось позади, иду к тому, что впереди. 14 Я стремительно иду к цели, чтобы получить награду высшего Божьего звания в Иисусе Христе.

15 Нам всем, духовно зрелым людям, следовало бы так смотреть на вещи. Если же вы в чем-то мыслите иначе, то и это Бог вам откроет. 16 Но давайте будем жить согласно тому, чего мы уже достигли.

Наша Родина на небесах

17 Подражайте мне, братья, и возьмите за образец тех, кто уже следует примеру, который вы имеете в нас. 18 Потому что многие, о которых я вам говорил раньше и сейчас говорю со слезами на глазах, живут как враги креста Христова. 19 Их конец – погибель, их бог – это их желудок, и то, чем они хвалятся, позорит их; их мысли направлены на земное. 20 Наша же родина на небесах, и оттуда мы ожидаем Спасителя Иисуса Христа. 21 Ему дана сила покорить Себе все, и действием этой силы Он изменит наши униженные тела так, что они будут подобны Его славному телу.

ГЛАВА 3
1. Наконец, братья мои: радуйтесь, будучи в союзе с Господом. Мне не трудно повторить то, о чём я писал раньше, для вас же это послужит предостережением:
2. остерегайтесь псов, творящих зло, увечных!
3. Так как именно мы на самом деле являемся Обрезанными, мы, поклоняющиеся Божьим Духом и хвалящиеся Мессией Йешуа! Мы не полагаемся на человеческие достижения,
Стихи 1-3. Очевидно, в Филиппах существовала та же проблема, что и в Галатии (см. Гал. 2:14 и ком.), а именно группа иудействующих. Я даже предполагаю, что это явилось основной причиной разногласий между филиппийцами. Исходя из того, как резко меняется тон Шауля в ст. 3 по сравнению со ст. 1. некоторые предположили, что в этом месте Шауль намеревался закончить письмо, однако, после того как ему сообщили о новых действиях иудействующих, он продолжил писать, предостерегая филиппийцев. С моей точки зрения, Шауль просто решил повторить то, о чём он писал раньше (а именно свой призыв к смирению во второй главе), а так как смирение подразумевает полное отсутствие гордости, он предостерегает филиппийцев, чтобы они не хвалились (ст. 3) ничем, кроме Мессии. Уже показав ранее (2:5-11) положительный пример самого Мессии, теперь он в качестве противоположного примера приводит иудействующих (ст. 2-9).

Есть все основания полагать, что эти иудействующие не были евреями по рождению, но что это были фанатики-прозелиты, ставившие физическое обрезание превыше всего, чрезмерно гордившиеся им, считая его непременным условием присоединения к Божьему народу (см. 1 Кор. 9:20; Гал. 5:2-4 и ком., 6:12-13 и ком.). Против этой гипотезы выдвигалось следующее возражение: Шауль не стал бы перечислять все свидетельства своего еврейства (ст. 5-6), если бы иудействующие и сами не имели таковых; отсюда следует, что они были евреями по рождению. Я отвечу на это словами самого Шауля. По сути, он говорит следующее: «Они евреи? Если и так, они стали ими в результате обращения, я же израильтянин по рождению (ст. 3), а это о многом говорит». Иудаизм запрещает смущать прозелита, напоминая ему о его нееврейском происхождении (см. также ком. к Рим. 4:16), но здесь Шауль эффективно использует принцип, согласно которому защищать благочестивых от нападок - более важный пункт галахи . Не испытывая особой радости оттого, что ему приходится давать рекомендацию самому себе, Шауль спешит добавить, что он не полагается на человеческие достижении и всё почитает за «сор» (ст. 8). Он приводит факты своей биографии только потому, что его оппоненты так полагаются на собственные не столь значительные достижения.

Увечных... обрезанными. В греческом оригинале (кататоме ... перитоме ) это игра слов, буквально «отрезанные... обрезанные». Шауль говорит, что обрезание не даёт иудействующим никакого духовного преимущества, но может привести их к духовному увечью (ср. Гал. 5:12 и ком.).

В противоположность этому, духовно обрезанные - это те люди, которые имеют «обрезанные сердца и уши» (Деят. 7:51 и ком., образные выражения Танаха; см. ссылки там). Именно мы, освободившиеся от «крайней плоти» своего прежнего естества (Кол. 2:11-13 и ком.), мы, поклоняющиеся Божьим Духом и хвалящиеся Мессией Йешуа... не полагающиеся на человеческие достижения (ст. 4-9), обрезаны духовно, буквально «не по плоти», не «обрезанием, совершаемым человеческими руками» (Кол. 2:11).

В связи с этим возникает очень важный вопрос для мессианского иудаизма: действительно ли Шауль учит здесь тому, что верующие неевреи признаются Обрезанными, а неверующие евреи перестают ими быть? Ответ заключается в том, что в данном стихе есть несколько смысловых уровней, потому он учит нескольким вещам, однако очень важно не перепутать эти уровни. Пшат (ком. к Мат. 2:15) этого стиха не в том, что неверующие евреи не входят в число Обрезанных, или что, как утверждают некоторые христиане, «христиане - это истинные евреи». Здесь Шауль говорит, что язычники, совершающие внешнее обращение в иудаизм без каких бы то ни было изменений в сердце, безусловно, не являются духовно Обрезанными, хотя и претендуют на это.

Повторим азы: евреи остаются евреями и будут ими всегда. Это относится и к мессианским евреям, и к евреям, не принимающим Йешуа как Мессию. Мессианские евреи и мессианские верующие из язычников, то есть евреи и язычники, поверившие в Мессию Йешуа, вместе составляют Тело Мессии, Мессианскую Общину. Верой язычники становятся мессианскими (греч. христианами), а не евреями. Будучи христианами, они присоединяются к спасению Израиля, не становясь при этом евреями. В традиционном иудаизме язычники могут стать евреями, пройдя гиюр (обращение).

Выводы: верующий язычник, духовно обрезанный, но необрезанный физически, привит к Израилю посредством, своей веры (Рим. 11:16-26 и ком., Еф. 2:11-16 и ком.), потому обещания, данные Аврааму, относятся и к нему (Гал. 3:6-14 и ком., 26-29 и ком.). При этом он остаётся в своей национальности и не должен стремиться к физическому обрезанию, за исключением некоторых особых обстоятельств (Деят. 16:1-3 и ком., 1 Кор. 7:17-20 и ком., Гал. 5:2-4 и ком.). С другой стороны, не принимающий Мессию еврей, обрезанный физически, но необрезанный духовно из-за неверия в Йешуа, остаётся евреем. Хотя он и является отсечённой ветвью, он легко может быть вновь привит (Рим. 11:16-24 и ком.). Мессианский еврей, обрезанный и физически, и духовно, должен относиться к стихам 4-9 как к предостережению, чтобы не превратить своё «двойное обрезание» в повод для хвастовства над верующими необрезанными язычниками. В Божьей Мессианской Общине нет гражданства первого и второго сорта в зависимости от того, обрезан человек или нет (1 Кор. 7:19; Гал. 5:6, 6:15), еврей он или язычник (Еф. 2:14), или от любых других внешних факторов (Гал. 3:28, Кол. 3:11). Более подробное обсуждение этих вопросов см. в Рим 2:28-29 и ком., Гал. 6:16 и ком. 

4. хотя у меня, несомненно, есть все причины для того, чтобы полагаться на подобные вещи. Если кто-то другой считает, что имеет причины полагаться на человеческие достижения, то у меня тем больше оснований для этого:
5. а) брит-мила на восьмой день,
б) израильтянин по рождению,
в) из колена Биньямина,
в) говорю на иврите, сын родителей, говоривших на иврите,
г) в отношении к Торе - паруш .
Брит-мила на восьмой день, в соответствии с Торой (Бытие 17:8-12, Левит 12:3), не позже, так как это не было бы уже полным послушанием заповеди (см. Деят. 16:1-3, где Шауль сам обрезал Тимофея, который был уже взрослым, см. обсуждение вопроса об обрезании в примечаниях там и в Йн. 7:22-23).

Израильтянин по рождению, а не в результате обращения, как иудействующие. См. ком. к ст. 1-3.
Из колена Биньямина. В те времена многие евреи уже не могли проследить свою родословную, либо были потомками прозелитов. Возможно, Шауль был назван в честь царя Шауля (Саула), который также был из колена Вениамина.

Говорю на иврите, сын родителей, говоривших на иврите, буквально «еврей от евреев». Моё понимание разделяется многими учёными; вряд ли здесь имеется в виду «еврей по происхождению», так как это было сказано уже дважды; толкование «настоящий, подлинный еврей» также не подкрепляется контекстом, так как после этих слов не следует никакого объяснения. В противоположность тому, что утверждают некоторые учёные, в первом веке многие евреи по прежнему говорили на иврите (древнееврейском) (ком. к Map. 5:41). В тот период, когда 85% всех евреев проживало в диаспоре, владение ивритом давало еврею более высокий статус.

В отношении Торы - паруш , фарисей. Шауль назвал прушим «строжайшей партией нашей религии» (Деят. 26:5). На самом деле, он не был обычным парушем, но «учился у ног Гамлиэля всем тонкостям Торы наших предков» (Деят. 22:3 и ком.). Рабан Гамлиэль I был выдающимся учителем среди прушим того времени. Более того, Шауль писал: «Поскольку я гораздо ревностнее следовал традициям, переданным моими праотцами, чем большинство моих сверстников-евреев, я быстрее их продвигался в традиционном иудаизме» (Гал. 1:14 и ком.). 

6. д) в отношении усердия - гонитель Мессианской Общины,
е) в отношении праведности, предписанной законничеством, безупречен.
В отношении усердия - гонитель Мессианской Общины (экклесиа , Церковь). Свидетельства этого см. в Деят. 7:58; 8:1-3; 9:1-2, 13-14; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:13,23.

Вследствие всего сказанного Шауль был безупречен в отношении праведности, предписанной законничеством, то есть исполнял гораздо больше, чем иудействующие (Гал. 6:12-13), но гораздо меньше, чем Зехарья и Элишева (Лук. 1:6 и ком.). О переводе номос словом «законничество», а не «закон» или «Тора», см. ком. к Гал. 2:16, особенно выдержку из Комментария к Посланию к Римлянам Кранфильда.

Шауль следовал всем предписаниям так, как он был научен, при этом его сердце было исполнено гордости, а значит лишено веры, так как вера требует смирения, а смирение противоположно гордости. То есть он не исполнял главного требования Торы (Рим. 9:30-10:10 и ком.). Поэтому он ни в коей мере не был безупречным в отношении праведности, предписанной Торой, а только в отношении той праведности, которая предписана системой, возникшей в результате искажения Торы и превращения её в законничество. Эта тема вновь поднимается в ст. 9. 

7. Однако всё то, что некогда было преимуществом для меня, из-за Мессии я стал считать недостатком.
8. И не только это, но и всё остальное я считаю недостатком в сравнении с величайшей ценностью познания Мессии Йешуа как своего Господа. Именно из-за него я отказался от всего и всё почитаю за сор ради того, чтобы приобрести Мессию
Стихи 7-8. Шауль не имеет в виду, что все его поступки, которые он совершал до того, как принял Мессию, достойны презрения. Достойным презрения он считает то, что он гордился ими, считал себя на основании этого праведным, хотя на самом деле был духовно слеп и пошёл-было против Йешуа. 

9. и оказаться в союзе с ним, будучи праведным не собственной праведностью, основанной на законничестве, но праведностью, приходящей благодаря верности Мессии, праведностью от Бога, основанной на вере.
Здесь имеется в виду верность самого Мессии по отношению к Богу, которую он проявил, «став послушным настолько, что принял смерть» (2:6-8), а не вера Шауля в Мессию (объяснение такого толкования см. в ком. к Рим. 3:22, Гал. 2:16 конец). Вера самого Шауля в Мессию подразумевается в последних словах стиха: «праведностью, основанной на вере». О слове «праведность» см. ком. к Гал. 2:16 начало. Настоящий стих суммирует учение Шауля в Посланиях к Галатам и к Римлянам по вопросу о том, каким образом Бог делает людей праведными.

Стихи 4-9. Шауль имеет больше оснований хвалиться, чем обрезавшиеся язычники (ст. 4). Он перечисляет семь свидетельств своего еврейства (ст. 5-6) только для того, чтобы показать, что это не просто не имеет особого значения, но и является недостатком в сравнении с величайшей ценностью познании Мессии Йешуа как своего Господа (ст. 7-8), и даже почитается им за сор (буквально «навоз»), так как не имеет ни малейшей пользы для приобретения праведности от Бога (ст. 9). 

10. Да, я от всего отказался, чтобы познать его, то есть познать силу его воскресения и участие в его страданиях, преобразуясь в его смерть,
11. чтобы достигнуть воскресения из мёртвых.
12. Говорю так не потому что я уже достиг его или приблизился к цели - нет, я по-прежнему стремлюсь к ней в надежде приобрести то, ради чего Мессия Йешуа приобрёл меня.
13. Братья, я лично не считаю, что уже приобрёл это, но делаю вот что: забывая то, что позади меня, и устремляясь к тому, что находится впереди,
14. я по-прежнему упорно двигаюсь к цели, чтобы получить награду высшего Божьего призвания в Мессии Йешуа.
Стихи 11-14. Чтобы достигнуть воскресения из мёртвых (ст. 11). Может показаться, что Шауль не вполне уверен в собственном воскресении, а это явно противоречит утверждению 1 Йн. 5:11 («Бог дал нам вечную жизнь»). Смысл в том, что верующему нельзя почивать на лаврах - это гордость, а не смирение. Он должен упорно двигаться к цели (ст. 14; ср. 1 Кор. 9:24-27, где Шауль использует то же образ состязания в беге), или, как говорит Йоханан, должен продолжать «доверять личности и власти Сына Божьего» (1 Йн. 5:13). 

15. Итак, те из нас, кто достаточно зрелы, давайте всегда помнить об этом, а если вы придерживаетесь иного мнения о чём-либо, Бог откроет вам и это.
16. Только пусть ваше поведение соответствует тому уровню, которого мы уже достигли.
17. Братья, подражайте мне и смотрите на тех, кто живёт в соответствии с примером, который мы вам показали.
Братья, подражайте мне. Ср. 1 Кор. 11:1. 

18. Так как многие - я часто говорил вам о них раньше и даже теперь говорю это со слезами - поступают как враги стойки казни Мессии.
19. Они стоят на пути погибели! Их бог - желудок; они гордятся тем, чего им следовало бы стыдиться, поскольку их заботит только мирское.
Стихи 18-19. Их, обрезанных, заботит только мирское - эти слова иронично перекликаются с символом обрезания, который есть отказ от материального (прим. ред.).
Шауль, по-видимому, подразумевает не только иудействующих (ст. 2-3), но также других врагов стойки казни Мессии. Ср. Рим. 16:17-20. 

20. Мы же являемся жителями небес, и именно оттуда мы ожидаем прихода Избавителя, Господа Мессии Йешуа.
21. Он изменит наши уничиженные тела и уподобит их своему прославленному телу, посредством той силы, которой он покоряет себе всё.
Стихи 20-21. Краткое изложение учения, рассматриваемого в 1 Кор. 15. 

III. Увещания жить по-христиански (3:1-21)

В первой главе Павел призывал святых в Филиппах жить достойно христиан. Во второй главе в пример того, как следует угождать Богу, он приводит Тимофея, Епафродита и самого себя. Конкретные наставления относительно христианской жизни даны в главе третьей.

А. Верующие не должны полагаться на плоть (3:1-14)

1. ПРИЗЫВ, НАЧИНАЮЩИЙ ГЛАВУ (3:1)

Фил. 3:1 . Прежде чем подчеркнуть, насколько это опасно, полагаться на плоть, апостол вновь призывает верующих радоваться о Господе. Как уже говорилось выше, слово "радоваться" неоднократно встречается в послании. Отсюда можно заключить, что филиппийцы особо нуждались в повторных об этом напоминаниях. Да и большинство Божиих детей нуждается в них. Очень легко впасть в уныние под действием создавшихся обстоятельств.

Лекарство же от уныния в том и состоит, чтобы сосредоточить свое внимание на Господе и радоваться в Нем. Примечательно, что римский узник просил тех, кто находился на свободе, радоваться в Спасителе. Казалось бы, естественнее было им призывать его к этому. Но Павел твердо усвоил то, что следует усвоить каждому верующему, а именно: в Господе можно радоваться и тогда, когда внешние обстоятельства к радости не располагают.

Повторение - важная часть учения. Устно или письменно (возможно, в 1:27-30) апостол уже высказывал филиппийцам эту истину относительно радости во Христе. Но с удовольствием пишет им о том же, ибо сознает, насколько важно для них подобное назидание.

2. ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ (3:2-3)

Во дни Павла существовала группа верующих, особенно полагавшихся на плотские дела. Это были так называемые иудаисты. Апостолу и его новообращенным они постоянно досаждали. Имея путаные представления о благовестии, они считали, что одной веры во Христа, без строгого следования Моисееву закону, - недостаточно как для спасения, так и для христианского образа жизни. Предметом их главного беспокойства был ветхозаветный ритуал обрезания, на необходимости которого они особо настаивали как на непременном условии спасения. Они не отвергали веры во Христа, но пытались "укреплять" ее делами плоти. Таких верующих Павел называл "лукавыми делателями" (2-Кор. 11:13).

Фил. 3:2 . А еще Павел называл иудаистов псами и злыми делателями. Их учение представлялось ему опасным и не от Бога исходящим. Святые не должны были следовать за ними, но остерегаться их и избегать.

В своем кругу евреи нередко называли язычников "псами", которые в те времена считались нечистыми животными. Апостол же прибегает к такому определению в отношении тех иудеев, которые извращали Евангелие, настаивая на необходимости обрезать крайнюю плоть во имя Правильных взаимоотношений с Богом. То, что они проповедовали и делали, было злом, даже если они руководствовались благими намерениями.

Фил. 3:3 . Ветхозаветный ритуал обрезания крайней плоти был не только знаком завета с Богом, но и прообразом "духовного обрезания" ("обрезания сердца") - Втор. 30:6. Поэтому, обращаясь к язычникам, Павел и пишет, что истинное обрезание являют собой такие, как он и они, которые не на плоть надеются, а служат Богу духом и хвалятся Иисусом Христом.

Вместо того чтобы хвалиться человеческими свершениями, как это делали иудеи и иудействующие, дети Божии должны "хвалиться" лишь Иисусом Христом. "Хвалящийся" употреблено здесь в таком же значении, что и слова того же корня в Фил. 1:26; 2:16; 2-Кор. 10:17.

3. ЧЕМУ НАДО СЛЕДОВАТЬ (3:4-14)

В этих стихах Павел приводит любопытные факты из своей биографии. На первый взгляд может показаться, что он хвалится ими. Однако при более внимательном подходе видишь, что именно на то, чего нужно избегать и остерегаться, хочет он указать таким образом. Да, было время, когда и Павел "надеялся на плоть", но оно отошло в прошлое. Апостол рассказывает филиппийцам о том, что некогда составляло предмет его гордости, но заканчивает свое повествование тем, что произошло с ним по дороге в Дамаск, когда пережитое потрясение привело его к обращению ко Христу.

Фил. 3:4-6 . Нужно особо подчеркнуть, что прежде Павел действительно надеялся на плоть. Но преодолел это диавольское искушение. В этих стихах он перечисляет филиппийцам, чем и теперь мог бы гордиться ("надеяться на плоть"), если бы пожелал. Всем этим вещам Павел до своей встречи со Христом придавал большое значение.

Теперь же намерение его просто: показать, что "плотских преимуществ" у него несравненно больше, чем у любого из иудаистов. (Если кто другой… то более я). Апостол как бы вызывает иудаистов на соревнование в этом плане, о чем свидетельствует той, взятый им в этих стихах. В своей "победе" он уверен заранее (сравните Гал. 1:14).

Семь "преимуществ", которые следствии, обретя Христа, Павел по "тщетою", перечисляет он в Фил. 3:3. Их можно поделить на две группы, первой относятся те, которые были получены им по рождению, и от него не зависели. Их - четыре: обрезание, которому его подвергли; его принадлежность к роду Израилеву и к колену. Вениаминову; его происхождение от еврейских родителей (Еврей от Евреев). Следующие три "преимущества" явились результатом сознательного выбора Павла: он был фарисеем, гонителем Церкви Божией, и жил с точки зрения Моисеева закона непорочно.

Обрезание апостол упоминает в первую очередь, возможно, потому, что иудаисты придавали ему столь большое значение. Не случайно указывает он и на то, что ему обрезание было сделано в восьмые день, желая подчеркнуть, что не был ни прозелитом, ни измаильтянином, а именно - чистокровным евреем. Ведь прозелитов, т. е. обращенных в иудаизм, обрезывали в зрелом возрасте, а измаильтян - в 13 лет (Быт. 17:25-26).

Павел был из рода Израилева, т. е. оба его родителя были евреями, чем не все иудаисты могли похвалиться. Он мог бы проследить свою родословную вплоть до Авраама. Короче, Павел был истинным представителем избранного народа (2-Кор. 11:22).

Он принадлежал к колену Вениаминову, из которого произошел первый царь Израиля (1-Цар. 9:1-2). Это колено (или племя) пользовалось у евреев особым почетом. Даже после разделения Израильского царства оно осталось верным дому Давида.

Родным языком апостола Павла был еврейский. В отличие от некоторых израильтян, он не подпал под власть греческих обычаев; и язык и обычаи народа, избранного Богом, он знал в совершенстве. То есть во всех смыслах был евреем из евреев.

В соответствии со своими взглядами и полученным образованием Павел сделался фарисеем, т. е. членом наиболее последовательной в иудаизме секты. В развитие закона Моисеева фарисеи держались и целого ряда собственных - дополнительных - правил и установлений, которые временами расценивались евреями наравне с Законом.

Кто из представителей иудейской религии мог бы похвалиться большей ревностью, чем та, которую некогда проявлял Павел, а именно: гнал Церковь? Причем делал он это, не зная жалости (Деян. 9:1-2). Ни один из иудаистов не мог бы сравниться с ним по части такой "ревности".

Что касается "праведности по закону" (правды законной), то и тут Павел преуспел. Во всяком случае, в собственных глазах он был с точки зрения этой праведности непорочным.

Фил. 3:7-9 . Между тем, любой из людей, смущавших своим учением святых в Филиппах, желал бы "украсить" свою репутацию тем, чем мог бы похвастаться Павел. С человеческой точки зрения у него в вопросах религиозной жизни были все основания для самоуверенности. Однако все перечисленное им в стихах 5-6 Павел ради Христа почел тщетою (стих 7). Несомненно, решающим моментом в своей жизни он считал тот, когда на пути в Дамаск отказался от "надежды на плоть" и целиком доверился Христу.

Нелегко было бы более решительно развенчать и отвергнуть человеческие "способы" угодить Богу, чем это делает здесь Павел (стих 8). Четырьмя греческими частицами (алла менун ге кай), переведенными как "да и все", вводится в стихе 8 исполненное силы заявление апостола. Не только перечисленное выше (стихи 5-6), но и все вообще (стих 8) "почел" он лишенным смысла ("тщетою") - в сравнении с превосходством (личного) познания Христа Иисуса. Христос навсегда стал его Господом.

Прежние его "преимущества" (стих 7) сделались сором в его глазах - ради того, чтобы приобресть ему Христа как своего Спасителя. Все другое потеряло для него значение, начиная с того, чем он так гордился в иудаизме.

"Приобрести Христа" значит найтись в Нем (стих 9) и в Нем находиться. Ибо Христос в верующем, а верующий - во Христе. И Павел хотел, чтобы вся его жизнь отражала эту истину. Будучи во Христе, он уже не пытался угодить Богу собственной своею праведностью, основанной на делах закона, сознавая, что в глазах Божиих такая праведность и не праведность вовсе, а нечто подобное "запачканной одежде" (Ис. 64:6). Спасающая праведность, на которую полагался Павел, - это праведность чрез веру во Христа.

И исходит только от Бога, а дается по вере. Когда грешник, принявший Христа, верою отвечает на действие Святого Духа в своем сердце, то облекается в "одежды" Христовой праведности (Рим. 3:24-26) и становится тогда "облагодатствованным в Возлюбленном" (Еф. 1:6). Облеченный в эти одежды, верующий, хоть и грешник, утверждается во Христе.

Фил. 3:10-11 . Эти стихи содержат откровенное и полное исповедание апостолом мыслей его и чувств перед филиппийцами. Павел уже знал Христа как своего личного Спасителя. Но он хотел познать Его больше и ближе - как своего Господа. Греч, гнонай (стих 10) имеет значение "познать на опыте". Существительное от него - яносеос ("познание") находим в стихе 8. Мысль о "превосходстве познания Христа Иисуса" развивается в стихах 10-11. Павел желал бы познать Его в "превосходной степени". Он говорит о том, чего хотел бы достичь в своей христианской жизни в свете этого познания.

В цели апостола входило "на опыте познать" силу воскресения Его. То есть ту силу, которая воскресила Христа из мертвых, и теперь действует в жизни верующих людей, поскольку они совоскресли с Христом (Кол. 3:1). Слово динамис ("сила") встречаем также в Деян. 1:8 и Рим. 1:16; оно означает силу (способность) преодолевать сопротивление. Открывая перед филиппийцами свои стремления и цели, Павел хотел, чтобы они следовали его примеру, - прямо противоположному примеру иудаистов, которому им не следовало подражать.

Апостол жаждал соучаствовать и в страданиях Христовых - с целью "сообразоваться" смерти Его (Фил. 3:10), т. е. уподобиться Христу в Его смерти. Речь тут идет не о заместительном страдании Христа на Голгофском кресте. Павел сознавал, что в этом он не мог бы принять участия. Однако он желал бы - как один из тех, кто принадлежал Христу, - тоже пострадать во имя торжества праведности (сравните 1:29). Бог через Ананию некогда сказал Павлу, что, будучи служителем Христовым, он должен будет пострадать (Деян. 9:16). Апостол и в самом деле немало претерпел за Христа, потому что говорил о Нем открыто и не искажая истины (Рим. 8:36; 2-Кор. 4:10).

Возвращаясь к слову "сообразуясь", заметим, что, подобно тому, как Христос умер за грех мира, верующие должны умирать (и умереть) для греха (Рим. 6:2,6-7; Кол. 3:3). Ежедневно преодолевая грех (Рим. 6:1-4,11-14), христианин должен таким образом являть свое постепенное отделение от греховного образа жизни, который он вел прежде.

Слово "воскресение" (Фил. 3:11) - это перевод греческого слова "екзанастасин", которое нигде больше в Новом Завете не встречается. Оно предполагает как бы частичное (в противоположность общему) или "выборочное" воскресение из мертвых. На основании некоторых лингвистических и текстологических сопоставлений можно предположить, что апостол имел здесь в виду дождаться (при своей жизни) восхищения Церкви и, значит, воскресения тех мертвых, которые умерли во Христе.

Фил. 3:12-14 . Хотя филиппийским верующим Павел, наверное, представлялся гигантом духа, он прямо говорит им, что еще не достиг поставленных целей (стих 10). Он все еще активно стремился к достижению их. Но он, несомненно, подошел к последней стадии освящения.

К тому времени, как апостол Павел писал филиппийцам, он уже проходил свое христианское поприще примерно 30 лет. Немало духовных побед одержал он за эти годы, значительно вырос духовно, однако, искрение не считал себя достигшим всего, что наметил достигнуть, или совершенным в духовном отношении (стих 12).

Впереди все еще оставались не преодоленные вершины… Это свидетельство апостола некогда напомнило святым в Филиппах, а сегодня напоминает всем верующим, что в духовном росте никогда не следует останавливаться, как нельзя поддаваться мысли, что преодоленная нами вершина - последняя, а та, что за ней, - нам не по силам.

Павел старался уподобиться Христу с энтузиазмом и настойчивостью, какие были присущи участникам греческих спортивных игр; он, видимо, думал о них, и когда писал эти строки.

В отличие от иудаистов, чье влияние превалировало в среде филиппийских верующих, Павел не утверждал, что достиг высшей духовной зрелости, но продолжал к ней стремиться: не достигну ли я (этой последней заветной цели), как достиг меня Христос Иисус. Не достигну ли полного подобия Христу… Однако как спортсмен-бегун не думал о том, что осталось позади, не думал и Павел ни о своих "наследственных преимуществах", ни о заслугах своих и достижениях в прошлом; и, как тот старался лишь преодолеть расстояние, которое еще оставалось впереди, старался и апостол…

Энергично, сконцентрировавшись на этом всем своим существом, стремился он к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (стих 14). И снова в его воображении вставали, должно быть, спортивные соревнования: победителей в них вызывали к судейскому месту, где им вручалась награда. Под наградой, которую хотел "достичь" Павел, он подразумевал или последний акт процесса спасения, когда спасенный навсегда входит в присутствие Божие, или же награду, которая каждому будет вручена "пред Судилищем Христовым" (2-Кор. 5:10).

Б. Верующие должны ходить так, чтобы угождать Богу (3:15-21)

1. "ХОЖДЕНИЕ" В ЗРЕЛОСТИ (3:15-16)

Как второе значительное наставление в главе 3 звучит призыв Павла к христианам "ходить" или жить так, чтобы угождать Богу (3:15-21). Такое "хождение" прежде всего, предполагает духовную зрелость (стихи 15-16).

Фил. 3:15-16 . Апостол призывает своих читателей стремиться, как и он, к уподоблению Христу. Ибо им он желал того же самого, чего желал себе. Итак, кто из нас совершен (в значении - "духовно зрел"), так должен мыслить… (стих 15). Как "так"? В направлении упорного достижения поставленной духовной цели. Одним из признаков духовной зрелости является неизменное желание пребывать со Христом. И призыв Павла направлен именно на достижение этой зрелости теми верующими, которые разделяли его стремление. А в деле разъяснения истины тем, кто мыслили иначе, он полагался на Бога.

Несомненно, более всего нуждаются дети Божии в том, чтобы жить согласно знаниям, представлениям, "правилам", уже достигнутым ими во Христе. Большинство же живет "ниже своего уровня", т. е. не вполне достойно того высокого положения, которое они занимают в Господе. Потому и призывал Павел филиппийцев: до чего мы достигли… должны… по тому правилу жить, имея в виду праведность, достигнутую во Христе.

2. УМЕНИЕ НАБЛЮДАТЬ, БЫТЬ БДИТЕЛЬНЫМИ (3:17-19)

Павел снова призывает своих читателей следовать его примеру (а не примеру иудаистов).

Фил. 3:17 . Сформулировав ранее цель своей жизни - добиваться большего подобия Христу, Павел, не колеблясь, просит филиппийцев подражать ему. Конечно, он не имел в виду, чтобы они подражали ему в каждом деле и на каждом шагу, так как сам признал перед этим, что не является безгрешным и не достиг полного совершенства. Однако он мог послужить им примером в своем неустанном стремлении все более уподобляться Христу. И тем верующим в Филиппах, которые имели в сердце своем такое же желание, надо было смотреть не только на Павла, но и на других братьев, уже поступавших по примеру апостола.

Фил. 3:18-19 . В этих стихах находим обоснование призыва, звучащего в стихе 17: ибо многие … поступают, как враги креста Христова. Верующим надо научиться отличать истину от заблуждения (1-Иоан. 4:6). Павел так тревожился о духовном благополучии филиппийцев, что часто предостерегал их относительно опасности, исходившей от упомянутых выше людей; он пишет, что со слезами вновь делает это теперь.

Будучи Врагами Божиими, лжеучители, которых апостол имеет в виду, были обречены на погибель. Возможно, речь здесь идет о первых гностиках, отличавшихся развратным образом жизни; такие, конечно, не на Христа полагались, а на собственные "достижения". Погибель ожидала их потому, что они не были детьми Божиими. Как "погибель" здесь переведено слово апояейа. предполагающее не полное уничтожение, а скорее "крушение", "катастрофу", каковых не избежать человеку, который на последнем суде будет приговорен к вечному отлучению от Бога.

Далее о лжеучителях говорится: 1)Их бог - чрево, - в том смысле, что они руководствовались только своими физическими желаниями, всячески ублажая свою плоть и чрево, в частности (Рим 16:18). 2) Слава их в сраме. Вместо того чтобы воздавать славу Богу, они искали похвалы и славы себе, гордясь вещами, которых следовало бы стыдиться. 3) Они мыслят о земном. Эта фраза не предполагает, что Божиему народу не следует заботиться о своих земных нуждах. Павел предостерегает здесь от упования на земные дела как на средство угодить Богу. От образа жизни в согласии с этим порочным принципом он неоднократно предостерегал христиан (Гал. 4:3,9-11; Кол. 2:21-22).

3. ЗАВЕРШЕНИЕ "ХОЖДЕНИЯ" (3:20-21)

Фил. 3:20-21 . Филиппийцы жили в своем городе как колонисты, сохраняя римское гражданство. Подобно этому, и христиане, хоть и живут на земле, являются гражданами неба (греческое слово, переведенное на русский язык как "жительство", в оригинале звучит именно как "гражданство") - в отличие от тех, о которых говорится в стихе 19, что они "мыслят о земном".

Верующие с нетерпением ожидают возвращения с неба своего Спасителя. Греч, "апекдехомета", переведенное как "ожидаем", предполагает именно ожидание с нетерпением, и в этом значении оно употреблено также в Рим. 8:19,23,25; 1-Кор. 1:7; Гал. 5:5; Евр. 9:28.

В момент восхищения Церкви Христос уничиженное тело наше преобразит (буквально - "изменит внешнюю форму его") так, что оно будет сообразно (буквально - "в основном идентично"; сравните с причастием от этого корня в Фил. 3:10) славному телу Его. Это означает, что каждое дитя Божие будет уподоблено Сыну Его (1-Иоан. 3:2), т. е. все христиане получат новые прославленные тела, подобные телу воскресшего Христа. И уйдет в небытие все то, от чего ныне страдают люди, облеченные земными телами, уничиженными грехом и болезнями. Их воскресшие тела, по завершении освящения верующих, будут свободны от всего этого, как свободно от греха и болезней тело Христа.

. Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе.

Так как филиппийцы находились в печали, не зная, в каком положении находятся дела Павла, как обстоит дело проповеди, в каком положении болезнь Епафродита, и он все это разрешил, сказав, что и проповедь преуспевает, и я иду к вам, и Епафродит уже послан, то апостол Павел говорит: «впрочем, радуйтесь» , потому что нет уже причины не радоваться. Галатов он называет чадами, так как они нуждались в исправлении, а филиппийцев – братьями, поскольку относится к ним с уважением. Прекрасно сказал: "о Господе" , так как мирская радость не есть радость, а в Господе и скорби доставляют радость. Или, поскольку Господь облегчил наши дела, то радуйтесь.

Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

Предпослав многие хвалы, он начинает делать увещание, чтобы не показаться в самом начале тяжелым.

. Берегитесь псов,

Были некоторые иудеи, которые, искажая , проповедовали Евангелие, примешивая к нему и иудейские воззрения. Так как они не легко могли быть узнаны, то апостол и говорит: смотрите, берегитесь, обращайте внимание на то, чтобы их не было между вами. Прежде назывались псами язычники, а теперь такие иудеи, потому что они бесстыдны, наглы по отношению к свету истины и всех злословили.

берегитесь злых делателей,

Здесь он лишает их даже названия «псов»; потому что многие псы, говорит, бывают близки к трапезе, а также оберегают дома своих господ. А эти, хотя и действуют, но на зло, и действие их гораздо хуже самого бездействия, так как расстраивают благоустроенное.

берегитесь обрезания,

То есть имеющих обрезание. Великим и драгоценным считалось некогда у иудеев обрезание, когда ради него нарушалась даже и суббота. А так как теперь оно упразднено, то оно осталось ничем иным, как просто отсечением плоти, ибо когда это действие перестало быть законным, то оно не что иное, как отсечение плоти. Или: «берегитесь обрезания» , то есть иудеев, которые старались разделить .

. потому что обрезание – мы, служащие Богу духом

Если, говорит, следует искать обрезания, то вы найдете его у нас, которые духовно, то есть душою и умом служим Богу. Обрезанные в душе и ею служащие Богу – вот кто имеет истинное обрезание, настолько высшее, насколько душа выше тела. Не сказал: у нас есть обрезание, но: мы, ибо человек – это и есть обрезание, соединенное с добродетелями. И опять не сказал: в них есть обрезание, но сами они суть погибель и зло.

и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,

Итак, что лучше: хвалиться Христом, обрезывающим наши сердца и возводящим чрез крещение в достоинство сынов Божиих, или же хвалиться во плоти, то есть гордиться плотским обрезанием потому только, что они чада Авраама?

. хотя я могу надеяться и на плоть.

Если бы я, говорит, происходил от язычников, то мог бы кто-нибудь сказать, что я потому осуждаю обрезание, что будто не имею благородного происхождения иудейского. Теперь же я сам, говорит, имею то же самое, чем вы хвалитесь, – надежду и похвалу плотским обрезанием. Итак, очевидно, я осуждаю обрезание не потому, будто я лишен, как вы говорите, вашего благородства, но ради самой истины.

Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,

Обрати внимание на его мудрость: никого не назвал по имени, чтобы такой речью не возбудить ненависти; выражением же «если кто другой думает» показывает, что другие вынудили его к подобным словам. Прекрасно сказал: "думает" – или потому, что иудеи не могли столько надеяться на обрезание, сколько он; или же потому, что надежда на обрезание – не истинная, а только кажется такой.

. обрезанный в восьмой день.

Чем особенно они хвалились, именно обрезанием, – это он ставит на первом месте. Выражением «в восьмой день» он показал, что не был прозелитом.

из рода Израилева,

То есть не от родителей-прозелитов, а из рода самих же израильтян.

колена Вениаминова,

То есть из более знаменитой части рода; ибо все, касающееся священства, было в уделе этого колена.

Еврей от Евреев.

Что касается моих предков, то я, говорит, происхожу от знатных иудеев. Можно было быть из рода израильтян, но не евреем от евреев. Ибо у многих дело было испорчено тем, что они не знали даже еврейского языка, живя в рассеянии между язычниками, и не точно соблюдали писания. Я же, говорит, еврей, то есть сохраняю этот характер. Или же апостол указывает этим на свое особенно благородное происхождение.

по учению фарисей,

О чем апостол выше сказал, именно: об обрезании, происхождении из рода Израилева и т. д., – все это не зависело от власти его. Теперь же он говорит о таком деле, которое совершено по его собственному избранию: "по учению" , говорит, "фарисей" , то есть по изучению закона. Фарисеи были самой знаменитой сектой у иудеев.

. по ревности – гонитель Церкви Божией,

Так как некоторые из среды фарисеев были не особенными ревнителями закона, то апостол говорит, что я был ревнителем настолько, что преследовал учеников Христа.

по правде законной – непорочный.

Так как многие были ревнителями из любоначалия и по другим видам, а не ради закона, то апостол и говорит, что, будучи непорочным по правде законной, как бы я мог быть гонителем ради чего-либо человеческого, а не по ревности божественной.

. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.:

. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего::

Здесь еретики, порицающие закон, говорят: вот, Павел называет его "тщетою" как же после этого он мог быть дан Богом? Но прежде всего будем благодарны за то, что Дух Святой так устроил, что они принимают эти слова, как бы говорящие в их пользу. Если бы этого не было, они бы просто уничтожили эти слова, как и многие другие. Затем, обрати внимание: апостол не сказал прямо, что закон – тщета, но "я почитаю" его "тщетою" , так как закон сам по себе не есть тщета. Иначе как бы он мог приводить ко Христу, когда понимается правильно? Прежде, понимая его ложно, я не обращался ко Христу; после же, узнав истину, я обратился ко Христу, и закон теперь показал мне, что он был тщетой в то время, когда я, понимая его ложно, не обращался ко Христу. Сам же по себе закон есть приобретение. Послушай далее: не сказал: что я считал преимуществом, но: "что было" , так как закон поистине «преимущество» , потому что, освобождая людей от зверства и суеверия и делаясь лестницей, приводит нас к жизни по Христе. Подобно тому как кто, восходя по лестнице, не пренебрегает ступенями, напротив, остается благодарным, потому что, не будь их, он не мог бы взойти. Так и закон был приобретением, теперь же мы считаем его тщетой и вредом не потому, что он таков на самом деле, но потому, что есть большая благодать. Или как человек обладающий серебром, если найдет золото, при невозможности обладать тем и другим, считает вредом удерживать серебро и оставляет при себе золото, так и закон становится вредом, если отводит от Христа, а если бы приводил к Нему, то не был бы вредом. Итак, говорит, я не только прежде считал закон тщетой, но и теперь считаю его таким. Почему же? по превосходству благодати. Видишь ли, он делает сравнение. Сравниваются же только однородные предметы, и поэтому что превосходит, то превосходит однородное себе. И закон есть познание, но меньшее; подобно тому, как светильник есть свет, но не такой как свет солнца, хотя и свет.

для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

Ради Христа, говорит, я от всего отказался, то есть все почел тщетой, или все отверг. Видишь ли после этого, закон не сам по себе тщета, но ради Христа. Относится ли слово "сор" к закону, – это не ясно. Правдоподобнее, что здесь речь идет вообще о мирских делах, ибо он выше сказал: ""для Него я от всего отказался"" , то есть от всего мирского. Но если сказанное отнести и к закону, то бесчестия для него не будет. Ибо "сор" есть солома или стебель пшеницы; но стебель служит охраной и поддержкой пшеницы, так что если бы не было стебля, то не было бы и пшеницы. Но когда последняя созрела и ее выбрали, тогда стебель становится ненужным. Точно так же и закон есть утверждение и свидетель благодати; когда последняя явилась, то уже не следует оставаться при букве закона.

. и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога

Дабы не иметь мне моей праведности, происходящей от дел закона, как бы уже совершенных мной, ибо нет праведности от дел, потому что я этих дел не совершил; но чтобы иметь праведность, происходящую чрез веру во Христа, которая есть праведность от Бога, то есть дар Божий, – праведность, оправдывающая верующих благодатью. «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, то спасешься» (). Божественные же дары в величайшей мере превосходят ничтожность дел, совершенных человеческим старанием, как и пшеница много лучше соломы.

по вере;:

. чтобы познать Его, и силу воскресения Его,

Итак, познание происходит через веру. Ибо какое умозаключение докажет нам воскресение? Никакое, но вера. Если же воскресение познается верой, то как будет познано умом большее – рождение? Но почему оно большее? Потому что примеров воскресения много; так как многие воскресали и до Христа. Но никто не родился от девы. Потому и праведность, которая от Бога, заключается в вере, то есть опирается на ней и имеет ее своим основанием. Сказал: «и силу воскресения» . Действительно, великая сила нужна для того, чтобы воскреснуть. А с другой стороны, воскресение подает нам силу для шествия по тому же пути, по которому шел Христос.

и участие в страданиях Его,

Будучи преследуемы и теснимы, говорит, мы становимся участниками страданий Христа. Потому что, если бы мы не верили, что будем с Ним царствовать, то не терпели бы так много и так сильно. Заметь, тот всего более верит в воскресение Христа, кто страдает. Послушай далее.

сообразуясь смерти Его,

То есть делаясь совершенно подобным Ему. Как Тот страдал от людей, так и я должен страдать. Потому что преследования и страдания живописуют образ Его смерти, и мы, так сказать, делаемся христами настолько, насколько страдаем. Видишь ли, как велико достоинство страданий?

. чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Что же? Неужели, если бы ты не страдал, Павел, то и не воскрес бы? Но под воскресением понимай здесь преславное вознесение Его на облаках, потому что все воскреснут, но не все будут вознесены на облаках: грешники внизу ожидают Судию, а святые восхищаются на облаках в сретение Господа. Сказанное ты поймешь из следующего. Умер, говорит, Христос, и я умираю. Он воскрес со славой, и я стараюсь достичь такого же славного воскресения. Заметь осторожность того, который столько сделал и который выше людей: «чтобы достигнуть» , говорит, ибо я еще не уверен; – настолько он смиренномудр. Об этом он говорит и в другом месте: «посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (); и еще: «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ().

. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился;

Сказав: «чтобы достигнуть» , он подтверждает это, говоря: так неуверенно я сказал потому, что еще не достиг награды, еще не усовершился.

но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

Говорит: я еще нахожусь в подвиге, еще стремлюсь, не достигну ли как конца и награды. Затем, показывая, что это его долг, он прибавляет: ради сего-то «достиг меня Христос» , то есть когда я был в числе погибших и отверженных, Христос меня преследовал и достиг меня бегущего, и обратил к Себе. Поэтому и сам я должен гнаться за Ним, чтобы достигнуть Его. Весьма выразительно сказал: «стремлюсь» , потому что стремящийся ни на что другое не обращает внимания, кроме того, к чему стремится, все опускает из виду, даже самое дорогое и самое необходимое. Так и мы должны спешить, не обращая внимания ни на какие препятствия.

. Братия, я не почитаю себя достигшим;

Так как прежде он много похвалил филиппийцев, теперь, смиряя их помыслы, он говорит: и я, учитель ваш, еще не считаю себя достигшим полного совершенства: подобно тому, как если бы кто о бегущем сказал, что он еще не пробежал всей дистанции. Как же он говорит в другом месте: «течение совершил» (). Но это он сказал в виду смерти.

а только, забывая заднее и простираясь вперед,

Делаю, говорит, одно, стремлюсь к одному только, чтобы всегда двигаться вперед. Я забываю совершенные мной дела и оставляю их позади, и о них вовсе не вспоминаю, и таким образом стремлюсь вперед, к тому, чего у меня еще недостает. Потому что тот, кто думает, что совершил уже поприще, тот останавливается, как бы уже все исполнил. Что же значит «простираясь» ? Это значит стараться схватить что-нибудь, прежде чем достиг, значит упреждать ноги, хотя бегущие, остальным телом, наклоняясь вперед, что происходит от великого усердия.

. стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Я, говорит, бегу не бесцельно, но устремляю свой взор к цели. Какая же это цель? «Почесть вышнего звания» , то есть нетленного, которая на небесах; потому что подвиг происходит внизу, но венец вверху, во светлости святых. Ибо и царь, удостаивая подвижников большей почести, венчает их, призвав к горнему. С целью показать, что все делается с помощью Христа, без которой и подвиг бывает неуспешен, говорит: «во Христе Иисусе» , то есть при Его содействии.

. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить;

Что же такое это? То, чтобы забывать заднее. Свойство совершенного человека – не считать себя совершенным; потому что совершенство заключается в том, чтобы не полагаться на себя.

если же вы о чем иначе мыслите, то и это вам откроет.

Здесь Павел обнадеживает филиппийцев: если, говорит, вы думаете, что все сделали, то покажет вам, как не ведающим, должное. Это сказано о совершенстве жизни и о том, чтобы они не считали себя совершенными.

. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

Что, говорит, мы доселе сделали, того и должны держаться, то есть единомыслия и мира; «и по тому правилу жить» , то есть той же верой и для той же цели. Ибо правило не допускает ни прибавления, ни убавления. Итак, вы не преступайте велений Святого Духа.

. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

Выше он сказал: «берегитесь псов» , и таким образом отдалил филиппийцев от них. Теперь он приближает их к тем, которые ведут добрую жизнь; ибо это и значит: "смотрите" , то есть обращайте внимание на них и, видя в них первообраз, подражайте им; как во мне имеете вы образец, так и в них. Ибо он учил их не только словами, но и в своей жизни, и в поведении являл себя примером; в этом и состоит совершенное учение.

. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю,

Не называет таковых по имени, чтобы не привести в возбуждение, но все-таки дает филиппийцам понятие о них, когда говорит: «о которых я часто говорил вам» . А теперь, так как зло увеличилось и распространилось, я даже не могу и вспомнить о них без слез. Видишь ли его сострадание? Он плакал не о своих собственных пороках (так как он их не имел), но о том, что другие жили, не сознавая своих пороков и в утехах.

поступают как враги креста Христова.

Некоторые лицемерно исповедывали , но жили в утехах и спокойствии, их-то и называет апостол врагами креста. Потому что крест ищет души, готовой на смерть, жаждущей опасности. А они свободны от этого и живут совершенно противоположно сему. Если бы они любили крест, то любили бы жизнь крестоносную, то есть горькую. Неужели после этого мы не будем страшиться пред мыслью, что тот, кто друг роскоши, земного спокойствия и безопасности – враг креста Христова?

. Их конец – погибель, их бог – чрево,

Потому что они служат ему, как Богу, и всячески угождают ему. Для одних бог – деньги, для других – чрево; о них Павел говорит в другом месте: «будем есть и пить, ибо завтра умрем» (). Вот новое идолослужение.

и слава их – в сраме,

Некоторые понимают это об обрезании, которое они считали славой, но которое на самом деле есть бесславие. Но это неверно; он чрез это показывает их неразумие. Ибо согрешающие должны бы стыдиться и скрываться; а они считают это для себя славой.

они мыслят о земном.

Потому что богом они имеют чрево, ничего не думая о духовном или небесном.

. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, мы должны думать о вышнем, должны стремиться к нашему отечеству, где нам назначено жить, так как Господь и Царь наш там, и оттуда мы ожидаем Его пришествия во славе Отца со святыми ангелами. Итак, и место, и лицо должны возбуждать вас к стыду.

. Который уничиженное тело наше преобразит

Многое теперь терпит наше тело: связывается, бичуется и подвергается бесчисленным бедствиям. Потому оно называется «уничиженным телом» , что подлежит тлению и разрушению. Но оно преобразится, то есть, оставаясь тем же самым, облечется в нетление; потому что под преображением нужно разуметь освобождение от тления.

так, что оно будет сообразно славному Телу Его,

Так как, говорит, тело наше сделалось подобным Телу Христа чрез общение в страданиях, то оно сделается таким же и в славе Его. Ах! Что он сказал? Наше тело будет сообразно тому Телу, которому покланяются ангелы, которое сидит одесную Отца, оному преславному Телу будет подобно наше тело и так же прославится, как и оно. Итак, если и вся вселенная будет слезно оплакивать потерявших такую славу, оплачет ли она их достойно?

силою, которою Он действует и покоряет Себе все.

Так как апостол сказал о великом и почти невероятном, то поэтому говорит: не сомневайся; потому что Он имеет силу, которой совершает все и которой покорил ангелов, архангелов и демонов. Поэтому, если Он совершил столь великое, то тем более может совершить гораздо меньшее. Кто же покорил? Некоторые говорят, что Отец покорил Ему, то есть Христу, все. Но это не вытекает из предыдущего, потому что апостол не говорил выше об Отце. Итак, лучше разуметь это о Христе, Который силой своей Божественности покорил Себе, то есть Своему Телу все. Не будем бояться, что мы как бы разделяем Христа; мы знаем Его, единого даже в различии Его естеств.