» » Геродот годы жизни. Отец истории: кого и почему так называли? Интересные факты из жизни Геродота

Геродот годы жизни. Отец истории: кого и почему так называли? Интересные факты из жизни Геродота

Его называют «Отцом истории». Геродот занимался сбором исторических данных, много путешествовал, считался отличным географом. Но наиболее известным мыслитель стал после написания книги «История». В ней было дано описание представлений о мире. Разумеется, в таком изложении, которое было актуальным на момент, когда жил Геродот. Историк сделал свои выводы на основе путешествий в Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, в другие государства и на острова Средиземноморья. Известно, что Геродот был и на Черном море, в частности - в Крыму, а также во владениях скифов.
Он описал разного рода войны. В его «Истории» можно найти повествования о греко-персидских сражениях. Геродот в подробностях рассказал историю государства Египетского. Описывал он и быт разных народов.


Жизнь Геродота

Родился этот греческий мыслитель примерно в 500 гг. до н.э. в Галикарнасе. Это город в Малой Азии. Геродот появился на свет в богатой, знатной семье. Его родители занимались торговлей.
В возрасте 20 лет ученый отправился путешествовать ради сбора информации о войнах греков с персами. Впрочем, результатом данной поездки стало получение не столько таких сведений, сколько проведение значительного по масштабам исследования разных народов мира, их корней и происхождения, о которых Греки практически ничего не знали.
Историкам и археологам удалось узнать, по каким маршрутам следовал Геродот в своем путешествии. Он прошел по Нилу вверх. После того, как посетил Египет, добрался до Вавилона. Это ровно за 2 тысячи км от Эгейских островов. Ученые предполагают, что был он и в Сузах, но не все исследователи жизни Геродота склонны соглашаться с таким мнением.
Еще одно предположение историков касается посещения Геродотом черноморского побережья, в частности Крыма. Но вот то, что древнегреческий мыслитель побывал в Южной Италии, став участником формирования колонии греческой, это доподлинно известно.
Геродот посещал места боевых сражений греков с персами, чтобы точно изучить направления походов, имена командующих войсками и подробности этой войны. В своей «Истории» Геродот описывает обычаи персов. По исконным традициям, представители этого народа не изображали богов в обличие людей. Также они не строили церквей и часовен. И, что интересно, не приносили жертв. Однако религиозные обряды у них существовали и исполняли они их на горных вершинах.
Также Геродот подметил, что персы не кушали мяса, а очень любили растительную пищу. В частности, фрукты, злаковые культуры. Обожали они и виноделие, а также всевозможные увеселительные мероприятия.
Персы интересовались традициями других народов, давали всестороннее воспитание своим детям, уважительно относились к правам и свободам всех людей. Призирали они лишь больных проказой, считая их великими грешниками. Так писал Геродот.
Народы, проживавшие вдоль берегов Дуная, называли скифами. Геродот писал и о них, а также ландшафтах, на которых обитали эти люди. Река, тогда Дунай именовали Истрой, всегда была полноводной, давала много рыбы.
В сказаниях о самих скифах Геродот опирался на существующие в те времена мифы. В них говорится о союзах воинствующих скифов с амазонками. Еще долго был сохранен обычай не брать невесту замуж, пока она не убьет врага.
В путешествии по древнему Египту Геродота подстерегало много опасностей. Змеи, дикие племена и животные. О личных впечатлениях относительно этой страны он и написал в своих воспоминаниях. Тут же находились сведения о местности и природных особенностях Африки.
Поразительным было отношение Геродота к данным о животном мире. Во всем он находил связь с человеком. Он писал, что в Египте люди сильнее соприкасаются с фауной, нежели в Греции. Также ученый говорил о некоем договоре, который египтяне заключили с кошкой, крокодилом, ибисом. Картина, которую Геродот описал в отношении Египта, совпадает с данными современных историков, либо принята ими как довольно правдоподобная.
Кстати, Геродоту доводилось общенародно озвучивать свои заметки о путешествиях. Жителям Греции его рассказы очень нравились, говорят историки. До конца своих дней Геродот ездил в разные страны, получил истинное признание у греков и заслужил ставу историка, просветителя и отважного путешественника.


Новшества или плагиат?


Люди всего мира, особенно ученые, могут быть благодарными Геродоту за те знания, которые он подарил. Во времена Геродота и до него греки даже не вели летопись победителей Олимпиад, не говоря уже о нанесении на пергамент сведений об истории городов, разных стран и народов. В лучшем случае летописцы излагали сухие факты. Но литературных произведений, подобных тем, что создавал Геродот, не было.
Как говорится, в споре рождается истина. У Геродота был оппонент и одновременно соратник, историк Гекатей. В полемике ученых рождались интересные идеи и мысли. Впрочем, конкретных данных о том, что Геродот спорил с Гекатеем в его учениях не найти. Он любил выражаться так: «ионяне свидетельствуют» или «рядовые эллины…». О том, что он упоминал в этих высказываниях о Гекатее, можно догадываться.
То, что споры имели место, говорится в некоторых античных источниках. В частности, есть до 10 упоминаний о том, что Геродот переписывал некоторые мысли Гекатея, выдавая их за свои. Историки сравнили тексты предшественников и дали заключение о том, что имели место не только полемика между учеными, но и плагиат. Впрочем, в древней Греции понятия плагиата не было. Считалось, что автор, который переписывает и тем самым передает мысли из книг предшественников, проявляет высочайшее уважение к ним. Позже уже Аристотель списывал с изданий Геродота, при этом, не цитируя, и даже нигде не упоминая его имени.
Такие умозаключения поставили современных исследователей перед мыслью о том, что Геродот был простым плагиатором. Гекатея он критиковал, но это было необоснованно, заключили ученые-историки. Это касается не только заимствования идей и мыслей, но и передачи географических данных, а также сведений, полученных в ходе якобы путешествий.
Геродот высмеял Гекатея за то, что тот утверждал о земле, как о правильной формы круге. Геродот не соглашался с мнением Гекатея о том, что Азия по величине равна Европе, говоря о несомненном превосходстве последней по территории.
Впрочем, уже во времена Гекатея и Геродота находились люди, которые сомневались в подлинности их учений, географических знаний, изложенных в разных источниках. Об этом спорили библиотекари, ученые, поэты. Некоторые авторы посчитали книгу Геродота, хранившуюся в Александрийской библиотеке, подделкой. Впрочем, кто у кого списывал достоверно уже не установить.


Геродот - первый историк в мировой литературе

И все же, ученые склонны считать, что именно Геродот является наиглавнейшим исследователем и историком. Он излагал факты, его интересовали исключительно географические открытия, пусть и не собственные. Много он писал и о мифологической стороне и верованиях людей древней Греции. Рассказывал мыслитель и о зарождении городов, колоний. Сухие исторические повествования предшественников Геродот облачал в интересные истории.
Гекатей в этом плане ничего не сделал. Поэтому наши современники именно Геродота считают наиглавнейшим историком древней Греции, оставившем значительный след в мировой литературе и культуре в целом.
Рассказы Геродота содержат очень ценные материалы, поскольку основаны не только на мифологии, но и на эмпирическом опыте, полученном им самим в путешествиях. Кстати, мыслитель не критиковал идеи и материалы, собранные предшественниками, а облачал их в рациональные повествования, основанные на доказательных принципах. Уже за это он получил уважение у современных исследователей, литераторов и историков, а также грековедов.
Геродот излагал разные версии предшественников о тех или иных событиях, сравнивал их и говорил, какая из мыслей представляется ему наиболее достоверной и почему. Так рассуждал он о связях Аргоса с персами. Руководствуясь вовсе не политическими соображениями, а объективными оценками, Геродот выдвинул целый ряд версий и подвел к ним доказательную базу. Правда сейчас уже невозможно установить, какая из идей может быть достоверной, и имеют ли они вообще право на существование.
Судя по тому, как сам Геродот излагал свои мысли, ученые пришли к выводу о том, что и сам он не был уверен на все 100% в том, что есть хоть какая-то из правильных идей и версий того или иного события или исторического факта. В том же случае, когда ученый был уверен в своей правоте и достоверности фактов, он приводил одну единственно правильную версию событий и давал полное объяснение всему.
К примеру, повествование, в котором рассказывается о смерти Кира. У Геродота была лишь одна мысль по поводу его кончины, и он ее придерживался, несмотря на существование иных идей у других мыслителей.
Итак, учения Геродота, несомненно, нужно и важно считать древнейшим литературным памятником. В мировой истории этот мыслитель сыграл практически ключевую роль. О чем и говорят современные исследователи и историки.

    Святой Монастырь Симонопетра

    Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”.

    Филофеев Монастырь. Филофей

    Филофеев монастырь, расположенный на плато на восточной стороне Афонского полуострова, на расстоянии примерно получаса ходьбы от Каракалова монастыря, занимает двенадцатое место в иерархии Святой Горы. Основание его датируется концом X века, по той причине, что уже в документе 1015 года имеется подпись «Георгия монаха» в качестве настоятеля Филофеева монастыря.

    49 причин почему надо любить Грецию

    Метеора. Монастырь Святой Троицы

    На очень высоком утёсе, своеобразной формы, на северо-западе от монастыря Святого Стефана - выстроен монастырь Святой Троицы. Прорубленные в скале 140 ступенек, безопасно ведут на вершину, где и расположен монастырь. Специалисты утверждают, что среди монастырей Метеор-Монастырь Святой Троицы считается третьим по возрасту.

    Язычество и неоязычество в Греции

    Современные церковнослужители, как православные, так и приверженцы других ветвей христианства, как и религий, исключают и не признают существование язычества ныне. Секрет кроется в полном непризнании многобожия. Язычниками священники называют и греховных людей. С последним историки и культурологи не согласны. Язычество – это поклонение сразу нескольким богам. Кстати, масса титанов, которая населяла греческий Олимп во времена Античности, как раз и является представительством того самого многобожия.

Геродот – древнегреческий историк (около 484-425 гг. до Р. Х.). В античную эпоху он пользовался огромным авторитетом, имел репутацию «отца истории» и действительно может считаться основоположником не только греческой, но и всей европейской исторической науки.

Геродот происходил из малоазиатской эллинской колонии Галикарнас, в населении которой были смешаны ионийцы и дорийцы. Главное произведение Геродота – «История» написано на ионийском наречии. В ранние годы своей биографии Геродот боролся за свободу своего города против попыток установить там тиранию. По этой причине ему приходилось уезжать из Галикарнаса в изгнание. В 446 г. Геродот навсегда покинул родину, переселившись вначале в Афины, а потом в город Фурии, основанный афинянами на юге Италии.

Бюст Геродота. Национальный музей Рима. Начало IV в. до Р. Х.

Подробности биографии Геродота известны лишь вкратце. Ясно лишь то, что он не раз путешествовал в далекие страны, посетил внутреннюю Азию и Египет. Материал путешествий широко использован им для написания «Истории». Это сочинение Геродота делится на девять книг, названных именами муз (см. его краткое содержание). Первая его половина посвящена описанию Персидского царства, Вавилонии, Ассирии, Египта, Ливии, Скифии. Кроме сведений по истории всех этих стран Геродот даёт богатейшие географические и этнографические их картины, которые по сей день служат одним из важнейших источников наших знаний по этим вопросам. Во второй половине своего сочинения Геродот рассказывает о нашествиях на Элладу Дария и Ксеркса – о греко-персидских войнах, охватывая период до 479 г. Обе половины «Истории» Геродота объединены общей задачей: проследить соперничество между варварами и греками, окончившееся победой Эллады. Первая половина сочинения, таким образом, служит своеобразной вводной частью для второй.

Характерная черта стиля Геродота – уже упомянутая выше широта тематики и научного охвата. Его «История» может считаться настоящей энциклопедией той эпохи, которая кроме основного исторического уклона включает сведения в области географии, народоведения, естественных наук, литературы и т. д. Автор проявляет необыкновенную любознательность во всех сферах. Стиль Геродота близок к разговорной речи и читается очень легко. Эта особенность вызывала даже обвинения Геродота в чрезмерном «популяризаторстве», недостатке строгой научности, в некритичности – и противопоставления ему другого великого греческого историка, Фукидида. Но эти обвинения соответствуют истине лишь в малой степени. Страсть Геродота к рассказам народно-разговорного типа не умаляет ни мастерства, ни глубины изложения. В тех случаях, где ему случается передавать неподтверждённые слухи и не вполне достоверные рассказы, он почти всегда сам оговаривает это.

Сочинение Геродота имеет огромную важность для изучения ранней истории России . Для России он выступает почти в той же роли, как Цезарь для Франции (Галлии) и Тацит для Германии. В своих путешествиях Геродот посетил некоторые местности Северого Причерноморья и оставил ряд важнейших известий о «Скифии» – её населении, обычаях, социальном быте. Достоверность этих сведений исчерпывающе подтверждена другими письменными источниками и раскопками.

Его называют «Отцом истории». Геродот занимался сбором исторических данных, много путешествовал, считался отличным географом. Но наиболее известным мыслитель стал после написания книги «История». В ней было дано описание представлений о мире. Разумеется, в таком изложении, которое было актуальным на момент, когда жил Геродот. Историк сделал свои выводы на основе путешествий в Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, в другие государства и на острова Средиземноморья. Известно, что Геродот был и на Черном море, в частности - в Крыму, а также во владениях скифов.

Он описал разного рода войны. В его «Истории» можно найти повествования о греко-персидских сражениях. Геродот в подробностях рассказал историю государства Египетского. Описывал он и быт разных народов.

Жизнь Геродота

Родился этот греческий мыслитель примерно в 500 гг. до н.э. в Галикарнасе. Это город в Малой Азии. Геродот появился на свет в богатой, знатной семье. Его родители занимались торговлей.

В возрасте 20 лет ученый отправился путешествовать ради сбора информации о войнах греков с персами. Впрочем, результатом данной поездки стало получение не столько таких сведений, сколько проведение значительного по масштабам исследования разных народов мира, их корней и происхождения, о которых Греки практически ничего не знали.

Историкам и археологам удалось узнать, по каким маршрутам следовал Геродот в своем путешествии. Он прошел по Нилу вверх. После того, как посетил Египет, добрался до Вавилона. Это ровно за 2 тысячи км от Эгейских островов. Ученые предполагают, что был он и в Сузах, но не все исследователи жизни Геродота склонны соглашаться с таким мнением.

Еще одно предположение историков касается посещения Геродотом черноморского побережья, в частности Крыма. Но вот то, что древнегреческий мыслитель побывал в Южной Италии, став участником формирования колонии греческой, это доподлинно известно.

Геродот посещал места боевых сражений греков с персами, чтобы точно изучить направления походов, имена командующих войсками и подробности этой войны. В своей «Истории» Геродот описывает обычаи персов. По исконным традициям, представители этого народа не изображали богов в обличие людей. Также они не строили церквей и часовен. И, что интересно, не приносили жертв. Однако религиозные обряды у них существовали и исполняли они их на горных вершинах.

Также Геродот подметил, что персы не кушали мяса, а очень любили растительную пищу. В частности, фрукты, злаковые культуры. Обожали они и виноделие, а также всевозможные увеселительные мероприятия.

Персы интересовались традициями других народов, давали всестороннее воспитание своим детям, уважительно относились к правам и свободам всех людей. Призирали они лишь больных проказой, считая их великими грешниками. Так писал Геродот.

Народы, проживавшие вдоль берегов Дуная, называли скифами. Геродот писал и о них, а также ландшафтах, на которых обитали эти люди. Река, тогда Дунай именовали Истрой, всегда была полноводной, давала много рыбы.

В сказаниях о самих скифах Геродот опирался на существующие в те времена мифы. В них говорится о союзах воинствующих скифов с амазонками. Еще долго был сохранен обычай не брать невесту замуж, пока она не убьет врага.

В путешествии по древнему Египту Геродота подстерегало много опасностей. Змеи, дикие племена и животные. О личных впечатлениях относительно этой страны он и написал в своих воспоминаниях. Тут же находились сведения о местности и природных особенностях Африки.

Поразительным было отношение Геродота к данным о животном мире. Во всем он находил связь с человеком. Он писал, что в Египте люди сильнее соприкасаются с фауной, нежели в Греции. Также ученый говорил о некоем договоре, который египтяне заключили с кошкой, крокодилом, ибисом. Картина, которую Геродот описал в отношении Египта, совпадает с данными современных историков, либо принята ими как довольно правдоподобная.

Кстати, Геродоту доводилось общенародно озвучивать свои заметки о путешествиях. Жителям Греции его рассказы очень нравились, говорят историки. До конца своих дней Геродот ездил в разные страны, получил истинное признание у греков и заслужил ставу историка, просветителя и отважного путешественника.

Новшества или плагиат?

Люди всего мира, особенно ученые, могут быть благодарными Геродоту за те знания, которые он подарил. Во времена Геродота и до него греки даже не вели летопись победителей Олимпиад, не говоря уже о нанесении на пергамент сведений об истории городов, разных стран и народов. В лучшем случае летописцы излагали сухие факты. Но литературных произведений, подобных тем, что создавал Геродот, не было.

Как говорится, в споре рождается истина. У Геродота был оппонент и одновременно соратник, историк Гекатей. В полемике ученых рождались интересные идеи и мысли. Впрочем, конкретных данных о том, что Геродот спорил с Гекатеем в его учениях не найти. Он любил выражаться так: «ионяне свидетельствуют» или «рядовые эллины…». О том, что он упоминал в этих высказываниях о Гекатее, можно догадываться.

То, что споры имели место, говорится в некоторых античных источниках. В частности, есть до 10 упоминаний о том, что Геродот переписывал некоторые мысли Гекатея, выдавая их за свои. Историки сравнили тексты предшественников и дали заключение о том, что имели место не только полемика между учеными, но и плагиат. Впрочем, в древней Греции понятия плагиата не было. Считалось, что автор, который переписывает и тем самым передает мысли из книг предшественников, проявляет высочайшее уважение к ним. Позже уже Аристотель списывал с изданий Геродота, при этом, не цитируя, и даже нигде не упоминая его имени.

Такие умозаключения поставили современных исследователей перед мыслью о том, что Геродот был простым плагиатором. Гекатея он критиковал, но это было необоснованно, заключили ученые-историки. Это касается не только заимствования идей и мыслей, но и передачи географических данных, а также сведений, полученных в ходе якобы путешествий.

Геродот высмеял Гекатея за то, что тот утверждал о земле, как о правильной формы круге. Геродот не соглашался с мнением Гекатея о том, что Азия по величине равна Европе, говоря о несомненном превосходстве последней по территории.

Впрочем, уже во времена Гекатея и Геродота находились люди, которые сомневались в подлинности их учений, географических знаний, изложенных в разных источниках. Об этом спорили библиотекари, ученые, поэты. Некоторые авторы посчитали книгу Геродота, хранившуюся в Александрийской библиотеке, подделкой. Впрочем, кто у кого списывал достоверно уже не установить.

Геродот - первый историк в мировой литературе

И все же, ученые склонны считать, что именно Геродот является наиглавнейшим исследователем и историком. Он излагал факты, его интересовали исключительно географические открытия, пусть и не собственные. Много он писал и о мифологической стороне и верованиях людей древней Греции. Рассказывал мыслитель и о зарождении городов, колоний. Сухие исторические повествования предшественников Геродот облачал в интересные истории.

Гекатей в этом плане ничего не сделал. Поэтому наши современники именно Геродота считают наиглавнейшим историком древней Греции, оставившем значительный след в мировой литературе и культуре в целом.

Рассказы Геродота содержат очень ценные материалы, поскольку основаны не только на мифологии, но и на эмпирическом опыте, полученном им самим в путешествиях. Кстати, мыслитель не критиковал идеи и материалы, собранные предшественниками, а облачал их в рациональные повествования, основанные на доказательных принципах. Уже за это он получил уважение у современных исследователей, литераторов и историков, а также грековедов.

Геродот излагал разные версии предшественников о тех или иных событиях, сравнивал их и говорил, какая из мыслей представляется ему наиболее достоверной и почему. Так рассуждал он о связях Аргоса с персами. Руководствуясь вовсе не политическими соображениями, а объективными оценками, Геродот выдвинул целый ряд версий и подвел к ним доказательную базу. Правда сейчас уже невозможно установить, какая из идей может быть достоверной, и имеют ли они вообще право на существование.

Судя по тому, как сам Геродот излагал свои мысли, ученые пришли к выводу о том, что и сам он не был уверен на все 100% в том, что есть хоть какая-то из правильных идей и версий того или иного события или исторического факта. В том же случае, когда ученый был уверен в своей правоте и достоверности фактов, он приводил одну единственно правильную версию событий и давал полное объяснение всему.

К примеру, повествование, в котором рассказывается о смерти Кира. У Геродота была лишь одна мысль по поводу его кончины, и он ее придерживался, несмотря на существование иных идей у других мыслителей.

Итак, учения Геродота, несомненно, нужно и важно считать древнейшим литературным памятником. В мировой истории этот мыслитель сыграл практически ключевую роль. О чем и говорят современные исследователи и историки.

    ТУРЫ ПО РОССИИ 2016

    Туры по России всё чаще и больше пользуются спросом у почитателей и ценителей огромной и многообразной русской культуры. Туры по России 2016, подойдут и любителем экстремального отдыха, и людям предпочитающим проводить время в местах с нетронутой и девственной природой. При выборе тура по России 2014 сезон или пора года не являются помехой, так как туры разноплановые и внесезонные. Инфраструктура Российских городов в плане туризма, достигла неплохого уровня и отвечает всем европейским стандартам. Туры по России 2016 располагают огромным количеством вариантов путешествий. У туроператоров имеется огромнейшая база наиболее комфортабельных комплексов, куда входят современные пансионаты и коттеджи. Выбрав туры по России 2014, вы будете находиться в атмосфере комфорта и положительных эмоций. Если же у вас в расположении не очень большое количество времени, которое вы сумели выкроить у плотного графика дел и забот, следует прежде всего сконцентрировать своё внимание на турах по Золотому Кольцу матушки России.

    Споры об этом продолжаются и по сей день. Их ведут историки, грековеды, литераторы и простой люд. Образованная, незамужняя, свободных взглядов женщина, ведущая образ жизни абсолютно независимый. Таковыми считают гетер древней Греции. Были среди этих дам и те, что играли основополагающие роли в общественной жизни Греции. Дома таких гетер были центром для общения политиков, деятелей искусства, общественников.

    Иконы с Афона.

    Афины в Древней Греции

    Древнегреческие Афины – это величественный и почитаемый город. В нем было огромное количество жителей. Местность отличалась прекрасной архитектурой. Афины – это и центр искусств, культуры греков. Главный город Аттики расположен не на берегу моря, как это принято было издревле, а в нескольких километрах от водного пространства. Поселение основано вокруг большого холма, на вершине которого в живописной местности стояла крепость невиданной красоты - Акрополь.

    Разноцветные пляжи Санторини.

    Греческий остров Санторини известен во всем мире не только красивейшими закатами и как одно из любимейших мест отдыха звезд Голливуда, но и своими разноцветными пляжами. Песок на пляжах острова на самом деле разного цвета: белый, черный и красный. В различных частях Санторини пляжный песок имеет различную окраску благодаря происхождению песка, а также различным примесям.

Геродот Галикарнасский (484-425 до нашей эры) - древнегреческий историк, один из первых известных путешественников. Именно он был автором первого трактата «История», который дошёл до потомков. В нём учёный описал обычаи и традиции народов, живших за несколько веков до нашей эры. О биографии Геродота известно немного. Имеющаяся информация была почерпнута из текстов историка и энциклопедии «Суда», изданной в Византии XX века. Некоторые данные в них расходятся, однако есть и общие сведения о жизни путешественника. О его личной жизни учёным узнать ничего не удалось.

Изгнание и путешествия

Геродот родился в Галикарнасе - колониальном поселении под Грецией. Сейчас там находится курортный городок Бодрум, а в 484 году до н.э. на территории проживали ионийцы и дорийцы. Самое известное сочинение историка было написано именно на ионийском наречии.

Будущий учёный имел обеспеченных родителей, он получил прекрасное образование. В юности он принимал активное участие в политической жизни города. Вместе со своими согражданами он пытался свергнуть с престола тирана Лигдамида. За это юноша был наказан, ему пришлось уйти из города. В 446 г. он навсегда покинул родное поселение.

После изгнания Галикарнасский поселился на острове Самос. Там он начал готовиться к путешествию по всем близлежащим территориям, доступным для человека. Юноша всегда мечтал увидеть мир собственными глазами, составить своё мнение, не ограничиваясь данными из учебников.

Когда ему исполнилось 20 лет, Геродот отправился исследовать египетские территории. Он наблюдал за жизнью народа, уточнял важную информацию о пирамидах и разливах Нила. Из записей, сделанных в тот период времени, началась мировая историческая хроника. Из Египта историк спустился в Гибралтар, затем в Александрию и Аравию. Он стремился всегда быть возле океана, чтобы легко найти обратный путь.

В Саудовской Аравии учёный провёл совсем немного времени. Возможно, это связано с чрезмерной религиозностью её населения. С Аравийского полуострова Геродот отправился в Вавилон, затем он посетил Персию, добрался до Индии. Позднее он описал в своём сочинении нравы этой страны, признал её могущество и равные силы.

Почти 11 лет Галикарнасский провёл в путешествиях. Он исследовал Финикию, Сирию, Македонию, добрался даже до Скифии. На юге современной России историк пробыл немало времени. Он начертил карты трёх морей - Чёрного, Азовского и Каспийского, а также изобразил впадающие в них реки.

Переезд в Афины

В конце своего масштабного путешествия Галикарнасский занялся изучением традиций скифов. В своих сочинениях он рассказывал о племени амазонок, насчёт которых сейчас ведутся споры среди учёных. Геродот упоминал воинственных женщин, живших в браке с вождями скифских племён.

Примерно в 446 году историк поселился в Афинах. На тот момент ему исполнилось 40 лет, Геродот пользовался признательностью влиятельных людей. Он цитировал отрывки из «Истории» элите общества, сблизился со сторонниками Перикла. Галикарнасский поддерживал демократические взгляды. Также он участвовал в восстановлении некоторых разрушенных поселений.

Согласно данным историков, Геродот умер в 426 году до нашей эры. В то время он проживал в колонии Туриум, расположенной на территории современной Италии.

Научные достижения

«История» Геродота дала пищу для размышлений будущим поколениям. В ней сочетаются сразу несколько компонентов:

  • Географические данные о государствах - расположение, рельеф, особенности климата;
  • Этнографические исследования - в этом произведении очень много информации о населении древних стран, их традициях и обычаях;
  • Подробное описание исторических событий, которые учёный видел собственными глазами;
  • Художественная ценность - историк был также талантливым писателем, его сочинение легко читалось, было увлекательным и насыщенным событиями.

Некоторые современники критиковали Галикарнасского за его простую манеру изложения. Он описывал свои впечатления и наблюдения без научных формулировок, просто делился знаниями.

Очень важно правильно осознавать задачу Геродота. Он не хотел путешествовать только с военными целями, как его соотечественники. Юношу интересовали разные люди, их обычаи и особенности. Он верил в то, что боги могут вмешиваться в жизни смертных. Одновременно с этим учёный не отрицал важности личных качеств политиков и обычных людей.

Галикарнасский стремился познать и запомнить как можно больше, поэтому он столь скрупулёзно вёл свои записи. Примечательно, что историк уже тогда посетил страны, самые популярные для туристов в наше время, - Египет, Турцию и Индию.

Геродот - древнегреческий историк, «отец истории», по выражению Цицерона ; вся античная культура испытала на себе влияние его трудов. Родиной его был город в Малой Азии Галикарнас (отсюда и прозвище Геродота – Галикарнасский), где он появился на свет приблизительно в 484 г. до н. э. Судя по всему, образование, полученное будущей знаменитостью, было очень хорошим для своего времени, тем более что родом он был из знатного и состоятельного семейства. Геродот, прекрасно зная ионийский диалект, преуспел в амплуа рассказчика.

В его биографии есть такой факт, как членство в партии, объявившей политическую борьбу тирану Лигдамиду. Геродот участвовал в ней, будучи молодым человеком. Поражение в борьбе и установившаяся в Геликарнасе тирания превратили бунтаря в изгнанника, отправившегося на остров Самос. Оттуда Геродот впоследствии направился в путешествия по землям, о существовании которых было известно древним грекам. Будущему отцу истории довелось побывать в таких странах, как Египет, Персия, Сирия, Ливия, Вавилония, Фракия, Византия, Македония. Добрался он и до Скифии, после чего по берегу Черного моря двигался в восточном направлении, дойдя до Дона.

Примерно в 446 г. до н. э. Геродот перебрался в Афины. Там он встретился с Периклом, лидером афинской демократии, и эти отношения заметно повлияли на политические воззрения Геродота. Известно, что Геродот устраивал публичные чтения, за что получал от благодарных столичных жителей внушительное денежное вознаграждение.

В 444 г. до н. э. Геродот оказался среди из участников создания Фурии - общеэллинской колонии, расположенной в Великой Греции, там, где кротонцы разрушили Сибарис. Не исключено, что он наносил визиты и в другие города Великой Греции. Там же, в Фуриях, Геродот умер. Точная дата смерти неизвестна; считается, что древнегреческий историк скончался примерно в середине 20-ых.

Творческое наследие Геродота представлено единственным трудом под названием «История». Сейчас не представляется возможным установить, когда именно автор начал и закончил этот труд, однако принято за основу мнение, что, когда началась Пелопонесская война, «История» уже была представлена публике. Считается, что Геродот написал эпический труд в период с 427 по 421 г. до н. э. Он состоит из девяти книг, но таким образом его разделили уже позднее александрийские ученые, причем каждая из частей получила имя одной из муз.

Центральное событие «Истории» - греко-персидские войны (500-449); последними описаны события, датируемые 478-ым, когда греки взяли город Сесту. Однако до основной темы своего повествования Геродот добирается только в пятой книге. Его сочинение нельзя назвать историческим исследованием в современном понимании этого термина. В масштабном полотне присутствуют описания истории некоторых стран, например, Мидии, Лидии, Египта, Персии; военных походов персидских правителей; межгосударственных взаимоотношений, религии, народных обычаев, политического и экономического устройства. Отдельные места представляют собой настоящую энциклопедию, в которой можно найти самые разносторонние сведения, начиная этнографией и заканчивая литературой. В их основу легли самые разные источники: как письменные работы логографов, так и фольклор, собственные наблюдения и т.п.

Обилие фактов соседствует с художественным, «живым» слогом, сквозь эпическое полотно явственно поступает личность автора - человека любознательного, талантливого, начитанного, имеющего большой жизненный опыт. Сложно назвать исторические взгляды Геродота научными и целостными: например, рационалистические объяснения событий соседствуют с указанием в качестве причин воли рока и богов. И все же единство замысла, масштабность, историчность основной темы, новаторское для своего времени изложение делают обладание статусом отца истории совершенно справедливым.

Биография из Википедии

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н. э. - около 425 г до н. э.) - древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» - автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры.

Геродот - чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современных Украины, России и Казахстана.

Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу, однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.

Родина Геродота, Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь около 484 года до н.э. во влиятельной семье Ликса. В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э. он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

«История»

Сочинение Геродота - не историческое исследование в современном смысле слова, это - мастерское повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения - настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

Память

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Геродота кратеру на видимой стороне Луны.

Литература

Тексты и переводы

  • В серии «Loeb classical library» издана в 4 томах (№ 117-120).
  • В серии «Collection Budé» «История» Геродота издана в 11 томах (включая тома с введением и с указателем).

Русские переводы:

  • Повествования Иродота Аликарнасского . / Пер. А. Нартова. В 3 т. СПб., 1763-1764.
  • История Иродотова . Ч. 1-5. / Пер. И. И. Мартынова. СПб., 1826-1828. (на греч. и рус. яз.; включает в ч. 5 «Жизнь Гомера » Псевдо-Геродота)
    • Книги I, IV. / Пер. И. Мартынова в переработке М. Гаспарова. // Историки Греции. М., 1976. С. 27-166.
  • Геродот . История в 9 кн. / Пер., предисл. и указатель Ф. Г. Мищенко. В 2 т. М., 1885-1886.
    • 2-е изд., испр. 1888.
    • переизд.: М.: Эксмо. 2008.
  • Геродот . История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. (Серия «Памятники исторической мысли».) Л.: Наука, 1972. 600 стр. 50000 экз.
    • переизд. неоднократно, например: (Серия «Классики исторической мысли»). М.: Ладомир - АСТ. 1999. 752 стр.

Кроме того, до революции в России выходило множество «школьных изданий» отдельных книг «Истории».

Исследования

  • Дьячан Ф. Н. Геродот и его музы. Ч. 1. - Варшава, 1877. - 237 с.
  • Клингер В. П. Сказочные мотивы в истории Геродота. - Киев, 1903. - 222 с.
  • Лурье С. Я. Геродот. - М.-Л., 1947.
    • переизд.: М.: URSS, 2009.
  • Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. - 201 с. - 2300 экз.
  • Дитмар А. Б. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота. - М.: Географгиз, 1961. - 87 с. - 20.000 экз. (Серия: Замечательные географы и путешественники).
  • Борухович В. Г. Историческая концепция египетского логоса Геродота. // Античный мир и археология. Вып. 1. - Саратов, 1972.
  • Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливий. - М.: Наука, 1984. - 213 с. 5300 экз.
  • Суриков И. Е. Геродот. (Серия: Жизнь замечательных людей. Вып. 1374). - М.: Молодая гвардия, 2009. - 408 с.

Скифский рассказ Геродота:

  • Надеждин Н. И. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. - Одесса, 1842. - 114 с.
  • Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия: Историко-географический анализ. - М.: Наука. 1979. - 248 с. - 50 000 экз.
    • переизд.: М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. - 272 с. - 4000 экз. (Древняя Русь)
  • Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. - М.: Наука. 1982. - 5000 экз. (Древнейшие источники по истории народов СССР). (в издании подробнейшая библиография)
  • Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. - Л.: Наука. 1982. - 240 с.