» » Название группы вводных слов. Вводные конструкции Группы вводных слов русский язык

Название группы вводных слов. Вводные конструкции Группы вводных слов русский язык

Задание № 17 Знаки препинания при вводных словах и предложениях

Вводные слова

В речи мы часто используем вводные слова. Вводные слова - это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, о чём он говорит. На письме они выделяются с обеих сторон запятыми. В устной речи вводные слова произносятся с особой интонацией: более быстро, чем остальные слова. Вводные слова не являются членами предложения.

Вводные слова – это один из видов осложнения предложения. Интересно, что они при этом не являются никакими членами предложения, то есть не выполняют синтаксическую роль.

Группы вводных слов по значению

Значение

Вводные слова

1.уверенность

конечно, бесспорно, разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно, само собой, правда, подлинно, само собой разумеется, естественно, спору нет.

2. неуверенность, предположение

наверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом, допустим, предположим, так или иначе, если хотите.

3.различные чувства: радость, одобрение

К радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.

4.различные чувства: сожаление, неодобрение

к несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго и др.

5.различные чувства: удивление, недоумение

удивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело и др.

6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказывания

по справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.

7.источник сообщения

по мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд, с моей точки зрения, вижу, известно, по наблюдению, с точки зрения и др.

8.порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например, к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати, к слову сказать и др.

9.способ оформления речи

одним словом, словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно говоря, вернее, короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать, проще сказать, если можно так выразиться, как бы сказать, что называется, значит и др.

10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов

по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.

11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём внимания

знаешь (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь ли), понимаешь

(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно, позвольте, помилуйте, поймите, помните, заметьте

(себе) и др.

12.выражения вежливости

простите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

Не являются вводными словами

будто

вряд ли

обычно

как будто

как раз

поэтому

ведь

якобы

причём

как бы

просто

обязательно

даже

только

словно

вот

всё-таки

вдобавок

всё же

потому

вдруг

внезапно

притом

при этом

поистине

буквально

почти

именно

едва

авось

обязательно

между тем

небось

Правила обособления вводных слов и предложений

    Вводные предложения, слова и сочетания выделятся запятыми

Например:

Кажется, будет тепло.

Мне кажется, доклад слушателям понравился.

    Если перед вводным словом стоит союз А, то запятая перед вводным словом НЕ ставится

Например:

Тема на уроке новая, а значит, она должна вызвать интерес.

Исключение: если перед союзом стоит слово с частицей НЕ, то после союза А запятая ставится.

Например:

Жизнь его не праздник, а, наоборот, постоянная борьба за выживание.

    Слово ОДНАКО в начале предложения является союзом (= НО), поэтому запятой он не выделяется. Если же данное слово стоит в середине или в конце предложения, то это вводное слово, поэтому ставим запятые.

Например:

Однако он не пришёл.

Он, однако, не пришёл.

    При пропуске слова в вводном сочетании ставится тире:

С одной стороны, было приятно получить лестные отзывы, с другой - требовало большой самоотдачи в работе.

    Вводные предложения в основном тоже выделяются запятыми. Но если они содержат важное, почти самостоятельное высказывание, то выделяются ТИРЕ или СКОБКАМИ. Их часто называют вставными конструкциями. Произносятся они понижением голоса, более быстрым темпом и перед ними обязательно бывает пауза.

Например:

Мне кажется, она довольно умная женщина.

Она была очень красиво и (что намного важнее) умная и образованная женщина.

Различайте вводные слова и члены предложения

Может, может быть, кажется, должно быть, очевидно, возможно, видно

Если обозначают степень достоверности, то это вводные слова. Если же к ним можно задать вопрос, то они являются сказуемыми.

Может, мне прийти завтра? (вводное слово)

Он может выполнить работу успешно

(сказуемое).

Кстати

Вводное слово, если указывает на связь мыслей, и обстоятельство в значении «заодно»

Кстати, тебе нужно ещё решить задачу.

Пойду прогуляюсь, кстати куплю хлеба.

Между прочим

Вводное слово, если указывает на связь мыслей, и обстоятельство, если можно задать вопрос (как?)

Его подруга, между прочим, лучшая ученица в школе(вводное слово).

В своей речи он между прочим отметил, что скоро поедет в командировку (обстоятельство).

Прежде всего

Вводное слово, ели указывает на связь мыслей (= во-первых). Обстоятельство времени(= сначала), если к нему можно задать вопрос (когда?)

Прежде всего, необходимо выучит правила.

Прежде всего он взял с собой ноутбук.

Действительно, несомненно, соответственно, безусловно

Это вводные слова, если указывают на степень уверенности. Если же к ним можно задать вопрос (как?), то это обстоятельство.

Отсюда, действительно, открывается прекрасный вид.

Я действительно таков.

Вводные слова. если указывают на последовательность мыслей.

Если это обстоятельства, то запятыми они не выделяются.

Таким образом. можно сделать вывод из сказанного.

Таким образом (как?) он выполнил всё задание.

Вообще

Вводное слово = « вообще говоря».

В других значениях- не вводное слово (« в целом, совсем, всегда» и т.д.)

Его работа, вообще, интересна только специалистам.

Он был мне вообще неинтересен

(= совсем).

Конечно

Вводное слово имеет значение степени уверенности. Оно может быть усилительной частицей, тогда не выделяется запятыми. Произносится с особой интонацией убеждённости, уверенности.

Мы, кончено, рады встрече.

Я кончено бы согласился на данное предложение.

Во всяком случае

Вводное слово, если употреблено для оценки чего-либо. Если равно по значению « всегда, в любых обстоятельствах», то не вводное.

Я, во всяком случае, не хочу даже думать об этом.

В самом деле

Данное сочетание чаще всего не является вводным слово, а употребляется в значении

« действительно», являясь обстоятельством.

Вводным оно является

для выражения недоумения, возмущения.

Он в самом деле прекрасно разбирается в музыке.

Что ты, в самом деле, так себя ведёшь высокомерно?

В свою очередь

Это вводное слово, если выражает способ оформления мыслей или указывает на связь мыслей.

Не является вводным в значении «в ответ», « когда наступает очередь».

Это, в свою очередь, поможет ему на работе.

Она встала свою очередь.

Значит

Вводное слово, если равно по значению словам «следовательно», «стало быть»

Может быть сказуемым, близким по значению к «означает».

Это важная работа, значит, её нужно выполнить сегодня.

Дружить – значит во всём доверять другому, быть рядом с ним в трудную минуту.

Наоборот

Вводное слово указывает на связь мыслей.

Не является вводным в двух случаях:

1.является одним из однородных членов

2.в конце предложения оно равно его второй части.

Он не хотел её обидеть, наоборот, думал поддержать (вводное слово).

Весной брюнетки часто становятся блондинками и наоборот

(однородный член).

Чем больше будешь заниматься, тем выше будут результаты, и наоборот (часть сложносочинённого предложения)

Например

Всегда является вводным, но оформляется по – разному: 1.выделяется с обеих сторон запятыми

2.если стоит в начале или в конце уже обособленного члена предложения, то не выделяется запятой вообще

3.после слова может стоять двоеточие, если далее идут однородные члены.

1.Он был очень внимателен к своей внешности, например, тщательно следил за одеждой.

2.Во многих городах России есть метро, например в Казани.

3.Мне нравятся многие школьные предметы, например: русский язык, литература, история, обществознание.

Главным образом

1.Это вводное слово, если служит для оценки чего-либо.

2.Если входит в состав присоединительной конструкции, то в начале и в конце её не выделяется запятой.

3.Не является водным в значении «в первую очередь», « больше всего».

1.Теорию нужно учить и, главным образом, почти наизусть.

2.Многие люди, главным образом представители интеллигенции, уже не верили обещаниям императора.

3.Мне в нём нравится главным образом порядочность.

В частности

1.Вводное слово, если указывает на связь мыслей.

2.В начале или в конце присоединительной конструкции данное вводное слово не выделяется запятой.

3.Оставаясь вводным, не выделяется, если соединено союзом И со словом «вообще».

1.Она интересовалась, в частности, историей образования данного фразеологизма.

3.Разговор шёл о литературе вообще и в частности о её новинках.

По крайней мере

1.При значении оценки является вводным словом.

2.Не вводное в значении

« самое меньшее», «не меньше чем».

1.Он, по крайней мере, будет вести себя достойно.

1. По крайней мере четверо из класс должны принять участие в кроссе.

С точки зрения

1.Вводное слово в значении «по мнению».

2.В значении «в отношении» не является вводным.

1.Её выступление, с точки зрения присутствующих, было прекрасное.

2.Строительство идёт по плану с точки зрения сроков.

Таким образом, вводные слова - достаточно сложная тема. Чтобы верно найти вводные слова в предложении и правильно расставить знаки препинания, нужно знать много исключений из правил, не перепутать данные слова со словами, которые не являются вводными и не выделяются запятыми.

Данная таблица поможет, я думаю, разобраться в значении некоторых вводных слов.

Остался один вопрос, который я хочу пояснить вам. Это отличие вводных предложений от вводных слов.

Как отличить вводные слова от вводных предложений и вставных конструкций

    Вводные слова и предложения не являются членами предложения, но если убрать их из текста, то во вводном предложении чётко выделяется основа.

Сравните:

В частности, например, конечно, вероятно - вводные слова.

Я думаю, мне кажется, как сообщают синоптики - это вводные предложения.

    Вставные конструкции содержат дополнительную информацию, какие-то сведения, пояснения. Они не выражают чувств говорящего, не указывают на связь с другими словами, на источник сообщения. Вставные конструкции заранее не планируются, поэтому не могут стоять в начале предложения. Для них характерна интонация включения с более длительной паузой.

Например:

Однажды (это было в начале лета) собрались мы с отцом на рыбалку (дополнительные сведения)

Нет, вы (или ты) просто обязаны знать это (поясняет отдельное слово).

    Вставные конструкции чаще выделяются скобками или тире, реже- запятыми.

Например:

Тут – делать нечего - родственники обнялись.

Мне даже показалось, а может быть так и было на самом деле, что отношение присутствующих ко мне резко изменилось.

Удачи вам!

  • < Назад

Формулировка задания - 2019

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дво-рянин начала XIX века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С. Пушкин - ав-тор произведения.

Правильный ответ: 1234

Что следует знать для правильного выполнения задания:

Какие группы вводных слов выделяются по значению;

Какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за вводные;

Как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова можно изъять из предложения без изменения основной мысли синтак-сической конструкции.

Вводные слова по их значению

Вводные слова выражают

Уверенность

конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, естественно, действительно, как правило, без сомнения

Неуверенность

наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по- видимому, возможно, пожалуй, по всей вероятности, мо-жет быть, должно быть

к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, чего доброго, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле

Источник

сообщения

по-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по сооб-щению кого-либо, по мнению кого-либо, по словам кого- либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати

Порядок мыслей, их связь, итог

во-первых, во-вторых, в-третьих, значит, так, итак, следо-вательно, таким образом, кстати, наоборот, в частности, напротив, например, к примеру, впрочем, стало быть, меж-ду прочим, подчеркиваю, повторяю, наконец, с одной сто-роны, с другой стороны, кроме того

оформления мыслей

иными словами, короче говоря, так сказать, словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать

Привлечение

внимания

пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли, знаете, понимаете, допустим, скажем

Степень обычности

бывало, по обыкновению, как правило

Примечание: Многие из перечисленных в таблице слов могут выступать как в роли вводных, так и членов предложения (тогда запятыми они не выделяются).

Пример: Бабушка, казалось, дремала... - Мне все это лишь казалось.

Можно использовать следующий прием для различения вводных слов и схожих с ними по звучанию членов предложения:

1) Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимич-ными вводными словами.

Бабушка, казалось, дремала.

Бабушка дремала. (Вводное слово можно изъять из предложения, и смысл его не изме-нится.)

Бабушка, видимо, дремала. (Вводное слово со значением меньшей степени уверенности «казалось» можно заменить синонимичным ему вводным словом с тем же значением «ви-димо».)

2) Член предложения без изменения смысла предложения изъять или заменить ввод-ным словом нельзя.

Пример: Мне все это лишь казалось. (Слово «казалось» является сказуемым и не мо-жет быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности.)

Вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения, при пунктуации которых выпускники чаще всего допускают ошибки.

Является вводным словом и выделяется запятыми

Не является вводным словом и не выделяется запятыми

Если стоит в середине предложения и его нельзя заменить союзом НО.

Пример: Он был, однако, угрюм и молчалив.

Если стоит в начале или в середине предло-жения и его можно заменить союзом НО. Пример: Однако (= но) он ничего не знает. Ветер утих, однако (= но) шторм продол-жался.

Если указывает на связь излагаемых мыс-лей и имеет значение И ЕЩЁ (часто в предложении вводному слову НАКОНЕЦ предшествуют слова ВО-ПЕРВЫХ, ВО- ВТОРЫХ или С ОДНОЙ СТОРОНЫ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, по отношению к которым слово НАКОНЕЦ является замы-кающим перечисление).

Пример: Летом можно поехать на море или к друзьям и, наконец (= и ещё), можно отдохнуть на даче.

Во-первых, ты опоздал, во-вторых, не при-нес работу и, наконец, пролил сок на рису-нок.

Если его можно заменить словосочетанием В КОНЦЕ КОНЦОВ или оно имеет значе-ние ПОСЛЕ ВСЕГО, ПОД КОНЕЦ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСЕГО (обычно в этом случае к нему можно добавить частицу - ТО).

Пример: Измученные, грязные, мокрые, мы наконец (= после всего, в результате всего)

достигли берега.

Если синонимично словам СЛЕДОВА-ТЕЛЬНО, СТАЛО БЫТЬ.

Пример: Если наступит весна, значит (= следовательно), будет тепло.

Родятся люди, женятся, умирают; зна-чит (— следовательно), так нужно, зна-чит (= стало быть), хорошо.

Если близко по смыслу словам ОЗНАЧА-ЕТ, ЭТО.

Пример: Бороться - значит (= означает)

победить.

Слова, которые ВСЕГДА являются вводными

конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно, несомненно, по- видимому, пожалуйста, дескать.

Слова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными

(частицы и наречия, которые не выделяются на письме запятыми):

авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, меж-ду тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.

Примечание: наибольшее затруднение у многих выпускников вызывают предложения со словами как будто и словно. Экзаменуемые их ошибочно отождествляют с вводными словами и выделяют с двух сторон запятыми, что делать нельзя.

Например: Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её как будто хочет сорваться и умчаться вдаль.

Как будто, словно не вводные слова, не выделяются запятыми с двух сторон.

Некоторые важные правила постановки знаков препинания при вводных словах:

1. Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой, если это вводное слово можно выбросить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры.

ПРИМЕР: Мы решили продолжать путь без проводника, но, к великой нашей досаде, совсем потеряли дорогу.

(Можно выбросить вводную конструкцию из предложения, и оно будет выглядеть следующим образом: Мы решили продолжать путь без проводника, но совсем потеряли дорогу.)

2. Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие вводного слова из предложения или его перестановка невозможны.

ПРИМЕР: Он вернется сегодня, а может быть, завтра.

3. Не отделяются запятой вводные слова от союзов, употреблённых в абсолютном начале предложения.

ПРИМЕР: И действительно, всё у него получалось удивительно вовремя и складно.

4. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое- нибудь одно слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной запятой обычно ста-вится тире.

ПРИМЕР: Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны, чтобы дать лошадям отдохнуть, с другой — чтобы самому отдохнуть и подкрепиться.

5. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится тире (без запятой), а после него - запятая.

ПРИМЕР: В воздухе, в сухой траве, среди птиц - словом, всюду чувствовалось при-ближение весны.

Алгоритм выполнения задания:

1) Проверьте, является ли выделенные слова вводными или схожими с ними по звуча-нию членами предложения, то есть определите, можно или нельзя их отбросить или удалить из предложения:

Вводные слова можно изъять из предложения или заменить их другими синонимичными вводными словами; они выделяются запятыми;

Схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции; они не выделяются запятыми;

2) Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми

Как будто, словно;

Частицы и некоторые наречия:

авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы

Вводное слово - это слово (либо словосочетание), которое входит в состав предложения, но не вступает с его членами в синтаксическую связь. Обычно дает сведение об источнике сообщения или связи с контекстом, а также выражает отношение к высказыванию (оценку).

В этом задании ты столкнешься с таким явлением в русском языке, как вводные слова и конструкции, и сайт поможет тебе во всем разобраться.

Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Видео о вводных словах в русском языке

Если вам удобнее смотреть видео, включите его. Видео без звука.

Признаки вводных слов и конструкций:

  • к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения;
  • они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями;
  • они легко убираются из текста без потери смысла.

Различай! Одни и те же слова могут быть вводными и нет.

Правило.

Вводные слова и конструкции на письме выделяются с двух сторон запятыми.

Список вводных слов (примеры). Можно выделить следующие разряды вводных слов и конструкций:

ЗНАЧЕНИЕ ВВОДНОЕ СЛОВО ПРИМЕР
Уверенность или неуверенность конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю Совсем скоро, безусловно, птицы улетят на юг.

В это воскресенье мы, возможно, пойдем на рыбалку.

Различные чувств и эмоции к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело Вдруг, к нашей радости, на горизонте мы увидели большой корабль.
Источник высказывания говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать Дальние озера, по слухам, богаты рыбой.
Порядок явлений или мыслей и связь между ними итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и так далее, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и тому подобное (если к ним можно добавить говоря) Словом, роль каждого замечания огромна.
Призыв к собеседнику видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие

Ловушка №1! Не являются вводными и НЕ выделяются запятыми: мало-помалу, в начале, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва-ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.

Ловушка №2! Частица бывало запятыми выделяется.

Алгоритм выполнения задания.

1) Вспомни, не относится ли слово, которое ты считаешь вводным, к тем словам, которые на письме не выделяются.

2) Убери его из предложения. Смысл не поменялся? Выдели запятыми.

3) Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми.

4) Вспомни значения вводных слов. Входит ли твое слово в их число?

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это (1) возможно (2) сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла (3) вернее (4) убежала, смущенно укрыв шалью лицо.

Пробуем убрать их из предложения: Это сделать, но не очень скоро. Клавдия ушла убежала, смущенно укрыв шалью лицо. В первом предложении слово возможно не убирается, так как без него нарушается, поэтому оно не выделяется запятыми.

Во втором предложении вернее легко извлекается из предложения. Также к нему нельзя задать вопрос, оно относится к разряду вводных слов, выражающих способ оформления мыслей. Делаем вывод: на письме вернее выделяется запятыми.

Таким образом , правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала Х I Х века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Внимание! Перед вами – одна из самых трудных тем пунктуации - «Вводные слова и их обособление»!

Вводными называются СЛОВА или СОЧЕТАНИЯ СЛОВ, с помощью которых говорящий выражает своё ОТНОШЕНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ или ОФОРМЛЯЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

К сожалению, погода испортилась (к сожалению = мне жаль). Наверное, пойдёт дождь (наверное = не уверен, но предполагаю). Погода испортилась, следовательно, наши планы изменились. Погода, прямо скажем, испортилась.

Вводные слова ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ .

Вводные слова и сочетания слов не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, поэтому их надо отличать от омонимичных им членов предложения:

Из его недостатков, бесспорно, первым и важнейшим было неуважение к другим людям (я убежден в этом - бесспорно – вводное слово). Это утверждение принято было бесспорно (принято – как? - бесспорно – обст. обр.действия).

Сейчас, кажется, пойдёт дождь (кажется – не уверен, но предполагаю - вводное слово). Дождь кажется сплошной стеной воды (Дождь – что делает?- кажется стеной воды - сказуемое).

Следует ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ таблицу со списком ГРУПП ВВОДНЫХ СЛОВ и их ПРИМЕРАМИ:

Название группы вводных слов

Список примеров

    Степень реальности, достоверности сообщаемого

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и другие

    чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением

к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению,

к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу,

к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить,

странное дело, удивительное дело

    порядок и связь мыслей

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю

    указывают на приемы и способы оформления мыслей:

словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря

    указывают на источник сообщения:

говорят, сообщают, передают, по словам..., по сообщению..., по сведениям..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать и другие

    призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста и так далее

    указывают оценку меры того, о чем говорится:

самое большее, самое меньшее, по крайней мере и другие;

    показ. степень обычности сообщаемого:

бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и другие;

Никогда не бывают вводными : авось, будто, вдруг, ведь, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, именно, как, будто, как раз, непременно, обязательно, почти, только, якобы, между тем, наверняка…

Слово наконец является вводным, если оно указывает связь мыслей, порядок изложения (в значении «и еще») или дает оценку факта с точки зрения говорящего: Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо; Да уходите же, наконец! В значении же «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным: Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы. Часто удается проверить указанное выше различие в функции слова наконец добавлением к нему частицы -то: при обстоятельстве это большей частью возможно, а при вводном слове - нет: Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались...); Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (добавление частицы -то невозможно).

Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения : Смотри, однако, Вера, будь осторожна.

В начале предложения (части сложного предложения) или как средство связи однородных членов слово однако имеет значение противительного союза НО и не является вводным: Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. Однако Вера не послушала доброго совета.

Исключение составляют те случаи, когда слово однако в начале предложения имеет значение междометия и на этом основании отделяется запятой: Однако, какой ветер!

Цели и задачи:

  • Повторение понятий вводные слова и вводные конструкции.
  • Формирование умений находить в тексте вводные слова и вводные конструкции.
  • Закрепление умений ставить знаки препинания при вводных словах и вводных конструкциях
  • Закрепление умений различать вводные слова и омонимичные слова.

Оборудование: таблица вводных слов по значениям, видеопроектор.

Ход урока

1. Актуализация прежних знаний.

Назовите группы вводных слов. (Дается таблица вводных слов по значениям).

Значение Вводные слова Примеры
Уверенность конечно, разумеется, бесспорно, без сомнения, безусловно... Зима, конечно, будет снежная.
Неуверенность кажется, вероятно, очевидно, возможно, по-видимому, может быть... Зима, кажется, будет снежная.
Различные чувства к счастью, к сожалению, на радость... Зима, к счастью, будет снежная.
Источник высказывания по словам, по мнению, по-моему, как говорят... По сообщениям синоптиков, зима будет снежная. Как говорят старожилы, зима будет снежная.
Порядок явлений (мыслей) и связь между ними во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, итак, таким образом, например... Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги.
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится и др. Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский)

Какова особенность вводных слов и конструкций?

Что такое обращение? Как выделяется обращение на письме? Приведите примеры (Тихая моя родина, я люблю тебя!)

Вводные слова и сочетания слов грамматически не связаны с членами предложения, не являются членами предложения, произносятся с особой интонацией, и на письме выделяются запятыми.

Вводные конструкции вносят добавочные замечания, они носят характер уточнения времени, места действия. Они выделяются скобками или тире.

Синтаксический разбор предложения. Хорошие, книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер .

2.Формирование новых понятий.

Запомните! Никогда не являются вводными слова: авось, будто, небось, вряд ли, едва ли, как раз, как бы, даже, именно, исключительно, приблизительно, примерно, просто, почти, решительно, якобы.

Некоторые особенности вводных слов и предложений.

Есть случаи, когда одно и то же слово или сочетание является то вводным, то членом предложения.

Это такие слова: может быть, однако, наконец, значит, очевидно и др. Чтобы определить, вводное это слово или член предложения, необходимо мысленно убрать его. Если смысл предложения не теряется, это вводное слово. Сегодня может быть дождь . Сегодня, может быть, мы пойдем в кино.

Слово наконец не является вводным в значении “после всего”, “под конец”, “напоследок”.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону.

Если слово “однако”= но, это не вводное слово, это противительный союз. Вы, однако, человек вредный. Мы поехали в цирк, однако так и не попали туда.

Если слово значит синонимично слову “означает”, это не вводное слово и не выделяется запятыми.

Значит, вы возьмете меня с собой? Ты не представляешь себе, что значит жить в глухой деревне.

Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота, после него запятая не ставится.

- Очевидно , это было не её решение. Это было так очевидно, что никто не сомневался в её словах. Графиня обратилась к старшей дочери, очевидно нелюбимой.

Вводные предложения и конструкции: А барин-то у вас, я вижу, строг. Я забрался в угол, в такое большое кожаное кресло, что в нем можно было лежать,- дедушка всегда хвастался, называя его креслом князя Грузинского, - забрался и смотрел, как скучно веселятся большие (М.Горький).

3. Закрепление умений и навыков.

1. Укажите предложение с вводным словом.

а) На дворе не было видно ни зги.

б) Вряд ли он сегодня приедет.

в) Видно она девушка добрая.

г) Он определенно заблуждается. Ответ: г)

2. В каком предложении нет вводных слов:

а) Сверкнула молния и кажется где-то прогремел гром.

в) Грязный крестьянский двор казался черным.

г) Наступила наконец и весна. Ответ: в)

Выделите обращение запятыми. Объясните постановку знаков препинания.

Оля собери тетради. Привет тебе мой край родной! Друзья мои прекрасен наш союз!

Такие примеры встречаются в задании А 21 ЕГЭ.

Решение тестовых заданий по аналогии с А 21. Решите задания и объясните постановку знаков препинания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. К вечеру (1) однако (2) ветер утих. Весь день бушевал ветер (3) однако (4) к вечеру утих.1) 1,2, 3, 4.

2. Предположение (1) видно (2) не оправдается. Это (3) видно (4) из предыдущей главы.

3. Мне (1) кажется (2) что страх свойствен человеку. Мне он (3) кажется (4) человеком странным.

4. Я (1) возможно (2) сегодня опоздаю. Это (3) возможно (4) сделать сегодня?

1) Составить 2-3 предложения по теме урока.

2) Решение заданий А 21 ЕГЭ