Личные и безличные глаголы различаются отношением к категории лица, грамматической сочетаемостью и ролью в предложении.
Личные глаголы составляют большую часть русских глаголов. Эти глаголы способны изменяться по лицам: читать (читаю, читаешь, читает), говорить (говорю, говоришь, говорит), толкнуть (толкну, толкнешь, толкнет) и т. п. Они имеют полный набор возможных для русского глагола спрягаемых и неспрягаемых грамматических форм. В двусоставном предложении личные глаголы выполняют роль простого глагольного сказуемого и сочетаются с именительным падежом подлежащего (Учитель читает книгу).
Безличные глаголы (смеркается, нездоровится, недостает) — это глаголы, которые не сочетаются с подлежащим и используются в качестве главного члена односоставных безличных предложений: Детям надлежит учиться; В январе резко похолодало. Безличные глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится, тошнит; они выражают также различные модальные значения: подобает, следует, а также меру наличия чего-либо: недостает, хватает (не хватает).
Набор грамматических форм безличных глаголов отличается неполнотой — у них нет изменения по лицам и числам, используются лишь окончания 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит, будет недоставать, а также среднего рода единственного числа прошедшего времени: пуржило и сослагательного наклонения: следовало бы. В составных формах глагольного сказуемого используются также формы инфинитива: Стало светать; Начнет холодать.
Кроме безличных глаголов, в современном русском языке имеются особые безличные глагольные формы «обычных» (личных) глаголов, образуемые при помощи словоизменительного постфикса -ся/-сь: Не спится, няня... (П.); форма спится представляет собой безличную форму глагола спать. Ср. также: Здесь хорошо работается (<— работать). От безличных глаголов следует отличать и безличное употребление спрягаемых форм некоторых личных глаголов; ср.: Роза пахнет нежно и сладко (обычное употребление спрягаемой формы личного глагола пахнуть). — В комнате пахнет розами (безличное употребление той же глагольной формы); также: Река шумит. — В ушах шумит.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г .
- Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
- В чём особенность спряжения глаголов дать, есть ? Можно ли их отнести к разноспрягаемым? Почему?
- Приведите по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов.
- Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы с глаголами?
- Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
- В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении? Какие ещё формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию? Приведите несколько примеров.
- В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -итe , а в каком - на -ите и -ете ? Почему?
- В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
- Когда пишутся буквы о - е и ы - и в суффиксах -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) ?
527 . Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Глагол».
528 . Прочитайте § 80-88. Составьте сложный план сообщения о глаголе как части речи. Расскажите о глаголе по этому плану, приводя свои примеры.
529 . Выпишите глаголы с не по группам: 1) личные глаголы, 2) безличные глаголы. Определите их наклонение.
1. На печи (не)храбрись, а в поле (не)трусь. 2. (Не)суйся в воду, не зная броду. 3. Сегодня (не)тает, а завтра кто знает. 4. Видит око, да зуб (не)ймёт. 5. За кем 3 нет погони, тот 3 и (не)бежит. 6. Хочется есть, да (не)хочется с печи лезть 1 .
(Пословицы.)
530 . Спишите, подчеркните непереходные глаголы. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. С помощью каких одно-коренных членов раскрывается основная мысль фрагмента поэмы - «Люблю тебя, Петра творенье»?
Отечество моё Россия
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю 3 твой строгий, стройный вид,
Невы д..ржавное т..ченье,
Береговой её гр..нит,
Твоих оград узор чугу(н, нн)ый,
Твоих задумчивых ночей
Прозрач(?)ный сумрак, блеск безлу(н, нн)ый,
Когда я в комнат., моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны 1 спящие гр..мады
Пусты(н, нн)ых улиц, и св..тла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ноч(?)ную
На золотые н..беса,
Одна з..ря см..нить другую
Сп..шит, дав ноч.. (пол)часа.
(А. Пушкин.)
531 . Выпишите сначала глаголы в неопределённой форме, затем во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения и, наконец, во 2-м лице повелительного наклонения.
Прижеч(?), загораеш(?), ключ(?), прикоснёш(?)ся 2 , обеспеч(?)те, привлеч(?), умнож(?), испеч(?), стрич(?)ся, приезжаеш(?), шепчеш(?)ся, рассердиш(?)ся, грач(?), береч(?)ся, товарищ(?), замаж(?), обжеч(?)ся, не тревож(?)тесь, расчищаеш(?), плющ(?), спряч(?)тесь.
532 . Вспомните виды орфограмм, изученные в теме «Глагол», и запишите по 3-4 слова с этими орфограммами, обозначая условия их выбора. В случае затруднений обращайтесь к списку изученных орфограмм на форзацах учебника.
533 . Заполните таблицу «Е и и в окончаниях слов» примерами. Устно укажите, от каких условий зависит выбор буквы е или и .
534 . Составьте таблицу «Буквы о, е и ё в окончаниях слов после шипящих». В графах по горизонтали поместите буквы, а по вертикали слева - части речи. В каких видах орфограмм встречаются эти написания?
535 . Диктант . Обозначьте спряжение глаголов. Какой из выделенных глаголов переходный, а какой - непереходный?
Что люб..тся, чем дыш..тся,
Душа чем ваша полн..тся,
То в голосе услыш..тся,
То в песенке припомн..тся
.
А мы споём
о родине,
С которой столько связано,
С которой столько пройдено
Хорошего и разного!
Тяжёлое забуд..тся,
Хорошее остан..тся.
Что с родиною сбуд..тся,
То и с народом стан..тся.
(И. Уткин.)
Повторение: Глагол
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение глаголу.
2. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
3. В чём особенность спряжения глаголов дать, есть
? Можно ли их отнести к разноспрягаемым? Почему?
4. Приведите по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов.
5. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
6. Как образуется форма условного наклонения? Как пишется частица бы
с глаголами? Где она может находиться?
7. В каких формах употребляются глаголы в повелительном наклонении? Какие ещё формы глагола могут использоваться для выражения побуждения к действию? Приведите примеры.
8. Что надо знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
9. Какие глаголы называются безличными? Приведите примеры.
585. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Глагол».
586. На основе материалов § 88-96 составьте сложный план сообщения о глаголе как части речи. Расскажите о нём по плану, приведите примеры.
587. Сгруппируйте глаголы с не по признаку: а) личные глаголы; б) безличные глаголы. Определите их наклонение.
1. На печи (не)храбрись, а в поле (не)трусь. 2. (Не)суйся в воду, не зная броду. 3. Сегодня (не)тает, а завтра кто знает. 4. Видит око, да зуб (не)ймёт. 5. За кем 3 нет погони, тот 3 и (не)бежит. 6. Хочется есть, да (не)хочется с печи лезть 1 .
(Пословицы)
588. Прочитайте стихотворение. Какова его основная мысль? Запишите 5-6 словосочетаний, раскрывающих мысль автора. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю 3 твой строгий, стройный вид,
Невы д..ржавное т..ченье,
Береговой её гр..нит,
Твоих оград узор чугу(н, нн)ый,
Твоих задумчивых ночей
Прозрач(?)ный сумрак, блеск безлу(н, нн)ый,
Когда я в комнат., моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны 1 спящие гр..мады
Пусты(н, нн)ых улиц, и св..тла
Адмиралтейская игла.
И, не пуская тьму ноч(?)ную
На золотые н..беса,
Одна з..ря см..нить другую
Сп..шит, дав ноч.. (пол)часа.