» » Кто автор портрета екатерины 2. Новая энциклопедия

Кто автор портрета екатерины 2. Новая энциклопедия

", изучаем, как знаменитые женщины из легенд, мифов и истории мстили своим супругам и возлюбленным за измену. Способы мщения -- самые разнообразные, кроме убийства.
(1-я часть), (2-я часть)


КРАЙНЯЯ ЖЕСТОКОСТЬ ОТ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

Императрица Екатерина II, как вы увидите из нижепреведенного кейса, явно отличалась садистскими наклонностями. Это ж надо так мужчине отомстить! Это не каждая сумеет.

Ф. Рокотов (?). Портрет Екатерины Великой.

Когда она завела себе милого юношу по имени Сашенька Дмитриев-Мамонов, ей было всего 57 лет.
Ему было уже 28.

Он был похож на Шайю ЛаБефа безвольным подбородком и поисками своего места в жизни, носил напудренный парик, румянил щеки и иногда наклеивал мушки.

М. Шибанов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова

В признательность за то, что дядюшка Потемкин (по слухам, тайный муж Екатерины) обеспечил ему положение комнатного мальчика императрицы, Дмитриев-Мамонов подарил ему золотой чайник с надписью «Ближе по сердцу, чем по крови». Ми-ми-ми.

Первое время Дмитриев-Мамонов не играл видной роли, но в 1787 году Екатерина взяла его с собой в путешествие в Крым (ну, в честь присоединения его к России, был такой нерукопожатный казус в ее биографии), и ему пришлось участвовать в беседах императрицы с разными сановниками и, наконец, присутствовать при её свиданиях с императором Иосифом II и польским королём Станиславом Августом.
Бедняжке приходилось думать!

Я. Б. Пирш. Фейерверк в честь Екатерины во время ее путешествия. Ок. 1787

Зарплата, впрочем, была на этой фаворитской работе неплохая, почти как у современного футболиста.

Благодаря жалованиям императрицы он стал обладателем одного из крупнейших в России состояний (в числе подарков получил в 1788 году орден Святого Александра Невского с бриллиантами стоимостью 30 тысяч рублей, и бриллиантовые аксельбанты стоимостью около 50 тысяч рублей). Доходы с поместий достигали 63 тысяч рублей в год, а различные выплаты по званиям и должностям превышали 200 тысяч в год.

Екатерине тем временем исполнилось шестьдесят.

И.Б. Лампи-Ст. Портрет Екатерины Великой. 1790-е.

При императорском дворе в то время крутилась одна девица, Дарья Щербатова.
Девочка-сирота была взята Екатериной во дворец и воспитывалась на половине фрейлин, потом, когда повзрослела, получила фрейлинскую должность. Вскоре вскрылся ее тайный роман с английским министром-резидентом Фитцем Гербертом (шпионил через нее небось!). Екатерина очень расстроилась.
Потом выяснилось, что Щербатова, состояния у которой не было, каким-то образом умудрилась наделать огромные долги.
Императрица расстроилась еще больше. Тем более, что девица показывала характер.

Ф. Рокотов. Портрет Дарьи Щербатовой. 1780-е

Сашенька тем временем стал привередлив, как содержанка, отказов не переносил, бриллиантовых орденов требовал сам. Однажды, не получив именины орден Александра Невского, сказался больным, заперся в комнате и не удастаивал императрицу своим вниманием несколько дней. Пожилую возлюбленную соизволил простить только когда она сняла орден с Николая Салтыкова, подвернувшегося ей под руку, и послала награду Дмитриеву-Мамонову. (Надеюсь, Салтыкову компенсировали утрату).

Бриллиантовый орден св. Александра Невского (рубеж 19-20 вв., вариант для неправославных -- с орлом, а не со святым).

С Дмитриевым-Мамоновым у данной фрейлины, как сообщал Потемкину соглядатай, "небольшое махание" происходило давно, но в вялотякущем режиме. А тут вспыхнула страсть, и начался роман. Встречались они тайно.

Чтобы отлучаться от двора ради встреч с возлюбленной, Дмитриев-Мамонов разыгрывал спектакли: изображал приступы удушья -- "ах, подвески в вашей дворцовой карете чересчур мягкие, мне от них плохо... дозвольте мне ездить в своей собственной". Так он с огромным трудом отвоевал у императрицы право пользоваться своей же личной каретой и своим кучером, и стал ездить в ней к любимой на свиданки.

Фрагонар. Украденный поцелуй.
Картина 1786 года - именно тогда начался роман Екатерины с Дмитриевым-Мамоновым; полотно принадлежало императрице.

Тайный роман тянулся около двух лет, то есть начался, когда Дмитриев-Мамонов оттоптал на постельной службе около года.
Так бы все, может и длилось, но тут в 1789 году ВНЕЗАПНО фрейлина Дарья Щербатова оказалась беременна.

Видимо, брюхатая Щербатова надавила на любовника, чтобы он сам признался императрице. Фаворит решил объясниться с Екатериной и поставить точку. Но этот тряпка, вместо того, чтобы повести себя достойно и признаться в романе, не сказал о Щербатовой ни слова. Зато начал упрекать императрицу в невнимании и холодности. А еще "меня окружают завистники с подлыми интригами". Вдобавок, Сашенька заявил: "мне давно пора жениться, да не знаю на ком". В общем, устроил истерику на пустом месте. Хлопнул дверью и отправился домой.

Неизвестный художник. Портрет Екатерины Великой в старости

Екатерине к этому моменту видимо доложили о беременности фрейлины Щербатовой. Поэтому она написала фавориту письмо: мол, так и так, понимаю, что нашим отношениям конец. Раз решил жениться, я выбрала тебе невесту -- дочь Якова Брюса, хорошая девушка. На следующей неделе вызову ее ко двору.

(Тут еще и маленькая внутренняя шутка: ровно десятью годами ранее другой молодой фаворит императрицы, Римский-Корсаков, был застукан ею в объятиях маменьки предполагаемой невесты -- Прасковьи Брюс, к тому моменту, правда, замужней. А тут такой мини-реванш вырисовывался).

У Дмитриева-Мамонова все-таки хватило храбрости написать в ответном письме, что никакой Брюс ему не надо, а вот есть некая княжна Щербатова, "которую ему очень хорошо рекомендовали", вот можно ее. И закончил письмо Екатерине словами "Я целую ваши ручки и ножки и сам не вижу того, что пишу".

И как поступила Екатерина Великая?
Страшная, страшная месть!
Она оставила бывшего возлюбленного наедине с его собственными демонами: «…Перед вечерним выходом сама её величество изволила обручить графа А. М. Мамонова с княжной Щербатовой; они, стоя на коленях, просили прощения и прощены». Жениху пожалованы подарки и приказано на другой же день после свадьбы 12 июля выехать из Петербурга.

Николай Аргунов. Портрет А. Дмитриева-Мамонова на фоне бюста Екатерины II

Молодожены уехали в Москву. В последующие годы несчастный Дмитриев-Мамонов, глядя на бриллиантовый дождь, сыпавшийся на его преемника, дико завидовал и скучал. Жена быстро стала ему не интересна -- супружеское сожительство это вам не тайные свидания, никакой романтики. Тем более, что она родила 4 детей (один выжил), а это всегда дурно влияет на внешность и характер женщины -- главное, чем Щербатова превосходила императрицу.

Какой-то лайфньюс 18 века пустил сплетню, что императрица подослала к сопернице переодетых в женское платье приставов, которые ее сначала высекли, а потом вообще изнасиловали, причем в присутствии мужа. Но это реальный бред (грязные сплетни сексуально неудовлетворенных французских революционеров). Екатерина действовала тоньше.

Сашенька неоднократно обращался к Екатерине II с просьбой разрешить ему вернуться в Петербург, но сразу получал автоматический отказ настроенного автоответчика в почтовом ящике гугла. Современник писал о нем: «Он был ни тем, ни сем, и ничем-либо вообще; у него было лишь одно развлечение — изводить свою жену, которую он без конца обвинял в том, что она является виновницей его полного ничтожества». В конце концов супруги разъехались.

Дмитриев-Мамонов ненавидел себя за промах до конца жизни.
А что Екатерина? Екатерина завела себе 22-летнего красавчика Платона Зубова.
Крутая месть, правда?

Мораль: никогда не унижайся перед бывшей любовницей, особенно если она старше и умнее тебя в три раза.

И.Б. Лампи-Ст. Портрет Платона Зубова

***
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "


Портрет Екатерины II Екатерина II (1729-1796) – жена императора Петра III, российская императрица (1762-1796). Урождённая София-Фредерика-Августа, дочь принца Ангальт-Цербстского, была выбрана Елизаветой Петровной в жёны наследнику престола; в 1744 г. она перешла в православие с именем Екатерины Алексеевны. У ней родился сын, будущий император Павел I, но брак оказался несчастливым. Несколько месяцев правления Петра III настроили против него дворянское общество; Екатерина возглавила дворцовый переворот 1762 г.: 28 июня 1762 г. она взошла на престол; свергнутый Петр III через несколько дней был убит.
В отличие от предшественниц, Екатерина была работником на троне: вставала в 6-7 часов утра, работала с бумагами и секретарями, на туалет тратила «никогда не долее часу»; затем шли приемы, обед, чтение или опять беседы с посетителями до 18 часов - только после этого можно было погулять, сыграть в карты или сходить в театр; в 22 часа императрица ложилась спать. Она выучила русский язык, много читала - и стала одной из самых образованных женщин свой эпохи.

Ее сподвижниками стали крупные государственные и военные деятели: А.А. Вяземский, Н.И. Панин, А.Р. Воронцов, П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, А.А. Безбородко, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др. Она издавала журнал «Всякая всячина», сочиняла пьесы, коллекционировала картины и книги; написала свои записки и 4-томный труд по истории России – «Записки касательно Российской истории». Сохранилась ее письма и записки Н.И. Панину, переписка с английским послом Ч. Уильямсом, беседы с Д. Дидро, переписка с бароном Гримом, Вольтером, П.А. Румянцевым, А.Г. Орловым. Изданы ее политическая переписка и бумаги императрицы.

В политике Екатерина была прагматиком. Она считала крепостное право экономически неэффективным и в первые годы правления высказывалась в пользу его смягчения. Но пошла навстречу дворянам: в 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу; в её царствование помещики получили бесплатно более 50 млн. десятин земли и 425 тыс. крепостных «душ».

В то же время секуляризация церковных земель сделала государственными 910 тыс. душ. В 1763 г. были утверждены новые штаты государственных учреждений, служащие которых отныне стали более или менее регулярно получать жалованье. Реформа 1775 г. ввела новое административное деление, сохранившееся до 1930-х гг., и новую систему местных органов: глава уездной власти - капитан-исправник избирался дворянством, суд отделялся от администрации; появились и совершенно новые учреждения - приказы общественного призрения, ведавшие школами и больницами.

Ее реформы были нацелены на подъем промышленности и торговли (указ о свободе предпринимательства 1775 г., выпуск ассигнаций 1769 г.). «Жалованная грамота городам» 1785 г. гарантировала горожанам охрану их личной чести и достоинства и право собственности на имущество «Общество градское» избирало городскую думу, ведавшую лишь благоустройством и санитарным состоянием – под контролем городничего из дворян. Школьная реформа 1786 г. создала систему всесословного образования в однотипных главных и малых народных училищах.

Сильная централизованная монархия с развитой системой органов власти на местах, по мнению императрицы, должна была сочетаться с «непреложными» законами, определяющими права сословий, и частичным самоуправлением («жалованные грамоты» дворянству и городам 1785 г.) – что создавало основу для формирования гражданского общества. Был подготовлен и проект «жалованной грамоты» государственным крестьянам - об устройстве свободных сельских обывателей, но не введен в действие

Она отменила слово «раб» и матерную ругань в официальных документах, телесные наказания для священников. В России появился первоклассный музей - Эрмитаж, открыты учебные заведения для «благородных девиц» и Воспитательный дом для сирот и подкидышей, образовано Вольное экономическое общество. Выпускалось большое количества новых журналов, поощрялась книгоиздательская деятельность, музыкальное и театральное искусство.

При Екатерине II Россия заняла одно из ведущих мест в «концерте» европейских держав: «Ни одна пушка в Европе, без нашего на то дозволения, выстрелить не смела» рассказывал позднее молодым сотрудникам старый канцлер А.А. Безбородко. Полководцы и дипломаты императрицы разрешили принципиальную задачу российской внешней политики – овладение побережьем Черного моря (русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг.), отстояли границы в русско-шведской войне 1788-1790 гг. С началом Французской революции 1789 г. Екатерина II способствовала образованию в 1792-1793 гг. коалиции европейских стран против Франции. Когда же в соседней Польше была принята Конституция 1791г., туда были введены русские и прусские войска и она прекратила существование как самостоятельное государство (разделы Польши). Одновременно и во внутренней политике произошел поворот от реформ к реакции («дела» Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, учреждение цензуры в 1796 г.).

За годы правления Екатерины II население страны увеличилось с 20 до 36 миллионов человек, бюджет вырос с 16 до 69 млн. рублей, внутренний товарообмен - в 5 раз. С присоединением Северного Причерноморья возникли новые города - Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь; оживилась черноморская торговля. Военное могущество обеспечивалось 400-тысячной армией и мощным флотом. Но за громкими победами и официальным «благоденствием» империи к концу столетия проявлялись первые признаки начинавшегося кризиса. Дорогостоящие войны и реформы привели к внешним займам, устойчивому бюджетному дефициту и инфляции.

Реформаторская, внешнеполитическая и военная деятельность, которая значительно укрепила российскую державу, характеризует императрицу как законодательницу и просветительницу, дальновидного стратега, мудрого политика и дипломата. Не зря современники еще при жизни титуловали ее Великой. Она действительно считается выдающимся государственным деятелем, несмотря на критику исследователей по поводу ее моральных качеств и жесткой позиции в утверждении крепостничества.

В глазах крупнейших мастеров изобразительного искусства она предстает как благородная, целеустремленная, бесстрашная и справедливая властительница трона. Портрет Екатерины 2 - это отражение идеального монарха, обеспечившего процветание науки, образования, культуры и поднявшего политический престиж государства.

Фигура великой императрицы: путь к правлению

Екатерина 2 появилась на свет в апреле 1729 года, по происхождению являлась чистокровной немкой, родом из бедного княжества. Когда ей исполнилось четырнадцать, переехала в Россию в статусе невесты наследника престола Петра III. Спустя два года приняла православие и была отдана в супруги будущему императору.

Даже в юности Екатерина отличалась острым умом, хитростью и наблюдательностью, с легкостью манипулировала окружающими ради достижения своей цели. Она с удовольствием занималась изучением наук, много читала и самостоятельно освоила русский и французский языки. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Так начинал формироваться Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость. У нее было два важных таланта - отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию.

Таким образом, Екатерина тихо и уверенно продвигалась к императорскому престолу, свершив переворот через полгода после провозглашения Петра III императором и в конце концов свергнув мужа.

«Золотой век» екатерининской эпохи

Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:

1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:

    привилегии для дворян, укрепление их власти;

    ужесточение крепостнического строя;

    создание системы учебных заведений с едиными планами;

    развитие местного самоуправления в городах;

    разветвление системы судов.

2. Внешняя политика:

    победное завершение двух русско-турецких войн;

    победа над шведами;

    получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) - 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;

    укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;

    улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.

Исторический портрет Екатерины 2 невозможно подвести под конкретный стереотип: для одних она - мудрая правительница, для других - тиран, но в итоге значимость ее фигуры для событий мировой истории неоспорима.

Лик Екатерины 2: традиции изображения

В XVIII столетии определились две четко выраженные традиции изображения великой императрицы в русском искусстве.

Первая касается ее идеализации, подчеркивания лучших черт и качеств. Портрет Екатерины 2 рассматривается в контексте возвеличивания монарха, заботящегося о своем народе, открывающего образовательные учреждения, проводящего реформы, развивающего искусство, заботящегося о правосудии. Такой подход нашел свое отображение в живописных шедеврах Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

Вторая традиция заключается в стремлении «очеловечивания» облика государыни, что пронизывает портрет Екатерины 2 более чувственными красками. На первый план выходят скромность, любезность, дружелюбие, снисходительность к чужим недостаткам, чувство долга, великодушие. Все это с легкостью проглядывается в творениях художника Владимира Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов: жизненный путь

Известный русский художник был рожден в селе Воронцово. Первоначально образование получил благодаря поддержке Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари. Овладел азами изобразительного искусства в А в 1960 году был принят в Петербуржскую Академию художеств по распоряжению мецената Через пять лет был удостоен звания академика. В конце 1766-го переехал в Москву, где продолжал трудиться над созданием новых картин. Его прервался в декабре 1808 года.

Творческое наследие

Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая - поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».

Кроме этих шедевров, кисти Рокотова принадлежат портреты Петра III, цесаревича Павла, вельможи И.И. Шувалова, графа Орлова, графа Струйского и его жены, а также многих других выдающихся личностей екатерининской эпохи.

Высшее достижение в области парадного портрета

В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.

Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.

Второй портрет Екатерины 2 Рокотов создал, воспользовавшись профильной манерой, что достаточно редкое явление для написания парадного портрета. Но это придало властительнице идеальный характер. Благородные черты лица, горделивая осанка, некоторый динамизм в жестах плюс атрибуты власти и богатая драпировка - нужный эффект достигнут.

В образе жрицы

Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны - лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом - символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот - вестник процветания государства.

Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.

Отпечаток сентиментализма

Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один - на фоне второй - на фоне Кагульского обелиска.

Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.

Но все же живописные работы не только и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.

Чаще всего живописные представления о царственных особах (и особенно в XVIII веке) складываются на основе парадных портретов, с которых активно снимались и распространялись копии. Такие портреты можно «читать», ведь модель на них всегда помещается в такую обстановку, которая способствует созданию ощущения значительности, необычности, торжественности изображения, а каждая из деталей содержит намек на действительные или мнимые заслуги и качества человека, которого мы видим перед собой.

Большей частью парадных портретов невозможно не восхищаться. Но вопрос о том, насколько портрет соответствует действительности, остается открытым.

Так, например, очень привычен образ Екатерины I, созданный Жаном-Марком Натье в 1717 году:

Но совершенно иначе смотрится более интимный портрет Екатерины в пеньюаре, написанный Луи Караваком в 1720-х годах.

Вроде бы исследователи пришли к выводу, что изначально на портрете императрица была изображена с декольте, а потом появилась голубая лента, которую можно понимать как намек на ленту ордена Андрея Первозванного и на высокий статус персоны. Единственный намек.

Луи Каравак получил назначение официального придворного живописца – гофмалера только при Анне Иоанновне, но до этого успел написать ряд портретов семьи Петра Великого. Есть среди них и несколько непривычных по современным меркам.

Во-первых, лично мне сразу же вспоминается портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона

Здесь, разумеется, следует сказать о том, что Россия перенимала у Европы галантность рококо вместе с ее особой атмосферой маскарада, игрой в героев и богов античной мифологии, манерами поведения, что не могло не сказаться на живописной традиции.

И все-таки есть нечто своеобразное в том, что маленького Петра, «Шишечку», как называли его любящие родители, возлагавшие на него большие надежды, мы видим именно таким. А ведь рождение этого мальчика, не прожившего и четырех лет, а также его относительно крепкое поначалу здоровье, фактически предрешили судьбу царевича Алексея.

Старшую сестру Петра Петровича Елизавету мы тоже можем представить, вспомнив портрет работы того же Каравака, написанного в 1750 году:

Или портрет работы его ученика Ивана Вишнякова, написанный в 1743:

Но большим успехом еще при жизни императрицы пользовался другой написанный в средине 1710-х годов Караваком портрет Елизаветы Петровны, на котором она изображена в образе богини Флоры:

Будущая императрица изображена обнаженной и лежащей на синей, подбитой горностаем мантии - знак принадлежности к императорской семье. В правой руке она держит миниатюру с портретом Петра I, к рамке которой прикреплена Андреевская синяя лента.

Да, традиция, но есть и определенного рода пикантность в таком изображении. Интересное замечание по поводу портрета оставил Н. Н. Врангель: "Вот маленькая девочка, восьмилетний раздетый ребенок с телом взрослой девушки. Она полулежит, кокетливо придерживая портрет своего отца и так ласково и нежно улыбается, будто уже теперь думает о Салтыкове, Шубине, Сиверсе, Разумовском, Шувалове и всех прочих, кого любило после это прекрасное существо".

Впрочем, он же отмечал, что у Елизаветы было много образов.

Вот Елизавета Петровна в мужском костюме, который так шел ей:

А.Л. Вейнберг считала портрет работой Каравака и датировала его 1745 годом. С.В. Римская-Корсакова полагала, что это ученическая копия Левицкого с работы Антропова, восходящая к иконографическому типу Каравака.

А вот еще один портрет Елизаветы в мужском костюме - хрестоматийный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», написанный Георгом Христофом Гроотом в 1743 году:

Этот портрет можно назвать парадным. Тут и орден Андрея Первозванного, голубая муаровая орденская лента со знаком, маршальский жезл в руке императрицы, преображенский мундир, а также - то обстоятельство, что Елизавета Петровна сидит на лошади по-мужски, и военный флот, виднеющийся в заливе.

Есть еще у Каравака «Портрет мальчика в охотничьем костюме», по поводу которого строились различные версии. Называли его и Портретом Петра II, и портретом Петра III и … портретом Елизаветы. Отчего-то мне весьма близка именно последняя версия.

Парадных портретов Екатерины II достаточно много. Писали их как приглашенные в Россию иностранцы, так и русские художники. Можно вспомнить, например, написанный Вигилиусом Эриксеном портрет Екатерины перед зеркалом, в котором художник использует своеобразный прием, позволяющий показать императрицу и в профиль и в анфас.

Профильное изображение императрицы послужило для парадного портрета, написанного Рокотовым:

Сама Екатерина по всей видимости любила другой написанный Эриксеном портрет, изображающей ее верхом:

Еще бы! Ведь портрет символизирует судьбоносный для императрицы день 28 июня 1762 года, когда она во главе заговорщиков о направляется в Ораниенбаум для совершения дворцового переворота. Екатерина сидит верхом на своем знаменитом коне Бриллианте и одета по-военному - на ней мундир офицера гвардейской пехоты.

Портрет имел грандиозный успех при дворе, по заказу государыни трижды повторял свое произведение, варьируя размеры полотна.

Написал Эриксен и портрет Екатерины II в шугае и кокошнике:

Можно вспомнить непарадный портрет Екатерины II в дорожном костюме, написанный Михаилом Шибановым, художником, о котором почти ничего не известно. Разве только то, что он был близок к Потемкину?:

Вспоминая непарадные портреты Екатерины Великой, невозможно пройти мимо образа созданного Боровиковским.

Художник показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям Царскасельского парка, опираясь на посох. Рядом с ней - любимая собачка, английская левретка.

Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке НиколаяЛьвова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера (комнатная прислуга) Перекусихина.

Кстати, достаточно интересен факт того, что в XVIII веке в России работало всего 8 официальных придворных живописцев, среди которых только один был русским, да и то кончившим свою жизнь почти трагически. Поэтому неудивительно, что у русских художников не было возможности писать императоров и императриц живьем.

За это произведение Боровиковский, о котором хлопотал Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством.

Но именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в «повести о чести» «Капитанской дочке».

1.София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина Великая, родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком городе Штеттин — столице Померании. Ее отец Христиан Август Анхальт-Цербстский происходил из цербст-дорнебургской линии Ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина.

2. В детстве будущую Екатерину домашние звали Фике, что в переводе означает «Маленькая Фредерика». Фике была очень подвижной девочкой, много времени проводившей в уличных играх с мальчишками, что чрезвычайно огорчало родню.

3. Путь юной немецкой принцессы к русскому престолу начался благодаря её рано умершему дяде, Карлу Августу Гольштейн-Готторпскому . Русская императрица Екатерина I собиралась выдать за него замуж свою дочь Елизавету Петровну . Однако в разгар приготовлений к свадьбе жених заразился оспой и умер. Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол, сохранила симпатии к родне несостоявшегося супруга. Поэтому, когда зашла речь о женитьбе наследника престола Петра Фёдоровича , императрица Елизавета остановила свой выбор на Фике — племяннице Карла Августа.

4. София Фредерика едва не разделила участь своего несчастного дяди. Приехав в 1744 году в Россию, принцесса стала старательно учить язык своей новой родины. Будущая императрица занималась по ночам, сидя у открытого окна на морозном воздухе, что привело к тяжёлому воспалению лёгких. В какой-то момент жизнь невесты императора висела на волоске, однако организм девушки всё-таки сумел побороть недуг.

5. 28 июня 1744 года София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны , а на следующий день была обручена с императором.

6. Венчание 17-летнего наследника русского престола Петра Фёдоровича и его 16-летней невесты Екатерины Алексеевны состоялось 21 августа 1745 года. Новоиспечённые супруги приходились друг другу троюродными братом и сестрой.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем. Источник: Public Domain

7. В браке Петра и Екатерины были рождены двое детей. 20 сентября 1754 года родился мальчик, которого назвали Павлом и который впоследствии стал русским императором. 9 декабря 1757 года родилась девочка, которую назвали Анной. Великая княжна умерла во младенчестве. Несмотря на то, что она была официально признана Петром Фёдоровичем, многие называют настоящим отцом девочки любовника Екатерины Станислава Понятовского , будущего короля Польши.

8. Отношения между Петром Фёдоровичем и Екатериной никогда не были тёплыми. Ещё до вступления на престол будущий император Пётр III намеревался отправить жену в монастырь, а Екатерина Алексеевна стала вынашивать планы государственного переворота.

Алексей Григорьевич Бобринский — внебрачный сын Екатерины II. Фото: wikipedia.org

9. После восшествия на престол император Пётр III стал открыто жить не с Екатериной, а со своей фавориткой Елизаветой Воронцовой . Оставленная супруга в этот период забеременела от своего фаворита Григория Орлова . Беременность и роды удалось сохранить в тайне от мужа, сын Екатерины и Григория Орлова был передан на воспитание доверенным людям. Незаконнорожденный сын будущей императрицы Алексей Григорьевич Бобринский стал родоначальником графского рода Бобринских. В графское достоинство Алексея Бобринского возвёл его брат — император Павел I.

10. 28 июня 1762 года император Пётр III собирался прибыть в Петергоф, где должен был состояться торжественный обед в честь тезоименитства императора. Устроителем торжеств должна была стать Екатерина Алексеевна, однако рано утром в карете с братом своего фаворита Алексеем Орловым она бежала в Петербург. В столице сторонники Екатерины в этот день подняли восстание гвардии, и через несколько часов на верность новой русской императрице Екатерине Алексеевне присягнули армия, Сенат, Синод и народ. Во главе гвардии императрица выступила в Петергоф, где находился ее муж. Не оказав какого-либо серьёзного сопротивления, Пётр III сдался на милость победительницы. 33-летняя императрица Екатерина Алексеевна стала полновластной самодержавной правительницей Российской Империи.