» » Полотенце с изображением христа. Спас нерукотворный

Полотенце с изображением христа. Спас нерукотворный

О плащанице, в которую якобы завернули тело Иисуса Христа перед погребением и которая хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине, наверняка слышали многие. Ученые продолжают исследовать Туринскую плащаницу и дискутировать о ее происхождении, а СМИ регулярно об этом сообщают. Писали на эту тему и «Тайны…» (№4 за 2014 год). А вот название другой христианской реликвии – плат Вероники – возможно, знакомо не всем.

Как появился плат Вероники


Ганс Мемлинг «Святая Вероника», около 1470 года


Когда Иисуса Христа, приговоренного к распятию Синедрионом (собранием иудейских старейшин) с согласия прокуратора Понтия Пилата, римского наместника Иудеи, стражники вели к месту казни, на Голгофу, он после пыток и бичевания едва держался на ногах, по его телу струился кровавый пот.

«И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Евангелие от Луки, глава XIII, 27).

Согласно старинной легенде, одна из этих женщин, жительница Иерусалима по имени Вероника (впоследствии причисленная к лику святых), сорвала с головы платок и, растолкав стражников, протянула его Иисусу, чтобы он мог обтереться им.

В евангелиях этот эпизод не упоминается, но зато сообщается о том, что увидел один из апостолов, когда посетил могилу Христа на третий день после его погребения, прослышав об исчезновении из гроба тела Учителя (уже воскресшего и покинувшего свою могилу): «…приходит Симон Петр, и входит во гроб и видит одни пелены лежащие.

И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Евангелие от Иоанна, глава ХХ, 6-7).

Получается, что текст данной выдержки подтверждает достоверность истории о появлении и предназначении плата Вероники.

Последующая история реликвии




Уже на протяжении многих веков плат – одна из самых почитаемых реликвий в католическом мире – хранится в пилоне Святой Вероники, находящемся в капелле (помещении-хранилище) собора Святого Петра, расположенного на территории Ватикана в Риме. Этот пилон является достаточно монументальным сооружением, внутри него расположена лестничная клетка, а также комната, где в специальной сокровищнице вместе с платом находится несколько других реликвий.

Ценность и уникальность плата Вероники состоит не только в том, что им утирался идущий на казнь Иисус Христос, а при его погребении этой тканью было закрыто лицо Спасителя. На ткани плата загадочным, непостижимым образом запечатлен лик Христа, примерно в той же «художественной манере», что и на упомянутой Туринской плащанице.

Раз в год, в пятничную вечерню во время Великого поста, перед Пасхой, плат Вероники выносят из капеллы и показывают верующим, собравшимся у собора.

Правда, выставляют реликвию на всеобщее обозрение так, что от зрителей ее отделяет достаточно большое расстояние, а возможности подойти поближе и рассмотреть образ Спасителя у них нет.

«Двойник» ватиканского плата

С началом нашего тысячелетия стала распространяться информация о том, что в церкви Лика Божьего в итальянском городке Маноппелло, провинция Абруццо, хранится еще один плат Святой Вероники, и именно он – настоящий.

Противники этой версии напоминают, что уже на протяжении веков известно, где хранится сия реликвия, в подлинности которой никто не сомневается. Однако немецкий журналист, исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде полагает, что саван из сокровищницы Святой Вероники – это подделка, имитирующая подлинник, похищенный и вывезенный из Рима много сотен лет тому назад.

На чем основано его мнение? Во-первых, как он выяснил, до начала XVI века очевидцы утверждали, что на ватиканском плате Вероники глаза у Христа открыты. А по единодушному мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, на ней глаза Христа закрыты. На основании такой «нестыковки» Бадде делает заключение: то, что называлось платом Вероники до начала XVI века, и то, что выдается за него в нынешние времена, – разные вещи. А подлинный плат в начале XVI века пропал, и с тех пор церковники, не желая признаться в его утрате, хранят в капелле собора другое полотно, которое выдают за пропавший подлинник.

Именно поэтому, уверен Бадде, ежегодную демонстрацию реликвии в Ватикане организуют так, что собравшимся вокруг верующим практически ничего не видно. А о том, чтобы осмотреть плат в индивидуальном порядке, вообще не может быть и речи.

Даже Иэн Уилсон, известный исследователь Туринской плащаницы, не получил доступа к плату Вероники, когда работал над книгой о ликах святых. Отказ ватиканские сановники объяснили тем, что «на протяжении прошедших столетий в ткани произошли серьезные разрушения, и в настоящее время образ на полотне имеет весьма непривлекательный внешний вид».

Результаты исследования ватиканского плата


Однако того, что не удалось Уилсону, сумел добиться в 2005 году Пауль Бадде, причем только с пятой попытки. По его словам, «на полотне из капеллы действительно почти ничего не видно, но, всмотревшись, можно различить изображение лица мужчины, глаза у которого явно закрыты». Поэтому, считает исследователь, это не то полотно, которое показывали до времен папы Урбана VIII, пребывавшего на ватиканском престоле с 1623 по 1644 год.

Оказалось также, что размеры полотна больше, чем хранящаяся в сокровищнице Ватикана остекленная с обеих сторон рамка, из надписи на которой следует, что именно в ней почти 400 лет тому назад помещался плат Святой Вероники.

Кроме того, рамка с двойным остеклением свидетельствовала, что подлинную реликвию надо было рассматривать с обеих сторон. А то, что ему показали, для такого обозрения не предназначалось.

После таких «открытий» Бадде решил переключить свое внимание на небольшое полотно, хранящееся в упомянутом итальянском городке.

Сюрпризы полотна из Маноппелло


На этом полотне, появившемся в церкви Лика Божьего якобы в XVI веке, представлен образ Христа, а по своим размерам – 17х18 сантиметров – оно идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы. Кроме того, изображение Христа на нем точно такое же, как и на Туринской плащанице.


Такие свойства полотна обнаружила монахиня Бландин Паскалис Шломер, изучавшая его длительное время. Чтобы сделать это воистину сенсационное открытие, сестра Бландин выполнила компьютерное совмещение фотографий, сделанных с изображений на полотне из Маноппелло и на Туринской плащанице.

Результат оказался поразительным: расположение глаз и расстояние между ними, как и форма носа, на обоих изображениях были совершенно одинаковыми. Идентичными оказались и характер светотени, а также форма и расположение пятен. Получалось, что на полотне из Маноппелло и Туринской плащанице было, вне всякого сомнения, запечатлено одно и то же мужское лицо. Могло ли это быть случайным совпадением?

Открытия продолжаются…


Когда Пауль Бадде приступил к обстоятельным исследованиям лика на плате из Маноппелло, то обнаружил новые, не менее удивительные его особенности.

Во-первых, изображение можно рассматривать с обеих сторон, как и на плате Вероники из собора Святого Петра до переноса реликвии в сокровищницу внутри пилона.

Во-вторых, изображению присущи, казалось бы, несовместимые свойства голограммы, фотографии, живописной картины и рисунка: оно переливается, словно радуга, а каждый из десяти человек, стоящих перед ним, видит десять отличающихся друг от друга портретов.

И в-третьих, когда на полотно из Маноппелло падает свет, рисунок на нем исчезает и ткань становится прозрачной.

Дальнейшие исследования показали, что в Маноппелло образ запечатлен на виссоне – особой ткани, в древности ценившейся буквально на вес золота. Сырьем для виссона служили нити, образующиеся при затвердевании биссуса – секрета биссусовой железы, имеющейся в ноге у двустворчатых моллюсков рода пинна. Для изготовления одного килограмма виссона необходимо было выловить около тысячи таких моллюсков.

Окончательный вердикт


По мнению исследователя Туринской плащаницы, католического священника Хайнриха Пфайффера, когда на тело Христа, завернутое в плащаницу, положили в гроб, то потом лицо, поверх плащаницы, закрыли еще и куском ткани, находящимся теперь в Маноппелло.

− При этом становится ясно, − полагает Пфайффер, − почему на Туринской плащанице проявилось негативное изображение, а на плате Вероники, в соответствии с законами физики – позитивное. В сущности, плат является как бы вторым саваном, только он значительно меньше Туринской плащаницы.

А вот как он объясняет тот факт, что на плате из Маноппелло глаза у Христа открыты:

− Отпечаток на Туринской плащанице образовался, скорее всего, в момент смерти Иисуса, тогда как изображение на саване из Маноппелло возникло тогда, когда он воскрес. И это служит еще одним доказательством его победы над смертью.

Но, пожалуй, главная загадка савана из Маноппелло заключается в следующем: виссон, материал, на котором оказался запечатленным лик Иисуса, не только является огнеупорным, не восприимчивым к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, но также не поддается окраске никакими красящими веществами. А следовательно, нарисовать изображение на нем никто не мог.

Точно так же, как и на Туринской плащанице, образ Христа на плате Вероники является, в прямом смысле слова, нерукотворным. То есть это изображение создано не человеком, а некоей неведомой силой.

Такой вывод подтверждают и исследования профессоров Донато Витторе из университета в Бари и Джулио Фанти из университета в Падуе. Эти ученые не нашли на полотне из виссона даже мельчайших следов красок. Они обнаружили лишь слегка опаленные волокна в черных точках зрачков, словно в этих местах ткань подверглась воздействию высокой температуры.

Все эти сведения еще больше подтверждают то, что саван из Маноппелло – и есть тот подлинный плат Святой Вероники, который пропал из Ватикана в первой половине XVI века.

В небольшом городке Маноппелло расположен Сантуарий Нерукотворного Спаса, в котором хранится плат святой праведной Вероники. Согласно древнему преданию, когда Иисус Христос после возложения тернового венца и бичевания нес свой крест на Голгофу, преисполненная сострадания женщина подала Господу плат, которым Спаситель отер Свое лицо. На платке отобразился Лик Иисуса Христа. Считается, что святая праведная Вероника была той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю ризы Христовой.
Святой плат в 574 году оказался в Константинополе. Затем плат исчез из Константинополя и его след обнаружился в Риме. В 1506 году в Манопелло пришел один странник. Подойдя к приходской церкви святителя Николая, таинственный странник нашел в ней священника и положил перед ним сверток со словами: «Береги эту святыну как дар небес, почитай ее и она будет защитой для тебя и для всей твоей семьи». Восхитившись изображением, которое принес странник, священник отнес ценный дар в свой дом, в котором Нерукотворный Образ пребывал 100 лет. Его передавали по наследству, пока наконец один из наследников в 1638 не подарил Его храму. Образ, попавший в храм стал предметом всеобщего почитания и кто обращался к нему, получал просимое. В 1686 году была выстроена маленькая церковь для хранения в ней святой реликвии. 6 августа в день Преображения Господня стали отмечать литургический день Святого Образа.
Нерукотворный Образ находится в алтаре храма. Он представляет собой изображение лица на прозрачной материи, которая вставлена с двух сторон в стекло. Оно не нарисовано. Это действительно отпечаток человеческого лица. Исследования показали, что фотография святого Лика на Святой Плащанице и Нерукотворного Образа в Манопелло принадлежат одному Человеку. На Выставке представлены также в сравнении известные Нерукотворные Образы.
Здесь мы отслужили молебен Спасителю и приложились к Нерукотворному Образу.






Которое, по преданию, появилось на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда Он нёс свой крест на Голгофу .

Реликвии

По разным источникам, версия возникновения изображения возникла в период от XIII до XV в. в среде францисканских монахов. Благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского выражения vera icon (истинный образ).

В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плата Вероники» - терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие.

Сохранились реликвии, подлинность которых церковь считает возможной.

1. Одна из реликвий, именуемых «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Это тонкая ткань, в которой на просвет видно изображение Лика Иисуса Христа. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в Базилике Святого Петра. В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ плата, и с тех пор плат Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, но время показа ограничено и она показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам Базилики Святого Петра.

2. Другая реликвия - плат из Манопелло, хранится в кафедральном соборе маленькой деревни в провинции Абруццо . Немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Грегорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер, изучая плат, пришел к выводу, что он обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу. Реликвия представляет собой смесь диапозитива и голограммы. На ней читается лицо человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив. При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок. Вуаль сделана из виссона . Многие исследователи склоняются к мнению, что именно этот плат является подлинным, в силу необыкновенного качества изображения, схожего лишь с туринской плащаницей.

3. Ещё одна реликвия, - прямоугольный кусок полотна из льняного батиста. На полотне сохранились пятна крови, и запечатлены (иконописно) черты Святого Лика Иисуса Христа. Плат хранится в испанском городе Аликанте в монастыре Святого Лика (El Monasterio de Santa Verónica/ de Santa Faz), который находится в 5 км от города, у шоссе, в сторону Валенсии. Монастырь был построен в 1766 году. Здесь же находится крепостная башня XVI века. Каждый год в мае, более 50 000 паломников с посохами, украшенными веточками розмарина, приходят в монастырь на праздник Святого Лика (Santa Faz) воздать почести полотну со Святым Ликом Иисуса Христа, привезённым в 1489 г. в Аликанте из Рима.

Подобные изображения

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из изображений. В неканонических источниках, кроме плата Святой Вероники, названы ещё два нерукотворных образа Иисуса Христа:

Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный)

Согласно сирийским источникам IV века, нерукотворный образ Христа, позднее называемый Мандилион, был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы посланным им художником; Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Характерными особенностями Лика из Эдессы является то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды. Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Таким образом, согласно преданию, «Мандилион» стал первой в истории иконой. Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор привёл его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как праздник.

Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, и утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Туринская плащаница . На сохранившем полотне, в которое, по преданию, было завёрнуто снятое с креста тело Господне, и которое сохранил Иосиф Аримафейский, сохранились отпечатки проколов от терновых иголок и пятна крови. Плащаница хранится в Турине (Италия).


Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.

Ганс Мемлинг. Святая Вероника

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.

Head of Christ on a Cloth by unknown artist
Collection: Newstead Abbey

Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V веку.

Weyden, Rogier Van Der

Образ и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают как день фотографа.

Эль Греко

Всемирный день фотографии (World Photography Day) ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. В этот день в 1839 году правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера о методе получения отпечатка (дагерротипа), сделало открытие дагерротипа достоянием мировой общественности — другими словами, широкий круг обывателей узнал об изобретении прототипа фотографии - дагеротипии
(http://www.podolsk.ru/news/p2_articleid/2735)

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей . Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати » (Христос во гробе ) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Плат Вероники

Veil of Veronica" (anonymous artist) (17th c.); Cathedral of Évora, Portugal

Мастер легенды св. Урсулы, 1480-1500

Много воды утекло со времён тех загадочных событий, свидетелями которых, волею обстоятельств, пришлось быть всего двум людям. Сменилось несколько поколений, но мало что изменилось в укладе жизни горсти людей, что живут здесь испокон веков, благоговейно чтят старые традиции и придерживаются суровых нравов.
Всё так же, ласковый ветер, приносящий запах близкого моря, ерошит жнивье на пологих холмах, а пастбища изобилуют сочными травами. Но и сейчас горный серпантин дороги, ведущей к крохотному монастырю близ горной деревушки Маноппелло в одно из аббатств братьев Капуцинов, что в Аппенинах, слишком отдалённо напоминает о существующей где-то совсем рядом цивилизации.
Словом, многие сотни лет кто-то заботливо оберегал эти места от любопытного ока. Речь идёт о маленьком местечке в 20 милях к востоку от Рима, где Богу было угодно сокрыть примерно на 400 лет несравненно высокой ценности клад - нерукотворный образ Богочеловека на белом, тончайшей работы платке, размером 24 x 17 см., какими женщины древней Иудеи прикрывали свои лица.
Согласно преданию, женщина по имени Вероника, шедшая в толпе, протянула свой платок Иисусу, нёсшему под нещадно палящим солнцем Свой тяжёлый крест на Голгофу. Христос взял его из рук Вероники, вытер пот, заливавший глаза, кровь, обильно струившуюся по Лицу своему и отдал платок назад доброй женщине. На тончайшем полотне платка чудесным образом проявился Его Святой Лик, а Вероника, страдающая тяжким недугом, была исцелена.
Согласно другой, более старой легенде, Вероника сама неоднократно вытирала Лицо Христа своим платком, но не могла далее сопровождать Его и выпросила у Него чудесное изображение.
Но прежде чем снова вернуться в горную деревушку Маноппелло, проследим краткую историю платка от момента, когда Христос с благодарностью возвращает его Веронике.
После смерти Иисуса, слухи о чудесном образе доходят до императора Тиберия и он вызывает Веронику в столицу империи, дабы с помощью Платка "выгнала из его головы осиное гнездо". Она прибывает в Рим. Император глядит на образ и сразу же чувствует себя исцелённым.
Перед смертью Вероника дарит Платок папе Клементу, третьему преемнику святого Петра. Таким образом Платок оказывается в Риме, где долгое время хранится в Базилике Святого Петра в каплице Святой Вероники.
Самые ранние свидетельства появления таинственного портрета Христа уходят в глубину веков. Уже в IV веке упоминается о портрете Иисуса, как "о нерукотворной иконе". Именно тут, в Риме, зарождается легенда о Веронике. Vera Eikon "настоящий образ" Христа.
Год перед смертью Мартин Лютер писал "о дьявольской изворотливости римских пап": "Нас пытаются убедить, что на Платке Вероники, изображено настоящее Лицо нашего Господа. На самом деле, это четырёхугольный кусок обыкновенной чёрной доски, который всякий раз подносится вверх, чтобы показать Веронику бедным простодушным и наивным людям, которые не могут видеть ничего, кроме прозрачного кусочка льна, прикреплённого на этой голой доске..."
"Слыша "эту бесстыдную ложь", Лютер не смог, или не захотел увидеть никакого изображения на реликвии." - пишет Паул Бадде в своей книге "Божественный Лик, Плащаница из Маноппелло".
В некоторых других источниках, женщина с Платком выступает под именем Беренике. Но как бы мы её не называли, в Евангелии нет о ней, а ни слова...
Но вернёмся к монастырю братьев Капуцинов в Маноппелло, близ которого скромно приютилась маленькая церквушка Santuario Volto del Santo, где над главным алтарём действительно висит прозрачное полотно, называемое "Платок Вероники", запаянное между двумя венецианскими стеклами, в обрамлении дубового оклада, отделанного золотом и серебром. В строго определенное время, когда узкий луч света из бокового окна церкви падает на этот кусок вроде бы обыкновенной ткани, на полотняном экране возникает Лик Спасителя - изможденное лицо, длинные волосы, скорбная складка между бровями. Цвет изображения трудно определим в палитре. Он колеблется между медово-жёлтым и буро-ржавым. Посетители храма, поднявшись по ступенькам, могут видеть изображение и с обратной стороны.
Но настоящее чудо происходит на Пасху и в день Успения Пресвятой Богородицы, когда в присутствии служителей монастыря и прихожан во всем храме возгорается большое количество восковых свечей. В их трепещущем свете на "Платке Вероники" внезапно и ярко проявляется Лик Христа, который Сам начинает излучать яркое сияние, а глаза образа наполняются живительной силой, после чего присутствующие на службе больные люди чудесным образом исцеляются, а старики чувствуют себя моложе на несколько лет.
При фотографировании "Платка Вероники", на снимках действительно проявляется характерное удлиненное лицо с длинными волосами и морщинкой между бровями. Оно удивительным образом похоже на Лик, запечатленный на знаменитой Туринской Плащанице, в которую завернули окровавленное тело, снятого с Креста Иисуса Христа.
В IV веке "Платок Вероники" оказался в Ватикане, и именно перед ним в последний раз преклоняли колени рыцари ­крестоносцы, уходившие в земли язычников на защиту Гроба Господня. В средние века "Платок Вероники" был помещен в хранилище огромного Ватиканского собора, откуда он в 1608 году при таинственных обстоятельствах бесследно исчез.
Где Вуаль Святой Вероники находилась около четырёхсот лет?
Об этой криминальной истории Платка Святой Вероники в моей следующей статье.