» » Лестница природы аристотеля. Идея лестницы существ

Лестница природы аристотеля. Идея лестницы существ

Интересно, что даже на Земле могут существовать вполне «инопланетные» экосистемы, где эволюция идет параллельным путем. Это доказала находка пещеры Пестера в Румынии в 1986 году. Содержание кислорода в воздухе пещеры было меньше 5 процентов, а вода - обильно насыщена серой. Более пяти миллионов лет в этой полностью закрытой от внешних влияний пещере жили изолированные представители земной фауны. За это время в пещере возникли более 30 новых видов беспозвоночных, которые не встречаются ни в одном другом месте планеты.

Живой мир земли огромен и многообразен, но даже при всем этом разнообразии все живые организмы состоят из одних и тех же химических элементов и органических веществ, все имеют общий план биосинтеза, размножаются сходным путем, и при половом размножении жизнь всех живых организмов начинается с одной-единственной клетки - зиготы.

Как же тогда объяснить многообразие видов при таком сходстве их свойств? Как возникли сложные организмы? Как у живых организмов возникли приспособительные черты к изменяющимся условиям внешней среды? Ответы на эти вопросы дают эволюционные учения.

Эволюционные учения - это наука о причинах, движущих силах и результатах исторического развития живой природы на Земле.

Эволюционная биология, как и любая другая наука, прошла длинный и извилистый путь своего развития. Одна за другой возникали гипотезы, которые проверялись фактами, и большинство из них такой проверки не выдерживало. Лишь немногие из них стали теориями, сильно изменившись при этом. Однако важно знать не только победы, но и ошибки любой науки для того, чтобы впоследствии не повторять их вновь.

Первые представления об эволюции были сформированы античными философами Гераклитом, Демокритом и Эмпедоклом (V в. до н.э.). Эти ученые высказывали идеи об изменяемости природы во времени, т.е. ее историческом развитии. Хотя эволюционные представления античного периода носили достаточно умозрительный характер, они основывались на имеющихся к тому времени фактических сведениях. Важную роль в этом отношении сыграли труды Аристотеля (IV в. до н.э.), который отстаивал идею о неизменности и изначальной целесообразности живой природы.

Однако со временем накапливалось все больше сведений о том, что виды живых организмов в природе могут изменяться.

Со временем были найдены ископаемые останки древних животных и растений, которые с одной стороны были очень сходны с современно живущими организмами, но при этом недостаточно сильно от них отличались.

Выдающийся французский ученый Жорж Кювье провел сравнение между черепом мамонта и слона и пришел к выводу, что, по его словам, различий у этих черепов даже больше, чем у черепов собаки, шакала и гиены (см. Рис. 1, 2). Таким образом, впервые было научно доказано вымирание некогда существовавших видов живых организмов.

Рис. 1

Рис. 2

Для того чтобы как-то объяснить эти вымирания, Кювье предположил, что на Земле происходили какие-то катастрофические наводнения, которые стирали с лица земли старые фауны. На их место приходили новые. Приходили как в буквальном смысле, то есть, мигрируя с мест обитаний, не затронутых катастрофами, так и были сотворены заново.

Люди всегда пытались привести в систему разнообразие живой природы. И первой научной попыткой была система, разработанная великим шведским ученым Карлом Линнеем (см. Рис. 3).

Карл Линней создал свою систему природы на основе анатомического сходства. Близкие виды он объединил в роды, роды в семейства, семейства в отряды. Таким образом, его система живой природы имела иерархическую структуру.

Рис. 3

Однако признаки классификации были выбраны Линнеем произвольно и не показывали ни степени родства, ни происхождения одних видов от других. Да и сам Линней изменяемость видов отрицал. В своих работах он писал, что видов столько, сколько их создало бесконечное существо, то есть Бог.

Рис. 4

Такие идеалистические взгляды получили название креационизма. Креационизм признавал сотворение мира и отрицал возможность изменения видов.

Постепенное накопление сведений об изменяемости органического мира привело к возникновению идей трансформизма - представлению о том, что живой организм может изменяться под влиянием внешней среды, и что одни виды животных или растений могут переходить в другие.

Первым высказал эти идеи французский ученый Жорж-Луи Бюффон (см. Рис. 4) в своей работе «Естественная история». Но, к сожалению, в этом труде Жорж-Луи Бюффон не привел никаких доказательств выдвинутой им теории.

Первую эволюционную теорию развития органического мира, подкрепленную фактами, создал французский натуралист Жан-Батист Ламарк. В своем труде «Философия и зоология» 1809 года Ламарк предложил причины эволюционных изменений и три эволюционных закона, по которым, с его точки зрения, происходят эти изменения ().

Согласно этой теории, все живое на нашей планете изменяется от простого к сложному. Главной причиной эволюции по Ламарку является стремление живых организмов к самосовершенствованию, которое заложено в каждом из них. А вот откуда взялось это стремление, Ламарк не объяснял, считая этот вопрос недостойным внимания.

Стремление к самосовершенствованию постоянно наталкивается на необходимость приспосабливаться к среде. Приспособления могут возникать напрямую - это первый закон Ламарка, закон прямого приспособления. Он действует для живых организмов, у которых нет нервной системы. Так, например, растение стрелолист, которое растет по берегам водоемов, обладает тремя формациями листьев (см. Рис. 5, 6, 7):

1) стреловидными воздушными,

2) округлыми плавающими,

3) лентовидными подводными листьями.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Если же живой организм обладает высокоразвитой нервной системой, то его приспособления возникают в результате упражнений или не упражнений органов - это второй закон Ламарка, закон упражнений и не упражнений. Так, например, шея у жирафа развилась в результате постоянных упражнений при поедании листьев с высоких деревьев (см. Рис. 8). А отсутствие ног у змеи - это результат неупражнения этих органов ее предками (см. Рис. 9).

Рис. 8

Рис. 9

Признаки, приобретенные в результате прямого приспособления, а также упражнений и не упражнений органов, обязательно передаются потомству - это третий закон Ламарка, закон наследования благоприятных признаков.

Заслуга Жан-Батиста Ламарка состоит в том, что он первый создал эволюционную теорию, подкрепленную научными фактами, и стал первым, кто предложил расширенную теорию трансформизма. Однако в своих работах он не ответил на главный вопрос: как же возникает огромное количество приспособлений у живых организмов к окружающей среде?

Ответ на этот вопрос лишь спустя 50 лет смог дать другой великий ученый Чарльз Роберт Дарвин.

«Лестница существ» Аристотеля

Древнегреческий ученый Аристотель был первым, кто пытался осуществить классификацию живых организмов. Он разделил животный мир на животных с кровью, которых сейчас мы называем позвоночными, и животных без крови, то есть беспозвоночных.

Он также первым ввел термин «вид» для описания групп живых организмов, сходных по внешнему и внутреннему строению. Аристотель предполагал, что первые виды живых организмов возникли самопроизвольно из солнечного света и почвы, а другие уже возникли в результате скрещивания этих первых видов.

Классификация живых организмов Аристотеля немного напоминает современную естественную классификацию. Он распределил все известные живые организмы по ступенькам воображаемой лестницы. В самом низу он поставил неживые тела, то есть минералы. На следующую ступеньку он поместил растения, затем животных, прикрепленных к грунту, таких как губки и кораллы. Еще выше оказались свободно живущие морские животные. А на самом верху Аристотель поместил животных суши.

Однако в этой лестнице существ отсутствовала идея о развитии живых организмов от простых форм к сложным. Аристотель просто констатировал факты их неодинаковости. Более того, он был сторонником идеи о неизменности видов.

Работы Линнея

Шведского ученого Карла Линнея считают основоположником систематики. В своей книге «Система живой природы» в 1735 году Линней описал более десяти тысяч видов животных и растений и привел принципы их классификации. Тем самым он, наконец, положил конец той неразберихе, которая царила в науке со времен Аристотеля.

Кроме того Линней предложил использовать бинарную номенклатуру - такую номенклатуру, в которой название любого живого существо состоит из двух слов. Первое слово - это обязательно существительное, обозначающее название рода, а второе слово - прилагательное, обозначающее название вида. Например, для растения фиалка собачья слово «фиалка» стало названием рода, а прилагательное «собачья» - названием вида.

Кроме того Линней предложил всем естествоиспытателям говорить на одном научном языке и предложил в качестве такого научного языка латынь.

С тех пор биологическое название фиалки собачьей звучит на латыни как Viola canina, а двойную номенклатуру ученые всего мира успешно используют и по сей день.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.

Домашнее задание

  1. Сравните взгляды на развитие живых существ Аристотеля, К. Линнея, Ж. Кювье и Ж.-Б. Ламарка.
  2. Какого ученого считают автором первой эволюционной теории?
  3. Какую теорию сформулировал Ж. Кювье?
  4. Какие теории происхождения современного разнообразия жизни, помимо перечисленных в уроке, вам известны?

«Природа света» - Геометрическая оптика. Дифракция. Нетварный. О двух основных значениях слова СВЕТ. С каждого предмета непрерывно срываются оболочки, подобные самим предметам. Дифракционная решетка дифракционный максимум постоянная решетки угол отклонения. Поток частиц. Интерференция. И.А. Бунин. 2 Словарь современного русского литературного языка.

«Деревья и природа» - Рябина, калина – символ продолжения рода. Существует много пословиц и поговорок об осени. Если в сентябре гром – будет долгая и тёплая осень. А знаете ли вы, что лес часто называют зелёной аптекой. Дорогие дети! Помогите здесь создать город Экоград. С надеждой всё живое долины реки Молочной. Физкультминутка.

«Описание природы» - Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении. Ели в дорогих шубах. Белоснежный ковёр- метафора. Если сделались ещё важнее- олицетворение. Зима. Белоснежный ковёр на земле. Вид какой-нибудь местности. Средства художественной выразительности. Иней на голых деревьях.

«Пейзажи природы» - И.И.Шишкин «Рожь». И.И.Левитан «Золотая осень». Беседа о Ф.А.Васильеве. Пейзаж как самостоятельный жанр. Левитан. Ф.А.Васильев «Вид на Волге». Беседа о творчестве И.И.Шишкина. Есть художники, имена которых светят нам из прошлого и согревают нас. Беседа об И.И.Левитане. И.И.Левитан «Большая вода». Умение создать в пейзаже образ - качество, отличительное для русской пейзажной школы.

«Культура и природа» - Скульптуры из природных материалов. Живой мир в картинках Стихи о природе Скульптуры из природных материалов. Пьер-Огюст Ренуар. Борис Пастернак. Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем, А счастье всюду. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. Живой мир в картинках. Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный!

«Поэты о природе» - В детстве рос без отца (родители расстались). Художественно-выразительные средства. Тема, основная мысль. БЛОК Александр Александрович (1880, Петербург - 1921, Петроград) - поэт. Размер, рифма. Рифма. Выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, антитеза, аллитерация, олицетворение). Александр Есенин (отец) и Татьяна Титова (мать).

Шарль Бонне – последователь учения Лейб­ница. Ш.Бонне принадлежит главная роль в распространении и развитии идеи «лест­ницы существ». Аналогия с «лестницей» – это довольно распространенный образ, который имел корни в средневековье. Его работы пользовались большой популярностью в Европе.

Бонне следующим образом понимал идею «лестницы существ»: между самыми простейшими и совершеннейшими проявлениями природы существуют постепенные переходы и все тела составляют всеобщую непрерывную цепь. Основание лестницы составляют неделимые- монады, а вершину венчает Бог. От «невесомых материй» че­рез природные стихии: огонь, воз­дух, воду, землю, металлы, камни - к промежуточ­ным формам между минералами и расте­ниями, от растений к промежуточным формам ме­жду растениями и низшими животными (зоофитам) и через них к высшим животным и человеку тянется единая нить без скачков и пе­рерывов. Каждое царство природы со­ставляет свою лестницу, непосредственно примыкающую концами через промежуточ­ные формы к лестнице соседнего царства. Всеобщее единство и со­гласованность в при­роде обеспечивается гармонией, предустановленной богом

Самое интересное в его утверждениях состоит в том, что при благоприятных условиях вполне возможно развитие какого-либо вида из этой лестницы. Он считал, что со вре­менем из обезьян и слонов некогда произошли Ньютоны и Лейбницыв, а из бобров –Вобаны.

«Самобытность, всемогущество и бесконечно премудрое изволение суть благовейные Свойства Первой Вины .

Вселенная существенно проистекает от сей Вины . Тщетно бы во всем прочем мы ис­кали причины всех существ; повсюду мы созерцаем порядок и намерение.. »(Кн.1.2)

«Гармония Вселенной, или соотносительность между собой всех частей сего велико­лепного здания доказывает, что Вина есть Едина . Происхождение от сей Вины так же есть Едино ; а сие Происхождение есть Вселенная.(Кн.1.3)

«..Деятельная Воля овеществила все то, что могло быть. Единое действие сей Воли произвело Вселенную; и сие же действие оную сохраняет. Бог есть то, что он был и что будет; и чего он желал, того и ныне желает. Разумение, вдруг объемлющее все соотно­шения возможностей, от вечности видело Истинно Доброе , а не нарочно избирало оное. Оно действовало; в действие же употребило высочайшую свою Волю; и Вселен­ная получила Бытие.

Таким образом Вселенная все то имеет совершенство, каковое она могла получить от той Вины , коей одно из первых свойств есть Премудрость , и в коей Доброта есть та­коже Премуд­рость .

Таким образом во Вселенной нет совершенного зла; потому что оныя ничего такого не заключает, чтобы не было происхождением, или виною какого-либо блага, кое бы не существо­вало без именуемого нами злом : если бы все было одно от другого независя­щее, то бы не имело в себе Гармонии.»(Кн.1.4)

«Видимые и понимаемые нами во Вселенной Существа разделяются ни три разряда, и суть или чистые Духи , Существа невещественные и разумные; или Тела , кои суть Су­щества протяжен­ные и грубые; или Существа смешанные , происходящие от соединения невещественного существа с телесным.(Кн.1.33-34)

«Земные существа естественно распределены на четыре Разряда,на

1.Существа грубые или неорганические .

2.Существа органические ,неодушевленные .

3.Существа органические , одушевленные и умствующие.»(Кн.1.39)

«Совершеннейшее организование есть то, кое производит более деяний при равном или меньшем числе разнородных частей.

Таково есть из земных Существ Человеческое Тело .»(Кн.1.41)

О духовном совершенстве.

«Способность образовать общие умопредставления, или отвлекать от какого-либо предмета то, что он с другими имеет общего

Имеет смысл тут вспомнить лейбницеанца Шарля Бонне, который утверждал, что и среди обезьян при определенных условиях могут появиться свои Ньютоны.

Ш. Боннэ ввел термин «эволюциЯ», в который вкаладывал смысл – как расширение «невидимого в видимость2 – т.е какмпостеепенное развитие признаков путем эпиге­неза.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вольф К.Ф. Теория зарождения. М., 1950

2. Дорфман Я.Г. Лавуазье. М.: Наука. 1962.

3. Старосельская-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода Француз­ской буржуазной революции 1789-1794 гг. М.-Л. 1946.

4. Собуль А. Философы и Французская революция\\ Французский ежегодник 1982. М.,1984.

5. Равикович А.И. Развитие основных теоретических представлений в геологии XIX в. М., 1969.

6. Канеев И.И. Основные черты эволюционной концепции Ж. Бюффона \\ Анналы био­логии. Т.1 1959 (982490)

7. Лаплас Изложение системы мира. Т.1-2. СПб., 1861.

8. Лаплас Опыт философии теории вероятности. М., 1902.

9. Созерцание природы сочинения Г.Бозанкета Кн1,2 Спб, 1792 ОРК 281973

10. Созерцание природы сочинения Г.Бозанкета» Кн 3,4 Смоленск 1804 ОРК 282781

11. Механика и цивилизация XVII-XIX вв. М., 1979. (1898416)


Занимаясь «упорядочиванием» действительности, Аристотель прежде всего подчеркивает, что все сущее делится на две основные группы. С одной стороны, мы имеем неживые (неодушевленные) вещи - такие, как камни, водяные капли и комья земли. Они не обладают потенциальной способностью к изменениям. Согласно Аристотелю, подобные неодушевленные предметы могут изменяться лишь под воздействием извне. С другой стороны, существуют живые (одушевленные) вещи, обладающие потенцией к изменениям.
Что касается «живых вещей», они, по Аристотелю, тоже делятся на две большие группы. К одной мы должны отнести живые растения, к другой - живые существа. «Живые существа» можно, в свою очередь, разделить на две подгруппы, а именно животных и людей.
Отдавая должное Аристотелю, следует признать, что такое деление четко и наглядно. Разница между одушевленными и неодушевленными предметами действительно существенна, достаточно сравнить, к примеру, розу и камень. Серьезно отличаются друг от друга также растения и животные, в частности роза и лошадь. Более того, осмелюсь утверждать, что существуют определенные различия между лошадью и человеком. Но в чем именно выражаются все эти различия? Можешь ответить на такой вопрос?
К сожалению, мне некогда ждать, пока ты напишешь ответ и вложишь его вместе с кусочком сахара в розовый конверт, поэтому отвечу сам: подразделяя природные явления на разные группы, Аристотель исходит из свойств вещей, точнее, из того, что они умеют или что они делают.
Все «живые вещи» (растения, животные и люди) обладают способностью поглощать питательные вещества, расти и развиваться. Все «живые существа» (животные и люди) обладают также способностью чувствовать окружающий мир и передвигаться. Помимо этого, человек умеет мыслить, иными словами, распределять чувственные впечатления по группам и классам.
В природе, таким образом, нет резких границ. Мы наблюдаем плавный переход от простейших растений к более сложным, от простейших животных к более сложным. На самом верху «лестницы» стоит человек, который, согласно Аристотелю, живет жизнью всей природы. Он растет и вбирает в себя питательные вещества (как растение), обладает чувствами и способностью передвигаться (как животные), однако он имеет еще одно свойство, характерное только для него, - способность к рациональному мышлению.
Итак, София, в человеке есть искра божественного разума. Пусть тебя не удивляет слово «божественный». В нескольких местах Аристотель указывает на существование Бога, который должен был дать толчок движению в природе.
По представлению Аристотеля, всякое движение на Земле зависит от движения звезд и планет. Однако кто-то должен был запустить эти небесные тела. Аристотель называл его «перводвигателем», или «Богом». Сам «перводвигатель» находится в состоянии покоя, но именно он был «первопричиной» движения небесных тел, а вместе с тем и всякого движения в природе.

Лестница существ , распространённая среди натуралистов и философов 18 в. идея иерархического расположения тел природы, начиная от самых простых неорганических тел (минералы) и кончая наиболее сложными живыми существами. Идею об усложнении форм природы высказал Аристотель в 4 в. до н. э. Во 2-й половине 18 в. Л. с. построил Ш. Бонне , поместив выше человека ангелов, архангелов и т. д. Теологические построения Бонне резко критиковали французские материалисты (Д. Дидро, Ж. Робине и др.), а также рус. философ-материалист А. Н. Радищев. Впервые историческое объяснение существования живых тел различной степени сложности дал Ж. Б. Ламарк ; Л. с. он рассматривал как результат эволюции организмов (см. Ламаркизм ). Окончательно утвердил идею развития органического мира от простого к сложному Ч. Дарвин . См. также Дарвинизм .

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Лестничные полимеры
Лестничные полимеры, полимеры со сдвоенной цепью, полимеры с регулярной линейной сеткой, высокомолекулярные соединения полициклической структуры, построенной из конденсированных циклов. ...

Лесхоз
Лесхоз в СССР, предприятие лесного хозяйства. Л. делят на лесничества. Л. организуют рациональное и неистощительное пользование лесами, улучшают их породный состав, повышают продуктивнос...

Лесьмян Болеслав
Лесьмян (Leśmian) Болеслав (22.1. 1877, Варшава, - 5.11.1937, там же), польский поэт, член Польской академии литературы (1933). Окончил юридический факультет Киевского университета...