» » Полярная экспедиция Фритьофа Нансена на корабле «Фрам. Фрам — бывший исследовательский корабль, сейчас музей Через арктические льды к Северному полюсу

Полярная экспедиция Фритьофа Нансена на корабле «Фрам. Фрам — бывший исследовательский корабль, сейчас музей Через арктические льды к Северному полюсу

Музей корабля «Фрам» (Осло, Норвегия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

О любви норвежцев к морю свидетельствует хотя бы тот факт, что добрая треть музеев Осло в той или иной степени посвящена мореходству: Морской музей , Музей «Кон-Тики» , Музей кораблей викингов ... и наконец, великолепный Музей полярного корабля «Фрам». Легендарное судно действительно заслуживает собственной экспозиции: на «Фраме» открывали новые земли великие мореплаватели Руал Амундсен, Фритьоф Нансен и Отто Свердруп, и без их доблестных экспедиций история освоения планеты была бы совсем другой.

Немного истории

Природа - лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса. Именно как яйцо - работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался - лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.

Первое плаванье «Фрама» состоялось в 1892 году - увы, большую часть которого он провёл зажатым в полярных льдах, однако с честью выдержал испытания, не разрушился и был готов к дальнейшим свершениям. С 1893 по 1896 годы «Фрам» бороздил просторы Северного Ледовитого океана, пройдя всего в паре градусов от Северного полюса Земли. Вторую попытку достичь этой знаковой точки Амундсен предпринял в 1910 году, опять на верном «Фраме», но в пути к нему пришло известие об открытии Северного полюса Робертом Пири. Однако это не сломило волю к победе господина Руала - он шустро развернул корабль на 180 градусов и помчался на всех парах к Южному полюсу, стремясь опередить Роберта Скотта. И ему это удалось - честь открытия Южного полюса досталась Амундсену и «Фраму». Ну а в 1898-1902 годах корабль преодолел более 18 тысяч км под водительством Отто Свердрупа, плавая между южной Гренландией и канадским островом Эльсмер.

Музей корабля «Фрам»

Экспозиция музея

Суть экспозиции музея составляет, естественно, сам полярный корабль «Фрам». По завершении его последнего плаванья в Буэнос-Айрес в 1914 году его поставили на прикол в Хортене. Корабль постепенно разрушался, пока судьбой любимца не озаботился Отто Свердруп. В результате своевременно предпринятой реставрации «Фрам» не потерял первоначальной формы, и в 1930 году был восстановлен полностью. В 1934 году было принято решение поместить корабль под крышу, и двумя годами позже «Фрам» занял своё нынешнее место в здании музея.

Посетители музея могут осмотреть все помещения легендарного судна - рубку, каюты, технические комнаты, увидеть настоящие предметы быта первопроходцев и легко представить себе, какой была жизнь во время многодневной экспедиции начала 20 века. Информационная часть экспозиции рассказывает о трёх важнейших путешествиях на «Фраме».

С главной палубы корабля каждые 20 минут можно насладиться шоу северного сияния, а в кинотеатре музея транслируют документальный фильм об Арктике.

В Полярном магазине при музее можно найти крупнейшее собрание литературы о северных широтах - более 220 наименований.

Другой не менее впечатляющий экспонат музея - судно «Гьёя», первый корабль, преодолевший Северо-западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Северной Америки. «Гьёя» обрела крышу над головой совсем недавно, в 2013 году, так что экспозиция представлена буквально по последнему слову техники.

Третье легендарное судно, о судьбе которого можно узнать в музее, - корабль «Мауд», построенный по заказу Амундсена специально для трансполярных экспедиций. Судьба судна, впрочем, была куда более печальна - после семилетнего дрейфа во льдах «Мауд» продали канадской компании, под управлением которой оно и потерпело крушение. Обломки «Мауда» ныне покоятся на дне залива Гудзона, и долгие переговоры об их поднятии и транспортировке в Норвегию пока не увенчались успехом.

Адрес и время работы

Адрес: Bygdoynesveien, 36.

Время работы: с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря - с 10:00 до 16:00, в мае и сентябре - с 10:00 до 17:00, с 1 июня по 31 августа - с 9:00 до 18:00. Перед посещением музея рекомендуется уточнять график на официальном сайте.

Вход - 120 NOK, детям - 50 NOK, бесплатно с картой Oslo Pass.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Морской сайт Россия нет 03 ноября 2016 Создано: 03 ноября 2016 Обновлено: 03 ноября 2016 Просмотров: 1774

"ФРАМ" ("Fram"- вперед), норвежское экспедиционное полярное судно, 3-мачтовая шхуна, специально предназначенная для научных исследований и плавания в сложных ледовых условиях. Построена в 1892 г. корабельным мастером К. Арчером по заказу Фритьофа Нансена и при его участии.

По требованию Нансена, полярное судно прежде всего должно было быть „безопасным и теплым убежищем" во льдах. „Фрам" получил округлую, полную форму с гладкой поверхностью, без выступающих частей, чтобы льды не могли раздавить судно, а выжимали его на поверхность.

Форштевень „Фрама" составлен из 3 дубовых брусьев общей толщиной 1,25 м. Между брусьями двойного ахтерштевня имелись 2 колодца для подъема руля и винта на палубу при неожиданном натиске льдов.

Общая толщина 3-слойной обшивки „Фрама" 70 - 80 см. Шпангоуты из отборного италианского дуба сложены попарно и скреплены болтами. Верх, палуба настлана досками толщиной 10 см, корпус разделен на 3 отсека водонепроницаемыми переборками.
Подволок, палубы, переборки снабжены теплоизоляцией из многослойных прокладок просмоленного войлока, пробки, линолеума. Камбуз и каюты (4 одноместные и 2 4-местные) рас­положены вокруг кают-компании, что сделало ее теплоизоляцию особенно надежной.

Экспозиция судна Фрам в Осло

Динамо-машина для освещения могла приводиться в движение главным двигателем, ветром и вручную. На „Фраме" было 8 шлюпок, из них 2 аварийного, назначения, способные вместить весь экипаж и провиант на несколько месяцев. В 1893 - 1896 гг. „Фрам" дрейфовал в Арктике от Новосибирских о-вов к Северу.
В р-не Шпицбергена под руководством Нансена (до 1895 г.), затем под руковод. О. Свердрупа, впервые в истории достигнув 85° 56" с. ш. В 1898 - 1902 гг. Свердруп совершил на „Фраме" плавание в северной части Канадского Арктического архипелага В 1910 - 1912 гг. Р. Амундсен плавал на „Фраме" в Антарктике.

Ныне „Фрам" установлен в специальном павильоне Норвежского музея мореплавания в Осло как судно- памятник.

Водоизмещение 402 т.

Длинна 39 м.

Ширина 11м.

Мощность паровой машины 162 кВат, осадка 3,75 м, скорость на спокойной воде 6-7 узлов.

В 1893 – 1896 годах норвежский путешественник Фритьоф Нансен совершил плавание, которое современники называли «чистым безумием» или «добровольным самоубийством». Специально для нужд полярных исследований, длительного дрейфа в паковых льдах была построена деревянная парусно-моторная шхуна «Фрам» (в переводе на русский - "вперёд"). Автором проекта был сам Фритьоф Нансен, конструктором Колин Арчер, строительство велось под наблюдением Отто Свердрупа. «Фрам» был спущен на воду 26 октября 1892 года. Нансен решил двигаться Северо-восточным проходом, предполагалось пройти как можно севернее по открытой воде, после чего пришвартоваться к льдине и предоставить льдам всё остальное.

В 1883 году на восточном побережье Гренландии были найдены остатки предметов неудачной экспедиции на корабле «Жаннетта» под командованием лейтенанта американского флота Джорджа Де Лонга. Эта экспедиция потерпела крушение в 1881 году к северо-востоку от Новосибирских островов. Этот 3-х летний дрейф во льдах натолкнул Фритьофа Нансена на мысль использовать дрейф во льдах с помощью мощных арктических подводных течений с востока на запад для исследования обширных полярных территорий. Норвежский метеоролог профессор Хенрик Мон в 1884 году опубликовал статью, в которой проанализировал эти находки и подтвердил догадки Нансена о существовании трансполярного течения. Статья Мона и стала обоснованием идеи экспедиции к полюсу.

Нансен совершенно сознательно вмёрз в лёдовый панцирь, чтобы дрейфовать, как он рассчитывал не менее трёх лет, вместе со льдами к Северному полюсу. Норвежец совершенно продуманно провёл подготовку к тяжелейшему плаванию и дрейфу во льдах, провианта взяли не на три года, а на пять лет, экипировка и снаряжение соответствовала самым суровым условиям. Нансен, отобрал в свою команду 13-ть самых надёжных норманнов из 300 желающих. Норвежская команда была как единое целое - сплочённый коллектив. В 1893 году русский арктический исследователь Эдуард Толь, выполняя просьбу Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию «Фрама».

«Фрам» отплыл из Вардё 24 июня 1893 года. До 15 июля судно шло вдоль берегов Норвегии, загружая припасы, а Нансен давал серию публичных выступлений с целью покрытия финансовых недостач экспедиции.

29 июля «Фрам» вошёл в Югорский Шар – пролив между Югорским полуостровом и островом Вайгач, соединяющий Баренцево и Карское моря. Карское море пересекли благополучно, оказавшись на траверзе Енисея 18 августа. К 7 сентября экспедиция была у полуострова Таймыр. 9 сентября преодолели мыс Челюскин. 5 октября 1893 года было официально объявлено о начале дрейфа. 9 октября на практике была проверена конструкция «Фрама»: произошло первое ледовое сжатие. Только 19 мая 1894 года «Фрам» пересёк 81° с.ш., двигаясь в среднем со скоростью 1,6 мили в сутки. К концу лета 1894 года Нансен убедился, что судно не достигнет полюса, и твёрдо решил в 1895 году отправиться в санный поход.

К марту 1895 года «Фрам» дрейфовал севернее островов архипелага Земля Франца-Иосифа и оказался на 84° с.ш. Тщательно анализируя ледовую обстановку, Ф.Нансен понимал, что дрейфующие льды не только не пройдут через Северный полюс, как он надеялся, но даже и не приблизят к нему. Выходит, что его задумка не может быть реализована?

Нансен принимает твёрдое решение - добираться до Северного полюса пешим порядком: на лыжах, на лодках, на нартах. Нансен попрощался с командой судна, передав управление экспедицией отважному капитану Отто Свердрупу, надеясь, что он выведет судно из ледового плена и возвратится к родным берегам. Смелый и решительный норманн со своим помощником лейтенантом запаса норвежского флота опытным метеорологом и кочегаром, а проще сказать, мастером на все руки, Ялмаром Йохансоном, вдвоём на собачьих упряжках двинулись на штурм полюса. Но достичь северной вершины мира им не довелось. По причине весьма тяжелых условий передвижения, хотя оба были невероятно выносливыми, физически сильными, хорошими лыжниками и великолепными стрелками, классными, как сейчас бы сказали, биатлонистами, достигнув параллели 86°14´ с.ш., трезво оценили складывающуюся ситуацию, не стали подвергать себя непредсказуемым опасностям и повернули на юг в сторону островов архипелага Земля Франца-Иосифа и вышли на базу британской экспедиции Джексона на мысе Флора.

13-го августа 1896 года Ф.Нансен и Я.Йохансен возвратились на родину на яхте британцев «Windward».

После убытия Ф.Нансена и Я.Йохансена с «Фрама» в марте 1895 года, судно продолжало дрейфовать в западном направлении, и после очередной зимовки летом 1896 года оказалось вблизи северных островов архипелага Шпицберген, капитану Отто Свердрупу удалось освободиться от ледяного плена и успешно возвратиться домой, в порт Тромсё 20-го августа 1896 года без существенных повреждений и с командой в полном составе. Дрейф «Фрама» продолжался три года и три месяца.

Именно так назывался легендарный корабль, находящийся прямо под крышей необычного музея.

История судна

«Фрам» - это корабль небольших размеров, построенный Колином Арчером, норвежским судостроителем, для исследования полярных широт. Знаменитым этот парусник стал благодаря трем великим путешественникам – Амундсену, Свердрупу и Нансену, оставившим глубокий след в истории покорения далеких северных земель.

Все началось, когда Фритьор Нансен начал собираться в очередную , перспективы которой были поначалу совершенно туманными и непредсказуемыми. Подготовить опасное и долгое ему помогал Отто Свердруп, старый друг, прошедший вместе с Нансеном на лыжах через всю Гренландию. Колин Арчер не только выделил средства на постройку судна, но и сам сделал наброски его конструкции, учитывая все пожелания мореплавателей.

Когда корабль был готов, Нансен лично простучал все крепления и прощупал всю его обшивку, чтобы убедиться в надежности судна. Стоит отметить, что создателями было учтено все: суровые погодные условия полярных широт, трение льда о днище корабля и его борта, необходимость постоянного лавирования между застывшими навечно ледяными глыбами.

Далеко не все того времени могли похвастаться такой сложной и надежной экипировкой. Нансен лично разработал специальную горелку для камбуза, которая долгое время служила путешественникам, согревая их длинными полярными ночами.

Покорители северных льдов

Первая экспедиция, капитаном которой назначили Свердрупа, состоялась в 1893 году. Прежде чем приблизиться к цели, «Фрам» долго пробирался вдоль холодных берегов русской Сибири, затем вмерзал в дрейфующие льдины и вместе с ними добирался до Северного полюса.

В итоге корабль прошел в стороне от назначенного места, и экспедицию пришлось на этом закончить. Судно вернулось обратно в . Вторая попытка была предпринята в 1898 году – данная экспедиция, увенчавшаяся успехом, продолжалась до 1902 года. За это время отважным путешественникам удалось исследовать острова, относящиеся к Канадскому Арктическому архипелагу, и нанести на карту их контуры.

Самой опасной стала третья экспедиция, детали которой держались в строгом секрете. Известно, что путешественники посетили многие и земли, на которые до этого не ступала нога человека. Амундсен, намеревавшийся покорить Северный полюс, в последний момент изменил свои намерения и отправился к берегам Антарктиды. Там он добрался до Южного полюса на собачьих упряжках и установил флаг своей страны, подтвердив, что Норвегия является родиной настоящих героев.

Открытие музея

После того, как судно преодолело тысячи морских миль, обтрепав паруса под ледяными ветрами Антарктики, и вернулось к родному берегу, было принято решение отправить его на покой. Однако после долгого стояния на приколе некогда крепкие бока судна стали подтачивать вредители, остов его накренился, паруса поникли.

Люди на короткий период времени забыли о паруснике, принесшем им славу и признание. Однако забвение длилось недолго. В 1920 году начались работы по реставрации корабля, а норвежские власти приняли решение пополнить с его помощью своей страны.

В 1935 году в Осло возвели специальный постамент, на который был водружен обновленный «Фрам». Затем началось строительство здания с двускатной крышей, которое до сих пор охраняет и защищает славное наследие норвежских мореплавателей. Сама конструкция музея сделана таким образом, чтобы рассматривать знаменитый парусник посетители могли с нескольких уровней.

Каждый гость этого заведения имеет возможность лично постоять за штурвалом парусника, неспешно пройтись по его палубе и даже заглянуть в тесную кают-компанию, в которой когда-то принимали важные решения великие мореплаватели. На борту судна хранятся многочисленные вещи, принадлежавшие Амундсену и Свердрупу, а также специальные морские приборы, без которых любое долгое путешествие было бы невозможным.

Все здесь обустроено таким образом, чтобы люди максимально прочувствовали значение и величие этого небольшого парусника, обогнувшего весь земной шар, достигнувшего Южного полюса и покорившего суровые полярные широты. Чтобы не упустить из виду ни одной детали, на осмотр корабля лучше всего выделить целый день. Также рекомендуется посмотреть , расположившийся неподалеку и представляющий не меньший интерес для туристов.

По традиции, сложившейся на заре европейской цивилизации, именно норвежцы были теми отважными путешественниками, которым не сиделось на месте. Стоит вспомнить Эрика Рыжего и его сына Лейфа Эрикссона, открывших Америку за 400 лет до славного Колумба. Традиции открытия новых земель сохранились до нашего времени. Кто не знает Тура Хейердала, неспокойный характер которого привел к многочисленным открытиям и впечатляющим экспедициям.

Музей "Фрама" посвящен одному единственному кораблю, на котором были совершены три удивительных плавания - два к полюсам Земли и одно через два океана.

Экспозиция музея, кроме самого корабля, включает в себя:

  • выставку научного оборудования полярных экспедиций;
  • медицинское оборудование судового врача;
  • личные вещи участников экспедиций;
  • предметы собачьих упряжек;
  • документы, фотографии, карты, судовые журналы.
Музей предоставляет своим посетителям кинозал, в котором можно посмотреть фильмы об известных покорителях Северного и Южного полюса.

Отдельная экспозиция посвящена животному миру сурового Заполярья. Чучела пингвинов, белых медведей, морских котиков, тюленей, гагар - работы лучших таксидермистов Европы.


Постоянно в музее проходят выставки, посвященные активной общественной деятельности покорителей полюсов. Нансен организовал сбор средств в пользу голодающих Поволжья во время Гражданской войны в России, Свердруп был самым щедрым жертвователем Красного Креста.

К каждому стенду есть пояснения на восьми европейских языках, включая русский. Но главным экспонатом остается небольшое суденышко, выдержавшее столь серьезные испытания. Посетители могут не только осмотреть корабль, но и побывать на его борту, зайти на камбуз или каюту капитана, сфотографироваться в рулевой рубке.


Специальная аппаратура позволяет посетителям полюбоваться Северным сиянием с палубы корабля.

В магазине музея можно приобрести научную литературу более 200 авторов, а выбор сувениров просто огромен.

Музей работает: летом с 9 до 18 часов, в мае и сентябре с 10 до 17 часов, в остальное время с 10 до 16.

Есть возможность заказать гида, но сделать это необходимо заранее.

Найти музей очень просто: автобус номер 30 довезет практически до самых дверей в музей Фрама.

На берегу столичного фьорда стоит стеклянный шатер, в котором хранится полярная гордость Норвегии. За время существования музея в нем побывало более десяти миллионов посетителей. Для такого небольшого музея, цифра, весьма впечатляющая.

Здесь находится шхуна "Фрам", на которой совершались путешествия вначале Нансеном к Северному полюсу (1893-1896г), затем Отто Свердруп возглавил экспедицию, бороздил арктические воды канадского архипелага, составил подробную карту, и в 1910 году Амундсен отправляется на побережье Антарктиды и покоряет Южный полюс.

В музее можно забраться на судно и исследовать его полностью.

Но сначала я хочу рассказать его историю.
Судно «Фрам» строилось Нансеном, чтобы отправиться к Северному полюсу. Он был уже довольно известным полярным исследователем к началу экспедиции к началу 90 годов 19 столетия.

В частности он совершил лыжный переход через Гренландию. Тут он был первым - никто раньше не мог пересечь остров.

Он обладал художественным талантом, писал картины. Один художник даже уговаривал его бросить науку и заняться живописью! Он защитил диссертацию по поводу нервной системы животных - то есть по зоологии, а совсем не по полярным исследованиям.
Природа — лучший архитектор, справедливо решил известный морской инженер Колин Арчер, когда к нему обратились с заказом на корабль, способный противостоять натиску арктических льдов. Так на свет появилось инновационное судно «Фрам», секрет жизнестойкости даже в самых суровых условиях которого определялся простым, как яйцо, строением корпуса.
У форштевня судна памятник его создателю - Колину Арчеру.

Судно строится с таким расчетом, чтобы оно могло выдержать давление льда снаружи. Концепция Нансена была такова: судно вмерзает во льды и вместе со льдами дрейфует к Северному полюсу. Работая над проектом, Арчер взял за основу пропорции и форму яйца. Как показала практика, он не прогадал: льдины стискивали корабль, но благодаря острому носу «Фрам» не ломался — лишь с ещё большим напором скользил вперёд, прорубая льды.
Нансен рассчитал траекторию движения, где он должен вмерзнуть во льды, руководствуясь данными, которыми располагали ученые того времени. Экспедиция началась в 1893 году, и все пошло не так, как рассчитал Нансен. Вначале все шло хорошо. Фрам вмерз во льды, выдержал давление, но ученые в то время даже не могли предположить, что подо льдом в Арктике существует целый океан. Сегодня каждый ребенок знает о Северном Ледовитом океане. Считалось, что глубина там несколько сотен метров, а оказалось 4-5 км. Считалось, что там нет сильных течений, а оказалось сильнейшее течение несло корабль по другой траектории.

Он долго ждал и не знал, что делать. Старался разнообразить жизнь на судне. Они проводили научные исследования.

Спонсор экспедиции снабдил команду шоколадом. Но замкнутое пространство, жуткий холод сделали свое дело. Он идет на решительный шаг: Нансен и Йохансен покидают «Фрам» и отправляются в пеший поход к Северному полюсу с тремя санями, 28 собаками и тремя норвежскими флагами.

Переход, который планировали закончить за несколько недель, растянулся на целый год. Расчеты снова были неправильные. Двигаясь несколько десятков км на север, на самом деле двигались на юг вместе с льдиной. По дороге они убили всех собак, спали в намокших спальных мешках.
Подойдя к Северному полюсу ближе, чем кто-либо до них, Нансен и Йохансен все же были вынуждены повернуть на юг.

Нансен и Йохансен преодолевают разводья между ледяными полями на каяках и собранном из них катамаране.

Нансену сказочно повезло. Он, обессиленный, случайно в бесконечных льдах Арктики встречает ученого. Это самая счастливая случайность за всю историю арктических исследований. Так он спасся, и в 1896 году, воссоединившись со своей экспедицией на Фраме, возвращается в Норвегию национальным героем.

Нансен после экспедиции.

Когда идешь по кораблю, время отступает.

Во избежание поломки во льдах, винт мог быть быстро поднят из воды при помощи лебедки.

Машинное отделение.

Кают-компания.

Каюта Амундсена.

Аварийный набор для пешего перехода по льдам всегда наготове.

А еще за такой таинственной дверью есть комната.

Нажимаешь на кнопку, металлическая дверь раздвигается, заходишь внутрь, дверь за тобой закрывается. Становится жутко и очень холодно. Здесь воссозданы условия, корорые были на корабле во время плаванья со звуковыми эффектами.

Создается полный эффект присутствия: буквально чувствуешь под своими ногами заледенелую палубу корабля, видишь густое облачко пара, вырывающееся изо рта, слышишь чертыхания замерзших матросов и стенания пакового льда.
Ты слышишь… треск обшивок гибнущих в объятиях льда кораблей и стон леденящего душу и тело арктического ветра. Ты чувствуешь… убивающее все живое прикосновение мороза и фатальную безнадежность. Ты почти обоняешь… страх кучки людей, затерянных в «неизвестно где» и проходящих виток за витком по всем кругам ада.
Я была просто счастлива, когда вышла оттуда, ибо пройти надо было по шаткой палубе с леденящим ветром ло второй двери. Пути назад не было. А ведь в таких условиях жили люди...
Когда Норвегия утверждалась на мировой арене, Нансен отправляется на переговоры в Данию, чтобы датский принц стал королем Норвегии. Именно Нансен возглавляет норвежскую делегацию.
После окончания Первой Мировой Войны Нансен становится активным участником Лиги Наций.

Он организовал помощь голодающим в Поволжье. Он с симпатией относился к социалистическому строю. Когда Норвегия была оккупирована нацистами, здесь правил Квислинг, который возглавлял местную нацистскую партию. Квислинг был военным атташе в Петрограде, и Нансен выбирает его для организации помощи голодающим Поволжья. Справляется он с этим хорошо, за что был поощрен советским правительством. Потом он стал руководителем фашистского правительства в Норвегии и расстрелян после того, как оккупация закончилась.
Еще Нансен придумал нансеновские паспорта. Когда закончилась Первая Мировая Война, бывшие военнопленные остались без гражданства. Российской Империи уже не было, Германской Империи не было, Австрийской Империи не было, и людям выдавались паспорта без национальности, чтобы они могли устроиться в жизни и достичь тех мест, куда им нужно было.

Кстати, за организацию «нансеновских» паспортов Фритьоф Нансен был награжден Нобелевской премией.

В 1898 - 1902г. Свердруп организует экспедицию на Фраме к побережью Северной Канады, составляет карты неизвестных доселе островов. Экспедиция была успешной.

Небольшое судно Йоа принадлежало Руалю Амундсену, в 1903-1907г. он прошел на нем северным морским путем.

Сначала он хотел достичь Северного полюса, что не удалось Нансену. Пока он собирался, Северный полюс был уже покорен. Тогда он решает достигнуть Южного полюса. Амундсен на Фраме отправляется к побережью Антарктиды. 13 декабря 1911 года полюс был достигнут. Параллельно двигалась к полюсу экспедиция шотландца Роберта Скотта, но они опоздали на месяц, а на обратном пути все члены экспедиции замерзли. Амундсен писал тогда: «Я бы пожертвовал всем, решительно всем: деньгами, славой, всем, чем только можно, лишь бы только они были живы». На сегодняшний день на Южном полюсе находится американская научная станция, которая носит название «Амундсен-Скотт».
Амундсен возвращается, как национальный герой и продолжает заниматься исследованиями. Он изучает Арктику с самолетов и дирижаблей. В 20 годы была организована итальянская экспедиция на дирижабле, построенном под руководством итальянского генерала Умберто Нобиле. Планировалось, что дирижабль зависнет над Северным полюсом, участники экспедиции высадятся и установят итальянский флаг, а затем вернутся. Нобиле уже участвовал в совместных экспедициях с Амундсеном, но ему хотелось превзойти его. Дирижабль долетел до полюса, но высадиться не смогли из-за погодных условий. Затем дирижабль потерпел крушение, и никто не знал тогда о судьбе экипажа. Были организованы поисковые работы, часть экспедиции остались живы. Радиолюбители СССР услышали позывные выживших участников экспедиции, и большую часть людей спас самый крупный в мире на тот момент советский ледокол «Красин».
Амундсен выписывает самолет из Франции и тоже занимается поисками экспедиции Нобиле. Но самолет не был приспособлен для полета в арктических условиях, и Амундсен погибает во льдах.
До середины 30 годов Фрам был пришвартован на берегу Бюгдоя. Состояние его ухудшалось, но когда открыли музей, его можно видеть в первозданном виде. В плане полярных исследований маленькая Норвегия была впереди планеты всей.
А это карта третьей экспедиции на "Фраме" Амундсена на Южный полюс.

Фрам» и Амундсен в 1910 г.

Фрам во льдах Антарктики.