» » Имя существительное не изменяется. Как изменяется имя прилагательное? Формы прилагательных

Имя существительное не изменяется. Как изменяется имя прилагательное? Формы прилагательных

Следуя правилу «Как вы яхту назовете, так она и поплывет», люди выбирают себе новые имена в надежде на то, что это изменит их жизнь к лучшему. Но верно ли это правило и стоит ли прибегать к этому методу?

Поводов, из-за которых люди меняют имена, множество. «Причины можно разделить на внутренние и внешние, — рассказывает психолог Елена Шендерова. — За внутренними стоят неуверенность в себе , низкая самооценка, дисбаланс образа «Я», которые не изменить только сменой имени. Этот шаг будет не решением проблемы, а бегством от себя. Сюда же можно отнести истерические и демонстрационные черты личности, под влиянием которых человек стремится привлечь к себе внимание. Еще бывает, что люди некомфортно ощущают себя с данным именем, потому что оно вызывает негативные чувства и ассоциации (например, если такое же имя у родственника, с которым связаны эти эмоции). Также потребность в изменении имени возникает, когда человек, пройдя сложный жизненный этап, изменяет свою жизнь и прощается с прошлым. Иногда родители называют детей экзотическими именами , а вырастая, те стремятся избавиться от имени, связанного с детскими обидами (обзывания в школе), комплексами».

Скажи мне, какой у тебя ник, и я скажу тебе…

Социальные сети дают возможность заставить окружающих называть тебя таким именем, какое тебе по душе — достаточно придумать заманчивый ник, и вот уже все называют тебя не Катей Ивановой, а Katarina Sugar baby. Для некоторых ник в Интернете становится не просто красивым словцом, а родным именем, и они решают зафиксировать это родство документально.

Рассказывает Андрей, сменивший в паспорте реальное имя и фамилию на свой ник, которым пользуется в «Живом журнале». Ему 35 лет, редактор:
— Псевдоним появился году в 2005, еще до того, как я завел аккаунт в ЖЖ, а о перемене «паспортного» ФИО я задумался около года назад. Я пережил очень сильное личное потрясение, после которого произошла полная переоценка ценностей. Мне нужно было начать жить по-новому, и одним из шагов к этому стала смена имени и фамилии. Родные и близкие отнеслись к поступку с пониманием, а моя работа и жизненный опыт позволяют мне не задумываться о том, как это воспримут другие. Меня теперь часто принимают за иностранца — в моем новом имени есть и саксонские, и скандинавские корни, но оно все же искусственное. Что касается коллег и подчиненных (и всех тех, кто знал меня до смены имени), то достаточно было просто упомянуть, что я теперь зовусь иначе. После смены имени я начал соответствовать самому себе. В этом смысле старт новой жизни получился удачным.

Как отмечает психолог, Интернет дает возможность людям создать так называемый образ «идеального Я» либо преподать себя таким, какой ты есть внутри, или же просто примерить новую роль, которую ты не можешь играть в реальности.

Имя несет в себе мощную эмоциональную нагрузку. Так, например, в отношении многих имен в обществе сформировались стереотипы, порой заслоняющие истинное восприятие человека. Если Анжелика видится некоей сказочной принцессой, Жанна — экстравагантной красоткой, то Катя или Света часто воспринимаются как соседские девчонки, хотя практика показывает, что далеко не все Жанны привлекательны, а Кати не просты.

Рассказывает Наталья (ранее Маша), косметолог, 28 лет:
— Мне с детства не нравилось мое имя Маша. Меня постоянно обзывали, рифмуя имя с сами понимаете каким словом. Я решила, что как только окончу школу, то перед университетом обязательно сменю имя на Наталью: оно было для меня каким-то возвышенным. Сначала мне казалось, что ко мне стали относиться по-другому, но так как у нас в группе было две Наташи: высокая и я, маленькая, то чтобы нас различать, меня стали называть «Наташа — лилипутка наша». После этого я поняла, что в принципе к любому имени можно придумать обидное прозвище . Ты изменишь имя, но появится другая проблема — поэтому надо работать над собой.

По словам психолога Елены Шендеровой, глубокая внутренняя проработка имеющихся комплексов, страхов, обид и других чувств может реально помочь человеку. Но бесполезно создавать иллюзию изменений в себе. Постоянно убегая от себя, можно лишь попасть в зависимость от внешних проявлений и искать причины неудач везде, но не в самом себе.

Юрист Дарья придерживается мнения, что не имя красит человека, а человек — имя.
Дарья, 31 год:
— Я изменила имя с Симы на Дарью 5 лет назад. Имя мне не нравилось, потому что ассоциировалось с какой-то вредной тетей Симой, даже сочетание букв меня раздражало. Друзья и коллеги долго привыкали, но потом все-таки стали называться меня Дарьей без приставки «это та, которая Сима была». Честно скажу, что больших перемен я не заметила за эти 5 лет. Вначале было какое-то воодушевление. Иногда мне кажется, что это было самовнушение . Теперь так получается, что с именем Дарья меня ничто важное не связывает, как будто я прошлое потеряла, а по имени Сима немного тоскую даже, особенно когда кто-то из старых знакомых, не знающий о перемене имени, назовет меня Симой.

Слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы «какой?» и «чей?» в русском языке называются прилагательными. Имя говорит само за себя – это то, что прилагается к чему-то, а именно к другому слову – к существительному. Без него, явного или подразумеваемого существительного, прилагательного вовсе не может быть. Иначе оно теряет смысл своего присутствия в предложении и даже может само превратиться в существительное (ср.: слепой (какой?) старик – прил. и сидел (кто?) слепой – сущ.).

Соответственно с изменением определяемого слова зависимое будет подстраиваться под него, усваивая себе его морфемные признаки. Это выражается окончаниями. Прилагательные всегда стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны по смыслу.

Поэтому, чтобы не ошибиться в правописании окончания того или иного прилагательного, следует:

  1. найти существительное, к которому оно относится (прилагается);
  2. поставить вопрос от определяемого существительного к прилагательному. Окончание вопроса подскажет нужное окончание прилагательного; они в большинстве своём бывают созвучны: погода (какая?) тёплая ; утро (какое?) солнечное ; песни (какие?) тихие ; роста (какого?) высокого ; ветвями (какими?) тонкими );
  3. при этом надо помнить, что вопросом «какой?» нельзя проверить окончания прилагательных начальной формы (прилагательные в м. р. ед. ч. И./В. п.).
    В этих случаях:
    • под ударением пишется окончание -ой (карандаш (м. р. ед. ч. И. п.) (какой?) цветно́й );
    • без ударения – -ый/-ий (карандаш (какой?) о́стрый, си́ний ).
    Кроме названных у прилагательных есть ещё и другие изменяемые признаки:
    • степень сравнения;
    • полная или краткая форма.
Оба они актуальны только для качественных прилагательных!

Что такое качественные прилагательные?
По своему значению все прилагательные делятся на три разряда.

  1. Качественные. Отвечают на вопрос «какой?» и обозначают качество предметов : цвет (жёлтый, красный ), размер (большой, мелкий ), вес (тяжёлый, малый ), черты характера (смешливый, угрюмый ), возраст (юный, старый ), вкусовые качества (горький, кислый ). К большинству из них можно легко подобрать антонимы (большой – маленький, острый – тупой ) или синонимы (большой –крупный, огромный, громадный );
  2. Относительные. Также отвечают на вопрос «какой?», но определяют предмет по отношению к другому предмету : его местонахождение (уличный фонарь, школьный двор), материал (бумажный змей, шёлковая лента), назначение (лыжный костюм, обувная щётка), отношение ко времени (вечерняя прохлада, ранний обед);
  3. Притяжательные. Единственные отвечают на вопрос «чей?», так как характеризуют предмет по его принадлежности к какому-либо живому существу (мамин фартук, лисий хвост, Сашин крик).
Качественные прилагательные значительно отличаются от остальных. Они одни могут:
  • образовывать краткую форму, отвечая на вопрос «каков?», (высокий – высок, горький – горек );
  • показывать признаки предметов в большей или меньшей степени (высокий – выше – еще выше – высочайший – самый высокий ).
Усиление признака, как видно из примера, идет по нарастающей: из начальной, положительной, принимает формы сравнительной и превосходной степеней; которые могут быть выражены по-разному:
  • простыми формами с помощью суффиксов: выше, высочайший ;
  • составными формами с помощью добавочных слов: более (менее, самый, очень, наиболее...) высокий .
Все прилагательные склоняются по падежам, числам и родам (в ед. ч.). И только у качественных есть исключения.
  1. Краткие прилагательные не склоняются! То есть они не изменяются по падежам, а изменяются только по числам и по родам (в ед. ч.): голоден, голодна, голодны .
  2. Вообще никак не изменяются качественные прилагательные в сравнительной степени простой формы (выше, ниже, уже, шире, быстрее… ) и в построенной на ее основе составной превосходной степени (выше – выше всех ).
Остальные качественные прилагательные склоняются одинаково с относительными. В зависимости от последнего согласного в основе их окончания могут быть в твёрдом и мягком вариантах (-а-я, -о-е, -у-ю, -ы-и ).

Также прилагательные согласуются с существительным в одушевленности, если существительное стоит в форме В. п. мн. ч., а для мужского рода - и в ед. ч. (ср.: вижу красив-ые (какие?) туфли и вижу красив-ых (каких?) девочек).


Притяжательные прилагательные склоняются иначе. Их тип склонения называется смешанным. Набор окончаний там особый. Они не обязательно будут созвучны. При этом в склонении прилагательных с суффиксом -ий- и прилагательных с суффиксами -ын-/-ин- или -ов-/-ев- имеются свои отличия.


У притяжательных же прилагательных с суффиксом -ий- обязательно в середине слова пишется мягкий знак (собачья, собольи, куньих, лисьего... ); во всех формах кроме начальной (м. р. ед. ч. И./В. п.), в ней окончания будут нулевыми (заячий_, лисий_, кошачий_, соболий_ ).

Разряды прилагательных не имеют четких границ, что позволяет им переходить из одного в другой. Такие изменения зависят от контекста, как правило, при использовании в переносных значениях. Так притяжательное прилагательное лисья (чья?) нора становится относительным в случае лисья (какая? из чего сделана?) шуба , а относительное прилагательное железный (какой? из чего сделан?) кран превращается в качественное – железное (какое? т. е. крепкое) терпение .

И, наконец, есть несколько особых прилагательных, обозначающих цвета (беж, хаки, индиго и др. ), народности (ханты, манси, урду... ) и фасоны одежды (гофре, клёш, мини... ), а также слова (вес) брутто, нетто , (час) пик , которые обладают своими особенностями: они всегда неизменяемы и всегда ставятся после существительного (пиджаки беж, юбка клёш ).

У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд, которые также являются неизменяемыми.

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?

Например: стол,парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос кто? отвечаютодушевлённые существительные . Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.

На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.

Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. он, мой , - мужского рода.

Например: дом, мир, магазин, пенал, январь .

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя, - женского рода .

Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, -

среднего рода .

Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.

Имена существительные бывают собственные и нарицательные . Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе - два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.

При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.

Начальная форма имени существительного - существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам):пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо . Такие имена существительные называются несклоняемыми.

Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже относятся к первому склонению : девочка Юля дедушка папа дядя

Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е относятся ко второму склонению : трамвай o урок o огонь o яблоко поле

Существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием) относятся к третьему склонению : пристань o , площадь o , ночь o , мышь o .

Изменение имён существительных единственного числа по падежам (склонение).

Падеж

Падежные вопросы

Предлоги

Примеры

И.п.

кто? что?

предлогов нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

Комната без (чего?) окна

Подарок для (кого?) друга

доехал до (чего?) школы

вышел из (чего?) школы

письмо от (кого?) мамы

съехал с (чего?) горы

Д.п.

кому? чему?

к, по

склонились к (чему?) земле

плывут по (чему?) небу

В.п.

кого? что?

в, во, на,

за, про, через

ушел (во что?) в море

смотрит на (что?) море

сел за (что?) стол

спрятался под (что?) стол

узнал про (кого?) сестру

перешел через (что?) дорогу

Т.п.

кем? чем?

росли над (чем?) рекой

росли перед (чем?) лесом

росли за (чем?) домом

встретился с (кем?) другом

росли под (чем?) окном

П.п.

о ком? о чём?

о, об, в, на, при

построили при (чём?) школе

думаю о (о ком?) маме

учусь в (чём?) школе

играли на (чём?) перемене

Вспомогательные слова

Название падежей

Вопросы

Предлоги

Окончания существ.

I склонения

Окончания существ.

II склонения

Окончания существ.

III склонения

И.п.

кто? что?

-а, -я

-о,-е

Нет

Р.п.

кого? чего?

от, до, из,

без, у, для,

с, около

-ы, -и

-а,-я

Рад

Д.п.

кому? чему?

к, по

-у,-ю

Вижу

В.п.

кого? что?

в, во, на,

за, про, через

-у, -ю

-о,-е

Доволен

Т.п.

кем? чем?

с, со, за, под, над, между, перед

-ой, -ей, -ёй

-ом, -ем, -ём

Думаю

П.п.

о ком?

о чём?

о, об, в, на, при

Как отличить И.п. от В.п. II и III склонения?

И.п. кто? что?

В предложении всегда является подлежащим

Употребляется без предлога

В.п. кого? что?

В предложении являетсявторостепенным членом (дополнением)

Употребляется и без предлога, и с предлогами

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Склонение имён существительных множественного числа.

Падежи

Вопросы

Множественное число

Окончания существительных множественного числа

кто? что?

озёра , друзья , словари , страницы

-а, -я, -ы, -и

Р.п. (нет)

кого? чего?

Друзей килограммов помидоров огурцов апельсинов мандаринов овощей носков платьев фотографий яблок туфель груш сапог ботинок чулок дел задач улиц вишен деревень озёр писем

-ов, -ев, -ий, -ей

Д.п. (рад)

кому? чему?

Книгам городам сёлам птицам учителям читателям

-ам, -ям

В.п. (вижу)

кого? что?

Друзей моря города страны ели

-а, -я, -ы, -и, -ей

Т.п.(доволен)

кем? чем?

Книгами городами сёлами птицами учителями читателями

-ами, -ями

П.п. (думаю)

о ком? о чём?

о книгах о городах о сёлах о птицах об учителях о читателях

-ах, -ях















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать понятие об имени существительном; познакомить с изменением существительных по вопросам и по числам.

Задачи :

  • Образовательная : познакомить с новой частью речи-существительным, с изменением существительных по вопросам и по числам; формировать умение распознавать существительные; повторить знания о глаголе, о предложении.
  • Воспитательная : воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.
  • Развивающая : обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость, внимание к слову, мышление, память, самостоятельность и воображение.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Синтаксическая разминка.
  3. Работа над темой «Имя существительное».
  4. Физминутка.
  5. Работа над темой «Как изменяются имена существительные».
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Оборудование:

  • Учебник 3 класса «Русский язык. Слово, часть II» Г.Г.Граник, О.З.Кантаровская.
  • «Спутник учебника, 3 класс» О.В.Гвинджилия.
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Синтаксическая разминка.

(Слайды 2-5)

Учащиеся определяют грамматическую основу (ГО).

Здесь легкий снег повис на ели гибкой.
Прилетают грачи.

На зеленом лугу порхают разноцветные бабочки, весело гудят шмели.

(Слайд 6)

Сколько грамматических основ вы назвали в последнем предложении?

А во всех остальных?

Какое предложение состоит только из грамматической основы?

Как называются такие предложения?

Как превратить такое предложение в распространенное?

Распространите предложение «Прилетают грачи».

Лучшее предложение записывается в тетрадь. Ученик работает у доски.

(С приходом весны в наши края прилетают грачи.)

Подчеркните ГО.

Сейчас мы с вами составляли предложение, находили сказуемое и подлежащее...

Чем выражено сказуемое в этом предложении?

Назовите все грамматические признаки этого глагола.

Сегодня мы познакомимся с еще одной частью речи, которой могут быть выражены подлежащее и некоторые второстепенные члены предложения.

III. Работа по теме «Имя существительное».

Откройте Розовую книгу на стр. 38 и прочитайте тему урока.

(Слайд 7)

- «Имя существительное». Запишем эту тему в тетради.

Прочитаем текст на стр. 38.

Ученик читает.

Какие это предложения: распространенные или нераспространенные?

Назовите основы.

Выпишем второстепенные члены с вопросами, на которые они отвечают, вот так...

(Слайд 8)

Учитель открывает первое словосочетание, другие скрыты:

Вышли (откуда? из чего?) со двора;

Дети списывают это словосочетание в тетрадь и самостоятельно записывают другие.

Посмотрите, правильно ли вы выписали словосочетания.

(Слайд 8)

Сидит (где? на чем?) на дубу;
Играет (во что?) во трубу.

Какой частью речи выражены второстепенные члены?

Давайте проверим наши предположения.

Ученик читает стр. 39 (до...А вспомните...).

Итак, на какие вопросы могут отвечать имена существительные?

(Слайд 9)

Существительные

  • Кто? Что?
  • Кого? Чего?
  • Кому? Чему?
  • Кого? Что?
  • Кем? Чем?
  • О ком? О чем?

Посмотрите, все ли вопросы мы с вами назвали?

Назовите, по каким вопросам мы можем найти существительное.

Давайте проверим, как вы умеете находить слова разных частей речи.

По каким признакам вы будете это делать?

(Слайд 10)

Посмотрите на доску: вы уже догадались, на какие группы можно разделить эти слова.

(Слайд 11)

Учащиеся делят слова на группы.

Какой грамматический признак объединяет существительные «синица и яблоко»? «лимоны и праздники»?

Что значит «число»?

Какое число у сущ. «синица и яблоко»? «лимоны и праздники»?

(Слайд 12)

Измените число каждого слова и запишите получившиеся пары:

  • Синица - синицы
  • Лимоны - лимон
  • Праздники - праздник
  • Яблоко - яблоки

Выделите окончания во всех словах. Проверьте себя.

(Слайд 13)

IV. Физминутка

Давайте немножко отдохнем.

Я называю слово, если это существительное единственного числа, вы хлопаете, если множественного-топаете, а если слово вообще не относится к существительным-улыбаетесь.

Автобус, заводы, дороги, картина, прыгать, рябина, соловьи, читаем, ракета, снегирь.

V. Работа по теме «Как изменяются имена существительные».

Продолжим работу с учебником.

Откройте стр. 40, прочитаем название параграфа.

Сейчас вы прочитаете стихотворение О.Мандельштама «Кухня». А с каким еще произведением для детей этого поэта вы знакомы? («Муха»)

Читаем самостоятельно и отмечаем слова, значения которых вам не понятно.

Назовите выделенные слова. К какой части речи они относятся?

По каким признакам вы это определили?

Чем отличаются эти существительные? (числом)

Как вы это определили? (по окончанию)

Давайте проверим, правы ли мы...

Ученик читает стр. 40 (до задания 83)

Запишем в тетради: ножи-нож

Выделим окончания.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Т.Крюковой.

Учитель читает стихотворение из задания 83.

Каково ядрышко этого произведения?

Выпишите из стихотворения выделенные сущ.: на одной строке - ед. числа, на другой - мн. ч.

Проверьте себя.

Все ли справились с заданием? Были ли трудности, сомнения?

Давайте узнаем, что говорится об этом в учебнике.

Ученик читает текст на стр. 42.

Сейчас вы выполните по «Спутнику» задание 191.

Прочитайте задание.

(Слайд 14)

Проверьте себя.

Резерв.

Записать предложение под диктовку, выделить основу предложения, указать, чем выражены глагол (все грамматические признаки) и подлежащее (число).

Вокруг лесной опушки водили хоровод маленькие березки.

VI. Подведение итогов.

С какой частью речи мы сегодня познакомились?

На какие вопросы могут отвечать имена сущ.?

Урок русского языка на тему: "Имя существительное"в 6 кл Разработку урока подготовила: учитель Абкаева П.М. Тема: Имя существительное. Цели: учебно-познавательные: 1. обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное»; 2. формирование языкового и речевой компетенций; 3. совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи; интеллектуально-развивающие: 1. развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2. воспитание чувства культуры интеллектуального труда; 3. развивать творческий подход; воспитывающая: 1. формировать у учащихся коммуникативные умения; 2. воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование:    толковые словари тесты, карточки конспект по теме «Имя существительное» Ход урока. I.Орг.момент. Урок русского языка. II.Игра. Прочитайте предложение. [йа оч’ин’ л’убл’у сило Канасираг1и - Сегодня на уроке русского языка мы совершим экспедицию по родному селу и поможет нам тема с урока природоведения «Наш край». Задание. - Попробуйте определить тему и цели урока из следующего задания. III. Орфографическая пятиминутка. Зима принесла в наше село много слов. - Прочитайте эти слова. С…нева, ин…й, м…телица, бл…стит, изморо…ь, б…лизна, изморо…ь, обхо…, отт…пель. - Что вы заметили? (два одинаковых слова) - Так ли это? - Что может нам помочь в определении лексического значения слова? (толковые словари) Задание. 1гр. – определяет лексическое значение слова: иней 2гр. – изморозь 3гр. – изморось - Назовите слова – синонимы! (иней – изморозь) - Спасибо словарю, а теперь вставьте нужные орфограммы. Проверка – ключ (и,е,е,е,з,е,с,д,е)     В каком слове допустили ошибки? Какие орфограммы мы вспомнили? Какое слово лишнее? Почему? (блестит) Можно ли сейчас определить тему и цели урока? (Да) IV. Тема: Имя существительное. Целеполагание: 1.Повторить всё, что мы знаем об имени существительном. - Я добавляю ещё одну цель: 2.Составить открытый конспект по данной теме. - Работать будем в паре, в группе. Представление: 1гр. Смекалистые 2гр. Сообразительные 3гр. Догадливые - Вспомнить правила работы в группе помогут нам фразеологизмы? - Что это? (устойчивое сочетание слов) 1гр. «Чувство локтя». (чувство взаимной поддержки и помощи во всех делах) 2гр. «Ушки на макушке» (внимательно слушать) 3гр. «Стоять горой» (всеми средствами отстаивать, защищать что-либо или кого-либо) «Я не буду изучать Имя существительное!» - говорит Буратино. - Чтобы бы вы ответили ему? (Имя существительное - самая главная часть речи, если бы не было его, то речь была бы непонятной) - Давайте докажем Буратино важность имени существительного. «Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам». V. Что такое имя существительное? (ответы уч-ся) Что конкретно могут обозначать имена существительные? (ответы) Схема на доске. - Задание. Подчеркнуть. 1гр. – явления природы 2гр. – признак, как предмет 3гр. – действие, как предмет. - Проверка. VI. Какими признаками обладает имя существительное? (постоянными и непостоянными) - Что относим к постоянным признакам? (ответы) - Мы это знаем? - Давайте докажем! «Снежная атака» Вопросы: - Почему в определении существительного указываются два вопроса: кто? что? (одуш. и неодуш.) - Какие имена существительные называются одушевленными? (ответы: живые существа, сказочные персонажи, названия игрушек (кукла, волчок, мишка…) - Какие имена существительные называются неодушевленными? (ответы уч-ся) - Физминутка! (если слово отвечает на вопрос «что?» - подпрыгнули, «кто?» -присели) Брусника, синичка, стая, мишка, вежа, Снегурочка, рудник, снегирь. - Молодцы! - Какие существительные называются собственными? (ответы) - Изменяются ли имена существительные по родам? (не - Сколько родов в русском языке? - Как определить род у имени существительного? - Что вы знаете о типах склонения? - Как определить склонение? -Работа в паре! Маршрутный лист. Задание №2. - Соедини линиями правильные ответы. Работаем в группе! (если трудно, пользуйтесь памятками, алгоритмами) Задания: 1гр. – Защищает постоянный признак: собственное или нарицательное. Исправь ошибки: Ждал этот Край человека, И Люди пришли наконец, Посеять в долине умптэка Искры своих сердец. (И. Марченко) 2гр. Род. - На сколько групп вы бы разделили имена существительные? Падун, лыжня, молодец, сумерки, трудяга, салазки, сокровищ, апатит, пороша, сияние. 3гр. – «Когда ты хочешь молвить Слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души» Вопрос: - На карточке записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем селе Запишите рядом с этими запрещёнными словами слова-синонимы. И пусть они чаще звучат в нашем селе. Определите склонение! Злость-доброта, трусость-героизм, жестокость-жалость, безделье-трудолюбие, ненависть-любовь. - Проверка! Защита! Вопрос! Могу ли я написать слова: земля, север с заглавной буквы? (Да. Ответы уч-ся: планета Земля, праздник Севера) VII. Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж) - Как изменяются имена существительные? (по числам) -Найди лишнее: Ельник, мерзлота,Канасираги, детвора, сумерки. (остальные употребляются только в ед.ч.) Маршрутный лист. Задание №1. - Что мы называем склонением? Вопрос – ловушка? - Просклоняй имена существительные. Пианино, радио, шоссе, метро, леди. (это нескл. им. сущ-е) - Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу) - Чем И.п. отличается от всех остальных? (Это н.ф., без предлогов, подлеж.) - Как различить В.п. и Р.п.? смотрю на оленя враги оленя Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? 2группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3группа. Маршрутный лист. Задание №7.          Взаимопроверка. (консультанты) Физминутка (музыка) Что меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) На какие две группы можно разделить окончания существительных? (ударные и безударные) Подберите синоним к слову родник. Родник – ключ, источник. Ключ! Какое это слово? (многозначное) (ответы: ключ - дверной, музыкальный) Какой «ключ» нужен нам для проверки безударного падежного окончания имён существительных? (ключ – шифр) Вспомним слова – ключи! 1скл. – земля, вода 2скл. – конь, вода 3скл. – степь, печь - Назовите алгоритм для определения безударного падежного окончания имени существительных. (склонение, падеж, слово-ключ) Задания! Маршрутный лист. 1группа – задание №5. 2группа – задание №6. 3группа – Исследование. Вывести правило! Какая буква пишется в окончаниях после шипящих и Ц? «ё» или «о» Плеч…м, крыш…й, зайц…в, пейзаж…м, ключ…м, морозц…м, камыш…м, встреч…й, удач…й, красавиц…й, умниц…й. Вывод: (под ударением – О, безуд. окончание – е) Проверка заданий. 1. Когда пишется «Е» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 2. Когда пишется «И» в безударных падежных окончаниях имён существительных ед. числа? 3. Под ударением в окончаниях имён существительных после шипящих и ц пишется о, без ударения – е.(дети выводят алгоритм) - Что ещё мы должны знать об имени существительном? (синтаксическую роль имени существительного в предложении) - Ответы. Творческая работа. 1группа: Определите сами задание. Ночной мороз(3) заморозил озеро у берегов.(4) 2группа: Составить предложение. Исправить ошибки. Иний, на, кросивый, радует, диревьях, глас(3) 3группа: Мини – сочинение на тему «Забота о птицах» 1 предложение – снегири (И.п), снег (Т.п.) 2 предложение – корм (В.п.), деревья (П.п.) 3 предложение – парк (П.п.), ребята (И.п.) 4 предложение – птицы (Д.п.), забота (И.п.) (С первым снегом на прилетают снегири. На деревьях птички ищут корм. Ребята в школьном гараже развесили кормушки. Зимой птицам нужна забота.) - Каких существительных больше в вашем сочинении? (существительных во множественном числе) - Это поиск следующего урока. Подведение итогов. - Работа в группах. - Составить открытый конспект по теме «Имя существительное». (проверяет консультант из 3 группы) Конспект. Имя существительное. 1.... - это часть речи, которая отвечает на вопросы..., обозначает... 2. Имя существительное имеет свои морфологические признаки: ...и.... 3. К постоянным признакам относим: 5. К непостоянным признакам относим: ..., 6. Безударное падежное окончание существительных в ед.числе можно проверить... 7. Окончание -е пишется у существительных:.. 8. Окончание -и пишется у существительных... 9. В предложении имя существительное может быть... -Проверка! -Рефлексия. -На следующем уроке нам предстоит новый поиск. А сегодня я «На седьмом небе». -Как вы это понимаете? (быть счастливым и довольным) Благодарю вас за урок. Вы – молодцы! Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия». - Домашнее задание. (на выбор) 1-3 балла 2-4 балла 3-5 баллов - Каждый выбирает то упражнение, которое в состоянии выполнить. Домашнее задание по теме «Имя существительное». Выбирайте то упражнение, которое в состоянии выполнить. Задание №1. Расставить знаки препинания. Каковы особенности заполярной зимы зимой на Кольской земле полярная ночь хорошо зимой на севере. Задание №2. Составить предложение. Льдины, тихо, по, шагают, куда-то, даль (3), океану, плывут, медведи, белую, в. Задание №3. Сочинение. Зимнее утро. 1предложение – морозы (И.п.) 2предложение – берёза (П.п.) 3предложение – грудка (Д.п.) снегирь (Р.п.) 4предложение – прилёт (Д.п.) На уроке я использовала шестой модуль – итоговый контроль. Контроль осуществлялся в виде грамматических заданий и тестов, которые имели разноуровневый характер. Многие ученики выполнили все задания и показали высокий уровень усвоения знаний и умений. Данный урок приведён как пример эффективности и качественного улучшения процесса обучения при личностно-ориентированном подходе. У обучающего идёт развитие и самоопределение в процессе обучения как главный показатель успешности в образовательной деятельности. 2.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ